ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НА УРОКАХ
ИНФОРМАТИКИ Дедкова А.С.
Дедкова Александра Сергеевна - студент, кафедра математики, физики и информатики, Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, г. Новозыбков
Аннотация: в статье проведен анализ методов и форм, применяемых для организации контроля сформированности познавательных универсальных учебных действий на уроках информатики.
Ключевые слова: познавательные универсальные учебные действия, методы и формы организации контроля УУД.
Исходя из информации, изложенной в Федеральном государственном стандарте, одной из ведущих задач в работе учителя в настоящее время становится не только формирование у учащихся знаний, умений и навыков по предмету, приобретаемые им в процессе усвоения конкретной школьной дисциплины, но и универсальных учебных действий, которые включают в себя умения самостоятельно получать и закреплять новые знания, определять цели и задачи обучения, а также организовывать процесс самообразования [1].
В широком смысле термин «универсальные учебные действия» определяется как умение учиться. Иными словами, это способность индивида к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. Постижение таких умений позволяет ученикам освоить все компоненты учебного процесса, который включает в себя познавательную и учебную мотивации, цели и задачи обучения, учебные действия и операции, в которые входит в том числе контроль и оценка результатов учебной деятельности.
В классификацию универсальных учебных действий входят:
• Коммуникативные УУД,
• Познавательные УУД,
• Регулятивные УУД,
• Личностные УУД.
В ходе анализа федерального государственного образовательного стандарта и примерной основной образовательной программы основного общего образования можно выделить следующее - познавательные универсальные учебные действия в своей основе ориентированы на умение постановки учебной задачи самим учеником и поиска ее решения путем усвоения новой информации и систематизации уже полученных знаний и умений.
Познавательные УУД есть совокупность приемов личностного, коммуникативного и обучающего характера, целью которых является формирование навыков познавательной деятельности.
В группе познавательных УУД подразделяются на:
1) общеучебные универсальные действия, включающие в себя: умения самостоятельной формулировки учащимися познавательной цели; поиск, выделение необходимой для достижения поставленной цели информации и использование в поисковом процессе различных методов (в том числе и работы с компьютерными средствами); структурирование полученных знаний; умение представить систематизированные знания в устной и письменной форме; выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное оценивание способов и условий действия; самоконтроль и самооценка результатов;
2) Логические универсальные действия, в которые входят: анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков; синтез имеющихся знаний и умений, включающее и самостоятельное восполнение недостающей информации; выделение критериев и оснований для сравнения и классификации объектов; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно- личностных связей; построение логической цепи при решении задачи; выдвижение и обоснование гипотез;
3) Постановка и решение проблемы: формулировка самой проблемы и самостоятельный поиск или создание способов решения проблемы.
В целом, можно выделить следующие уровни сформированности учебных действий:
I. отсутствие учебных действий как целостных «единиц» деятельности (ученик выполняет лишь отдельные операции, может только репродуктировать действия учителя, не способен
планировать и контролировать свои действия, подменяет учебную задачу задачей «зубрежки» и последующего воспроизведения);
II. выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем (требуются объяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, может выполнять действия по уже усвоенному алгоритму);
III. неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач (при изменении условий задачи не может самостоятельно внести коррективы в алгоритм действий);
IV. адекватный перенос учебных действий (самостоятельное обнаружение учеником несоответствия между условиями задачами и имеющимися алгоритмами решения и правильное изменение способа при содействии учителя);
V. самостоятельное построение учебных целей (самостоятельное построение новых учебных действий на основе развернутого, тщательного анализа условий учебной задачи и ранее усвоенных алгоритмов);
VI. обобщение учебных действий на основе выявления общих принципов построения новых способов действий и выведение нового способа для каждой конкретной задачи.
Для решения проблемы соответствия тому или иному уровню сформированности универсальных учебных действий необходимо представить образовательные результаты в виде конкретных операций. Иными словами, для диагностирования сформированности УУД следует делать упор на применение учеником наиболее широкого спектра учебных действий при решении стоящей перед ним проблемы.
Основываясь на информации, представленной в различный психолого-педагогических и методических литературных источниках, можно выявить сущность и конкретизировать каждое из представленных выше познавательных умений на основе сущности деятельности [3] (Табл. 1).
Таблица 1. Деятельностный состав познавательных УУД учащихся основной общеобразовательной школы
Компоненты познавательных УУД школьника Содержание компонентов Деятельностные качества (критерии)
Общеучебные
умение структурировать знания мыслительная деятельность, в процессе которой между объектами устанавливаются связи на основе выбранного принципа умение визуализировать информацию (составлять схемы, графики, диаграммы); Умение представлять информацию при помощи своей системы обозначений; Умение устанавливать связи между объектами; Умение читать графики, диаграммы, схемы; Умение достраивать недостающие элементы совокупности
Умение производить контроль и оценку результатов и процессов деятельности Мыслительная деятельность, заключающаяся в сравнении наличного состояния объекта с эталоном Умение выделить критерии для оценки результата или процесса; Умение оценить по заданной системе критериев; Умение нахождения изъянов в решении
Умение выбирать оптимальные способы решения текущей проблемы в зависимости от заданных условий Мыслительная деятельность, подразумевающая под собой выделения множества вариантов решения с дальнейшим выбором оптимального при помощи сравнения по конкретным условиям Умение определять наиболее удобный способ решения задачи из представленных в определенных условиях; Умения определять условия, при которых выбранных способ решения будет наиболее оптимальным; Умение решать задачу несколькими способами
Логические
Умение анализировать Мыслительная деятельность, которая состоит в делении целого на составные элементы, в выделении различного рода признаков и аспектов Умение разделять объект на части; Умение располагать части в определенной последовательности; Умение характеризовать части объекта
Компоненты познавательных УУД школьника Содержание компонентов Деятельностные качества (критерии)
Умение синтезировать Мыслительная операция, которая предусматривает поиск целого через образование связей между выделенными элементами Умение выделять основание объединения; Умение выделять объекты по заданному основанию; Умение преобразовать целое по другому основанию
Умение классифицировать Мыслительная деятельность по определению связи между явлением (логическим заключением) и побуждающим образование другого явления (вывода) Умение определять основание классификации объектов; Умение распределять элементы по заданному критерию; Умение выделять признаки, по которым сравниваются объекты; Умение выделять сходства и различия; Умение выделять признаки по определенному критерию
Умение устанавливать причинно-следственные связи Мыслительная деятельность заключается в определении связи между явлением и побуждающим образование другого явления Умение определить истинность логических суждений по исходным условиям; Умение определять исходные условия по заданным логическим суждениям; умение определять условия по исходным данным и конечному результату
Постановка и решение проблемы
Умение формулировать проблему Словестное представление осознания противоречивости, неоднозначности исходных условий деятельности с последующим определением дальнейших шагов для устранения противоречий и неоднозначности Умение прогнозировать условия, при которых решение проблемы не представляется возможным; Умение определять изменения в условиях; Умение определять недостаточность информации для решения
Таким образом, под познавательными универсальными учебными действиями понимается совокупность приемов личностного, коммуникативного и обучающего характера, образующая познавательную активность обучающегося с целью достижения целей образования.
Конкретизируя состав этих действий проще проследить уровень сформированности таковых действий, для оценки которого могут быть применены различные методы и формы контроля владением ЗУН.
Отталкиваясь от вышесказанного можно сделать вывод, что методы контроля сформированности познавательных УУД - есть способы деятельности учителя и учащихся, в ходе которых выявляются уровень сформированности и овладения учащимися требуемыми познавательными УУД.
Основные методы контроля разделяют на: наблюдение, устный контроль, письменная проверка, практическая работа, дидактический тест.
Наблюдение, то есть регулярное получение данных о знаниях и развитии ученика, осуществляется учителем ежедневно. Этот метод дает определенные сведения об уровне знаний учеников, об их умении организовать свое рабочее место, порядок работы, об их работоспособности и самостоятельности. При помощи данного метода можно проследить за ходом протекания применения полного спектра деятельностного состава познавательных УУД (Табл. 1 ).
Устный контроль, как правило, состоит в ответах на вопросы учителя на уроках, экзаменах, зачетах, защитах творческих проектов. При помощи устного контроля можно получить информацию об уровне сформированности всего перечня элементов познавательных УУД, исключая только те, применение которых возможно только при визуализации материала (Табл. 1 ).
Письменный контроль позволяет эффективно проверить знания учащихся. Базисными формами проведения письменного контроля являются домашние, классные, самостоятельные и контрольные работы. Одним из условий организации письменной проверки знаний учащихся является умелое недопущение сторонней помощи, которая оказывает влияние на уменьшение уровня объективности
оценки за классные, домашние, самостоятельные и контрольные работы, без учета моральных последствий для ученика.
Такой метод позволяет охватить весь деятельностный состав универсальных учебных действий за исключением тех, которые подразумевают в своей основе устное изложение ответа (Табл. 1).
Практические методы контроля имеют целью анализировать и оценить имеющиеся практические умения, навыки учеников, способность применять полученные знания при решении конкретных задач. Они являют из себя решение задач, проведение экспериментов и опытов, составление схем, чертежей, карт, составление алгоритмов и программ, изготовление приборов и пр.
Данный метод проверки удовлетворяет принципу связи обучения с практикой, с жизнью, ориентирует ученика на применение полученных знаний. На сегодняшний день, данный метод контроля является наиболее современным и жизнеспособным. Эти методы контроля охватывают весь спектр познавательных универсальных учебных действий.
Тестирование - метод измерения знаний учащихся, основанный на применении дидактических тестов.
Различают четыре уровня дидактических тестов.
Первый уровень - тест на распознавание: их удобно представлять альтернативными тестами, предусматривающими ответы типа «да - нет», «правильно - неправильно», или тестами с выборочными ответами. При помощи этого уровня тестов можно проследить, как учащийся умеет читать графики, таблицы, схемы, диаграммы, устанавливать связь между объектами, достраивать недостающие элементы совокупности из перечня таковых и др.
Второй уровень - тест на воспроизведение или решение типовых задач: Являются тестами с конструктивным ответом или с множественным выбором его. Конструктивный ответ представляет собой строку произвольных символов. Эталон может задаваться в виде основы слова или фразы.
Третий уровень - тест на применение практических знаний по предмету: их лучше демонстрировать для решения тестами со свободным ответом или тестами с частичными пояснениями.
Четвертый уровень - тест на творческое применение знаний: Представляются ровно также, как и вопросы третьего уровня. Для решения проблемы интерпретации свободно конструируемых ответов используется целый ряд методик: распознавание по ключевым словам или буквосочетаниям, использование элементов искусственного интеллекта, позволяющих интерпретировать смысловые структуры человеческой речи, в том числе вводимой не с пульта, а через микрофон.
Тестирование, применяемое для контроля сформированности познавательных универсальных учебных действий, имеет ряд преимуществ, а именно:
• Оперативно выявляет уровень сформированных познавательных УУД по конечным результатам применения. Это обеспечивается тем, что задачи и вопросы подбираются в результате анализа материала и, следовательно, учитывают специфику учебных действий и характер возможных ошибок.
• Позволяет в течение короткого времени получить представление о недостаточном усвоении познавательных УУД и помогает организовать работу по предупреждению отставания учащихся.
• Предоставляет учителю возможность проверять сформированность УУД на разных уровнях и осуществлять дифференцированное обучение.
• Способствует рациональному использованию времени на уроке.
• Активизирует мышление школьников.
• Дает возможность учителю критически оценить свои методы преподавания.
Однако тест фиксирует только результаты применения тех или иных познавательных универсальных действий, а вот за ходом ее выполнения проследить не представляется возможным.
При контроле сформированности познавательных учебных действий используются те же, что и при проверке сформированных знаний и умений.
Таким образом, формы проверки сформированности познавательных УУД у учащихся - это различные виды деятельности учащихся при выполнении заданий, направленных на проверку уровня сформированности познавательных УУД у учащихся.
Разнообразие форм контроля уровня сформированности УУД дает право учителю разработать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания. Государственный стандарт образования обозначил обязательные требования к форме и содержанию мероприятий контроля на уроках.
В школьной практике организации контроля на уроках информатики существует классификация форм проверки у учащихся уровня сформированных знаний и умений и универсальных учебных действий, в том числе и познавательных (см. Таблица 2).
Безмашинные формы Смешанные формы Машинные формы
- устный опрос - устная самостоятельная работа - защита реферата - диктант - самостоятельная работа - контрольная работа - зачет - практическая работа - лабораторная работа
- устный зачет - блиц-опрос - тест - экзамен - олимпиада
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что для организации контроля сформированности познавательных универсальных учебных действий, исходя из их специфики, применяются те же методы и формы организации контроля, что и для проверки сформированных знаний, умений и навыков. Отличие состоит лишь в целях и задачах производимого контроля.
Список литературы
1. Об утверждении федерального стандарта основного образования: приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897. Ред. от 29.12.2014 // Российская газета, 2010. 19 дек.
2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования: одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), 2015. 558 с.
3. Газейкина А.И., Казакова Ю.О. Диагностика познавательных универсальных учебных действий обучающихся основной школы на уроках информатики / Газейкина А.И., Казакова Ю.О. // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2016. С. 70-74.
4. Газейкина А.И. Обучение будущего учителя информатики конструированию учебных заданий, направленных на формирование метапредметных результатов обучения / Газейкина А.И. // Педагогическое образование в России, 2014. № 8. С. 159-164.
5. Лапчик М.П., Семакин И.Г. Теория и методика обучения информатике / Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Рагулина М.И. и др. Под ред. М.П. Лапчика. М.: Академия, 2008. 592 с.
6. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. 8-е изд., стер. Гриф МО. М.: Академия, 2008.
7. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, Н.Ф. Голованова, М.В. Зверева, А.И. Колодин, А.И. Парамонов, В.В. Репкин, Р.Б. Стеркина, Н.И. Шерехова, Е.Г. Юдина; под ред. С.А. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 1998. 512 с.