Научная статья на тему 'ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ СТУДЕНТОВ'

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
63
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — И.А. Новикова, П.И. Сидоров, А.Г. Соловьев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

‘Examination of 42 first-year students from the Pomor State University in Arkhangelsk has shown that 61.91% of them had obvious signs of social disadaptation and high reactive and personality anxiety and 38.09% had no social disadaptation with low and moderate anxiety. Examination was performed in the intersession period. Students with phenomena of social disadaptation displayed reduced functioning of basic cognitive mental processes: memory, thinking, attention. The individual properties predisposing to disadaptation were as follows: instability of central nervous system performance and the personality features were hypersensitivity, sensitiveness, emotional liability, some demonstrativeness in behavior, high anxiety, inclination to phobias. The detected changes in cognitive mental processes show it necessary to develop and to introduce comprehensive socio-psychological rehabilitative programmes for students of higher educational establishments for early assessment and adequate correction of social disadaptation phenomena.

Текст научной работы на тему «ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ СТУДЕНТОВ»

Таблица 2

Корреляционная связь между концентрацией ингредиентов в атмосферном воздухе и распространенностью нейродермитов у детей

Наименование ингредиентов

Корреляционная зависимость, г

Углеводороды Оксид углерода Диоксид серы Диоксид азота Сероводород Пыль

Комплексный показатель (Р)

0,30 ± 0,10 0,19 ± 0,06 0,27 ± 0,08 0,14 ± 0,03 0,41 ± 0,14 0,21 ± 0,14

0,61 ± 0,15

Таблица 3

Корреляционная связь между концентрацией отдельных веществ в атмосферном воздухе и распространенностью бронхиальной астмы у детей

Наименование ингредиентов

Корреляционная зависимость, г

Углеводороды Оксид углерода Диоксид серы Диоксид азота Сероводород Пыль

Комплексный показатель (Р)

0,36 ± 0,11 0,46 ± 0,08 0,38 ±0,11 0,16 ± 0,03 0,56 ± 0,14 0,45 ±0,12

0,71 ± 0,19

ненностью экзем выявлена слабая прямо пропорциональная корреляционная зависимость: г = 0,15 ± 0,03. Коэффициент корреляции для оксида углерода был равен 0,22 ± 0,07, для углеводородов — 0,31 ± 0,10, диоксида серы — 0,36 ± 0,12. Наиболее выраженная связь выявлена между концентрациями сероводорода и распространенностью экзем: г — 0,48 ± 0,15. Почти такая же тесная корреляционная зависимость существует между концентрацией пыли и частотой экзем: г =0,41 ±0,14. Теснота связи между суммарной концентрацией указанных вредных веществ и распространенностью экзем среди детей ДДУ г. Альметьевска была средней силы (г= 0,63 ± 0,15).

В табл. 2 представлены результаты корреляционного анализа выявления связи между концентрацией отдельных ингредиентов в атмосферном воздухе и частотой нейродермитов среди детей ДДУ.

Избегая подробного изложения выявленных корреляционных взаимосвязей между концентрациями каждого ингредиента и частотой нейродермитов у детей изучаемых ДДУ, приводим основные закономерности:

— на всех изученных территориях выявляется прямая корреляционная зависимость между концентрациями каждого из ингредиентов и частотой нейродермитов среди детей ДДУ;

— более тесная по сравнению с другими веществами корреляционная зависимость между концентрацией и частотой развития нейродермитов выявляется у сероводорода (г = 0,41 ± 0,14). Степень тесноты связи суммарных концентраций и частоты нейродермитов среди детей ДДУ составляет г = 0,61 ± 0,15.

Коэффициент корреляции между суммарными концентрациями ингредиентов и частотой бронхиальной астмы у детей составляет г =0,71 ±0,19 (табл. 3).

Уровни указанных корреляционных зависимостей между загрязняющими атмосферный воздух вредными веществами и частотой бронхиальной астмы в основном формируются в г. Альметьевске за счет влияния сероводорода (г = 0,56 ± 0,14), диоксида серы (г = 0,58 ± 0,11), оксида углерода (г = 0,46 ± 0,08) и пыли (г=0,45 ± 0,12).

Таким образом, в результате проведенных исследований в нефтяном регионе выявлена различной степени теснота связи между загрязняющими атмосферный воздух вредными веществами и распространенностью аллергических заболеваний. Полученные результаты служат основанием для разработки и внедрения мероприятий по снижению экологической напряженности и аллергической заболеваемости детей.

Поступила 24.07.2001

Summary. The role of some ingredients that contaminate the ambient air in the occurrence and development of allergic diseases was studied. The closest relationships were found between the concentrations of hydrogen sulfide and the prevalence of eczema (r^ ± m = 0.48 ± 0.15). There was a direct correlation between the concentrations of each ingredient and the incidence of neurodermitis among children. The correlation between the summarized concentrations of ingredients and the incidence of bronchial asthma among children was r ±m= 0.71 ±0.19. The findings serves as the basis for elaborating measures to reduce ecological tension and the incidence of allergic diseases in children.

Гигиена труда

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 2002 УДК 614.96:378

И. А. Новикова, П. И. Сидоров, А. Г. Соловьев

познавательные психические процессы и личностные характеристики

социально-дезадаптированных студентов

Поморский государственный университет; Северный государственный медицинский университет, Архангельск

Одна из наиболее важных проблем обучения в современном вузе — адаптация студентов к учебной нагрузке [3, 14]. Существенными особенностями их труда являются интенсивная интеллектуаль-

ная деятельность, связанная с нервно-мышечным напряжением, гиподинамия, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье [7]. Начальный период учебы в вузе характеризуется воздей-

Таблица I

Особенности кратковременной памяти студентов

Методика

1-я группа

2-я группа

"Оперативная память" (количество правильных сумм) 31.36 ± 1,55* 36,06 ± 1.81 "Память на числа" (количество правильных чисел) 7,42 ± 0,91 7.51 1 0,85 "Память на образы" (количество правильных образов) 11,45 ±1,01 11.46 1 0,76

Примечание. Звездочка — различия между 1-й и 2-й группой достоверны при р < 0,05.

ствием на организм студентов ряда новых факторов, среди которых особенности учебного процесса, новый коллектив и жилищные условия, характер питания, играющие важную роль в процессе обучения |5, 12]. С особенностями функционирования познавательных процессов связана эффективность адаптации студентов к учебной деятельности [1, 13]. В то же время данные литературы свидетельствуют о потенциально высокой психосоциальной дезадаптации студентов, особенно в начальный период обучения, которая может являться результатом напряженной умственной работы, сдачи экзаменов, смены места жительства и социальных контактов, наличия хронических заболеваний [1,4, 15]. Выраженная психосоциальная дезадаптация негативно отражается на основных познавательных психических процессах: внимании, памяти и мышлении [13].

Целью настоящей работы являлось выявление особенностей познавательных психических процессов и личностных характеристик студентов с социальной дезадаптацией.

Обследовано 42 студента I курса Поморского государственного университета Архангельска: из них 34 девушки и 8 юношей в возрасте от 17 до 19 лет (средний возраст 17,23 ± 0,56 года). Исследование проведено в межсессионный период; действие стрессорных факторов, обусловленных сдачей зачетов и экзаменов, исключалось.

На первом этапе исследования для выявления лиц с признаками социальной дезадаптации среди студентов проводили письменный опрос и тестирование с использованием опросника реактивной и личностной тревоги Ч. Спилбергера—Ю. Ханина |9]. Вопросы письменного опроса касались состояния здоровья в настоящее время, наличия установленных хронических заболеваний, жалоб со стороны психической и соматической сфер, имеющихся субъективных проблем, связанных с переменой места жительства, социальных контактов, сменой учебного процесса.

По результатам письменного опроса и психологического тестирования по уровню социальной дезадаптации и тревожности, обследуемые студенты были разделены нами на 2 группы: 1-я — 26 (61,91%) человек с явными признаками психосоциальной дезадаптации и сопутствующим высоким уровнем реактивной и личностной тревожности; 2-я — 16 (38,09%) человек с отсутствием или слабыми признаками социальной дезадаптации, а также с низким или средним уровнем реактивной и личностной тревожности по тесту Ч. Спилбергера— Ю. Ханина. Распределение по полу среди выделенных групп было следующим: 1-я группа — 21 де-

вушка и 5 юношей, 2-я группа — 13 девушек и 3 юноши. По возрастным показателям данные группы достоверно не различались.

На втором этапе исследования студентам указанных групп проводили экспериментально-психологическое исследование познавательных психических процессов, индивидных свойств и личностных характеристик с использованием следующих методик:

— памяти — "Оперативная память", "Память на числа", "Память на образы" [10|;

— внимания — "Корректурная проба" (методика Иванова—Смоленского) [2J, "Красно-черная таблица", "Методика Мюнстенберга", "Расстановка чисел" [8];

— мышления — "Закономерность числового ряда", "Количественные отношения" [9], "Сложные аналогии", "Интеллектуальная лабильность" [10];

— индивидных свойств — опросник Айзенка [16]; опросник структуры темперамента по В. М. Русалову [11];

— характерологических свойств — опросник К. Леонгарда [6];

— личностных особенностей — метод "Личностный дифференциал" [18|.

Статистическую обработку полученных данных проводили на IBM с использованием электронных таблиц EXCEL 5,0 для среды WINDOWS. Оценку достоверности различий производили по критерию Стьюдента при уровне значений р < 0,05.

Проведенный анализ особенностей познавательных психических процессов студентов выявил следующее. По методике "Оперативная память", дающей представление о кратковременной памяти, значения показателей у студентов 1-й группы были ниже, чем улиц 2-й группы (р < 0,05); по остальным методикам значения достоверно не различались (табл. 1).

При изучении особенностей внимания (табл. 2) у студентов 1-й группы обнаружены более низкие значения по всем тестам. По методикам "Красно-черная таблица", предназначенной для оценки бы-

Таблица 2

Характеристика основных свойств внимания студентов

Методика

1-я группа

2-я группа

"Корректурная проба" (буквенный вариант): объем внимания (количество просмотренных букв) концентрация внимания (количество сделанных ошибок) индекс темпа выполнения (в баллах)

индекс точности (в баллах) показатель переключасмо-сти внимания (в баллах) "Красно-черная таблица" (количество правильно воспроизведенных пар букв) "Методика Мюнстенберга" (количество выделенных слов) "Расстановка чисел" (количество правильно расставленных чисел)

1070,76±81,35"

3,5810,39**

3,5710,25*** 7,48± 1,88***

14,9411,47***

12,40+0,54** 14,52±0,52*

1478,33±53,84

2,50±0.11

4,93±0,18 14,78±1.21

8,12±1,89

15,1310,89 16,5610,81

20,6710,96** 23,5410,53

Примечание. Здесь и в табл. 3 и 4 — различия между I -й и 2-й группой достоверны: одна звездочка — р < 0,05; две — р < 0,01; три - р < 0,001.

Таблица 3

Особсииости логического мышления студентов

Методика

1-я группа 2-я группа

"Закономерности числового ряда" (количество правильных чисел) 5,2110,79 5,47+0,58 "Количественные отношения" (количество правильных ответов) 10,1110,96** 13,58±0,91 "Выделение существенных признаков"

(количество правильных выборов) 12.2810.39*** 14,3610.56 "Сложные аналогии" (количество правильных ответов) 12,2210,58* 14,2710,77 "Интеллектуальная лабильность" (количество совершенных ошибок) 3,3310,14 3,0110,28

строты переключаемое™ внимания, и "Расстановка чисел" — для оценки произвольности внимания — значения показателей у обследованных с явлениями социальной дезадаптации были ниже нормы. Та же ситуация имела место при сравнении показателей "Корректурной пробы": объема внимания {р < 0,01), его концентрации (р < 0,01), индексов точности (р <0,001), темпа выполнения (р < 0,001), переключаемости внимания (р < 0,001) и "Методики Мюнстенберга" — избирательности внимания (р < 0,05). Таким образом, основные показатели внимания у лиц, имеющих проявления социальной дезадаптации, оказались ниже, чем без нее, что может свидетельствовать о наличии в первом случае признаков неустойчивости внимания, по-видимому, являющейся результатом быстро возникающего переутомления.

При изучении особенностей мышления (табл. 3) у респондентов 1-й группы наблюдались достоверно более низкие значения показателей по методикам "Количественные отношения" (р < 0,01), "Выделение существенных признаков" (р < 0,001) и "Сложные аналогии" (р < 0,05), свидетельствующие о меньшей способности у них логического решения задач, выделения существенных признаков предметов, более медленном течении процессов обобщения и более низком уровне способности к систематизации, формированию логических связей и отношений Можно полагать, что у студентов с дезадаптацией наблюдалось снижение темпа мыслительных процессов, которое, вероятно,связано с неустойчивостью и быстрой отвлекаемостыо внимания.

По тесту Айзенка студенты с психосоциальными проблемами имели по сравнению с "адаптированными" более высокие показатели экстраверсии (р < 0,001) и нейротизма (р < 0,05). Для первых были характерны следующие психологические особенности по показателям экстраверсии: малообши-тельность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу и затруднения социальной адаптации, а для вторых, наоборот, — общительность, импульсивность, прямолинейность в суждениях и высокая социальная адаптированность. По показателю нейротизма у студентов 1-й группы наблюдались большие, чем у лиц 2-й группы, эмоциональная нестабильность, обостренная чувствительность, тревожность, склонность болезненно переживать неудачи и расстраиваться "по мелочам".

В группе студентов с признаками дезадаптации выявлено преобладание лиц с холерическим и меланхолическим типами темпераментов, а в группе

"адаптированных" — с холерическим и флегматическим. В целом среди студентов 1-й группы было больше холериков и меланхоликов, здесь отсутствовали сангвиники и реже встречались флегматики. Полученные нами результаты согласуются с данными литературы [15, 17], так как преобладание среди дезадаптированных студентов лиц с сильным и слабым неустойчивыми типами нервной системы, высоким уровнем эмоциональной нестабильности логично объясняет нарушение адаптационных процессов.

При исследовании структуры темперамента (по В. М. Русалову) (табл. 4) было обнаружено, что студенты 1-й группы имели достоверно более низкие значения по сравнению с лицами 2-й группы по показателям пластичности (р < 0,01), темпа (р < 0,001), социального темпа (р < 0,05) и более высокие — по эмоциональности (р < 0,05) и социальной эмоциональности (р < 0,05). По результатам исследования можно утверждать, что для студентов 1-й группы характерны вязкость, консервативность мышления, трудность переключения с одного вида деятельности на другой; замедленность действий, низкая моторно-психическая скорость при выполнении конкретных задач; медленная вербализация, слаборазвитая речедвигательная система; ощущение неуверенности, тревоги, неполноценности, высокое чувство беспокойства по поводу работы, чувствительность к неудачам в общении. Выявленные особенности являются результатом нестабильности функционирования центральной нервной системы.

Среди дезадаптированных студентов преобладали лица с эмотивными, а также гипертимными и экзальтированными чертами характера, а среди "адаптированных" — с гипертимными и циклотим-ными. У студентов 1-й группы наблюдались достоверно более низкие показатели по шкале гипер-тимной (р < 0,001) и "застревающей" (р < 0,05) акцентуации и выше по шкалам тревожной {р < 0,05), демонстративной (р < 0,01), дистимной (р < 0,01) и экзальтированной {р < 0,05) акцентуации.

Таким образом, среди студентов с явлениями дезадаптации обнаружено больше лиц чувствительных, впечатлительных, отличающихся глубиной эмоциональных переживаний, а также с некоторой демонстративностью в поведении, повышенной тревожностью, сниженным настроением и его частыми перепадами, склонностью к фобиям.

В структуре личности по методике "Личностный дифференциал" у студентов 1-й группы выявлены достоверно более низкие значения по факторам

Таблица 4

Особенности структуры темперамента студентов по опроснику В. М. Русалова (в баллах)

Свойства темперамента 1-я группа 2-я группа

Эргичность 5,60 1 0,58 6,93 1 0,99

Социальная эргичность 9,07 1 0,55 10.07 1 0,78

Пластичность 5,93 1 0,51" В.60 1 0,84

Социальная пластичность 6,33 1 0,95 6,26 1 1,01

Темп 5,47 1 0,51*** 9,13 1 0,86

Социальный темп 7,33 1 0,65* 9,47 1 0,84

Эмоционал ьность 6,61 1 0,83* 4,86 1 0,43

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социальная эмоциональность 7,87 1 0,31* 6,0 1 0.79

"Оценки" (р < 0,05) и "Силы" (р < 0,01); для них были более характерны неудовлетворенность собственным поведением, уровнем принятия самого себя, зависимость от внешних обстоятельств, недостаточный самоконтроль.

Исходя из полученных результатов, можно сделать заключение о том, что студенты с социальной дезадаптацией по сравнению с адаптированными имели более низкие значения показателей кратковременной памяти, логического мышления, основных свойств внимания (объема, концентрации, устойчивости, переключаемое™, избирательности) вследствие снижения эффективности работы центральной нервной системы. Особенности индивидных свойств студентов, в частности темперамен-тальные характеристики, могут свидетельствовать о преобладании нестабильности функционирования нервной системы, которое может являться предрасполагающим фактором в развитии социальной дезадаптации у студентов младших курсов.

Выявленные особенности познавательных психических процессов и личностных характеристик у социально-дезадаптированных студентов подтверждают необходимость разработки психосоциальных реабилитационных программ для студентов вузов для ранней оценки и адекватной коррекции явлений социальной дезадаптации. Реализация данных программ в вузе будет способствовать улучшению качества учебной деятельности студентов и повышению профессионального уровня выпускников.

Выводы. 1. Наличие социальной дезадаптации у студентов существенно ухудшает деятельность основных познавательных психических процессов: внимания, памяти, мышления вследствие снижения эффективности центральной нервной системы, что закономерно сказывается на процессе обучения в вузе.

2. Предрасполагающим к дезадаптации индивидным свойством является нестабильность функционирования центральной нервной системы, а личностными особенностями — повышенная чувствительность, впечатлительность, эмоциональная неустойчивость, некоторая демонстративность в поведении, повышенная тревожность, склонность к фобиям.

3. Выявленные особенности познавательных психических процессов и личностных характеристик у социально-дезадаптированных студентов подтверждают необходимость разработки и внедрения комплексных психосоциальных реабилитационных программ для ранней оценки и адекватной коррекции явлений социальной дезадаптации.

Л итература

1. Агаджанян Н. А. Образ жизни и здоровье студентов.

- М., 1995.

2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь — справочник по психодиагностике. — СПб., 1999.

3. Бурханов А. И., Носова Л. И., Баигутанов Ж. Б. // Гиг. и сан. - 1992. - № 7/8. - С. 53-55.

4. Джураева Н. Ю., Щукуров Ф. А. // Образ жизни и здоровье студентов: Материалы 1 Всероссийской науч. конф. 21-23 ноября 1995. - М., 1995. - С. 77-78.

5. Кутепов Е. Н , Варфаломеева И. В. // Гиг. и сан. — 1993. - № |. - С. 5-9.

6. Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев, 1981.

7. Неверова Н. П., Аникина С. П., Амарян П. С. и др. // Физиология человека. — 1996. — Т. 22, № 2. — С. 104-107.

8. Общая психодиагностика / Под ред. А. Н. Бодапева. В. В. Столина. - М., 1987.

9. Практикум по обшей и экспериментальной психологии / Под ред. А. А. Крылова. — J1., 1990.

10. Психологические тесты / Под ред. Э. Р. Ахмеджано-ва. - М„ 1997.

11. Русалов В. М. // Психол. журн. - 1989. - Т. 10, № 1.

- С. 10-21

12. Саламатов П. Л. // Успехи физиол. наук. — 1994. — Т. 5, №4. - С. 50-51.

13. Спицын А. П. Психологическая характеристика адаптации учащихся и студентов к учебной деятельности: Автореф. дис.... канд. мед. наук. — Архангельск, 1999.

14. Филатов О. М., Щедрина А. Г. // Гиг. и сан. — 1996.

- № 6. - С. 29-32.

15. Щукина Е. Г. Эмоциональная неустойчивость как ведущий фактор формирования дезадаптивного поведения студентов: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1998.

16. Eysenek H. J. The Moudsley Personality Inventory. — London, 1947.

17. Eysenek H. J. The Biological Basis of Personality. — Springfield, 1967.

18. Osgood Ch. E., Susi G. £., Tannenbaum P. H. The Measurement of Meaning. — Urbana, 1957.

Поступила 11.09.2001

Summary. Examination of 42 first-year students from the Pomor State University in Arkhangelsk has shown that 61.91% of them had obvious signs of social disadaptation and high reactive and personality anxiety and 38.09% had no social disadaptation with low and moderate anxiety. Examination was performed in the intersession period. Students with phenomena of social disadaptation displayed reduced functioning of basic cognitive mental processes: memory, thinking, attention. The individual properties predisposing to dis-adaptation were as follows: instability of central nervous system performance and the personality features were hypersensitivity, sensitiveness, emotional liability, some demonstra-tiveness in behavior, high anxiety, inclination to phobias. The detected changes in cognitive mental processes show it necessary to develop and to introduce comprehensive sociopsy-chological rehabilitative programmes for students of higher educational establishments for early assessment and adequate correction of social disadaptation phenomena.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.