Научная статья на тему 'Познавательная компетентность как система требований к личности выпускника средней школы'

Познавательная компетентность как система требований к личности выпускника средней школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1667
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COMPETENT APPROACH / PERCEPTIONAL COMPETENCE / GENERAL SECONDARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шмигирилова Ирина Борисовна

В статье анализируются различные подходы к определению понятия познавательной компетентности, выявляется ее содержание и структура. Анализ содержано-структурных составляющих познавательной компетентности позволяет считать ее одним из основных результатов школьного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perceptional Competence As a System of Requirements to Secondary School Leavers’ Personality

The article analyzes different approaches to definition such concept as perceptional competence. It reveals its content and structure. Setting up the content and the structure of the perceptional competence components allows considering it one of the main results of secondary education system.

Текст научной работы на тему «Познавательная компетентность как система требований к личности выпускника средней школы»

УДК 372.8:51 ББК 74.262.21

Шмигирилова Ирина Борисовна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра информатики и математики Северо-Казахстанский государственный университет

г. Петропавловск Shmigirilova Irina Borisovna Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of Computer Science and Mathematics North Kazakhstan State University Petropavlovsk

Познавательная компетентность как система требований к личности выпускника средней школы Perceptional Competence As a System of Requirements to Secondary School

Leavers’ Personality

В статье анализируются различные подходы к определению понятия познавательной компетентности, выявляется ее содержание и структура. Анализ содержано-структурных составляющих познавательной компетентности позволяет считать ее одним из основных результатов школьного образования.

The article analyzes different approaches to definition such concept as perceptional competence. It reveals its content and structure. Setting up the content and the structure of the perceptional competence components allows considering it one of the main results of secondary education system.

Ключевые слова: компетентностный подход, познавательная компетентность, среднее общее образование.

Key words: competent approach, perceptional competence, general secondary education.

Изменения, сопутствующие профессиональному образованию на современном этапе, не могут не сказаться и на процессах, происходящих в школьном обучении. Появляется необходимость рассматривать образование как средство достижения значимого для каждого обучающегося результата, как гибкий инструмент расширения и реализации жизненного потенциала и формирования способностей решать проблемы, сопровождающие жизнь человека.

Традиционный набор знаний умений и навыков не в состоянии в полной мере обеспечить современному человеку успешность ни в профессиональном, ни в социальном, ни в личностном смыслах. На этапе школьного обучения необходимо заложить в человеке механизмы самореализации, саморазвития,

обращенности к окружающему миру, умения искать и находить свое место в жизни. Корректировка целей образования с учетом изменившейся социальноэкономических условий влечет за собой пересмотр и переосмысление ранее использованных подходов.

Современный этап развития школьного образования многими исследователями связывается с реализацией компететностного подхода. Компетентно-стный подход в образовании - ориентация обучения не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей, успешную социализацию в обществе и активную адаптацию на рынке труда. Сущностью образовательного процесса при этом становится превращение социального опыта в опыт личный, сопровождающееся индивидуальной самореализацией личности.

В современных исследованиях, посвященных компетентностному подходу, принято выделять и различать два смыслообразующих понятия «компетенция» и «компетентность», определения которых представляют широкий разброс мнений. Анализ данных определений позволяет заключить, что сложные многокомпонентные, междисциплинарные понятия, в различных определениях которых в основном прослеживается два подхода: первый связан с характеристикой понятий через интегральные качества личности, обеспечивающие выполнение определенной деятельности на высоком уровне, второй основывается на описании составляющих деятельности, которые нужно освоить человеку, чтобы успешно справляться с проблемами в личных, социальных и профессиональных ситуациях. Разводя эти два понятия, согласимся с

А.В. Хуторским [9], который, выстраивая отношения между этими понятиями подчеркивает, что компетентность предполагает наличие минимального опыта применение компетенции, и будем понимать под компетенцией то, к чему следует стремиться в том или ином виде деятельности, а под компетентностью

- то, что достигнуто в этом направлении.

В классификации компетенций ряд авторов (О.Е. Лебедев, А.В. Хуторской и др.), три уровня соответствующих содержанию образования:

■ ключевые компетенции (реализуемые на метапредметном, общем для всех предметов содержании) относятся к общему содержанию образования;

■ общепредметные компетенции (реализуемые на содержании, интегративном для совокупности предметов) относятся к определенному кругу предметов и образовательных областей;

■ предметные компетенции (формируемые в рамках отдельных предметов) являются частными по отношению к двум предыдущим уровням и имеют конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Понятие ключевых компетенций еще не устоялось, хотя было сделано несколько серьезных попыток по его определению, в том числе и международный проект «Определение и отбор ключевых компетенций» (DeSeCo) [7], осуществлявшейся Организацией экономического сотрудничества и развития и Национальными институтами образовательной статистики Швейцарии и США.

Авторы проекта констатировали, что им не удалось дать строгое определение ключевых компетенций, которое позволило бы проводить отбор по формальным признакам, однако широкие дискуссии по данному вопросу позволили сделать вывод о том, что ключевые компетенции понимаются как важные во многих жизненных сферах и служащие залогом жизненного успеха и характеризуются тем, что они:

■ неалгоритмические;

■ полифункциональны;

■ сложно организованы;

■ переносимы из одной предметной области в другую;

■ являются характеристикой практической деятельности;

■ отражают уровень достижений;

■ могут быть иерархизированы по уровням.

Анализируя списки ключевых компетенций, предлагаемых различными авторами можно заключить, что ключевые компетенции могут стать основой

для преемственности между профессиональным и школьным образованием. Именно формирование ключевых компетенций обучающихся, т.е. целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта активной, самостоятельной деятельности и личной ответственности за ее результат провозглашается новым типом образовательного результата средней школы. На ступени профессионального образования ключевые компетенции совершенствуются и становятся инструментом формирования профессиональной компетентности выпускника вуза и, одновременно, ее составляющей.

Детальный анализ компонентов ключевых компетенций, позволяет установить неразрывную их связь друг с другом и заключить, что именно познавательная компетентность во многом является и основой для формирования остальных ключевых компетенций и связующим звеном между ними, так как именно познавательная деятельность направлена на освоение других видов человеческой деятельности.

Ключевые компетенции, обеспечивая продуктивность и эффективность различных видов деятельности, в свою очередь, сами формируются на основе когнитивных умений, т.е. умений обучаться, распространенных на сферу познания в целом. Активная и самостоятельная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития умений самостоятельно пополнять знания, принимать решения в нестандартных ситуациях, ориентируясь в стремительном потоке информации. А ведь именно эти качества являются составляющими ключевых компетенций. Таким образом, познавательную компетентность в некотором роде можно считать компетентностью по обновлению компетентностей.

В этой связи познавательная компетентность как важная часть целостной системы требований к личности выпускника школы, приобретает особое значение. Наборы ключевых компетенций/компетентностей, предлагаемый разными авторами весьма разнообразны, однако познавательная компетенция/компетентность присутствует в той или иной интерпретации в подавляющем большинстве предлагаемых списков: компетенция/компетентность само-

стоятельной познавательной деятельности (В.И. Байденко, А.А. Пинский и др.), познавательная (гностическая) компетенция (Е.Ф. Зеер, М.Н. Комиссарова и др.), компетенция познавательной деятельности (И.А. Зимняя, М.В. Ильина и др.), учебно-познавательная компетенция/компетентность (С.Г. Воров-щиков, Е.Ф. Зеер, Т.В. Иванова, Г.К. Селевко, А.В. Хуторской и др.), когнитивная компетентность/компетенция (Е.В. Вязова, О.Ю. Щербакова, Е.Н. Ка-чуровская и др.), самообразовательная компетентность (Л.М. Бронникова, Е.Н. Фомина и др.) и т.п.

В научной литературе познавательная компетентность описывается через множество дефиниций, с большей или меньшей степенью детализации. При этом, пользуясь одним и тем же термином, авторы, в той или иной степени, подразумевают различное содержание и, напротив, вкладывают один и тот же смысл в различные термины. Так, например, Г. Читхем, Д. Чиверс [10] в понятие когнитивной компетенции включают только знаниевый компонент - официальные и неофициальные, основанные на опыте, знания.

С.П. Захаров пользуется термином «самообразовательная компетенция» и расшифровывает его как «способность личности субъекта реализовывать систематическую самостоятельно организуемую познавательную деятельность, направленную на продолжение собственного образования» [4].

Е.Н. Кочуровская, используя понятие «когнитивная компетенция», определяет его сходно: «готовность учащихся (теоретическая и практическая) к осуществлению самостоятельной продуктивной и репродуктивной познавательной деятельности» 6, С. 42.

Несколько более широкое определение дает А. В. Хуторской термину учебно-познавательная компетенция: «совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами» [9]. В.Е. Гаибова, А.П. Чернявская [3] трактуют учебно-познавательную компетентность как способность учиться всю жизнь, владение знаниями, умениями, навыками. С. Г. Воровщиков [2]

пользуясь тем же термином, определяет учебно-познавательную компетентность как личностно-осмысленный опыт успешного осуществления познавательной деятельности, понимая под данным опытом владение учащимися комплексной процедурой, интегрирующей совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний и умений и позволяющей эффективно осуществлять самоуправляемую деятельность по решению реальных учебно -познавательных проблем, которая сопровождается овладением необходимыми для их разрешения знаниями и умениями по добыванию, переработке и применению информации.

При этом автор, исследуя проблему управления развитием учебнопознавательной компетентности старшеклассников, рассматривает ее в трех ипостасях:

■ как фактор академической мобильности личности ученика, т.е. успешности ее учебы в школе и готовности продолжения обучения в учреждениях профессионального образования.

■ как фактор профессиональной мобильности личности, обеспечивающий реализацию современной политики непрерывного образования, готовности получения профессии, повышения квалификации.

■ как фактор, повышающий эффективность работы школы, социального института, призванного реализовывать программу общего образования.

В.И. Байденко [1] в качестве компетенций необходимых выпускнику вуза выделяет целый ряд компетенций самостоятельной познавательной деятельности, среди которых: владение методами познания; способность распознавать трудности и устранять их; менеджмент знания (собственно учебная компетенция); готовность к непрерывному обучению; способность перерабатывать информацию и владение информационными технологиями; навыки управления информацией; умение находить и анализировать информацию из различных источников; навыки работы с компьютером; способность учиться.

В.И. Тесленко, Н.А. Эвеот [8] компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности трактуют как способы приобретения знаний из

различных источников информации, что, по сути, схоже с пониманием информационной компетенции.

В рекомендациях парламента и совета Европы «Ключевые компетенции для обучения в течение всей жизни» [5] в качестве одной из ключевых компетенций выделяется «освоение навыков обучения». Его толкование также соотносится с понятием познавательной компетенции: «освоение навыков обучения □ способность стремиться и настойчиво продолжать учиться, организовывать собственное обучение, в том числе эффективно управляя временем и информацией как индивидуально, так и в группах. Эта компетенция включает осознание собственных процессов обучения и потребностей, выявление доступных возможностей и способность преодоления на пути к успешному обучению. Эта компетенция означает получение, обработку и ассимиляцию новых знаний и навыков, а также поиск и использование руководства. Освоение навыков обучения вовлекает обучающихся дополнять предыдущее обучение и жизненный опыт, чтобы использовать и применять знания и навыки во всем многообразии контекстов: дома, на работе, в образовании и обучении».

Анализ источников позволяет заключить, что проблема терминологии в данном вопросе - это, прежде всего, проблема контекста использования термина, а также его субъективной интерпретации. Объединяющим аспектом большинства определений познавательной компетенции/компетентности является самостоятельная познавательная деятельность, которая с одной стороны устанавливает сферу формирования и развития компетенции, с другой -сферу ее проявления.

По нашему мнению, «способность учиться всю жизнь», включенная в список пяти ключевых компетенций принятых в 1996 году Советом Европы -это образец той самой познавательной компетентности, которая и должна стать одним из основных результатов среднего образования.

Рассматривая познавательную деятельность как более общее понятие ( по отношению к учебно-познавательной деятельности) - усвоение знаний, формирование умений и способов деятельности, приобретение любого нового

215

опыта не только в процессе учебно-познавательной деятельности в школе, а любой ситуации деятельности в течение жизни, мы будем использовать термин «познавательная компетенция», подчеркивая тем самым, что данная компетенция является ключевой не только для всех уровней системы образования, но и компонентом компетентностого поведения в любой сфере человеческой жизни и деятельности. Данная компетенция описывает идеализированное и нормированное представление, которое проявляется в деятельности как познавательная компетентность.

Включение термина «познавательная компетентность» в теорию и практику учебного процесса средней школы порождает вопросы о структуре, содержании рассматриваемой компетентности, условиях ее формирования, критериях и средствах оценки. Содержание познавательной компетентности можно выявить исходя из общего понимания компетентности и особенностей рассматриваемой компетентности как одной из ключевых:

■ знания;

■ умения, навыки, способы деятельности;

■ личностные качества, способности;

■ ценностно-смысловые ориентации.

Проявление совокупности этих компонентов их динамическое сочетание, обеспечивают эффективность познавательной деятельности, в рамках которой формируется личностный опыт учащегося. Поэтому интегрирующим компонентом содержания познавательной компетентности будет опыт деятельности.

Анализ структуры познавательной деятельности позволяет выделить совокупность компетенций, как нормативных интегративных характеристик, обладание которыми и опыт их применения обеспечивают познавательную компетентность выпускника школы:

■ когнитивная (базовые знания и умения для широкого круга деятельности, способы познания, способность выявлять пробелы в знаниях, готовность к разрешению проблем, познавательные способности к мышлению и

обучению, переносу знаний и умений с одного вида деятельности на другой, генерирование новых знаний;

■ информационная (знания, определяющие работу с информацией, владение ее различными видами и источниками, умения и навыки, позволяющие находить, перерабатывать и использовать информацию, способности критического освоения информации);

■ деятельностная (знание способов деятельности, готовность и умение их применять, конструктивные и практические навыки, владение технологиями, умения и опыт самостоятельно осуществлять все этапы познавательной деятельности: целеполагание, планирование, организацию, контроль, анализ, рефлексию, самооценку, коррекцию;

■ ценностно-смысловая (аксиологические знания, умения осуществить выбор ценностных ориентаций, потребность в получении знаний и формировании умений, готовность к самостоятельной познавательной деятельности, осознание значимости деятельности, мотивы овладения деятельностью, наличие познавательных интересов и устойчивого эмоционально-положительного отношения к деятельности, потребность работать эффективно, достигать намеченные цели);

■ личностностная (умения управлять собственным поведением, опыт саморегуляции, способность позитивно влиять на мнения и желания другого человека (ассертивность), особенности интеллекта, психомоторные умения -концентрация внимания, скорость реакции и т.д., личные качества - уверенность в себе, готовность к саморазвитию, добросовестность, целеустремленность, воля, ответственность, переносимость неудач и т.п.);

■ коммуникативнная (знание, понимание, владение, применение языков (естественных и формальных) и других знаковых систем, владение различными способами передачи информации, готовность к общению, умение грамотно выстраивать свою речь, владение разными видами речевой деятельности, способность цивилизованно отстаивать свою точку зрения с позиций уважительного отношения к ценностям окружающих).

Несомненно, что такое выделение компетенций, лежащих в основе познавательной компетентности, не является бесспорным. Так, например, ценностно-смысловую компетенцию можно разделить на самостоятельные составляющие - аксиологическую, мотивационую и смысловую, а из операционно-деятельностностной компетенции отдельно выделить организационно -регулятивную, инструментально-технологическую и рефлексивно-оценочную.

При этом каждая из компетенций, на которых базируется познавательная компетентность, включает в себя различные формы и виды содержательных компонентов рассматриваемой компетентности (знаний, умений, навыков, способов деятельности, мотивов, смыслов, ценностей).

Детализация компонентов, составляющих основу познавательной компетентности может идти по двум направлениям:

■ представление каждого компонента в виде иерархий, через выделение уровней, и связей между ними и описания качеств, присущих данным компонентам как категориям компетентностного подхода;

■ детализация комплекса компонентов через этапы познавательной деятельности учащихся, а также через виды деятельности характерные для каждой из дисциплин курса средней школы.

Очевидно, что структура познавательной компетентности не является линейной, поскольку, не смотря на взаимосвязанность и взаимозависимость между компонентами ее составляющими, уровни их сформированности могут в значительной мере отличаться друг от друга, а сами связи являются далеко неоднозначными. И, кроме того, компоненты нельзя разделить на более важные и второстепенные, выстроив строгую иерархию.

Проведенный выше анализ различных позиций толкования познавательной компетентности, установление ее содержано-структурных составляющих и выявление их особенностей (см., например, 11), позволяет определить познавательную компетентность как многокомпонентную характеристику личности, обуславливающую приобретение опыта самостоятельной познавательной деятельности на основе интеграции знаний, умений, способов деятельно-

сти, творческого потенциала личности, поведенческого стиля и проявления личностной позиции, выражающую готовность и способность осуществлять эффективную самообразовательную деятельность индивида, для его успешной реализации в условиях непрерывно изменяющейся действительности.

Подводя итог, можно заключить что, именно уровень сформированности познавательной компетентности выпускника средней школы может служить критерием результативности обучения.

Библиографический список

1. Байденко В.И., Оскарсон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса Текст/ В.И. Байденко, Б. Оскарсон// Профессиональное образование и формирование личности специалиста. - М., 2002. - С. 22-46.

2. Воровщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность старшеклассников: состав, структура, деятельностный компонент: Монография Текст / С.Г. Воровщиков. - М.: АПК и ППРО, 2006. - 160 с.

3. Гаибова В.Е., Чернявская А.П. К определению общих учебных компетентностей старшеклассников Текст / В. Е. Гаибова, А. П. Чернявская // Инновации в образовании. - 2006. - № 5. - С. 28-39.

4. Захаров С.П. Роль учителя в формировании самообразовательной компетенции. / Захаров С.П. Электронный ресурс// Режим доступа: http://academy.edu.by/conf_2008/ tezisy/Zaxarov.doc

5. Ключевые компетенции для обучения в течении всей жизни. Рекомен-

дации Европейского парламента и совета от 18 декабря 2006. - Элек-тро ный ресурс// - Режим доступа:

http://europa.eu/legislation summaries/education training youth/lifelong le arning/c 11090 en.htm

6. Кочуровская Е.Н. Формирование мотивационного компонента когнитивной компетентности школьников посредством нестандартных задач Текст / Е.Н. Кочуровская // Вестник Бурятского гос. ун-та. - 2009. - № 15. - С. 41-45.

7. Определение и отбор ключевых компетенций. Вклад ОЕСР программы

определения и отбора компетенций: теоретические и концептуальные основы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http: //www. deseco. admin. ch/bfs/deseco/en/index/02._____________par-

sys.69356.downloadList.26477.DownloadFile.tmp/2000.desecocontrib.inesg

.a.pdf

8. Тесленко В.И., Эверт Н.А. Оценка профессиональной компетентности педагога высшей школы Текст/ В.И. Тесленко, Н.А. Эверт //Оценивание качества педагогического образования: Всероссийское совещание-семинар. КГПУ, 2005. 176 с.

9. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты/ А.В. Хуторской Электронный ресурс// - Интернет-журнал «Эйдос», -2002. - 23 апреля. - Режим доступа: http://eidos.ru/2002/0423/htm.

10. Читхем Г., Чиверс Г. Обучение профессионалов на практике: исследование неформального обучения людей работающих по специальности [Текст]/ Г. Читхем, Г. Чиверс //Журнал обучение в Европейской промышленности. Том 25, издание 5, - С. 247-292.

11. Шмигирилова И.Б. Компоненты познавательной компетентности и их характеристики Текст/ И.Б. Шмигирилова //Информация и образование: границы коммуникации INFO’11: сборник научных трудов № 3(11). - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2011. - С. 154-156.

Bibliography

1. Baydenko, V.I., Oskarson, B. Basic Habits (Key Competences) As an Integrated Factor of Educational Process [Text] / V.I. Baydenko, B. Oskarson // Professional Education and Personality Formation of a Specialist. - M., 2002. - P. 22-46.

2. Cheetham, G., Chivers, G. How Professionals Learn in Practice: Investigation of Informal Learning Amongst People Working in Professions [Text], Journal of European Industrial Training, Vol. 25. - Iss: 5. - P.247 - 292.

3. Definition and Selection of Key Competencies. A Contribution of the OECD Program Definition and Selection of Competencies: Theoretical and Conceptual Foundations - [Electronic Resource]. - Access Mode: http: //www.deseco.admin.ch/bfs/deseco/en/index/02 .parsys.69356. down-loadList.26477.DownloadFile.tmp/2000.desecocontrib.inesg.a.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Gaibova, V.E., Chernyavskaya, A.P. To Definition of General Education Competences of Senior Pupils [Text] / V.E. Gaibova, A.P. Chernyavskaya// Innovations in Education. - 2006. - № 5. - P. 28-39.

5. Key Competences of Lifelong Learning. The Recommendation of the Eur-

pean Parliament and of the Council of 18 December 2006. Electronic Resource // - Access Mode:

http://europa.eu/legislation summaries/education training youth/lifelong le arning/c11090 en.htm

6. Khutorsko,y A.V. Key Competences and Educational Standards / A.V. Khu-torskoy Electronic Resource // «Eidos» Intemet-Journal. - 2002. - April, 23.

- Access Mode: http://eidos.ru/2002/0423/htm.

7. Kochurovskaya, E.N. Motivation Component Formation of the Pupils’ Cognitive Competence by Means of Non-Standard Tasks [Text]/ E.N. Kochurovskaya // Herald of of Buryat State Universitty. - 2009. - № 15. - P. 4145.

8. Shmigirilova, I.B. Perceptional Competence Components and Their Characteristics [Text] / I.B. Shmigirilova // Information and Education: Borders of Communication INFO’11: Collection of Scientific Works. - № 3 (11). -

Gorno-Altaysk: Printing and Publication Department of GASU, 2011. - P. 154-156.

9. Teslenko, V.I., Evert, N.A. Professional Competence Evaluation of Higher

School Teachers [Text] / V.I. Teslenko, N.A. Evert// Pedagogical Education Quality Evaluation: The All-Russian Conference, KSPU. - 2005. - 176 p.

10. Vorovshchkov, S.G. Senior Schoolchildren’s Leaming-and-Cognitive Com-

petence: Components, Structure, Activity Component: Monograph [Text] /

S.G. Vorovshchkov. - M., 2006. - 160 p.

11. Zakharov, S.P. The Role of a Teacher in Self-Educational Competence

Formation [Electronic Resourse] / S.P. Zakharov. - Access Mode: http://academy.edu.by/conf_2008/ tezisy/ Zaxarov.doc

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.