Научная статья на тему 'Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника'

Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5839
624
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРАЗВИТИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЭТАПЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / КРИТЕРИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маловичко Денис Анатольевич

Статья посвящена познавательной активности, выступающей компонентом творческого саморазвития личности школьника. Раскрывается сущность дефиниций: «познавательная активность», «саморазвитие», «творческое развитие». Показано, что развитие познавательной активности способствует творческому саморазвитию личности школьника. При этом отмечается, что познавательная активность развивается при развитии её собственных составляющих, при этом развитие носит поэтапный характер. Обосновываются критерии и уровни сформированности познавательной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника»

УДК 373.026.7 ББК 74.202.267 М 19

Д.А. Маловичко

Аспирант кафедры педагогики и социальной психологии Адыгейского государственного

университета; E-mail: pieceka2006@yandex. ru

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА

(РЕЦЕНЗИРОВАНА)

Аннотация. Статья посвящена познавательной активности, выступающей компонентом творческого саморазвития личности школьника. Раскрывается сущность дефиниций: «познавательная активность», «саморазвитие», «творческое развитие». Показано, что развитие познавательной активности способствует творческому саморазвитию личности школьника. При этом отмечается, что познавательная активность развивается при развитии её собственных составляющих, при этом развитие носит поэтапный характер. Обосновываются критерии и уровни сформированности познавательной активности.

Ключевые слова: Саморазвитие, творческое саморазвитие, познавательная активность, этапы познавательной активности, составляющие познавательной активности, уровни сформированности познавательной активности, критерии познавательной активности.

D.A. Malovichko

Post-graduate student of Pedagogy and Social Psychology Department at Adyghe State

University; E-mail: pieceka2006@yandex. ru

COGNITIVE ACTIVITY AS A COMPONENT OF THE CREATIVE SELF-DEVELOPMENT OF PUPILS

Abstract. The paper is devoted to the cognitive activity which is a component of creative selfdevelopment of the person of the pupil. The essence of definitions of cognitive activity, self-development and creative development is disclosed. It is shown that the development of cognitive activity promotes creative self-development of the person of the pupil. The author shows that the cognitive activity develops simultaneously with the development of its own components, the development having a stage-by-stage character. Criteria and levels of cognitive activity are proved.

Keywords: Self-development, creative self-development, cognitive activity, stages of cognitive activity, components of cognitive activity, levels of cognitive activity, criteria for cognitive activity.

Развитие творчества представляет собой одно из центральных линий личностного развития, именно оно позволяет человеку проявить индивидуальность и уникальность. Становление индивидуальности тесно связано с развитием творческого потенциала личности, основным механизмом которого является творческое саморазвитие.

Анализ научных материалов показывает, что исчерпывающей трактовки понятия «саморазвитие» не даётся ни в философских, ни в психолого-педагогических источниках. Это обстоятельство влечёт за собой неоднозначность толкования термина. Так, Л.Н. Куликова определяет саморазвитие как «целенаправленное многоаспектное самоизменение личности, служащее цели ее максимального духовно-нравственного и деятельностно-практического самообогащения и саморазвертывания; самостоятельное выстраивание себя для продуктивной самореализации в изменчивых условиях и успешного осуществления своего социального предназначения» [7, с. 37].

Под творческим саморазвитием Е.В. Бондаревская понимает интегративный творческий процесс осмысленного личностного становления, основанный на

взаимодействии внутренне значимых и активно-творчески воспринятых внешних факторов [2], т.е. речь идет о личности как субъекте собственного развития.

В.И. Андреев определяет творческое саморазвитие личности как особый вид творческой деятельности субъект-субъектной ориентации, направленный на

интенсификацию и повышение эффективности процессов «самости», среди которых системообразующими являются самопознание, творческая самореализация и

самосовершенствование личности [1].

Анализ дефиниций «саморазвитие» и «творческое развитие» позволяет считать, что творческое саморазвитие - это качественно новая категория, а не простая сумма слагающих её компонентов. Исходя из сущности анализируемых дефиниций, предметного поля нашего исследования, нами определены детерминирующие компоненты творческого саморазвития школьника. К ним мы относим познавательную и творческую активность, самостоятельность, инициативность, которые интегрируются в личностные свойства и способствуют самоорганизации, умению принимать решения в нестандартных ситуациях. Именно самостоятельность, познавательная и творческая активность, инициативность входят в структуру творческого саморазвития учащихся не только с позиции творческости личности, но и как обязательные составляющие учебного процесса.

Рассмотрим сущность познавательной активности.

По утверждению Н.Г. Мокшиной, познавательная активность - такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности во всех ее структурных компонентах - от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим характер поисковой активности [8].

Познавательная активность в отечественной науке рассматривается исследователями с нескольких точек зрения. С одной стороны, она характеризуется как эффективность познавательной деятельности отдельной личности или группы, имеющая определённую уравновешенную стабильность, зависящую от сформированности познавательных способностей (Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Е.И. Щербакова и др.). С другой стороны, познавательная активность рассматривается как качество, личностное образование (З.Ф. Чехлова, Г.И. Щукина и др.).

Т.И. Шамова считает, что эти подходы нельзя отрывать друг от друга, так как рассмотрение их в единстве позволяет сформировать единую точку зрения на понятие сущности познавательной активности, которую, по её мнению, необходимо рассматривать и как цель деятельности, и как средство её достижения, и как результат [9].

Известно, что познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях и знаниях, которые присущи каждому человеку от рождения. Формирование познавательной активности носит поэтапный характер. Мы выделяем три этапа формирования познавательной активности.

1. Начальная познавательная активность - характеризуется наличием познавательного интереса, мотивов и воли, при помощи и посредством которых ученик будет получать и добывать новые знания.

2. Поисковая познавательная активность - характеризуется наличием и постановкой проблемы, способами и алгоритмами получения новых знаний, процессом получения этих знаний.

3. Испытательная познавательная активность - характеризуется результатом и применением полученных знаний.

Следует отметить, что данный процесс имеет цикличный характер, то есть с получением определённого результата может снова возникнуть потребность в получении новых знаний (рис. 1).

Познавательная мотивация на этапе поисковой познавательной активности возникает вместе с возникновением проблемы, а с разрешением проблемы на этапе

испытательной познавательной активности (понимание, инсайт) она исчезает, но поисковый интерес остаётся.

«Интерес, возникающий на этапе поиска, связан с желанием узнать, а интерес следующего этапа - с желанием попробовать. Испытательная мотивация возникает вместе с пониманием и исчерпывается только результатами собственных действий» [3].

После полученного результата перед учеником снова (может возникнуть) возникает проблема, для решения которой он использует знания, полученные предыдущим решением, в данном случае мы говорим о зоне ближайшего развития (Л.С. Выготский).

Рис. 1. Этапы познавательной активности.

По утверждению Е.Е. Клопотовой, развитие познавательной активности определяется качественными изменениями, отражающимися в энергетическом и содержательном показателях. Энергетический показатель характеризует заинтересованность ребенка в деятельности, учении, настойчивость в познании, самопознании. Содержательный показатель характеризует результативность деятельности в процессе получения знаний, выделение различных культурных содержаний в ситуации

[5].

Т.И. Шамова рассматривает активность в учении не просто как деятельное состояние ученика, а как качество этой деятельности, в которой проявляется личность учащегося с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей. Уровень познавательной активности не остается неизменной характеристикой человека, зависящей только от особенностей его нервной системы, а определяется в первые месяцы и годы жизни и затем меняется под влиянием окружающей среды, общения, учения и других видов деятельности, в которую включен ученик [9].

А.С. Глинский на основе своих исследований выделяет следующие уровни познавательной активности:

УЧ.

- высокий: ученик обладает сильной, глубокой и устойчивой познавательной активностью, которая выступает как стержневой мотив учебной деятельности. Ему свойственны увлеченность, сосредоточенность, интеллектуальная активность, положительные эмоции в процессе учебной деятельности;

- средний: учащиеся проявляют избирательное отношение к отдельным предметам, демонстрируют активность при побуждающих действиях учителя, предпочитают поисковый, реже - репродуктивный вид учебной деятельности. Познавательный интерес как мотив учения занимает среднее место в структуре мотивации учения;

- низкий: учащиеся самостоятельно не включаются в процесс урока, не отвечают

на вопросы учителя по собственному желанию. Несистематическое выполнение домашних заданий снижает объем и качество приобретаемых знаний. Волевые качества не развиты: часто отвлекаются, невнимательны при объяснении нового материала,

предпочтение отдается репродуктивному виду учебной деятельности [4].

Познавательную активность можно определить единством четырёх её составляющих: мотивационной, содержательно-операционной, эмоционально-волевой,

личностной.

Мотивационная составляющая. Положительная мотивация оказывает непосредственное коррелирующее воздействие на активность познавательной деятельности учащегося. При этом на учебную активность школьника оказывают влияние множество неравнозначных мотивов. Степень их влияния на личность различна: одни из них, как отмечает Кочнев А.О., играют доминирующую роль, другие - подчиненную, иные - слабозаметную. Именно личностно-значимые мотивы определяют отношение школьника к учению, побуждают или ,наоборот, тормозят его познавательную активность. Поэтому только положительная мотивация обеспечивает включение ученика в активную познавательную деятельность [6].

Содержательно-операционная составляющая включает в себя владение школьниками системой знаний, умений и навыков, устойчивым стремлением к пополнению знаний и овладению новыми способами деятельности.

Эмоционально-волевой - характеризуется стремлением к преодолению школьниками трудностей в учении и наличием определенного эмоционального настроя, связанного с успешностью учения [6].

Личностный - характеризуется субъектной деятельностью школьника, во время которой он сам выбирает траекторию своего развития, поэтому эта деятельность носит личностный характер.

К показателям познавательной активности можно отнести вопросы ученика, обращённые к учителю; стремление учащихся по собственному желанию участвовать в деятельности, в учебном процессе; активное оперирование школьниками имеющимися знаниями, умениями и навыками; стремление поделиться с окружающими новой информацией, полученной из разных источников за пределами учебной программы.

К показателям эмоциональных проявлений следует отнести переживание учащимися гнева, страха, возмущения, радости, грусти, вдохновения, удовлетворения и др.

Показатели волевых проявлений, регулятивные процессы, которые выражены, по мнению ряда авторов, в особенностях протекания познавательной деятельности учащихся: сосредоточенность внимания и слабая отвлекаемость; применение различных способов для разрешения сложной задачи; стремление к завершенности учебных действий; реакция учащихся на звонок, а также свободный выбор деятельности.

Показателями сформированности познавательной активности являются состав и качество выполняемых операций, их осознанность, полнота и развернутость, последовательность, степень сложности, степень обобщенности, степень самостоятельности, время выполнения.

Таким образом, познавательная активность - относительно самостоятельная деятельность школьника в учении, характеризующаяся совокупностью взаимосвязанных

между собой компонентов, предполагающая поисково-исследовательский характер учебной деятельности, начинающийся с постановки проблемы и завершающийся её решением и использованием полученных знаний. Познавательная активность проявляется в тесной взаимосвязи с такими качествами личности, как самостоятельность,

инициативность, творческость, что позволяет считать её одним из детерминантов творческого саморазвития личности школьника.

Примечания:

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1998.

2. Бондаревская Е.В. Педагогика. Ростов н/Д, 2000.

3. Герасимов С.В. Познавательная активность и понимание. URL:

http://www.portalus.ru/modules/psychology/rus_show_archives.php? subaction=showfull&id=1107279034&archive=1120045935&start from=&ucat=27&.

4. Глинский А.С. Развитие познавательной активности учащихся с применением акмеологического подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2007.

6. Клопотова Е.Е. Возможности развития познавательной активности дошкольников в нормативной ситуации // Психологическая наука и образование. 2005. № 2.

7. Кочнев А.О. Влияние личностно-ориентрированного подхода на познавательную активность обучающихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Череповец, 2006.

8. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск: Изд-во ХГПУ,

1997.

9. Мокшина Н.Г. Критерии сформированности познавательной активности студентов // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика: региональный сб. науч. тр. Вып. 3 / Елабужский государственный педагогический университет. 2006. URL: http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/128253462955625000/Default.aspx.

9. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М., 2001.

References:

1. Andreev V.I. Pedagogy of creative self-development. - Kazan, 1998.

2. Bondarevskaya E.V. Pedagogy. - Rostov-on-Don, 2000.

3.Gerasimov S.V. Cognitive activity and understanding

http://www.portalus.ru/modules/psychology/rus_show_archives.php? subaction=showfull&id=1107279034&archive=1120045935&start_from=&ucat=27&.

4. Glinsky A.S. Development of cognitive activity of pupils with application of the acmeological approach. Author’s summary of Dissertation of Candidate of Pedagogy. Omsk. - 2007.

6. Klopotova E.E. Possibilities of development of cognitive activity of preschool children in a standard situation // Psychological science and education. - М., 2005 - No.2.

7. Kochnev A.O. Influence of the personal-focused approach on the cognitive activity of the trainees. Author’s summary of Dissertation of Candidate of Pedagogy. Cherepovets. - 2006.

8. Kulikova L.N. Problems of self-development of the person. - Khabarovsk: HGPU Publishing House, 1997.

9. Mokshina N.G. Criteria for cognitive activity of students. Psychologic-pedagogical support of educational process: the theory and practice. The regional collection of proceedings. 3 edition. Mokshina N.G. Elabuzhsky State Pedagogical University. 2006

http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/128253462955625000/Default.aspx.

10. Shamova T.I. Intensifying pupils study. - М.: Pedagogy, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.