Научная статья на тему 'Позиция центрального руководства Федеральной пограничной службы Российской Федерации по вопросу демаркации на восточном участке российско-китайской границы в конце xx - начале xxi в'

Позиция центрального руководства Федеральной пограничной службы Российской Федерации по вопросу демаркации на восточном участке российско-китайской границы в конце xx - начале xxi в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
359
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОГРАНИЧНАЯ СЛУЖБА РФ / ДЕМАРКАЦИЯ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЙ ГРАНИЦЫ / КНР / КНДР / 90-Е ГГ. XX В. 10-Е ГГ. XXI В / FEDERAL BORDER SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION / DEMARCATION OF THE RUSSIAN-CHINESE BORDER / CHINA / NORTH KOREA / 1990-S-2010-S

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Костюченко Александр Петрович

Статья посвящена исследованию позиции центрального руководства Федеральной пограничной службы (ФПС) РФ по вопросу демаркации на восточном участке российско-китайской границы в 90-е гг. XX в. 10-е гг. XXI в. Предпринята попытка исследования проблемы с опорой на документы, впервые вводимые в научный оборот, воспоминания участников переговоров, в частности из ФПС. На основе широкого круга источников, в первую очередь Центрального пограничного архива ФСБ РФ, выявляются особенности позиции руководства ФПС РФ по вопросу демаркации российско-китайской границы, которая отличалась от позиции Министерства иностранных дел. Анализируются мероприятия центрального аппарата ФПС по организации демаркации, контролю над ее проведением. Особое внимание уделяется реакции руководства ФПС на особую позицию региональных властей Дальневосточного федерального округа по вопросам демаркации российско-китайской границы. Рассматривается проблема демаркации в районе стыка границ трех государств РФ, КНР и КНДР, определяется участие ФПС в ее решении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article studies the policy of the central leadership of the Border Service of the Russian Federation on the demarcation of the eastern section of the Russian-Chinese border in the 1990-s 2010-s based on the documents introduced for scientific use for the first time, recollections of negotiations participants, including from the Federal Border Service. On the basis of a wide range of sources, primarily from the Central Border Archives of the Federal Security Service of Russia, the author discusses the stance of the Far Eastern Border District's leadership on the question of demarcation of the Russian-Chinese border, which differed from the stance of the Ministry of Foreign Affairs. The paper analyses the activities of the central leadership of the Border Guard Service on organization of demarcation, control of its implementation. Special attention is given to response of the Border Guard Service leaders on the specific stance of the regional government of the Far Eastern Federal District on the demarcation of the Russian-Chinese border. The article also deals with the problem of demarcation of the area where the borders of the three states Russia, China and North Korea joint. The role of the Border Guard Service in its resolution is considered.

Текст научной работы на тему «Позиция центрального руководства Федеральной пограничной службы Российской Федерации по вопросу демаркации на восточном участке российско-китайской границы в конце xx - начале xxi в»

УДК 94:321.01 "199/201 "(470 + 571)(510)

Костюченко Александр Петрович

соискатель Хабаровского пограничного института Федеральной службы безопасности Российской Федерации

ПОЗИЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО РУКОВОДСТВА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСУ ДЕМАРКАЦИИ НА ВОСТОЧНОМ УЧАСТКЕ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЙ ГРАНИЦЫ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В.

Kostyuchenko Alexander Petrovich

PhD applicant, Khabarovsk Border Guard Institute Federal Security Service Russian Federation

THE STANCE OF THE CENTRAL LEADERSHIP OF THE FEDERAL BORDER SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION ON THE DEMARCATION OF THE EASTERN SECTION OF THE RUSSIAN-CHINESE BORDER IN THE LATE XX - EARLY XXI CENTURIES

Аннотация:

Статья посвящена исследованию позиции центрального руководства Федеральной пограничной службы (ФПС) РФ по вопросу демаркации на во-сточном участке российско-китайской границы в 90-е гг. XX в. - 10-е гг. XXI в. Предпринята попытка исследования проблемы с опорой на документы, впервые вводимые в научный оборот, воспоминания участников переговоров, в частности из ФПС. На основе широкого круга источников, в первую очередь Центрального пограничного архива ФСБ РФ, выявляются особенности позиции руководства ФПС РФ по вопросу демаркации российско-китайской границы, которая отличалась от позиции Министерства иностранных дел. Анализируются мероприятия центрального аппарата ФПС по организации демаркации, контролю над ее проведением. Особое внимание уделяется реакции руководства ФПС на особую позицию региональных властей Дальневосточного федерального округа по вопросам демаркации российско-китайской границы. Рассматривается проблема демаркации в районе стыка границ трех государств - РФ, КНР и КНДР, определяется участие ФПС в ее решении.

Ключевые слова:

Федеральная пограничная служба РФ, демаркация российско-китайской границы, КНР, КНДР, 90-е гг. XX в. - 10-е гг. XXI в.

Summary:

The article studies the policy of the central leadership of the Border Service of the Russian Federation on the demarcation of the eastern section of the Russian-Chinese border in the 1990-s - 2010-s based on the documents introduced for scientific use for the first time, recollections of negotiations participants, including from the Federal Border Service. On the basis of a wide range of sources, primarily from the Central Border Archives of the Federal Security Service of Russia, the author discusses the stance of the Far Eastern Border District's leadership on the question of demarcation of the Russian-Chinese border, which differed from the stance of the Ministry of Foreign Affairs. The paper analyses the activities of the central leadership of the Border Guard Service on organization of demarcation, control of its implementation. Special attention is given to response of the Border Guard Service leaders on the specific stance of the regional government of the Far Eastern Federal District on the demarcation of the Russian-Chinese border. The article also deals with the problem of demarcation of the area where the borders of the three states -Russia, China and North Korea - joint. The role of the Border Guard Service in its resolution is considered.

Keywords:

Federal Border Service of the Russian Federation, demarcation of the Russian-Chinese border, China, North Korea, 1990-s-2010-s.

После ратификации в феврале 1992 г. Соглашения о восточной части советско-китайской границы стороны начали готовиться к проведению демаркации. В феврале и апреле 1992 г. в Пекине и Москве прошли заседания демаркационных рабочих групп для восточной части границы. Разногласия сохранились: китайцы отказывались от расчистки просек в районах, где их жители систематически нарушали границу, настаивали на проведении своими силами промеров основного русла Амура (где были спорные участки), на установке своих образцов погранзнаков -каменных, дорогостоящих и пр. Переговоры по этим проблемам продолжались до осени 1992 г. и были довольно сложными.

Шестой раунд пограничных переговоров прошел в октябре 1992 г. в Пекине. Накануне вылета из Пекина заместитель главы российской правительственной делегации на переговорах с КНР по пограничным вопросам генерал-лейтенант пограничных войск Ю.А. Нешумов был приглашен на встречу с начальником пограничного управления генштаба Народно-освободительной армии Китая (НОАК) генералом Фу. Российской стороне удалось объяснить китайским коллегам, что для обеспечения мира и спокойствия между Россией и Китаем и безопасности их границ требуются высокая оснащенность, мобильность и боеготовность пограничных подразделений. В итоге китайская сторона согласилась на поддержание регулярных контактов между командованием погранвойск обоих государств [1].

Подготовив все необходимые международные соглашения, стороны приступили к демаркации границы. Командующий пограничными войсками (ПВ) Министерства безопасности РФ генерал-полковник В.И. Шляхтин 16 июня 1993 г. направил командующим войсками Забайкальского, Дальневосточного, Тихоокеанского пограничных округов распоряжение «Об организации и материально-техническом обеспечении работ по демаркации российско-китайской государственной границы на ее восточной части» (№ 21/1/3013).

В распоряжении предлагалось:

- Демаркационные работы по определению на местности линии государственной границы, установке пограничных и створных знаков, прорубке просек осуществлять в объемах согласно указанным в планах и технических требованиях, утвержденных Совместной российско-китайской демаркационной комиссией, а также в заявках российской делегации в этой комиссии.

- Командованию округов, пограничных отрядов, бригад пограничных кораблей и катеров оказывать российской делегации в демаркационной комиссии, оперативным группам управления (подкомиссиям), демаркационным и гидрографическим группам необходимое содействие и помощь в организации и проведении всего комплекса демаркационных работ.

- Для комплектования оперативных групп управления (подкомиссий), демаркационных рабочих групп, команд по установке пограничных знаков на весь период работ по демаркации российско-китайской государственной границы на ее восточной части выделить соответствующих сотрудников за счет имеющейся численности войск.

- За демаркационными рабочими группами закрепить участки работ: I группа - стык границ России, Китая и Монголии, исключительно ручей Мутная Протока; II - ручей Мутная Протока (исключая остров Большой) - населенный пункт Заргол; III - исключительно населенный пункт Зар-гол - слияние рек Аргуни и Шилки; IV - исключительно слияние рек Аргуни и Шилки - остров Сухотинский; V - исключительно остров Сухотинский - устье реки Цзяиньхэ; VI - исключительно устье реки Цзяиньхэ - северная точка протоки Казакевичева; VII - южная точка протоки Казаке-вичева - исключительно устье реки Сунгачи; VIII - устье реки Сунгачи - высота с отметкой 984,6 (гора Сторожевая); IX - исключительно высота с отметкой 984,6 - погранзнак № 386; X - исключительно погранзнак № 386 - стык границ России, Китая и Кореи.

- Командованию пограничных округов обеспечить назначение в оперативные группы управления (подкомиссии) и демаркационные рабочие группы офицеров, способных организовать и выполнить задачи по демаркации границы, обеспечить строгий контроль за поддержанием организованности и порядка, создать здоровую нравственную обстановку в подразделениях, принимать меры по предупреждению преступлений и происшествий среди личного состава.

- Сформированные подразделения по демаркации российско-китайской границы сосредоточить к 30 июня 1993 г. в пунктах производства работ на участках 53, 54, 74, 78, 56, 53, 77, 69, 38, 59 пограничных отрядов и приступить к подготовке личного состава к полевому сезону.

Продолжительность полевого сезона ежегодно определялась с мая по октябрь включительно [2].

В связи с начавшейся демаркацией в Приморье руководство Приморского края заняло особую позицию в отношении демаркации на территории края, которую оно довело до сведения руководства ФПС РФ. Глава администрации Приморского края Е.И. Наздратенко 25 января 1995 г. направил письмо директору Федеральной пограничной службы РФ генерал-полковнику А.И. Николаеву, в котором проинформировал его о том, что в целом приморцы поддерживают позицию неизменности линии прохождения границы и территориальной целостности России, однако большую тревогу населения вызывает неопределенность в отношении тех участков российской земли в Хан-кайском, Уссурийском и Хасанском районах, которые по Соглашению от 16 мая 1991 г. должны были отойти к Китаю. Глава приморской администрации просил А.И. Николаева высказать свою точку зрения для доведения ее до органов государственной власти и населения Приморья [3].

В связи с этим письмом 31 января 1995 г. помощник директора ФПС РФ А.В. Тушнов направил просьбу А.И. Николаева заместителю главнокомандующего Пограничными войсками Российской Федерации, начальнику Международно-договорного управления (МДУ) ФПС Главного командования ПВ РФ генерал-майору А.В. Кожевникову и попросил рассмотреть ее совместно с заинтересованными и доложить ему предложения и проект ответа [4]. После получения доклада от А.В. Кожевникова А.И. Николаев написал 16 февраля 1995 г. ответное письмо Е.И. Наздратенко, в котором отметил, что с заключением в мае 1991 г. Соглашения между СССР и КНР о государственной границе на ее восточной части нормализовались двусторонние отношения по пограничным вопросам.

Данное Соглашение служило правовой базой для урегулирования многих вопросов двусторонних отношений, связанных с установлением границы. Демаркация российско-китайской границы не только впервые приведет к установлению четко обозначенной на местности линии границы, но и выбьет почву из-под ног у тех сил в Китае, которые заинтересованы в возрождении территориальных претензий к России.

Пересмотр Соглашения 1991 г., по мнению руководителя ФПС, мог привести к созданию напряженности на границе, значительно затруднить деятельность пограничных войск по охране российско-китайской границы. Последствия такого шага, учитывая протяженность границы России с Китаем, роль КНР в Азиатско-Тихоокеанском регионе, могли быть самыми нежелательными для России и вернуть российско-китайские отношения к периоду конфронтации.

По мнению А.И. Николаева, решение вопросов, связанных с демаркацией границы на территории Приморского края, можно было бы поискать в плоскости переговорного процесса с Китаем, не ставя при этом вопрос о пересмотре Соглашения 1991 г., тем самым сохранив основные договоренности с Китаем о прохождении границы, а следовательно, и обстановку добрососедства и сотрудничества на границе между двумя странами [5].

1-4 марта 1995 г. первый заместитель начальника МДУ ФПС России генерал-майор М.Э. Шехалевич в составе делегации во главе с министром иностранных дел РФ А.В. Козыревым принял участие в переговорах с заместителем премьера Госсовета КНР, министром иностранных дел КНР Цянь Цичэнем и заместителем премьер-министра, министром иностранных дел Японии Е. Коно.

М.Э. Шехалевич представил директору ФПС А.И. Николаеву отчет «О результатах командировки в КНР и Японию», в котором сообщал, что в ходе российско-китайских и российско-японских переговоров значительное место было уделено пограничным вопросам и проблемам, затрагивающим интересы и деятельность ФПС Российской Федерации.

По переговорам в Китае о ходе демаркационных работ А.В. Козыревым было заявлено, что для Российской Федерации положения Соглашения 1991 г. о прохождении границы считаются незыблемыми в полном объеме. Что касается высказываний главы администрации Приморского края Е.И. Наздратенко, то в любой стране представители региональных органов власти могут иметь собственную точку зрения, а в конечном счете решения принимаются и реализуются федеральными властями. Российская сторона намерена ликвидировать отставание в демаркационных работах.

Цянь Цичэнь отметил, что в Китае внимательно следят за развитием событий в этом вопросе. Отдельные руководители парламента России и местные лидеры выступали по пограничным вопросам с несерьезными заявлениями, что не могло не вызывать серьезной озабоченности и тревоги китайской стороны. Он заявил, что Китай выступает за скорейшее завершение демаркации границы с тем, чтобы устранить этот нестабильный фактор, который существует между двумя странами [6].

С учетом переговоров в КНР и Японии, характера рассматриваемых вопросов с этими и другими граничащими с Россией государствами, в целях усиления влияния пограничной политики на внешнюю политику России, более тесного сотрудничества с МИД России в выработке согласованных подходов, повышения роли ФПС России М.Э. Шехалевич полагал целесообразным участие руководства МДУ ФПС в переговорах, проводимых МИД России с сопредельными государствами [7].

24 мая 1997 г. приказом директора ФПС № 442 была утверждена концепция «Международно-договорной деятельности Федеральной пограничной службы Российской Федерации до 2000 года». В соответствии с ней реализация основ пограничной политики Российской Федерации в ее пограничном пространстве, особенности современной обстановки и перспективы ее развития, выход на качественно новый уровень взаимоотношений России с сопредельными государствами в сфере охраны государственной границы определили роль и место международно-договорной работы как вида деятельности Федеральной пограничной службы Российской Федерации.

Концепция представляла собой систему основных принципов, целей и задач международно-договорной деятельности ФПС РФ, а также механизмов реализации практических решений в данной сфере.

Международно-договорная деятельность должна быть направлена на реализацию следующих задач пограничной политики Российской Федерации: создание условий для обеспечения суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, ее пограничной безопасности; совершенствование международно-правового оформления государственной границы; межгосударственное сотрудничество по предотвращению военной опасности, кризисов и конфликтов в пограничном пространстве Российской Федерации и др.

В основу международно-договорной деятельности были положены следующие принципы: взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости границ; мирного разрешения международных споров; выполнения международных обязательств Российской Федерации по пограничным вопросам и др.

Главными целями международно-договорной деятельности являлись: международно-правовое оформление государственной границы, реализация международных договоров по пограничным вопросам.

Международно-договорная деятельность должна была координироваться Министерством иностранных дел Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов России.

В качестве одной из приоритетных задач международно-договорной деятельности ФПС РФ ставилось завершение международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации с Китайской Народной Республикой. Реализация Концепции на первом этапе (1997-1998 гг.) предполагала активизацию международно-договорной деятельности ФПС РФ в Комиссии по завершению демаркации российско-китайской границы [8].

29 октября 1997 г. заместитель директора ФПС генерал-лейтенант А.Л. Манилов доложил директору ФПС генералу армии А.И. Николаеву, что в соответствии с распоряжением президента Российской Федерации и постановлением Правительства РФ от 5 мая 1993 г. № 419 задачи, возложенные на ФПС России по демаркации российско-китайской государственной границы на ее восточной части, были выполнены. 5 декабря 1997 г. генерал-лейтенант А.Л. Манилов сообщил, что в 1997 г. завершены полевые работы по обозначению на местности российско-китайской государственной границы на восточной части протяженностью 4 204 км. Установлено 1 182 пограничных столба, в том числе российской стороной 599, а также 2 створных знака и 24 буя на озере Ханка [9].

Таким образом, впервые в истории окончательно согласована и полностью обозначена на местности обоюдопризнанная сторонами восточная часть границы России с Китаем, практически завершен первый этап демаркации.

Продолжалась работа по согласованию, изданию и подготовке к подписанию от имени Правительства РФ документов демаркации.

За рамки демаркации были выведены два участка: остров Большой в верховьях реки Ар-гуни и острова Тарабаров и Большой Уссурийский под Хабаровском. Переговоры об их принадлежности продолжались. Позиция российской стороны такова: эти острова должны принадлежать России.

А.Л. Манилов обратил внимание на недопущение не согласованных с руководством ФПС России выступлений военнослужащих и сотрудников пограничных войск в сМи о результатах демаркации границы [10].

3-й отдел Управления договорного оформления государственной границы Международно-договорного департамента (МДД) ФПС России представил «Справку о состоянии работы по завершению международно-правового оформления государственной границы с Китаем». В ней отмечалось, что демаркация российско-китайской государственной границы на ее восточной части проводилась Совместной российско-китайской демаркационной комиссией с 1993 г. Полевые демаркационные работы должны быть завершены в 1997 г. Деятельность российской делегации в Совместной российско-китайской демаркационной комиссии регулировалась постановлениями Правительства РФ от 10 августа 1992 г. № 568-38 «О составе российской делегации в Совместной российско-китайской демаркационной комиссии и мерах по обеспечению ее переговоров» и от 5 мая 1993 г. № 419 «Об организации и материально-техническом обеспечении работ по демаркации российско-китайской границы на ее восточной части».

Демаркационные работы велись на всем протяжении восточной части российско-китайской границы (4 204 км), за исключением двух участков (острова Большой Уссурийский, Тарабаров на реке Амур, протяженность участка - 30 км, площадь - 337 кв. км; остров Большой на реке Аргуни, протяженность - 28 км, площадь - 58 кв. км).

На восточной части российско-китайской границы было предусмотрено установление 1 189 погранстолбов, в том числе российской стороной 603. На участке Дальневосточного пограничного округа (ДВПО) - 179.

Для выполнения демаркационных работ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 мая 1993 г. № 419 в ДВПО были сформированы 4 рабочие демаркационные группы (ДРГ): № 4, 5, 6 и 7. Организация демаркационных работ была возложена на начальника отдела международно-договорной и погранпредставительской деятельности подполковника Ю.А. Ермакова.

Работы велись на участках: ДРГ № 4 - исток реки Амур - остров Сухотинский, протяженность -792 км; № 5 - остров Сухотинский - устье реки Цзяиньхэ, 601 км; № 6 - от устья реки Цзяиньхэ до протоки Казакевичева, 436 км; № 7 - от протоки Казакевичева до устья реки Сунгачи, 452 км.

На участке ДВПО установлены все 179 погранстолбов (154 покрашены).

Оставался спорным вопрос о принадлежности островов Шереметьевский и Сторожевой на реке Уссури [11].

29 марта 2001 г. Управление договорного оформления государственной границы (УДОГГ) представило директору ФПС «Справку по вопросу определения точки стыка государственных границ России, Китая и КНДР». В ней отмечалось, что переговоры по району точки границ России, Китая и КНДР велись с 1992 г., демаркация российско-корейской границы была завершена в

1990 г., а российско-китайской границы - в 2000 г. От ФПС России в работе принимал участие советник УДОГГ МДД полковник И.В. Байбородин (заместитель председателя делегации).

В апреле 2000 г. корейской стороной было внесено предложение определить линию разграничения пограничных водных пространств трех государств от точки стыка границ России, Китая и КНДР до уреза воды у левого берега реки Туманной в качестве линии российско-корейской государственной границы.

Российская сторона согласилась рассматривать в качестве российско-корейской государственной границы участки линии разграничения пограничных водных пространств трех государств, проходящие только по водной поверхности главного русла и второстепенного рукава реки Туманной, и дала понять, что нельзя рассматривать как российско-корейскую границу участок линии разграничения, проходящий по продолжению отмели Фанчуань, которая, по заявлению китайской стороны, принадлежит Китаю.

С 10 по 14 декабря 2001 г. в Пхеньяне стороны обсудили и согласовали проект межправительственного «Протокола-описания точки стыка государственных границ Российской Федерации, Китайской Народной Республики и Корейской Народно-Демократической Республики на реке Туманной», где было определено и зафиксировано местоположение точки стыка. Стороны договорились, что документ будет подписан представителями правительств трех стран во втором квартале 2002 г.

Стороны также согласовали карту района точки стыка государственных границ трех государств, которая являлась приложением к протоколу-описанию.

Протокол-описание должен был вступить в силу на тридцатый день с даты направления последнего из письменных уведомлений, в которых стороны известили друг друга о выполнении ими внутригосударственных юридических процедур, необходимых для вступления протокола-описания в силу.

Одновременно с трехсторонними переговорами состоялась встреча российской и корейской делегаций в Смешанной российско-корейской демаркационной комиссии, на которой были сверены протоколы пограничных знаков, составленные в ходе совместной проверки российско-корейской государственной границы [12].

В соответствии с постановлением Правительства России от 5 мая 1993 г. № 419 на ФПС были возложены работы по изготовлению и установке погранзнака № 3 [13].

Соглашение между Правительствами РФ, КНР и КНДР об определении линии разграничения пограничных водных пространств трех государств на реке Туманной вступало в силу с 20 июня 1999 г. [14].

К проблемам особой актуальности, по мнению начальника Главного штаба ФПС генерал-полковника Н.С. Резниченко, необходимо было отнести территориальные притязания Китая на группу островов в районе города Хабаровска, самыми известными из которых являлись острова Большой Уссурийский и Тарабаров (общая площадь - более 350 кв. км). Этот участок государственной границы протяженностью в 32 км был выведен за рамки демаркационного процесса и остался единственным недемаркированным участком Дальневосточного регионального управления (ДВРУ) ФПС РФ, создав скрытую территориальную угрозу безопасности России.

В докладе Н.С. Резниченко министру иностранных дел по проблемам островов Большой Уссурийский и Тарабаров отмечалось, что без принятия незамедлительных мер на государственном уровне эти угрозы чреваты серьезными последствиями для Российского государства.

Н.С. Резниченко отмечал, что руководители страны проявили недальновидность, позволив включить в Соглашение 1991 г. между СССР и КНР «О прохождении советско-китайской государственной границы в ее восточной части» статью 8, в соответствии с которой китайская сторона получила право на беспрепятственное прохождение ее судов, в том числе военных, по внутренним российским водам мимо города Хабаровска. Непродуманная трактовка статьи дала китайцам серьезные «козыри» на перспективу в решении проблемы островов.

Китайская сторона категорично отказалась признавать прохождение госграницы по протоке Казакевичева. Таким образом, на участке ДВРУ сложилась сложная ситуация, чреватая для России потерей инициативы в дальнейших переговорах по вопросу прохождения линии госграницы в районе островов Большой Уссурийский и Тарабаров. В создавшихся условиях командованием ДВРУ совместно с администрацией Хабаровского края, другими взаимодействующими структурами принимался ряд мер активного, наступательного характера по закреплению островов за Россией.

Н.С. Резниченко предложил выработать позицию российской стороны по пограничным вопросам в связи с предстоящим визитом президента РФ в КНР. В создавшихся условиях, когда время работало на позицию китайской стороны, необходимо было принять срочные меры на государственном уровне.

Н.С. Резниченко считал целесообразным добиваться постановки вопроса перед Правительством РФ о принятии специального постановления по проблеме островов Большой Уссурийский и Тарабаров, максимально учитывающего предложения администрации Хабаровского края, руководства ФПС РФ. Потеря этих островов затронула бы важные интересы России в Дальневосточном регионе.

В интересах проведения пограничной политики в регионе при администрации полномочного представителя президента РФ по Хабаровскому округу целесообразно было создать постоянно действующий координационный рабочий орган.

С учетом реально складывающейся обстановки на российско-китайской госгранице в районе города Хабаровска, особой политической значимости вопроса МИД РФ необходимо было выработать линию поведения российских пограничников на недемаркированном участке госграницы, проходящей по протоке Казакевичева, добиваться скорейшего достижения соглашения с китайской стороной о проведении демаркационных работ по протоке Казакевичева и отказа КНР от территориальных претензий на острова Большой Уссурийский и Тарабаров. Руководство ДВРУ ФПС РФ было убеждено, что именно тогда, когда КНР была особо заинтересована в стратегической поддержке ее политики со стороны России, в том числе в отношении Тайваня, необходимо было несколько наступательно, с положительным итогом для Российского государства решить проблему островов Большой Уссурийский и Тарабаров [15].

14 октября 2004 г. в Пекине В.В. Путиным и Ху Цзиньтао было подписано «Дополнительное соглашение между РФ и КНР о российско-китайской государственной границе на ее восточной части». Соглашение предусматривало разделение территории острова Большой Уссурийский примерно пополам, остров Тарабаров перешел Китаю. 14 октября 2008 г. на островах Большой Уссурийский и Тарабаров были установлены пограничные столбы.

Позиция центрального руководства пограничной службы по вопросу демаркации на восточном участке российско-китайской границы в целом не противоречила позиции МИД, однако оно имело свое видение решения проблемы демаркации исходя из интересов охраны границы. ФПС вынудила МИД скорректировать свою позицию по ряду спорных вопросов демаркации. В частности, Россия сумела сохранить за собой половину острова Большой Уссурийский.

Ссылки:

1. Нешумов Ю.А. Смотреть в былое. Записки пограничника: мемуары. М., 2015. С. 317-318.

2. ЦПА ФСБ РФ (Центр. погранич. арх. ФСБ РФ). Ф. 231. Оп. 43. Д. 34. Л. 62-67.

3. ЦПА ФСБ РФ. Ф. 1396. Оп. 4. Д. 1. Л. 94-96.

4. Там же. Л. 93.

5. Там же. Л. 97-98.

6. Там же. Д. 2. Л. 209.

7. Там же. Л. 214.

8. ЦПА ФСБ РФ. Ф. 174. Оп. 51. Д. 21. Л. 30-36.

9. ЦПА ФСБ РФ. Ф. 1396. Оп. 6. Д. 3. Л. 172-173.

10. Там же.

11. Там же. Л. 63-64.

12. ЦПА ФСБ РФ. Ф. 1396. Оп. 8. Д. 175. Л. 109-110.

13. ЦПА ФСБ РФ. Ф. 1396. Оп. 7. Д. 13. Л. 66-67.

14. ЦПА ФСБ РФ. Ф. 1396. Оп. 8. Д. 16. Л. 220.

15. Архив Пограничного управления ФСБ РФ по Хабаровскому краю и ЕАО. Войсковая часть 9783. Д. 71 (Охрана неде-маркированного участка государственной границы). Т. 1. Л. 117-120, 260-263.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.