Научная статья на тему 'ПОЗИЦИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИЙ РОССИИ ПО ВОПРОСУ ТРАНСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ'

ПОЗИЦИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИЙ РОССИИ ПО ВОПРОСУ ТРАНСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
196
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Церковь / религия / пересадка органов / акт сострадания / трансплантация / Коран / Галаха / Далай-лама XIV / Church / religion / organ transplantation / act of compassion / transplantation / Koran / Halakha / Dalai Lama XIV

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Андрей Владимирович Андрианов

В предлагаемой статье затрагивается один из актуальных вопросов сравнительной религиозной биоэтики — пересадки органов. Акцент в работе делается на приемлемость проведения добровольной трансплантации органов от живого донора. В этом ракурсе допустимость данного медицинского мероприятия обычно находит понимание и поддержку среди религиозных мыслителей. Однако следует отметить, что специфические аспекты трансплантологии, как презумпция согласия, продажа органов, пересадка от мертвого донора, у которого диагностирована смерть мозга, заслуживают специального разбора, и, в рамках данной работы, рассмотрению не подвергаются. Если не учитывать данные проблемы, приемлемо предложить обобщённое представление по рассматриваемой отрасли медицинской науки. Среди православных богословов, специалистов исламского права, знатоков Галахи и представителей буддийских течений обнаруживается положительное отношение к проведению добровольной пересадке органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Андрей Владимирович Андрианов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSITION OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AND TRADITIONAL RELIGIONS OF RUSSIA ON THE ISSUE OF ORGAN TRANSPLANTATION

The proposed article touches upon one of the topical issues of comparative religious bioethics – organ transplantation. The emphasis in the work is on the acceptability of voluntary organ transplantation from a living donor. In this perspective, the permissibility of this medical procedure usually finds understanding and support among religious thinkers. However, it should be noted that specific aspects of transplantology, such as presumption of consent, sale of organs, transplantation from a dead donor diagnosed with brain death, deserve special analysis, and are not subject to consideration within the framework of this work. If these problems are not taken into account, it is acceptable to offer a generalized view of the branch of medical science under consideration. There is a positive attitude towards voluntary organ transplantation among Orthodox theologians, specialists in Islamic law, experts in Halakha and representatives of Buddhist movements.

Текст научной работы на тему «ПОЗИЦИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИЙ РОССИИ ПО ВОПРОСУ ТРАНСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ»

Ипатьевский вестник. 2022. №4 (20). С. 25-35 Ipatievsky vestnik. 2022. №. 4 (20). Р. 25-35

БОГОСЛОВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Научная статья

УДК 281.93:617-089.843

DOI: 10.24412/2309-5164-2022-4-25-35

Позиция Русской Православной Церкви и традиционных религий России по вопросу трансплантации органов

Андрей Владимирович Андрианов, Костромская духовная семинария, Кострома, Россия, [email protected]

Аннотация. В предлагаемой статье затрагивается один из актуальных вопросов сравнительной религиозной биоэтики — пересадки органов. Акцент в работе делается на приемлемость проведения добровольной трансплантации органов от живого донора. В этом ракурсе допустимость данного медицинского мероприятия обычно находит понимание и поддержку среди религиозных мыслителей. Однако следует отметить, что специфические аспекты трансплантологии, как презумпция согласия, продажа органов, пересадка от мертвого донора, у которого диагностирована смерть мозга, заслуживают специального разбора, и, в рамках данной работы, рассмотрению не подвергаются. Если не учитывать данные проблемы, приемлемо предложить обобщённое представление по рассматриваемой отрасли медицинской науки. Среди православных богословов, специалистов исламского права, знатоков Галахи и представителей буддийских течений обнаруживается положительное отношение к проведению добровольной пересадке органов.

Ключевые слова: Церковь, религия, пересадка органов, акт сострадания, трансплантация, Коран, Галаха, Далай-лама XIV

Для цитирования: Андрианов А. В., иер. Позиция Русской Православной Церкви и традиционных религий России по вопросу трансплантации органов // Ипатьевский вестник. 2022. № 4. С. 25-35. https://doi.org/10.24412/2309-5164-2022-4- 25-35

© Андрианов А.В., 2022.

Священник Андрей Андрианов, кандидат богословия, проректор по учебной работе КоДС /

Priest Andrey Andrianov, candidate of theology (PhD),

vice-rector for academic affairs Kostroma Theological seminary

THEOLOGICAL STUDIES

Scientific article

The position of the Russian Orthodox Church and traditional religions of Russia on the issue of organ transplantation

Andrey Vladimirovich Andrianov, Kostroma theological seminary, Kostroma, Russia, [email protected]

Abstract. The proposed article touches upon one of the topical issues of comparative religious bioethics - organ transplantation. The emphasis in the work is on the acceptability of voluntary organ transplantation from a living donor. In this perspective, the permissibility of this medical procedure usually finds understanding and support among religious thinkers. However, it should be noted that specific aspects of transplantology, such as presumption of consent, sale of organs, transplantation from a dead donor diagnosed with brain death, deserve special analysis, and are not subject to consideration within the framework of this work. If these problems are not taken into account, it is acceptable to offer a generalized view of the branch of medical science under consideration. There is a positive attitude towards voluntary organ transplantation among Orthodox theologians, specialists in Islamic law, experts in Halakha and representatives of Buddhist movements.

Keywords: Church, religion, organ transplantation, act of compassion, transplantation, Koran, Halakha, Dalai Lama XIV

For citation: Andrianov A. V., priest. The position of the Russian Orthodox Church and traditional religions of Russia on the issue of organ transplantation // Ipatievsky vestnik. 2022. № 4. P. 25-35 (In Russian). https://doi.org/10.24412/2309-5164-2022-4-25-35

РУССКАЯ Православная Церковь. Трансплантология делает возможным оказать помощь многим больным, которые прежде были бы обречены на неминуемую смерть или тяжелую степень инвалидности1. Пересадка органов от живого донора может основываться только на добровольном самопожертвовании ради спасения жизни другого человека. В этом случае согласие на изъятие органа является проявлением любви и сострадания.

Церковь поощряет добровольное изъявление человеком пожертвовать частью своего тела для спасения жизни другого. Это действительно христианский поступок — он совершается по примеру Самого Господа нашего Иисуса Христа, Который пришел в этот мир, чтобы добровольно принести Себя в жертву, отдать Свою плоть и кровь для спасения мира. Апостол Пётр в своём первом соборном послании призывает со страхом проводить время странствования вашего, «зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы

1 См.: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2001. С. 97. 26

от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас,...» (I Пет. 1, 18-20). Православные люди призваны жить по примеру Спасителя а значит и жертвовать собой ради других1.

В случае безвозмездного предоставления органа, эксплантация становится проявлением любви и сострадания. Однако потенциальный донор должен быть полностью информирован о возможных последствиях эксплантации органа для его здоровья. Морально недопустима эксплантация, прямо угрожающая жизни донора2.

Иудаизм. «Если те или иные органы умершего могут быть пересажены больному человеку — трансплантация допустима. Более того, если речь идет о жизни и смерти больного, трансплантация является душеспасительным делом, то есть религиозным долгом. Так, по крайней мере, считает большинство религиозных авторитетов.

Еврейское религиозное право, «Галаха», устанавливает определённые критерии для разрешения изъятия органов умершего. Желательно, чтобы человек, которому будет сделана пересадка, находился на месте (то есть изъятый орган не хранился бы в заморозке, где он может испортиться). Врачи должны засвидетельствовать, что трансплантация действительно необходима для полноценной жизни больного. Наконец, пересадка органов не должна осуществляться против воли донора или его родных и близких.

Есть и еще несколько ограничений. Нельзя искусственно продлевать жизнь агонизирующего человека лишь для того, чтобы можно было воспользоваться его органами для пересадки. Нельзя брать органы у живого человека, даже если он находится в коме или агонии. Поэтому пересадка сердца или печени — органов, которые пригодны для трансплантации, только если взяты у человека в состоянии смерти мозга, когда сердце продолжает биться, — это самый сложный вопрос, который желательно решать каждый раз применительно к конкретным обстоятельствам. Разумеется, категорически запрещается жертвовать жизнью донора для спасения жизни реципиента».3

Иудаизм допускает пересадку органов от живого донора в том случае, если требуется спасение жизни человека. Операция осуществляется только при отсутствии риска для здоровья донора после проведенного медицинского вмешательства. Добровольно решающий пожертвовать не жизненно важным органом, проходит консультации со специалистами медицины и авторитетными знатоками Галахи. В данном случая запрет Торы «не брать часть от живого,

1 См.: Совместное заявление Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества и Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата о проекте федерального закона о донорстве органов [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3036261.html. (Дата обращения 5.10.2022).

2 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2001. С. 98.

3 Батенёва Т. Главный раввин России о трансплантации органов [Электронный ресурс] // Сайт: Глобальный еврейский on-line центр Jewish.ru Известия. URL: http://www.jewish.ru/theme/ media/2007/08/news994252315.php. (Дата обращения 5.10.2022).

пока оно еще живо» на проблемы трансплантации в оговоренном здесь виде не распространяется.1

В ходе совершенствования технологии в области трансплантации, ранее опасные процедуры могут расцениваться как желательные. Например теоретически поставленная проблема (пересадка почки) у гетерозиготных близнецов, — младенца-реципиента от младенца-донора, —рассматривается как оказание помощи ближнему, находящемуся в смертной опасности. «Человек обязан помочь находящемуся в опасности и предоставить в распоряжение больного один из своих органов, который может спасти жизнь человека с двумя поражёнными почками»2. Основанием для соответствующего мнения является один из императивов Торы, гласящий: «НЕ СТОЙ ПРИ КРОВИ БЛИЖНЕГО ТВОЕГО» (Вайикра 19, 16).

Вышеуказанный подход приемлем, если речь идёт об эксплантации почки, костного мозга, части лёгкого и др. органов, отсутствие которых не приведёт к тяжёлым осложнениям или летальному исходу донора. Что касается жизненно важных органов, например сердца, то здесь возникает совершенно иная ситуация, в которой донором с позиции современной медицины может считаться только покойный с официально-установленным фактом смерти мозга.

Ислам. Принято говорить, что в исламе имеется положительное решение в отношении пересадки органов. Например шейх Исам Шаар, — член международной ассоциации мусульманских ученых, — приводит следующие соображения по данной проблеме, которые соответствуют положениям разработанным на заседании совета исламской юриспруденции состоявшейся в Аммане (Иордания) 16 октября 1986 г.

1. Пересадка органа от одного человека другому допускается при условии, что предварительно установленная ожидаемая польза от операции по пересадке органа будет многократно превосходить возможный вред. Проведение операции должно быть направлено на то, чтобы и после неё у больного, получившего новый здоровый орган, восстановятся его функции. Допустимы операции и в области пластической хирургии направленные на устранение повреждений или дефектов организма, провоцирующих психологический дискомфорт.

2. Разрешается пересадка органа одного человека другому, если эти органы обладают способностью регенерации (кожа); возможно переливание крови.

3. Разрешается использовать часть удалённого, по медицинским показаниям, органа у одного человека другому. К примеру, можно использовать роговицу удаленного глаза3.

1 См.: Ефимова О. Иудаизм и этические проблемы медицины...[Электронный ресурс]. — URL: http://www.machanaim.org/tor&life/medetica/efimova.htm#13 (Дата обращения 5.10.2022).

2 Медицина и права человека: нормы и правила междунар. права, этики, катол., протестант., иудейс., мусульман. и буддийс. религ. морали: [Пер. с фр.] / Совет Европы, Европ. секретариат по науч. изд. — М.: Прогресс: Прогресс-интер, 1992. С. 120.

3 Пересадка органов с точки зрения шариата [Электронный ресурс]// Сайт религиозно-просветительской газеты Рисэлэт-Послание. URL: http://islamrb.ru/component/blog_ calendar/2011/06.html?start=30. (Дата обращения 5.10.2022).

Ислам по вопросу об изъятии органов у живого донора руководствуется Кораном. В переложении смысла данного источника говорится: «Тот, кто убьёт живую душу не за душу И не за нечесть на земли, — Тот как бы всех людей погубит. А тот, кто эту душу сохранит, —

Он как бы всех людей убережет от смерти». (Коран 5, 32)

Ответственность человека за свои действия нисколько не умаляется после пересадки ему органа. Данная операция не причиняет вреда донору на духовном уровне, если проведённая трансплантация не входила в противоречие с основами религиозного учения. Если человек, от которого был пересажен орган совершает преступление, то реципиент к этому не будет иметь никакого отношения. Спрос за грех будет с того, кто пользуется пересаженным органом вопреки традициям ислама, поскольку пересаженный элемент тела становится слитным с донором а не с реципиентом. Доктор Мухаммад Мусаййар говорит: «Грех и поклонение Аллаху тесно связаны с разумом, мыслями и волей человека, а они принадлежат тому, кто совершает эти действия. Орган — это лишь инструмент, и решение относительно него зависит оттого, кто им пользуется»1.

Трансплантация органов разрешена в исламе, если она совершается в соответствии с религиозными установлениями. Ведущие исламские институты такие как the Shariah Academy of the Organisation of Islamic Conference, the Grand Ulema Council of Saudi Arabia, the Iranian Religious Authority, the Al-Azhar Academy of Egypt, положительно смотрят на возможность посредством трансплантации помочь тяжелобольному человеку2. Мусульманские специалисты оговорили ряд положений, которые можно принять во внимание при решении вопроса о пересадке органа.

В частности, шейх Ахмад Кутти в своей фатве указывает, что живой донор должен:

1. Быть в здравом уме для верного решения;

2. Желательный возраст — не менее 21 года;

3. Согласиться на операцию не под принуждением а по собственному убеждению;

4. Предоставить только не жизненно важный орган для сохранения своего здоровья (запрещена трансплантация половых органов) и жизни3.

Человек имеет возможность сам распоряжаться своими органами. Так в шариате применяется правило о возмещении ущерба, в следствии нанесённого увечья. Пострадавший имеет право требовать денежную компенсацию со стороны преступника за вред нанесённый здоровью (например усечение

1 Мусаййар М. Пересадка органов: взгляд Ислама. Пер. с арабского Муслимова М. [Электронный ресурс]. — URL: http://darulfikr.ru/node/4681. (Дата обращения 5.10.2022).

2 Islam and organ donation. A guide to organ donation and Muslim beliefs [Электронный ресурс]. — URL: http://www.organdonation.nhs.uk/how_to_become_a_donor/religious_ perspectives/leaflets/islam_and_organ_donation.asp. (Дата обращения 5.10.2022).

3 Трансплантация [Электронный ресурс]. — URL: http://www.islam.by/qa/mth/?id=2013& page=22&w=0&ref=4. (Дата обращения 5.10.2022).

руки). Это правило говорит о том, что пострадавший правомочен сам принимать решения относительно своих органов. Выходит сам человек без принуждения может пожертвовать свои органы для нуждающегося в этом больному. Конечно, совершенно недопустимо пересаживать жизненно важный орган, ведь в таком случае эксплантация приведёт к смерти донора. Подобная операция расценивается как убийство или же самоубийство, которые согласно изречению Аллаха запрещены: «Самих себя не убивайте, — поистине, Господь к вам милосерд!» (Коран 4, 29).

Впрочем пересадка, влекущая за собой прекращение определённых функций организма, прямо не приводящих к летальному исходу (например пересадка роговиц обоих глаз), также не приемлется в исламе1.

Буддизм. В буддизме присутствуют различные варианты решения вопроса о пересадке органов. Наиболее распространённая позиция носит положительный характер. Добровольная передача органа исходит из стремления помочь ближнему и в полной мере относится к высоко ценимым в буддизме добродетельным актам дарения2.

В целом в буддизме отмечается толерантное отношение к пересадке органов. Это отчасти объясняется отношением к материальной составляющей человеческого существа (тела) которое рассматривается как пустой сосуд. Потому пожертвование органа приемлемо и считается действительным проявлением сострадания. Оно помогает преодолеть привязанность к телу и вместе с тем относится к заслугам необходимым в дальнейшем для желательного перерож-дения3.

Традиция буддизма по Тхеравада не находит возражений против трансплантации, если она проводится при искреннем желании и отсутствии побуждения никому не причинять вреда4.

По воззрениям буддистов, реципиенту не следует беспокоиться о своём духовном состоянии. Операция не приводит к изменению в данном аспекте. Даже при теоретически поставленном вопросе о пересадке мозга, человек, по мнению Далай-ламы XIV, останется с прежним сознанием. Тоже относится и к практикуемой пересадке сердца. Исходя из представления о, так называемой, неразрушимой капле (бинду), находящейся в сердце, Далай-лама заключает, что речь идёт не о физическом сердце. «При пересадке органов с человеком не происходит никаких существенных изменений, так как неразрушимая капля

1 См.: Отношение Ислама к некоторым вопросам современной медицины. Ч. 2. [Электронный ресурс] // Возрождение. Всекрымская общественно-политическая газета. URL: http://arhive. vozrojdenie.info/fiqh/1136-islam-i-nekotorie-voprosi-medicini-2.html. (Дата обращения 8.03.2012).

2 Медицина и права человека: нормы и правила междунар. права, этики, катол., протестант., иудейс., мусульман. и буддийс. религ. морали: [Пер. с фр.] / Совет Европы, Европ. секретариат по науч. изд. — М.: Прогресс: Прогресс-интер, 1992. С. 123.

3 См.: Keown D. Buddhism, Brain Death, and Organ Transplantation // Journal of Buddhist Ethics. 2010. Vol. 17. Р. 3.

4 См.: Hongladarom S. Organ Transplantation and Death Criteria: Theravada Buddhist Perspective and Thai Cultural Attitude. Department of Philosophy, Chulalongkorn University [Электронный ресурс]. — URL: http://pioneer.chula.ac.th/~hsoraj/web/0rgan%20Transplantation-Buddh.pdf. (Дата обращения 5.10.2022).

остается на месте. Её нельзя пересадить хирургическим методом»1. — говорит лидер буддизма.

Пересадка не окажет негативного воздействия и на донора. Для того чтобы стать «Архата» (святым), буддисты совершенствуются в десяти добродетелях. Одной из которых является «дана» (благотворительность и щедрость) не исключающая также безвозмездное пожертвование своими органами.

Исходя из сказанного, следует отметить, что древнейшая мировая религия позитивно рассматривает изъятие органа в благих не корыстных целях. Решение стать донором в данном контексте находит положительную оценку и, конечно, поощряется. У буддиста есть жизненная задача, — делать благо другим. Осуществляя пожертвования своими органами и тканями, буддист таким образом оказывает акт сострадательности по отношению к другому человеку. Если он жертвует своим органом, это свидетельствует о том, что он не проявляет привязанности к телу, даже напротив, сокращает данную тягу. Таким образом, донорство может помочь достичь совершенства. Освобождение или же избавление от страдания, возникающие из-за привязанности к телу представляется одним из самых высокочтимых достоинств, которые могут быть достигнуты буддистом.

Главный буддийский лидер Малайзии и Сингапура Dhammananda полагает, что пожертвование органов даже после своей смерти с целью восстановления жизни другого человека, явно представляет собой акт благотворительности, — который составляют основу или фундамент духовного или религиозного образа жизни2.

Возможно даже принесение своей жизни в жертву для благополучия и спасения нуждающимся людям. Через такую благотворительную акцию, человек способен очистить свой ум от корыстных мотивов, а значит и развивать такие великие добродетели как любовь, доброту, сострадание и мудрость. Пересадка органов должна быть только добровольной. Пожертвование органов и тканей является вопросом личной совести и поэтому он высоко ценится как акт сострадания. Так, Gyomay Масао, президент и основатель буддийского храма в Чикаго (США), указывает на то почтение, которое заслуживают люди пожертвовавшие своими органами в целях развития медицинской науки и для спасения человеческих жизней3.

Если же у человека присутствует страх перед таким благородным поступком как, предоставление органа реципиенту, то это свидетельствует в первую очередь об отсутствии понимания истинной природы жизни и смерти и жизни после смерти.

1 Далай-лама XIV. Ум и жизнь. Начало диалога между буддизмом и наукой. Ч. 2. (Когнитивная психология) стенограммы диалога. Пер. В. Ивановой [Электронный ресурс]. — URL: http://dalailama. ru/messages/608-mind-and-life-beginning-of-dialogue-2.html. (Дата обращения 27.04.2011).

2 Dhammananda K. Buddhist Attitude Towards Human Organs Donation [Электронный ресурс]. — URL: http://www.mst.org.my/articles/buddhistview.html. (Дата обращения 5.10.2022).

3 См.: Religion and Organ Donation. (Reprinted with permission from: SEOPF/UNOS, Organ and Tissue Donation: A Reference Guide for Clergy, 4th ed., 2000. Cooper ML, Taylor GJ, eds. Richmond, VA) [Электронный ресурс].—URL: http://www.organtransplants.org/ understanding/religion/. (Дата обращения 5.10.2022).

Буддисты не имеют единого общепризнанного органа формулирующего положения по вопросам мирового значения и потому в различных его направлениях возможны отличные от друг от друга позиции. Так, при положительной оценке трансплантации от живого донора, как акта бескорыстного и вызванного состраданием, имеются существенные разногласия по проблеме трансплантации жизненно важных органов.

Вывод. Стремление сделать доступным излечение пациента от смертельного недуга, заставляет врачей обращаться к помощи трансплантации органов и тканей человека. На современном этапе научного знания, проведение данных мероприятий в большинстве случаев представляется теоретически и практически обоснованным. Это позволяет говорить о необходимости проведения операции по пересадке органов в случае когда использование альтернативных медикаментозных методов терапии оказывается не эффективным и не предупреждает наступление смерти у пациента. Применение трансплантации позволило значительному количеству людей получить продление своей жизни хотя-бы на несколько лет.

Вместе с тем следует отметить, что данная отрасль науки сопряжена с рядом проблем, которые вызывают затруднения не только в профессиональной деятельности медицинских работников, но также и в сфере религиозной этики. Приводя обобщение, можно говорить о том, что религиозные организации с пониманием относятся к нуждам тяжело больных и положительно относятся к деятельности врачей-трансплантологов ввиду их заботы о телесном здоровье человека. Тем не менее, среди православных богословов и религиозных деятелей других традиционных религий России существует озабоченность по поводу отхода участников пересадки органов от исконных требований своего учения в пользу различного рода злоупотреблений, в таких вопросах как продажа органов, презумпция согласия, пересадка от мертвого донора.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — М.: Издание Московской Патриархии, 1992. — 1372 с.

2. Коран. Перевод смыслов и комментарии Иман Валерии Пороховой. Изд. 8-е, доп., гл. ред. Мухаммад Саид Аль-Рошд. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2006. — 800 с.

3. Далай-лама XIV. Ум и жизнь. Начало диалога между буддизмом и наукой. Ч. 2. (Когнитивная психология) стенограммы диалога. Пер. В. Ивановой [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dalailama.ru/messages/608-mind-and-life-beginning-of-dialogue-2.html. (Дата обращения 27.04.2011).

4. Ефимова О. Иудаизм и этические проблемы медицины.. .[Электронный ресурс]. — URL: http://www.machanaim.org/tor&life/medetica/efimova.htm #13 (Дата обращения 5.10.2022).

5. Медицина и права человека: нормы и правила междунар. права, этики, катол., протестант., иудейс., мусульман. и буддийс. религ. морали: [Пер. с фр.] / Совет Европы, Европ. секретариат по науч. изд. — М.: Прогресс: Прогресс-интер, 1992. — 214 с.

6. Мусаййар М. Пересадка органов: взгляд Ислама. Пер. с арабского Мус-лимова М. [Электронный ресурс]. — URL: http://darulfikr.ru/node/4681. (Дата обращения 5.10.2022).

7. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.: Издательство Московской Патриархии, 2001. — 127 с.

8. Отношение Ислама к некоторым вопросам современной медицины. Ч. 2. [Электронный ресурс] // Возрождение. Всекрымская общественно-политическая газета. URL: http://arhive.vozrojdenie.info/fiqh/1136-islam-i-nekotorie-voprosi-medicini-2.html. (Дата обращения 8.03.2012).

9. Пересадка органов с точки зрения шариата [Электронный ресурс]// Сайт религиозно-просветительской газеты Рисэлэт-Послание. URL: http://islamrb.ru/component/blog_calendar/2011/06.htmnstart = 30. (Дата обращения 5.10.2022).

10. Батенёва Т. Главный раввин России о трансплантации органов [Электронный ресурс] // Сайт: Глобальный еврейский on-line центр Jewish.ru Известия. URL: http://www.jewish.ru/theme/media/2007/08/news994252315.php. (Дата обращения 5.10.2022).

11. Keown D. Buddhism, Brain Death, and Organ Transplantation // Journal of Buddhist Ethics. 2010. Vol. 17. Р. 1-36.

12. Совместное заявление Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества и Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата о проекте федерального закона о донорстве органов [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3036261.html. (Дата обращения 5.10.2022).

13. Трансплантация [Электронный ресурс]. — URL: http://www.islam.by/qa/ mth/?id=2013& page=22&w=0&ref=4. (Дата обращения 5.10.2022).

14. Dhammananda K. Buddhist Attitude Towards Human Organs Donation [Электронный ресурс]. — URL: http://www.mst.org.my/articles/buddhistview.html. (Дата обращения 5.10.2022).

15. Hongladarom S. Organ Transplantation and Death Criteria: Theravada Buddhist Perspective and Thai Cultural Attitude. Department of Philosophy, Chulalongkorn University [Электронный ресурс]. — URL: http://pioneer.chula.ac.th/~hsoraj/web/ 0rgan%20Transplantation- Buddh.pdf. (Дата обращения 5.10.2022).

16. Islam and organ donation. A guide to organ donation and Muslim beliefs [Электронный ресурс]. — URL: http://www.organdonation.nhs.uk/how_to_ become_a_donor/religious_perspectives/leaflets/islam_and_organ_donation.asp. (Дата обращения 5.10.2022).

17. Religion and Organ Donation. (Reprinted with permission from: SEOPF/ UNOS, Organ and Tissue Donation: A Reference Guide for Clergy, 4th ed., 2000. Cooper ML, Taylor GJ, eds. Richmond, VA) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.or-gantransplants.org/understanding/religion/. (Дата обращения 5.10.2022).

REFERENCES

1. Bibliya. Knigi Svyashchennogo Pisaniya Vetkhogo i Novogo Zaveta. — M.: Izdaniye Moskovskoy Patriarkhii, 1992. — 1372 s. (In Russian).

2. Koran. Perevod smyslov i kommentarii Iman Valerii Porokhovoy. Izd. 8-ye, dop., gl. red. Mukhammad Said Al'-Roshd. M.: RIPOL KLASSIK, 2006. — 800 s. (In Russian).

3. Dalay-lama XIV. Um i zhizn'. Nachalo dialoga mezhdu buddizmom i naukoy. CH. 2. (Kognitivnaya psikhologiya) stenogrammy dialoga. Per. V. Ivanovoy [Elektron-nyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://dalailama.ru/messages/608-mind-and-life-beginning-of-dialogue-2.html. (Data obrashcheniya 27.04.2011). (In Russian).

4. Yefimova O. Iudaizm i eticheskiye problemy meditsiny...[Elektronnyy resurs]. — URL: http://www.machanaim.org/tor&life/medetica/efimova.htm #13 (Data obrashcheniya 5.10.2022). (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Meditsina i prava cheloveka: normy i pravila mezhdunar. prava, etiki, katol., protestant., iudeys., musul'man. i buddiys. relig. morali: [Per. s fr.] / Sovet Yevropy, Yevrop. sekretariat po nauch. izd. — M.: Progress: Progress-inter, 1992. — 214 s. (In Russian).

6. Musayyar M. Peresadka organov: vzglyad Islama. Per. s arabskogo Musli-mova M. [Elektronnyy resurs]. — URL: http://darulfikr.ru/node/4681. (Data obrashcheniya 5.10.2022). (In Russian).

7. Osnovy sotsial'noy kontseptsii Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi. M.: Izdatel'stvo Moskovskoy Patriarkhii, 2001. — 127 s. (In Russian).

8. Otnosheniye Islama k nekotorym voprosam sovremennoy meditsiny. CH. 2. [Elektronnyy resurs] // Vozrozhdeniye. Vsekrymskaya obshchestvenno-politicheskaya gazeta. URL: http://arhive.vozrojdenie.info/fiqh/1136-islam-i-nekotorie-voprosi-medicini-2.html. (Data obrashcheniya 8.03.2012). (In Russian).

9. Peresadka organov s tochki zreniya shariata [Elektronnyy resurs]// Sayt religiozno-prosvetitel'skoy gazety Risatet-Poslaniye. URL: http://islamrb.ru/com-ponent/blog_calendar/2011/06.html?start=30. (Data obrashcheniya 5.10.2022). (In Russian).

10. Batenova T. Glavnyy ravvin Rossii o transplantatsii organov [Elektronnyy resurs] // Sayt: Global'nyy yevreyskiy on-line tsentr Jewish.ru Izvestiya. URL: http://www.jewish.ru/theme/media/2007/08/news994252315.php. (Data obrashcheniya 5.10.2022). (In Russian).

11. Keown D. Buddhism, Brain Death, and Organ Transplantation // Journal of Buddhist Ethics. 2010. Vol. 17. R. 1-36. (In English).

12. Sovmestnoye zayavleniye Otdela po vzaimootnosheniyam Tserkvi i ob-shchestva i Otdela po tserkovnoy blagotvoritel'nosti i sotsial'nomu sluzheniyu Mos-kovskogo Patriarkhata o proyekte federal'nogo zakona o donorstve organov [Elektronnyy resurs] // Ofitsial'nyy sayt Moskovskogo Patriarkhata. URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/3036261.html. (Data obrashcheniya 5.10.2022).

13. Transplantatsiya [Elektronnyy resurs]. — URL: http://www.islam.by/qa/ mth/?id=2013& page=22&w=0&ref=4. (Data obrashcheniya 5.10.2022). (In Russian).

14. Dhammananda K. Buddhist Attitude Towards Human Organs Donation [Elektronnyy resurs]. — URL: http://www.mst.org.my/articles/buddhistview.html. (Data obrashcheniya 5.10.2022). (In English).

15. Hongladarom S. Organ Transplantation and Death Criteria: Theravada Buddhist Perspective and Thai Cultural Attitude. Department of Philosophy, Chulalong-

korn University [Elektronnyy resurs]. — URL: http://pioneer.chula.ac.th/~hsoraj/ web/Organ%20Transplantation- Buddh.pdf. (Data obrashcheniya 5.10.2022). (In English).

16. Islam and organ donation. A guide to organ donation and Muslim beliefs [Elektronnyy resurs]. — URL: http://www.organdonation.nhs.uk/how_to_ become_a_donor/religious_perspectives/leaflets/islam_and_organ_donation.asp. (Data obrashcheniya 5.10.2022). (In English).

17. Religion and Organ Donation. (Reprinted with permission from: SEOPF/ UNOS, Organ and Tissue Donation: A Reference Guide for Clergy, 4th ed., 2000. Cooper ML, Taylor GJ, eds. Richmond, VA) [Elektronnyy resurs]. — URL: http://www.organtransplants.org/understanding/religion/. (Data obrashcheniya 5.10.2022). (In English).

Статья поступила в редакцию 7.10.2022; одобрена после рецензирования: 21.10.2022; принята к публикации 27.10.2022.

The article was submitted 7.10.2022; approved after reviewing: 21.10.2022; accepted for publication 27.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.