Л. В. Карцева
(д-р социол. наук, профессор кафедры педагогики, Университет управления «ТИСБИ»)
Позиция родителей учащихся средних школ по вопросу выбора подростками будущей профессии (на материалах опроса школьников г. Казани)
DOI 10.22162/2587-6503-2018-2-6-80-89
Двадцать первый век демонстрирует миру стратегии бурного развития техники и технологий. Фактически весь земной шар превратился в поле для уникального социального эксперимента: технические устройства внедряются в личное пространство человека, заполняют его, вытесняя собственно социальное начало его электронным симу-лякром, когда реальность отодвигается под мощным воздействием представления о ней (псевдовещи). Как пишет социолог Э. Гидденс, «мир ускользает из рук» [Гидденс 2004: 18], становится всё более неуправляемым.
В качестве примера такой псевдовещи выступает представление взрослых людей, имеющих детей подросткового возраста, по поводу выбора ими будущей профессии. В эпоху «глобальной электронной экономики» [Гидденс 2004: 31] идёт переоценка ценностей, накапливается информация, перечёркивающая устаревшие приоритеты профессионального выбора молодыми людьми, но не затрагивающая пока сознания старших поколений.
Так, если во времена Советского Союза было престижно получить диплом о высшем профессиональном образовании по таким популярным профессиям, как врач, экономист, юрист, то к началу двадцать первого века на первый план вышли иные виды занятости, и в том числе — государственное муниципальное управление, менеджмент, позволяющие молодым людям занять положение у руля российской экономики. А спустя два десятилетия на авансцену вышли совершенно другие специальности — рабочие, те, которые нацеливают молодёжь на деятельность мускульную, преимущественно физическую, но требующую высокой интеллектуальной подготовки.
Э. Гидденс на этот счёт пишет о глобальном космополитическом обществе, где традиционный образ жизни подвергается мощному давлению, и уже не боги или судьба правят балом, а способность и готов-
ность идти на риск, поддерживать научные инновации, дерзать. Более того, сами традиции меняются, трансформируются, сообщая миру новые истины — те, что порождаются определёнными сообществами, группами [Гидденс 2004: 57-58].
По поводу получения профессии социолог и футуролог Д. Белл расставляет акценты совершенно определённо: существующие производственные технологии активно сменяются информационными, коммуникативными, микроэлектронными [Белл 2004]. Возникают полностью автоматизированные заводы-роботы, производство рационализируется, резко возрастает его эффективность. Появляющееся у людей свободное время, как и деньги, направляются на сферу услуг, которая становится третичным сектором занятости. Индустриальное общество уходит, а вместе с ним занятость в сфере сельского хозяйства и в сфере промышленности как первичная и вторичная. При этом третий сектор стимулирует развитие первого и второго. Стратегическую нишу занимают информация и информационная деятельность — как в экономике, так и в политике и социальной жизни.
По данным Министерства труда, занятости и социальной защиты населения Татарстана, в перечне рабочих профессий и специальностей для системы среднего профессионального образования, наиболее значимых на данный момент для экономики РТ, свыше 100 видов занятости. В их числе — автоматизация технологических процессов и агрономия, бурение нефтяных и газовых скважин и ветеринария, гостиничный сервис и дизайн, лечебное дело и дошкольное образование, ремонт и обслуживание автомобилей и строительные и декоративные работы, поварское и кондитерское дело и пожарная безопасность, прикладная геодезия и преподавание в начальных классах, сестринское дело и электронные приборы и устройства. В перечне фактически все специальности, которые требуют физических и интеллектуальных усилий, практических умений и навыков.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Стратегия развития воспитания в Российской Федерации 2015] предлагает произвести качественные изменения в отечественной системе воспитания, включающие в себя «развитие значимых способностей, умений и навыков, обеспечивающих социальное и гражданское становление личности, успешную самореализацию в жизни, обществе и профессии». Возникает вопрос о том, способны ли родители современных школьников осознать происходящие переме-
ны, выступить для своих детей мотиваторами выбора знаний и специальностей, наиболее необходимых для экономики.
С целью проведения анализа ситуации в девятых классах средней общеобразовательной школы Центром консультирования и просвещения по вопросам трудового воспитания детей в г. Казани в рамках реализации социально значимого проекта «Семья и трудовое воспитание подрастающего поколения в контексте Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (второй этап)» по договору гранта Президента Российской Федерации № 17-2-7790 было проведено тестирование. Тесты разработаны Экспериментальной площадкой г. Москвы по исполнению Гранта Президента РФ № 17-2-007790, 2018 г.
В ходе проведения тестирования родителей учащихся средних школ г. Казани (Татарстан) были опрошены 136 родителей: 95 из семей с преимущественно одним-двумя детьми (средняя школа № 77 Авиастроительного района г. Казани) и многодетные родители из гимназии № 28 Вахитовского района г. Казани (16 родителей) и гимназии № 40 Приволжского района г. Казани (25 родителей). Цель опроса: выявить границы осведомлённости опрашиваемых на предмет актуальности тех или иных профессий и специальностей, установить намерения семей относительно выбора подростками рода занятий на ближайшие годы: либо это будет обучение в старшем звене школы, либо продолжение образования в системе СПО.
Ответы были обработаны по каждому учреждению образования,
ч Г1 и
проанализированы по параметру числа детей в семьях. В данной статье представлен сравнительный анализ ответов многодетных и мало-детных родителей по наиболее значимым вопросам профориентаци-онной работы с учащимися школ.
Как показало тестирование, родители учащихся выпускных и пред-выпускных классов средних школ находятся в процессе принятия решения о профессиональном будущем своих детей. При этом информация о мире профессий, о степени их популярности и нужности в обществе, государстве поступает к ним неравномерно. О том, что такое высокотехнологичные рабочие профессии, судя по устным ответам анкетируемых, осведомлённость отсутствует. Интерес колледжей, техникумов, профессиональных лицеев, готовящих кадры для промышленного производства, направлен в большей степени на школы, расположенные в промышленной зоне Казани, где находятся крупнейшие
промышленные предприятия республики, на которых трудятся родители учащихся.
Проведенное исследование показало, что малодетные родители в большей доле, чем многодетные, убеждены, что школьный возраст располагает к выбору профессии, готовы направить детей к профессиональному самоопределению, что подчёркивает индивидуальный подход отцов и матерей в воспитании. В большей степени, чем в семьях с несколькими детьми, малодетные родители сходятся со своими детьми в представлениях об их будущей профессии (15,5 % против 0,0 % в многодетных семьях). Несколько большая доля ответов многодетных родителей — по параметру обсуждения о будущей деятельности с ребёнком (90,0 % против 73,4 % в группе малодетных). Данные значения могут свидетельствовать о том, что взгляды детей и родителей в многодетных семьях сходятся реже, чем того хотелось бы, ввиду чего общее представление о будущей занятости детей не формируется.
Любопытен такой факт: значительно большая часть многодетных родителей (56,4 %) склонна обучать своих детей домашнему труду. В группе малодетных мам и пап такой настрой замечается реже (36,0 %). Очевидно, сказывается необходимость перераспределения родительских трудовых обязанностей между взрослыми и детьми, помощи по дому в направлении от младших к старшим.
В итоге на момент опроса вдвое большая часть малодетных родителей была уверена в том, что знает, кем хочет стать ребёнок (20,0 % против 10,0 % в группе многодетных). О том, что выбор профессии у ребёнка отсутствует, заявили 16,5 % многодетных и почти вдвое меньше (8,5 %) малодетных родителей.
В многодетных семьях, судя по опросу, дети больше распыляются. Так, многодетные родители в 73,5 % случаев выбирают ответ «ему нравится несколько профессий», тогда как данный ответ в малодетных семьях — 59,6 %. Поиск себя — процесс долгий, в юном возрасте он может быть хаотичным, и сужение круга поиска — задача не только для школы, но и для семьи, которая многие стороны личности ребёнка видит лучше.
Неудивительно в этом свете, что более чёткими являются планы детей из малодетных семей. В частности, определились с выбором после 9 класса 14,2 % многодетных и 29,6 % малодетных; не знают, что будут делать дальше, 18,5 % родителей с несколькими детьми и только 4,2 % мам и пап с одним-двумя детьми.
По поводу того, что делать после 11 класса, если дети закончат его, опрошенные родители чувствуют себя так же неопределённо: более или менее ясны их планы в 24,2 % многодетных и в 55,7 % малодетных семей. Не имеют представления о будущем соответственно 24,7 % и 13,3 % опрошенных родителей.
Высокая занятость родителей в многодетных семьях не позволяет им внимательно оценивать ситуацию с выбором детьми будущей профессии, отслеживать развитие событий на протяжении всего процесса формирования и социализации личности ребёнка. В определённом сегменте семей складывается конфликтная ситуация между детьми и родителями по данному вопросу.
Так, не согласны с выбором ребёнка 12,5 % родителей, имеющих трёх и более детей, тогда как в малодетных семьях такая ситуация не фиксируется. Но высокотехнологичные профессии, сулящие более высокий заработок, одобряются многодетными мамами и папами: более половины из них (55,0 %) были бы согласны с выбором своим сыном, дочерью одной из таких профессий. В семьях с одним-двумя детьми доля таких ответов заметно ниже (34,3 %).
О себе и своём выборе профессии в далёком уже прошлом родители сообщают следующее. И в той, и в другой подгруппах избранная специальность была интересна, ранг этого ответа наиболее высокий (56,3 % для многодетных, 61,0 % для малодетных). На втором месте оказались материальные соображения для многодетных пап и мам (23,6 %) и соответствие профессии возможностям личности для малодетных (22,2 %). Вторая и третья позиции зеркально поменялись. На третьем месте «соответствие профессии способностям» отмечено в группе многодетных (20,0 %), «материальные соображения» — для малодетных (15,5 %). Как видно, спустя годы, когда семья обросла детьми, родители оценивают профессиональный выбор с учётом материального фактора, который в юные годы вполне мог быть не самым важным.
На принятие решения о будущей профессии на родителей повлияли окружающие (почти каждый пятый в обеих подгруппах сообщил о наличии конкретного человека), книги и кино-телефильмы (30,5 % в многодетных и 21,3 % в малодетных семьях). Часть взрослых при выборе профессии ориентировалась на ситуацию, не апеллируя к конкретному образу профессионала. В частности, отсутствовал идеал личности в профессии у 36,1 % семей с несколькими детьми и почти
в половине семей с одним-двумя детьми (45,0 %). Иначе говоря, социальные связи не довлеют над семьями в выборе профессии молодыми поколениями, что означает мобильность как взрослых, так и детей при выборе конкретной специальности.
Ответы показали, что многодетные родители, не всегда умеющие договориться с детьми по возможным траекториям их будущего профессионального развития, тем не менее, уверяют в том, что владеют информацией о рабочих профессиях, приобретаемых на базе среднего профессионального образования. Более половины (51,8 %) из опрошенных могут рассказать ребёнку о многих профессиях, 35,8 % знают о них понаслышке, не знают 12,2 %. В то же время малодетные мамы и папы в специальностях, получаемых на базе СПО, ориентируются в меньшей степени (39,0 %), а если и ориентируются, то «очень приблизительно» (45,0 %).
То же касается и профессий, получаемых на базе высшего образования. Могут назвать профессии, приобретаемые на базе высшего профессионального образования, 55,0 % многодетных мам и пап и только 35,5 % родителей с одним-двумя детьми. Более или менее свободны в суждениях по этому вопросу 37,8 % многодетных родителей и 49,0 % малодетных. Иначе говоря, фактически половина опрошенных не в состоянии свободно обсуждать со своими детьми преимущества и недостатки той или иной профессии.
Если же ребёнок профессию уже выбрал, помочь ему достичь карьерного успеха могут далеко не все родители. Так, менее трети опрошенных уверены в себе больше, более половины меньше, не уверены вообще около 8 % опрошенных. Следовательно, карьерные достижения подростков в будущем могут состояться только благодаря их собственным усилиям.
Чуть легче с освоением «некоторых трудовых навыков». Здесь снова многодетные родители уверены в себе больше (47,4 %), а малодетные меньше (31,1 %). В определённой мере готовы приложить усилия в данном направлении чуть более половины тех (50,6 %) и других (53,6 %) родителей. В данном вопросе очевидной становится необходимость трудового воспитания в семье как со стороны так называемых «женских» направлений деятельности, так и «мужских».
В обеих подгруппах примерно равное число (14,3 % и 13,8 % соответственно) не знают о том, каковы экономические условия труда по избираемой ребёнком рабочей профессии. Приблизительно ориенти-
руются в вопросе лишь около половины родителей (50,1 % из числа многодетных и 46,5 % из группы малодетных). «Похвастаться» осведомлённостью могут только около трети опрошенных (33,6 % многодетных и 30,8 % малодетных).
Верят в своих детей, их способности чаще многодетные мамы и папы — их доля в данной группе ответов более чем в два раза выше (42,1 % против 17,5 %). Здесь и те, и другие надеются на школу, полагают, что школа может дать необходимые их детям первоначальные профессиональные навыки. Подобная мера доверия — факт положительный, он должен быть основой для профориентационной работы администрации школ и всех вышестоящих уровней руководства образованием.
И те и другие родители не настраивают своих детей на формальное освоение основ наук в стенах школы, ждут от них качественных знаний. Учиться ради «диплома» нет смысла, считают респонденты. Треть опрошенных в обеих подгруппах надеются на то, что полученное образование станет профессиональной стезёй для их детей на дальнейшую жизнь, а две трети полагают, что профессиональная траектория может преподнести сюрпризы и понадобится переучиваться.
Явное различие возникает в ответах на вопрос о том, нужен ли ребенку опыт подработки на школьной скамье. Многодетные родители настаивают на его пользе для развития личности сына, дочери в полтора раза чаще, чем малодетные, что говорит о более прагматичном подходе к обучению учащихся школы. В то же время учитываются позиции самого ребёнка, таков ответ отцов и матерей. И снова доли ответов различаются: 23,6 % — позиция многодетных семей, 46,6 % — малодетных. Последнее свидетельствует о большей опеке над детьми в подобных семейных структурах, их оберегании от перегрузок. Тогда, когда многодетные родители возлагают надежды на наиболее полное и раннее вовлечение детей в процесс овладения трудовыми навыками и профессиональными компетенциями, малодетные остаются заботливыми мамами и папами, затягивающими детство своего единственного ребёнка, опекающего его в школе и за её пределами.
Фактически не отмечаются существенные различия в ответах в отношении высокотехнологичных профессий в оценке их пользы для детей между много- и малодетными родителями. И те, и другие фиксируют: их дети интересуются информацией из соответствующих профессиональных областей (соответственно 41,8 % и 35,8 %). Эпи-
зодический, неустойчивый интерес к каким-то областям деятельности встречается в 42,7 % случаев в той и в другой группе. Совпадают и доли ответов по поводу отсутствия интереса к данным сферам производственной деятельности, и они относительно невелики (13,4 % и 11,3 % соответственно). Но есть различия в ответах между много- и малодетными родителями относительно способностей детей к определенной деятельности. Если многодетные усматривают «ярко выраженные способности и хобби» в 56,1 % случаев, то малодетные — гораздо реже (28,8 %). Экспериментирование с профессиями, трудовыми навыками разного рода, в свою очередь, отмечают почти вдвое чаще малодетные родители (62,2 % против 33,6 %). Про отсутствие особых способностей и интересов сыновей и дочерей сообщают почти в четыре раза чаще многодетные родители (8,2 % против 2,2 %).
Анализ предпочтений родителей относительно учебных дисциплин, которые необходимы для детей в подготовке к сдаче Единого госэкзамена и поступлению в техникум, университет, показывает: и много-, и малодетные мамы и папы надеются на достаточное число часов дополнительного образования по таким предметам, как, прежде всего, математика, физика, химия и информатика; далее следуют русский язык, английский язык, история и обществознание. Отдельные ответы — литература, изобразительное искусство, черчение, музыка, физическая культура, география, экономика.
Говоря о том, какие основные черты характера, темперамента встречаются у их детей, родители называют волевые особенности личности (упорство, активность, усидчивость, целеустремлённость, настойчивость, стрессоустойчивость, коммуникативность, усидчивость, спокойствие, пунктуальность, активность, уравновешенность, медлительность, ответственность, требовательность, обязательность), а также и нравственные и интеллектуальные качества — подростковый максимализм, внимательность, заинтересованность, любознательность, обучаемость, точность, упрямство, любовь к детям, трудолюбие, покладистость, исполнительность, терпеливость, вспыльчивость, правдивость, ловкость, общительность, эмпатию, неконфликтность, доброту, честность, домовитость.
Проведённый анализ позволяет сделать следующие выводы.
Малодетные родители готовы приложить усилия к профориента-ционной деятельности в отношении своих детей в период их обучения в средней школе чаще, чем многодетные, обсуждают эти вопросы
внутри семьи. Многодетные настроены скорее на обсуждение будущей занятости с ребёнком, чем на активную работу по его вовлечению в трудовые операции того или иного характера.
Многодетные родители в большей части своей заняты обучением детей домашнему труду. Их интерес к профессиям в целом и к выбору детьми профессионального будущего неустойчив, ввиду чего между старшими и младшими в многодетных семьях нет консенсуса по вопросу выбора школьниками своей профессии.
Малодетные родители чаще осведомлены о профессиональных интересах детей, чем многодетные. Зато в многодетных семьях дети реже задумываются над будущей профессией, чем в малодетных, ввиду того, что их жизнедеятельность более активная и интенсивная по сравнению с малодетными семьями. Отсюда большая чёткость в профессиональных планах детей — выпускников 9 и 11 классов из мало-детных семей, чем из многодетных.
Многодетные родители гораздо чаще, чем малодетные, приветствуют высокотехнологичные профессии, сулящие более высокий заработок.
Обе категории родителей обращают внимание на привлекательность избираемой профессии, материальный фактор и соответствие профессии возможностям личности.
При выборе профессии молодыми поколениями в части семей существует идеал для подражания, но в целом родители и дети ориентируются на конкретную ситуацию, мобильны в выборе конкретной специальности.
Далеко не все родители из обеих подгрупп владеют информацией о рабочих профессиях, приобретаемых на базе среднего профессионального и высшего образования, а потому профориентационная работа должна вестись с семьёй — родителями и детьми отдельно.
Современные родители не готовы поддерживать своих детей в их профессиональной карьере. Следовательно, в личности учащегося нужно воспитывать самостоятельность и инициативность во всех сферах её жизнедеятельности.
Многодетные родители более серьёзно настроены на формирование в своих детях трудовых навыков, чем малодетные, коих в школах подавляющее большинство. В связи с этим задачей дня становится активизация трудового воспитания в образовательных организациях как в гендерно различных, так и в общих видах деятельности.
Многодетной семье более свойственно доверять детям, чем мало-детной, где ребёнок долгое время остаётся несамостоятельным, ведомым. Эти семьи должны стать опорой школе в трудовом воспитании детей. На многодетных родителей можно опереться в рамках учебного заведения в распространении их опыта привлечения мальчиков и девочек к труду по самообслуживанию и в домашнем хозяйстве.
Современные рабочие профессии, популярные на рынке труда, привлекают обе категории семей, что облегчает профориентацион-ную работу в этом направлении.
Обе категории семей ждут от школы целесообразного распределения часов на освоение базовых школьных дисциплин, необходимых для поступления в вуз. Среди них — математика, физика, химия и информатика; русский язык, английский язык, история и обществоз-нание; литература, изобразительное искусство, черчение, музыка, физическая культура, география, экономика. Очевидно, что учебное заведение должно время от времени проводить опросы родителей и детей по поводу того, удовлетворены ли они качеством обучения и какой помощи ждут от педагогов и администрации.
Свойства нервной системы и черты характера либо помогают, либо препятствуют в овладении учащимися тех или иных профессий. Родителям и педагогам следует анализировать данные особенности личности и формировать недостающие черты для успешного овладения в будущем теми или иными профессиями.
Более цельными и системными представляются усилия многодетных семей по подготовке детей к настоящей и завтрашней семейной и будущей производственной деятельности, чем малодетных, несмотря на то, что у малодетных родителей больше средств, времени и физических сил на подготовку подростков и юношей к самостоятельной жизни после окончания школы.
Литература
Белл Д. Информационное общество и постиндустриализм // Уэбстер Ф. Теории информационного общества / пер. с англ.; под ред. Е. Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2004. 400 с.
Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь / пер. с англ. М.: Изд-во «Весь Мир», 2004. 120 с.
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [электронный ресурс] // URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 03.05.2018).