Научная статья на тему 'ПОЗИЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ШКОЛ ПО ВОПРОСУ ВЫБОРА ПОДРОСТКАМИ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ (НА МАТЕРИАЛАХ ОПРОСА ШКОЛЬНИКОВ Г. КАЗАНИ)'

ПОЗИЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ШКОЛ ПО ВОПРОСУ ВЫБОРА ПОДРОСТКАМИ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ (НА МАТЕРИАЛАХ ОПРОСА ШКОЛЬНИКОВ Г. КАЗАНИ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОЗИЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ШКОЛ ПО ВОПРОСУ ВЫБОРА ПОДРОСТКАМИ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ (НА МАТЕРИАЛАХ ОПРОСА ШКОЛЬНИКОВ Г. КАЗАНИ)»

Л. В. Карцева

(д-р социол. наук, профессор кафедры педагогики, Университет управления «ТИСБИ»)

Позиция родителей учащихся средних школ по вопросу выбора подростками будущей профессии (на материалах опроса школьников г. Казани)

DOI 10.22162/2587-6503-2018-2-6-80-89

Двадцать первый век демонстрирует миру стратегии бурного развития техники и технологий. Фактически весь земной шар превратился в поле для уникального социального эксперимента: технические устройства внедряются в личное пространство человека, заполняют его, вытесняя собственно социальное начало его электронным симу-лякром, когда реальность отодвигается под мощным воздействием представления о ней (псевдовещи). Как пишет социолог Э. Гидденс, «мир ускользает из рук» [Гидденс 2004: 18], становится всё более неуправляемым.

В качестве примера такой псевдовещи выступает представление взрослых людей, имеющих детей подросткового возраста, по поводу выбора ими будущей профессии. В эпоху «глобальной электронной экономики» [Гидденс 2004: 31] идёт переоценка ценностей, накапливается информация, перечёркивающая устаревшие приоритеты профессионального выбора молодыми людьми, но не затрагивающая пока сознания старших поколений.

Так, если во времена Советского Союза было престижно получить диплом о высшем профессиональном образовании по таким популярным профессиям, как врач, экономист, юрист, то к началу двадцать первого века на первый план вышли иные виды занятости, и в том числе — государственное муниципальное управление, менеджмент, позволяющие молодым людям занять положение у руля российской экономики. А спустя два десятилетия на авансцену вышли совершенно другие специальности — рабочие, те, которые нацеливают молодёжь на деятельность мускульную, преимущественно физическую, но требующую высокой интеллектуальной подготовки.

Э. Гидденс на этот счёт пишет о глобальном космополитическом обществе, где традиционный образ жизни подвергается мощному давлению, и уже не боги или судьба правят балом, а способность и готов-

ность идти на риск, поддерживать научные инновации, дерзать. Более того, сами традиции меняются, трансформируются, сообщая миру новые истины — те, что порождаются определёнными сообществами, группами [Гидденс 2004: 57-58].

По поводу получения профессии социолог и футуролог Д. Белл расставляет акценты совершенно определённо: существующие производственные технологии активно сменяются информационными, коммуникативными, микроэлектронными [Белл 2004]. Возникают полностью автоматизированные заводы-роботы, производство рационализируется, резко возрастает его эффективность. Появляющееся у людей свободное время, как и деньги, направляются на сферу услуг, которая становится третичным сектором занятости. Индустриальное общество уходит, а вместе с ним занятость в сфере сельского хозяйства и в сфере промышленности как первичная и вторичная. При этом третий сектор стимулирует развитие первого и второго. Стратегическую нишу занимают информация и информационная деятельность — как в экономике, так и в политике и социальной жизни.

По данным Министерства труда, занятости и социальной защиты населения Татарстана, в перечне рабочих профессий и специальностей для системы среднего профессионального образования, наиболее значимых на данный момент для экономики РТ, свыше 100 видов занятости. В их числе — автоматизация технологических процессов и агрономия, бурение нефтяных и газовых скважин и ветеринария, гостиничный сервис и дизайн, лечебное дело и дошкольное образование, ремонт и обслуживание автомобилей и строительные и декоративные работы, поварское и кондитерское дело и пожарная безопасность, прикладная геодезия и преподавание в начальных классах, сестринское дело и электронные приборы и устройства. В перечне фактически все специальности, которые требуют физических и интеллектуальных усилий, практических умений и навыков.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Стратегия развития воспитания в Российской Федерации 2015] предлагает произвести качественные изменения в отечественной системе воспитания, включающие в себя «развитие значимых способностей, умений и навыков, обеспечивающих социальное и гражданское становление личности, успешную самореализацию в жизни, обществе и профессии». Возникает вопрос о том, способны ли родители современных школьников осознать происходящие переме-

ны, выступить для своих детей мотиваторами выбора знаний и специальностей, наиболее необходимых для экономики.

С целью проведения анализа ситуации в девятых классах средней общеобразовательной школы Центром консультирования и просвещения по вопросам трудового воспитания детей в г. Казани в рамках реализации социально значимого проекта «Семья и трудовое воспитание подрастающего поколения в контексте Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (второй этап)» по договору гранта Президента Российской Федерации № 17-2-7790 было проведено тестирование. Тесты разработаны Экспериментальной площадкой г. Москвы по исполнению Гранта Президента РФ № 17-2-007790, 2018 г.

В ходе проведения тестирования родителей учащихся средних школ г. Казани (Татарстан) были опрошены 136 родителей: 95 из семей с преимущественно одним-двумя детьми (средняя школа № 77 Авиастроительного района г. Казани) и многодетные родители из гимназии № 28 Вахитовского района г. Казани (16 родителей) и гимназии № 40 Приволжского района г. Казани (25 родителей). Цель опроса: выявить границы осведомлённости опрашиваемых на предмет актуальности тех или иных профессий и специальностей, установить намерения семей относительно выбора подростками рода занятий на ближайшие годы: либо это будет обучение в старшем звене школы, либо продолжение образования в системе СПО.

Ответы были обработаны по каждому учреждению образования,

ч Г1 и

проанализированы по параметру числа детей в семьях. В данной статье представлен сравнительный анализ ответов многодетных и мало-детных родителей по наиболее значимым вопросам профориентаци-онной работы с учащимися школ.

Как показало тестирование, родители учащихся выпускных и пред-выпускных классов средних школ находятся в процессе принятия решения о профессиональном будущем своих детей. При этом информация о мире профессий, о степени их популярности и нужности в обществе, государстве поступает к ним неравномерно. О том, что такое высокотехнологичные рабочие профессии, судя по устным ответам анкетируемых, осведомлённость отсутствует. Интерес колледжей, техникумов, профессиональных лицеев, готовящих кадры для промышленного производства, направлен в большей степени на школы, расположенные в промышленной зоне Казани, где находятся крупнейшие

промышленные предприятия республики, на которых трудятся родители учащихся.

Проведенное исследование показало, что малодетные родители в большей доле, чем многодетные, убеждены, что школьный возраст располагает к выбору профессии, готовы направить детей к профессиональному самоопределению, что подчёркивает индивидуальный подход отцов и матерей в воспитании. В большей степени, чем в семьях с несколькими детьми, малодетные родители сходятся со своими детьми в представлениях об их будущей профессии (15,5 % против 0,0 % в многодетных семьях). Несколько большая доля ответов многодетных родителей — по параметру обсуждения о будущей деятельности с ребёнком (90,0 % против 73,4 % в группе малодетных). Данные значения могут свидетельствовать о том, что взгляды детей и родителей в многодетных семьях сходятся реже, чем того хотелось бы, ввиду чего общее представление о будущей занятости детей не формируется.

Любопытен такой факт: значительно большая часть многодетных родителей (56,4 %) склонна обучать своих детей домашнему труду. В группе малодетных мам и пап такой настрой замечается реже (36,0 %). Очевидно, сказывается необходимость перераспределения родительских трудовых обязанностей между взрослыми и детьми, помощи по дому в направлении от младших к старшим.

В итоге на момент опроса вдвое большая часть малодетных родителей была уверена в том, что знает, кем хочет стать ребёнок (20,0 % против 10,0 % в группе многодетных). О том, что выбор профессии у ребёнка отсутствует, заявили 16,5 % многодетных и почти вдвое меньше (8,5 %) малодетных родителей.

В многодетных семьях, судя по опросу, дети больше распыляются. Так, многодетные родители в 73,5 % случаев выбирают ответ «ему нравится несколько профессий», тогда как данный ответ в малодетных семьях — 59,6 %. Поиск себя — процесс долгий, в юном возрасте он может быть хаотичным, и сужение круга поиска — задача не только для школы, но и для семьи, которая многие стороны личности ребёнка видит лучше.

Неудивительно в этом свете, что более чёткими являются планы детей из малодетных семей. В частности, определились с выбором после 9 класса 14,2 % многодетных и 29,6 % малодетных; не знают, что будут делать дальше, 18,5 % родителей с несколькими детьми и только 4,2 % мам и пап с одним-двумя детьми.

По поводу того, что делать после 11 класса, если дети закончат его, опрошенные родители чувствуют себя так же неопределённо: более или менее ясны их планы в 24,2 % многодетных и в 55,7 % малодетных семей. Не имеют представления о будущем соответственно 24,7 % и 13,3 % опрошенных родителей.

Высокая занятость родителей в многодетных семьях не позволяет им внимательно оценивать ситуацию с выбором детьми будущей профессии, отслеживать развитие событий на протяжении всего процесса формирования и социализации личности ребёнка. В определённом сегменте семей складывается конфликтная ситуация между детьми и родителями по данному вопросу.

Так, не согласны с выбором ребёнка 12,5 % родителей, имеющих трёх и более детей, тогда как в малодетных семьях такая ситуация не фиксируется. Но высокотехнологичные профессии, сулящие более высокий заработок, одобряются многодетными мамами и папами: более половины из них (55,0 %) были бы согласны с выбором своим сыном, дочерью одной из таких профессий. В семьях с одним-двумя детьми доля таких ответов заметно ниже (34,3 %).

О себе и своём выборе профессии в далёком уже прошлом родители сообщают следующее. И в той, и в другой подгруппах избранная специальность была интересна, ранг этого ответа наиболее высокий (56,3 % для многодетных, 61,0 % для малодетных). На втором месте оказались материальные соображения для многодетных пап и мам (23,6 %) и соответствие профессии возможностям личности для малодетных (22,2 %). Вторая и третья позиции зеркально поменялись. На третьем месте «соответствие профессии способностям» отмечено в группе многодетных (20,0 %), «материальные соображения» — для малодетных (15,5 %). Как видно, спустя годы, когда семья обросла детьми, родители оценивают профессиональный выбор с учётом материального фактора, который в юные годы вполне мог быть не самым важным.

На принятие решения о будущей профессии на родителей повлияли окружающие (почти каждый пятый в обеих подгруппах сообщил о наличии конкретного человека), книги и кино-телефильмы (30,5 % в многодетных и 21,3 % в малодетных семьях). Часть взрослых при выборе профессии ориентировалась на ситуацию, не апеллируя к конкретному образу профессионала. В частности, отсутствовал идеал личности в профессии у 36,1 % семей с несколькими детьми и почти

в половине семей с одним-двумя детьми (45,0 %). Иначе говоря, социальные связи не довлеют над семьями в выборе профессии молодыми поколениями, что означает мобильность как взрослых, так и детей при выборе конкретной специальности.

Ответы показали, что многодетные родители, не всегда умеющие договориться с детьми по возможным траекториям их будущего профессионального развития, тем не менее, уверяют в том, что владеют информацией о рабочих профессиях, приобретаемых на базе среднего профессионального образования. Более половины (51,8 %) из опрошенных могут рассказать ребёнку о многих профессиях, 35,8 % знают о них понаслышке, не знают 12,2 %. В то же время малодетные мамы и папы в специальностях, получаемых на базе СПО, ориентируются в меньшей степени (39,0 %), а если и ориентируются, то «очень приблизительно» (45,0 %).

То же касается и профессий, получаемых на базе высшего образования. Могут назвать профессии, приобретаемые на базе высшего профессионального образования, 55,0 % многодетных мам и пап и только 35,5 % родителей с одним-двумя детьми. Более или менее свободны в суждениях по этому вопросу 37,8 % многодетных родителей и 49,0 % малодетных. Иначе говоря, фактически половина опрошенных не в состоянии свободно обсуждать со своими детьми преимущества и недостатки той или иной профессии.

Если же ребёнок профессию уже выбрал, помочь ему достичь карьерного успеха могут далеко не все родители. Так, менее трети опрошенных уверены в себе больше, более половины меньше, не уверены вообще около 8 % опрошенных. Следовательно, карьерные достижения подростков в будущем могут состояться только благодаря их собственным усилиям.

Чуть легче с освоением «некоторых трудовых навыков». Здесь снова многодетные родители уверены в себе больше (47,4 %), а малодетные меньше (31,1 %). В определённой мере готовы приложить усилия в данном направлении чуть более половины тех (50,6 %) и других (53,6 %) родителей. В данном вопросе очевидной становится необходимость трудового воспитания в семье как со стороны так называемых «женских» направлений деятельности, так и «мужских».

В обеих подгруппах примерно равное число (14,3 % и 13,8 % соответственно) не знают о том, каковы экономические условия труда по избираемой ребёнком рабочей профессии. Приблизительно ориенти-

руются в вопросе лишь около половины родителей (50,1 % из числа многодетных и 46,5 % из группы малодетных). «Похвастаться» осведомлённостью могут только около трети опрошенных (33,6 % многодетных и 30,8 % малодетных).

Верят в своих детей, их способности чаще многодетные мамы и папы — их доля в данной группе ответов более чем в два раза выше (42,1 % против 17,5 %). Здесь и те, и другие надеются на школу, полагают, что школа может дать необходимые их детям первоначальные профессиональные навыки. Подобная мера доверия — факт положительный, он должен быть основой для профориентационной работы администрации школ и всех вышестоящих уровней руководства образованием.

И те и другие родители не настраивают своих детей на формальное освоение основ наук в стенах школы, ждут от них качественных знаний. Учиться ради «диплома» нет смысла, считают респонденты. Треть опрошенных в обеих подгруппах надеются на то, что полученное образование станет профессиональной стезёй для их детей на дальнейшую жизнь, а две трети полагают, что профессиональная траектория может преподнести сюрпризы и понадобится переучиваться.

Явное различие возникает в ответах на вопрос о том, нужен ли ребенку опыт подработки на школьной скамье. Многодетные родители настаивают на его пользе для развития личности сына, дочери в полтора раза чаще, чем малодетные, что говорит о более прагматичном подходе к обучению учащихся школы. В то же время учитываются позиции самого ребёнка, таков ответ отцов и матерей. И снова доли ответов различаются: 23,6 % — позиция многодетных семей, 46,6 % — малодетных. Последнее свидетельствует о большей опеке над детьми в подобных семейных структурах, их оберегании от перегрузок. Тогда, когда многодетные родители возлагают надежды на наиболее полное и раннее вовлечение детей в процесс овладения трудовыми навыками и профессиональными компетенциями, малодетные остаются заботливыми мамами и папами, затягивающими детство своего единственного ребёнка, опекающего его в школе и за её пределами.

Фактически не отмечаются существенные различия в ответах в отношении высокотехнологичных профессий в оценке их пользы для детей между много- и малодетными родителями. И те, и другие фиксируют: их дети интересуются информацией из соответствующих профессиональных областей (соответственно 41,8 % и 35,8 %). Эпи-

зодический, неустойчивый интерес к каким-то областям деятельности встречается в 42,7 % случаев в той и в другой группе. Совпадают и доли ответов по поводу отсутствия интереса к данным сферам производственной деятельности, и они относительно невелики (13,4 % и 11,3 % соответственно). Но есть различия в ответах между много- и малодетными родителями относительно способностей детей к определенной деятельности. Если многодетные усматривают «ярко выраженные способности и хобби» в 56,1 % случаев, то малодетные — гораздо реже (28,8 %). Экспериментирование с профессиями, трудовыми навыками разного рода, в свою очередь, отмечают почти вдвое чаще малодетные родители (62,2 % против 33,6 %). Про отсутствие особых способностей и интересов сыновей и дочерей сообщают почти в четыре раза чаще многодетные родители (8,2 % против 2,2 %).

Анализ предпочтений родителей относительно учебных дисциплин, которые необходимы для детей в подготовке к сдаче Единого госэкзамена и поступлению в техникум, университет, показывает: и много-, и малодетные мамы и папы надеются на достаточное число часов дополнительного образования по таким предметам, как, прежде всего, математика, физика, химия и информатика; далее следуют русский язык, английский язык, история и обществознание. Отдельные ответы — литература, изобразительное искусство, черчение, музыка, физическая культура, география, экономика.

Говоря о том, какие основные черты характера, темперамента встречаются у их детей, родители называют волевые особенности личности (упорство, активность, усидчивость, целеустремлённость, настойчивость, стрессоустойчивость, коммуникативность, усидчивость, спокойствие, пунктуальность, активность, уравновешенность, медлительность, ответственность, требовательность, обязательность), а также и нравственные и интеллектуальные качества — подростковый максимализм, внимательность, заинтересованность, любознательность, обучаемость, точность, упрямство, любовь к детям, трудолюбие, покладистость, исполнительность, терпеливость, вспыльчивость, правдивость, ловкость, общительность, эмпатию, неконфликтность, доброту, честность, домовитость.

Проведённый анализ позволяет сделать следующие выводы.

Малодетные родители готовы приложить усилия к профориента-ционной деятельности в отношении своих детей в период их обучения в средней школе чаще, чем многодетные, обсуждают эти вопросы

внутри семьи. Многодетные настроены скорее на обсуждение будущей занятости с ребёнком, чем на активную работу по его вовлечению в трудовые операции того или иного характера.

Многодетные родители в большей части своей заняты обучением детей домашнему труду. Их интерес к профессиям в целом и к выбору детьми профессионального будущего неустойчив, ввиду чего между старшими и младшими в многодетных семьях нет консенсуса по вопросу выбора школьниками своей профессии.

Малодетные родители чаще осведомлены о профессиональных интересах детей, чем многодетные. Зато в многодетных семьях дети реже задумываются над будущей профессией, чем в малодетных, ввиду того, что их жизнедеятельность более активная и интенсивная по сравнению с малодетными семьями. Отсюда большая чёткость в профессиональных планах детей — выпускников 9 и 11 классов из мало-детных семей, чем из многодетных.

Многодетные родители гораздо чаще, чем малодетные, приветствуют высокотехнологичные профессии, сулящие более высокий заработок.

Обе категории родителей обращают внимание на привлекательность избираемой профессии, материальный фактор и соответствие профессии возможностям личности.

При выборе профессии молодыми поколениями в части семей существует идеал для подражания, но в целом родители и дети ориентируются на конкретную ситуацию, мобильны в выборе конкретной специальности.

Далеко не все родители из обеих подгрупп владеют информацией о рабочих профессиях, приобретаемых на базе среднего профессионального и высшего образования, а потому профориентационная работа должна вестись с семьёй — родителями и детьми отдельно.

Современные родители не готовы поддерживать своих детей в их профессиональной карьере. Следовательно, в личности учащегося нужно воспитывать самостоятельность и инициативность во всех сферах её жизнедеятельности.

Многодетные родители более серьёзно настроены на формирование в своих детях трудовых навыков, чем малодетные, коих в школах подавляющее большинство. В связи с этим задачей дня становится активизация трудового воспитания в образовательных организациях как в гендерно различных, так и в общих видах деятельности.

Многодетной семье более свойственно доверять детям, чем мало-детной, где ребёнок долгое время остаётся несамостоятельным, ведомым. Эти семьи должны стать опорой школе в трудовом воспитании детей. На многодетных родителей можно опереться в рамках учебного заведения в распространении их опыта привлечения мальчиков и девочек к труду по самообслуживанию и в домашнем хозяйстве.

Современные рабочие профессии, популярные на рынке труда, привлекают обе категории семей, что облегчает профориентацион-ную работу в этом направлении.

Обе категории семей ждут от школы целесообразного распределения часов на освоение базовых школьных дисциплин, необходимых для поступления в вуз. Среди них — математика, физика, химия и информатика; русский язык, английский язык, история и обществоз-нание; литература, изобразительное искусство, черчение, музыка, физическая культура, география, экономика. Очевидно, что учебное заведение должно время от времени проводить опросы родителей и детей по поводу того, удовлетворены ли они качеством обучения и какой помощи ждут от педагогов и администрации.

Свойства нервной системы и черты характера либо помогают, либо препятствуют в овладении учащимися тех или иных профессий. Родителям и педагогам следует анализировать данные особенности личности и формировать недостающие черты для успешного овладения в будущем теми или иными профессиями.

Более цельными и системными представляются усилия многодетных семей по подготовке детей к настоящей и завтрашней семейной и будущей производственной деятельности, чем малодетных, несмотря на то, что у малодетных родителей больше средств, времени и физических сил на подготовку подростков и юношей к самостоятельной жизни после окончания школы.

Литература

Белл Д. Информационное общество и постиндустриализм // Уэбстер Ф. Теории информационного общества / пер. с англ.; под ред. Е. Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2004. 400 с.

Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь / пер. с англ. М.: Изд-во «Весь Мир», 2004. 120 с.

Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [электронный ресурс] // URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 03.05.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.