УДК 338.48 (571.54)
ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОГО БРЕНДА ЭТНОПОСЕЛЕНИЯ ДУЛАН КАБАНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ КАК ФАКТОРА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В БАЙКАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ
© В.А. Бабиков
Ключевые слова: туризм; этническое поселение; бренд; Байкальский регион; коренные этносы.
Рассмотрены актуальные для Байкальского региона вопросы позиционирования туристского бренда на примере этнического поселения Дулан, расположенного на восточном берегу озера Байкал в пределах Кабанского района Республики Бурятия.
Позиционирование туристского бренда конкретной территории является новым для нашей страны явлением. Политика территориального имиджа составляющей регионов и России в целом в настоящее время только формируется. Но, по мнению ряда экспертов, потенциал развития этого направления весьма высок. Подобно компаниям и продуктам, страны, города и отдельные регионы также обладают свойственными именно им особенностями. Успешный бренд играет важную роль в развитии экономики, культуры и туристической инфраструктуры территории [1].
Все больше территорий целенаправленно занимаются созданием собственного туристского бренда, который обусловливает инвестиционную и туристическую привлекательность конкретной местности.
Установлено, что туризм - сложный социальноэкономический процесс, который требует серьезного анализа. Для Республики Бурятия, относящейся к числу регионов по большинству социально-экономических показателей ниже среднероссийских, туризм может выступить как инструмент поддержания устойчивости
территории. Это особенно актуально для прибрежных районов озера Байкал, где расположено около 50 населенных пунктов и проживает более 10 % населения республики [2].
В связи с возрастающим интересом граждан России и других стран на экскурсионные и оздоровительные туры на озеро Байкал и в целом в Бурятию, спрос на места размещения туристов в летнее время превосходит предложения, а это открытое поле деятельности для местных предпринимателей. В сельской местности республики уже сегодня есть множество готовых для приема туристов мест, которые требуют необходимых затрат на обустройство, что, в свою очередь, позволяет поддерживать оптимальную цену проживания. Доступность цены позволяет отдохнуть на лоне природы большому количеству населения нашей республики и приезжим из других регионов, а местному населению получить дополнительный заработок.
Развитие туризма в большей степени зависит от природных особенностей территории. Особую актуальность приобретает выбранная нами тема в связи с
планами Правительства РБ по организации особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Байкальская Гавань» в нашей республике.
Что касается причин, продолжающих тормозить развитие отечественного туристического рынка, то это, прежде всего, проблемы, связанные со слабостью туристической политики как механизма управления продвижением совокупных туристических продуктов наших территориальных туристско-рекреационных комплексов в туристском информационном поле.
Исследуемый регион уникален своими природными ландшафтами, но все же главное достояние - сохранившиеся национальные традиции и обычаи, вековая культура народов, населяющих ее территорию. Определенную экзотику представляет бурятская и русская кухня и специфические блюда из байкальских рыб.
Все это определило актуальность представленной статьи. В процессе ее подготовки была определена цель -разработать теоретические и практические положения по созданию туристского бренда территории этнопосе-ления Дулан, в пределах Кабанского района Республики Бурятия.
В рамках поставленной цели решались следующие задачи:
- выявить тенденции, связанные с развитием туристского бренда исследуемой территории;
- определить туристско-рекреационный потенциал территории для целей создания комплексного туристского бренда;
- разработать практические рекомендации по формированию комплексного туристского бренда исследуемой территории.
Объектом исследования является комплексный туристский бренд, основанный на этно-экологических традициях жителей правобережной части Кабанского района Бурятии.
Предметом исследования стала проблема формирования комплексного туристского бренда территории правобережья р. Селенги.
Правобережье р. Селенги обладает определенной степенью развития туризма (табл. 1).
Именно поэтому становится актуальной проблема разработки и внедрения туристского бренда данной территории.
Понятие «туристский бренд» является системным понятием, характеризующим стратегию создания кон-
курентных преимуществ туристического продукта, перспективность развития туристско-рекреационной деятельности и максимальное получение социальноэкономического эффекта.
В целом создание туристских брендов рассматривается как комплексное инвестирование в рекреационный потенциал территории. Оно предполагает как формирование информационного поля, так и создание инфраструктуры, внедрение новых стандартов качества обслуживания, обучение и повышение квалификации персонала.
Основой туристского бренда является буквально любая характеристика, вызывающая у потребителя определенный набор положительных эмоций, - уникальный природный объект, историческое событие, деятельность известного человека, миф, образ, легенда. При создании туристского бренда территории очень важна реанимация старых и создание новых мифов. Это, по мнению Ю.А. Веденина, является необходимым условием эффективной деятельности, направленной на созидание уникального ресурсного потенциала региона, формирование систем новых мест и объектов [3].
Дулан - одно из байкальских поселений Кабанско-го района Бурятии. Рядом с этнопоселением располагается автомобильная трасса Улан-Удэ - Сухая - Заречье, что обеспечивает хорошую степень транспортной доступности. Расстояние от Улан-Удэ до Дулана составляет 140 км. Протяженность береговой линии составляет более 200 км. В пределах территории с. Дулан Кабанского района находятся статуя и место будущей резиденции Владыки Байкала. До сих пор на Байкале не было установлено местопребывание его «хозяина» -Усан-Лопсона, которому поклонялись в любом месте на озере. Причем ему молились не только живущие на его берегах. Усан-ханы - небесные божества, царствующие над морями, реками и озерами, - согласно бурятской мифологии, спустились на землю с югозападной стороны неба и поселились на дне глубоких вод, откуда властвуют над водной стихией, покровительствуют людям, защищая их от злых сил. По поверьям западных бурят, владыкой водяных ханов (духов-хозяев - ухан хан, ухан хат) является Усан-Лопсон (Уха лосон, Уха лубсан), имеющий облик белобородого старца в белых одеждах, живущего на дне моря в серебряном дворце.
Таблица 1
Степень развития туризма в пределах правобережья р. Селенги
Виды туризма
Участки Познава- тельный Массовый Санаторно- курортный Спортив- ный Религиоз- ный Приклю- ченческий Агро- туризм Степень развития
Байкало-Кудара + + + + +++ + + Низкая
Провал +++ + + + + + + Низкая
Оймур + + ++ + + + + Низкая
Дулан +++ + + + +++ + +++ Средняя
Дулан +++ + + + +++ + +++ Средняя
Энхалук + +++ + +++ + +++ ++ Высокая
Сухая ++ +++ +++ ++ + +++ +++ Высокая
Заречье + + + + + + + Низкая
Возможно, именно он стал прообразом духа Байкала. Скульптура верховного повелителя вод Усан-Лопсона высотой 3,5 м изготовлена из дерева народным художником Бурятии Анатолием Цыденовым. Она возвышается на каменном фундаменте, на склоне сопки, расположенной за с. Дулан. Здесь же на поляне установлены коновязи для пяти бурятских родов, проживающих в Кабанском районе. Будущая резиденция Усан-Лопсона - Владыки Байкала находится на пути к одному из самых популярных туристических комплексов - Энхалуку. Сегодня Энхалук называют «бурятской Рублевкой из-за многочисленных дач представителей политической и деловой элиты республики.
Создание резиденции Хозяина Байкала, на базе которого будут работать информационно-визитный центр, шаманский комплекс, рыбный ресторан, развиваться акварекреация, анимационный центр, знакомящий туристов с обычаями и традициями «морских» кударинских бурят, - все это при определенной финансовой поддержке даст возможность для социальноэкономического развития этнопоселения Дулан.
Не менее эффективным методом создания брендов с целью привлечения в регион туристов также является технология организации «событий», когда турист приезжает в новую для себя территорию для посещения и участия в зрелищном шоу или мероприятии, после чего он возвращается сюда уже в качестве обыкновенного туриста, пытаясь узнать больше об этом регионе (посещение свадьбы кударинских бурят, участие в шаманских обрядах и мистериях).
В пределах любого этнопоселения проявляются специфические конкретные формы, выражающие культуру этноса, явления, связанных с проявлением признаков хозяйственно-культурного типа, природногеографической зоны, этнокультурной области.
В пределах территории этнопоселения располагаются: памятники архитектуры, выполненные в традиционном для этноса стиле; культовые сооружения, отражающие конфессиональную принадлежность представителей того или иного этноса; некрополи, кладбища; традиционные жилища (нежилые, но сохранившие внешний вид и внутреннюю планировку; жилые - с традиционным интерьером, убранством, набором традиционных предметов быта); бытовые объекты, соответствующие традиционному хозяйственному типу.
В пределах этнопоселения Дулан возможно создание информационно-визитного центра. Вся его инфраструктура будет направлена исключительно на удовлетворение всевозможных потребностей и интересов туристов. Он может выглядеть в виде юрточного городка. Используя полученные данные, туристы могут воспользоваться интересующей их информацией о традициях, обычаях и верованиях кударинских бурят.
Основными задачами деятельности информационно-визитного центра должны стать следующие:
- мониторинг ресурсов состояния и развития территории;
- участие в разработке стратегических, среднесрочных и оперативных планов развития территории этнопоселения;
- разработка местных целевых программ, бизнес-планов инвестиционных проектов;
- организация и выполнение программ и проектов;
- привлечение научного потенциала, научнометодическая и инновационная деятельность;
- финансовая деятельность по привлечению средств и созданию фонда развития;
- изготовление печатной продукции и туристических буклетов;
- организация экскурсионной деятельности [4].
В рамках структуры центра может быть открыт шаманский комплекс. Он сможет выполнять различные функции, начиная с предсказания будущего (гадания) до лечения различного рода заболеваний.
В рамках работы информационного центра планируется организация зимнего отдыха, включающего катание на лыжах, коньках, санках и снегокатах.
Туристы, особенно иностранные, всегда активно участвуют в игровых мероприятиях, культурноразвлекательных программах, конкурсах песен и танцев (исполнение старинного бурятского хороводного танца ехор), обрядовых мероприятиях (шаманское камлание и обряд свадьбы) и т. д. Активное участие иностранных туристов в предлагаемых сюжетных турах (например, в традиционных ритуалах подготовки к ловле рыбы) помогает лучше воспринимать и надолго запомнить образ места посещения, оставить наилучшие впечатления о путешествии, что впоследствии положительно сказывается на дальнейшем продвижении тура.
Традиционный уклад жизни кударинских бурят связан с рыбным промыслом на озере Байкал. Отражением давней связи бурят с Байкалом является ежегодный обряд - тайлаган, который проводится весной или в начале лета в честь духа-хозяина Байкала - Далай лусун-хана. Термином лус (лусун, лусат, лусын, лусан, лосон) в шаманской мифологии бурят, как правило, назывались духи - хозяева водоемов [5].
Динамичный характер туризма, спрос на новые виды отдыха вынуждают организаторов туристической деятельности развивать новые учреждения в виде малых сельских гостиниц, туристических центров для семейного отдыха, сети семейных гостиниц вдоль автомагистралей, расширяющих возможности пространственной локализации сферы отдыха.
Существуют четыре принципа туризма, базирующегося на уникальных туристско-рекреационных ресурсах, активно способствующих сохранению и их рациональному использованию:
1) активное содействие в сохранении наследия местности - культурного, исторического, природного;
2) подчеркивание и выделение уникальности наследия местности относительно других регионов;
3) создание у местного населения чувства гордости и ответственности за уникальные туристско-рекреационные ресурсы;
4) разработка программы развития туризма на основе использования уникальных туристско-рекреационных ресурсов местности [6].
Подводя итог, следует подчеркнуть, что развитие туризма в прибайкальских территориях вполне обосновано и реально. Основные усилия в этом должны быть направлены на системную организацию информации по ресурсам, оперативное информационное обеспечение заинтересованных пользователей, обоснование экологических регламентов и экономических механизмов использования ресурсов в целях туризма. Нами предлагаются для дальнейшего развития туристского потенциала следующие направления:
1. составление комплексной схемы развития туризма в этнопоселении Дулан с учетом возможных комбинаций перспективных его видов и максимально полного использования ресурсного потенциала;
2. выделение и юридическое закрепление в структуре землепользования исследуемой территории рекреационных зон, оценка их осуществляется согласно требованиям кадастровой схемы;
3. создание иллюстрированного буклета имеющихся туристических маршрутов с детальным описанием ресурсных возможностей в предлагаемых туристических продуктах.
Таким образом, представленные нами проекты направлены на формирование комплексного туристского бренда этнопоселения Дулан. Они будут реализованы в виде разработанных маршрутов, составленных с учетом интересов потенциальных потребителей, туристических программ, включающих игровое и ролевое содержание, и тогда можно будет с уверенностью сказать, что туристический бизнес в пределах исследуемой территории начал функционировать. Перспективы у него обширные, возможности с точки зрения ресурсного потенциала неограниченные, а спрос со стороны потребителей постоянно возрастающий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Актуальные проблемы социально-экономического развития Российской Федерации: бренд региона: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2008. 224 с.
2. Мирзеханова Д.Г. Значение информационных ресурсов для формирования туристического продукта // Территориальные исследования Дальнего Востока: материалы 3 регион. школы-семинара молодых ученых, аспирантов и студентов. Биробиджан: ИКАРП ДВО РАН РАН-ДВГСГА, 2005. С. 55-58.
3. Веденин Ю.А. Мифология туристских ресурсов и эволюция представлений о ресурсном потенциале территорий // Изв. РАН. Сер. Геогр. 1998. № 4. С. 88-89.
4. Урбанова Ч.Б., Бабиков В.А. Позиционирование туристического бренда этнопоселения Дулан Кабанского района Республики Бурятия // Структура, функционирование биосистем и экологическая безопасность: материалы науч.-практ. конф. К 80-летию биологогеографического и химического факультетов БГУ. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2012. С. 211-214.
5. Бабушкин С.М. Этнокультурные традиции и современное состояние кударинских бурят. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2007. 416 с.
6. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. М.: Финансы и статистика, 2003. 304 с.
Поступила в редакцию 15 сентября 2012 г.
Babikov V.A. POSITIONING OF A TOURIST BRAND OF ETHNO-SETTLEMENT OF DULAN OF KABANSKY AREA OF THE REPUBLIC OF BURYATIYA AS FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN BAIKAL REGION
The actual questions for Baikal region of positioning of a tourist brand of ethno-settlement of Dulan, situated on east region of Baikal Lake in borders of Kabansky area of the Republic of Burya-tiya, are considered.
Key words: tourism; ethnic settlement; brand; Baikal region; radical ethnos.