УДК 656.615
Карпикова А.С. студент магистратуры кафедры «Менеджмент организаций» БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова Россия, Санкт-Петербург Мирославская В.Н., доцент кафедры Р1 «Менеджмент организаций» БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова Россия, Санкт-Петербург ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ПОРТА «БРОНКА» НА РЫНКЕ СТИВИДОРНЫХ УСЛУГ Аннотация: в статье раскрывается сущность позиционирования предприятия, как маркетинговой стратегии развития организации на рынке услуг. Основные аспекты позиционирования рассматриваются на примере морского перегрузочного портового комплекса в сфере стивидорной деятельности транспортной логистики. Рассматриваются основные преимущества предприятия, за счет которых осуществляется позиционирование порта и оператора терминала
Ключевые слова: позиционирование, транспортная логистика, стивидорные и логистические услуги, морской перегрузочный комплекс, порт, оператор терминала, прием, обработка и перевалка грузов
Karpikova A.S.
Master's student, department «Management of organizations» BSTU «VOENMEH» named after D.F. Ustinov
Saint-Petersburg, Russia Miroslavskaya V.N.
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of «Management of organizations» BSTU «VOENMEH» named after D.F. Ustinov
Saint-Petersburg, Russia THE POSITIONING OF THE PORT "BRONKA» IN THE MARKET OF STEVEDORING SERVICES Annotation: the article reveals the essence of the positioning of the enterprise as a marketing strategy for the development of the organization. The main aspects of positioning are considered on the example of the multifunctional cargo sea port complex in stevedoring activity of transport logistics. The main advantages of the enterprise with the help of which the positioning of the port and the terminal operator is carried out in comparison with other ports of the North-Western region of the Baltic basin are highlighted.
Keywords: positioning, transport logistics, stevedoring services, multifunctional cargo sea complex, port, terminal operator, acceptance, handling and transshipment cargoes
Морские порты Российской Федерации имеют стратегическое значение для развития народно-хозяйственного комплекса нашей страны. Для того, чтобы соответствовать торговым и транспортным потребностям России морские порты должны предоставлять конкурентоспособную на международном уровне портовую инфраструктуру и предоставлять качественный сервис. Потребность в долгосрочном планировании особенно остро ощущается в сфере развития портовой инфраструктуры - жизненный цикл проектов в морских портах охватывает десятилетия, что обозначает необходимость долгосрочного прогнозирования спроса на портовую инфраструктуру, её влияния на экономику и экологию. Значение морских портов для развития экономики очень велико.
Современный морской порт - это крупный транспортный узел, который связывает различные виды транспорта: морской, речной, железнодорожный, автомобильный, трубопроводный и др. Портовая деятельность выступает стратегическим аспектом развития экономики государства и одним из ключевых звеньев функционирования транспортной системы [2, с.21].
При разделе портового хозяйства России досталась примерно половина производственных мощностей и это мало. Около 40% российских грузов приходится перегружать в портах сопредельных стран. Для того чтобы грузы вновь пошли через Россию, необходимо, прежде всего, увеличивать пропускные возможности существующих портов, для исполнения чего уже реализуются множество задач, таких как:
• продление магистралей судоходных коммуникаций в Европе до портового побережья, увеличение темпа строительства новых аванпортов и портпунктов в Ленинградской области и Санкт-Петербурге (Приморск, Батарейная, Усть-Луга, Ломоносов, Кронштадт), одним из примеров которого и стал новый глубоководный аванпорт Бронка - морской перегрузочный комплекс, расположенный между Ломоносовым и Кронштадтом неподалеку от поселения Пеники.
Однако, осуществляя строительство новых аванпортов и портпунктов, не стоит без внимания оставлять вопрос поддержания надлежащего технического состояния уже существующих портовых сооружений (сейчас в портах 49% причалов устарели и требуют серьезных обновлений, требуется закупка нового перегрузочного оборудования, снабжение терминалов необходимым количеством техники, расширение и развитие инфраструктуры) [4, с.206].
Данная статья акцентирована на рассмотрении текущего статуса по созданию портовых мощностей на примере Балтийского бассейна. Во внешней торговле России Балтика исторически занимает важнейшее место. Необходимость развития портов России на Балтике обусловлена как объёмами внешнеторговых перевозок и их структурой, так и экономической и политической ситуацией, сложившейся в данном регионе. Одними из самых крупных объектов на Балтийском бассейне стали: порт на побережье Финского залива - это порт в бухте Батарейной для перегрузки нефтепродуктов (15 млн. т), нефтеналивной порт в районе Приморска (45 млн. т), сухогрузный порт в районе Усть-Луги (35 млн. т) и самый новый глубоководный аванпорт - сосед Моби Дика - порт «Бронка» (пропускной способностью до 1,9 млн ТЕи контейнерных грузов и 260 тыс. ед. ро-ро грузов в год) [6]. Также, в данной статьи более детально рассматривается позиционирование морского перегрузочного комплекса «Бронка» на рынке стивидорных услуг в Северо-Западном регионе.
Все крупные терминалы и порты Санкт-Петербурга и Балтийского моря входят в состав портового комплекса морского порта «Большой порт Санкт-Петербург», который является крупной системой, предоставляющей клиентам и пользователям весь спектр услуг по обслуживанию и снабжению
судов по перевалке и транспортировке грузов на уровне мировых стандартов. 14 июня 2017 года ФГУП «Росморпорт» получило разрешение на ввод в эксплуатацию объектов 2-ой очереди подходного канала и акватории многофункционального морского перегрузочного комплекса «Бронка» [1, с.174-175].
Компания ООО «Феникс» стала оператором и инвестором и в 2007 году была создана для реализации строительства порта Бронка. Объект запустился на основе слияния частных и государственных инвестиций. К преимуществам выбора места для строительства нового морского терминала относится признанное оптимальным размещение комплекса на удалении от жилой застройки и близости к КАД. Кроме того, перевалочный комплекс «Бронка» имеет территории для перспективного развития, что является оптимальным для создания современного высокотехнологического перегрузочного терминала [7].
. \ Л ИЗ
„ 1 оя
в пи
ИСТСРИМККАД ЧЙСТ?
ООЛМЮГО ПОР1* САИКТ П1ИР6%'«
Запуск комплекса «Бронка» при проектировании обещал и реализовывает поэтапно дальнейший рост грузооборота Большого порта Санкт-Петербурга, не имеющего иных территориальных резервов [3, с.348]. Это уже значительно помогает оптимизировать и перераспределить грузопотоки без создания дополнительной нагрузки на улично-дорожную сеть города. Увеличивать грузооборот морского порта в центре города не целесообразно, так как это приводит город к транспортному коллапсу.
В данном случае по теме рассматривается сразу два объекта:
1. Компания ООО «Феникс» - оператор и инвестор порта «Бронка», которая должна позиционировать себя на рынке других инвесторов и операторов и защищать интересы терминала перед государственными инстанциями.
2. Морской перегрузочный комплекс «Бронка» (порт), который должен позиционировать себя на рынке стивидорных услуг и других портов в Северо-Западе.
Конкуренция в данном случае не слабая в обеих позициях. И, если, инвестору это еще сделать нетрудно за счет поддержки Правительства и благодаря государственно-частному партнерству, то терминалу, как морскому транспортному объекту это приходится несколько труднее. Если предприятию удается прочно утвердить свои позиции на каком-либо сегменте рынка, заняв на нем доминирующее положение, то такой сегмент часто называют рыночной нишей компании. Порт «Бронка» делает все возможное, что занять самую прочную нишу в данном сегменте.
В реализации маркетинговой стратегии отделу маркетинга любого порта рекомендуется использовать методику анализа рынка портовых услуг, главная цель, которой - привлечение грузопотоков, работа с клиентами. Для порта существуют две группы клиентов: грузовладельцы и морские перевозчики (судовладельцы) [7]. В основном цель портового маркетинга заключается в анализе рынков, анализе конкурентов, ориентации на новые рынки и к новым услугам. Под портовым маркетингом подразумевается такая функция портового менеджмента, которая направлена на организацию деятельности порта, обеспечивающую ему сохранение и повышение конкурентоспособности с учетом состояния внутренней и внешней среды порта.
Мировая тенденция увеличения размера судов для транспортировки грузов морем определяет необходимость строительства глубоководных портов, оснащенных современным оборудованием для обеспечения их конкурентоспособности. В сложившейся ситуации создание глубоководных портов является необходимой стратегической мерой для сохранения конкурентных позиций российских портов на Балтике, обеспечения транспортной и экономической безопасности страны. Наши балтийские соседи (порты Гданьск, Рига, Таллинн) уже провели дноуглубительные работы до отметки -16 метров и подготовились к борьбе за российские грузы в новых условиях. Поэтому, строительство глубоководного порта в Санкт-Петербурге, способного принимать суда-контейнеровозы максимального
размера, которые могут пройти в Балтийское море, являлось насущной необходимостью [5].
В соответствии с планами дноуглубительных компаний, уже к концу 2015 года порт уже вышел на отметку дна у своих причалов -11,5 м. В долгосрочной перспективе, будет обеспечен выход на отметку до -16 м. Таким образом, порт Бронка, позиционирует себя как глубоководный порт Санкт-Петербурга и сможет доставлять грузы без промежуточной перевалки в европейских портах-хабах, что позволит сократить длительность рейсов и стоимость перевозок. Географическое положение порта «Бронка» позволяет обеспечивать сокращение времени захода на 3 часа для каждого судна, заходящего в порт, а прямое подключение с сети федеральных автодорог и железнодорожной сети РЖД обеспечивает снижение издержек для российских грузополучателей и отправителей. Все вышеперечисленные преимущества позиционируют порт как высококачественный терминал в сфере предоставления своих услуг.
Эти два связующих звена - оператор и терминал - создали огромный транспортный объект для реализации государственных и частных целей. Разумеется, на данной стадии жизненного цикла, как компании, так и терминала, необходимо очень осторожное и грамотное продвижение своих услуг на рынке морских и грузовых перевозчиков.
Подводя итоги можно сказать о том, что из года в год рынок неумолимо развивается и лишь сильнейшие компании могут отстоять своего потребителя. Что бы относиться к категории сильнейших, ваш бизнес должен иметь устойчивое и надежное положение на рынке, которое обеспечивается вполне определенным местом в сознании клиента. Анализируя данную статью, можно сделать вывод о том, что позиционирование имеет огромное значение в маркетинговой политике компании, поскольку позиционирование — это и есть ваше место на рынке.
Использованные источники:
1) Ахаева Ю. Е., Петроченков К. И. Позиционирование товара на рынке // Молодой ученый. — 2014. — №6.
2) Басовский Л.Е. Экономика отрасли: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. -М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017;
3) Николаева Л.Л., Цымбал Н.Н. Морские перевозки. - М.: Моркнига, 2016.
4) Панкрухин А.П. Маркетинг: основы теории, стратегии и технологии, становление в России, особенности различных сферах деятельности - М. 2014.
5) Официальный сайт ФГУП «Росморпорт» http://www.rosmorport.ru/.
6) Официальный сайт ММПК «Бронка» https: //www.port-bronka.ru/
7) Шматов Э.М. Справочник стивидора - М.: Транспорт, 2017.