Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ФИРМЫ НА РЫНКЕ НА ПРИМЕРЕ ГЛУБОКОВОДНОГО ПОРТА "БРОНКА"'

МЕТОДЫ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ФИРМЫ НА РЫНКЕ НА ПРИМЕРЕ ГЛУБОКОВОДНОГО ПОРТА "БРОНКА" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / МАРКЕТИНГОВЫЙ ПРОЦЕСС / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / СТИВИДОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОРТ / УСЛУГИ / METHODS OF ENTERPRISE POSITIONING / STRATEGIC PLANNING / MARKETING PROCESS / TRANSPORT AND LOGISTICS INDUSTRY / STEVEDORING ACTIVITY / PORT / SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпикова А.С.

В статье раскрываются некоторые методы позиционирования предприятия на примере перегрузочного портового комплекса в сфере стивидорных и логистических услуг. Логистика представляет собой посредническую сферу и выступает основным каналом распределения между производителем и потребителем. В современных условиях логистические компании должны пересматривать характер своей коммерческой деятельности, акцентировав внимание на изучение и удовлетворение спроса потребителей услуг. В последние несколько десятилетий логистический рынок буквально перенасыщен набором услуг и высокой конкуренцией, что требует определенной выработки позиции и принятия управленческих решений для выживания, успешного процветания и сохранения своей позиции в сфере услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSITIONING METHODS OF THE COMPANY IN THE MARKET ON THE EXAMPLE OF DEEPWATER PORT BRONKA

The article describes some methods of enterprise positioning on the example of port transshipment complex in the field of stevedoring and logistics services. Logistics is an intermediary sphere and acts as the main channel of distribution between the producer and the consumer. In modern conditions, logistics companies should review the nature of their business activities, focusing on the study and satisfaction of consumer demand. In the last few decades, the logistics market is literally oversupplied with a set of services and high competition, which requires a certain position development and management decisions for survival, successful prosperity and maintaining its position in the service sector.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ФИРМЫ НА РЫНКЕ НА ПРИМЕРЕ ГЛУБОКОВОДНОГО ПОРТА "БРОНКА"»

УДК 659.127

Карпикова А. С. студент магистратуры кафедры «Менеджмент организаций» БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова Россия, Санкт-Петербург МЕТОДЫ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ФИРМЫ НА РЫНКЕ НА ПРИМЕРЕ ГЛУБОКОВОДНОГО ПОРТА «БРОНКА» Аннотация: в статье раскрываются некоторые методы позиционирования предприятия на примере перегрузочного портового комплекса в сфере стивидорных и логистических услуг. Логистика представляет собой посредническую сферу и выступает основным каналом распределения между производителем и потребителем. В современных условиях логистические компании должны пересматривать характер своей коммерческой деятельности, акцентировав внимание на изучение и удовлетворение спроса потребителей услуг. В последние несколько десятилетий логистический рынок буквально перенасыщен набором услуг и высокой конкуренцией, что требует определенной выработки позиции и принятия управленческих решений для выживания, успешного процветания и сохранения своей позиции в сфере услуг.

Ключевые слова: методы позиционирования предприятия, стратегическое планирование, маркетинговый процесс, транспортно-логистическая отрасль, стивидорная деятельность, порт, услуги.

Karpikova A.S.

Master's student, department «Management of organizations» BSTU «VOENMEH» named after D.F. Ustinov Saint-Petersburg, Russia POSITIONING METHODS OF THE COMPANY IN THE MARKET ON THE EXAMPLE OF DEEPWATER PORT BRONKA

Annotation: the article describes some methods of enterprise positioning on the example of port transshipment complex in the field of stevedoring and logistics services. Logistics is an intermediary sphere and acts as the main channel of distribution between the producer and the consumer. In modern conditions, logistics companies should review the nature of their business activities, focusing on the study and satisfaction of consumer demand. In the last few decades, the logistics market is literally oversupplied with a set of services and high competition, which requires a certain position development and management decisions for survival, successful prosperity and maintaining its position in the service sector.

Keywords: methods of enterprise positioning, strategic planning, marketing process, transport and logistics industry, stevedoring activity, port, service.

В настоящее время наше общество живет в мире, где существуют миллионы и сотни тысяч товаров и услуг от различных производителей по всему свету. Редко кто сталкивается с проблемой, что не может найти что -то подходящее для себя. При таком выборе, широком ассортименте и сервисе говорить о дефиците - абсурдно, будь то межкомнатная дверь на складе производителя, бутылка молока в магазине или прическа в парикмахерской. Нет проблемы найти любой товар и услугу, проблема - выбрать из большого многочисленного разнообразия аналогичных товаров и услуг тот или те, которые будут соответствовать нашим пожеланиям. Нынешняя экономика страдает не от недостатка, а от излишка предложений [2].

В свою очередь основная задача производителя товара или услуги сделать так, чтобы именно их товар оказался нужным потребителю. С этого начинает зарождаться процесс позиционирования товара и фирмы на рынке. Позиционирование - это очень длительный, медленно развивающийся, как прорастающее дерево, маркетинговый процесс. Любая компания или рыночное предложение, так или иначе, основывается на какой-то определенной идеи; каждая компания должна придумать новые свойства, услуги, гарантии, поощрение для преданных потребителей, новые удобства и удовольствия [3]. Иногда, даже если компания отличается от других, эти отличия недолговечны. Хорошие идеи быстро имитируются конкурентами, поэтому предприятия вынуждены постоянно придумывать новые более значимые характеристики

и преимущества товара, чтобы привлечь внимание избалованных выбором и склонных к экономии потребителей. Компания становится похожа на белку, которая не перестает бежать в своем колесе, только для того, чтобы оно двигалось, для того чтобы компания бежала и не стояла на месте. Обычно компании по несколько раз меняют их маркетинговые стратегии, а значит необходимо разрабатывать стратегии, которые соответствовали бы каждой стадии жизненного цикла товара или услуги.

Смысл позиционирования в поиске достойного места в сознании потребителя, то есть позиции определенного уровня. Уровня, при котором все остальные товары и услуги просто будут вымещены из подсознания потребителя. Позиция - это уже давно сложившийся стереотип, а стереотипы, которые придуманы людьми - самые устойчивые. Именно стереотипы играют немаловажную роль при выборе товара или услуги. Всем известное первое впечатление. Оно же есть и при выборе продукции. Такие всем известные критерии, по которым мы решаем, брать нам или не брать товар, как: «слишком дорого», «высокое качество», «низкокалорийный» и многое другое.

Пожалуй, трудно переоценить какую роль несут методы позиционирования предприятия на рынке товаров и услуг. Вероятно, каждая компания хорошо понимает о необходимости вложения средств в этот кропотливый немало значимый процесс. Уже на первом этапе разработки позиционирования специалист по маркетингу должен принять решение, что

сделать объектом позиционирования — отдельный товар или компанию в целом. Почему этот вопрос является важным? Потому что этот вопрос находиться уже на уровне инвестиций. Позиционируя компанию в целом, вам требуется один рекламный бюджет на донесение одного набора атрибутов товара или услуги. Позиционируя себя в целом и каждую услугу по отдельности, вам требуется определенный рекламный бюджет для каждого блока. Результатом позиционирования компании является четкий образ в сознании потребителя, который распространяется на все товары и услуги предприятия [1].

Целью данной статьи является раскрытие темы использования методов позиционирования транспортно-логистического предприятия на рынке стивидорных услуг. За основу будет взят не какой-то конкретный товар определенной компании, масштаб анализа будет несколько шире.

В нашей стране существует утвержденная ФГУП «Росморпорт» стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года, которая разработана в соответствии с приказом Министерства транспорта РФ. Эта стратегия представляет собой пазл единой иерархической системы стратегического планирования транспортной отрасли и экономики страны в целом. Стратегия является мощнейшим инструментом государственного управления в сфере портового хозяйства [5]. В данной статье рассмотрим лишь единицу этого инструмента, а именно рассмотрим методы позиционирования одного из морских перегрузочных терминалов (портов) в Северо-Западном регионе.

Все крупные терминалы и порты Санкт-Петербурга и Балтийского моря входят в состав портового морского комплекса «Большой порт Санкт-Петербург», который является крупной системой, предоставляющей клиентам и пользователям весь спектр услуг по обслуживанию и снабжению судов по перевалке и транспортировке грузов на уровне мировых стандартов. Главными морскими воротами России в силу своего географического положения и близости к европейским портам - хабам является Санкт-Петербург. Около 54% российского рынка контейнеров обрабатывается в российских портах Балтики, из них 45% - в порту Санкт-Петербург. Контейнерные перевозки сегодня являются основной технологией транспортировки промышленных товаров.

В декабре 2015 года на юго-западе Санкт-Петербурга, в г. Ломоносов был построен и введен в эксплуатацию один из самых новых, модернизированных, глубоководных терминалов в регионе. Компания ООО «Феникс» стала оператором и инвестором и в 2007 году была создана для реализации строительства порта Бронка в рамках развития перспективных районов Большого порта Санкт-Петербурга. Этот объект запустился на основе слияния частных и государственных инвестиций. К преимуществам выбора места для строительства нового морского терминала относится признанное оптимальным размещение комплекса на удалении от жилой застройки. Кроме того, перевалочный комплекс «Бронка» имеет территории

для перспективного развития и прямой выход на кольцевую автодорогу вокруг Санкт-Петербурга, что является оптимальным для создания современного высокотехнологического перегрузочного терминала.

Интересно то, что в данной статье, рассматриваются по теме сразу два объекта:

1. Это сама компания - оператор, инвестор ООО «Феникс», которая должна позиционировать себя на рынке других инвесторов и защищать интересы терминала перед государственными инстанциями.

2. Это сам терминал «Бронка», который должен позиционировать себя на рынке других портов Санкт-Петербурга.

Конкуренция в данном случае не слабая в обеих позициях. И, если, инвестору это еще сделать нетрудно за счет поддержки Правительства и благодаря государственно-частному партнерству, то вот терминалу, как морскому транспортному объекту позиционировать себя несколько труднее.

В реализации маркетинговой стратегии отделу маркетинга любого порта рекомендуется использовать методику анализа рынка портовых услуг, главная цель, которой - это привлечение грузопотоков и работа с Клиентами. Для порта существуют две группы клиентов: грузовладельцы и морские перевозчики (судовладельцы). В основном цель портового маркетинга заключается в анализе рынков, анализе конкурентов, ориентации на новые рынки и к новым услугам [4]. Под портовым маркетингом подразумевается такая функция портового менеджмента, которая направлена на организацию деятельности порта, обеспечивающую ему сохранение и повышение конкурентоспособности с учетом состояния внутренней и внешней среды порта.

С учетом мировых тенденций к увеличению размеров судов для перевозки/перевалки грузов морем назревает необходимость строительства глубоководных портов, которые будут оснащены современным технологическим оборудованием для обеспечения их конкурентоспособности. Реализация глубоководного порта - необходимая стратегическая мера для сохранения конкурентных позиций российских портов на Балтике, обеспечения экономической и транспортной безопасности страны. Наши балтийские соседи (порты Гданьск, Рига, Таллин) уже провели ряд дноуглубительных работ с углублением дна до отметки -16 м и готовы к борьбе за российские грузы в новых условиях. Поэтому строительство глубоководного порта, способного принимать суда-контейнеровозы максимального размера, которые могут пройти в Балтийское море, является насущной необходимостью в Северо-Западном регионе.

ММПК «Бронка», как новый современный глубоководный порт, может осуществлять доставку грузов без промежуточной перевалки, что сокращает длительность рейсов и стоимость перевозки. Географическое положение терминала обеспечивает сокращение времени захода на 3 часа для каждого судна, заходящего в порт, а прямое подключение с сети федеральных автодорог и железнодорожной сети РЖД позволяет значительно снижать

издержки для российских грузополучателей и отправителей. На сегодняшний день порт Бронка - это развивающийся терминал мощностью 1,9 млн. TEUs в год, площадь территории - 164 га, протяженность причального фронта - 1930 м. Строительство объектов береговой инфраструктуры: причалов, территории, внешних и внутренних инженерных, общепортовых объектов, осуществлено и по сей день осуществляется - частным инвестором.

Эти два связующих звена создали огромный транспортный объект для реализации государственных и частных целей, разумеется, что на данной стадии жизненного цикла, как компании, так и терминала необходимо очень осторожное и грамотное продвижение своих услуг на рынке морских и грузовых перевозчиков. Подводя итоги, можно сказать о том, что из года в год рынок неумолимо развивается и лишь сильнейшие компании могут отстоять своего потребителя. Чтобы относиться к категории сильнейших, ваш бизнес должен иметь устойчивое и надежное положение на рынке, которое обеспечивается вполне определенным местом в сознании клиента. Анализируя проделанную работу, мы можем сделать вывод о том, что позиционирование несет огромное значение в маркетинговой политике компании, поскольку позиционирование — это и есть ваше место на рынке.

Использованные источники:

1) Ахаева Ю. Е., Петроченков К. И. Позиционирование товара на рынке // Молодой ученый. — 2014. — №6. - 418 с.

2) Басовский, Л.Е. Экономика отрасли: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 145 с.

3) Брайан Трейси. «Искусство превосходства. Как позиционировать себя и свой бизнес так, чтобы опередить конкурентов на любом рынке». - 2014. -139 с.

4) Голубков Е.П. Маркетинг: выбор лучшего решения / Е.П.Голубков. -М.; Экономика, 2013. - 287 с.

5) Панкрухин А.П. Маркетинг: основы теории, стратегии и технологии, становление в России, особенности различных сферах деятельности / А.П. Панкрухин - М. 2014. - 512 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.