Научная статья на тему 'Позиционирование, основанное на потребности потребителей в сфере фитнес-услуг'

Позиционирование, основанное на потребности потребителей в сфере фитнес-услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
591
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ / ФИТНЕС-УСЛУГА / ПОРТРЕТ ПОТРЕБИТЕЛЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СТРАХИ / МОТИВЫ ПОКУПКИ / УПРАВЛЕНИЕ ОПЫТОМ ПОТРЕБИТЕЛЯ / POSITIONING / FITNESS SERVICE / CONSUMER AVATAR / CONSUMER FEARS / PURCHASE MOTIVES / CONSUMER EXPERIENCE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Резникова А.В., Старикова О.Д.

В статье рассматриваются проблемы дифференциации, конкурентной отстройки и позиционирования игроков специфичного рынка рынка фитнес-услуг. За последние 6 лет объем рынка фитнес-услуг вырос почти в 4 раза (с 36.6 млрд руб. до 122 млрд руб. за счет освоения рынков Москвы и регионов). При этом насыщенность рынка составляет всего 3% от общей численности населения России, что подразумевает одновременновысокий потенциал для роста и неоднозначное восприятие услуги и сферы потребителями. Для того, чтобы фитнес-клубу выделиться от своих конкурентов и захватить больший объем рынка, необходимо больше узнать о потребностях потребителей, об их страхах, которые тормозят процесс покупки и потребления услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Positioning based on consumer fitness needs

The article discusses the problems of differentiation, competitive adjustment and positioning of players in a specific market such as the fitness market. Over the past 6 years, the market for fitness services has grown almost 4 times (from 36.6 billion rubles to 122 billion rubles due to the development of markets in Moscow and the regions). At the same time, market saturation is only 3% of the total population of Russia, which implies at the same time high potential for growth and ambiguous perception of the service and industry by consumers. In order for a fitness club to stand out from its competitors and capture a larger market, you need to learn more about the needs of consumers, about their fears, which hamper the process of buying and consuming services.

Текст научной работы на тему «Позиционирование, основанное на потребности потребителей в сфере фитнес-услуг»

Позиционирование, основанное на потребности потребителей в сфере фитнес-услуг

Positioning based on consumer fitness needs

Резникова А.В.

Студент 2 курса магистратуры, Ф-т технологического менеджмента и инноваций, Санкт-Петербургский университет информационных технологий, механики и оптики,

РФ, г. Санкт-Петербург e-mail: ann_reznikova@bk.ru

ReznikovaA.

2rdyear student (magistracy) , faculty of Technology Management and Innovation, Saint-Petersburg University of Information Technologies, Mechanics and Optics,

Russia, Saint-Petersburg e-mail: ann_reznikova@bk.ru

Старикова О.Д.

Студент 2 курса магистратуры, Ф-т технологического менеджмента и инноваций, Санкт-Петербургский университет информационных технологий, механики и оптики,

РФ, г. Санкт-Петербург e-mail: starikovahelga96@gmail. com

Starikova O.

2rdyear student (magistracy) , faculty of Technology Management and Innovation, Saint-Petersburg University of Information Technologies, Mechanics and Optics,

Russia, Saint-Petersburg e-mail: starikovahelga96@gmail.com

Аннотация.

В статье рассматриваются проблемы дифференциации, конкурентной отстройки и позиционирования игроков специфичного рынка - рынка фитнес-услуг. За последние 6 лет объем рынка фитнес-услуг вырос почти в 4 раза (с 36.6 млрд руб. до 122 млрд руб. за счет освоения рынков Москвы и регионов). При этом насыщенность рынка составляет всего 3% от общей численности населения России, что подразумевает одновременновысокий потенциал для роста и неоднозначное восприятие услуги и сферы потребителями. Для того, чтобы фитнес-клубу выделиться от своих конкурентов и захватить больший объем рынка, необходимо больше узнать о потребностях потребителей, об их страхах, которые тормозят процесс покупки и потребления услуг.

Annotation.

The article discusses the problems of differentiation, competitive adjustment and positioning of players in a specific market such as the fitness market. Over the past 6 years, the market for fitness services has grown almost 4 times (from 36.6 billion rubles to 122 billion rubles due to the development of markets in Moscow and the regions). At the same time, market saturation is only 3% of the total population of Russia, which implies at the same time high potential for growth and ambiguous perception of the service and industry by consumers. In order for a fitness club to stand out from its competitors and capture a larger market, you need to learn more about the needs of consumers, about their fears, which hamper the process of buying and consuming services.

Ключевые слова: позиционирование, фитнес-услуга, портрет потребителя, потребительские страхи, мотивы покупки, управление опытом потребителя.

Key words: positioning, fitness service, consumer avatar, consumer fears, purchase motives, consumer experience management.

Объектом изучения являются результаты опроса женщин 16-40 лет, проживающих в Петербурге. Численность опроса 150 человек. Город Санкт-Петербург был выбран для исследования потому, что здесь

высокий уровень конкуренции среди фитнес-услуг, поэтому компаниям нужно увеличивать свою конкурентоспособность.

Целью исследования является выявить основные страхи и мотивы, которые останавливают потенциального потребителя на пути к покупке. Используя эти знания, компании, работающие в сфере фитнес -услуг смогут добиться следующих целей:

• Улучшить потребительский опыт.

• Увеличить лояльность.

• Улучшить путь потребителя.

• Сфокусироваться на определенном сегменте потребителей.

• Дифференциироваться от конкурентов.

• Оптимизировать издержки.

• Повысить конкурентоспособность организации.

Исследование проводилось посредством количественного опроса, корреляционного анализа.

Сегодня брендинг является основой дифференциации для компаний в мире фитнеса, т.к. продуктовые линейки компаний в большей степени совпадают. Более того, нельзя сказать, что фитнес-клубы премиум сегмента существенно выделяются ассортиментом своей продукции, потому что остальные участники рынка уже сформировали подобный ассортимент и основных, и дополнительных услуг, не отставая от своих конкурентов класса среднего и выше.

Именно поэтому последние несколько лет компании стараются отстраиваться от конкурентов не через свое товарное предложение и ассортимент цветов, а через философию компании, ее имидж и ценности, т.е. через концепцию своего бренда.

Можно выделить ряд атрибутов бренда, которые проработаны у всех компаний на рынке фитнеса. К ним можно отнести:

• Название;

• Логотип;

• Слоган;

• УТП;

• Цвет и цветовая гамма;

• Шрифт или шрифты.

Данные атрибуты характеризуют имидж компании и в первую очередь закрепляются в сознании потребителя, т.к. они емко и наглядно транслируют ключевую информацию о субъекте рынка. Однако сегодня этого не достаточно, чтобы покупатель смог зафиксировать свое мнение о компании у себя в голове, т.к. уже был отмечен тренд перенасыщения информацией у потребителя.

Более продвинутые с точки зрения брендинга компании прорабатывают и другие атрибуты бренда, которые включают в себя:

• Позиционирование;

• Миссию;

• Легенду.

Именно они отражают фундаментальную часть бренда, т.е. его суть и индивидуальность, которая проявляется через позиционирование.

Выделяют ряд тенденций в управлении брендом, который актуален и для рынка. Он направлен в большей степени на проработку коммуникаций с потребителем услуг, что также характеризует компанию и формирует отношение и состояния потребителя. К данным тенденциям можно отнести:

Управление точками продаж. Необходимо разработать карту потребительского путешествия — перечень всех точек контакта, которые проходит клиент, и отметить на ней все точки контакта с момента, когда клиент входит в магазин, и до момента, когда он из него выходит. Необходимо унифицировать данный список точек контакта и улучшать их каждый день.

Управление взаимоотношениями продавец — покупатель. Нет целевой аудитории, а есть мотивы покупки, которые в разное время у одного и того же человека могут быть совершенно разными. Поэтому сегодня каждый мотив покупки нужно выцеливать и строить свою логику продвижения под каждый мотив. Нельзя одинаково привлекать одного и того же человека в двух разных мотивах.

Обучение клиента. Услуги в сфере фитнеса - весьма широкий объект: несмотря на то, что клубами предлагается общая фундаментальная услуга (возможность пользования помещением и оборудованием клубов), ее восприятие и понимание у потребителей разное. Важно осознание, зачем и как ею пользоваться, чтобы получить положительный эффект, и чем тогда отличается ее оказание у разных сетей клубов.В обратном случае действует принцип «Доси»: если нет разницы, зачем платить больше? Рынок скатывается в ценовую конкуренцию.

Образованный клиент, понимающий различие в тренажерах, установленных в клубах, в подготовке тренеров и их работе, готов покупать более качественную фитнес-услугу, необученный будет покупать «так себе».

Кропотливая работа с данными. Данные — главный конкурентный актив. Работа с данными подразумевает цикл: сбор, хранение, обработка и их использование в реальной работе.

Для того, чтобы определить основные точки роста и возможности позиционирования в сфере фитнес-услуг был проведен опрос.По ответам опрашиваемые разделились на 3 целевые группы: те, кто никогда не ходил в зал, кто ходит, кто перестал.

Портрет тех, кто никогда раньше не занимался в зале такой: женщина 20-26 лет, проживающая в Санкт-Петербурге, учится в университете и/или работает, средний доход 25000 в месяц. Половина из них говорит о том, что не идёт в спортзал из-за невозможности выделить на него деньги. Четверть не может или не хочет менять своё тело, 5% занимаются дома, а остальным лень.

Также, исходя из опроса, в основном их пугает некомпетентность тренеров, высокие нагрузки, которые могут оказаться бесполезными и вредными для здоровья. Они хотят, чтобы тренер был квалифицированным, оборудование качественным, светлое, просторное помещение, с комфортной температурой и наличием душа. Следует также учесть, что по результату опроса они хотели бы пойти в спортзал для того, чтобы стать сильнее и выносливее.

Следующий портрет тех, кто ходит в зал в настоящее время. Это женщина из Санкт-Петербурга, 20-35 лет, средний заработок 30000. В 70% случаев она берёт абонемент на год, в 14% на месяц. Ходит только в зал рядом с домом. В 60% случаев в зал она ходит 2-3 раза, в 22% 1 раз. В 50% она записалась для того, чтобы изменить своё тело, стать сильнее и выносливее. Больше всего им не нравятся очереди на тренажёры, большое количество людей в залах.

Третий портрет - те, кто ходил раньше в зал. Это женщина 20-35 лет из Санкт-Петербурга, с доходом в 30 000. В основном ходили 1,3 или 12 месяцев. Более 40% покупали абонемент на 12 месяцев. В 70% случаях

девушки записались, чтобы привести себя в форму, в 17% по назначению доктора, в 13% за компанию с другом. В 80% случаев выбрали зал из-за близкого расположения к дому, 6% потому что посоветовали друзья, 5% в основном из-за цены. Основные причины ухода из зала - переезд, лень, ухудшение финансовой ситуации. Также уходят из-за увольнения хорошего тренера, из-за потери мотивации и здоровья. Углубясь в данный вопрос оказалось, что были дополнительные проблемы, которые ухудшали отношение к залу и занятиям. Самым частым недовольством являются очереди на тренажёры, большое количество людей, невозможность бесплатно уточнить у тренера, как правильно выполнять упражнения. То есть снова во время занятий у девушек появляется страх навредить себе занятиями, невозможность уточнить технику упражнений у тренера. Остальные неудобства: быстрый спад мотивации, некоторые женщины стесняются заниматься в одном помещении с большим количеством людей, мешает духота, не хватает изолированности, уединения, закрытых душевых.

Таким образом, закрыв основной их страх - некомпетентность тренеров и вредность тренировок, компании могут увеличить конверсию от рекламы. Также в этом случае можно в позиционировании сделать акцент на «здоровом отношении к спорту», на вклад в своё здоровье и красоту. Ни один из крупных игроков фитнес-клубов на рынке Санкт-Петербурга не использует такое позиционирование.

Также необходимо не только на словах, но и на деле подтверждать это позиционирование. Если создать комфортные условия, при которых девушки не будут заболевать, ухудшать своё здоровье, а будут с уверенностью делать упражнения, то и количество тех, кто перестает посещать спорт-залы изменится. Почти все девушки, которые перестали ходить в спорт-зал, больше не собираются в него возвращаться. Таким образом, получается «конвеер»: компании привлекают потребителей, продают тариф на год, после этого клиенты уходят и не возвращаются. Возможно, даже не отхаживают этот год. Если глубже смотреть в управление потребительским опытом в этом случае, то можно получить лояльную и постоянную аудиторию, которая в течение не одного года будет посещать этот фитнес-клуб. Это позволит компании меньше в будущем тратить на привлечение холодных клиентов, может сработать сарафанное радио.

Список используемой литературы:

1. В 2017 году рынок фитнес-услуг вырос на 7,5% / РБК Магазин исследований. - URL: https://marketing.rbc.ru/articles/10399/.

2. Герасимова, А. Свободные отношения: почему фитнес-индустрию в России ждут большие перемены // Электронная версия журнала Forbes. - URL: http://www.forbes.ru/biznes/348201-svobodnye-otnosheniya-pochemu-fitnes-industriyu-v-rossii-zhdut-bolshie-peremeny.

3. РБК: российский рынок фитнес-услуг в 2017 году вырастет на 11% / Электронная версия журнала Inc. - URL: https://incrussia.ru/news/rbc-survey-fitness-market/.

4. Соловьева, Д.В. Модель «Сектор рынка / сегмент рынка» как инструмент маркетингового анализа структуры бизнес-портфеля / Д.В. Соловьева // Актуальные вопросы экономических наук. - 2012. - №28. - с. 3135. - URL: https://vivliophica.com/articles/economics/616556.

5. Статистика ключевых слов на Яндексе. - URL: https://wordstat.yandex.ru/#!/history?words=фитнес.

6. Татаринцев, А.Н. Перспективы развития российского рынка фитнес-услуг / А.Н. Татаринцев, М.В. Лоскутова // Электронная библиотека «Киберленинка». - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/perspektivy-razvitiya-rossiyskogo-rynka-fitnes-uslug.

7. Федеральная служба государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/#.

8. Афанасьев, М.П. Маркетинг: стратегия и тактика развития фирмы: учебник

9. / М.П. Афанасьев. - М.: Книга, 2013. - 304 с.

10. Багиев, Г.Л. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии: учебник / Г.Л. Багиев. - СПб.: Обл. правл. ВНТОЭ, 2010. - 240 с.

11. Березин, И.С. Маркетинг и исследование рынков: учебник / И.С. Березин. - М.: Русская деловая литература, 2014. - 416 с.

12. Березин, И.С. Проведение массовых опросов // Маркетинг и маркетинговыеисследования в России. -2011. - № 5. - С. 32.

13. Борисов, Н.А. Организация эффективной деятельности предприятия/ Н.А. Борисов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. - № 5. - С. 23-30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.