КОНТРОЛЬ НАД ВООРУЖЕНИЯМИ И РАЗОРУЖЕНИЕ
ARMS CONTROL AND DISARMAMENT
ПОЗИЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ И ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА США ПО ВОПРОСУ О ПРОДЛЕНИИ ДОГОВОРА СНВ-3
Марина Солянова*
Национальный исследовательский институт мировой экономики
и международных отношений им. Е.М.Примакова
Российской академии наук
© М.Солянова, 2020 г.
DOI: 10.20542/2307-1494-2020-2-192-211
Аннотация В статье исследуется идущая в США дискуссия о пролонгации Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДНСВ) 2010 г., а также по вопросу о том, насколько данное соглашение между Россией и США отвечает американским национальным интересам. В дискуссию вовлечены эксперты, специалисты в области ядерных вооружений и нераспространения, американская политическая элита и Конгресс. В статье сопоставлены экспертные мнения относительно реалистичности идеи американской администрации вовлечь Китай в переговорный процесс по заключению нового соглашения. Анализируются ключевые аргументы, которые, по мнению американских экспертов, могут говорить в пользу принятия Соединенными Штатами решения продлить ДСНВ. Исследуется практика использования большинством Конгресса законодательного механизма в целях оказания давления на администрацию США по вопросу о продлении ДСНВ.
Ключевые США, Россия, Китай, Договор о мерах по дальнейшему сокращению и
слова ограничению стратегических наступательных вооружений СНВ-3, Договор о
нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).
Title START-3 Treaty prolongation: views of the U.S. political elites and experts
Abstract The article focuses on the domestic U.S. discussion on prolongation of the 2010 Treaty on Measures for the Further Reduction and Limitation of Strategic Offensive Arms (START), and on this agreement's compatibility with the U.S. national interests. The debate involves experts in nuclear weapons and non-proliferation, the American political elite, and the Congress. The author compares expert views on the feasibility of the U.S. administration's idea to involve China in the negotiation process on a new agreement. The article considers the key factors that, according to the U.S. experts, may be in favor of extending the New START
* Солянова Марина Викторовна - научный сотрудник Сектора внешней и внутренней политики США Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН, кандидат политических наук.
Marina Solyanova is a Research Fellow at the Sector of U.S. Foreign and Domestic Policy, Center for North American Studies, Primakov Institute of World Economy and International Relations (IMEMO), Moscow.
Treaty by the United States. The practice of applying legislative mechanisms by the Congress to exert pressure on the U.S. administration for extending of the START agreement is also analyzed.
Keywords USA, Russia, China, New Strategic Arms Reduction Treaty (START), Treaty on the Non-Proliferation of Nuclear Weapons (NPT)
I. Проблема продления Договора СНВ-3
5 февраля 2021 г. истекает срок действия Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДНСВ). В условиях неопределенности дальнейшей судьбы системы договоренностей между США и РФ представляется интересным исследование оценок американского экспертного сообщества, мнений его представителей о том, насколько рациональным и желательным для американской администрации было бы решение о продлении договора. К дискуссии подключились партийные представители и конгрессмены, которые задействуют различные средства влияния на исполнительную власть по вопросу продления соглашения.
После прекращения действия Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) в августе 2019 г. Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений остался единственным общим обязывающим механизмом для США и РФ в данной сфере. Этот договор был подписан 8 апреля 2010 г. в Праге Д.А.Медведевым и Б.Обамой и вступил в силу 5 февраля 2011 г. На момент публикации статьи, до того, как и этот механизм прекратит свое существование, оставалось чуть более двух месяцев.
Российские эксперты из различных аналитических центров, в т. ч. Института мировой экономики и международных отношений РАН,1 Института США и Канады РАН2 и Российского совета по международным делам,3 говорят об опасности разрушения системы юридически обязывающих соглашений, что может привести к началу новой гонки ядерных и других вооружений. Несмотря на то, что со своей стороны Россия выразила готовность продлить договор без каких-либо предварительных условий,4 Соединенные Штаты, по крайней мере, в период правления администрации Д.Трампа, такую готовность не демонстрировали. В феврале 2020 г. российская сторона выступила с предложением провести двустороннюю встречу юристов для обсуждения правовых аспектов пролонгации, однако сторона американская от встречи официально отказалась. Промедление американской администрации давало многим аналитикам основание сделать вывод о том, что США намерены отказаться от договора.
Такое политическое решение США могло бы привести к критически серьезным последствиям не только для стратегической стабильности, но и для глобальной системы безопасности, способствуя разрушению контроля над вооружениями и режима нераспространения. Как заявил по этому поводу заместитель директора Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД РФ В.Леонтьев, в таком случае «прекратит свое действие соглашение, которое как-то позволяет контролировать, ограничивать ракетно-ядерные вооружения двух крупнейших держав. Можно считать, что на этом закончатся примерно 50 лет контроля над вооружениями»5.
О стратегически опасном развитии событий также говорят многие бывшие политические деятели как с американской, так и с российской стороны. По мнению
бывшего заместителя госсекретаря и главного переговорщика США по Договору о стратегических наступательных вооружениях (СНВ) в 2009-2010 годах Р.Готтемюллер, соображения сохранения глобальной безопасности и поддержания стратегического баланса сил являются определяющими.6 Бывшие госсекретарь США М.Олбрайт и министр иностранных дел РФ И.С.Иванов в феврале 2020 г. выступили с призывом к американским и российским властям продлить договор «во имя всеобщей безопасности», чтобы «избежать бессмысленного и опасного возвращения к балансированию на грани войны».7
В отличие от администрации США, многие американские эксперты недвусмысленно заявляли о важности сохранения договора еще на пять лет. При этом прекращение действия данного договора было, в целом, предсказуемо как для российских, так и для американских аналитиков. Было очевидно, что администрация Д.Трампа намерена выйти из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности не вследствие «нарушений со стороны России», а для того, чтобы иметь возможность сдерживания Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Исследовательские центры указывали на возрастающие риски бесконтрольной разработки и развертывания Китаем баллистических ракет средней и меньшей дальности,8 что и повлияло на решение США о прекращении действия этого договора. Эта же причина отмечалась в качестве первостепенной экспертами на слушаниях Комитета по иностранным делам Палаты представителей Конгресса США по вопросу продления двустороннего Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений СНВ-3.9
Денонсация ДРСМД встревожила американских экспертов в сфере нераспространения и контроля над вооружениями, так как появились серьезные опасения и относительно судьбы Договора о СНВ-3. В Белом доме отчетливо понимали, что Россия, со своей стороны, полностью соблюдает условия договора СНВ-3.10 Вместе с тем некоторые эксперты выражали сомнение по поводу наличия у администрации США желания продлить договор, поскольку последний не учитывает появления у России нового ракетного комплекса стратегического назначения «Авангард» и межконтинентальной ракеты шахтного базирования «Самрат»,11 а также нестратегических систем.12 Однако главным препятствием для продления ДСНВ называлось неучастие в данном механизме КНР. По мнению американцев, китайское участие позволило бы сделать договор «соответствующим сегодняшней стратегической реальности».13
Несмотря на состоявшуюся в июне 2019 г. в Праге встречу высокопоставленных дипломатов, на которой обсуждались вопросы возобновления переговоров о стратегической стабильности и будущего нового договора о СНВ, бывший советник по национальной безопасности Дж.Болтон до и после пражской встречи заявлял, что президент Д.Трамп считает участие КНР необходимым условием для проведения переговоров по заключению нового соглашения, выражал сомнения в необходимости сохранения этой, по его мнению, «ущербной системы» и предполагал, что ДСНВ «вряд ли будет продлен».14
II. Основные экспертные точки зрения
Практически все американские эксперты в сфере контроля над вооружениями, а также аналитики, исследующие вопросы нераспространения, разоружения и стратегической стабильности, отмечают принципиальную важность продления срока действия Договора о СНВ. Экспертные мнения по этому вопросу
можно условно разделить на несколько групп, руководствуясь критерием оценки ими необходимости привлечения Китайской народной республики (КНР) к переговорам по заключению нового договора.
Первая группа включает тех экспертов, которые говорят о намеренном использовании американской администрацией тезиса о необходимости подключения к договору Китая для того, чтобы таким образом сорвать процесс пролонгации договора. В таком ключе высказываются, например, эксперты основанной учеными Массачусетского технологического института организации «Союза заинтересованных ученых» ("Union of Concerned Scientists"), полагая, что администрация США стремится возложить на КНР вину за «провал переговоров между РФ и США»15 и разрушение договоренностей по вопросам стратегической стабильности.
Вторую группу составляют эксперты, выступающие за безальтернативное включение китайских властей в переговорный процесс по обсуждению нового соглашения. Такие экспертные центры, как «Фонд Наследие» (Heritage Foundation)16 и Гудзоновский институт (Hudson Institute),17 поддерживают необходимость ведения трехстороннего диалога и с Россией, и с КНР с целью формирования трехстороннего режима по контролю над СНВ. В противном случае, по их мнению, Соединенным Штатам следует вовсе отказаться от каких-либо обязывающих соглашений, в том числе от продления ДСНВ 2010 г.18
Третья группа экспертов считает идею присоединения Китая к переговорам по новому договору контрпродуктивной, а также проблематичной, учитывая неготовность к этому китайских властей и скорое окончание срока действия Договора о СНВ. Данная группа включает большинство американских аналитических центров, занимающихся проблемами нераспространения, контроля над вооружениями и вопросами глобальной и национальной безопасности. К ним, в частности, можно отнести Брукингский институт, Ассоциацию по контролю над вооружениями, Фонд Карнеги за международный мир, Центр военно-морского анализа (CNA), Центр стратегических и международных исследований, Инициативу по ядерной угрозе (NTI), «Чэтэм-хаус» (Chatham House), Центр Вильсона, Корпорацию РЭНД и Корпорации по контролю над вооружениями.
Такие эксперты вышеназванных центров в сфере нераспространения и контроля над вооружениями, как Т.Кантримэн (Ассоциация по контролю над вооружениями),19 М.Кридон (Брукингский институт),20 Т.Карако (Центр стратегических и международных исследований),21 Э.Дж.Мониз и С.Нанн (Инициатива по ядерной угрозе)22 и П.Льюис («Чэтэм-хаус»)23 сходятся во мнении о том, что только продление Договора о СНВ на следующие пять лет отвечает американским национальным интересам, предотвратит дестабилизирующую гонку ядерных вооружений, сохранит глобальную стабильность и безопасность, а также даст достаточно времени для реализации стремления США вовлечь Китай в будущие соглашения о контроле над вооружениями.
При этом многие американские эксперты аналитических центров третьей группы считают нежелание КНР участвовать в переговорах по новому соглашению о СНВ вполне обоснованным и последовательным.24 По данным Корпорации по контролю над вооружениями, в соответствии с количественными и качественными ограничениями по действующему Договору о СНВ, у Китая нет ни одной размещенной на ракетах большой дальности боеголовки, имеется лишь один самолет, несущий ядерный боезаряд, и воздушный флот в размере 20 тяжелых бомбардировщиков, на которых могут быть развернуты 20 ядерных боеголовок.
Очевидно, что количественные характеристики ядерного потенциала Китая и его низкий уровень ядерной готовности не стимулируют его стремление участвовать в трехстороннем соглашении.25 Кроме того, даже если Китай согласится участвовать в переговорах, он непременно будет настаивать на присоединении к ним Индии. Соответственно, речь уже будет идти не о трехстороннем, а о многостороннем ограничительном режиме с участием региональных держав, в т. ч. Индии, Пакистана, Израиля, а также Франции и Великобритании.
Вместе с тем КНР могла бы заинтересоваться участием в трехсторонних переговорах в том случае, если критерием ограничений вместо развернутого арсенала станет общее количество стратегических вооружений.26 Такой подход убедил бы Китай в реальной заинтересованности США и России в процессе разоружения и сохранения глобальной стабильности и безопасности, тогда как истечение срока действия ДСНВ без его пролонгации или отказ США продлевать его дал бы КНР повод рассматривать такое развитие событий как знак «общего отказа от договоров о контроле над вооружениями в качестве инструмента государственного управления».27 Отсутствие ограничений по арсеналам США и РФ и прозрачности контроля над ними дало бы китайским властям повод к расширению собственных ядерных арсеналов.28
III. Аргументы в пользу продления договора
Американские эксперты отмечают различные факторы, говорящие в пользу пролонгации ДСНВ. Сохранение прозрачности в российско-американских отношениях в области стратегических вооружений является значимым аргументом, но упоминаются и другие серьезные основания, способные повлиять на решение администрации США продлить договор.
1. Китайская угроза. Стратегия национальной безопасности США 2017 г. рассматривает политику КНР как вызов, способный «подорвать безопасность».29 Еще в Обзоре ядерной политики 2010 г. было объявлено о намерении США поддерживать стратегическую стабильность в отношениях с Китаем посредством «обмена мнениями по стратегиям, политике и программам в сфере ядерных вооружений».30 Вместе с тем в Обзоре ядерной политики 2018 г. выражалась обеспокоенность тем, что КНР сможет добиться преимущества «за счет ограниченного использования ядерного потенциала» и подчеркивалась неприемлемость такого использования.31 В мае 2019 г. глава Разведывательного управления Министерства обороны США Р.Эшли заявил, что Китай способен удвоить свои ядерные запасы и увеличить ядерный арсенал в течение следующего десятилетия.32
Озабоченность США по поводу непрозрачности данных о китайском ядерном потенциале и опасения относительно возможности ограниченного использования КНР ядерных ракет малой дальности (в т. ч. для нанесения ограниченного ядерного первого удара) являются обоснованными. Однако прекращение действия Договора о СНВ будет иметь лишь негативные последствия для отношений США с Китаем в сфере стратегической стабильности. Эксперты отмечают, что только продление договора может быть использовано в будущем в качестве механизма давления на КНР в целях добиться большей открытости и подотчетности его ядерных арсеналов,33 тем более, что китайские власти не раз высказывались за укрепление стратегической безопасности и ограничение ядерных вооружений.
Многие эксперты с некоторым оптимизмом оценивают возможность начала стратегических переговоров между США и КНР в сфере сокращения и ограничения ядерных вооружений в будущем. Однако такой переговорный процесс займет гораздо больше времени, чем требуется для обновления действующего Договора о СНВ. Поэтому большинство исследовательских центров и независимых экспертов сходятся во мнении о том, что администрации США необходимо продлить действующий двусторонний договор на следующие пять лет с тем, чтобы получить больше времени для запуска переговорного процесса с Китаем по новому многостороннему механизму в сфере контроля над вооружениями.34 Специалисты Брукингского института, например, считают обоснованным включение КНР в долгосрочной перспективе в режим ограничения стратегических вооружений, который учитывал бы развитие его стратегического потенциала.35 Исполнительный директор Ассоциации по контролю над вооружениями Д.Кимбалл отмечал, что амбициозное намерение администрации США требует серьезного осмысления, поскольку в таком случае многосторонний подход в сфере ограничения ядерных вооружений должен предполагать подключение не только Китая, но и других ядерных держав.36 Руководитель Стратегического командования США генерал Дж.Хайтен также полагал, что, вследствие растущей стратегической мощи КНР в окружающем его регионе, необходимо будет расширять переговоры с привлечением Индии, Пакистана и Японии.37
2. Подрыв системы нераспространения, создающий угрозу национальной безопасности США. Американские эксперты отмечают, что в случае прекращения действия ДСНВ не обладающие ядерным оружием государства будут рассматривать крах переговорного процесса между США и РФ как крах всей системы контроля над вооружениями. Его главными последствиями будут подрыв международных усилий по ядерному нераспространению и девальвация режима Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который и без того переживает серьезный кризис.38 Принимая во внимание данные соображения, эксперты Центра стратегических и международных исследований указывали на опасность возникновения дестабилизирующего вакуума в области контроля над вооружениями, что может привести к непредвиденным последствиям в сфере глобальной стратегической стабильности.39 Продление договора является одним из механизмов соблюдения статьи VI ДНЯО и, таким образом, может не только способствовать сохранению международного режима нераспространения, но и, в широком смысле, стать демонстрацией приверженности мировому порядку, «основанному на верховенстве права, а не на применении силы».40 Эксперты Фонда Карнеги за международный мир также рассматривают риск непродления ДСНВ как серьезную угрозу для американской национальной безопасности.41
3. Парламентская и общественная поддержка сохранения режима контроля над ядерными вооружениями. В августе 2019 г. аналитический центр "Data for Progress" совместно с научно-исследовательской компанией "Civis Analytics" провел исследование американского общественного мнения по политическим стратегиям в различных областях, в т. ч. по вопросу продления Договора СНВ-3. В соответствии с полученными данными, в каждом штате доля респондентов, поддерживающих продление соглашения, превышала 70%.42
Американские эксперты также отмечали, что обе палаты Конгресса США выступают за продление Договора о СНВ. На слушаниях подкомитета по Европе, Евразии, энергетики и окружающей среды Комитета по иностранным делам Палаты представителей США в июле 2019 г. говорилось о необходимости продления ДСНВ, в т. ч. из-за угрозы дестабилизации отношений между США и их
союзниками по НАТО в случае прекращения его действия.43 Позднее, на состоявшихся в декабре 2019 г. слушаниях сенатского Комитета по международным отношениям, законодатели также поставили перед представителями администрации Трампа вопрос о необходимости продления договора на нынешних условиях, одновременно начав переговоры с Китаем с целью достигнуть всеобъемлющего соглашения, к которому стремится президент.44 Слабую надежду на то, что двусторонний договор будет продлен до 2026 г., вселили слова помощника государственного секретаря по вопросам международной безопасности и нераспространения К.Форда, заявившего на этих слушаниях, что договор «может быть продлен на срок до пяти лет по соглашению с Россией».45
В целом экспертное сообщество США выступает «единым фронтом» по вопросу о целесообразности продления договора для американских национальных интересов.
IV. Американская политическая элита о продлении Договора СНВ-3
При изучении программных документов обеих партий - Республиканской и Демократической - становится очевидным то, что проблема нераспространения занимает важное место в их политической повестке. Однако если демократы выступают за взаимное ограничение численности ядерных арсеналов и расширение системы контроля над вооружениями, то республиканцы - за отказ от тех механизмов контроля, которые выгодны потенциальным противникам США. Например, в платформе республиканцев 2016 г. отмечалось, что ДСНВ «позволяет России наращивать ядерный арсенал, одновременно сокращая наш».46
Представители Демократической партии в Палате представителей и в Сенате поддерживают идею сохранения договора с его принципами. Еще в 2018 г. сенатор Р.Менендес отмечал, что администрация США не должна допустить гонки вооружений с Россией, а ядерную модернизацию следует осуществлять в непосредственной связи с процессом контроля над вооружениями. В 2019 г. демократы направили коллективные письма Д.Трампу с призывом продлить договор до 2026 г. Сенаторы К. Ван Холлен (Мэриленд), К.Кунс (Делавэр), К.Джиллибранд (Нью-Йорк), Дж.Меркли (Орегон), Д.Джонс (Алабама), Р.Блюменталь (Коннектикут), Д.Файнстайн (Калифорния), М.Хассен (Нью-Гэмпшир), Б.Сандерс (Вермонт), Э.Клобучар (Миннесота), Ш.Браун (Огайо), Р.Уайден (Орегон), Т.Смит (Миннесота), М.Генрих (Нью-Мексико), Т.Карпер (Делавэр), Б.Кардин (Мэриленд), Т.Юдалл (Нью-Мексико), Р.Дурбин (Иллинойс), Р.Кейси (Пенсильвания), Э.Уоррен (Массачусетс), Э.Марки (Массачусетс), П.Лихи (Вермонт), К.Харрис (Калифория) и К.Букер (Нью-Джерси) в своем обращении к президенту Трампу (апрель 2019 г.)47 акцентировали внимание на очевидной пользе обеспечивающих «стабильность, предсказуемость и разведывательную информацию» договоренностей для американской национальной безопасности. Они также выразили обеспокоенность по поводу обострения угрозы развала системы контроля над вооружениями и начала новой гонки вооружений в случае прекращения действия договора.
В июне 2019 г. еще одно письмо Трампу направила группа сенаторов-демократов, в том числе Р.Менендес (Нью-Джерси), Дж.Рид (Род-Айленд), М.Уорнер (Вирджиния), Д.Дурбин (Иллинойс), а также конгрессмены - председатель Комитета по иностранным делам Э.Энгел (Нью-Йорк), председатель Комитета по вооруженным силам А.Смит (Вашингтон), председатель
Комитета по разведке А.Шифф (Калифорния) и П.Висклоски (Индиана).48 В данном письме они назвали решение об отказе от продления договора ошибкой, ставящей под угрозу стратегическую стабильность и национальную безопасность. Сенаторы и члены Палаты представителей призвали администрацию продлить ДСНВ, чтобы сохранить его главные преимущества - прозрачность и предсказуемость.
Давление на президента Трампа со стороны демократов по этому вопросу не снизилось и в 2020 г. В феврале Э.Энгел и Р.Менендес опубликовали заявление,49 в котором подчеркнули критическую важность сохранения договора как «незаменимого столпа безопасности» и надежного механизма ядерного сдерживания России. Сенаторы Дж.Шахин (Нью-Гемпшир), Р.Кейси и Э.Клобушар (Миннесота) в своих заявлениях отмечали, что только продление ДСНВ позволит сохранить мировой порядок и уменьшить исходящую от ядерного оружия угрозу.
По данным проекта "NukeVote2020", который отслеживал публичные высказывания, выступления и заявления кандидатов в президенты США по проблемам, связанным с ядерной безопасностью и нераспространением, а также проводил заочный опрос по данной тематике, все кандидаты от Демократической партии высказывались в пользу сохранения российско-американского договора о СНВ. Так, бывший вице-президент и главный соперник Д.Трампа на предстоящих выборах Дж.Байден подтвердил, что «Соединенным Штатам следует продлить действие нового Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений при условии, что Российская Федерация будет по-прежнему соблюдать это соглашение».50
Сам президент Трамп не ответил на вопросы в рамках "NukeVote2020". Часть представителей Республиканской партии в Конгрессе, как и президент, отмечали обязательную необходимость привлечения Китая к переговорам по стратегическим вооружениям. О серьезности опасений американских политиков по отношению к КНР и его стратегическим возможностям говорит тот факт, что в мае 2019 г. сенатор Т.Коттон (Арканзас) и член Палаты представителей Э. Чейни Перри (Вайоминг) внесли в Сенат и Палату представителей, соответственно, законопроекты, запрещавшие продление ДСНВ без учета в нем потенциалов КНР и российских нестратегических ядерных сил.51
Однако большинство других представителей Республиканской партии высказывались в пользу продления соглашения. Например, еще в 2010 г. сенаторы Р.Коркер (Теннеси), Дж.Айзаксон (Джорджия) и Р.Пол (Кентукки), поддержали продление российско-американского соглашения. В качестве первостепенной причины сохранения ДСНВ республиканцы называли возможность ограничения российских ядерных сил. Член Комитета по иностранным делам Палаты представителей М.Маккол (Техас) отмечал, что продление соглашения позволит удерживать Россию от развертывания ядерного оружия, что необходимо для обеспечения американской национальной безопасности.
Таким образом, на президента Трампа оказывалось политическое давление со стороны обеих партий. Подобного не наблюдалось в связи с выходом США из ДРСМД и Договора по открытому небу, хотя в тех случаях американская сторона утверждала, что Россия нарушила положения данных соглашений. В отношении же ДСНВ подобных заявлений не делалось,52 и политическая элита вслед за экспертами признавала, что продление соглашения отвечает национальным интересам США. Помимо открытых обращений к администрации и публичных заявлений, конгрессмены использовали механизм парламентского контроля исполнительной власти посредством законодательных инициатив.
V. Давление на администрацию со стороны Конгресса
Законопроекты и проекты резолюций, которые вносятся представителями как Демократической, так и Республиканской партий в обе палаты Конгресса, в большинстве случаев отражают позиции американской законодательной власти относительно соответствия пролонгации соглашения национальным интересам США.
На основе изучения законодательных инициатив за период с 2018 г. по начало 2020 г. можно сделать вывод, что устойчивый интерес конгрессменов к положениям ДСНВ и проблеме его продления начал проявляться с середины
2018 г. В июне этого года сенатор-демократ Р.Менендес внес законопроект, в соответствии с которым американской администрации рекомендовалось продлить соглашение, если Россия соблюдала его положения. В ноябре 2019 г. уже представителями Республиканской партии были внесены законопроекты в Сенат (Т.Коттоном) и Палату представителей (Э.Чейни Перри) об ограничении выделения бюджетных средств на пролонгацию двустороннего соглашения до тех пор, пока российская сторона не согласится на включение в новый договор некоторых из ее новых систем вооружений.
С начала 2019 г. по май 2020 г. конгрессмены внесли в общей сложности десять законопроектов и проектов резолюций, затрагивавших проблему ограничений стратегических наступательных вооружений после 2021 г. В мае
2019 г. в Палату представителей и Сенат поступили идентичные проекты резолюций представителей Демократической партии Б.Шермана (Калифорния) и Дж.Меркли (Орегон), соавторами которых выступили семь республиканцев и тринадцать демократов. Эти резолюции, акцентируя внимание на важности Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), содержали призыв к администрации Трампа взаимодействовать с Россией в вопросе продления действия ДСНВ-3, начать переговоры по нестратегическим ядерным вооружениям и оценить возможные негативные последствия выхода США из данного соглашения. Третья резолюция, представленная в конце января 2020 г. Б.Шерманом совместно с тринадцатью республиканцами, подтверждала приверженность США принципам и целям ДНЯО, а также другим соглашениям в сфере разоружения, контроля над вооружениями и сокращения ядерных вооружений, в т. ч. в рамках ДСНВ-3.
Семь относящихся к проблеме законопроектов можно разделить на две группы: представленные на рассмотрение представителями одной из партий и внесенные в соавторстве на двухпартийной основе.
В первую группу вошли, в частности, два законопроекта, внесенные представителями Демократической партии - сенаторами Р.Менендесом в марте 2019 г. и Э.Дж.Марки (Массачусетс) в мае того же года, в соавторстве с другими сенаторами-демократами. Первый обязывал руководителей Национальной разведки и Министерства обороны представить доклады о ядерном арсенале РФ и о том влиянии, которое может оказать прекращение действия соглашения на стратегическую стабильность и безопасность США и их союзников. Целью второго законопроекта было обязать президента, госсекретаря и директора Национальной разведки в случае непродления ДСНВ представить отчет о соответствии американским национальным интересам прекращения действия договора.
Еще два законопроекта были предложены в мае 2019 г. представителями Республиканской партии - сенатором Т.Коттоном и членом Палаты представителей Э. Чейни Перри. Оба документа требовали присоединить к
переговорному процессу Китай и включить в новый договор неядерные стратегические силы.
Во вторую группу входят остальные законопроекты, вносившиеся представителями двух партий совместно. В мае 2019 г. председатель Комитета Палаты представителей по иностранным делам Э.Энгел в соавторстве с двумя республиканцами и четырнадцатью демократами предложил к рассмотрению законопроект, накладывавший на Управление директора по Национальной разведке и Государственный департамент определенные обязательства по предоставлению отчетов в Конгресс по различным вопросам, связанным с последствиями прекращения действия договора. В конце июля идентичный законопроект был внесен в Сенат представителем Демократической партии К. Ван Холленом, при этом соавторами выступили два республиканца и один демократ.
Несмотря на то, что данные законодательные инициативы так и не были одобрены Конгрессом, значительная часть их положений была впоследствии включена в Закон о бюджетных ассигнованиях на национальную оборону на 2020 финансовый год. Автором закона выступил сенатор-республиканец Дж.Инхоф (Оклахома). В соответствии с данным законом, исходным принципом, которым должны руководствоваться институты исполнительной власти США, является признание того, что «юридически обязательные и поддающиеся проверке ограничения в отношении российских стратегических ядерных сил отвечают интересам американской национальной безопасности».53
Также законодатели обязали министра обороны США представить в соответствующие комитеты Палаты представителей и Сената анализ угрозы национальной безопасности США со стороны российских стратегических ядерных сил в случае прекращения действия ДСНВ-3 и влияния прекращения договора на стратегическую стабильность в долгосрочной перспективе. Кроме того, в соответствии с законом, за 120 дней до официального уведомления России о выходе США из соглашения министр обороны и госсекретарь должны предоставить в оборонные комитеты Конгресса (комитеты по вооруженным силам и по ассигнованиям в Палате представителей и Сенате), Комитет по иностранным делам Палаты представителей и сенатский Комитет по международным отношениям информацию об «исключительных обстоятельствах, ставящих под угрозу высшие интересы США» как об условии, на основании которого одна из сторон может выйти из договора.
На директора по Национальной разведке и госсекретаря были возложены обязательства по предоставлению в срок до 17 июня 2020 г. соответствующим комитетам Конгресса аналитических отчетов по другим вопросам, связанным с истечением срока действия соглашения. В частности, директор по Национальной разведке должен был дать оценку последствий прекращения двустороннего договора при отсутствии нового, в т. ч. последствий утраты его преимуществ и выгод. Также он должен был информировать конгрессменов о готовности России продлить соглашение и степени заинтересованности Москвы в заключении нового договора, который распространялся бы на не подпадающие под действие ДСНВ-3 системы вооружений, а также об условиях, на которых российские власти были бы готовы пойти на переговоры с США относительно нового соглашения о контроле над вооружениями.
Также парламентарии обязали госсекретаря предоставить доклад и провести вместе с соответствующими комитетами брифинг, посвященный оценке реакции американских союзников и партнеров на выход США из соглашения или на
прекращение его действия. Кроме того, госсекретарю предписывалось дважды в год информировать Конгресс о выполнении Россией своих обязательств по договору и о том, насколько его выполнение отвечает американским национальным интересам. Госсекретарь также должен проводить брифинги по информированию конгрессменов о любых обсуждениях с российской стороной двустороннего или многостороннего соглашения о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений с указанием даты и места таких дискуссий, участвующих в них ведомств, обсуждаемых типов ядерных и неядерных систем.
На основе изучения всех затрагивающих проблематику ДНСВ законопроектов можно заключить, что среди представителей Конгресса, выдвигавших законодательные инициативы, лишь небольшая часть республиканцев поддерживала идею Д.Трампа о создании трехстороннего или многостороннего механизма по контролю над вооружениями. Большинство же активных по данному вопросу представителей Конгресса (42 демократа и 25 республиканцев) выступали за продление двустороннего соглашения или за интенсификацию переговорного процесса с Россией.
Аналогичные тенденции демонстрируют исследования общественного мнения американских избирателей той или иной партийной принадлежности. В качестве примера можно привести несколько исследований позиций электората Республиканской и Демократической партий, которые демонстрируют сходство позиций по вопросу продления российско-американского соглашения о СНВ. В марте 2019 г. Чикагский совет по глобальным делам опубликовал данные опроса общественного мнения относительно двусторонних договоренностей США и России в ядерной сфере. Опрос, в частности, касался ДРСМД и продления ДСНВ-3. За сохранение двустороннего механизма контроля над вооружениями высказались 90% республиканцев и 89% демократов.54 В мае 2019 г. в рамках Программы общественных консультаций Центра международных исследований в области безопасности Университета Мэриленда были опубликованы результаты многочисленных исследований общественного мнения американцев в сфере ядерной политики. Они включали не только традиционные опросы, но и инновационные техники общественных слушаний, которые заключаются в онлайн-моделировании политического процесса. Данные исследования показали, что 82% респондентов поддерживают продление российско-американского договора, включая 89% демократов и 77% республиканцев.55 В январе 2020 г. американская исследовательская компания "Hart Research Associates" опубликовала анализ проведенного в ноябре 2019 г. опроса общественного мнения относительно ядерного оружия и связанных с ним угроз. Результаты данного опроса интересны в части обозначенного респондентами требования к кандидатам в президенты США иметь четкий план и стремиться противостоять ядерной угрозе. 87% демократов и 81% республиканцев сочли, что президент должен уделять данной угрозе первостепенное внимание, а 80% всех респондентов высказались за продление действия ДСНВ-3 и запуск переговорного процесса по заключению новых соглашений о дальнейшем сокращении ядерного оружия.56
VI. Заключение
Таким образом, ценность ДСНВ, включая предусмотренные им количественные ограничения ядерных сил России и США, механизмы взаимного контроля и верификации (в частности, возможность проведения обоюдных
инспекций), не вызывает сомнений у большей части американских экспертов и политической элиты США. Избиратели, в том числе электорат Д.Трампа, также поддерживают идею продления договора, который препятствует возвращению к гонке вооружений и является действенным фактором сохранения стратегической стабильности.
В тоже время развитие современной системы международных отношений в сторону полицентричности, или многополярности, заставляет задуматься о целесообразности и обоснованности использования тех соглашений и режимов, которые развивались на основе договоренностей эпохи биполярной модели миропорядка. К настоящему времени мировая политика претерпела серьезные изменения, и обеспечение стратегической стабильности должно быть адаптировано к особенностям развития новых средств вооружений и технических разработок, ведущихся отнюдь не только в Соединенных Штатах и России.
Полицентричный характер формирующейся новой международной системы рано или поздно приведет мировое сообщество к осознанию необходимости формирования многостороннего режима по контролю над вооружениями, на чем настаивал президент Д.Трамп. Несмотря на то, что 90% ядерного оружия пока сосредоточено в руках США и РФ, тенденции развития ядерных технологий указывают на то, что число ядерных держав, видимо, будет расти. Кроме того, понятие стратегических вооружений расширяется за счет приобретения неядерными силами стратегических характеристик. Стремительное развитие новейших технологий и растущая непредсказуемость международных процессов ведут к необходимости постепенного расширения круга принципов системы контроля над стратегическими вооружениями за счет качественных характеристик, которые учитывали бы новейшие разработки (например, кибертехнологии в ядерной сфере) и угрозы, в т. ч. со стороны третьих лиц и террористических организаций.
Все эти и другие аспекты обеспечения стратегической безопасности должны стать предметом обсуждения, прежде всего, двух крупнейших ядерных держав. Именно с такой целью американские эксперты и конгрессмены призывают администрацию США продлить срок действия Пражского договора о СНВ 2010 г. до 2026 г. В условиях ухудшения российско-американских отношений и высокой степени взаимного недоверия сохраняется серьезная опасность дестабилизации из-за возможности случайных столкновений, инцидентов в информационно-ядерном пространстве (несанкционированный запуск, ложный сигнал о таком запуске и т. п.). Сохранение минимальных двусторонних договоренностей могло бы стать основой не только для предотвращения подобного рода инцидентов и конфликтов, но и для последующего развития и расширения механизмов контроля над стратегическими вооружениями, в т. ч. создавая предпосылки для подключения Китая, который поначалу мог бы участвовать в таких механизмах в качестве наблюдателя.
Сегодня американский истеблишмент воспринимает Китай как одну из великих держав, полагая при этом, что «достижение статуса великой державы требует от него ответственного поведения».57 При этом в американских стратегических документах КНР обозначена в качестве противника и вызова американским национальным интересам и безопасности. Этим объясняется стремление администрации Д.Трампа включить Китай в переговорный процесс, несмотря на то, что китайские запасы ядерного оружия меньше, чем, например, у Франции.58 8 июня 2020 г. КНР была приглашена к участию в трехсторонних консультациях по контролю над ядерными вооружениями 22 июня в Вене, однако
китайские власти это предложение отклонили. Очевидно, что Китай не намерен участвовать ни в консультациях, ни в переговорах по данной проблеме, что может стать для администрации США аргументом о целесообразности выйти из договора или допустить истечение срока его действия.
Тем не менее сохраняется необходимость налаживания диалога, развития сотрудничества и формирования новых механизмов взаимодействия для решения вопросов стабильности и безопасности. Такие современные вызовы, как ядерная угроза, появление новых ядерных держав, распространение оружия массового поражения и киберпреступность, могут быть решены, в первую очередь, при условии, что две ядерные сверхдержавы выработают общий подход в борьбе с ними, подавая пример другим ядерным и неядерным субъектам мировой политики.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Арбатов А.Г. Мир рискует остаться без Договора об ограничении ядерных вооружений // Независимая газета. 29.03.2020; Савельев А.Г. Россия-США: на пороге новой гонки ядерных вооружений // Российский совет по международным делам (РСМД): аналитика и комментарии. 16 июля 2019 г.
2 Рогов С.М. Система российско-американских соглашений разваливается // Коммерсант. 05.02.2020.
3 Кортунов А.В. Есть ли жизнь после смерти контроля над вооружениями? // РСМД: аналитика и комментарии. 14 июня 2019 г.
4 Россия готова продлить СНВ-3 хоть сегодня, заявил Лавров // РИА Новости. 10.12.2019. URL: https://ria.ru/20191210/1562233587.html.
5 Россия получила отказ от США на предложение провести встречу юристов по ДСНВ // ТАСС. 27.02.2020. URL: https://tass.ru/politika/7849745.
6 Gottemoeller R. Don't let the New START Treaty lapse // The New York Times. 8 November 2019.
7 Олбрайт М., Иванов И.С. Призыв сохранить последний ядерный договор // The New York Times. 10 February 2020. URL: https://www.nytimes.com/ru/2020/02/10/opinion/10Albright-IvanovRUS.html.
8 Rose F.A. Bringing China into the fold on arms control and strategic stability issues // The Brookings Institution. [Blog]. 25 September 2019. URL: https://www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/2019/09/25/ bringing-china-into-the-fold-on-arms-control-and-strategic-stability-issues.
9 Russia and Arms Control: Extending New START or Starting Over? U.S. House Foreign Affairs Committee Hearings and Meetings Video. 25 July 2019. URL: https://www.congress.gov/committees/video/house-foreign-affairs/hsfa00/KcbkJcOYdUc.
10 The Future of U.S. Policy Towards Russia. Full Committee Hearing. [Video]. U.S. Senate Committee on Foreign Relations. 3 December 2019. URL: https://www.foreign.senate.gov/hearings/the-future-of-us-policy-towards-russia-11-20-19.
11 Мир рискует остаться без Договора об ограничении ядерных вооружений. Интервью А.Г. Арбатова // Независимая газета. 29.03.2020.
12 США хотят, чтобы ДСНВ охватывал новые и разрабатываемые российские системы // ТАСС. 10.03.2020. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/7931873.
13 «У меня непростая задача, но я рад быть здесь». Новый посол США в России Джон Салливан - о коронавирусе, саммите ядерной «пятерки» и санкциях // Коммерсантъ. 16.03.2020.
14 Bolton J. Defending America's Interests. [Video]. YAF's 41st annual National Conservative Student Conference. 31.07.2019. URL: https://www.youtube.com/watch?v=MHOwCV4xFg8.
15 Kulacki G. China's counterproductive response on New START // All Things Nuclear [Blog]. Union of Concerned Scientists. 7 May 2019. URL: https://allthingsnuclear.org/gkulacki/chinas-counterproductive-response-on-new-start.
16 Brookes P. New START Treaty's China Challenge. The Heritage Foundation Commentary. 20 September 2010. URL: https://www.heritage.org/arms-control/commentary/new-start-treatys-china-challenge.
17 Weitz R. Sino-Russian ties imperil strategic arms control - analysis // Yale Global Online [Blog]. Yale University. 23 January 2020. URL: https://yaleglobal.yale.edu/content/sino-russian-ties-imperil-strategic-arms-control.
18 Geller P.J. New START: The U.S. Should Not Extend the Dangerously Flawed Treaty for Five More Years. The Heritage Foundation Commentary. 5 March 2020. URL: https://www.heritage.org/defense/report/new-start-the-us-should-not-extend-the-dangerously-flawed-treaty-five-more-years.
19 Russia, China, Arms Control, and the Value of New START. Testimony of the Honorable Thomas Countryman, Board Chairman, Arms Control Association, Former Acting Under Secretary of State for Arms Control and International Security. U.S. House Foreign Affairs Committee, Subcommittee on Europe, Eurasia, Energy, and the Environment Hearings "Russia and Arms Control: Extending New Start or Starting Over?". 25 July 2019. URL: https://docs.house.gov/meetings/FA/FA14/20190725/109869/HHRG-116-FA14-Wstate-CountrymanT-20190725.pdf.
20 Statement of Madelyn R. Creedon, Former Assistant Secretary of Defense for Global Strategic Affairs and Former Principal Deputy Administration for the National Nuclear Security Administration. U.S. House Foreign Affairs Committee, Subcommittee on Europe, Eurasia, Energy and the Environment Hearings "Russia and arms control: extending New START or starting over?". 25 July 2019. URL: https://docs.house.gov/meetings/FA/ FA14/20190725/109869/HHRG-116-FA14-Wstate-CreedonM-20190725.pdf.
21 Testimony by Thomas Karako, Senior Fellow, International Security Program Director, Missile Defense Project, Center for Strategic and International Studies. U.S. House Foreign Affairs Committee, Subcommittee on Europe, Eurasia, Energy, and the Environment Hearings "Russia and Arms Control: Extending New START or Starting Over?". 25 July 2019. URL: https://docs.house.gov/meetings/FA/FA14/20190725/ 109869/HHRG-116-FA14-Wstate-KarakoT-20190725.pdf.
22 Statement from NTI CEO and Co-Chair Ernest J. Moniz and Co-Chair Sam Nunn on Extension of the New START Treaty. Nuclear Threat Initiative (NTI). [Web-site]. 2 February 2018. URL: https://www.nti.org/ newsroom/news/statement-moniz-and-sam-nunn-extension-new-start-treaty.
23 Lewis P. Pulling Out of the INF Treaty is a Mistake that Will Affect Us All. Chatham House Expert Comment. 22 October 2018. URL: https://www.chathamhouse.org/expert/comment/pulling-out-inf-treaty-mistake-will-affect-us-all#.
24 Statement of Brian P. McKeon, Senior Director, Penn Biden Center for Diplomacy & Public Engagement, University of Pennsylvania. U.S. House Foreign Affairs Committee, Subcommittee on Europe, Eurasia, Energy and the Environment Hearings "Russia and Arms Control: Extending New START or Starting Over?". 25 July 2019. URL: https://docs.house.gov/meetings/FA/FA14/20190725/109869/HHRG-116-FA14-Wstate-McKeonB-20190725.pdf.
25 Quinn L. China's stance on nuclear arms control and New START // Arms Control Association [Blog]. 23 August 2019. URL: https://www.armscontrol.org/blog/2019-08-23/chinas-stance-nuclear-arms-control-new-start.
26 Рогов С.М. Ук. соч.
27 Stokes J. China's Missile Program and U.S. Withdrawal from the Intermediate-Range Nuclear Forces (INF) Treaty. U.S.-China Economic and Security Review Commission. Staff Research Report. 4 February 2019.
URL: https://www.uscc.gov/sites/default/files/Research/China%20and%20INF_0.pdf.
28 Countryman T. Trump wants a "big deal" on arms control, even if it sinks the New START Treaty // World Politics Review. [Online resource]. 31 December 2019. URL: https://www.worldpoliticsreview.com/articles/ 28439/what-the-end-of-new-start-treaty-could-mean-for-u-s-russia-nuclear-weapons.
29 National Security Strategy of the United States of America. December 2017. - Washington D.C.: The White House, 2017. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf.
30 Nuclear Posture Review Report. April 2010. - Washington D.C.: U.S. Department of Defense, 2010. URL: https://dod.defense.gov/Portals/1/features/defenseReviews/NPR/2010_Nuclear_Posture_Review_ Report.pdf.
31 Nuclear Posture Review 2018. - Washington D.C.: U.S. Department of Defense, 2018.
URL: https://media.defense.gov/2018/Feb/02/2001872886/-1/-1A/2018-NUCLEAR-POSTURE-REVIEW-FINAL-REPORT.PDF.
32 Heinrichs R. Transcript: The Arms Control Landscape ft. DIA Lt. Gen. Robert P. Ashley, Jr. 29 May 2019. -Washington D.C.: Hudson Institute, 2019. URL: https://s3.amazonaws.com/media.hudson.org/Hudson%20 Transcript%20-%20The%20Arms%20Control%20Landscape.pdf.
33 Kimball D.G. Trump arms control gambit: serious or a poison pill? // Arms Control Association. May 2019. URL: https://www.armscontrol.org/act/2019-05/focus/trump-arms-control-gambit-serious-poison-pill.
34 McFaul M. Here's how Trump can get a win with Russia - and actually help all Americans // The Washington Post. 12 December 2019; Quinn L. Op. cit.
35 Rose F.A. Op. cit.
36 Kimball D.G. Op. cit.
37 Vaddi P., Blanchette N., Hinck G. What Happens if the Last Nuclear Arms Control Treaty Expires? Carnegie Endowment for International Peace Comment. 5 September 2019.
URL: https://carnegieendowment.org/2019/09/05/what-happens-if-last-nuclear-arms-control-treaty-expires-pub-79782.
38 Manzo V. Nuclear Arms Control Without a Treaty? Risks and Options after New Start. Deterrence and Arms Control Paper № 1. - Arlington, VA: Center for Naval Analysis (CNA), 2019. URL: https://www.cna.org/CNA_files/ PDF/IRM-2019-U-019494.pdf.
39 King I. The New Start Arms Control Treaty: Extend It, Go for More, or Let it Lapse? Center for Strategic and International Studies Commentary. 19 July 2019. URL: https://www.csis.org/analysis/new-start-arms-control-treaty-extend-it-go-more-or-let-it-lapse-0.
40 Brooks L.F. The end of arms control? // D^dalus. V. 149. № 2. 2020. P. 84-100. DOI: 10.1162/daed_a_01791. URL: https://www.amacad.org/sites/default/files/publication/downloads/ Daedalus_Sp20_6_Brooks.pdf.
41 Vaddi P., Blanchette N., Hinck G. The Last Nuclear Arms Treaty. n.d. Carnegie Endowment for International Peace. URL: https://carnegieendowment.org/publications/interactive/new-start.
42 The New Progressive Project Agenda. Data for Progress. [Web-site]. August 2019. URL: https://www.dataforprogress.org/the-new-progressive-agenda#new_start.
43 Russia and Arms Control: Extending New START or Starting Over?
44 The Future of U.S. Policy Towards Russia. Full Committee Hearing. U.S. Senate Committee on Foreign Relations. 3 December 2019. URL: https://www.foreign.senate.gov/hearings/the-future-of-us-policy-towards-russia-11-20-19.
45 Countering Russian Intimidation and Aggression and Building a Better Security Environment. Remarks by Hon. Christopher A. Ford, Assistant Secretary of State for International Security and Nonproliferation. Testimony before the U.S. Senate Foreign Relations Committee. 3 December 2019. URL: https://www.foreign. senate.gov/download/ford-testimony-120319.
46 2016 Republican Party Platform. The American Presidency Project. 18 July 2016. URL: https://www.presidency.ucsb.edu/documents/2016-republican-party-platform.
47 Senators Urge Extension Letter of New START Treaty with Russia. United States Senator for California Dianne Feinstein Press Release. 12 April 2019. URL: https://www.feinstein.senate.gov/public/index. cfm/press-releases?ID=DA24356F-990C-4023-94D5-DAD5D6FE1125.
48 Top National Security Democrats Call on Pres. Trump to Extend New START Nuclear Treaty with Russia. U.S. House of Representatives, Committee on Foreign Affairs Press Release. 5 June 2019. URL: https://foreignaffairs. house.gov/2019/6/top-national-security-democrats-call-on-pres-trump-to-extend-new-start-nuclear-treaty-with-russia.
49 Menendez R. Statement on Anniversary of New START Treaty. U.S. Senate Committee on Foreign Relations. 5 February 2020. URL: https://www.foreign.senate.gov/press/ranking/release/menendez-engel-statement-on-anniversary-of-new-start-treaty.
50 Presidential Candidates: Joe Biden. Council for a Livable World [Web-site]. URL: https://livableworld.org/presidential-candidates-joe-biden.
51 S.1433 - New START Treaty Improvement Act of 2019 (Sen. Cotton, Tom; introduced 05.13.2019).
URL: https://www.congress.gov/bill/116th-congress/senate-bill/1433/related-bills?r=38&s=1; New START Treaty Improvement Act of 2019 (Rep. Cheney, Liz; introduced 05.14.2019). URL: https://www.congress.gov/ bill/116th-congress/house-bill/2707/text.
52 2020 Adherence to and Compliance with Arms Control, Nonproliferation, and Disarmament Agreements and Commitments. Compliance Report. Bureau of Arms Control, Verification and Compliance. U.S. Department of State. 23 June 2020. - Washington D.C.: U.S. Department of State, 2020. URL: https://www.state.gov/2020-adherence-to-and-compliance-with-arms-control-nonproliferation-and-disarmament-agreements-and-commitments-compliance-report-2/#_Toc43298129.
53 S.1790 - National Defense Authorization Act for Fiscal Year 2020 (Sen. Inhofe, James M.; introduced 06.11.2019). URL: https://www.congress.gov/bill/116th-congress/senate-bill/1790/text?q=%7B%22search%22 %3A%5B%22new+start+treaty%22%5D%7D&r=22&s=2#toc-H788A74454C5F4E068CE6A9CA9B29FBB0.
54 Wojtowicz L., Smeltz D. Americans and Russians Agree: We're Heading Towards a New Arms Race. The Chicago Council on Global Affairs; Levada Center. March 2019. URL: https://www.thechicagocouncil.org/ sites/default/files/americans_and_russians_agree-_were_heading_towards_a_new_arms_race_updated.pdf.
55 Kull S., Gallagher N., Fehsenfeld E., Charles Lewitus E., Read E. Americans on Nuclear weapons. Program for Public Consultation. Center for International and Security Studies, School of Public Policy, University of Maryland. May 2019. URL: http://www.publicconsultation.org/wp-content/uploads/2019/05/Nuclear_ Weapons_Report_0519.pdf.
56 Findings from Survey on Nuclear Weapons Issues. Hart Research Associates Research Memo for Nuclear Threat Initiative. 22 January 2020. URL: https://media.nti.org/documents/ME-12734_NTI_Research_ Memo.pdf.
57 Ambassador Marshall S. Billingslea, U.S. Special Presidential Envoy for Arms Control. Twitter account. 10.06.2020. URL: https://twitter.com/USArmsControl/status/1270461921586708482.
58 World Nuclear Forces. Stockholm International Peace Research Institute. [Web-site]. January 2019. URL: https://www.sipri.org/research/armament-and-disarmament/nuclear-disarmament-arms-control-and-non-proliferation/world-nuclear-forces.
BIBLIOGRAPHY / БИБЛИОГРАФИЯ
1. 2020 Adherence to and Compliance with Arms Control, Nonproliferation, and Disarmament Agreements and Commitments. Compliance Report. Bureau of Arms Control, Verification and Compliance. U.S. Department of State. 23 June 2020. - Washington D.C.: U.S. Department of State, 2020. URL: https://www.state.gov/2020-adherence-to-and-compliance-with-arms-control-nonproliferation-and-disarmament-agreements-and-commitments-compliance-report-2/#_Toc43298129.
2. Albright M., Ivanov I.S. Prizyv sokhranit' posledniy yadernyi dogovor // The New York Times. 10.02.2020 [in Russian]. URL: https://www.nytimes.com/ru/2020/02/10/opinion/10Albright-IvanovRUS.html.
Олбрайт М., Иванов И.С. Призыв сохранить последний ядерный договор // The New York Times. 10.02.2020. URL: https://www.nytimes.com/ru/2020/02/10/opinion/10 Albright-IvanovRUS.html.
3. Arbatov A.G. Mir riskuyet ostat'sya bez Dogovora ob ogranichenii yadernykh vooruzheniy // Nezavisimaya gazeta. 29.03.2020.
Арбатов А.Г. Мир рискует остаться без Договора об ограничении ядерных вооружений // Независимая газета. 29.03.2020.
4. Brookes P. New START Treaty's China Challenge. The Heritage Foundation Commentary. 20 September 2010. URL: https://www.heritage.org/arms-control/commentary/new-start-treatys-china-challenge.
5. Brooks L.F. The end of arms control? // D^dalus. V. 149. № 2. 2020. P. 84-100. DOI: 10.1162/daed_a_01791. URL: https://www.amacad.org/sites/default/files/publication/down loads/Daedalus_Sp20_6_Brooks.pdf.
6. Countering Russian Intimidation and Aggression and Building a Better Security Environment. Remarks by Hon. Christopher A. Ford, Assistant Secretary of State for International Security and Nonproliferation. Testimony before the U.S. Senate Foreign Relations Committee. 3 December 2019. URL: https://www.foreign. senate.gov/download/ford-testimony-120319.
7. Countryman T. Trump wants a "big deal" on arms control, even if it sinks the New START Treaty // World Politics Review. [Online resource]. 31 December 2019. URL: https://www.worldpolitics review.com/articles/28439/what-the-end-of-new-start-treaty-could-mean-for-u-s-russia-nuclear-weapons.
8. Findings from Survey on Nuclear Weapons Issues. Hart Research Associates Research Memo for Nuclear Threat Initiative. 22 January 2020. URL: https://media.nti.org/documents/ME-12734_ NTI_Research_ Memo.pdf.
9. Geller P.J. New START: The U.S. Should Not Extend the Dangerously Flawed Treaty for Five More Years. The Heritage Foundation Commentary. 5 March 2020. URL: https://www.heritage.
org/defense/report/new-start-the-us-should-not-extend-the-dangerously-flawed-treaty-five-more-years.
10. Gottemoeller R. Don't let the New START Treaty lapse // The New York Times. 8 December 2019.
11. Heinrichs R. Transcript: The Arms Control Landscape ft. DIA Lt. Gen. Robert P. Ashley, Jr. 29 May 2019. - Washington D.C.: Hudson Institute, 2019. URL: https://s3.amazonaws.com/media. hudson.org/Hudson%20Transcript%20-%20The%20Arms%20Control%20Landscape.pdf.
12. Kimball D.G. Trump arms control gambit: serious or a poison pill? // Arms Control Association. May 2019. URL: https://www.armscontrol.org/act/2019-05/focus/trump-arms-control-gambit-serious-poison-pill.
13. King I. The New Start Arms Control Treaty: Extend It, Go for More, or Let it Lapse? Center for Strategic and International Studies Commentary. 19 July 2019. URL: https://www.csis.org/ analysis/new-start-arms-control-treaty-extend-it-go-more-or-let-it-lapse-0.
14. Kortunov A. Is There Life After Arms Control Death? Russian International Affairs Council (RIAC): Analytics and Comments. 14 June 2019. [Transl. from Russian].
Кортунов А.В. Есть ли жизнь после смерти контроля над вооружениями? РСМД: аналитика и комментарии. 14 июня 2019 г.
15. Kulacki G. China's counterproductive response on New START // All Things Nuclear [Blog]. Union of Concerned Scientists. 7 May 2019. URL: https://allthingsnuclear.org/gkulacki/chinas-counterproductive-response-on-new-start.
16. Kull S., Gallagher N., Fehsenfeld E., Charles Lewitus E., Read E. Americans on Nuclear weapons. Program for Public Consultation. Center for International and Security Studies, School of Public Policy, University of Maryland. May 2019. URL: http://www.publicconsultation.org/wp-content/uploads/2019/05/Nuclear_Weapons_Report_0519.pdf.
17. Lewis P. Pulling Out of the INF Treaty is a Mistake that Will Affect Us All. Chatham House Expert Comment. 22 October 2018. URL: https://www.chathamhouse.org/expert/comment/pulling-out-inf-treaty-mistake-will-affect-us-all#.
18. Manzo V. Nuclear Arms Control Without a Treaty? Risks and Options after New Start. Deterrence and Arms Control Paper № 1. Arlington, VA: Center for Naval Analysis (CNA), 2019. URL: https://www.cna.org/CNA_files/ PDF/IRM-2019-U-019494.pdf.
19. McFaul M. Here's how Trump can get a win with Russia - and actually help all Americans // The Washington Post. 12 December 2019.
20. Menendez R. Statement on Anniversary of New START Treaty. U.S. Senate Committee on Foreign Relations. 5 February 2020. URL: https://www.foreign.senate.gov/press/ranking/ release/menendez-engel-statement-on-anniversary-of-new-start-treaty.
21. Mir riskuyet ostat'sya bez Dogovora ob ogranichenii yadernykh vooruzheniy. Interv'yu A.G.Arbatova // Nezavisimaya gazeta. 29.03.2020.
Мир рискует остаться без Договора об ограничении ядерных вооружений. Интервью А.Г.Арбатова // Независимая газета. 29.03.2020.
22. National Security Strategy of the United States of America. December 2017. - Washington D.C.: The White House, 2017. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf.
23. New START Treaty Improvement Act of 2019 (Rep. Cheney, Liz; introduced 05.14.2019). URL: https://www.congress.gov/bill/116th-congress/house-bill/2707/text.
24. Nuclear Posture Review 2018. - Washington D.C.: U.S. Department of Defense, 2018. URL: https://media.defense.gov/2018/Feb/02/2001872886/-1/-1/1Z2018-NUCLEAR-P0STURE-REVIEW-FINAL-REPORT.PDF.
25. Nuclear Posture Review Report. April 2010. - Washington D.C.: U.S. Department of Defense, 2010. URL: https://dod.defense.gov/Portals/1/features/defenseReviews/NPR/2010_Nuclear_ Posture_Review_ Report.pdf.
26. Presidential Candidates: Joe Biden. Council for a Livable World. [Web-site]. URL: https://livableworld.org/presidential-candidates-joe-biden.
27. Quinn L. China's stance on nuclear arms control and New START // Arms Control Association [Blog]. 23 August 2019. URL: https://www.armscontrol.org/blog/2019-08-23/chinas-stance-nuclear-arms-control-new-start.
28. 2016 Republican Party Platform. The American Presidency Project. 18 July 2016. URL: https://www.presidency.ucsb.edu/documents/2016-republican-party-platform.
29. Rogov S.M. Sistema rossiysko-amerikanskikh soglasheniy razvalivayetsya // Kommersant. 05.02.2020.
Рогов С.М. Система российско-американских соглашений разваливается // Коммерсантъ. 05.02.2020.
30. Rose F.A. Bringing China into the fold on arms control and strategic stability issues // The Brookings Institution. [Blog]. 25 September 2019. URL: https://www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/2019/09/25/bringing-china-into-the-fold-on-arms-control-and-strategic-stability-issues.
31. Rossiya gotova prodlit' SNV-3 khot' segodnya, zayavil Lavrov // RIA Novosti. 10.12.2019. URL: https://ria.ru/20191210/1562233587.html.
Россия готова продлить СНВ-3 хоть сегодня, заявил Лавров // РИА Новости. 10.12.2019. URL: https://ria.ru/20191210/1562233587.html.
32. Rossiya poluchila otkaz ot SShA na predlozheniye provesti vstrechu yuristov po DSNV // TASS. 27.02.2020. URL: https://tass.ru/politika/7849745.
Россия получила отказ от США на предложение провести встречу юристов по ДСНВ // ТАСС. 27.02.2020. URL: https://tass.ru/politika/7849745.
33. Russia, China, Arms Control, and the Value of New START. Testimony of the Honorable Thomas Countryman, Board Chairman, Arms Control Association, Former Acting Under Secretary of State for Arms Control and International Security. U.S. House Foreign Affairs Committee, Subcommittee on Europe, Eurasia, Energy, and the Environment Hearings "Russia and Arms Control: Extending New Start or Starting Over?". 25 July 2019. URL: https://docs.house.gov/meetings/FA/FA14/20190725/109869/HHRG-116-FA14-Wstate-CountrymanT-20190725.pdf
34. S.1433 - New START Treaty Improvement Act of 2019 (Sen. Cotton, Tom; introduced 05.13.2019). URL: https://www.congress.gov/bill/116th-congress/senate-bill/1433/ related-bills?r=38&s=1.
35. S.1790 - National Defense Authorization Act for Fiscal Year 2020 (Sen. Inhofe, James M.; introduced 06.11.2019). URL: https://www.congress.gov/bill/116th-congress/senate-bill/1790/ text?q=%7B%22search%22%3A%5B%22new+start+treaty%22%5D%7D&r=22&s=2#toc-H788A74454C5F4E068CE6A9CA9B29FBB0.
36. Savelyev A. Russia - U.S.: On the Brink of a New Nuclear Arms Race. RIAC: Analytics and Comments. 14 August 2019. [Transl. from Russian].
Савельев А.Г. Россия-США: на пороге новой гонки ядерных вооружений // Российский совет по международным делам (РСМД): аналитика и комментарии. 16 июля 2019 г.
37. Senators Urge Extension Letter of New START Treaty with Russia. United States Senator for California Dianne Feinstein Press Release. 12 April 2019. URL: https://www.feinstein.senate. gov/public/index.cfm/press-releases?ID=DA24356F-990C-4023-94D5-DAD5D6FE1125.
38. SShA khotyat, chtoby DSNV okhvatyval novyie i razrabatyvayemye rossiyskiye sistemy // TASS. 10.03.2020. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/7931873.
США хотят, чтобы ДСНВ охватывал новые и разрабатываемые российские системы // ТАСС. 10.03.2020. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/7931873.
39. Testimony by Thomas Karako, Senior Fellow, International Security Program Director, Missile Defense Project, Center for Strategic and International Studies. U.S. House Foreign Affairs Committee, Subcommittee on Europe, Eurasia, Energy, and the Environment Hearings "Russia and Arms Control: Extending New START or Starting Over?". 25 July 2019.
URL: https://docs.house.gov/meetings/FA/FA14/20190725/109869/HHRG-116-FA14-Wstate-KarakoT-20190725.pdf.
40. Statement from NTI CEO and Co-Chair Ernest J. Moniz and Co-Chair Sam Nunn on extension of the New START Treaty. Nuclear Threat Initiative (NTI). [Web-site]. 2 February 2018. URL: https://www.nti.org/newsroom/news/statement-moniz-and-sam-nunn-extension-new-start-treaty.
41. Statement of Brian P. McKeon, Senior Director, Penn Biden Center for Diplomacy & Public Engagement, University of Pennsylvania. U.S. House Foreign Affairs Committee, Subcommittee on Europe, Eurasia, Energy and the Environment Hearings "Russia and Arms Control: Extending New START or Starting Over?". 25 July 2019. URL: https://docs.house.gov/meetings/FA/FA14/ 20190725/109869/HHRG-116-FA14-Wstate-McKeonB-20190725.pdf.
42. Statement of Madelyn R. Creedon, Former Assistant Secretary of Defense for Global Strategic Affairs and Former Principal Deputy Administration for the National Nuclear Security Administration. U.S. House Foreign Affairs Committee, Subcommittee on Europe, Eurasia, Energy and the Environment Hearings "Russia and arms control: extending New START or starting over?". 25 July 2019. URL: https://docs.house.gov/meetings/FA/FA14/20190725/109869/ HHRG-116-FA14-Wstate-CreedonM-20190725.pdf.
43. Stokes J. China's Missile Program and U.S. Withdrawal from the Intermediate-Range Nuclear Forces (INF) Treaty. U.S.-China Economic and Security Review Commission. Staff Research Report. 4 February 2019. URL: https://www.uscc.gov/sites/default/files/Research/China%20and %20INF_0.pdf.
44. "U menya neprostaya zadacha, no ya rad byt' zdes'". Novyi posol SShA John Sullivan - o koronaviruse, sammite yadernoi "pyatyorki" i sanktsiyah // Kommersant. 16.03.2020.
«У меня непростая задача, но я рад быть здесь». Новый посол США в России Джон Салливан - о коронавирусе, саммите ядерной «пятерки» и санкциях // Коммерсантъ. 16.03.2020.
45. The Future of U.S. Policy Towards Russia. Full Committee Hearing. U.S. Senate Committee on Foreign Relations. 3 December 2019. URL: https://www.foreign.senate.gov/hearings/the-future-of-us-policy-towards-russia-11 -20-19.
46. The New Progressive Project Agenda. Data for Progress. [Web-site]. August 2019. URL: https://www.dataforprogress.org/the-new-progressive-agenda#new_start.
47. Top National Security Democrats Call on Pres. Trump to Extend New START Nuclear Treaty with Russia. U.S. House of Representatives, Committee on Foreign Affairs Press Release. 5 June 2019. URL: https://foreignaffairs.house.gov/2019/6/top-national-security-democrats-call-on-pres-trump-to-extend-new-start-nuclear-treaty-with-russia.
48. Vaddi P., Blanchette N., Hinck G. The Last Nuclear Arms Treaty. n.d. Carnegie Endowment for International Peace. URL: https://carnegieendowment.org/publications/interactive/new-start.
49. Vaddi P., Blanchette N., Hinck G. What Happens if the Last Nuclear Arms Control Treaty Expires? Carnegie Endowment for International Peace Comment. 5 September 2019.
URL: https://carnegieendowment.org/2019/09/05/what-happens-if-last-nuclear-arms-control-treaty -expires-pub-79782.
50. Weitz R. Sino-Russian ties imperil strategic arms control - analysis // Yale Global Online [Blog]. Yale University. 23 January 2020. URL: https://yaleglobal.yale.edu/content/sino-russian-ties-imperil-strategic-arms-contro l.
51. Wojtowicz L., Smeltz D. Americans and Russians Agree: We're Heading Towards a New Arms Race. The Chicago Council on Global Affairs; Levada Center. March 2019.
URL: https://www.thechicagocouncil.org/sites/default/files/americans_and_russians_agree-_were _heading_ towards_a_new_arms_race_updated.pdf.
52. World Nuclear Forces. Stockholm International Peace Research Institute. [Web-site]. January 2019. URL: https://www.sipri.org/research/armament-and-disarmament/nuclear-disarmament-arms-control-and-non-proliferation/world-nuclear-forces.