С.М. Хенкин
Позиции основных партий Испании по проблеме иммиграции: Опыт сопоставления
Аннотация. В статье сравниваются подходы основных партий Испании к проблеме иммиграции. На испанском материале автор предпринимает попытку выяснить, соответствует ли действительности распространенное утверждение об устарелости деления партий на правые и левые в современном постбиполярном мире. Abstract. Spanish main political parties' approaches to immigration are compared in this article. The author examines the case of Spain, trying to clear up whether the differentiation between the right-wing parties and the left-wing parties is still correct in the modern postbipolar world.
Ключевые слова: иммиграция, партии, Народная партия, Испанская социалистическая рабочая партия, Конвергенция и Союз Каталонии, Компартия Испании.
Keywords: immigration, parties, People's party, Spanish socialist workers' party, Convergence and Union of Catalonia, Communist party of Spain.
Проблема иммиграции занимает все более заметное место в деятельности испанских партий, что отнюдь не случайно. В 1970-1980-е годы Испания, из которой до этого столетиями в массовом порядке эмигрировали коренные жители, сменила переселенческую парадигму, превратившись в страну иммиграции. С тех пор приток чужестранцев происходит ускоряющимися темпами. В 1982 г. в Испании насчитывалось 200 тыс.
официально зарегистрированных иммигрантов, в 1993 г. - 393 тыс., а в 2011 г. - уже 5,7 млн. Таким образом, за 29 лет число иммигрантов возросло примерно в 29 раз [Perez-Dias V., Alvarez-Mirandа В., Chalia E., 2004, p. 16; Prats J., De Benito E., 2012, p. 15]. Испания выдвинулась на лидирующие позиции в перечне европейских стран, принимающих иммигрантов.
Партийные деятели не могут не учитывать, что иммигранты, ставшие интегральной частью населения страны, оказывают влияние на самые разные стороны жизни испанского общества: демографическую политику и межнациональные отношения, проблему занятости и распределение социальных выплат, политику в сфере образования и культуры и т.д. Реалистически мыслящие политики принимают во внимание как плюсы переселенческого процесса (иммиграция приостановила демографический спад в Испании и привела к омоложению ее населения, переселенцы обеспечивают значительную часть прироста ВВП и др.), так и его минусы (размывание национальной идентичности, рост ксенофобии и расизма среди коренного населения и проч.). В еще большей степени внимание политических деятелей к иммиграционной проблеме связано с тем, что иммигранты в последнее время превращаются в весьма заметную часть национального электората, и от того, как они проголосуют, прямо зависят политические позиции партий.
Свидетельством растущего интереса партий к проблеме иммиграции служат следующие цифры. В 1992-1996 гг. в Конгресс депутатов (нижнюю палату испанского парламента) было внесено 71 предложение по этой проблеме, в 1996-2000 гг. - 574, а в 20002004 гг. - уже 2083 [Rubio Carbonero G., 2011, p. 173].
Анализируя подходы различных партий к проблеме иммиграции, следует иметь в виду, что в современном постбиполярном мире деление на правых и левых становится все менее четким, все более условным. Немало политиков и политологов даже утверждают, что понятия «правые» и «левые» превращаются в некий анахронизм, исчезает былая альтернативность. Отношение испанских партий разной идейно-политической направленности - от праворадикальных и правоцентристских до левых и левоцентристских -к проблеме иммиграции помогает в определенной степени прояснить этот вопрос. Тем более потому, что Испании исторически
свойственна острая конфронтация между правыми и левыми силами.
Праворадикальные партии: подход к иммиграции
Обратимся к рассмотрению позиций по проблеме иммиграции основных партий Испании, начав с праворадикальной части партийного спектра. В отличие от многих европейских стран, в современной Испании не сформировалась влиятельная праворадикальная партия. Однако на региональном уровне они существуют. Особенно заметно их присутствие в Каталонии, экономически одной из наиболее развитых автономий страны, весьма привлекательной для иммигрантов (здесь проживает примерно четверть всех переселенцев).
Пожалуй, самое заметное праворадикальное объединение в современной Испании - партия «Платформа за Каталонию», в деятельности которой ориентация на ограничение прав и «исключение чужеземцев» проявляется с полной определенностью. Лидер этой партии Ж. Англада, начавший свою политическую карьеру в неофранкистских организациях, ныне выступает за независимость Каталонии и винит во всех ее бедах иммигрантов. В своих публичных выступлениях Ж. Англада утверждает, что «арабы - враги Каталонии, Испании и Запада», и предвещает конец западной цивилизации «от рук палача по имени ислам» [Noguer M., 2010, p. 18]. Не добившись представительства в региональном парламенте, «Платформа за Каталонию» постоянно организует демонстрации против массовой иммиграции мусульман в Испанию и строительства мечетей.
«Платформе за Каталонию» вторит другое объединение, появившееся в этой испанской автономии, - «Каталонская иден-точность», также стоящее на сепаратистских позициях. Эта группировка высказывается за создание «каталонского государства», которое необходимо защитить «от огромной массы недавно прибывших, прежде всего переселенцев из Южной Америки и мусульманских стран, навязывающих тоталитарные идеологии типа ислама» [Inmigración]. Как видим, в отличие от многих других объединений, дифференцированно относящихся к переселенцам из
мусульманских стран и Латинской Америки, для политиков из «Каталонской идентичности» все иммигранты «на одно лицо».
Проблема иммиграции в деятельности Народной партии и Конвергенции и Союза Каталонии
Позиция правоцентристских партий Испании при определенной схожести с подходом праворадикальных сил выглядит в целом более умеренной. Подтверждение тому - позиция Народной партии (НП). Отношение этой партии к проблеме иммиграции неотделимо от перестройки ее идейно-политического облика. Образовавшаяся на этапе перехода от франкизма к представительной демократии как партия бывших франкистских министров, она сумела совершить беспрецедентную эволюцию, радикально перестроившись, вписавшись в демократическую политическую систему и в 1996 г. победив на парламентских выборах (партия находилась у власти до 2004 г.). А в ноябре 2011 г. в результате победы на досрочных выборах в кортесы НП вновь стала правящей. В идеологии и политической практике испанских консерваторов «равнение на Европу» и защита прав человека сочетаются с защитой традиционных ценностей и вековых устоев, в частности «духа испанско-сти». Отсюда и весьма неоднозначное отношение к иммиграции. В своих политических документах консерваторы высказываются за уважение прав человека. Испанское иммиграционное законодательство, к созданию которого была причастна НП, первоначально фиксировало равенство целого ряда прав и свобод иностранцев с коренным населением. Переселенцам предоставлялись, в частности, право на жилище, защиту семьи, образование, гарантировались юридические услуги, защита прав малолетних, право на забастовку (хотя и ограниченное).
В то же время декларируемое в документах признание прав и свобод иммигрантов контрастирует с выступлениями ряда деятелей НП, отвергающих основополагающий принцип мультикульту-рализма - равноправие испанцев и переселенцев и настаивающих на привилегированном отношении властей к коренным жителям при решении социальных вопросов, на реформировании существующего иммиграционного законодательства и установлении жесткого контроля над иммиграционными потоками. В представле-
нии этих политиков отношения между испанцами и чужеземцами основываются на противопоставлении «мы - они» (в противовес позиции мультикультуралистов, руководствующихся принципом «мы, как они»).
Деятели Народной партии придерживаются мнения, что культура и религия иммигрантов, прежде всего мусульман, несовместимы с культурой и религией испанцев, враждебны им. Например, мусульманскую религию они считают мачистской и фундаменталистской, подрывающей принципы демократического государства, угрожающей национальной идентичности. Логика их примерно такова: ислам поощряет неравенство между мужчиной и женщиной, эта религия «хуже нашей», поэтому мусульмане должны адаптироваться к христианству [Rubio Carbonero G., 2011, p. 192].
Испанский автор Г. Рубио Карбонеро отмечает, что консерваторы «много говорят об обязанностях иммигрантов и почти не упоминают об их правах. От переселенцев требуют принятия и уважения нашей Конституции, наших норм существования, наших правил игры, наших обычаев, нашей демократии, нашей культуры, нашей религии. Однако при этом даже не упоминается необходимость взаимности, нашей обязанности уважать и принимать их культуры, религии, обычаи и т.д. Таким образом, местным жителям отдается приоритет, их ставят выше переселенцев, что предполагает подчиненное положение последних» [Rubio Carbonero G., 2011, р. 187]. Примечательно также, что некоторые деятели Народной партии отвергают существование в Испании расизма. Если проявления последнего и имеют место, то виноваты в этом, по их мнению, отнюдь не испанцы. Дело в неконтролируемом притоке переселенцев, рождающем у коренного населения расистские настроения.
Народная партия представляет Испанию страной, которая хочет предоставить работу всем; страной, разделяющей ценности культурного плюрализма и толерантности и в то же время обладающей ограниченными возможностями для приема переселенцев. Пропаганда консерваторов преувеличивает масштабы притока иммигрантов, в их лексиконе используются метафоры, которые сродни применяемым при описании социальных и природных катастроф, - «вторжение», «волна», «лавина», «наплыв» [Rubio Carbonero G., 2011, р. 184]. Один из основных постулатов консерва-188
торов по иммиграционной проблеме состоит в том, что чужестранцам «в Испании не хватает места»; страна не в состоянии обеспечить в полном объеме вновь прибывших работой и системой социальных услуг. В этом свете испанское общество предстает как «жертва, защищающаяся от очевидной угрозы» [Rubio Carbonero G., 2011, p. 193].
Риторика НП по иммиграционной проблеме не отличается последовательностью. В одних случаях иммигранты предстают в ней как сплошная однородная масса людей, лишенных индивидуальных особенностей. Общая оценка этой «массы» - «нетерпимые и неуступчивые». В других случаях консерваторы отделяют марокканцев и иных переселенцев из мусульманских стран от других потоков иммигрантов, в частности от латиноамериканцев, близких испанцам по языку и католической религии.
Политики из НП проводят четкую разграничительную линию между легальными и нелегальными иммигрантами. Они считают, что «лишь легальная иммиграция действительно гарантирует интеграцию переселенца» [Rubio Carbonero G., 2011, p. 181]. По существу, консерваторы стремятся сделать иммиграцию упорядоченной и исключительно легальной. Что же касается нелегалов, то в массовом сознании насаждается представление о них как о преступниках, разрушающих национальную идентичность и подрывающих общественную стабильность. Нелегальная иммиграция для консерваторов - это проблема национальной безопасности и общественного порядка. Политики из НП считают присутствие нелегалов «аномалией», провалом политики охраны границ. Любая иммиграционная стратегия, считают они, должна стремиться «свести нелегальную иммиграцию к нулю» [Zapata-Barrero R., 2009, p. 129].
В период пребывания НП в оппозиции ее председатель М. Рахой заявил, что если он станет главой правительства, то будет беспощадно выдворять из страны иностранцев-преступников, включая совершивших и нетяжкие правонарушения. В бытность министром иностранных дел в правительстве Х.М. Аснара (20002004), М. Рахой уже пытался претворить в жизнь эту идею, однако встретил решительные возражения, в частности, со стороны Верховного суда, поскольку его предложения лишали иностранцев
презумпции невиновности (осужденные иммигранты депортировались из Испании лишь после вынесения судебного приговора).
НП постоянно ужесточала испанское законодательство в отношении нелегальных иммигрантов, первоначально предоставлявшее им целый ряд прав. В период второй легислатуры НП (2000-2004) нелегальные иммигранты лишились права на помощь в приобретении жилья, получении образования (кроме самого необходимого), на бесплатную юридическую помощь (за исключением случаев, связанных с высылкой или отказом во въездной визе). За ними не признавалось право на создание ассоциаций и профсоюзов, проведение собраний и манифестаций. Опасаясь потерять контроль над расширяющимся потоком нелегалов, правительство НП усилило преграды для их въезда в страну, а также расширило возможности для депортации иммигрантов, нарушающих закон.
Накануне парламентских выборов 2008 г. позиция НП еще более ужесточилась. Ее руководители заявили, что в случае победы на выборах обяжут переселенцев, которые хотят обновить разрешение на проживание в Испании, подписать «контракт об интеграции». Согласно этому документу, иностранцам придется принять на себя обязательства по «исполнению законов, уважению обычаев испанцев, изучению языка, уплате налогов...». «Они обязаны активно работать, чтобы интегрироваться в испанское общество, а если не найдут работу - возвратиться на родину» [Barbulo Т., Garriga J., 2008, p. 30]. Иными словами, они должны будут покинуть Испанию, если не найдут работу через год после подписания «контракта об интеграции». В одном из выступлений М. Рахой сказал: «Мы будем помогать иммигрантам интегрироваться. Если они этого не сделают, будем создавать гетто» [Cue C.E., 2008, p. 24].
«Контракт об интеграции» порывал с основополагающими конституционными принципами равенства всех граждан перед законом, за что его критиковала либеральная общественность Испании. Например, оппоненты из Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП), не соглашаясь с требованиями М. Рахоя к иностранцам следовать «устоявшимся обычаям» испанцев, иронически заметили: «Кто определяет каталог устоявшихся обычаев -это обычаи. архиепископа Мадрида или агностика, отцов или детей?.. Мы должны заставить их (иммигрантов. - Авт.) полюбить корриду или посещать мессу?» [Tomas N., Santos P., 2008, p. 28]. 190
Новое правительство Народной партии, начавшее исполнение своих обязанностей в декабре 2011 г., намерено внести очередные нововведения в иммиграционное законодательство Испании. Одно из самых значительных предполагаемых изменений - закрытие программы получения вида на жительство по оседлости. В настоящее время действует закон, по которому иностранцы, прожившие в Испании более трех лет, имеют право на получение вида на жительство, даже если они находились в стране нелегально. По мнению представителей Народной партии, данный способ получения иностранными гражданами вида на жительство только стимулирует приток нелегалов и ухудшает положение самих испанцев, так как иностранцы занимают их рабочие места. Предполагается заменить практику легализации правового статуса иммигрантов по оседлости на получение временной визы для поиска работы. Этот документ будет обязателен для первоначального пребывания иммигрантов в стране с последующей легализацией их правового статуса [ВНЖ в Испании...].
В апреле 2012 г., в рамках реализации комплекса мер жесткой экономии, правительство НП заявило об ограничении оказания медицинских услуг нелегальным иммигрантам. Прежде нелегалы имели право на медицинскую помощь в том же объеме, что и коренные жители. Абсолютно равноправное отношение к проблемам здоровья для всех граждан, проживающих на ее территории, отличало Испанию от большинства других стран ЕС, где в этом плане существуют те или иные ограничения для нелегалов. Теперь этой разницы не существует. Помощь нелегальным иммигрантам будет предоставляться только «в экстренных случаях, при родах у женщин и по уходу за детьми» [Agudo A., 2012, p. 22].
К позиции НП близки позиции некоторых других правоцентристских партий Испании, в частности Конвергенции и Союза Каталонии (КСК) - самой влиятельной из каталонских партий (ее депутатская фракция постоянно представлена в Генеральных кортесах), занимающей националистические позиции. КСК требует «усилить борьбу с нелегальной иммиграцией». Эта позиция в своем крайнем выражении проявилась в каталонском городке Вик, мэр которого Жозеп Мария Вила д'Абадаль, деятель Конвергенции и Союза Каталонии, в декабре 2009 г. отказал нелегальным иммигрантам в регистрации. Тем самым последние лишались фунда-
ментальных прав на медицинское обслуживание и обучение в школах, поскольку, согласно испанскому законодательству, регистрация иностранцев автоматически влечет за собой предоставление этих прав. По существу, мэр и правительство муниципалитета встали в оппозицию к центральной власти. Конфликт возник не случайно: четверть жителей городка составляют иммигранты, здесь сильны настроения ксенофобии.
Конфликт вызвал широкий резонанс в Испании, общественное мнение разделилось. Одни увидели в позиции мэра г. Вика проявление ксенофобии, отрицание права нелегалов на поддержку государства в фундаментальных вопросах. Другие, напротив, расценили эту позицию как «реалистическую», продиктованную необходимостью сокращения расходов в условиях экономического кризиса. Коллегия адвокатов Испании квалифицировала решение мэра г. Вика как «незаконное», противоречащее существующему испанскому законодательству. В результате мэр отказался от своего решения, заявив, что «уважает решение адвокатуры, хотя и не разделяет его» [ЬаМаЪиги С., 2010, р. 7].
Накануне парламентских выборов 2012 г. один из лидеров КСК Ж.А. Дуран Льеида заявил, что иммигрантов в Испании «больше, чем должно быть». Он обвинил переселенцев в «негативном влиянии на качество жизни каталонцев». Граждане обнаруживают, утверждал Дуран Льеида, что «их квартиры не продаются по рыночной стоимости, потому что с каждым днем все больше иммигрантов приходят за покупками в магазин, расположенный рядом». Местные жители, дети которых учатся в школах, где много детей иммигрантов, сталкиваются «со снижением уровня образования». Этот политик требует «интеграции иммигрантов», что предполагает принятие ими «ценностей, языка, культуры, уважения к женщине, обязанностей, которые должны выполняться... Тому, кто не хочет выполнять обязанности по интеграции, здесь делать нечего» [Бигап...]
Целый ряд предложений правоконсервативных партий по проблемам иммиграции явно не свободны от популизма. Их лидеры подыгрывают настроениям ксенофобии, все шире распространяющимся в Испании. Радикальный настрой НП и КСК - это еще и претензия на представительство интересов всего правоконсерва-тивного лагеря, в том числе его экстремистской части. Опасаясь 192
появления сильной и влиятельной праворадикальной партии, способной отнять у них часть голосов избирателей, НП и КСК «играют» на этом поле, заполняют ту часть политического спектра, которую обычно занимают ультраправые.
Позиция Испанской социалистической рабочей партии по проблеме иммиграции
Подход к проблемам иммиграции социалистов в большей степени соответствует чаяниям переселенцев. ИСРП, потерпевшая поражение на внеочередных парламентских выборах в ноябре 2011 г. (она находилась у власти с 2004 г.), остается влиятельнейшей политической партией Испании. Традиционно эта партия социал-реформистского типа относилась критически к испанскому капитализму. Деятели партии заявляли, что испанское общество устроено неразумно: оно не построено на принципах равенства, лишено справедливости, подавляет личность. Соответственно, в своем отношении к иммигрантам партия руководствовалась традиционно левыми принципами защиты прав человека, равенства всех граждан перед законом.
Позиция ИСРП в основных параметрах соответствовала идеологии и практике мультикультурализма. Первый современный закон о правах и свободах иностранцев (так называемый Закон об иностранцах), принятый в 1985 г. (ИСРП была правящей партией в 1882-1996 гг.), как уже отмечалось, признавал равенство многих прав и свобод иностранцев с коренным населением. Вместе с тем этот закон ставил целью ограничить поток переселенцев и привести испанское законодательство в соответствие с законодательством других стран ЕС. Если трудового соглашения не было, иностранец подлежал высылке. В 1992 г. начали вводиться квоты на прием на работу иностранцев в тех регионах и отраслях экономики, где имела место нехватка рабочей силы из числа коренного населения.
Примером толерантного и уважительного отношения правительства ИСРП к переселенцам может служить Соглашение о сотрудничестве с Исламской комиссией Испании (образована в 1989 г.), представлявшей мусульман на переговорах с испанским государством. В соответствии с ним мечети и культовые учреждения мусульман признаются неприкосновенными, им предоставля-
ется благоприятный налоговый режим. Имамы включаются в национальную систему социального обеспечения, приравниваясь к работающим по найму. Муниципальные кладбища обязаны предоставлять часть своей территории для мусульманских захоронений и гарантировать соблюдение их погребальных обрядов. Исламские общины имеют право иметь собственные кладбища.
На работе мусульманам облегчается исполнение их обрядов. Члены организаций, входящих в Исламскую комиссию Испании, могут прерывать работу каждую пятницу на три часа (с 13.30 до 16.30) для коллективной молитвы. Во время Рамадана их рабочий день заканчивается на один час раньше. Вместе с тем эти изменения в трудовом графике необходимо согласовывать с руководством предприятия. В соответствии с соглашением можно заменять праздники, установленные испанским законодательством для коренного населения, на мусульманские.
В Испании могут создаваться исламские образовательные центры всех уровней. Государство гарантирует детям мусульман получение дошкольного, начального и среднего образования в государственных и частных колледжах, если они, их родители и сам колледж ходатайствуют об этом. Испанские университеты могут предоставлять помещения и выделять средства для организации курсов по исламу.
Соглашение признает обычаи мусульман в отношении приема пищи. На предприятиях, в учреждениях, местах прохождения военной службы, учебных заведениях они могут есть и пить то, что разрешено исламом [Lacomba J., 2005, p. 56-58; Taules S., 2004, p. 14-15].
Соглашение о сотрудничестве между испанским государством и исламской комиссией Испании, приравнивающее права мусульман к правам христиан, эксперты считают одним из лучших в европейском контексте в плане уважения прав религиозных меньшинств. Однако соглашение в целом ряде положений осталось на бумаге - из-за позиции различных органов управления в центре и на местах, а также испанских предпринимателей.
Вернувшись к власти в 2004 г., ИСРП в своем отношении к переселенцам продолжала выступать с позиций защитника муль-тикультурализма. Председатель правительства Испании, лидер ИСРП Х.Л. Родригес Сапатеро, выступая в сентябре 2004 г. на 59-й 194
сессии Генеральной Ассамблеи ООН, выдвинул идею «альянса цивилизаций» - сотрудничества между христианской и мусульманской цивилизациями для борьбы с международным терроризмом и экономическим неравенством, развития межкультурного диалога. Эта инициатива была поддержана 120 странами и международными организациями, сформировавшими Группу друзей альянса цивилизаций.
Руководствуясь либеральной идеей защиты прав человека, ИСРП подвергла критике уже упоминавшийся «контракт об интеграции» НП. Х.Л. Родригес Сапатеро принес извинения иммигрантам за «дискриминационные обиды» [Tomas N., Santos P., 2008, p. 28].
В 2005 г. правительство ИСРП предприняло попытку разрешить проблему нелегальной иммиграции, сделать иммиграцию легальной и упорядоченной. Правительство осуществило широкомасштабную легализацию переселенцев, проживавших в Испании без права гражданства. 647 тыс. из них (число большее, чем во всех предыдущих кампаниях, вместе взятых) получили легальный статус. Однако сделать иммиграцию упорядоченной не удалось: в 2006-2007 гг. в Испанию продолжалось массовое проникновение нелегалов из разных частей света. В сложившейся обстановке ИСРП начала ужесточать свою политику в отношении нелегальной иммиграции (патрулирование африканского побережья Атлантического океана совместно с другими странами ЕС, заключение соглашений с рядом стран о высылке туда выходцев из этих стран, нелегально оказавшихся в Испании).
Иммиграционная стратегия ИСРП не отличается последовательностью. Характерный пример - предоставление иммигрантам права голосовать на автономных и местных выборах. Социалисты выступили с этой инициативой, которая, однако, затронула лишь меньшинство переселенцев. В 2011 г. право голоса имели только иммигранты из стран ЕС, а также тех стран вне пространства ЕС, с которыми Испания подписала двусторонние соглашения (это девять стран, в основном латиноамериканских, где иммигранты из Испании также имеют право участвовать в региональных и местных выборах), и, разумеется, переселенцы, получившие испанское гражданство. Власти «не замечают» сотен тысяч легальных иммигрантов, добросовестно работающих, платящих налоги, уважающих испанское законодательство и содействующих экономическо-
му прогрессу Испании, которые вполне заслужили право участвовать в местных выборах.
Примечательно, что в погоне за голосами избирателей ИСРП, как и другие партии, включает в свои избирательные списки кандидатов-мусульман. Расчет делается на голоса избирателей-мусульман, получивших испанское гражданство.
В годы кризиса правительство ИСРП корректировало свою иммиграционную политику. Окончательно не порывая с либеральными принципами, социалисты стремились строить ее, сообразуясь с экономическими возможностями Испании и потребностями рынка труда. В 2008 г. Конгресс депутатов одобрил План добровольного возвращения иммигрантов, предложенный правительством ИСРП. План предполагал выплату пособия по безработице тем иммигрантам, которые захотят вернуться на родину. Выплата пособия производилась в два приема: 40% в Испании и 60% -по возвращении домой. При этом переселенцы, согласившиеся уехать, теряли право на проживание в Испании и не могли возвратиться сюда в течение трех лет. Принимавшие предложение правительства получали примерно 7 тыс. евро - сумму, «даже отдаленно не покрывающую потребности семьи, которая в большинстве случаев продала все, чтобы переехать» в Испанию [Cea D'Ancona M.A., Valles Martinez M.S., 2009, p. 96]. Неудивительно поэтому, что правительственный план был встречен иммигрантами без энтузиазма.
Одновременно ИСРП продолжала линию на противодействие нелегальной иммиграции. В январе 2009 г. в рамках министерства внутренних дел была создана специальная Бригада по депортации преступников-иностранцев (Бедекс), задача которой состоит в выявлении и последующей депортации на основе судебных постановлений иностранцев, совершивших преступления и не имеющих разрешения на проживание в Испании. В 2009 г. из страны таким образом был депортирован 7591 нелегал (на 2027 больше, чем в 2008 г.) [Interior incrementa.., 2010, p. 18].
В октябре 2009 г. в Испании был принят новый Закон об иностранцах, четвертый за последнее десятилетие. Целый ряд его положений ограничивает права иммигрантов. Так, продлевается с 40 до 60 суток срок содержания под стражей нелегальных иммигрантов, задержанных полицией. Это принципиально важное новшество, позволяющее полиции депортировать на родину большее чис-196
ло нелегалов, поскольку прежде властям зачастую не хватало времени для оформления депортации через суд в соответствии с законодательством. Вместе с тем в новом законе есть положения, расширяющие права нелегальных переселенцев. Так, они получили право на участие в объединениях, профсоюзах, ассоциациях, забастовках и манифестациях, на бесплатную юридическую помощь, которая прежде оказывалась только легальным иммигрантам [Ayullon D.].
Компартия Испании и проблема иммиграции
Наиболее последовательным защитником интересов иммигрантов выступает Компартия Испании (КПИ), которая входит в состав коалиции Объединенная левая (ОЛ) и является ее ядром. На национальных парламентских выборах ОЛ неизменно занимает третье место, далеко отставая по числу набранных голосов и полученных депутатских мест от НП и ИСРП.
КПИ относит иммигрантов вместе с женщинами и молодежью к наиболее ущемленной группе населения, имеющей меньшие права и возможности для защиты своих интересов. Партия критикует неолиберальную модель, в соответствии с которой в иммигрантах видят «послушную и дешевую рабочую силу». По ее мнению, политика НП и ИСРП носит дискриминационный характер по отношению к переселенцам, нарушая многие их базовые права. Социальные проблемы решаются путем ущемления интересов иммигрантов. Коммунисты критикуют ужесточение иммиграционного законодательства, депортации переселенцев. Они - ярые противники ксенофобии и расизма [De inmigrantes.]
По мнению коммунистов, иммиграция - «структурный фактор, обогащающий наше общество и одновременно делающий мир все более открытым и взаимосвязанным» [Lara C.]. КПИ выступает за всемерное развитие межкультурного диалога между коренным населением и переселенцами. Краеугольный камень позиции Объединенной левой - признание универсального характера прав человека. Она выдвигает новую концепцию гражданства, исключающую дискриминацию людей по национальному и этническому признакам и гарантирующую соблюдение прав коренных жителей и иммигрантов в одинаковой мере.
Проводя курс, «ориентированный на равенство прав и направленный против сегрегации иммигрантов», КПИ выдвигает в числе прочих следующие предложения:
- признание всех основных прав человека, включая права на создание ассоциаций, проведение собраний, демонстраций и забастовок, которые в настоящее время не распространяются на нелегалов;
- предоставление права голоса на муниципальных выборах и выборах в Европарламент переселенцам, получившим разрешение на постоянное проживание в Испании и прожившим здесь два года;
- предоставление перебравшемуся в Испанию иммигранту права и на пребывание в стране, и на трудоустройство, причем рабочее место иммигрант может искать как минимум шесть месяцев; при установлении такого порядка принимаются во внимание, в числе прочего, гуманитарные критерии, международные договоренности, а также социальные и экономические потребности Испании; иностранным трудящимся гарантируются те же права и они имеют те же обязанности, что и коренные жители в отношении трудовых контрактов, заработной платы, социальной защиты и т.д.;
- иммигрантам предоставляются полные юридические гарантии, соответствующие правовому государству, включая бесплатное юридическое обслуживание, помощь переводчиков в случае необходимости, равноправие в юридических и административных делах, а также в получении коммунальных услуг.
Предлагаются и другие меры: реформирование государственной и светской системы образования в плане формирования гражданского равноправия, исключения сегрегации и дискриминации; административная и общественная поддержка децентрализации иммиграционных потоков путем предоставления четко обозначенных полномочий и достаточных средств автономным сообществам и муниципалитетам; разработка государственного плана борьбы против расизма [De inmigrantes...].
Следует заметить, что положение оппозиционной партии, не связанной властными полномочиями и ответственностью, позволяет КПИ вести себя более раскованно, резко критиковать политику властей и не всегда при этом учитывать материально-финансовые возможности страны в плане иммиграционной политики. Некото-198
рые предложения КПИ не соответствуют возможностям испанской экономики и выглядят оторванными от реалий. Обращает на себя внимание и то, что КПИ не проводит различий в подходах к проблеме иммиграции между социалистами и консерваторами. Между тем, хотя эти подходы сближаются, особенно в условиях кризиса, различия между двумя ведущими партиями Испании, безусловно, сохраняются.
Резюмируя, подчеркнем, что анализ позиций испанских партий по проблеме иммиграции свидетельствует о существенных различиях в их подходах. Безусловно, иммиграционная политика -лишь один из многочисленных параметров, по которым может сравниваться политика партий. И тем не менее это сопоставление опровергает распространенное утверждение об устарелости деления партийного спектра на правых (правоцентристов) и левых (левоцентристов) в первые десятилетия XXI в.
Литература
ВНЖ в Испании: Легализация по оседлости отменяется. - Режим доступа: http: // www.newsspain.ru/ novost5698.html
Agudo A. La crisis no deja tirados a los «los sin papeles» en Francia, Italia o Portugal // El Pais. - Madrid, 2012. - 29 apr. - P. 22.
Ayullon D. España endurece el acoso a los sin papeles. - Mode of access: http: // www.publico.es / españa / 281807/acoso / papeles
Barbulo T., Garriga J. Rajoy quiere obligar a los inmigrantes a firmar «un contrato de integracion» // El Pais. - Madrid, 2008. - 7 febr. - P. 30.
Cea D'Ancona M.A., Valles Martinez M.S. Evolucion del racismo y la xenofobia en España: Informe 2009. - Madrid, 2009. - 395 p.
Cue C.E. «Inmigracion es un problema real» // El Pais. - Madrid, 2008. -10 febr. - P. 24.
Duran se saca de mascara y carga contra los inmigrantes. - Mode of access: http:.// www.eldebat.cat/client/print_notice.php?IDN=5306
De inmigrantes a ciudadanos. - Mode of access: http:www.pce.es/ secretarias/secmigraciones/pl.php?id=76
Inmigracion / Blog de Javier Casals. - Mode of access: http: // xavier-casals. Wordpress. com/tag/ immigration
Interior incrementa la expulsion de delincuentes «sin papeles» // El Pais. - Madrid, 2010. - 25 enero. - P. 18.
Lacomba J. La inmigración musulmana en España. Inserción y dinamicas comunitarias en el espacio local // Migraciones. - Madrid, 2005. - N 18. - P. 4776.
Landaburu G. Inmigracion o racismo // Cambio-16. - Madrid, 2010. -1-7 febr. - P. 7.
Lara C. La actual ley de Extranjería es injusta e inmoral. - Mode of access: http://www. enlatino.com
Noguer M. De franquista a conseguidor // El Pais. - Madrid, 2010. -24 enero. - P. 18.
Perez-Dias V., Alvarez-Miranda B., Chalia E. La inmigracion musulmana en España. Turcos en Alemania, argelinos en Francia y marroquis en España. -Madrid, 2004. - 329 p.
Prats J., De Benito E. El gobierno restringe el acceso a la sanidad a los inmigrantes irregulares // El Pais - Madrid, 2012. - 20 abr. - P. 15.
Rubio Carbonero G. Representacion social de inmigracion en el discurso del Partido Popular// Revista de Estudios culturales de la Universidad Jaime I. -Madrid, 2011. - Vol. 9. - P. 173-197.
Taules S. La nueva España musulmana. - Barcelona, 2004. - 181 p.
Tomas N., Santos P. Zapatero sale a pedir a los inmigrantes por las «ofensas» del PP // El Periodico de Cataluña. - Barcelona, 2008. - 8 febr. - P. 28.
Zapata-Barreto R. Fundamentos de los discursos politicos en torno a la inmigracion. - Madrid, 2009. - 244 p.