Научная статья на тему 'ПОЗИЦИИ ГОСУДАРСТВ ВИШЕГРАДСКОЙ ГРУППЫ ПО "БРЕКСИТУ"'

ПОЗИЦИИ ГОСУДАРСТВ ВИШЕГРАДСКОЙ ГРУППЫ ПО "БРЕКСИТУ" Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
62
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕС / ВИШЕГРАДСКАЯ ГРУППА / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / "БРЕКСИТ"

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Скоморохина Оксана Александровна

Анализируя позиции государств Вишеградской группы о выходе Великобритании из Евросоюза, автор показывает, что Польша, Венгрия, Чехия и Словакия придерживаются единой сдержанной политики в отношении «брексита», но де-факто они занимают различные позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSITIONS OF THE VISEGRAD GROUP ON BREXIT

The article examines the problems of the position of the Visegrad Group (Poland, Hungary, the Czech Republic, Slovakia) regarding the British exit from the European Union. The study revealed that the Visegrad Four states maintain a low profile in relation to Brexit.

Текст научной работы на тему «ПОЗИЦИИ ГОСУДАРСТВ ВИШЕГРАДСКОЙ ГРУППЫ ПО "БРЕКСИТУ"»

УДК 327.5

Позиции государств Вишеградской группы по «брекситу»

Оксана СКОМОРОХИНА

Вишеградская группа: прошлое и настоящее

Вишеградская группа - внутрирегиональное объединение в Евросоюзе, обладает собственной позицией, касающейся выхода Великобритании из Евросоюза.

Вишеградская «четвёрка» была создана после подписания 15 февраля 1991 г. Декларации о сотрудничестве Чехии, Словакии, Польши и Венгрии для развития европейской интеграции, а также выработки единой позиции в отношении политики Брюсселя [1]. Согласно документу целью группы является включение государств в европейский интеграционный процесс.

Вишеградская группа возникла после распада социалистического блока в Восточной Европе и за свою более чем четвертьвековую историю так и не смогла институционализироваться [2]. В ней отсутствует сформированный аппарат или центральный секретариат, который мог бы добавить стабильности имиджу европейской внутрирегиональной структуры.

Государства, входящие а Више-градскую группу, не только схожи по географическому расположению и по экономическим показателям эпохи социализма, но также имеют

СКОМОРОХИНА Оксана Александровна - аспирант кафедры политологии и права Московского государственного областного университета (МГОУ). E-mail: oa.skomorokhina@gmall.com

Ключевые слова: ЕС, Вишеградская группа, Великобритания, «брексит».

1 Visegrad Declaration 1991. Declaration on Cooperation between the Czech and Slovak Federal Republic, the Republic of Poland and the Republic of Hungary in Striving for European Integration. Official website of the Visegrad Group // URL: http://www.visegradgroup.eu/documents/visegrad-declarations/visegrad-declaration-110412-2

2 Штоль В. В. Эволюция НАТО в реалиях глобализации. Дис. ... д-ра полит. наук. М., 2004.

достаточно близкие взгляды по международным вопросам.

Единственная структура, которая была создана в рамках Више-градской группы,- это Вишеград-ский фонд, содействующий осуществлению совместных проектов и созданию гражданского общества и других негосударственных субъектов в государствах-членах. Вклад в фонд осуществляет каждое государство-участник. Кроме того, Ви-шеградскую группу поддерживают США, Германия, Нидерланды, Швеция и Швейцария [3].

Объединение было создано на основе демократических идеалов позиций и стремления сформировать новую Центральную Европу при интеграции её с более широким европейским проектом [4].

В преддверии своего 25-летия Вишеградская группа оказалась в сложной геополитической ситуации, а именно между двумя крупнейшими кризисами современности: гражданской войной на Украине и наплывом мигрантов с Ближнего Востока и из Африки [3, с. 405]. Таким образом, Више-градская «четвёрка» уже в третий раз за свою историю оказалась в сложной ситуации:

- первый раз в конце 80-х - начале 90-х годов во время «бархатных революций» и выбора пути;

- второй раз - в конце 90-х - начале 2000-х годов, что было связано с вступлением этих стран в ЕС и НАТО и войной в Югославии [5, с. 42].

В настоящее время уже в течение более чем пяти лет государства Вишеградской группы находятся в ситуации геополитического кризиса: приток мигрантов из стран Африки, Ближнего и Среднего Востока, а также гражданский конфликт на Украине. При этом миграционный кризис в ЕС значительно активизировал сотрудничество внутри группы, так как «четвёрка» принимает участие в текущих мерах по регулированию миграционных процессов как внутри ЕС, так и за его пределами.

Интерес государств «четвёрки» к первому в истории ЕС дезинтегра-ционному процессу объяснятся тем, что Великобритания всегда была стратегическим союзником в рамках Европейской политики добрососедства, а также в вопросах внешней и внутренней политики Евросоюза.

Различие позиций государств Ви-шеградской группы относительно «брексита» видно даже на примере того, что Словакия стала полноправным участником еврозоны, а среди граждан Чехии преобладает евро-скептицизм, как и в правительствах Польши и Венгрии, несмотря на то что недавний председатель Европейского совета Д. Туск до 2014 г. занимал пост премьер-министра Польши. Исход «брексита» для Вишеград-ской «четвёрки» может стать основой как для ослабления её позиций в ЕС, так и для усиления защиты её государственных интересов.

3 Штоль В.В. Армия «Нового мирового порядка». М.: ОГИ, 2010.

4 Rupnik J. What is alive and what is dead in the Visegrad project // Visegrad Insight. 2016. № 1. P. 58-60.

5 Вишеградская четвёрка в Европейском союзе: дилеммы конвергенции / отв. ред. Л. Н. Ши-шелина. М.: Институт Европы РАН, 2017. С. 40.

Обращаясь к истории вхождения стран Вишеградской «четвёрки» в Евросоюз, следует отметить, что именно Великобритания с конца 80-х годов активно агитировала сопротивлявшийся ЕС за принятие стран Восточной Европы, а в 2005 г. не включила уже ставших членами ЕС восточных европейцев в первый вариант бюджета Евросоюза [6]. Но

последующие консультации с премьер-министрами государств Бенилюкса, председателем Еврокомис-сии Ж. М. Баррозу и премьер-министром Великобритании Т. Блэром, которая председательствовала в ЕС с 1 июля 2005 г., привели к открытию государствам Вишеградской группы доступа к бюджету ЕС на преференциальных условиях.

Членство Вишеградской группы в ЕС и миграционный

вопрос

Следует сказать, что мало кто в государствах Центральной Европы верил в положительный исход референдума по «брекситу», так как бывший премьер-министр Великобритании Д. Кэмерон в январе и феврале 2016 г., менее чем за полгода до исторического референдума, посещал Прагу, Будапешт и Варшаву для ознакомления со своей программой реформирования Евросоюза. Темой для переговоров стала выработка новых подходов к обеспечению безопасности Европы при участии цен-тральноевропейских государств. В частности, в Польше в декабре 2015 г. 75-й премьер-министр Великобритании активно обсуждал вопросы поддержки польских граждан в Великобритании. Это особенно актуально в свете того, что с 2007 г. среди всех трудящихся мигрантов, приезжающих в Соединённое Королевство, именно граждане Польши занимают лидирующие позиции.

Например, по данным официальной статистики Департамента государственной статистики Соединённого Королевства (Office for National Statistics), в период с июля 2015 г. по июнь 2016 г. на территории Великобритании проживали 883 тыс. граждан Польши. А в период с июля 2017 г. по июнь 2018 г. в Великобритании официально проживали 889 тыс. польских граждан [7].

Именно вступление государств Вишеградской группы в ЕС и открытие для них рынка труда Соединённого Королевства привели к росту численности граждан Вишеградской «четвёрки» в Великобритании до 1000% (рис. 1).

Позитивные отношения Великобритании и государств Вишеградской группы стали складываться ещё при вступлении их в ЕС, что подтверждается тем, что именно Соединённое Королевство было одним из первых государств, которое открыло свой рынок труда для граждан этих государств ещё в 2004 г. (наряду с Ирлан-

6 Вишеградская Европа: откуда и куда? Два десятилетия по пути реформ в Венгрии, Польше, Словакии и Чехии / под ред. Л. Н. Шишелиной. М.: Весь мир, 2010. С. 350.

7 International migration. Official website of Office for National Statistics // URL: https://www. ons.gov.uk/peoplepopulationandcommunity/populationandmigration/intemationalmigration#publ ications

Тыс.чел.

1000 900 800 700 600 500 400 300 200 100 о

2004 г.

[.......I _щ

„ Ш — 11 нппп нт

И Чехия

□ Словакия DU Венгрия

□ Польша

2005 г.

июль 2015 г,- июнь 2017 г.-июнь 2016 г, июль 2018 г.

Рис. 1. Динамика прироста мигрантов в Соединённом Королевстве до и после вступления государств - членов Вишеградской группы в ЕС, тыс. чел. [7]

дией и Швецией), когда страны группы только вступили в Евросоюз [8].

Открытие британского рынка труда для трудящихся мигрантов из Польши и других государств «четвёрки» также было связано с хорошим уровнем владения английским языком.

В рамках британско-польского саммита (декабрь 2017 г.) премьер-министр Великобритании Т. Мэй заявила, что граждане Польши продолжают оставаться важной частью британского общества.

Переговоры британского премьера с лидерами Вишеградской груп-

пы перед голосованием по «брекси-ту» показали схожесть оппозиционных взглядов Кэмерона и глав центральноевропейских государств. Государства «четвёрки», поддерживаемые Великобританией, в преддверии «брексита» видели в Соединённом Королевстве буквально вождя «Европы государств».

Это подтверждается и заявлением премьер-министра Чехии на переговорах лидеров Вишеградской группы с председателем Европейского совета Д. Туском о том, что государства группы выступают за сохранение членства Великобритании в ЕС [9].

Многостороннее взаимодействие

Позиция Венгрии относительно вы- Польши. Венгрия намерена поддер-хода Великобритании из Евросо- жать заключение выгодного согла-юза полностью схожа с позицией шения о свободной торговле между

8 Габарта А. А. Особенности польской трудовой миграции. Мировое и национальное хозяйство. 2016. № 1 // URL: http://www.mirec.ru/2016-01/featuresof-polish-labor-migration.

9 Премьер Чехии: Вишеградская группа выступает за членство Британии в ЕС // РИА Новости. 2016. 16 февраля // URL: https://ria.ru/20160216/1375618699.html

Соединёнными Королевством и ЕС после «брексита». Его последствия для Венгрии потребуют урегулирования вопросов торговли с Великобританией после её выхода из ЕС, так как сохранение тесных торговых контактов имеет большое значение для Будапешта как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Другой сферой двустороннего британско-венгерского взаимодействия является сфера безопасности, так как в условиях международной нестабильности нельзя игнорировать разведывательно-оборонный потенциал, которым обладает Соединённое Королевство. Британские военные также участвуют в военных миссиях ЕС, проводимых под эгидой общей политики безопасности и обороны (ОПБО) в Восточной Европе, особенно на Балканах.

Разделяя позицию Польши, Венгрия нацелена на защиту венгерских граждан, живущих, работающих и обучающихся в Великобритании, вне зависимости от исхода сделки по

«брекситу». Вопросы сохранения свободы движения рабочей силы являются одними из ведущих при установлении британско-венгерских отношений в постинтеграционный период, так как рынок труда Великобритании имеет большую ценность в глазах мигрантов из Венгрии.

Выход Великобритании из ЕС приведёт к таким последствиям для Венгрии, как рост объёма вклада в бюджет блока до 1,2% от внутреннего валового продукты (ВВП) страны. Данное увеличение взноса Венгрии в бюджет ЕС будет реализовано уже в рамках следующего бюджетного периода евроблока 2020-2027 гг.

Власти Венгрии, поддерживая сохранение членства Великобритании в ЕС, рассматривают процесс её выхода из блока как возможность трансформировать наднациональные органы в ЕС и двигаться к менее интегрированной Европе с более сильными национальными государствами.

«Брексит» и чешский евроскептицизм

Чехия считает целесообразным сохранение членства Великобритании в составе ЕС, так как «брексит» приведёт к потере Чехией одного из своих союзников в Евросоюзе. Решение Великобритании о выходе из ЕС чешскими политиками было оценено как не самое удачное, а также как сигнал о необходимости трансформации союза.

В течение двух недель после английского референдума в Чехии была сформирована рабочая группа по «брекситу», задачей которой было определение интересов Чехии в от-

ношении дезинтеграционного процесса в ЕС и анализ последствий «брексита».

В феврале 2017 г. премьер-министр Чехии Б. Соботка организовал встречу лидеров парламентских партий, по итогам которой было опубликовано совместное заявление, ставшее официальным мандатом чешского правительства для переговоров по «брекситу».

Ключевыми его последствиями для Чехии можно считать:

- нарушение тесных экономических связей с Великобританией;

- возрастание объёма взноса Чехии в бюджет ЕС;

- необходимость в защите чешских граждан, живущих, работающих и обучающихся в Соединённом Королевстве.

Чешское правительство по итогам «брексита» намерено добиваться переноса в Чехию таких институтов ЕС, как Европейское банковское агентство, а также Европейское агентство лекарственных средств, чьи штаб-квартиры сейчас располагаются в Лондоне.

Управление правительства Чехии опубликовало открытое письмо в адрес председателя Европейской комиссии Ж.-К. Юнкера о размещении Европейского банковского агентства в Чехии после «брексита», ссылаясь на географическое расположения Чехии, а также на приверженность страны к продвижению европейских ценностей и смягчению любых рисков, которые могут быть вызваны выходом Великобритании из состава ЕС [10].

Позиция Чехии относительно «брексита» в целом совпадает с позициями 27 государств - членов ЕС.

Следует отметить, что министр внутренних дел Чехии в январе 2017 г. предложил провести с Великобританией двусторонние переговоры по вопросам статуса чешских граждан, проживающих в Великобритании. Но данная инициатива не была одобрена ни со стороны Брюсселя, ни со стороны государств Ви-

шеградской группы, поскольку государства Вишеградской группы формально призывали к солидарности в любых отношениях с Лондоном.

Тем не менее выход Великобритании из ЕС означает потерю для Чехии важного союзника, так как страна имеет тесные экономические и торговые отношения, а Великобритания, по данным Всемирного банка, в 2017 г. являлась пятым по величине экспортным рынком Чехии, уступая только Германии, Словакии, Польше и Франции [11].

В сентябре 2018 г. премьер-министр Чехии А. Бабиш совместно с премьер-министром Мальты заявил о необходимости проведения повторного референдума по «брекси-ту». Такая позиция чешского премьер-министра объясняется тем, что Чешская Республика является одной стран с наиболее развитыми евроскептитичными настроениями в Евросоюзе: согласно опросам, проведённым в 2018 г. «Евробароме-тром», Чехия входит в тройку государств ЕС, разделяющих недоверие к институтам блока, уступая только Греции [12].

Рост евроскептицизма в Чехии подтверждается также и результатами парламентских выборов 2017 г.: 22 места в палате депутатов были заняты представителями партии «Свобода и прямая демократия» (СПД - Freedom and Direct Democracy),

10 Official offer of the Czech Republic for the Relocation of the European Banking Authority from The United Kingdom to the Czech Republic. Office of the Government of the Czech Republic. April. 2017 // URL: https://www.consilium.europa.eu/media/21801/prague-eba-offer-annexes-en.pdf

11 Czech Republic Trade at a Glance. Most Recent Values. Partner. Official website of World Bank // URL: https://wits.worldbank.org/CountryProfile/en/Country/CZE/Year/2017/TradeFlow/ EXPIMP/Partner/by-country

12 Standard Eurobarometer 90 Autumn 2018. Public opinion in the European Union. Official website of European Commission. November. 2018 // URL: http://ec.europa.eu/commfrontoffice/ publicopinion/index.cfm/ResultDoc/download/DocumentKy/84930

которые являются сторонниками прямой демократии, сокращения иммиграции, а также призывают к проведению референдума о членстве в ЕС. Но против таких намерений выступил премьер-министр Чехии, решив закрыть вопрос референдума о членстве в ЕС, одобрив закон об увеличении количества подписей, необходимых для его проведения. Партия премьер-министра «Акция недовольных граждан» (АНО) является противником идей референдума по вопросу о членстве в ЕС. Следует отметить, что ранее СПД вела переговоры с АНО о предоставлении правительственной поддержки, но потенциальное возникновение данного политического альянса в Чехии вызывает опасения, так как рост евроскептизма в стране, подтверждённое в случае проведения референдума о членстве в Евросоюзе, на фоне «брексита» может стать роковым.

В правительстве Чехии также активно реализуется идея о защите прав британских подданных, про-

живающих на территории Чешской Республики, после «брексита» даже в случае реализации «жёсткого» плана выхода Великобритании из Евросоюза. Законопроект, одобренный чешским правительством, предполагает введение переходного периода до конца 2020 г., в течение которого права граждан в Чехии будут обеспечиваться наравне с правами граждан государств - членов ЕС. Данный переходный период затрагивает такие сферы, как регистрация брака, получение чешского гражданства, медицинское и социальное страхование [13].

Данный акт можно рассматривать как дружественный жест в сторону Великобритании, направленный на сохранение партнёрских британско-чешских отношений как в торгово-экономическом, так и в оборонном планах. В целом Чехия является одним из тех государств Вишеградской группы, которое проводит достаточно сильную и независимую политику в отношении ЕС наряду с Польшей.

Противоречивые стремления Словакии

Рассматривая позицию Словакии по «брекситу», в первую очередь следует определить характер её внешней политики в отношении ЕС.

Словацкий премьер-министр Р. Фицо в 2017 г. заявлял о необходимости сохранения и укрепления позиции Словакии в ядре Евросоюза. В настоящее время целью региональной политики Словакии являет-

ся сохранения своей позиции в Евросоюзе, что связано в том числе с развитием успешного членства Словакии в еврозоне, так как Словакия является единственным государством Вишеградской группы, официальная валюта которого - евро, что делает её более интегрированной с государствами - локомотивами ЕС по сравнению с другими членами

13 Czech MPs pass bill on Britons' rights for hard Brexit. Official website of Chamber of Deputies of the Parliament of the Czech Republic. 2019. 23 January // URL: http://www.psp.cz/en/sqw/cms. sqw?z=12316

Рис. 2. Динамика изменения результатов изучения общественного мнения среди граждан Словакии относительно будущего Европейского союза, % [16]

Вишеградской «четвёрки». Это обстоятельство не мешает Словакии вести торговлю с Великобританией, не входящей в еврозону.

По данным Всемирного банка, Великобритания с 2014 г. является одним из ведущих торговых партнёров Словакии, уступая по данному показателю только Германии, сохраняя торговый баланс на уровне 3 млн долл. с 2014 по 2017 г. [14].

Позиция Словакии в отношении «брексита» идентична с позицией других государств - членов Вишеградской группы: Словакия намерена минимизировать издержки выхода Великобритании из ЕС, стремясь гарантировать права своих граждан, живущих и работающих в Великобритании, как в переходный период, так и после его окончания.

Это подтверждается тем, что на первом саммите ЕС в 2016 г., под председательством Словакии без участия Великобритании, премьер-министр Словакии завил, что Ви-шеградская группа может наложить вето на любое соглашение Великобритании и ЕС, если оно будет ограничивать право их граждан на жизнь и работу в Великобритании [15].

Стремление Словакии к сохранению и поддержанию своей позиции в ЕС не подтверждается настроениями населения к евроинте-грации, что отражается в данных «Евробарометра» за 2014-2018 гг. (рис. 2) [16].

Результаты парламентских выборов в Словакии (2016 г.) тоже закрепляют данную тенденцию.

14 Slovak Republic exports, imports and trade balance By Country and Region 2014-2017. Official website of World Bank // URL: https://wits.worldbank.org/CountryProfile/en/Country/ SVK/Year/2017/TradeFlow/EXPIMP

15 Visegrad Group of EU states 'could veto Brexit deal' // ВВС News. 2016. 17 September // URL: https://www.bbc.com/news/world-europe-37396805

16 Eurobarometr. Public opinion in the European Union. Official website of European Commission // URL: http://ec.europa.eu/commfrontoffice/publicopinion/index.cfm/Survey/ index#p=1&instruments=STANDARD

Так, евроскептитичный блок в Национальном совете Словакии в 2016 г. по сравнению с 2012 г. укрепился более чем в три раза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Партия «Свобода и солидарность» увеличила число своих мандатов в парламенте созыва 20162020 гг. с 11 до 21 места, другая партия, активно поддерживающая евроскептицизм и национальную идентичность - «Народная партия - наша Сло-

вакия», впервые получила 14 мест в парламенте текущего созыва [17].

Таким образом, реальный вектор настроений словаков относительно евроинтеграции значительно отличается от внешней европейской политики, проводимой кабинетом министров.

Если Вишеградская группа сможет согласовать свои интересы и стратегически скоординировать своё поведение при голосовании в Совете Европы, то она может стать ключевым игроком на европейской арене. Вишеградская группа является институтом, который недостаточно используется для координации политики и при голосовании стран-участниц.

Шсмотря на формально единую политику в отношении «брексита», государства Вишеградской группы де-факто сформировали различные позиции относительно отношений с Великобританией в постинтеграционный период. Именно позиции Чехии и Польши являются определяющими в рамках формирования неформальной повестки дня Вишеградской «четвёрки» в отношении Евросоюза.

Ш государства Вишеградской группы стараются придерживаться сдержанных позиций относительно институтов ЕС, а также выхода Великобритании из блока. При этом государства «четвёрки» придерживаются достаточно оппозиционного курса в отношении евроинтеграции, и открытая поддержка «брексита» может только ещё сильнее изменить интеграционные векторы центра и периферии (старых и новых членов) ЕС.

Библиография • References

Вишеградская Европа: откуда и куда? Два десятилетия по пути реформ в Венгрии, Польше, Словакии и Чехии / под ред. Л. H. Шишелиной. M.: Весь мир, 2010.563 с.

[Vishegradskaya Evropa: otkuda i kuda? Dva desyatiletiya po putl reform v Vengrii, Pol'she, Slovakii i CHekhii / pod red. L. N. SHishelinoj. M.: Ves' mir, 2010.- 563 s.] Вишеградская четвёрка в Европейском союзе: дилеммы конвергенции / отв. ред.

Л. H. Шишелина. M.: Институт Европы PAH, 2017.- 140 с. [Vishegradskaya chetvyorka v Evropejskom soyuze: dilemmy konvergencii / otv. red.

L. N. SHishelina. M.: Institut Evropy RAN, 2017.- 140 s.] Габарта А. А. Особенности польской трудовой миграции. Mировое и национальное хозяйство. 2016. № 1 // URL: http://www.mlrec.ru/2016-01/featuresof-polish-labor-migration [Gabarta A. A. Osobennosti pol'skoj trudovoj migracii. Mirovoe i naclonal'noe hozyajstvo. 2016. № 1 // URL: http://www.mirec.ru/2016-01/featuresof-pollsh-labor-migration]

17 Parlamentne vol'by 2016 - vysledky // SME Vol'by // URL: https://volby.sme.sk/parlamentne-volby/2016/vysledky

Премьер Чехии: Вишеградская группа выступает за членство Британии в ЕС // РИА Новости. 2016. 16 февраля // URL: https://ria.ru/20160216/1375618699. html

[Prem'er CHekhii: Vishegradskaya gruppa vystupaet za chlenstvo Britanii v ES // RIA Novosti. 2016. 16 fevralya // URL: https://ria.ru/20160216/1375618699.html] Штоль В.В. Армия «Нового мирового порядка». М.: ОГИ, 2010. - 384 с. [SHtol' V.V. Armiya «Novogo mirovogo poryadka». M.: OGI, 2010. - 384 s.] Штоль В. В. Эволюция НАТО в реалиях глобализации. Дис. ... д-ра полит. наук. М., 2004.- 382 с.

[SHtoi' V. V. Evolyuciya NATO v realiyah globalizacii. Dis. ... d-ra polit. nauk. M., 2004.- 382 s.]

Czech MPs pass bill on Britons' rights for hard Brexit. Official website of Chamber of Deputies of the Parliament of the Czech Republic. 2019. 23 January // URL: http://www.psp.cz/en/sqw/cms.sqw?z=12316 Czech Republic Trade at a Glance. Most Recent Values. Partner. Official website of World Bank // URL: https://wits.worldbank.org/CountryProfile/en/Country/ CZE/Year/2017/TradeFlow/EXPIMP/Partner/by-country Eurobarometr. Public opinion in the European Union. Official website of European Commission // URL: http://ec.europa.eu/commfrontoffice/publicopinion/index. cfm/Survey/index#p=1&instruments=STANDARD International migration. Official website of Office for National Statistics // URL: https://www.ons.gov.uk/peoplepopulationandcommunity/populationandmigra tion/mternationalmigration#publications Official offer of the Czech Republic for the Relocation of the European Banking Authority from Parlamentne vol'by 2016 - vysledky // SME Vol'by // URL: https:// volby.sme.sk/parlamentne-volby/2016/vysledky Rupnik J. What is alive and what is dead in the Visegrad project // Visegrad Insight. 2016. № 1.

Slovak Republic exports, imports and trade balance By Country and Region 20142017. Official website of World Bank // URL: https://wits.worldbank.org/ CountryProfile/en/Country/SVK/Year/2017/TradeFlow/EXPIMP Standard Eurobarometer 90 Autumn 2018. Public opinion in the European Union. Official website of European Commission. November. 2018 // URL: http://ec. europa.eu/commfrontoffice/publicopinion/index.cfm/ResultDoc/download/Docu-mentKy/84930

The United Kingdom to the Czech Republic. Office of the Government of the Czech Republic. April. 2017 // URL: https://www.consilium.europa.eu/media/21801/ prague-eba-offer-annexes-en.pdf Visegrad Declaration 1991. Declaration on Cooperation between the Czech and Slovak Federal Republic, the Republic of Poland and the Republic of Hungary in Striving for European Integration. Official website of the Visegrad Group //URL: http:// www.visegradgroup.eu/documents/visegrad-declarations/visegrad-declaration-110412-2

Visegrad Group of EU states 'could veto Brexit deal' // ВВС News. 2016. 17 September // URL: https://www.bbc.com/news/world-europe-37396805

Статья поступила в редакцию 4 июня 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.