Научная статья на тему 'Позитивный экзистенциализм энцо Пачи'

Позитивный экзистенциализм энцо Пачи Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
522
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ / EXISTENTIALISM / ИТАЛЬЯНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ITALIAN PHILOSOPHY / РЕЛЯТИВИЗМ / RELATIVISM / ФЕНОМЕНОЛОГИЯ / PHENOMENOLOGY / ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ БЫТИЕ / HUMAN BEING / СУБСТАНЦИЯ / SUBSTANCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Скатерщикова Алла Викторовна

Статья посвящена анализу философских взглядов одного из представителей итальянского экзистенциализма Энцо Пачи. В ней исследуются основные положения его философии, попытки философа связать иррационализм с рационализмом в вопросе об устройстве мира. Опираясь на основные источники о сущности позитивного экзистенциализма, выявляется связь философии Пачи с феноменологией Гуссерля, некоторыми идеями Маркса и других философов, размышлявших о человеческом бытии. Позитивный экзистенциализм Э. Пачи рассматривается как бессистемная философия, открытая к различным идеям и направленная на объединение людей через преодоление их проблем. Автором делается вывод, что философию Э. Пачи можно считать неотъемлемой и важной частью экзистенциализма как философского направления в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with analysis of philosophic views of one representative of Italian existentialism Enzo Pachi. It investigates principle ideas of his philosophy, his attempts to link irrational with rational in the problem of world structure. Using key sources of the essence of positive existentialism we can see how philosophy of Pachi is connected with Gusserl phenomenology, some ideas of Marx and other philosophers who thought about the human being. Positive existentialism of Pachi is considered to be non-system philosophy, which is open to different ideas and directed to uniting people through overcoming their problems. The author comes to the conclusion that philosophy of E.Pachi is an integral and important part of existentialism as a philosophic trend in general.

Текст научной работы на тему «Позитивный экзистенциализм энцо Пачи»

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

ПОЗИТИВНЫЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

ЭНЦО ПАЧИ

Скатерщикова Алла Викторовна

старший преподаватель кафедры философии РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»,

117997, Москва, Стремянный пер., д. 36.

E-mail: allatra@yandex.ru

Статья посвящена анализу философских взглядов одного из представителей итальянского экзистенциализма Энцо Пачи. В ней исследуются основные положения его философии, попытки философа связать иррационализм с рационализмом в вопросе об устройстве мира. Опираясь на основные источники о сущности позитивного экзистенциализма, выявляется связь философии Пачи с феноменологией Гуссерля, некоторыми идеями Маркса и других философов, размышлявших о человеческом бытии. Позитивный экзистенциализм Э. Пачи рассматривается как бессистемная философия, открытая к различным идеям и направленная на объединение людей через преодоление их проблем. Автором делается вывод, что философию Э. Пачи можно считать неотъемлемой и важной частью экзистенциализма как философского направления в целом.

Ключевые слова: экзистенциализм, итальянская философия, релятивизм, феноменология, человеческое бытие, субстанция.

POSITIVE EXISTENTIALISM OF ENZO PACI

Skatershchikova, Alla V.

Senior Lecturer of the Department for Philosophy of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: allatra@yandex.ru

The article deals with analysis of philosophic views of one representative of Italian existentialism - Enzo Pachi. It investigates principle ideas of his philosophy, his attempts to link irrational with rational in the problem of world structure. Using key sources of the essence of positive existentialism we can see how philosophy of Pachi is connected with Gusserl phenomenology, some ideas of Marx and other philosophers who thought about the human being. Positive existentialism of Pachi is considered to be non-system philosophy, which is open to different ideas and directed to uniting people through overcoming their problems. The author comes to the conclusion that philosophy of E.Pachi is an integral and important part of existentialism as a philosophic trend in general.

Keywords: existentialism, Italian philosophy, relativism, phenomenology, human being, substance.

Экзистенциализм - это философское направление, посвященное исследованию неповторимости бытия человека, его уникальности. Оно рассматривает вопросы поиска личностью смысла и возможностей своего существования. Экзистенциализм имеет свои школы во многих странах. Наиболее изученными являются немецкий, французский и в какой-то степени русский экзистенциализм. Итальянский экзистенциализм в отечественной философии практически не изучался. И если немецкий и французский экзистенциализм придавали понятию существования некий нигилистический оттенок, то итальянский экзистенциализм вносил в него позитивный смысл. Ярким представителем итальянского положительного экзистенциализма является Э. Пачи.

Энцо Пачи родился в окрестностях города Анкона в 1911 г. и умер в Милане в 1976 г. В 1951 г. он был заведующим кафедрой теоретической философии в Па-вии, в 1958 г. перешел на работу в государственный университет Милана. Он имел очень хорошие отношения со своими учениками. Дискуссии продолжались и в садах университета.

Философ основал журнал «Аи1:-Аи1:» (или-или), который начиная с 1951 г. способствовал возникновению многочисленных дебатов и дискуссий по различным предметам. Он использовал любую возможность, чтобы защитить свои идеи. В сильном полемическом запале Э. Пачи всегда вселял в тех, кто был ему близок, чувство глубокой тревоги и неуверенности. Страхи и сомнения были, пожалуй, основой его стиля познания, общения и даже написания своих работ. Он всегда был внимателен к смыслу вещей, был недоверчив к чужим определениям и суждениям. Абсолютное отсутствие системы в его работах, предельная открытость и готовность к восприятию фактов, определяющих происходящее в мире, отражают суть этого человека и его философию.

Пачи был учеником философа-марксиста Антонио Банфи, в школе которого

была открыта (не вдаваясь в риторику) культурная дискуссия о кризисе в Европе, который проходил на фоне столкновения между фашизмом, западными демократиями и советским социализмом. Пачи формируется в этой школе. Его диплом (опубликован под названием «Значение Парменида для философии Платона», 1938) был посвящен диалектике Платона, которая интерпретируется в соответствии с неокантианской точкой зрения (в синтезе с философией Банфи) как скрытый поток его мыслей. В этой работе выходит на первый план взаимосвязь, а вернее, различия между понятиями «бытие» и «становление», «сущность» и «существование».

В 1951 г. он опубликовал по главам в своем журнале «Аи1-Аи1» работу «Основы философского синтеза», которая является кратким изложением его идей.

Волнения студентов и рабочих в 19681969 гг. представляют для Пачи взрыв социальных потребностей, желаний, надежд на изменения человечества. Он с энтузиазмом воспринимает этот период напряженности с его новаторскими идеями, которые начинают хождение во всем мире и свою цель преподносят как поиск смысла «нового человека и новой науки».

Среди философских трудов Энцо Пачи можно выделить «Принципы философии бытия» (1938); «Идея, существование, ценность» (1940); «Ницше» (1941); «Томас Манн и музыка» (1947); «Существование и образ» (1947); «Экзистенциализм и историзм» (1950); «Исследования античной и современной философии» (1950); «Ничто и проблема человека» (1950-1967); «Экзистенциализм» (1952); «Время и связь» (1954); «И снова про экзистенциализм» (1952); «Современная философия» (1957); «Время и истина в феноменологии Гуссерля» (1961); «Кьеркегор и Томас Манн» (1965); «Критика и диалектика» (1966); «Формирование идей Гуссерля и проблема становления материальной и живой природы» (1967); «Идеи для феноменологической энциклопедии» (1973); «Феноменология и диалектика» (1974) и др.

Пачи рассматривал философию как источник многообразных возможностей анализа отношений между жизнью и разумом. Его философская деятельность начиналась в экзистенциализме, прошла через идеи, вдохновленные трудами Уайтхеда и Дьюи, и остановилась у феноменологии. Ученый утверждает, что «философия имеет важнейшую задачу разрушить все барьеры между разными областями культуры и утвердиться в качестве открытого и антидогматического исследования» [6. - С. 223].

Возникнув в Германии и Франции, экзистенциализм стал привлекательным даже для итальянских интеллектуалов, найдя легкий подход к оппозиции. Но экзистенциализм пришел в Италию на фоне социального кризиса, на фоне идеалистических идей и активной критики Гуссерля и Хай-деггера, которых итальянские философы поначалу объединяли в своем сознании. Итальянский экзистенциализм уже не несет в себе тот нигилистический оттенок, который был у Хайдеггера. Напротив, он открыт для разных направлений новой философии ХХ в. и активно пользуется теми достижениями, которые наука предлагала для более полного понимания человеческого существования. Поэтому позитивный экзистенциализм, главные черты которого были провозглашены Н. Аббань-яно - одним из главных действующих лиц этого явления, - это прежде всего расширение логических горизонтов экзистенциальной философии, признание обоснованности наук (в пределах, обозначенных самими науками), тщетности попыток избежать новых технологий в век науки и техники, отказ повернуться к внутреннему духовному миру, провозглашая антитезу «дух - тело».

Экзистенциализм, выдвигаемый Пачи, находился под влиянием критического рационализма Банфи, а не нигилизма того же Хайдеггера, который философ с самого начала резко критиковал. Он всегда пытался связать неясные и нерациональные идеи существования с рационалистическим подходом к устройству мира. Разоча-

рованный в экзистенциализме, Пачи переместил акцент с основного понятия экзистенции на проблему относительности опыта. То есть сам опыт определяется и как процесс, и как взаимодействие [2. - С. 17].

Для Пачи существование - понятие конечное, оно ограничено рождением и смертью. Оно необратимо. Таким образом, это временное явление, «капля опыта», проявляемая здесь и сейчас в словах и событиях. Событие - это выражение актуального процесса через связь с другими явлениями и событиями. Ни одно событие не является самодостаточным, ни одно событие не является субстанцией. Следовательно, универсальным принципом взаимосвязи событий является их нематериальность. Вот почему экзистенциализм Э. Пачи называют еще реляционным. Его экзистенция есть не вещество, а событие. Это объясняет трансцендентность человека по отношению к кому-либо и к чему-либо, его способность существовать. С точки зрения Пачи, абсолютной реальности не существует, поэтому философия не может дать ответ на вопрос о бытии. Любое существование определяется через взаимоотношения с другими людьми. Именно эти отношения и являются основой бытия мира и человечества. А так как эти отношения постоянно изменяются и развиваются, то характеристика реальности относительна и временна.

Понятие «отношения» тесным образом связано с содержанием опыта, как временного явления, так и исторического процесса, а поэтому и с категорией «возможности».

Там, где есть только субстанция, нет исторического опыта, а поэтому субстанция изолирована и самобытна сама по себе. Статичные пространственно-временные отношения, связанные с самоопределением субстанции, отличаются от их динамичных форм.

Отношения необратимы и временны, а проблемы решаются благодаря историческому процессу, который приносит в настоящее свои результаты и возможности

для дальнейшего развития. Развивается то, что порождено этим процессом, управляется им и открыто к развитию. В конечном счете границы отношений постоянно меняются и могут варьироваться в зависимости от выбора и возможностей человека, от его поведения, проектов и результатов исследований.

Пачи трактует экзистенциализм в позитивном ключе, как необходимость преодоления боли, различных негативных исторических ситуаций в гуманитарной области, где философия и наука должны объединять людей как на личном, так и на социальном уровне. Для философа фундаментальной проблемой являются взаимоотношения между людьми и все другие возможные отношения (от логических до космологических) [5. - С. 23]. Так рождается релятивизм, который ставит в центр всех отношений человека.

В основе экзистенциализма Пачи лежит этика, поэтому его философию можно назвать не столько релятивизмом, сколько этическим релятивизмом. Отношение прежде всего находится в экзистенциальном состоянии, так как любые отношения осуществляются на базе взаимодействия. Событие - это все то, что происходит или случается в мире. Оно определяется как конечная и эмпирическая сущность по отношению к другим сущностям.

Таким образом, отношение переходит из экзистенциональной области в область познавательную, определяя собой и существование, и познание. Отношение, необратимое и насколько возможно необходимое для познания, становится законом познания и мышления, так же, как и в решении проблемы никогда не ставится точка, а рождаются новые вопросы и задачи. Это постоянный процесс, определяемый отношениями, коммуникациями и взаимодействием. Он начинается в прошлом, не кончается в настоящем и продолжается в будущем. Выйти за пределы этой системы или перейти к более низкой организации, не следить за процессом - это, с точки зрения Э. Пачи, безнравственно [3. - С. 309].

Человек, свободный и ответственный за свой выбор того или иного пути, может также отказаться от отношений с другими людьми, что ведет к его саморазрушению.

Пачи в своих трудах развивает не только философию экзистенциализма. Феноменология стала известна в Италии благодаря Антонио Банфи. Энцо Пачи выступил в качестве ее ярких последователей. Один из итальянских философов писал: «На сегодня Пачи является самым сильным сторонником гуссерлианского способа мышления и предлагает положить его в основу всей философской (и не только философской) современной точки зрения. Ставки были амбициозны: показать связь между феноменологией и современной исторической ситуацией» [7. - С. 263-264].

Термин «феноменология», как это демонстрирует вся предыдущая философская мысль, - это описание феноменов, т. е. того, что является, предстает перед нами сразу. Гуссерль обогащает традиционную концепцию феноменологии, делая фундаментальные философские исследования: философия должна быть феноменологией, т. е. должна описывать и анализировать явления, с тем чтобы выявить сущность. В этом смысле феноменология - это наука о сущностях. Исследование сущностей не должно быть абстрактно, но всегда отталкиваться от конкретной реальности. Феноменология явно отличается от логики, поскольку последняя оперирует символами, выражающими предложения и концепции, не заботясь об их отношениях с действительностью. Феноменология же исследует значение содержимого человеческой мысли, в том числе и символов.

Главный закон феноменологии призывает «перейти к самим вещам», т. е. заменить символы и абстрактные понятия конкретными объектами и результатами познания.

Анализ объективного мира был проделан феноменологией в целях обеспечения более твердой почвы для других наук, которые занимаются его исследованием. Феноменологическая философия, соглас-

но Пачи, первостепенной своей целью призвана определить и уточнить связи, существующие между различными аспектами человеческого опыта и знаний, чтобы снять все барьеры между областями культуры, утвердиться в качестве открытого и антидогматического исследования [4. -С. 10]. Иными словами, феноменология рассматривается как критическое осмысление и поиск смысла реальности и культуры, как обследование глубоких связей, которые существуют между миром пред-категориальным (жизнью) и категориальным (мышлением). Размышляя над этим, Пачи видит роль марксизма в обогащении и развитии темы предкатегориальности и проблемы отношений. Марксизм, будучи антидогматичным учением, занимался поиском причин конкретных форм и потребностей человека, обусловленных исторически, а также того, что разделяет понятия «индивид» и «личность». Маркс говорит о людях и классах, Пачи же интересуют отношения между людьми и классами. Когда один субъект эксплуатирует другого, последний превращается в объект или в материальную вещь.

В конце 1950-х гг. Пачи пытался соединить Маркса с Гуссерлем, что было про-

диктовано необходимостью углублять отношения конкретных людей в обществе и в истории. Несмотря на трудный для понимания философский язык Пачи, те страницы его работ, которые посвящены Марксу и Гуссерлю, являются наиболее понятными. Значение человека определяется через субъективную деятельность, в потребностях, которые лежат в основе динамики социальных отношений в мире, где наука и технология являются не формами угнетения этих потребностей, а результатом сознательных операций, выполняемых в рамках функционирования гражданского общества [5. - С. 135].

Несмотря на то, что философия Пачи кажется бессистемной, а его взгляды - эклектическими, тем не менее мы можем сделать вывод, что философ был одним из тех, кто распространил экзистенциализм в Италии и кто отстаивал его основные идеи и принципы. Как правильно заметила З. В. Безвесельная, «весь экзистенциализм, начиная с С. Кьеркегора... всегда был озабочен проблемой победы над абсурдом, возвращения человека в мир» [1. - С. 164]. А именно этим занимались Энцо Пачи и его единомышленники.

Список литературы

1. Безвесельная З. В. Истоки экзистенциализма: Лев Шестов // Вестник академии. -2012. - № 4. - С. 162-165.

2. Di Miele A. Antonio Banfi, Enzo Paci: Crisi, eros, prassi. - Milano : Mimesis, 2012.

3. Paci E. Dall'esistenzialismo al relazionismo. - Messina-Firenze : D'Anna, 1957.

4. Paci E. Diario fenomenologico. - Milano : il Saggiatore, 1961.

5. Paci E. Funzione delle scienze e significato dell'uomo. - Milano : il Saggiatore, 1963.

6. Paci E. La filosofia contemporanea. - Milano : Garzanti, 1957.

7. Semerari G. Appendice a E. Paci, La filosofia contemporanea. - Milano, 1961.

References

1. Bezveselnaya Z. V. Istoki ekzistentsializma: Lev Shestov [The Origins of Existentialism: Lev Shestov]. Bulletin of the Academy, 2012, No. 4, pp. 162-165. (In Russ.).

2. Di Miele A. Antonio Banfi, Enzo Paci: Crisi, eros, prassi. Milano, Mimesis, 2012. (In It.).

3. Paci E. Dall'esistenzialismo al relazionismo. Messina-Firenze, D'Anna, 1957. (In It.).

4. Paci E. Diario fenomenologico. Milano, il Saggiatore, 1961. (In It.).

5. Paci E. Funzione delle scienze e significato dell'uomo. Milano, il Saggiatore, 1963. (In It.).

6. Paci E. La filosofia contemporanea. Milano, Garzanti, 1957. (In It.).

7. Semerari G. Appendice a E. Paci, La filosofia contemporanea. Milano, 1961. (In It.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.