Научная статья на тему 'Позитивные коммуникации как фактор укрепления межэтнических и межконфессиональных связей внутри поликультурного российского сообщества'

Позитивные коммуникации как фактор укрепления межэтнических и межконфессиональных связей внутри поликультурного российского сообщества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
211
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / STATE NATIONAL POLICY / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ETHNIC IDENTITY / РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / RELIGIOUS IDENTITY / НАЦИОНАЛЬНО-ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / NATIONAL AND CIVIC IDENTITY / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERETHNIC AND INTER-CONFESSIONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Адиатулина Г. Ш.

В статье рассматриваются ключевые положения докладов и выступлений участников Всероссийской научно-практической конференции "Позитивный опыт мониторинга и регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации”, состоявшейся 25-27 сентября 2014 г. в столице Татарстана, г. Казани. Особое внимание уделено рассмотрению результатов научных исследований, которые в рамках мероприятия были доложены, в том числе, представителями кафедр гуманитарного профиля в составе Президентской академии кафедры общественных связей и медиаполитики и кафедры политологии и политического управления.Подчеркивается актуальность вынесенных на обсуждение вопросов, роль органов государственной и муниципальной власти в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, а также лидеров религиозных сообществ России в укреплении гражданской идентичности в контексте инновационного развития российского общества. Автор акцентирует позицию ученых, согласно которой задача, поставленная Стратегией государственной национальной политики в Российской Федерации, может быть осуществлена в тесном взаимодействии государственных и муниципальных органов с различными общественными и политическими силами и с учетом конкретных условий местных полиэтнических и многоконфессиональных сообществ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Positive communications as a factor of strengthening inter-ethnic and interreligious relations within multicultural Russian community

The article examines the key points of the reports and speeches taken place on the 25th-27th September 2014 in Kazan in the All-Russian scientific and practical Conference "The positive experience of monitoring and control processes of ethno-social and ethno-cultural regions of the Russian Federation." Special attention is paid to the results of the scientific research, which was reported by the representatives of the Presidential Academy the Department of public rela tions and media policy and the Department of political science and political management. The article highlights the topicality of the issues of the discussion, the role of state and municipal authorities in the sphere of interethnic and inter-confessional relations, as well as leaders of religious communities in Russia in the strengthening civic identity in the context of innovative development of Russian society. The author agrees that the task of the state national policy Strategy in the Russian Federation, can be carried out in close cooperation between state and municipal bodies with different social and political forces and taking into account the specific conditions of the local multiethnic and multi-religious communities

Текст научной работы на тему «Позитивные коммуникации как фактор укрепления межэтнических и межконфессиональных связей внутри поликультурного российского сообщества»

■ ■ ■ ПОЗИТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ КАК ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ ВНУТРИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО РОССИЙСКОГО СООБЩЕСТВА

Автор: АДИАТУЛИНА Г.Ш.

АДИАТУЛИНА Гульнара Шамилевна, магистрант кафедры общественных связей и медиа-политики, Институт государственной службы и управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Адрес: 119606, Москва, Проспект Вернадского, 84. E-mail: [email protected]

Аннотация: в статье рассматриваются ключевые положения докладов и выступлений участников Всероссийской научно-практической конференции "Позитивный опыт мониторинга и регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации", состоявшейся 25-27 сентября 2014 г. в столице Татарстана, г. Казани. Особое внимание уделено рассмотрению результатов научных исследований, которые в рамках мероприятия были доложены, в том числе, представителями кафедр гуманитарного профиля в составе Президентской академии - кафедры общественных связей и медиаполитики и кафедры политологии и политического управления.Подчеркивается актуальность вынесенных на обсуждение вопросов, роль органов государственной и муниципальной власти в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, а также лидеров религиозных сообществ России в укреплении гражданской идентичности в контексте инновационного развития российского общества. Автор акцентирует позицию ученых, согласно которой задача, поставленная Стратегией государственной национальной политики в Российской Федерации, может быть осуществлена в тесном взаимодействии государственных и муниципальных органов с различными общественными и политическими силами и с учетом конкретных условий местных полиэтнических и многоконфессиональных сообществ.

Ключевые слова: государственная национальная политика, этническая идентичность, религиозная идентичность, национально-гражданская идентичность, межнациональные и межконфессиональные отношения.

В таком уникальном и одновременно сложном многонациональном, многоконфессиональном государстве, как Российская Федерация, проблемы межнациональных, межэтнических и межрелигиозных отношений постоянно должны находиться в зоне повышенного внимания органов государственной и муниципальной власти во всех регионах страны. Только при этом условии может эффективно достигаться в целом политическая стабильность и правопорядок в единой России, в которой более половины граждан (57%), по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), считают, что она должна оставаться многонациональным государством, объединяющим разные народы [1], однако при этом почти столько же россиян (54%), согласно замерам, проводимым "Левада-Центром", поддерживают националистический лозунг "Россия для русских" [2].

Не упустим из внимания и тот факт, что еще несколько лет назад ряд отечественных политологов и конфликтологов выделяли на значительной части территории нашей страны и в приграничных регионах ближнего зарубежья более 100 потенциальных и действующих этноконфессиональных конфликтов [3]. Однако информация

КОММУНИКОЛОГИЯ - соммумсоюсу

о возникающих напряжениях и ее анализ часто оказываются не слишком корректными с научной точки зрения, к тому же не во всех российских регионах имеются и квалифицированные специалисты, готовые осуществлять такого рода мониторинг и своевременно сообщать местной власти о возможных конфликтах на этнической почве.

На эти сложности авторитетными учеными и специалистами обращалось внимание главы государства В.В. Путина, в частности, на заседании Комиссии президентского Совета по межнациональным отношениям 15 мая 2013 г. в Москве [4]. Принятые на комиссии решения должны были ускорить создание федеральной властью государственной и муниципальной системы мониторинга состояния межэтнических отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций, введение которой является частью утвержденной в декабре 2012 г. Указом Президента России Стратегии государственной национальной политики России до 2025 г.

В этой связи проведение Всероссийской научно-практической конференции "Позитивный опыт мониторинга и регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации" (25-27 сентября 2014 г., г. Казань) является важным событием для научных организаций и коллективов, занятых в области социологических и социокультурных исследований, и органов государственной и муниципальной власти, предметом особой заботы которых являются межнациональные и межконфессиональные отношения. С инициативой организации подобной конференции выступили Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан, Центр этносоциологических исследований, Институт социологии Российской академии наук, Центр исследования межнациональных отношений при поддержке Департамента Президента Республики Татарстан по вопросам внутренней политики, Министерство культуры РТ и Российское общество социологов.

Притом что формальным поводом для столь представительного мероприятия стала юбилейная дата - 45-летие первого в современной отечественной этносоцио-логии крупномасштабного исследования, комплексно осуществленного в 1967-1968 гг. в Татарской АССР под руководством Ю.В. Арутюнова, и результаты которого, положенные в основу коллективной монографии [5], оказали серьезное влияние на формирование и апробирование первых теоретических и методических подходов к изучению этносоциальных процессов [6, с. 16] - организаторы форума постарались направить научные дискуссии специалистов из более чем 20 регионов России, а также из Израиля и Эстонии в сугубо конструктивное и практическое русло.

Этой задаче в немалой степени способствовали строгая академичность и деловой тон обсуждения, изначально заданные заместителем Руководителя Аппарата Президента РТ - руководителем Департамента Президента РТ по внутренней политике А.М. Терентьевым, огласившим Приветствие Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова к участникам конференции. В приветственном слове, в частности, отмечена важность вопросов реализации государственной национальной политики, обеспечения межнационального и межконфессионального мира и согласия, содействия диалогу различных этнических общностей, предупреждения конфликтной ситуации как приоритетных задач современной России. При этом особая роль в их решении отводится экспертному сопровождению деятельности и привлечению к работе ведущих научных центров.

«Актуальность этого только возрастает на фоне распространения различных суждений, псевдоспециалистов и фондов, тиражирующих мнение о нарастании напря-

женности в межнациональных отношениях и провальности мер органов государственной власти. В этой связи очень важно иметь научные методики и технологии, позволяющие адекватно диагностировать ситуацию, принимать выверенные управленческие решения», - говорится, в частности, в тексте приветствия главы республики.

Положительный опыт сотрудничества Института социологии РАН и этносоциоло-гов республик и областей РФ в проведении совместных исследований, позволяющих объективно отразить ситуацию в межнациональных отношениях, признается и в приветственном письме директора Института социологии РАН, академика М.К. Горшкова, с которым к участникам конференции обратилась Л.М. Дробижева, руководитель Центра исследования межнациональных отношений Института социологии РАН, член Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям.

В научной конференции в Казани смогли принять участие представители исполнительной власти, государственных органов субъектов РФ, ученые и эксперты по вопросам межнациональных и межэтнических отношений из 34 городов. В этом окружении московская и казанская делегации исследователей были одними из самых многочисленных на мероприятии. Столичная научная общественность была представлена специалистами Института социологии РАН, Института этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Московского городского психолого-педагогического университета и др.

На пленарном заседании были заслушаны доклады А.М. Терентьева «О национальной политике в Республике Татарстан», В.И. Мукомеля «Этническая и миграционная политики: федеральный центр и регионы» и Л.М. Дробижевой «Этносоциологические проблемы в контексте новых вызовов на социально-политическом пространстве», которая еще в преддверии обсуждения в казанском Доме дружбы народов Татарстана, предоставившем дискуссионную площадку, четко обозначила на страницах академического журнала "Социс" [7] круг теоретических и социально-практических вопросов, стоящих перед современной российской этносоциологией. Многие из них вышли на передний план научного дискурса о соотношении государственно-гражданской, этнической и конфессиональной идентичности вследствие событий в Крыму и Украине с конца 2013 г., общественного отклика на них в Российской Федерации [8, с. 43].

Работа конференции проходила в 6 секциях, в трех из которых - "Этническая и национально-гражданская идентичность в росийских регионах и в этносоциальных группах", "Религиозная идентичность и межконфессиональные отношения" и "Межэтническое взамодействие в регионах" активное участие приняли сотрудники Президентской академии.

Так, Е.А. Назарова, доктор социологических наук, профессор кафедры общественных связей и медиаполитики (подразделение отделения журналистики в структуре Института государственной службы и управления РАНХиГС), в своем выступлении сконцентрировалась на концептуальных подходах регулирования межнациональных отношений в столичном мегаполисе. По мнению ученой, имеющийся сегодня опыт города Москвы как политического, экономического и культурного центра многонационального федеративного государства трудно переоценить, учитывая его особое

консолидирующее значение в деле укрепления единства и солидарности народа как единой гражданской российской нации.

Отмечая определенный позитивный потенциал столицы в достижении стратегических целей и задач Концепции реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений в г. Москве, введенной в действие Постановлением Правительства Москвы от 22 июня 2010 г. № 522-ПП, докладчик обращает внимание на серьезные правовые проблемы, с которыми в настоящее время сталкиваются при разработке городских программных документов российские регионы. В силу сложившейся практики распределения прав и полномочий между федеральным центром и органами местного самоуправления последние, к сожалению, не имеют реальной возможности на городском уровне определять дополнительно к принятой Стратегии государственной национальной политики, рассчитанной до 2025 года, "цели, принципы, приоритетные направления и задачи" в данной сфере, точно так же как и выдвигать свои собственные предложения по разработке муниципальных концепций реализации национальной политики. Такое положение дел, на взгляд Е. Назаровой, представляется "парадоксальным, неправомерным" и требующим внесения соответствующих корректив [9, с. 458].

Проблеме конструирования нации в идентификационном пространстве России на примере аргументации в Крыму лидеров мусульманского российского сообщества посвятил свое выступление редактор Издательского дома "Дело" РАНХиГС, аспирант кафедры политологии и политического управления Института общественных наук Президентской академии Ш.Р. Кашаф. Свой анализ «разговора об идентичностях» и политики идентичности в пространстве России, чья политическая юрисдикция вновь объемлет Крым, докладчик построил на исследовании интерактивных дискурсов, во многом обусловливающих современные процессы российского нациестроительства и "через которые осуществляется самопонимание и даже вырабатывается коллективная солидарность" [10, с. 37].

Солидаризировавшись со сторонниками концептуальных подходов к изучению идентичности, фокусирующих сегодня исследовательский взгляд на социальной практике (а один из ярких представителей, следующих этой научной позиции -Л.М. Дробижева как раз модерировала на конференции работу секции "Этническая и национально-гражданская идентичность в росийских регионах и в этносоциальных группах"), Ш. Кашаф, предлагает рассматривать связанные с крымским плебисцитом и присоединением Крымского полуострова к России дискурс-коммуникативные события лидеров российского мусульманства, "как репрезентацию политического участия одного из ключевых акторов конструирования российской национальной идентичности в новом месте ее дислокации" [11, с. 57], важным механизмом вовлечения крымско-татарского народа "в общероссийскую государственно-гражданскую идентичность" [11, с. 59].

Для Российского государства, вновь присоединившего Крым, как отмечает эксперт, ранее развивавший схожую мысль в одной из своих работ [12], является архизначимым, чтобы населяющие его этнокультурные мусульмане не только согласились с предложенным им российской властью гражданством РФ, но также приняли и новый для них связующий политический и социальный конструкт, который в литературе определяется понятием «общероссийская национально-государственная идентичность».

В этих условиях, заключает докладчик, российская власть не могла не обратиться к ресурсным возможностям исламских негосударственных институтов и мусульманской "народной дипломатии", представляющие которых религиозные, политические и интеллектуальные элиты российского мусульманства вступились в позитивную коммуникацию со своими «братьями» по вере, истории, культуре. Активизация носителей символической власти (М. Шаймиев, Р. Минниханов, Р. Гайнутдин, К. Самигуллин, Д. Мухетдинов и др.) в публичном пространстве обусловливается, прежде всего, их стремлением раскрыть «новым россиянам» потенциал и преимущества консолидации общества и, поддержав коренной народ Крымского полуострова, вовлечь крымскотатарское население и мусульманское сообщество России в целом в общероссийскую государственно-гражданскую идентичность.

Обсуждение проблем особенностей идентификационных процессов в многонациональной и поликонфессиональной России были продолжены и в целом ряде других выступлений на конференции. "Казанский костяк" этой группы докладчиков составили Л.В. Сагитова, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела этнологии Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, выступившая с докладом "Стратегии культурного «большинства» и «меньшинства" в процессе идентификации", М.М. Гибатдинов, кандидат педагогических наук, руководитель Центра истории и теории национального образования Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, выступивший на конференции по теме "Образ ислама и мусульман в европейских и российских учебниках истории", Р.Р. Сафиуллина-аль Анси, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой гуманитарных наук Российского исламского института, которая рассмотрела позицию самих верующих по вопросу согласия в умме Татарстана под углом зрения: «миф или реальность».

По отзывам казанских журналистов, одной из самых интересных и эмоциональных на конференции стала секция "Религиозная идентичность и межконфессиональные отношения", которую модерировали Р.Н. Мусина, ведущий научный сотрудник отдела этнологии Института истории им. Марджани АН РТ, В.В. Михайлова, заведующая УНЛ "Философские основы гражданской культуры" Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, и И.И. Гатауллин, начальник Управления по взаимодействию с религиозными объединениями Департамента Президента РТ по вопросам внутренней политики. Один из эпизодов в рамках состоявшейся на ней дискуссии почти "со стенографической скрупулезностью" вошел в пресс-отчет деловой электронной газеты Татарстана "Бизнес-опИпе". Как сообщает корреспондент Е. Черно-бровкина, вопрос относительно одного из публичных маркеров исламской идентичности, с которым представитель РАНХиГС обратился к Д.Ш. Муфтахутдино-вой, доценту кафедры гуманитарных дисциплин Российского исламского института (РИИ), по окончании ее доклада, "вызвал просто взрыв эмоций".

"Почему российская власть, - обратился за комментарием к казанской коллеге Ш.Р. Кашаф, затрагивая чувствительную тему запретов на публичное ношение женского мусульманского платка, - воспринимает хиджаб татарских, башкирских и иных девушек и женщин как вызов светскому Российскому государству?"

"Во-первых, сильно демонизирована угроза ваххабизма, - передает ответ Д. Муф-тахутдиновой корреспондент газеты. - И вот эти теракты, они же исключительно в средствах массовой информации показывались как исламские... А яркая идентичность, когда женщина в хиджабе, - сразу есть, на кого показать: вот они, те, которые

по-настоящему исповедуют религию, они начинены этими идеями джихада. Во-вторых, сказывается незнание мусульманской религии... У нас нет кризиса мультикуль-турализма. Мы 500 лет рядом живем, мы защищали в гражданскую войну православные храмы... Где еще такой пример в мире? Мы сами себя не знаем. Мы удивительная нация. Мы уникальны! Мы не меркантильный Запад, мы не Восток, где все духовное свято, а телесное греховно. Мы золотая середина, уникальный народ. Но дайте нам нормально выражать свои ценности" [13].

Эмоциональная реакция ученой из РИИ в очередной раз подтвердила, насколько достаточно тонкой материей является сегодня актуализация этнической и конфессиональной идентичности и религиозного сознания в России. Соответственно, требующей "объективности, ответственности и тесного взаимодействия всех акторов этноконфессиональной ситуации - государства, общества, религиозных институтов" [14].

За два дня участники научной конференции в Доме дружбы народов Татарстана смогли плодотворно обсудить многие острые проблемы развития национальной, этнической и религиозной идентичности, подходы в формировании национально-гражданской идентичности и особенности реализации национальной политики в современных условиях России, имеющей богатый опыт становления и развития многонациональной и многоконфессиональной страны.

По результатам работы были приняты рекомендации научному сообществу, органам государственной власти и общественным объединениям (электронный вариант документа представлен на официальном сайте Института социологии РАН в сети "Интернет" [15]). В них, в частности, подчеркивается, что Стратегия государственной национальной политики фиксирует внимание на сохранение культурной самобытности и традиций народов многонациональной и многоконфессиональной России. В этой связи участники конференции рассчитывают на усилия местных государственных органов, научного сообщества и общественных объединений, которые должны быть направлены на поддержку тех традиций, что способствуют свободному развитию и самореализации личности и содействуют сохранению позитивного культурного наследия.

Научное сообщество также рекомендует национально-культурным объединениям и религиозным организациям активизировать взаимодействие с общественными советами при главах регионов, городов, районов в сфере укрепления позитивных этнических и межконфессиональных отношений. Для чего им следут, по возможности, максимально широко использовать результаты научных исследований для адаптации соотечественников в целях профилактики правонарушений и предупреждения этнических и межконфессиональных конфликтов.

Следует также отметить, что редакционная работа над заключительным текстом рекомендаций, в которую активно включились представители РАНХиГС Е.А. Назарова и Ш.Р. Кашаф, совмещающие свою основную деятельность с общественной работой в редколлегии научного журнала "Коммуникология", получила высокую оценку модераторов конференции.

Заметное одобрение у участников подведения итогов мероприятия, которое провел заместитель Руководителя Аппарата Президента РТ - руководитель Департамента Президента РТ по внутренней политики А.М. Терентьев, вызвало предложение Е.А. Назаровой воспользоваться приглашением главного редактора журнала "Ком-

муникология", Ф.И. Шаркова, заведующего кафедрой общественных связей и медиа-политики РАНХиГС, продолжить в руководимом им научном издании обсуждения с целью расширения дискуссионной площадки по актуальным темам межэтнической, межконфессиональной коммуникации и консолидации российского общества и аккумуляции для последующего использования позитивного опыта мониторинга и регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации1.

Тем более, что у аффилированного с Президентской академией журнала за первый год своего успешного существования на рынке научной периодики сложилось содержательное взаимообогащающее сотрудничество с авторитетными специалистами в области этнокультурных коммуникаций (В.Ю. Зорин [16]) и межнациональных отношений (Ю.В. Артюх [17]), с другими учеными и практиками, накопившими солидный научно-исследовательский и управленческий опыт изучения этнических и межконфессиональных отношений, предупреждения конфликтов.

Список литературы

1. «Россия - общий дом для разных народов». Пресс-выпуск № 2611 [Электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения: [сайт]. [2014]. URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114874 (дата обращения: 30.09.2014).

2. Национализм, ксенофобия и миграция [Электронный ресурс] // Аналитический центр Юрия Левады (Левада-Центр) : [сайт]. [2014]. URL: http://www.levada.ru/26-08-2014/natsionalizm-ksenofobiya-i-migrat-siya (дата обращения: 30.09.2014).

3. Профилактика экстремизма в области межэтнических и межконфессиональных отношений - одно из направлений обеспечения национальной безопасности. Информация Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 января 2012 г. : Учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] // Гарант.ру : [сайт]. [2014]. URL:

http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/70030894/#review#ixzz3G70gfxdF (дата обращения: 30.09.2014).

4. Эксперты обсудили создание Центров мониторинга и предупреждения межэтнических конфликтов [Электронный ресурс] // Национальный акцент : [сайт]. [2014]. URL: http://nazaccent.ru/content/7787-eksperty-obsudili-sozdanie-centra-monitoringa-sostoyaniya.html (дата обращения: 5.10.2014).

5. Социальное и национальное . Опыт этносоциологических исследований по материалам Татарской АССР / Отв. ред. Ю.В. Арутюнян. М. : Наука, 1972.

6. Габдрахманова Г.Ф., Мусина Р.Н. Становление и развитие этносоциологии в Республике Татарстан // Этносоциология в Татарстане: опыт полевых исследований. Сб. статей к юбилею Л.М. Дробижевой / Редакторы: Р.Н. Мусина, Г.Ф. габдрахманова, Г.И. Макарова, Л.В. Сагитова. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2013. С. 16-34.

7. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Пройденные пути и некоторые проблемы современной российской этносоциологии // Социологические исследования. 2014. № 7. С. 102-112.

8. Дробижева Л.М. Этносоциологические проблемы в контексте новых вызовов на социально-политическом пространстве // Позитивный опыт мониторинга и регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2014. С. 43- 48.

1 В знак готовности к дальнейшему диалогу с участниками мероприятия и его организаторами журнал "Коммуникология", первым из научных печатных изданий, реферируемых в библиографической базе данных "Российский индекс научного цитирования" (РИНЦ), публикует в этом выпуске издания на с. 189 итоговую Резолюцию Всероссийской научно-практической конференции "Позитивный опыт мониторинга и регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации" (прим. - Ред.).

КОММУНИКОЛОГИЯ - COMMUNICOLOGY

9. Назарова Е.А. Регулирования межнациональных отношений в столичном мегаполисе: концептуальные подходы // Позитивный опыт мониторинга и регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2014. С. 454-458.

10. Дробижева Л.М. Новые концептуальные подходы к изучению идентичности: взгляд через призму социальной практики // Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра. М. : РОССПЭН, 2013. С. 34-38.

11. Кашаф Ш.Р. Конструирование нации в идентификационном пространстве России: дискурс-коммуникации акторов российского мусульманства в Крыму // Позитивный опыт мониторинга и регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2014. С. 54-59.

12. Кашаф Ш.Р. Полисубъектное конструирование национально-государственной идентичности в новых границах политического сообщества России: крымский казус // Северо-Кавказский юридический вестник. 2014. № 2. С. 64-71.

13. Чернобровкина Е.Н. "У нас нет кризиса мультикультурализма, мы 500 лет рядом живем" [Электронный ресурс] // Бизнес Online. Деловая газета Татарстана: [сайт]. Электрон. периодич. издание. [2014]. URL: http://www.business-gazeta.ru/text/115601 (дата обращения: 30.09.2014).

14. Мусина Р.Н. Этноконфессиональная ситуация в Республике Татарстан: акторы и факторы // Позитивный опыт мониторинга и регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2014. С. 257-262.

15. Рекомендации Всероссийской научно-практической конференция "Позитивный опыт мониторинга и регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации" [Электронный ресурс] // Институт социологии РАН : [сайт]. [2014]. URL: http://www.isras.ru/index.php?page_id=2293&printmode (дата обращения: 05.10.2014).

16. Зорин В.Ю. Этнокультурные коммуникации: власть и гражданское общество перед новыми вызовами // Коммуникология. 2014. Т. 4. № 2. С. 15-26.

17. АртюхЮ.В. Межнациональные отношения в столичном мегаполисе: опыт и перспективы регулирования в современных условиях // Коммуникология. 2014. Т. 4. № 2. С. 171-179.

■ ■ ■ POSITIVE COMMUNICATIONS AS A FACTOR OF STRENGTHENING INTER-ETHNIC AND INTER-RELIGIOUS RELATIONS WITHIN MULTICULTURAL RUSSIAN COMMUNITY

Author: ADIATULINA, G. Sh.

ADIATULINA, Gulnara Shamilevna, master student of the Institute of State Service and Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA). Address: 84, Prospekt Vernadskogo, Moscow, Russia, 119571. E-mail: [email protected]

Annotation. The article examines the key points of the reports and speeches taken place on the 25th-27th September 2014 in Kazan in the All-Russian scientific and practical Conference "The positive experience of monitoring and control processes of ethno-social and ethno-cultural regions of the Russian Federation." Special attention is paid to the results of the scientific research, which was reported by the representatives of the Presidential Academy - the Department of public rela-

tions and media policy and the Department of political science and political management. The article highlights the topicality of the issues of the discussion, the role of state and municipal authorities in the sphere of interethnic and inter-confessional relations, as well as leaders of religious communities in Russia in the strengthening civic identity in the context of innovative development of Russian society. The author agrees that the task of the state national policy Strategy in the Russian Federation, can be carried out in close cooperation between state and municipal bodies with different social and political forces and taking into account the specific conditions of the local multiethnic and multi-religious communities.

Keywords: State national policy, ethnic identity, religious identity, national and civic identity, interethnic and inter-confessional relations.

References

1. Russian Public Opinion Research Center. (2014). «Rossiia — obshchii dom dlia raznykh narodov». Press-vypusk № 2611 ["Russia — the general house for the different people". Press release No. 2611]. URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114874. Available at: 30.09.2014.

2. Levada Analytical Center (Levada Center). (2014). Natsionalizm, ksenofobiia i migratsiia [Nationalism, Xenophobia and Migration]. URL: http://www.levada.ru/26-08-2014/natsionalizm-ksenofobiya-i-migratsiya. Available at: 30.09.2014.

3. Profilaktika ekstremizma v oblasti mezhetnicheskikh i mezhkonfessional'nykh otnoshenii — odno iz napravlenii obespecheniia natsional'noi bezopasnosti. Informatsiia Ministerstva zdravookhraneniia i sotsial'nogo razvitiia RF ot 24 ianvaria 2012 g. : Uchebno-metodicheskoe posobie. (2012). [Prevention of extremism in the field of the interethnic and interreligious relations - one of the directions of ensuring national security. Information of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation of January 24, 2012: Educational and methodical grant]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70030894/#review#ixzz3G70gfxdF. Available at: 30.09.2014.

4. Natsional'nyi aktsent. (2013). Eksperty obsudili sozdanie Tsentrov monitoringa i preduprezhdeniia mezhetnicheskikh konfliktov [Experts discussed creation of the Centers of monitoring and the prevention of the interethnic conflicts]. URL: http://nazaccent.ru/content/7787-eksperty-obsudili-sozdanie-centra-monitoringa-sostoyaniya.html. Available at: 5.10.2014.

5. Sotsial'noe inatsional'noe. Opytetnosotsiologicheskikh issledovaniipo materialam TatarskoiASSR. (1972). [Social and national. Experience ethnosociological research on materials of the Tatar ASSR]. Arutiunian J.V. (ed.). Moscow: Nauka Publ.

6. Gabdrakhmanova G.F., Musina R.N. (2013). Stanovlenie i razvitie etnosotsiologii v Respublike Tatarstan. In: Musina R.N., Gabdrakhmanova G.F., Makarova G.I., Sagitova L.V. (eds.). Etnosotsiologiia v Tatarstane: opyt polevykh issledovanii. Sb. statei kiubileiu L.M. Drobizhevoi [Ethnosociology in Tatarstan: experience of field researches. The collection of articles to L.M. Drobizheva's anniversary]. Kazan: The Institute of History, the Tatarstan Academy of Sciences Publ., pp. 16-34.

7. Arutiunian J.V., Drobizheva L.M. (2014). Proidennye puti i nekotorye problemy sovremennoi rossiiskoi etnosotsiologii [The passed ways and some of the problems of contemporary Russian ethnosociology]. Sotsio-logicheskie issledovaniya. No. 7, pp. 102-112.

8. Drobizheva L.M. (2014). Etnosotsiologicheskie problemy v kontekste novykh vyzovov na sotsial'no-politich-eskom prostranstve [Ethnosociological problems in the context of new challenges to the socio-political space]. In: Pozitivnyi opyt monitoringa i regulirovaniia etnosotsial'nykh i etnokul'turnykh protsessov v regionakh Rossiiskoi Fed-eratsii: Materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [The positive experience of monitoring and control processes of ethno-social and ethno-cultural regions of the Russian Federation. Materials of the All-Russian scientific and practical Conference]. Kazan: The Institute of History, the Tatarstan Academy of Sciences Publ., pp. 43- 48.

9. Nazarova E.A. (2014). Regulirovaniia mezhnatsional'nykh otnoshenii v stolichnom megapolise: kontseptu-al'nye podkhody [Regulations of the international relations in the capital megalopolis: conceptual approaches]. In: Pozitivnyi opyt monitoringa i regulirovaniia etnosotsial'nykh i etnokul'turnykh protsessov v regionakh Rossiiskoi Federatsii: Materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [The positive experience of monitoring and control processes of ethno-social and ethno-cultural regions of the Russian Federation. Materials of the All-Russian scientific and practical Conference]. Kazan: The Institute of History, the Tatarstan Academy of Sciences Publ., pp. 454-458.

KOMMyHMKOflOrMfl - COMMUNICOLOGY

10. Drobizheva L.M. (2013). Novye kontseptual'nye podkhody k izucheniiu identichnosti: vzgliad cherez prizmu sotsial'noi praktiki [New conceptual approaches to identity studying: a look through a prism of social practice]. In: Grazhdanskaia, etnicheskaia iregional'naia identichnost': vchera, segodnia, zavtra [Civil, ethnic and regional identity: yesterday, today, tomorrow]. Moscow: ROSSPEN Publ., pp. 34-38.

11. Kashaf Sh.R. (2014). Konstruirovanie natsii v identifikatsionnom prostranstve Rossii: diskurs-kommunikat-sii aktorov rossiiskogo musul'manstva v Krymu [The construction of the nation in the identification space of Russia: Discourse communication actors of Russian Muslims in Crimea]. In: Pozitivnyiopyt monitoringa i regulirovaniia etnosotsial'nykh i etnokul'turnykh protsessov v regionakh Rossiiskoi Federatsii: Materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [The positive experience of monitoring and control processes of ethno-social and ethno-cultural regions of the Russian Federation. Materials of the All-Russian scientific and practical Conference]. Kazan: The Institute of History, the Tatarstan Academy of Sciences Publ., pp. 54-59.

12. Kashaf Sh.R. (2014). Polisub"ektnoe konstruirovanie natsional'no-gosudarstvennoi identichnosti v novykh granitsakh politicheskogo soobshchestva Rossii: krymskii kazus [Polysubject construction of the nation-state identity in the new boundaries of the political community in Russia: Crimean incident]. Severo-Kavkazskii iuridich-eskii vestnik, no 2. pp. 64-71.

13. Chernobrovkina E.N. (2014). "U nas net krizisa mul'tikul'turalizma, my 500 let riadom zhivem" ["We have no crisis of multiculturalism, we live 500 years nearby"]. Business-Online. Delovaia gazeta Tatarstana. URL: http://www.business-gazeta.ru/text/115601. Available at: 30.09.2014.

14. Musina R.N. (2014). Etnokonfessional'naia situatsiia v Respublike Tatarstan: aktory i faktory [Ethnocon-fessional situation in the Republic of Tatarstan: actors and factors]. In: Pozitivnyi opyt monitoringa i regulirovaniia etnosotsial'nykh i etnokul'turnykh protsessov v regionakh Rossiiskoi Federatsii: Materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoikonferentsii [The positive experience of monitoring and control processes of ethno-social and ethno-cultural regions of the Russian Federation. Materials of the All-Russian scientific and practical Conference]. Kazan: The Institute of History, the Tatarstan Academy of Sciences Publ., pp. 257-262.

15. Institute of Sociology of Russian Academy of Sciences. (2014). Rekomendatsii Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsiia "Pozitivnyi opyt monitoringa i regulirovaniia etnosotsial'nykh i etnokul'turnykh protsessov v regionakh Rossiiskoi Federatsii" [Recommendations of All-Russian scientific and practical Conference "The positive experience of monitoring and control processes of ethno-social and ethno-cultural regions of the Russian Federation]. URL: http://www.isras.ru/files/File/conferencii/Rekomendatsii_Kazan_1.pdf. Available at: 15.10.2014.

16. Zorin V.Yu. (2014). Etnokul'turnye kommunikatsii: vlast' i grazhdanskoe obshchestvo pered novymi vyzo-vami [Ethno-cultural communication: the power and the civil society facing new challenges]. Communicology, vol. 4, no. 2, pp. 15-26.

17. Artyukh Yu.V. Mezhnatsional'nye otnosheniya v stolichnom megapolise: opyt i perspektivy regulirovaniya v sovremennykh usloviyakh [Interethnic relations in the capital city: the experience and regulatory perspectives in modern conditions]. Communicology, 2014, vol. 4, no. 2, pp. 171-179.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.