Научная статья на тему 'Пожизненно заключенные: мотивация к жизни (Продолжение)'

Пожизненно заключенные: мотивация к жизни (Продолжение) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
207
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пожизненно заключенные: мотивация к жизни (Продолжение)»

Личность в экстремальных условиях

Валерия Мухина

Типичные качества личности у совершивших тяжкие преступления

ПОЖИЗНЕННО ЗАКЛЮЧЕННЫЕ: МОТИВАЦИЯ К ЖИЗНИ*

Тяга к Богу: размышления о прилогах, помыслах и поступках

Посвящаю Гоше и Саше -преступившим, но просветленным в своем душевном развитии

Никто не обольщай самого себя 1 Кор 3:18

Много лет подряд я пишу о личностных проблемах бедолаг, совершивших преступления и осужденных на пожизненное отбывание наказания.

Восемь лет тому назад я составила таблицу личностных черт и мотиваций совершивших разные виды преступлений в сравнении с законопослушными. Мною были обобщены и сведены в таблицу материалы многих исследований.

Среди негативных качеств личности, наиболее часто встречающихся у совершивших разбой и убийства, исследователями были выявлены следующие: 1) застревание аффекта (ригидность); 2) импульсивность; 3) подозрительность; 4) злопамятство; 5) гиперчувстви-

* Продолжение. Начало: Развитие личности. - 2002. - № 3. -С. 51-60; № 4. - С. 100-114; 2003. - № 1. - С. 97-117; № 4. -С. 121-143; 2004. - № 1. - С. 118-130; № 2. - С. 128-145; № 3. -С. 115-127; № 4. - С. 97-106; 2005. - № 1. - С. 157-175; № 2. -С. 137-142; № 3. - С. 82-93; № 4. - С. 100-114; 2006. - № 1. -С. 110-118; № 2. - С. 141-146; № 3. - С. 145-151; № 4. - С. 89-101; 2007. - № 1. - С. 138-151; № 2. - С. 194-198; № 3. - С. 147-154. -№ 4. - С. 106-120; 2008. - № 1. - С. 124-136; № 2. - С. 138-151; № 3. - С. 149-166.

развитие личности

53

№ 4 - 2008

Влияние

долговременной

изоляции

Возможности развития личностных и духовных свойств

тельность к межличностным отношениям; 6) авторитарность; 7) цинизм; 8) отчужденность; 9) нарушенная социальная адаптивность [1].

По прошествии более восьми лет сотрудничества с пожизненно осужденными хочу сказать, что я имела дело с отбывающими наказание за преступления, которые они совершили от десяти до пятнадцати лет тому назад.

За время долгой изоляции личностные черты людей трансформируются.

Сами экстремальные для человека условия наказания влияют на личность осужденного весьма определенным образом. Режимное учреждение требует бихевио-рального поведения. Б.Ф. Скиннер возрадовался бы, если бы обнаружил реализацию своих идей радикального бихевиоризма в жестко заданных условиях содержания человека в камере.

По сути бихевиоральная модификация поведения осужденного [2] в условиях пожизненного лишения свободы и малого замкнутого пространства камеры сужает катастрофическим образом возможности человека удерживать в себе личностно и социально значимые свойства, не говоря уже о развитии психики и адекватной социализации. Режим - прежде всего условие поддержания порядка.

Однако нельзя говорить, что в заданных экстремальных условиях нет возможностей развития личностных и духовных свойств человека. В камере есть радио. Можно заказывать литературу - от художественной до философии и психологии.

Можно размышлять о себе в этом мире, искать свой духовный путь. Многие осужденные начинают читать Библию и другую духовную литературу.

23 февраля 2008 года на территории зоны был открыт храм Святителя Николая Чудотворца. Теперь осужденные имеют возможность хоть изредка посещать службу, молиться, исповедоваться, каяться. Изредка осужденных навещает священник. Чтение и самостоятельные размышления о духовной сущности человека представляют собой уникальную возможность развития в себе духовных способностей. Потребность в духовном развитии и возможность реализации этой потребности не могут быть удержаны никакими принципами радикального бихевиоризма. Человек способен расширять пределы собственной духовной личности, преодолевая пределы камеры и режима. Однако человек должен дорасти до такого уровня духовного развития.

Не хочу впадать в пафос. Человек по природе своей существо неоднозначное.

Человек по своей сути амбивалентен

Таинственные прилоги

О глубинной сущности умных слов

Соединение ума и помыслов

Мои молодцы обливались горькими слезами из-за обиженной кем-то из сотоварищей кошечки и враз резали ножом обидчиков, по пьяни словом оскорбивших их. Они же, логично и веря каждому своему слову, рассуждали о правах человека, особенно горячо о своих собственных правах.

Человек противоречив, сложен. Он нуждается в бихевиоральных условиях его контроля. Но он нуждается и в праве на свободу выбора.

Если достает ума и образования, у человека возникает потребность в размышлении о своей столь непростой природе. Если рядом оказываются умные наставники -книги по философии, психологии, особенно духовные книги, осужденный получает возможность, опираясь на новые знания, размышлять и развиваться в духовном отношении.

Именно в зоне я узнала от своих подопечных Гоши и Саши о прилогах, этих таинственных для нашей психики особенностях порождения образов, зачатков помыслов, которые возникают в сфере бессознательного, как легкое дуновение ветерка, как еле уловимый запах чего-то неопределенного, как видение неведомого переживания.

Гоша и Саша еще на шестом коридоре в Бутырках, когда ждали своего смертного часа, обратились к Богу. Добросердечная женщина библиотекарь Бутырского СИЗО приносила осужденным размышления преподобного Силуана Афонского, старца Паисия Святогорца и другие духовные книги. И сегодня, спустя много лет, ребята вспоминают маленькую чуткую женщину, которая стремилась помочь взывающим о вразумлении.

Сегодня Гоша и Саша делают для меня выписки из духовных текстов и размышляют о глубинной сущности помыслов человека.

Гоша хорошо прочувствовал на собственном опыте, когда и как появляются прилоги - некое духовное влияние, которое может быть совсем неясным, неоформленным. В поле внутреннего зрения человека появляется некий образ. Этот образ не зависит от воли человека. Но этот образ может стать греховным помыслом, если дать ему развиваться в греховном направлении. Например, прилоги и помыслы о преступлении (планы и картины самого преступления). Предлагаемое страстью услаждение привлекает к себе внимание ума и чувств.

Гоша обращался к Силуану Афонскому.

Преподобный Силуан Афонский считал, что соединение ума с помыслом составляет благоприятное условие для развития этого помысла. Он писал: «Если

развитие личности

55

№ 4 - 2008

внутренним волевым актом ум не оторвется от предложенного услаждения, но продлит свое пребывание в нем вниманием, тогда появляется расположение к нему, приятная беседа с ним, затем «сложение», которое может перейти в полное и активное «согласие», далее продолжающее возрастать страстное услаждение может уже овладеть умом и волею человека, что называется «пленением». После этого все силы плененного страстью направляются к более или менее решительному осуществлению греха делом, если к тому нет внешних препятствий, или же при наличии препятствий к исканию возможности такого осуществления...

Чтобы грех не допустить, необходимо установить ум с молитвою в сердце. Это несущая нужда для всякого подвижника, желающего через истинное покаяние утвердиться в духовной жизни, потому что, как сказано выше, при такой внутренней установке грех представляется в самом его зарождении» [3].

Ребята не довольствуются одной книгой о помыслах человеческих, они заняты поиском иных источников. Находят суждения старца Паисия Святогорца о брани помыслов и стремятся осмыслить непростые вначале мысли.

Согласно старцу Паисию Святогорцу, в святостеи-ческом аскетическом лексиконе слово «помысл» может означать как простую мысль, возникающую в уме, так и душевное движение, направленное к доброму или злому. Кроме этого, под «помыслом» может пониматься доброе или злое влечение, приобретенное с помощью ума, совести, чувства и воли. Помыслы предшествуют любому поступку.

Старец Паисий Святогорец осуждал суетные помыслы: «Самая тяжелая болезнь нашей эпохи - это суетные помыслы мирских людей. У них может быть все, что хочешь, кроме добрых помыслов. Они мучаются, потому что не относятся к обстоятельствам духовно» [4]. Поэтому для того, чтобы духовная борьба была правильной, она должна быть обращена в первую очередь на рассмотрение помыслов с тем, чтобы возделывать помыслы добрые и изгонять злые. Все христиане должны заниматься этим деланием, но особенно углубленно занимаются им монахи. Значение Для людей, взявших на себя труд постичь сущность

доброго помысла душевного движения к доброму помыслу, значимы суждения старца: «Один добрый помысел равен по силе многочасовому всенощному бдению! Он обладает великой силой. Добрые помыслы предупреждают взлет злых

Самая тяжкая болезнь - суетные помыслы

Путь к чистым помыслам и поступку

помыслов с дьявольских «аэродромов», на которых те базируются, и не дают им подняться в воздух. Поэтому, насколько можете, постарайтесь не дать дьяволу успеть насадить в вас злые помыслы. Постарайтесь сами опередить его и насадить в себе помыслы добрые, чтобы ваше сердце стало цветником и вашу молитву сопровождало божественное благоухание вашего сердца».

Стяжающие духовного пути мои ребята пишут мне о том, что самая тяжелая болезнь - это суетные помыслы мирских людей. У них может быть все, что хочешь, кроме добрых помыслов. Они мучаются, потому что не относятся к обстоятельствам духовно. Тот, у кого есть добрые помыслы, духовно здрав и зло претворяет в добро.

Старец Паисий Святогорец писал: «Человек поврежденный и мыслит поврежденно. Ко всему он относится с предубеждением, все видит шиворот-навыворот, тогда как тот, у кого добрые помыслы, - чтобы ни увидел, чтобы ему ни сказали - включает в работу добрый помысл» [5].

Проживая годы в заточении, размышляя о природе человеческой души, развиваясь духовно, мои подопечные начинают понимать для себя, что человеку, которого мучает разными помыслами пангалашка (дьявол), чрезвычайно тяжело удержать себя от соблазна. Этому человеку хорошо бы не копаться в черных помыслах, а уходить мыслью к помыслам чистым.

Развивая в себе помыслы чистые, ребята реально меняются.

Игорь - в своих грезах с обездоленными детьми. Его сердце в помыслах направлено «на малых деток», на их обучение и воспитание.

Саша из благих помыслов взрастил в себе истинного отца и мужа. Осужденный на смертную казнь, помилованный на пожизненное заключение, он пришел к вере. В неволе он пережил смерть своего сына, имевшего больное сердце. Страдая вместе с женой о потере общего ребенка, проникаясь сочувствием к одиночеству потерянной женщины, Саша поддержал ее намерение родить ребенка от другого мужчины. Саша внутренне поднялся в своих помыслах на такую духовную высоту, что с благоговением и радостью принял рождение своего сына. Кроха был наречен Александром и при регистрации получил его фамилию. Сейчас мальчику три года. Саша постоянно ждет от жены сведений о том, как растет и развивается их сынишка. На днях Саша с радостью и чувством гордости сообщил мне, что Сашенька по телефону сказал ему: «Папа! Приезжай! Я тебя люблю!»

развитие личности

57

№ 4 - 2008

На само Рождество они были в гостях в другой камере.

Гоша получил два письма от младшего сына

Помня о доверенных мне когда-то черных прилогах и помыслах и наблюдая рождение добрых помыслов, прозорливые их решения и высокого уровня поступки, считаю, что Саша поднялся в своем душевном росте на высоту, достойную подражания.

Я горжусь тобой, дорогой Саша.

Размышляя о помыслах и поступках моих подопечных, хочу привести письмо Гоши, которое можно написать лишь человеку много и глубоко думающему и чувствующему. Гоша ослеп за годы отбывания наказания. Письмо под его диктовку писал Саша. Саша помогает слепцу во всех его помыслах и ежедневных бытовых делах.

Письмо приведено полностью.

«Здравствуйте, уважаемая Валерия Сергеевна! С Днем рождения!

Очень надеемся, что это наше скромное послание застанет Вас в добром здравии и праздничном настроении!

Да укрепит Вас Господь Бог в Ваших добрых и благородных делах, умножая Ваши духовные и физические силы!

Еще раз искренне благодарим Вас за встречу 18 декабря (2008) г. и те милые подарки к Рождеству, которые мы получили от Вас! Получилось так, что именно 7 января, то есть на само Рождество мы ходили в гости к Леше и Андрею и все вместе кушали Ваши мандарины - было очень здорово провести Рождество вместе, а Ваша сосновая веточка умиляла наши сердца. Спасибо Вам! (Свои мандарины и зефир мы сразу съели после встречи с Вами. Но Леша с Андреем сохранили свои мандарины к нашей встрече - они хорошо сохранились.)

В этом году под Новый Год и Рождество мы, к нашему удивлению, получили огромное количество поздравлений от разных людей. Спасибо, что не забывают!

Даже я, Гоша, получил от своего самого младшего сынишки Васи одно за другим два письма и был очень тронут этим. Ведь он не писал мне более шести лет. Два, три года назад ушла в мир иной его тетка (саркома), не дожив до 48 лет.

Эта смерть очень впечатлила Васю и заставила его задуматься над смыслом жизни, над Истиной - где она, в чем она? Вася стал читать И. Канта и Шопенгауэра, но эти философы не удовлетворили его.

Вася стал искать ответы на извечные вопросы в Библии, в Каране, в трудах буддистов. Я крайне был

Гоша дает совет сыну посетить Храм Гроба Господня

Что зовется мышлением?

«Мышление следует разделить на две категории»

Мирское мышление

1 - Бытовое мышление

тронут, что мой мальчик уже штудирует такие книги - ведь я видел его последний раз, когда ему было всего полтора годика и он мог только отличать лошадку от коровки.

Вася написал мне, что отдает предпочтение буддизму, что меня, конечно, опечалило - он был крещен в Православии в младенческом возрасте и я предпочитал бы, чтоб он оставался в христианстве. Лиза (бывшая моя супруга) сама крестилась и крестила наших деток, когда меня приговорили к расстрелу. А было это ровно 15 лет назад. Правда, Вася написал мне, что хочет более глубоко вникнуть в христианство и для этого собирается поехать в апреле (2009 г.) на Святую Землю. Но для этого ему нужно мое юридическое согласие, ибо он несовершеннолетний.

Вчера мы с Сашей ответили Васе и порекомендовали ему несколько монастырей близ Иерусалима, также, чтоб он, если будет в апреле на Святой Земле, непременно пошел в Храм Гроба Господня 18 апреля, ибо там в полдень будет нисхождение Благодатного Огня. Я в глубине души надеюсь, что это Чудо от Господа остудит пыл моего Васи к буддизму.

В прошлый раз, то есть 18 декабря (2008 г.) у нас был с Вами разговор по поводу мышления людей. Мыслят ли современные люди? О чем и когда мыслит человек? Что зовется мышлением?

Вы, дорогая Валерия Сергеевна, говорили, что какой-то немец* написал на эту тему в прошлом веке умную книгу, и Вы спрашивали мою точку зрения по этому поводу.

Думаю, что следует «мышление» разделить на две категории: мирское и религиозное. Анализируя эти два вида мышления, посмотрим, сколько людей занимаются этими видами мышления.

Начнем с мирского мышления. Долго мы шушукались с Сашей и пришли к выводу, что простое человеческое мышление (мирское ) можно разделить на три вида: 1) бытовое (тщетное); 2) мышление в мечтах (без его осуществования); 3) мышление творческое, которое дает плод мысли, будь это добро или зло, но плод.

Бытовое, суетное мышление весьма понятно: человек копает яму, особо не задумываясь, получает за эту работу деньги. За деньги покупает себе пирожок с мясом, чтобы не умереть с голоду. Насытившись раз-

* Речь шла о книге Мартина Хайдеггера «Что зовется мышлением?», которая вышла на русском в Москве в 2007 г.

развитие личности

59

№ 4 - 2008

влекается у телевизора ли, с бульварной книжкой ли... Все сводится к «хлебу и зрелищам»! Человек в этом случае "думает", "мыслит" на уровне: купить ли ему пончик с мясом или просто хлеб и пиво или какой канал телевизора включить, или какую книгу полистать.

Еще три тысячи лет назад мудрый Соломон написал о подобной суете человеческой «Книгу Екклесиаста» и пришел к выводу, что человеку следует больше смотреть на небо, на Господа, чем вокруг себя.

В. Шекспир устами Гамлета тоже касался этого вопроса: во втором монологе Гамлета есть следующие строчки: «Что человек, когда он занят только сном и едой? Животное, не больше. Тот, кто нас создал с мыслью столь обширной, глядящий и вперед и вспять, вложил в нас не для того благоподобный разум, чтоб праздно плесневел он. То ли это забвенье скотское иль жалкий навык.»*

Все виды бытового мышления на физиологическом уровне, ибо и серый волк «думает» задрать ли ему козленка или поросенка, какую волчицу обольстить, а потом где отоспаться - под сосной или в пещере. Все это бытовое - суетное мышление огромной пользы человечеству в духовном смысле не дает. 2 - Мышление Второй вид мирского мышления - мышление в меч-

в местах тах. Иными словами, это банальный аутизм, и не нам

об этом Вам рассказывать.

Сам по себе аутизм, мечтания - это фантазия. Но пока она заключена в человеческой голове, она бесплодна, ее осуществление может дать плоды и добрые, и плохие, хорошие и злые. Практически все преступления - злая материализация аутизма, человеческой фантазии, мечтания, помыслов. Такой вид мышления очень вреден как для человека мечтающего, так и для окружающих его. Конечно, есть безобидные мечтания (детский аутизм).

Современные люди, конечно, предаются мечтаниям, аутизму. Нельзя сбрасывать с весов этот вид мышления. В художественной литературе есть отличный пример глубокого человеческого аутизма. Этому посвящен роман Владимира Набокова «Защита Лужина», который он написал в 1929 г. в Берлине (а может, в Париже). Набоковский Лужин был знаменитый шахматист, который ушел настолько глубоко в свой собственный иллюзорный шахматный мир, что не мог уже

* Шекспир В. Гамлет: Пер. с англ. М.П. Лозинского. - М.: Худ. лит., 1981. - С. 79.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 - Творческое мышление

Религиозное мышление

выбраться оттуда в реальный мир. Таким образом, прожив год или два, закончил жизнь самоубийством. В данном случае Лужин, конечно, мыслил глобально, но что пользы было от этого? Своими мыслями он довел себя до суицида.

Вы прекрасно знаете, что подобные человеческие мысли, глубокий аутизм частенько могут привести человека до психического расстройства и суицида. А с другой стороны, человеческую мысль с добрым творческим стержнем можно обратить на благо всему человечеству.

Третий вид мышления - мышление творческое. Собственно все ученые, конструкторы, инженеры начинали с мечты и продолжали творческой мыслью. Сегодня люди летают в космос, работают с компьютером, проводят операции на молекулярном уровне. Философы, писатели, поэты, художники, музыканты свои мысли излагают в книгах, на холстах, в скульптуре, в музыке. Все достигали успехов через творческое мышление.

Достоевский, Бердяев, Кант, Микеланджело, Вергилий, Ван Гог обогатили человечество своими мыслями. Таких великих мыслителей за человеческую историю было не счесть.

Особое значение имеет для человека религиозное мышление.

Религиозное мыслители стремятся к Абсолюту, к Господу Богу, стараются познать Высшего, слиться с Ним. Религиозный мыслитель позднего средневековья Рене Декарт писал: «...Cogito ekgo sum» - «Я мыслю, следовательно я существую». Эта мысль сказана в самом высоком смысле слова.

Следует помнить, что со страниц Священного Писания Господь призывает человечество к Себе, уподобляется Ему: «И сказал: Вы - Боги!»

Декартово «...следовательно я существую» уподобляется тем словам, которые Моисей услышал из горящей купины в ответ на вопрос Богу: А кто Ты?: «Я -Сущий».

Для того чтобы приблизиться к Господу, человек должен познать себя:

«Недалеко уж этот срок И эта к вечности дорога... Припомни мудрый тот урок: Познай себя - познаешь Бога. Познай откуда ты и кто, Зачем пришел, куда идешь;

«Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным.»

Свобода мысли дается

физическими и душевными усилиями

- Что ты велик и ты - ничто,

Что ты бессмертен, и - умрешь».

Познавая себя, человек освобождается от своих греховных земных оков и следует к Господу в сердце своем со Словом Божьим. Высшая степень исихазма - сердечная Иисусова молитва, постоянная и непрерывная, устремляет человека к Господу, и в этом состоянии человек полностью свободен от всего греховного, от всего земного, мирского. Христос говорил: «...если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:31-32).

К своему труду «Философия свободы» НА. Бердяев* [6] в качестве эпиграфа взял следующие строчки из послания коринфянам Апостола Павла:

« Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым.

Ибо мудрость мира сего есть безумие перед Богом...» (1 Кор. 3:18-19).

Дорогая Валерия Сергеевна, разве не гениальна последняя фраза этого текста, представленного в эпиграфе: «Ибо мудрость мира сего есть безумие перед Богом!» Если мудрость мира сочетается с безумием в очах Господних, то на сколько же ничтожна простая человеческая мысль! Как мы микроскопичны перед нашим Творцом! Но все же именно мыслью, доброй мыслью, мыслью о Любви мы приближаемся к Господу. Если думать о пирожке с мясом и о пиве, то подобное не приближает нас к Господу, а если думать о романах Ф. Достоевского, то это уже большой «плюс». Прав, конечно, немец, (автор той книги, о которой Вы говорили), что люди мало думают... При этом больше думают о низменном.

Не зря же дьявол искушал Христа именно низменными потребностями, угождением плоти. На что Христос ему ответил, что не хлебом одним жив человек, но Словом из уст Божиих. Помните, с чего начинается книга пророка Даниила: Царь Навуходоносор приказал выбрать лучших иудейских юношей и кормить их отменной пищей из царского стола и поить их лучшими винами, а юноши отказались и попросили овощей

* Семь лет назад Гоша попросил меня привезти ему философские труды Н.А. Бердяева. В ту пору продавались три тома Н. Бердяева: Философия свободы: Русская идея. Смысл творчества. В серии: Вершины человеческой мысли. Я приобрела три тома для Гоши и для себя. Мы оба читали и обсуждали идеи Николая Александровича.

Еще мы упомянули пророка Даниила^

Духовное движение в сферу религиозного мышления

«Прилоги» -понятие, описанное православными мыслителями

и фруктов. Придворные удивлялись такому выбору и говорили, что они безумные, что отказываются от царского стола. Но юноши иудейские доказали, что легкая пища более способствует свободной мысли, направленной к Господу. Это мы пишем к тому, что и в те далекие времена некоторые мыслили, а некоторые только заботились о «хлебе и зрелищах». Так что каждому свой удел: и человек добровольно его выбирает.

Еще мы упомянули пророка Даниила, чтобы поздравить Вас, дорогая Валерия Сергеевна, с рождением Вашего внука Даниила и пожелать Вашему малышу столько же мудрости, физического и духовного здоровья, какие были у Великого пророка Даниила. Пусть Ваш Даниил растет на радость родителям и бабушке и пусть пройдет много лет, когда красивый юноша Даниил приведет свою любимую девушку к Вам и скажет Вам: «Милая бабушка, одобряешь ли ты мою спутницу жизни и благословишь ли ты нас на супружескую жизнь?»

Еще раз благодарим Вас за встречу 18 декабря, за сосновую веточку и разные сладости к рождественскому столу.

С Днем Рождения, дорогая Валерия Сергеевна, и миллион благодарностей за Ваш титанический труд, которым Вы нас одариваете в свои визиты.

С наилучшими пожеланиями, искренним уважением и молитвами о Вас, Ваши Гоша и Саша.

Да поможет и укрепит Вас Господь Бог и Пречистая Богородица!

(Извините, пожалуйста, меня за почерк и ошибки, с уважением, Саша)».

В послании Гоши проявляется его склонность к духовному движению в сфере религиозного мышления. Гоша не только знает тексты Библии и другие духовные книги. Он стремится глубоко проникнуть своим сознанием и душой во многие идеи Православия.

Это Гоша несколько лет тому назад обмолвился словом «прилоги». И я, зацепившись слухом за неведомое мне слово, попросила указать источники, в которых я смогла бы прочесть об этом феномене. Вернувшись из зоны в Москву, с помощью своего духовника и причастных к богословию друзей, я села за духовные книги... Как мало мы, современные светские психологи, знаем о сложных рефлексиях человеческой души, тысячелетия тому назад описанных православными мыслителями -Святыми отцами.

Я продвинулась в своем познании ряда феноменов человека благодаря Гоше.

развитие личности

63

№ 4 - 2008

Исихазм -философия и практика монахов

Влияние исихазма на образ мыслей русских

И сегодня, в этом письме, Гоша походя касается многих глубочайших проблем и этапов истории Православия. Он много знает, много размышляет. Он стремится к духовной жизни.

В своем письме Гоша делится духовным опытом. Он пишет о том, что познавая себя, человек может освободиться от своих греховных оков. К этому ведет сердечная Иисусова молитва, к этому ведут размышления и достойные поступки. Он опирается на практику византийских монахов, на исихазм.

Исихазм - это феномен философии и практики духовного роста человека. Непоколебимый поборник православия Св. Григорий Палама в XIV веке описал философию исихазма и практику духовного роста монахов [7]. Св. Григорий Палама писал о божественной энергии, присущей всем трем ипостасям, об энергии, стремящегося к духовному росту человека*.

Согласно практическому опыту монахов исихатов (в основном они подвязались в монастырях Афона), они шли к духовному росту через аскетические условия земной, физической жизни. Живя в ограничении своей плоти, в безмолвии, в умной молитве, монахи исихаты достигали свободы духа. Собственно, Гоша имеет возможность двигаться тем же путем: он как узник вынужден жить в аскезе, в ограничении плоти, он занят молением и поиском духовного пути.

В исихазме есть свои знания о том, что через молитву человеку может быть доступна музыка небесных сфер, верующий человек может достичь такого состояния, что он может являть свечение.

В свое время Д.С. Лихачев показал, что исихазм оказал влияние на образ мыслей поколений писателей и иконописцев XIV-XV веков [8]. Он писал о том, что «византийское и русское предвозрождение связано с исихазмом» [9].

В XIV-XV веках исихатское влияние было столь значительным, что напрямую влияло на русскую духовную и культурную жизнь. Исихазм оказал воздействие не только на содержание, но и на стиль иконописи и духовного пения. Вспомним, например, иконы и фрески Феофана Грека, Андрея Рублева, Дианисия.

* В Библии мы находим множество указаний на энергетическое начало Святого Духа: «Он есть. огонь» (Мф. 3:11; деян 2:3); «Он есть Дух сотворивый» (Иов. 33:2,3); «Дух, Который все ведает» (1 Кор. 2:11); «дышит, и деже хощет и сколько хощет» (Ин. 3:8); «Дух наставляющий» (Мф. 10:20) и мн. др. Все эти тексты не оставляет без внимания и внутреннего зрения ослепший Гоша.

Идеи исихазма продолжали жить и в последующие времена. Игумен Экономцев в наши дни пишет о значении исихазма как о стимуляторе и важном факторе русского Возрождения второй половины XIX - начала XX веков.

Идеи исихазма живут и поныне, если их значение обсуждают и поддерживают не только богословы, но и узники.

Давным-давно, изучая по монографиям специалистов личностные черты и особенности мотивации совершивших разные виды преступлений, в том числе и убийства, я находила указания лишь на негативные свойства этих людей. Знаменательно, что, когда я начала работать (встречаться, общаться, думать головой и сердцем) с осужденными и мы стали доверять друг другу, многие из них выражали согласие в том, что действительно описанные качества можно считать им присущими.

Однако, общаясь со своими подопечными, сквозь препоны наших объективно разнящихся социальных положений (я - живу в миру, они - в условиях камерного

ва ряда осужденных

содержания), я очень быстро начала видеть и слышать высокие человеческие качества у целого ряда осужденных. Они убивали, но они и сохраняли в себе идеалы, стремление к знаниям и духовному росту. В условиях наказания и вынужденной аскезы некоторые приходят к вере в Бога, к потребности в духовном росте.

И сегодня я задаю себе вопросы: разве перечисленные негативные качества совершивших тяжкие преступления, описанные юридическими психологами, не являются типичными свойствами многих и многих людей, которые не совершали таких преступлений? Разве я превосхожу моих подопечных в своем стремлении быть духовной личностью? Где критерии требований к системности исследования и где учет частоты повторяемости описанных негативных проявлений? Я ни в коей мере не хочу уличить в чем-либо своих коллег. Но мы - люди куда сложнее устроены психически, душевно и духовно, чем это может пока представить наука.

В условиях чрезвычайных телесных, психических и нравственных ограничений некоторые из осужденных прорастают духовно.

Причастным к преобразованию - прорастанию того, что было когда-то в личности, но было прервано и покрыто черным преступлением, - видится ослепляющая и

Идеи исихазма будоражат сознание души людей

Я начала видеть, слышать и чувство-

Т50ГГ1. т.ТЛЛТ1,Т1£1 ТУОТЮ^Ф

развитие личности

65

№ 4 - 2008

Осужденных к смерти духовно спасал О. Каледа

поражающая картина яркого луча солнца сквозь черные грозовые облака. Этот свет от добрых устремлений души грешников столь впечатляет, что я когда-то испытала чувство смятения. Священник Глеб Коледа, имевший опыт общения с осужденными на смертную казнь, признавался как-то в приватной беседе в своем ощущении того, что осужденные по духовному прозрению выше его.

Я знаю, откуда эти ощущения: ясное небо порой не так потрясает наше зрение, как луч солнца, прорвавшийся сквозь мрачные тяжелые тучи. Но каждый мирской человек не есть чистое небо, освещенное и освященное солнцем. Мы все подобны друг другу.

В шестом коридоре Бутырок перемогались и ждали своего смертного часа осужденные. Когда священник Глеб Каледа почил, они переживали невосполнимую утрату [11].

Гоша писал в те дни Л.В. Каледа*.

«Здравствуйте, дорогая матушка Лидия!

О. Глеб, сколько душ спас.

.Как там все происходило, на «шестом коридоре». В своих «Записках» о. Глеб очень точно описал атмосферу Бутырки и «шестого».

Довольно точно подметил и охарактеризовал и осужденных, и контролеров - надзирателей. Об этом могли бы написать, вспомнить бывшие смертники шестого коридора.

О. Глеб затратил много сил и здоровья, восстанавливая в бывшем храме в Бутырках маленькую комнату. «Сколько трудов и сил приложил к тому, чтобы нас, смертников, стали выводить с шестого коридора, чтобы совершить обряд Св. Крещения в той самой восстановленной им молельной комнате. Это было что-то уникальное, впервые за все существование шестого коридора оттуда выпустили смертника. Конечно же, прежде выпускали, но только в двух случаях: на исполнение приговора или если заменяли на срок. А тут - для совершения обряда Святого Крещения в молельной комнате. По такому случаю народу там собралось уйма (из числа администрации). Кто-то из любопытства, другие же выполняли роль охраны». Те, кого крестили, были сосредоточены лишь на самом великом Таинстве.

«О. Глеб обходил каждую камеру, где сидели смертники. Никого не обделял своим вниманием. Для каждого находил нужное слово. Если он появлялся на шес-

Предлагается с сокращениями и в свободном изложении.

О. Каледа стремился преобразовать грешников

Осужденными к смерти были озабочены и другие люди

Они уповают на Бога

том, то мы точно знали, что это ради нас находится здесь о. Глеб.

Когда о. Глеб говорил: «Мои дорогие смертники», это были не просто слова. Мы чувствовали всеми фибрами своей души, что это для него действительно так».

Саша тогда же писал Л.В. Каледа.

«Потом мы молились около нашего иконостаса, и я вслух за ним произносил Символ веры. О. Глеб присел от усталости, а я сидел у его ног. Боже, какое это было счастье сидеть в ногах у святого человека, у праведной души. О. Глеб весь сиял, и вокруг него был лучезарный свет, пожирающий тьму вокруг. Это не передать на бумаге. Я, окаянный, удостоился этого видения» [12].

Как не вспомнить учение исихатов о достижении человеком такого состояния, когда возникает вокруг него свечение - фаворский свет. Как не вспомнить картину Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (1889), где пастушку Варфоломею явился старец, схимник с сиянием вокруг головы. Исполняя особое послушание, он предсказал отроку великое будущее и великую ответственность за судьбу своей Земли.

Я полагаю, что это великая награда и поддержка, когда ты сподобился узреть сияющий свет, исходящий от чистого человека. Саша с благодарностью писал: «Он видел в нас людей жаждущих спастись в Господе. И шел к нам. Зная и веруя, что с ним Господь и что Он ведет его, посылает спасать гибнущие души.

Он мне сказал, писал Саша: «Господь простил тебе прежние грехи, знай это и веруй» [13].

Помимо о. Глеба на шестом коридоре со смертниками работала маленькая женщина - библиотекарь. Она приносила в камеры кроме Библии много духовной литературы и много философских монографий. Они читали и молились, думали и ужасались, каялись и. надеялись.

Я знаю одну достоверную историю, когда надзиратель на шестом коридоре подкармливал и выражал сочувствие некоторым из смертников. Одного из них он придерживал в камере до указа о помиловании смертников на пожизненное осуждение.

Пожизненно осужденные начинали новую жизнь -постигали жизнь в условиях пожизненного осуждения, молились о себе, о близких, каялись. Некоторые начали меняться через веру, смирение и надежду.

Здесь в колонии, находясь в условиях пожизненного осуждения, Гоша и Саша продолжают свое душевно-духовное развитие, уповая на Господа, православных мыслителей и на свой труд.

развитие личности

67

№ 4 - 2008

Они прояснили для себя смыслы прилогов, помыслов и поступков и продолжают постижение столь сложной - ужасной и прекрасной - природы человека. Они уповают на Бога.

(Продолжение следует)

1. Мухина В.С., Хвостов АА. Пожизненно заключенные: мотивация к жизни // Развитие личности. -2002. - № 3. - С. 56.

2. Герриг Р., Зимбардо Ф. Психология и жизнь: 16-е изд. - СПб., 2004. - С. 806.

3. Преподобный Силуан Афонский. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. - 1999. - С. 134-136.

4. Старец Паисий Святогорец. Слова. «Духовная борьба». Т. III. - М., 2005. - С. 23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Там же. - С. 29-30.

6. Бердяев НА. Философия свободы. - Харьков; М., 2002. - С. 26.

7. Св. Григорий Палама. Письмо своей Церкви. -Богословские труды. Юбилейный сборник «Московская Духовная Академия - 300 лет».

8. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы. - Л., 1973; Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифа-ния Премудрого. - М.; Л., 1962.

9. Там же. - С. 123.

10. Игумен Иоанн Экономцев. Православие. Византия. Россия. - М., 1992. - С. 192.

11. Священник Глеб Каледа - ученый и пастырь. -М., 2007.

12. Там же. - С. 485, 488.

13. Там же. - С. 489.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.