УДК 504.05: 621.039
Технические науки
Аксенов Сергей Геннадьевич, д-р э.н., к.ю.н., профессор, ФГБОУ ВО Уфимский государственный авиационный технический
университет, РФ, г. Уфа Яппаров Рауф Мидхатович, преподаватель, ФГБОУ ВО Уфимский государственный авиационный технический
университет, г. Уфа Галянкин Аркадий Александрович, магистрант, ФГБОУ ВО Уфимский государственный авиационный технический
университет, г. Уфа Башкирцев Антон Вячеславович, магистрант, ФГБОУ ВО Уфимский государственный авиационный технический
университет, г. Уфа
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
Аннотация: В данной статье подробно рассматривается пожарная безопасность при транспортировке радиоактивность веществ. Изучаются основы, которые важны для безопасной перевозки опасных веществ.
Ключевые слова: транспортировка радиоактивность веществ, правила безопасности, пожарная безопасность, радиоактивные вещества.
Annotation: This article discusses in detail the fire safety during the transportation of radioactive substances. The basics that are important for the safe transportation of hazardous substances are studied.
Keywords: transportation of radioactive substances, safety rules, fire safety, radioactive substances.
Радиоактивные материалы могут перевозиться на грузовике, поезде, самолете или корабле. Существуют специальные правила, которые помогают обеспечить безопасность водителей, общественность и окружающую среду. Упаковка, используемая для транспортировки радиоактивных материалов, проверяется, чтобы убедиться, что она будет обеспечивать безопасность людей в случае аварии [4, с. 146].
С увеличением применения источников радиации в различных областях, таких как медицина, промышленность, сельское хозяйство, транспортировка радиоактивного материала увеличилась в много раз, что включает в себя перемещение радиоактивного материала из места производства в место использования, из одного места использования в другое место использования и из места использования в агентство, ответственное за безопасную утилизацию.
В связи с этим важно обеспечить соблюдение правил безопасного обращения с источниками радиации и транспортировки радиоактивных материалов. Основная ответственность за обеспечение соблюдения правил лежит на грузоотправителе [1, с. 47].
Грузоотправитель должен обеспечить выбор соответствующей упаковки для перевозки радиоактивного материала, а упаковка должна быть подготовлена и маркирована в соответствии с правилами.
Цель правил безопасности при перевозке заключается в защите людей и окружающей среды от воздействия радиации при транспортировке радиоактивных материалов, как в обычном порядке, так и при транспортных авариях.
Основополагающий принцип заключается в том, что защита исходит от конструкции упаковки, независимо от того, как транспортируется материал. В частности, защита достигается путем: сдерживания радиоактивного содержимого; контроля уровня внешнего излучения; предотвращения критичности; предотвращения повреждений, вызванных теплом.
Растущее использование источников ионизирующего излучения во всех областях человеческой деятельности привело к увеличению количества
перевозимых радиоактивных грузов. В настоящее время в Российской Федерации всеми видами транспорта перевозится несколько сотен тысяч партий радиоактивных материалов в год.
В глобальном масштабе эта цифра соответствует примерно 10 миллионам посылок. Требования безопасности при перевозке радиоактивных материалов (ядерных и/или радиоактивных материалов) в Российской Федерации регулируются следующими статьями:
1. Гигиенические правила обеспечения радиологической безопасности людей и населения при перевозке радиоактивных материалов, Гигиенические правила 2.6.1.1281-03, которые вступили в силу 15 июня 2003 года.
2. «Правила безопасности при транспортировании радиоактивных веществ», НП-053-04, действующие с 5 января 2005 г. Требования нормативного документа НП-053-04 разъяснены в справочном материале. «Обеспечение безопасности радиоактивных материалов при транспортировке», ЯБ-039-07 вступил в силу 3 декабря 2007 года.
Все эти документы подготовлены с учетом рекомендаций МАГАТЭ («Правила безопасной перевозки радиоактивных материалов: требования»).
Представляют ли радиоактивные материалы опасность при перевозке любым видом транспорта, зависит от максимальной удельной активности радионуклидов, присутствующих в материале, или максимальной активности радионуклидов, присутствующих в грузе.
Эти значения для различных типов радионуклидов приведены в специальных нормативных таблицах. Материалы, содержащие только радионуклиды природного происхождения с эффективной удельной активностью не более 10 Бк/г, и материалы, удельная или суммарная активность радионуклидов, в грузе которых не превышает значений, приведенных в вышеуказанных таблицах, могут перевозиться как радиационно-защищенные грузы всеми видами транспорта.
Термины Al и At используются для определения допустимой активности радиоактивного содержимого индивидуальных упаковок. Все радиоактивные вещества делятся на следующие категории:
- Материалы с низкой удельной активностью (материалы НУ А): Эти материалы имеют очень низкую удельную активность, и маловероятно, что большие количества этих материалов, если бы это произошло во время транспортировки, попали бы в организм человека и вызвали бы повышенный радиационный риск.
- Объекты с поверхностным радиоактивным загрязнением (ОПРЗ) - это твердые объекты, которые, хотя и не являются радиоактивными, имеют поверхностное радиоактивное загрязнение. По величине поверхностной активности эти объекты делятся на две группы: и through-p.
- Низкоуровневый радиоактивный материал (РМНР).
- Специальные виды радиоактивных материалов (РМОВ) - это те, которые надежно защищены от риска рассеивания в случае аварии.
- Делящиеся материалы - ядерные материалы, содержащие уран-233, уран-235, плутоний-239, плутоний-241 или комбинацию этих радионуклидов.
- Природный уран - уран, содержащий смесь природных изотопов урана.
- Необлученный уран - урап, в который входит не более 2 ? 103 Бк плутония на 1 г урана-235 и не более 9 МБк продуктов деления на 1 г урана-235 и не более чем 2-10" г урана-236 на 1 гурана-235;
- Обедненный уран - более низкая массовая доля, чем в природном уране.
- Обогащенный уран - более высокая массовая доля и-235, чем в природном уране.
Радиоактивные вещества широко используются в медицине, сельском хозяйстве, исследованиях, производстве, неразрушающих испытаниях и разведке полезных ископаемых, и, по оценкам, только 5% радиоактивного материала, поставляемого по всему миру каждый год, относится к производству ядерной энергии.
На данный момент установлены требования к классификации, проектированию и испытаниям радиоактивных материалов, требования к классификации, конструкции и испытаниям для тары, упаковок и соответствующих пределов деятельности, требования к контролю за транспортировкой и утверждением и административные требования [2, с. 50].
Упаковка - это полный продукт упаковочной операции, состоящий из упаковки и ее содержимого, подготовленного к транспортировке.
Основное требование для перевозки радиоактивного материала заключается в том, чтобы упаковка, содержащая материал, была спроектирована и подготовлена таким образом, чтобы в течение всего процесса транспортировки радиоактивный материал оставался содержащимся для предотвращения загрязнения и оставался защищенным, чтобы избежать неприемлемого радиационного облучения грузообработчиков и общественности. Поскольку активность и характер радиоактивного материала, подлежащего транспортировке, варьируются в широком диапазоне, при выборе упаковки используется градуированный подход.
Радиоактивный материал может быть в специальной форме, т.е. недисперсный или герметичный инкапсулированный источник или не в специальной форме.
Поэтому правила предусматривают использование различных типов упаковок в зависимости от характера, физической формы и активности радиоактивного материала.
Распространенным типом упаковок, используемых для транспортировки радиоактивных материалов, является промышленная упаковка.
Следовательно, при транспортировке радиоактивных материалов важно обеспечить безопасность, чтобы избежать радиационного облучения персонала, участвующего в транспорте, и широкой общественности по транспортным маршрутам [3, с. 68].
Упаковка для радиоактивных материалов включает в себя, при необходимости, экранирование для снижения потенциального радиационного
облучения. Для некоторых материалов, таких как сборки свежего уранового топлива, уровни радиации незначительны, и экранирование не требуется.
Другие материалы, такие как отработанное топливо, являются высокорадиоактивными и специально разработанными контейнерами со встроенным экранированием.
Для ограничения риска при обращении с высокорадиоактивными материалами часто используются контейнеры двойного назначения (коробки), которые подходят как для хранения, так и для транспортировки отработанного ядерного топлива.
Обычные промышленные контейнеры используются для низкоактивных материалов, таких как концентрат оксида урана, отправляемый из шахт.
Как и другие перевозимые опасные материалы, упаковки радиоактивных материалов маркируются в соответствии с требованиями национальных и международных правил.
Эти этикетки не только указывают на то, что материал является радиоактивным, включая символ излучения, но и указывают на радиационное поле в непосредственной близости от упаковки. Основной гарантией безопасности при транспортировке ядерных материалов является конструкция упаковки, которая должна допускать предсказуемые аварии.
Грузоотправитель несет главную ответственность за это, а также за подготовку персонала, непосредственно участвующего в перевозке. Транспортируется много различных радиоактивных материалов, и степень потенциальной опасности от этих материалов значительно варьируется.
Условия, на которые испытания упаковок выдерживаются, включают в себя: огонь, удар, смачивание, давление, тепло и холод. Упаковки радиоактивных материалов проверяются перед отправкой и, когда это будет сочтено необходимым, очищаются для удаления загрязнения [5, с. 189].
Таким образом, перевозка радиоактивных материалов строго регулируется. Количество и тип радиоактивности, присутствующего в грузе, определяют, как его можно транспортировать и какой вид контроля требуется.
Некоторые материалы с очень низкой радиоактивностью могут поставляться без контроля. Другие материалы, которые являются высокорадиоактивными и могут представлять опасность для общественности, требуют контролируемых маршрутов, дополнительной безопасности и уведомлений для государственных и местных чиновников.
Судоходные компании используют специальную упаковку, маркировку и методы при транспортировке радиоактивных материалов. Эти меры безопасности помогают обеспечить безопасность людей на случай, если что-то пойдет не так.
Библиографический список:
1. Гавкалюк Б. В., Гуменюк В. И. Проблемы обеспечения пожарной безопасности при обращении с опасными грузами на железнодорожном транспорте //Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». -2019. - №. 4. - С. 47.
2. Долихин А. А., Григорьян А. Н., Иванов А. Н. Обеспечение безопасности железнодорожной транспортировки опасных грузов //Надзорная деятельность и судебная экспертиза в системе безопасности. - 2018. - №. 1. - С. 50.
3. Калачева О. А. Экологическое обеспечение безопасности при аварийных ситуациях на железнодорожном транспорте //Атуальные проблемы и перспективы развития транспорта, промышленности и экономики России (" ТрансПромЭк-2019"). - 2019. - С. 68.
4. Аксенов С.Г., Синагатуллин Ф.К. Чем и как тушат пожар // Современные проблемы безопасности (FireSafety 2020): теория и практика: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - Уфа: РИК УГАТУ, 2020. С. 146-151. (дата обращения: 4.02.2022).
5. Аксенов С. Г., Чернов А. В., Цыганков А. В. Средства пожаротушения: чем и как тушат пожары / С. Г. Аксенов // Студенческий форум. - 2021. - № 12. - С. 42-43. (дата обращения: 4.02.2022).