В зарубежных испытательных лабораториях данная проблема решена путем прокладки внутри стен огневой камеры труб горячего водоснабжения. Прокладка труб позволила уравнять температуру и влажность по всему объему огневой камеры. Наряду с этим, достичь необходимого результата возможно не только прокладкой труб горячего водоснабжения в стенах огневой камеры, но и применением инженерных систем (приточно-вытяжная вентиляция или электроотопление), которые используются перед каждым опытом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Указ Президента РФ от 1 января 2018 г. № 2 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года".
2. Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",- М.: ВНИИПО, 2012.-148.
3. ГОСТ Р 53325-2012 Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний М.: Стандартиформ, 2014 - 122 с.
УДК 614.84
А.А. Порошин, В.В. Харин, Е.В. Бобринев, А.А. Кондашов, Е.Ю. Удавцова
ФГБУ «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт
противопожарной обороны МЧС России»
ПОЖАР КАК ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ: ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ
Рассмотрены чрезвычайные ситуации в Российской Федерации за период с 2013 по 2017 гг., причиной которых установлен пожар. Предложена формула для оценки риска перерастания пожара в чрезвычайную ситуацию для субъектов и федеральных округов Российской Федерации.
Ключевые слова: чрезвычайные ситуации, пожар, риск.
A.A. Poroshin, V. V. Kharin, Е. V. Bobrinev, A.A. Kondashov, Е. Yu. Udavtsova PROBLEMS OF OVERGROWING FIRES IN EMERGENCY SITUATIONS.
Emergency situations in the Russian Federation for the period from 2013 to 2017 are considered, the cause of which is a fire. A formula is proposed for assessing the risk of escalation of a fire in an emergency situation for subjects and federal districts of the Russian Federation.
Keywords: emergencies, fire, risk.
Пожарная безопасность является одной из составляющих обеспечения национальной безопасности страны.
В соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года, утвержденными Указом Президента РФ от 1 января 2018 г. № 2, целью государственной политики в области пожарной безопасности является обеспечение необходимого уровня защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
За период с 2013 по 2017 гг. в Российской Федерации произошло 30 природных
пожаров, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций природного характера. Наибольшее количество чрезвычайных ситуаций произошло за рассматриваемый период в 2013 году (11 ЧС), наименьшее - в 2016 году (2 ЧС) [1].
Из всех чрезвычайных ситуаций, связанных с природными пожарами, произошедших за пять лет наибольший ущерб, наибольший ущерб был причинен в результате природного пожара в Республике Хакасия в 2015 году, когда в результате несанкционированного пала травы при порывах ветра до 30 м/с произошло возгорание домов и строений в 38 населенных пунктах 3 муниципальных образованиях (г. Абакан, г. Черногорск, г. Саяногорск). В результате погибло 32 человека и был причинен материальный ущерб на сумму более 3,5 млрд. рублей.
Также следует выделить природный пожар в Забайкальском край в 2015 году, когда в результате лесостепных пожаров с порывами ветра 25-30 м/с, в связи с ухудшением пожароопасной обстановки произошёл переход огня на жилые дома в 18 населенных пунктах. В результате погибло 9 человек и был причинен материальный ущерб на сумму около 1 млрд. рублей.
В 2017 году произошел природный пожар в Ростовской области на территории Усть-Донецкого и Нижнекундрюченского лесничеств, площадь пожара составила около 10 га, был причинен материальный ущерб на сумму 3,8 млрд рублей.
Также следует отметить два природных пожара, произошедших в 2017 году, в результате которых погибли люди. В результате пожара на территории Красноярского края и Иркутской области произошел переход природных огня на населенные пункты, в результате чего сгорели 138 жилых домов и погибло 3 человека. В Волгоградской области произошел природный пожар площадью 12,5 тыс. га, огонь перешел настроения в 5 муниципальных образованиях и 1 городском округе, сгорело 155 строений, в том числе 25 жилых домов, погибло 2 человека.
В целом по Российской Федерации за период 2013-2017 гг. в чрезвычайных ситуациях, причинами которых стали природные пожары, пострадало 7536 человек, погибло 46 человек, было спасено 2205 человек, суммарный ущерб составил 10,893 млрд. рублей. К тушению крупных природных пожаров было привлечено 21548 человек и 5449 единиц техники.
Наибольший ущерб от крупных природных пожаров был причинен в 2015 году, когда погиб 41 человек и пострадало 6154 человека, материальный ущерб составил 5,2 млрд. рублей. В 2017 году в крупных природных пожарах погибло 5 человек и 1382 человека пострадало, материальный ущерб составил 4,9 млрд рублей.
Предлагается для оценки риска перерастания пожара в чрезвычайную ситуацию (R4C, безразм.) для субъектов и федеральных округов Российской Федерации использовать следующую формулу:
N
J^ _ У ЧС
чс ~ N
14 пож
где N4C - количество чрезвычайных ситуаций в субъекте Российской Федерации, причинами которых стали природные пожары, ед./год;
МТОЖ - количество природных пожаров в субъекте Российской Федерации, ед./год.
В таблице 1 приведены значения показателя «риск перерастания пожара в чрезвычайную ситуацию» для субъектов и федеральных округов Российской Федерации [1,2].
Таблица 1
Значения показателя «риск перерастания пожара в чрезвычайную ситуацию» для субъектов
и федеральных округов Российской Федерации
Субъект и федеральный округ РФ Значение риска J?4C, х 102
2013 2014 2015 2016 2017 2013-2017
Центральный ФО 0 0,168 0 0 0 0,044
Брянская область 0 0,877 0 0 0 0,179
Тверская область 0 0,467 0 0 0 0,215
Северо-Западный ФО 0,052 0 0 0 0 0,016
Архангельская область 0,315 0 0 0 0 0,155
Приволжский ФО 1,242 0,108 0,381 0,279 0,088 0,389
Пермский край 2,553 0 1,818 1,587 0 1,536
Кировская область 1,754 0 0 0 0 0,209
Нижегородская область 0 0,457 0 0 0 0,165
Оренбургская область 0 0 0,813 0 0 0,202
Самарская область 2,564 0 0 0 0 0,370
Саратовская область 0 0 0 0 1,000 0,455
Ульяновская область 0 0 0,901 0 0 0,313
Южный ФО 0 3,846 1,739 0 0,353 0,662
Краснодарский край 0 0 1,754 0 0 0,271
Астраханская область 0 0 50 0 0 9,091
Волгоградская область 0 0 0 0 1,408 0,735
Ростовская область 0 13,333 0 0 0,662 1,613
Сибирский ФО 0 0 0,029 0 0,028 0,013
Республика Бурятия 0 0 0 0 0,104 0,020
Республика Хакасия 0 0 1,429 0 0 0,305
Забайкальский край 0 0 0,069 0 0 0,019
Красноярский край 0 0 0 0 0,075 0,016
Иркутская область 0 0 0 0 0,136 0,028
Российская Федерация 0,110 0,030 0,057 0,018 0,027 0,044
Наиболее высокое значение риска i?4C за период 2013-2017 гг. среди субъектов Российской Федерации наблюдается в Астраханской области (9,09-10-2), среди федеральных округов - в Южном ФО (0,662-10-2).
В целом по Российской Федерации за период 2013-2017 гг. наиболее высокое значение показателя «риск перерастания пожара в чрезвычайную ситуацию» было зафиксировано в 2013 году (i?4C=0,l 10-10-2), наиболее низкое - в 2016 году (i?4C=0,018-10-2). Среднегодовое значение риска i?4C в Российской Федерации за пятилетний период равно 0,044-10-2.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Статистика пожаров и ЧС. Открытые данные. URL: https://sites.google.com/site/pojstat/ (дата обращения: 23.04.2018)
2. Федеральное агентство лесного хозяйства. Открытые данные. URL: http://rosleshoz.gov.ш/open-agency/opendata/registry (дата обращения: 23.04.2018).