Научная статья на тему 'Поздравление Л. М. Ковалевой'

Поздравление Л. М. Ковалевой Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
119
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поздравление Л. М. Ковалевой»

т.д. Посольство Франции в России по достоинству оценило этот вклад, наградив ее орденом Пальмовой ветви (2006г).

Значительна роль Ларисы Г еоргиевны в научно-исследовательской работе: общее число ее публикации насчитывает 127 наименований. Почетный работник Высшего профессионального образования РФ, член двух диссертационных советов, Лариса Георгиевна продолжает заражать своей энергией коллег и студентов, готовить молодые научные кадры: магистрантов, аспирантов.

Мы рады за наших коллег из Московского городского педагогического университета, среди которых Лариса Георгиевна продолжает свой творческий путь с 2006 г. в качестве профессора кафедры романской филологии, заместителя директора по научной работе и международной деятельности Института Иностранных языков МГПУ.

Коллеги и многочисленные ученики из Иркутского государственного лингвистического университета поздравляют дорогую Ларису Георгиевну Викулову с замечательным юбилеем, желают ей крепкого здоровья, благополучия и дальнейших творческих успехов на поприще Науки.

Семёнова Татьяна Ивановна

Доктор филологических наук, профессор, проректор по научной работе ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

Лия Матвеевна Ковалева

Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор филологических наук, профессор Иркутского государственного лингвистического университета

С именем Лии Матвеевны Ковалевой связана целая эпоха в лингвистике. Лия Матвеевна всегда идет на шаг впереди в удивительном умении видеть перспективы развития науки, определять горизонты современной лингвистики, прокладывать новые пути в области лингвистического знания. Труды Л.М. Ковалевой по семантическому синтаксису имеют основополагающее значение для осмысления синтаксических проблем в теоретической лингвистике. Широта лингвистических интересов, столь характерная для всего научного творчества Лии Матвеевны, нашла от-

О

ражение в разработке эвристической теории лексико-семантического синтаксиса, позволила по-новому взглянуть на грамматический строй языка. Теория сентенционального поля явилась еще одним новаторским методологическим подходом в исследовании предложения.

Наше научное сотрудничество с Лией Матвеевной началось с 1987 г., когда я стала ее аспирантом, а впоследствии и докторантом, и моя научная судьба сложилась во многом благодаря моему Учителю, чья человеческая щедрость, уважительное отношение к идеям, мыслям всегда были стимулом саморазвития. Я до сих пор помню чувство восхищения, когда я слушала лекции Лии Матвеевны, будучи студенткой, аспирантом, докторантом, и всякий раз удивлялась и училась тому, как артистично, удивительно доступно, Лия Матвеевна излагала сложные вопросы семантического синтаксиса, вербоцентрической концепции предложения, идеи концептуальной интеграции в грамматике, возможности холистического подхода к исследованию семантики предложения. Объяснительная сила анализа Лии Матвеевны всегда будила исследовательскую мысль, желание подойти к языковым явлениям с новых позиций. Любовь к ученикам, которых у Лии Матвеевны великое множество, -это то, без чего не складывается образ Лии Матвеевны. Дар Учителя Лии Матвеевны заключается в том, что она никогда не предлагает готовых решений, Лия Матвеевна учит мыслить, размышлять, самим генерировать новое знание, воплощать задуманное. Сейчас, спустя много лет, еще более ценным представляется школа научного руководства Лии Матвеевны, одним из принципов которого являлось развитие лингвистической эрудиции аспирантов, молодых ученых через формирование научного сообщества.

Способность увидеть талант и поддержать его отразились в том, что вокруг и под руководством Лии Матвеевны сложилась одна из наиболее действенных и признанных научных школ не только в нашем университете, но и далеко за его пределами. Труды Лии Матвеевны и членов ее научной школы отличаются новаторскими идеями и новыми подходами к описанию языковых явлений. Высокую оценку и признание научной общественности получили монографии Л.М. Ковалевой «Английская грамматика: от предложения к слову» (2006), «Английская грамматика: предложение и слово» (2008), коллективные монографии, вдохновителем которых явилась Лия Матвеевна: «Когнитивные категории в синтаксисе» (2009), «Слово и предложение» (2010), «Прототипические и непрототипические единицы в языке» (2012).

Школа научной мысли Лии Матвеевны - то живой организм, который растет не только количественно, территориально, но и содержательно, отражая многие направления в развитии лингвистических знаний. Не случайно четыре докторских и более пятидесяти кандидатских диссертаций, выполненных под руководством Л.М. Ковалевой, отличаются таким разнообразием и широтой тематики, глубиной исследуемой проблематики. Невероятно сложный контекст нашего времени не погасил ни благожелательность, ни мягкий юмор, ни щедрость, с которой Лия Матвеевна делится своими знани-

ями со многими поколениями учеников. Общение с Лией Матвеевной - это кладезь новых идей.

Дорогая Лия Матвеевна! Долгих Вам лет! Заряжайте своими знаниями, энергией тех, кто так же предан научному поиску, как и Вы, для кого лингвистика - это судьба. Скольким поколениям учеников еще захочется восхититься Вашим чувством собственного достоинства и свободой духа, редким сочетанием легкости и значительности, отличающие не только Ваши работы, но и стиль общения, которому хочется научиться.

СОБЫТИЯ

30 января 2012 года состоялась защита кандидатской диссертации на заседании диссертационного совета ДМ 212.069.01 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора и кандидата наук при ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им Н.Г.Чернышевского»

Жданко Татьяна Александровна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

УДК 378.14 ББК 74.20

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Представлены результаты проведенного исследования, посвященного проблеме проектирования образовательно-профессионального пространства вуза по формированию конкурентоспособности личности студента. Актуальность исследования определяется проникновением рыночных отношений во все сферы жизнедеятельности, в том числе и в образование, возникает необходимость приспособления к быстроизменяющимся условиям жизни, потребность формирования конкурентоспособности личности.

Ключевые слова: образовательно-профессиональное пространство вуза; проектирование образовательно-профессионального пространства вуза; конкурентоспособность личности студента.

EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL SPACE OF HIGHER SCHOOL AS A PEDAGOGICAL CONDITION TO FORM COMPETITIVENESS OF STUDENT’S PERSONALITY

The article deals with the results of the research devoted to the projecting of educational and professional space of higher school to form competitiveness of student’s personality. The research’s urgency is defined with market relations p en-etrating into all spheres of activity including education; there is a need to adapt to the fast-changing living conditions, to form competitiveness of the personality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.