Научная статья на тему 'ПОЗДНЯЯ АНТИЧНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЕВРОПЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА'

ПОЗДНЯЯ АНТИЧНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЕВРОПЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
поздняя античность / полиэтничность / поликонфессиональность / мультикультура-лизм / интеграция / диалог культур / late antiquity / poliethnicity / multi-religious civilization / multiculturality / integration / cultural dialog

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ващева И.Ю.

Статья рассматривает появление концепции поздней античности в западноевропейской историографии и дальнейшие ее перспективы в современном европейском обществе. Акцентируется связь новых историографических подходов и концепций с проблемами современного европейского общества. Соответственно ставится вопрос о дальнейшей судьбе этого подхода в связи с изменением политической ситуации в Западной Европе, появлением новых вызовов и проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LATE ANTIQUITY AND CHALLENGES OF THE MODERN EUROPEAN SOCIETY

The article consider the origin of the concept of Late Antiquity in the modem Western European historiography and its further perspectives in a present-day European society. An emphasis on some associations between new historiographic approaches and concepts and pressing issues of up-to-date European society is made. So in accordance with drastic changing of political situation in Western Europe, raising of new challenges and problems a question of this concept's future is under debate.

Текст научной работы на тему «ПОЗДНЯЯ АНТИЧНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЕВРОПЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА»

ПОЗДНЯЯ АНТИЧНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЕВРОПЕЙСКОГО

ОБЩЕСТВА

Ващева И.Ю.

доцент кафедры истории средневековых цивилизаций ННГУ им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород)

LATE ANTIQUITY AND CHALLENGES OF THE MODERN EUROPEAN SOCIETY

Vascheva I. Yu.

associate professor of NNSU after N.I. Lobachevskiy (Nizhny Novgorod)

Аннотация

Статья рассматривает появление концепции поздней античности в западноевропейской историографии и дальнейшие ее перспективы в современном европейском обществе. Акцентируется связь новых историографических подходов и концепций с проблемами современного европейского общества. Соответственно ставится вопрос о дальнейшей судьбе этого подхода в связи с изменением политической ситуации в Западной Европе, появлением новых вызовов и проблем.

Abstract

The article consider the origin of the concept of Late Antiquity in the modern Western European historiography and its further perspectives in a present-day European society. An emphasis on some associations between new historiographic approaches and concepts and pressing issues of up-to-date European society is made. So in accordance with drastic changing of political situation in Western Europe, raising of new challenges and problems a question of this concept's future is under debate.

Ключевые слова: поздняя античность, полиэтничность, поликонфессиональность, мультикультура-лизм, интеграция, диалог культур

Keywords: late antiquity, poliethnicity, multi-religious civilization, multiculturality, integration, cultural dialog

Период, отделяющий эпоху высокой античности от «темного» средневековья является на сегодняшний день, пожалуй, самым сложным и обсуждаемым в современной исторической литературе периодом не только античной, но и всемирной истории. В зависимости от своей профессиональной специализации одни исследователи называют его «периодом поздней Римской империи», другие -«ранним средневековьем», третьи - «ранневизан-тийским» или «протовизантийским» периодом. Наконец, в последние десятилетия в иностранной историографии возобладала тенденция рассматривать данный период как самостоятельную эпоху -«эпоху поздней античности» (Late Antiquity).

Повышенный интерес современных исследователей к данной эпохе не случаен. Во-первых, этот период уже сам по себе представляет очень сложное время, эпоху кардинальных изменений и трансформаций во всех сферах жизни общества. С этой точки зрения поздняя античность дает прекрасный пример для изучения общества в меняющемся мире, - проблемы, столь актуальной в современной России и Европе.

Во-вторых, изучение позднеантичного мира открывает перед современным европейским исследователем новые горизонты не только в научном, но и в общественно-политическом плане. Поздне-античный мир, понимаемый широко, как единый средиземноморский мир поздней античности от Испании на Западе до Сирии на Востоке, дает пример сложного общества, пример интеграции разных народов с собственным уровнем развития, с собственной самобытной культурой и традициями в единое культурно-историческое пространство,

пример достаточно длительного и устойчивого существования этой сложной саморегулирующейся системы. Политическая ситуация конца XX - самого начала XXI вв., когда в Европе активизировались интеграционные процессы и когда государственные границы, конфессиональные и культурные барьеры казались не столь существенными и непреодолимыми, подтолкнула к изучению религиозной, государственной, социальной и культурной интеграции в период Поздней античности. Соответственно особую актуальность и значимость приобрели не только фиксация самого факта существования такого полиэтничного и поликонфессионального общества, но и изучение механизмов его функционирования, факторов интеграции и устойчивости такой системы. Для современной Европы эти примеры сложных обществ, существовавших в истории, стали особенно актуальны и важны, учитывая политические и религиозный процессы последних десятилетий.

Концепция поздней античности, разработанная первоначально в англоязычной историографии (П. Браун, Г. Бауэрсок, А. Кэмерон и др.) [7-8, 9-14, 17-18, 22] во многом изменила и научную парадигму европейского знания. В новую политическую и научную ситуацию уже не вписывается традиционное представление о варварском завоевании, вторжении варваров и падении Римской империи, а вместе с ней - и крушении всего античного мира. Соответственно исследователи как представители своего времени, стали отходить от рассмотрения политических, религиозных и др. конфликтов, глобального слома и разрыва, и начали мыслить уже иными категориями - категориями

континуитета, трансформации, идеями поликультурного и поликонфессионального общества, всеобщей интеграции. Появление новой концепции в англо-американской исторической науке, а затем распространение ее в мировой науке [1-2;5] привело к корректировке многих принятых и устоявшихся оценок данного периода. Эпоху IV - VII веков теперь все больше стали воспринимать не как упадок и разложение традиций античного мира или эпоху смут и варварских переселений, но как самостоятельный мир, богатый и разнообразный, полный специфики и оставивший миру огромное наследство.

Работы Питера Брауна [9-14; 3-4], появившиеся в начале 70-х гг. XX века, представили читателю неожиданную и потрясающую панораму совершенно иного мира со II по VII век [15, 18, 19] и в географическом отношении охватывающем христианскую ойкумену от западных провинций до Са-санидского Ирана. Это была не привычная картина упадка «классической античности», разложения прежних традиций и отношений, но напротив, время новых возможностей и кардинальных изменений, разнообразия и творчества, что нашло отражение в чрезвычайно богатой и разнообразной литературной традиции, произведениях искусства, строительстве и т.д. Более того, перед читателем представала не исключительно Христианская империя, но очень неоднородное и поликонфессиональное образование, в котором наряду с христианством одинаково большую роль играли неоплатонизм, старые языческие античные культы и представления, различные религиозные практики, широко распространенные на восточных границах империи, и даже ранний ислам [6].

Соответственно англо-американская, а затем и мировая наука, очарованные богатством и многогранностью культуры позднеантичного мира, религиозным многообразием и толерантностью, зарождением новых устоев, увидела в этом периоде мировой истории массу аналогий современному состоянию самого европейского сообщества, и его изучение приобрело особую актуальность с точки зрения поиска возможных путей разрешения современных проблем Европейского общества и поиска возможных путей дальнейшего развития.

Так, например, размытость территориально -государственных границ на всем пространстве позднеантичного мира и ощущение единства христианской ойкумены не мешали формированию и развитию «национальных» государств. К примеру, становление армянской государственности и формирование чувства национального самосознания происходит в недрах общей интеллектуальной парадигмы, определяющим элементом и фактором развития которой было христианство. Сирия не теряла своего собственного специфического лица и в то же время была важной частью христианской ойкумены.

Полиэтничность [20] и поликонфессиональ-ность мира Поздней античности, толерантность по отношению к разным религиозным учениям [2131], активные миграции идей и авторов от Испании

до Сирии, а также одновременное бытование нескольких разных языков на одной территории не разрушали единства позднеантичного мира, но, напротив, обогащали его культуру, скрепляли его дополнительными внутренними связями, придавали сходство тенденций культурного, религиозного, социального, литературного развития на огромном пространстве христианской ойкумены вплоть до VIII века, способствовали формированию общности ментальных и поведенческих установок, и таким образом создавали единое культурно-историческое пространство.

Примечательно, что современная историография не только представляет некий общий взгляд на состояние Средиземноморского мира в поздненан-тичную эпоху с признанием того, что это был действительно поликультурный, поликонфессиональный и полиэтничный мир, но уделяет огромное внимание изучению именно негреческих культур Восточного Средиземноморья. В последние десятилетия количество изданий, посвященных этой проблематике, возросло в десятки раз. В центре внимания историков оказываются арабы и исламская культура, евреи и иудаизм, восточные народы со своими религиозными системами, а также варвары и проблемы этнической и культурной идентичности. Примечательно, что арабы и ранний ислам в рамках данной концепции рассматриваются совершенно иначе, чем прежде. Вместо проблематики завоеваний и религиозного и цивилизацион-ного противостояния, подчеркивается близость раннего ислама и христианской доктрины, а соответственно и общность моральных установок христиан и мусульман на заре средневековья

В целом, концепция Поздней античности оказалась весьма актуальной и востребованной в европейской науке конца XX - начала XXI века во многом именно потому, что отражала культурный горизонт и проблемы, волновавшие современное европейское общество.

Однако в последнее десятилетие политическая ситуация в Западной Европе существенным образом меняется. Кризис Еврозоны и растущий регионализм и дезинтеграция, проблемы беженцев и террористическая угроза со стороны радикального ислама, ставят перед европейским сообществом уже совсем иные проблемы. В данной ситуации, в связи с появлением новых вызовов времени и существенным изменением политической, экономической, социальной религиозной, культурно-исторической ситуации в Европе, дальнейшая судьба «концепции поздней античности» оказывается под вопросом. Хотя данная концепция представляется весьма продуктивной и соответствует современному уровню развития исторической науки, изменение политической ситуации, вероятно, внесет свои коррективы уже в ближайшем будущем.

Список литературы

1. Болгов Н.Н. Поздняя античность: история и культура. Учебное пособие для студентов исторических факультетов. Белгород: Изд-во Белгородского гос. университета, 2009. - 88 с.

2. Болгов Н.Н., Литовченко Е.В., Смирниц-ких Т.В. Поздняя античность: специфика эпохи и новые подходы к изучению // Гуманитарная наука в современной России: состояние, проблемы, перспективы развития. Материалы IX региональной НПК. Т. 1. Белгород, 2007. С. 47-55;

3. Браун П. Культ святых в латинском христианстве позднеантичного Запада. - М., 2004.

4. Браун П. Поздняя Античность // История частной жизни: в 3-х т. / под ред. Ф. Арьеса и Ж. Дюби. М.: Новое литературное обозрение, 2017. Т. 1. От Римской империи до начала второго тысячелетия. С. 269-354.

5. Ващева ИЮ. Концепция поздней античности в современной исторической науке // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2009, № 6 (1), с. 220-231

6. The Byzantine and Early Islamic Near East, I. Problems in the Literary Source Material / Ed. By A. Cameron & L.I. Conrad, 1992.

7. Bowersock Gl. Hellenism in late Antiquity. Ann Arbor, 1990.

8. Bowersock Gl. W. The vanishing paradigm of the fall of Rome // Bulletin of the American Academy of Arts and Sciences. Vol. 49. 1996. P. 29-43.

9. Brown P. Eastern and Western Christendom in Late Antiquity: a Parting of the Ways // The Orthodox Churches and the West. Ed. by Baker D. Studies in Church History. Vol. 13. Oxford, 1976.

10. Brown P. Religion and Society in the age of Saint Augustine. London, 1972.

11. Brown P. Society and the Holy in Late Antiquity. Berkeley, Los Angeles, 1982.

12. Brown P. The Cult of the Saints: its Rise and Function in Latin Christianity. Chicago, 1981.

13. Brown P. The rise and function of the Holy man in late Antiquity // Journal of Roman Studies. Vol. 61. 1971. P. 80-101.

14. Brown P. The world of Late Antiquity. From Marcus Aurelius to Muhammad. L, 1971.

15. Cambridge Ancient History. Ed. by A. Cameron, B. Ward - Perkins and M. Whitby. Vol. 14. Late

Antiquity: Empire and Successors, AD 425-600. Cambridge, 2000.

16. Cameron A. Gibbon and Justinian // Edward Gibbon and Empire. Ed. by R. Quinault and R. McKit-terick. Cambridge, 1997. P. 34-52.

17. Cameron Av. The Mediterranean World of Late Antiquity A.D. 395-600. L. - NY, 1993.

18. Cameron, Averil. The 'long' late antiquity: a late twentieth-century model // Classics in progress. Essays on ancient Greece and Rome. Ed. by T.P. Wiseman. Oxford-NY., 2002.

19. Collin R. Early Medieval Europe 300-1000. L., 1991.

20. Ethnicity and Culture in Late Antiquity. Ed. by Mitchell and J. Greatrex. London, 2000.

21. Fowden G. From Empire to Commonwealth: the Consequences of Monotheism in Late Antiquity. Princeton, 1993.

22. Late Antiquity. A Guide to the Postclassical World. Ed. by G.W. Bowersock, P, Brown, O. Grabar. Cambridge Mass., 1999.

23. Liebeschuetz J.H.W.G. A.H.M. Jones and the late Roman Empire // Institute of Archaeology Bulletin, 29. 1992. P. 2-8.

24. Pagans and Christian in Late Antiquity: a Sourcebook. Ed. by A.D. Lee. London, 2000.

25. Potter D. Prophecy and History in the Crisis of the Roman Empire. Oxford, 1990.

26. Rapp Cl. Holy Bishops in Late Antiquity. Berkeley - Los Angeles - London, 2005.

27. Reading in Late Antiquity: a Sourcebook. Ed. by M. Maas. London, 2000.

28. Religions of Late Antiquity in Practice. Ed. by R. Valantasis. Princeton, 2000.

29. The Byzantine Saint. Ed. by S. Hackel. Birmingham, 1981.

30. The Cult of the Saints in Late Antiquity and the Early Middle ages. Ed. by J. Howard-Johnston and P. Heywood. Oxford, 1999.

31. The world of late antiquity revised // Symbo-lae Osloenses. Vol. 72. 1997. P. 5-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.