Научная статья на тему '«Поющее богословие»: древнерусское богослужебное пение и его значение в наши дни'

«Поющее богословие»: древнерусское богослужебное пение и его значение в наши дни Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
223
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО БОГОСЛУЖЕБНОГО ПЕНИЯ / РУССКОЕ ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / "ПОЮЩЕЕ БОГОСЛОВИЕ" / ДУХОВНОСТЬ / ЭТИКА / "SINGING DIVINITY" / HISTORY OF ANCIENT RUSSIAN LITURGICAL SINGING / RUSSIAN CHURCH SINGING ART / SPIRITUALITY / ETHICS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хрякова Антонина Семеновна

Русское церковно-певческое искусство является неотъемлемой частью национального культурного достояния. Обращение к данной теме вызвано необходимостью глубокого изучения истории древнерусского церковного пения для умения отличать историю музыки от истории богослужебного пения. В процессе возвращения и восстановления разрушенного, познание древнерус-кой певческой системы занимает одну из ключевых позиций. Проблема древнерусского богослужебного пения представляет собой не столько эстетическую или музыковедческую проблему, сколько духовную и этическую. И решаться она должна не сугубо актом научного теоретизирования, но духовным преображением всего человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian church singing art is the inalienable part of national cultural heritage. The appealing to this topic is caused by the necessity of in-depth study of the history of ancient Russian church singing for skill of distinguishing music history and liturgical singing history. In the process of recuperation and restoration of what was destroyed, the cognition of ancient Russian singing system occupies one of the key positions. The problem of ancient Russian liturgical singing represents not so much esthetic or music-study problem as the one spiritual and ethic. And it must be solved not only by the act of scientific theorizing but by moral transformation of human in whole.

Текст научной работы на тему ««Поющее богословие»: древнерусское богослужебное пение и его значение в наши дни»

3. Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. - М.: Наука, 1987. - С. 64.

4. Дворянский адрес-календарь на 1898 год. -СПб., 1897.

5. Игошев В.В. Ярославское художественное серебро ХУ1-ХУШ веков. - М.: Модус граффити, 1996 - С. 33.

6. Иллюстрированный Рыбинский календарь за 1902 год // Старый Рыбинск. История города в описаниях современников Х1Х-ХХ веков. - Рыбинск: Михайлов посад, 1993. - С. 327.

7. Книга поступлений Рыбинского художественно-исторического музея 1927-1952 годов. РФ ГАЯО, ф. 429. Рыбинский музей, оп. 1, д. 3.

8. Копыткин С. Очерк Растрелли // Памятники Отечества. - 1992. - .№25. - С. 88.

9. Николаева Т. В. Древнерусская живопись Загорского музея. - М.: Искусство, 1977. - .№74.

10. Опись всей движимости в селе Петровском, 1869 год июля 29 (по комнатам). Рукопись на

франц. яз. Научный архив РБМ. Ч. 5 об.

11. Отчет о деятельности в г. Рыбинске Яр. Губернии агента губернского подотдела охраны памятников искусства и старины Д.А. Ушакова. 26 марта 1920 г. // Сб. Ярославский архив: историко-краеведческий сборник. - М.; СПб.: Феникс, 1996. - С. 221-224.

12. Полякова О.А. Иконы с изображением Ниловой пустыни из музея «Коломенское» // Ежегодник ПКНО, 1989. - М.: Наука, 1990. - С. 225.

13. РФ ГАЯО, ф. 13, оп. 1, д. 35, л. 15.

14. Сахаров И.В. Село Петровское и его обитатели // Верхневолжская правда. - 1986. - 1112 октября.

15. Старина и новизна. (Исторический сборник, издаваемый при обществе ревнителей русского просвещения в память императора Александра III). Книга 17. - М.: Синодальная типография, 1914. - С. 30, 37.

УДК 78

А.С. Хрякова

«ПОЮЩЕЕ БОГОСЛОВИЕ»:

ДРЕВНЕРУССКОЕ БОГОСЛУЖЕБНОЕ ПЕНИЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В НАШИ ДНИ

Русское церковно-певческое искусство является неотъемлемой частью национального культурного достояния. Обращение к данной теме вызвано необходимостью глубокого изучения истории древнерусского церковного пения для умения отличать историю музыки от истории богослужебного пения. В процессе возвращения и восстановления разрушенного, познание древнерусской певческой системы занимает одну из ключевых позиций. Проблема древнерусского богослужебного пения представляет собой не столько эстетическую или музыковедческую проблему, сколько духовную и этическую. И решаться она должна не сугубо актом научного теоретизирования, но духовным преображением всего человека.

Ключевые слова: история древнерусского богослужебного пения, русское церковно-певческое искусство, «поющее богословие», духовность, этика.

Во всем многообразии духовного наследия Древней Руси нелегко найти сегодня область более труднодоступную для нашего восприятия и более не поддающуюся усилиям современных методов, чем древнерусское богослужебное пение, называемое отцами Церкви «поющим богословием». Слишком отличны цели и задачи этого пения от устремлений нашего современного сознания. Ведь если современный человек расходует свои силы в основном на познание и освоение физического строения Вселенной, то человек Древней Руси делал опору на познание духовной структуры мира.

Именно способность превращать земного человека в человека небесного отразилась в одном из эпитетов богослужебного пения, называемого в древней Руси «ангельским» или «ангелоподобным» пением. Ангелы не могут петь, созерцая Славу Божию. Земное человеческое пение представляло собой образ небесного ангельского пения, и, восходя в процессе пения от образа к первообразу, человек уподоблялся ангелам.

По учению церкви, человек трисоставен. Он состоит из тела, души и духа. Богослужебное пение также имеет трисоставную природу.

© А.С. Хрякова, 2010

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 20101

Под «телом» богослужебного пения следует разуметь конкретные мелодии богослужебных песнопений, содержащиеся в традиционных церковно-певческих книгах.

Под «душой» богослужебного пения следует понимать «Устав» или «Типикон», указывающий место и время исполнения конкретных мелодий.

Под «духом» богослужебного пения следует понимать аскетический монашеский подвиг, венцом которого является состояние, описываемое Св. Григорием Паламой следующим образом: «Ум, возвысившись до духовных умопостигаемых видений, благочестиво и благоговейно отстраняется от всего и предстает перед Богом».

Основой основ формообразования древнерусского пения является «принцип осмысления», означающий идеальное претворение кругообразного движения. Восемь различных мелодических категорий, закрепленных за определенными неделями года, пробегая от первого гласа к восьмому, возвращаясь снова к первому и завершая полный цикл через каждые восемь недель, неотвратимо создают в сознании ощущение кругообращения.

Число восемь есть число вечности и Будущего Века, и поэтому принцип осмогласия выражает идею вечного молитвенного предстояния человека перед Святой Троицей. Осмогласие как бы накладывает печать вечности на земное время, духовно организуя жизнь и устремляя ее на цели вневременные.

Иконографическим аналогом этой мелодической структуры является «Троица» преподобного Андрея Рублева, в которой Чаша, Престол и три Ангела вписаны в восьмиугольник, образуемый подножиями кресел, горой и зданием. И восьмиугольник «Троицы» и принцип осмогласия есть различные способы претворения кругообразных ангельских движений, и если в «Троице» дано визуальное изображение идеи, то певческое осмогласие оказывает непосредственное ритмическое воздействие на сам процесс человеческой жизни.

Весьма сложной структурой обладал и каждый глас отдельно, что проявилось в наличии мелодической иерархии. Будничные службы распевались мелодиями с минимальным коэффициентом распевности, воскресные службы распе-

вались мелодиями с повышенным коэффициентом распевности и, наконец, службы Великих Двунадесятных праздников распевались мелодиями с максимально высоким коэффициентом распевности.

Организация жизненного времени современного человека столь же бездуховна, как и организация его жизненного пространства. Современный человек остро ощущает эту бездуховность времени и предпринимает судорожные попытки в поисках компенсации её. Это проявляется в изысканиях возможностей согласования своей жизни с космическими и биологическими ритмами, для чего составляются специальные графики с пиками и спадами жизненной активности. В свете этих тенденций особую актуальность приобретает изучение и познание древнерусской системы богослужебного пения, ибо эта система, выкристаллизовавшаяся в Московском государстве XV-XVI вв., представляет собой реальное воплощение духовной организации жизненного времени человека. Жизнь, организованная этой системой, подчинялась уже не космическим или доморощенным ритмам, как жизнь современного человека, но превращалась в ликующее песнопение, прославляющее Бога. Ибо каждое бытовое движение, каждый момент трудовой деятельности одухотворялись и освещались наложением священного ритма православного календаря и следованием направлениям ангельских движений, материализованных в конкретных мелодических формах богослужебного пения.

Одухотворение космоса выражено в знаменитой иконе XVI века «Церковь воинствующая», на которой изображено торжественное и грандиозное вхождение Церкви в мир, воцерковление мира. Воцерковление жизни во всех ее малейших бытовых деталях зафиксировано в «Домострое». Планы древнерусских городов и монастырей представляли собою образы Горнего мира, а храмы - духовные модели Вселенной. Таким образом, древнерусский человек жил в полностью освященном и одухотворенном пространстве-времени, которое и являлось Святой Русью, а ее звуковым выражением служили богослужебное пение и колокольный звон, создающие особую духоносную звукосферу.

232

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.