Научная статья на тему 'ПОЯВЛЕНИЕ В РОССИИ КИНОИСКУССТВА И ЭТАПЫ ЕГО РАЗВИТИЯ'

ПОЯВЛЕНИЕ В РОССИИ КИНОИСКУССТВА И ЭТАПЫ ЕГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1652
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНОИСКУССТВО / КИНЕМАТОГРАФ / РЕЖИССЕРЫ / АКТЕРЫ / ФИЛЬМЫ / КИНОЛЕНТА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Колесова Анастасия Александровна

В статье рассматривается процесс появления российского киноискусства, а также представляются характерные особенности развития кинематографа в России на определенных исторических этапах формирования государства. Показано как через фильмы кинорежиссерами освещались такие темы как: современная жизнь народа и его прошлое, описание исторических событий и процессы формирования личностей людей в разные времена. Отмечается, что Октябрьская революция 1917 г. стала настоящим путеводителем российским кинорежиссерам на Запад, т.к. экспериментальные картины Сергея Эйзенштейна, «Броненосец Потемкин» (1925 г.) и «Октябрь» (1927 г.) получили широкую известность преимущественно за рубежом. Главный научный результат: доказано, что отечественные кинорежиссеры во всех эпохах глубоко проникали в характер человека, раскрывая через него философский смысл эпохи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EMERGENCE OF CINEMATOGRAPHY IN RUSSIA AND THE STAGES OF ITS DEVELOPMENT

The article discusses the process of the emergence of Russian cinematography, and also presents the characteristic features of the development of cinema in Russia at certain historical stages of the formation of the state. It is shown how, through films, filmmakers covered such topics as: the modern life of the people and their past, the description of historical events and the processes of formation of people's personalities at different times. It is noted that the October Revolution of 1917 became a real guide for Russian filmmakers to the West, because experimental paintings by Sergei Eisenstein, "Battleship Potemkin" (1925) and "October" (1927) were widely known mainly abroad. The main scientific result: it is proved that domestic film directors in all eras deeply penetrated into the character of a person, revealing through him the philosophical meaning of the era.

Текст научной работы на тему «ПОЯВЛЕНИЕ В РОССИИ КИНОИСКУССТВА И ЭТАПЫ ЕГО РАЗВИТИЯ»

Образец ссылки на эту статью: Колесова А.А. Появление в России киноискусства и этапы его развития // Бизнес и дизайн ревю. 2022. № 3 (27). С. 117-123.

УДК 791.43.03

ПОЯВЛЕНИЕ В РОССИИ КИНОИСКУССТВА И ЭТАПЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

Колесова Анастасия Александрова

ФБГОУ ВО «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева», Институт экономики и управления АПК, Москва, Россия (127434, Москва, ул. Тимирязвская, 49), бакалавр, hkolesova8@gmail.com

Аннотация. В статье рассматривается процесс появления российского киноискусства, а также представляются характерные особенности развития кинематографа в России на определенных исторических этапах формирования государства. Показано как через фильмы кинорежиссерами освещались такие темы как: современная жизнь народа и его прошлое, описание исторических событий и процессы формирования личностей людей в разные времена. Отмечается, что Октябрьская революция 1917 г. стала настоящим путеводителем российским кинорежиссерам на Запад, т.к. экспериментальные картины Сергея Эйзенштейна, «Броненосец Потемкин» (1925 г.) и «Октябрь» (1927 г.) получили широкую известность преимущественно за рубежом. Главный научный результат: доказано, что отечественные кинорежиссеры во всех эпохах глубоко проникали в характер человека, раскрывая через него философский смысл эпохи.

Ключевые слова: киноискусство; кинематограф; режиссеры; актеры; фильмы; кинолента.

THE EMERGENCE OF CINEMATOGRAPHY IN RUSSIA AND THE STAGES OF ITS DEVELOPMENT

Kolesova Anastasia Aleksandrovna

Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Institute of Economics and Management of Agroindustrial Complex Moscow, Russia (127434, Moscow, Timiryazevskaya street 49), bachelor, hkolesova8@gmail.com

Abstract. The article discusses the process of the emergence of Russian cinematography, and also presents the characteristic features of the development of cinema in Russia at certain historical stages of the formation of the state. It is shown how, through films, filmmakers covered such topics as: the modern life of the people and their past, the description of historical events and the processes of formation of people's personalities at different times. It is noted that the October Revolution of 1917 became a real guide for Russian filmmakers to the West, because experimental paintings by Sergei Eisenstein, "Battleship Potemkin" (1925) and "October" (1927) were widely known mainly abroad. The main scientific result: it is proved that domestic film directors in all eras deeply penetrated into the character of a person, revealing through him the philosophical meaning of the era.

Key words: cinematography; cinema; directors; actors; movies; film reel.

Введение

Кинематограф занимает важное место в современной жизни каждого человека. Сегодня кино достигло пика своей популярности и имеет большую образовательную и эстетическую силу. Каждый день непрерывно идут съемки, появляются новые ленты и новые актеры, но мало кто знает, как именно появилась кинематография и какие этапы становления она прошла. Становление российского кино происходило тяжело и долго, так как оно тормозилось потоком иностранных лент, а именно таких стран как: Америка, Франция, Англия, Германия и другие. Постепенно положение российской киноиндустрии начало улучшаться, и в 1907-1908 годах в стране началось регулярное производство фильмов.

Заметим, что история российского кинематографа одна из популярных тем. Ресурс е-НЬгагу выдает нам более 100 публикаций, посвященных данной тематике. Несмотря на то, что мы не ставим перед собой задачи дать подробный анализ историографии вопроса, все же было несправедливо назвать некоторых авторов. Достаточно сказать, что политический аспект киноискусства поднимают в своих исследованиях Н.И. Бочкова [1, с. 234238], М.И. Косинова [2, с. 293-306], А.Б. Оришев [3, с. 11], Д.В. Павлова [4, с. 93-96], А.А. Потапенко и Л.Ю. Медовкина [5, с. 199-203] и другие авторы.

Цель работы: определить и охарактеризовать основные этапы развития кинематографа в России.

Методы исследования

В процессе написания работы были использованы следующие методы: описательный, сравнительно-географический, историко-географический и другие.

Результаты исследования и их обсуждение

Историю российского кинематографа можно проследить, начиная с мая 1896 г., когда в Москве готовилась пышная церемония коронации нового императора Николая II. В старой столице собралось много фотографов-репортеров различных газет, получивших специальное разрешение на это мероприятие. Среди них был парижский фотограф Камилл Серф, которого Луи Жан Люмьер отправил в Москву, чтобы запечатлеть коронацию российского императора с помощью нового оборудования. 5 мая газета «Новости дня» написала об этом и указала, что все, что происходило во время коронации, было записано на специальную пленку. Таким образом, менее чем через полгода после первой публичной встречи в Париже изобретение появилось в России [6, с. 125].

Первые кинопоказы в России состоялись весной 1896 г. в Летнем саду «аквариум» в Санкт-Петербурге и театре «Эрмитаж» в Москве. В Москве в конце 1897 г. появилась новость об открытии «электрического театра» на Красной площади в верхнем торговом центре. Он был первым в России кинематографом, который предназначался для демонстрации кинематографических лент [7].

В 1908 г. в России впервые вышел национальный фильм под названием «Понизовая вольница», создателем которого является Александр Дранков. Это было рождение великого немого кино на территории России, картина была черно-белая, немая, короткометражная и тем не менее весьма трогательная. Работа Дранкова положило начало механизму кинопроизводства, и уже в 1910 г. Владимир Гардин, Яков Протазанов, Евгений Бауэр и другие мастера киноискусства, создавали достойное кино, экранизировали русскую классику, снимали мелодрамы, детективы и даже боевики. Вторая половина 1910-х подарила миру таких известных деятелей, как Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов. Первый кинематограф в России - яркий период в развитии отечественного кино.

В 1909 г. российским зрителям был представлен фильм «Петр Великий» (жизнь и смерть Петра Великого). Роль Петра I исполнил актер Петр Воинов, сыгравший в этом же году роль монгольского воина в фильме «Эпизод из жизни Дмитрия Донского» [8, с. 119].

В такие важные исторические периоды как Октябрьский переворот и времена социального реализма, киноиндустрия претерпела немало изменений. Октябрьская революция 1917 г. стала настоящим путеводителем российским кинорежиссерам на Запад. Следует отметить такие экспериментальные картины Сергея Эйзенштейна, как «Броненосец Потемкин» (1925 г.) и «Октябрь» (1927 г.), ведь именно они и получили широкую известность ленты преимущественно на Западе. Период Октябрьской революции запомнился такими режиссерами и их картинами, как Лев Кулешов - «По закону», Всеволод Пудовкин - «Мать», Дзиги Вертов - «Человек с киноаппаратом» и другие [9, с. 204].

История российского кинематографа в период соцреализма начиналась с великого события - появление звукового сопровождения в российских фильмах. Первым звуковым фильмом считается «Путевка в жизнь» Николая Экка. Авторитарный режим, царивший в то время, фактически контролировал каждый фильм, поэтому многие режиссеры не могли выпустить свои фильмы. Можно считать, что фаворитами 1930-х годов стали те, кому удалось не только освоить звуковое кино, но и воссоздать идеологическую мифологию Великой революции. Свой талант успешно приспособили к советскому режиму такие режиссеры: Братья Васильевы -«Чапаев», Михаил Ромм - «Ленин в Октябре», Фридрих Эрмлер - «Великий гражданин» [10, с. 32-40].

Великая Отечественная война изменила многие аспекты жизни людей, она не только унесла много человеческих жизней, но и повлияла на

экономические и культурные стороны русского народа. В роковые сороковые годы появились художественные фильмы, в которых война была отражена не как время легких побед и романтических событий. В кино пытались отразить всю жестокость, происходящую на фронте. К первым реальным военным фильмам можно отнести «Радугу», «Нашествие», «Она защищает Родину», «Зоя».

Рисунок 1 - Кадр из фильма «Она защищает Родину» © Фотохроника ТАСС

В это время свет увидела последняя картина С. Эйзенштейна -шедевральная трагедия «Иван Грозный». Громкая победа, завоеванная за счет десятков миллионов людей, вызвала волну кино и новый виток в истории кинематографа в России. Следующие фильмы действительно можно считать шедеврами 1940-х годов: «Сталинградская битва», «Жуковский», «Весна», «Кубанская сказка». В настоящее время также создается немало фильмов на военную тематику, режиссеры стараются передать через экран подвиги героев, важные сражения, всю атмосферу жестокости немецких войск. Ежегодно перед празднованием великого праздника «День Победы» по ТВ и в кинотеатрах показывают патриотические фильмы.

После войны людям нужно было отвлечься от прошедших жестоких событий и режиссеры стали поднимать проблемы простых людей и снимать комедийные ленты и мелодрамы. Например, мелодрамы Марлена Хуциева -«Весна на Заречной улице» и «Два Федора» - успешно вышли в широкий прокат. Истинное удовольствие получили зрители от комедий великого Леонида Гайдая - «Операция Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая

рука». Именно эти фильмы навевают теплые воспоминания и хорошие эмоции. Практически в каждой российской семье сложилась маленькая традиция смотреть эти комедии в преддверии Нового года и перед новогодним застольем. Также нельзя не упомянуть комедию Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или с легким паром». Настоящий бум произвела мелодрама В. Меньшова «Москва слезам не верит», которая взяла «Оскар» за лучший иностранный фильм, и боевик Бориса Дурова «Пираты 20-го века». И конечно же, всего этого не было бы без талантливейших актеров, таких как Олег Даль, Евгений Леонов, Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Николай Еременко, Маргарита Терехова, Людмила Гурченко, Елена Соловей, Инна Чурикова - именно эти актеры вложили большой вклад в создание российского кинематографа.

Общество постепенно переходило в эпоху телевидения, американские фильмы поступали на отечественный рынок, и посещаемость кинотеатров резко снизилась. Несмотря на снижение внимания к российским фильмам со стороны зрителя, на Западе российские режиссеры стали желанными гостями множества международных фестивалей [11, с. 18-23]. 1991 г. стал завершающим этапом в существовании Советского Союза, отразилось это и на кинематографе. Понятие цензуры фактически отсутствовало, на прилавках специализированных магазинов можно было отыскать все что угодно. Отечественное кино не пользовалось спросом у людей, фильмы для массовой аудитории снимались непрофессионально, с бедной постановкой [12, с. 4].

Настоящей сенсацией в российском кинематографе стал фильм Алексея Балабанова «Брат» 1997 г. Всем известно, что в этом году картине «Брат» исполняется 25 лет. Премьера боевика состоялась 17 мая 1997 г. в Каннах, а спустя месяц его показали на «Кинотавре», где исполнитель главной роли Сергей Бодров-младший и постановщик ленты получили Гран-при фестиваля как лучший актер и лучший режиссер соответственно.

2000-е были также ознаменованы рождением студий, выпускающих телефильмы и сериалы. Самыми популярными считаются - «Амедиа», «КостаФильм» и «Форвард фильм». Все больше в свет начали выходить криминальные сериалы, такие как «Улицы разбитых фонарей», «Бандитский Петербург», одним из известнейших считается сериал «Бригада» - все эти сериалы отражают суровую реальность 1990-х. Среди женской аудитории популярностью пользовались такие мелодрамы, как «Обручальное кольцо» и «Кармелита». 2003 г. подарил миру замечательные и достаточно прибыльные мультипликационные фильмы, такие как «Смешарики», «Маша и Медведь», «Лунтик и его друзья» - именно на этих мультиках и выросла нынешняя молодежь. Кинематограф постепенно восстанавливался от длительного кризиса, и уже в 2010 г. было выпущено 98 художественных фильмов, а в 2011 г. - 1031.

1 Ц^: https://yandex.гu/tuгЬo/fЬ.гu/s/aгticle/382314/istoгiya-kinematogгafa-v-гossii-osnovnyie-etapyi-razvitiya (дата обращения 03.05.2022)

Кинематограф на современном этапе все чаще носит развлекательный характер. Фактически 95% фильмов выпускаются именно в этом направлении. Объяснение этой тенденции просто - высокая прибыль и телевизионные рейтинги. Самыми популярными жанрами российского кино является криминал, комедия и история. В прокат выходит много документальных фильмов и сериалов с элементами художественного вымысла. Большие рейтинги у таких исторических сериалов как: 1812-1815. Заграничный поход; Романовы, Российская империя; Крещение Руси; Дело декабристов и другие. Большая часть действительно достойных фильмов -подражание Голливуду. В последнее время пошла волна на возрождение советского кино, но критики отмечают данные проекты как неудачные.

Большинство режиссеров в России часто подвергаются критике не только со стороны публики, но и киноэкспертов. Больше всего критикуют режиссеров Никиту Михалкова, Федора Бондарчука и Тимура Бекмамбетова. Многие критики писали, что качество фильмов российского производства упало, а некоторые эксперты также указывали на нехватку креативности у сценаристов. Среди современных режиссеров также выделяют Юрия Быкова, Николая Лебедева, Андрея Звягинцева и Сергея Лобана.

Выводы

В наше время очень сложно найти человека, которому бы не нравилось кино. Чем же оно притягательно? Конечно, все эти моменты: ожидание, просмотр, обсуждение - вызывают кучу положительных эмоций! А если фильм особенно понравился, то еще ходишь, целый день и прокручиваешь в голове все моменты, и думаешь, что надо бы еще раз посмотреть этот фильм. На российских фильмах, сериалах и мультипликациях выросло не одно поколение, и, очевидно, что чем старше становится человек, тем серьезнее его предпочтения кино.

Список литературы

1. Бочкова Н.И. Характеристика патриотического компонента и воспитательные возможности российских масс-медиа // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2016. № 1. С. 234-238.

2. Косинова М.И. Кинорепертуар и зрительские предпочтения в эпоху «оттепели» в России // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 4. С. 293-306.

3. Оришев А.Б. «Крыса на подносе»: власть и кинематограф против абстракционизма // Бизнес и дизайн ревю. 2019. № 4 (16). С. 11.

4. Павлова Д.В. Российский кинематограф как потенциальный инструмент «мягкой силы» государства // Информационные войны. 2021. № 2 (58). С. 93-96.

5. Потапенко А.А., Медовкина Л.Ю. Современный российский кинематограф как инструмент формирования политического имиджа России // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». 2020. Т. 2. № 12-1. С. 199-203.

6. Каукина Р.Н. Становление кинематографа в дореволюционной России // Гуманитарные науки и образование. 2014. № 1 (17). С. 125-128.

7. Юренев Р. Краткая история мирового кино. М.: Просвещение, 1983. 287 с.

8. Оришев А.Б. Образ Петра I в дореволюционном кинематографе // Социокультурные преобразования Петра I в системе его комплексных реформ: проекты, реальность, последствия. Краснодар: КГИК, 2022. С. 119-124.

9. Бехер А.В., Лонина С.Л. Российский кинематограф начала XX века // PR и реклама: традиции и инновации. 2012. № 7-2. С. 203-205.

10. Майоров Н.А. 120 лет кинематографа в России 1816-2016 // Мир техники кино. 2016. Т. 10. № 1. С. 32-40.

11. Яковлева И.Ю., Высоких Т.В. Кинематограф в Советской России // Кино -искусство, технологии, коммуникация. Труды научно-практической конференции. 2016. С. 18-23.

12. Ларионов А. Такое вот кино // Советская Россия. 1996. 12 марта. С. 4.

References

1. Bochkova N.I. Kharakteristika patrioticheskogo komponenta i vospitatelnye vozmozhnosti rossiiskikh mass-media (Characteristics of the Patriotic Component and Educational Opportunities of the Russian Mass Media), Vestnik Taganrogskogo instituta imeni A.P. Chekhova. 2016, no 1, pp. 234-238.

2. Kosinova M.I. Kinorepertuar i zritelskie predpochteniia v epokhu «ottepeli» v Rossii (Film repertoire and audience preferences in the era of the "thaw" in Russia), Znanie. Ponimanie. Umenie, 2015, no 4, pp. 293-306.

3. Orishev A.B. «Krysa na podnose»: vlast i kinematograf protiv abstraktsionizma ("Rat on a tray": government and cinema against abstract art), Biznes i dizain reviu, 2019, no 4 (16), p. 11.

4. Pavlova D.V. Rossiiskii kinematograf kak potentsialnyi instrument «miagkoi sily» gosudarstva (Russian cinematography as a potential tool of "soft power" of the state), Informatsionnye voiny, 2021, no 2 (58), pp. 93-96.

5. Potapenko A.A., Medovkina L.IU. Sovremennyi rossiiskii kinematograf kak instrument formirovaniia politicheskogo imidzha Rossii (Modern Russian cinema as a tool for forming the political image of Russia), Vestnik studencheskogo nauchnogo obshchestva GOU VPO «Donetskii natsionalnyi universitet», 2020, Vol. 2, no 12-1, pp. 199-203.

6. Kaukina R.N. Stanovlenie kinematografa v dorevoliutsionnoi Rossii (Formation of cinema in pre-revolutionary Russia), Gumanitarnye nauki i obrazovanie, 2014, no 1 (17), pp. 125-128.

7. Iurenev R. Kratkaia istoriia mirovogo kino (Brief history of world cinema). M.: Prosveshchenie, 1983. 287 p.

8. Orishev A.B. Obraz Petra I v dorevoliutsionnom kinematografe (The image of Peter I in pre-revolutionary cinema), Sotsiokulturnye preobrazovaniia Petra I v sisteme ego kompleksnykh reform: proekty, realnost, posledstviia. Krasnodar: KGIK, 2022. pp. 119-124.

9. Bekher A.V., Lonina S.L. Rossiiskii kinematograf nachala XX veka (Russian cinema at the beginning of the 20th century), PR i reklama: traditsii i innovatsii, 2012, no 7-2, pp. 203205.

10. Maiorov N.A. 120 let kinematografa v Rossii 1816-2016 (120 years of cinema in Russia 1816-2016), Mir tekhniki kino. 2016, Vol. 10, no 1, pp. 32-40.

11. Iakovleva I.Iu., Vysokikh T.V. Kinematograf v Sovetskoi Rossii, Kino - iskusstvo, tekhnologii, kommunikatsiia (Cinematography in Soviet Russia). Trudy nauchno-prakticheskoi konferentsii, 2016, pp. 18-23.

12. Larionov A. Takoe vot kino (Such a movie), Sovetskaia Rossiia, 1996, 12 marta, p. 4.

Работа поступила в редакцию: 21.06.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.