Научная статья на тему 'Появление технологий Индустрии 4.0 как ключевых драйверов инноваций в цепях поставок для геокосмических систем'

Появление технологий Индустрии 4.0 как ключевых драйверов инноваций в цепях поставок для геокосмических систем Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
75
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Индустрия 4.0 / инновационные технологии / инновационные цепи поставок / цифровая трансформация / управление цепями поставок

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Акбари М.

Глобальные логистические цепи столкнулись с трудностями при введении инновационных технологий, влияющих на современные методы производства и способы оплаты в эпоху Индустрии 4.0, которая будет разрастаться и перейдёт в область геокосмических перевозок. Исследование, проведённое Deloitte в 2018 г., позволило сделать вывод, что новые технологии ведут к огромным изменениям и улучшениям в глобальной цепи поставок. Несмотря на то что многие инновации находятся на ранней стадии разработок и внедрения в экономически развитых и развивающихся странах, именно цифровые технологии окажут ускоряющее влияние на экономику (в ближайшем будущем ожидается их дальнейшая востребованность). Они также могут стать основой для формирования инновационных отраслей промышленности, которые перенесутся в космическое пространство, где не будут негативно сказываться на экологии. Цель статьи – проанализировать опыт современных специалистов-практиков по цепочкам поставок, чтобы определить текущий уровень внедрения ключевых технологий Индустрии 4.0 и сделать прогнозы относительно ожидаемого воздействия ИТ-сферы на процессы производства и уровень будущих инвестиций в данное направление, а также способы использования этих перспективных технологий в геокосмических перевозках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Акбари М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Появление технологий Индустрии 4.0 как ключевых драйверов инноваций в цепях поставок для геокосмических систем»

5РАСЕ\Л№Г

Появление технологий Индустрии 4.0 как ключевых драйверов инноваций в цепях поставок для геокосмических систем

Вьетнам, г Хошимин, доктор наук по логистике,

Мельбурнский королевский технологический университет (RMIT)

246

УДК 004

99

Глобальные логистические цепи столкнулись с трудностями при введении инновационных технологий, влияющих на современные методы производства и способы оплаты в эпоху Индустрии 4.0, которая будет разрастаться и перейдёт в область геокосмических перевозок. Исследование, проведённое йеЫНе в 2018 г., позволило сделать вывод, что новые технологии ведут к огромным изменениям и улучшениям в глобальной цепи поставок. Несмотря на то что многие инновации находятся на ранней стадии разработок и внедрения в экономически развитых и развивающихся странах, именно цифровые технологии окажут ускоряющее влияние на экономику (в ближайшем будущем ожидается их дальнейшая востребованность). Они также могут стать основой для формирования инновационных отраслей промышленности, которые перенесутся в космическое пространство, где не будут негативно сказываться на экологии. Цель статьи - проанализировать опыт современных специалистов-практиков по цепочкам поставок, чтобы определить текущий уровень внедрения ключевых технологий Индустрии 4.0 и сделать прогнозы относительно ожидаемого воздействия ИТ-сферы на процессы производства и уровень будущих инвестиций в данное направление, а также способы использования этих перспективных технологий в геокосмических перевозках.

Ключевые слова:

Индустрия 4.0, инновационные технологии, инновационные цепи поставок цифровая трансформация, управление цепями поставок.

Введение

Современные цепочки поставок подразумевают деловые партнёрские отношения и связи, совместную работу, продвижение инноваций, принятие решений на основе больших данных, а также перемещение и отслеживание поставок в реальном времени, что станет наиболее важной частью трансформации производственной отрасли в сторону геокосмической индустриализации. Всесторонний опрос, недавно приведённый йеУНе [1], показал, что новые технологии и инновации в цепочках поставок оказывают влияние на качество процесса и стимулируют эволюционное развитие глобальной логистики. Согласно прогнозу А. Лайалла, П. Мерсье, С. Гстеттнера [2] ожидается существенный сбой в нынешнем принципе работы, так как будут созданы саморегулирующиеся и отлаженные системы, способные управлять целостными рабочими процессами практически без взаимодействия с человеком.

С середины 1990-х годов управление цепями поставок признано приоритетной задачей среди специалистов-практиков [3-5]. Термин «цепь поставок» определяется как однонаправленное движение товаров и услуг, нацеленное на конечного потребителя [6-8]. Следовательно, управление данным процессом жизненно важно для всех предприятий. Кроме того, практика менеджмента цепей поставок часто связана с устойчивостью, сложностью продуктов и услуг, измерениями эффективности производительности [9-11].

Цифровые технологии - один из основных механизмов, влияющих на инновации, а также на модернизацию операционных систем и цепочек поставок [12]. Участники цепочки поставок должны быть информированы о наличии новых технологий, чтобы не отставать от постоянно растущего спроса клиентов, которым требуются более быстрые, дешёвые и индивидуальные условия поставок конечного продукта [1, 13]. Любая кризисная ситуация (экономические спады или эпидемии, как, например, С0УЮ-19) способна остановить развитие компаний, не умеющих адаптироваться к сложившимся изменениям [14]. Однако такое положение может стать эпохой появления новых возможностей для улучшения существующей цепочки поставок в направлении изменения способов производства, перемещения и оплаты товаров и/или услуг [15]. Подобные трансформационные технологии помогут революционизировать существующие цепочки поставок в более умные и лучше связанные экосистемы, что приведёт к гибким рабочим условиям и увеличению обмена информацией.

В настоящей работе рассматриваются текущие показатели внедрения новых технологий Индустрии 4.0, а также анализируется точка зрения специалистов, занимающихся

цепями поставок и наблюдающих за влиянием инноваций на будущее глобальных цепей поставок, включая создание геокосмической отрасли. Полученные сведения позволят профессионалам и исследователям формировать новые идеи, определять возможности, проблемы и преимущества предстоящих изменений в данной области.

В статье также представлена информация о понятии «Индустрия 4.0», доступных новых технологиях; описаны перспективы развития цепей поставок и использования ИТ-достижений в геокосмических перевозках и производствах.

Понятие «Индустрия 4.0»

Информационные технологии в результате технических революций (рисунок 1) значительно продвинулись за последние три десятилетия [16]. Внедрение в операционную и производственную среду взаимосвязанных сетей, осуществляющих управление процессами без прямого вмешательства человека, называется «Индустрия 4.0» [17]. Данный термин широко применяется для обозначения четвёртой промышленной революции, подразумевающей цифровое преобразование технологических систем для поддержания автоматизации «умного» производства [18, 19]. Ожидается, что четвёртая промышленная революция окажет большое влияние на цепи поставок, особенно на будущие инвестиции, занятость персонала и торговлю [20].

Индустрия 4.0 привела к значительному повышению эффективности производства, а также к интегрированным системам экологического контроля и сокращению необходимой рабочей силы. Поскольку большинство автоматизированных систем не требуют присутствия человека, такие технологии можно рассматривать как наиболее перспективные в промышленной отрасли. Следовательно, они должны быть перемещены в космическое пространство и установлены в космическом индустриальном ожерелье «Орбита» (КИО «Орбита») [21]. Благодаря улучшенному

энергоснабжению за счёт применения чистой солнечной энергии, КИО «Орбита» обеспечит беспрецедентно благоприятную рабочую среду для внедрения новых технологий.

Новые технологии

Основная движущая сила Индустрии 4.0 - 3й-печать, продвинутая робототехника, искусственный интеллект, автономные транспортные средства, анализ больших данных, беспилотники, Интернет вещей, блокчейн и виртуальная/дополненная реальность [22, 23]. Указанные девять технологий Индустрии 4.0 признаны наиболее актуальными на сегодняшний день.

3D-печать

С 2014 г. мир переживает быстрые преобразования в производстве, существенные изменения особенно заметны после внедрения 3й-печати (3йР), известной также как «аддитивное производство» (АМ) [3]. С применением данной технологии за 44 часа впервые был напечатан электрический автомобиль [24]. 3йР имеет точный контроль над формой объектов, так как распечатывание продукта происходит слой за слоем, кроме этого используются файлы автоматизированного проектирования [25].

Механизация и применение паровых и водных машин

Массовое внедрение сборочных линий и производства с электроприводом

Автоматизированное производство, роботизация

«Умные» фабрики, Интернет вещей, машинное обучение, автоматизация

Рисунок 1 - Четыре индустриальные революции

Потенциальное влияние 3йР на цепочку поставок оказывается по следующим аспектам: настройка, предложение потребительской ценности и конкурентное преимущество [26, 27]. Рисунок 2 иллюстрирует данное воздействие.

3йР для быстрого создания прототипа требует точного управления температурным потоком для нити накала и мгновенного охлаждения для поддержания высокого качества производства. КИО «Орбита» как рабочая среда с глубоким вакуумом и широким технологическим температурным диапазоном обеспечивает наилучшие рабочие условия для операций 3йР с точки зрения контроля температуры и других параметров окружающей среды. Вместе с тем относительно высокий технологический выброс химических паров может быть смягчён или проигнорирован, так как в рассматриваемом случае технологии размещены в космическом пространстве [28]. Это означает возможное значительное увеличение мощности производств.

Интернет вещей

Интернет вещей (1оТ) - сеть глобально структурированных взаимосвязанных объектов, объединённых с искусственным интеллектом, распознающим шаблоны и технологии сбора данных о процессах [29]. Объектами или вещами в сети могут стать различные датчики, исполнительные механизмы, насосы и стиральные машины, весы, счётчики воды, свет или устройство радиочастотной идентификации № [30, 31].

Преимущества применения 1оТ:

• улучшение идентификации поддельных/неоригинальных продуктов;

• мониторинг/отслеживание в режиме реального времени состояний;

• прогнозирование технического обслуживания;

• получение точных данных о продажах;

• значительное сокращение перепроизводства/недопроизводства;

• использование биометрических платежей;

Поставщик

Закупка

Производство

Складское хранение

Продавец

§

Покупатель

Рисунок 2 - Влияние 3DP на логистику и цепочку поставок [3]

• повышение конкурентоспособности;

• устойчивое развитие компании, применяющей 1оТ [22].

Интернет вещей обеспечивает основную технологическую возможность организации связанности информационных процессов в космическом индустриальном ожерелье. Для того чтобы ускорить интеграцию решений, устройства и отрасли в КИО «Орбита» должны быть объединены с уже созданной сетью 1оТ.

Данный аспект означает, что вычислительные центры на КИО «Орбита» обеспечат более высокие вычислительные ресурсы при меньшем энергопотреблении.

Искусственный интеллект

Термин «искусственный интеллект» (А1), впервые введённый Дж. Маккарти в Массачусетском технологическом институте, подразумевал ветвь информатики, которая пытается подражать человеческому интеллекту [32]. Цепочки поставок превратились из вертикальной структуры «покупатель - поставщик» в многослойную систему с применением датчиков и Интернета вещей. Такое значительное изменение связано с развитием кибернетики и появлением новых поколений компьютеров. Искусственный интеллект - совокупность методов и технологий, использующих компьютеры для принятия решений [33, 34]. Основными задачами А1 являются понимание проблемы и имитация поведения человека, а также создание соответствующих знаний для решения проблем [35]. Глобальный институт МсКгееу [36] предсказал, что А1 затронет более 30 % профессий в США. Ключевая проблема А1 - высокое энергопотребление вычислительных систем. Размещение облачных сервисов для наземных систем на КИО «Орбита» предоставит возможность для управления расходом энергии (поскольку космический орбитальный комплекс питается от солнечной энергии, а не от сжигания ископаемого топлива) и позволит проводить контроль рабочих температур без использования воды или вредных воздействий химических веществ за счёт низких температур космоса.

W^LIJliv1 j^HNK

ИкейИЯВЯ рЯидЯоИ

Автономные транспортные средства

Автономные транспортные средства, воспринимая окружающую среду и реагируя на любую неожиданную ситуацию, способны к интеллектуальному движению [37]. Интеграция новых технологий в глобальную цепочку поставок рассматривается как преобразование существующей системы в цифровую цепочку поставок [38]. Внедрение автономных транспортных средств на Земле и в космосе снизит стоимость доставки, количество несчастных случаев, расходы на топливо, а также сократит выбросы загрязняющих атмосферу веществ [39].

Аналитика больших данных

В 2005 г. Р. Муогалас ввёл термин «аналитика больших данных» (BDA), означающий большой набор данных, которые невозможно обработать при помощи традиционных инструментов бизнес-аналитики. BDA в настоящее время

считается основной процедурой для управления цепями поставок [40]. Преимущества использования данной технологии - расширение маркетинговых возможностей, применение прогнозной аналитики, увеличение точности прогнозов, гибкость бизнес-процессов, а также систематизация клиентской базы [41]. ВйД следует привлекать в качестве основы стратегий контроля производства в КИО «Орбита» и работы всего транспортного комплекса общепланетарного транспортного средства (ОТС). Кроме того, интеграция с наземными информационными сетями повысит эффективность производственных мощностей КИО «Орбита» [21].

дроны - важное звено в цепочке поставок и потенциальное решение многих проблем: доставка на этапе «последняя миля», перемещение запасов, контроль, осмотр транспортных средств и объектов инфраструктуры, отслеживание заторов на дорогах, а также снижение уровня загрязнения окружающей среды [43]. Беспилотники могут быть задействованы в качестве систем мониторинга состояния инфраструктуры ОТС и её взлётно-посадочной эстакады.

Дроны

Дрон - беспилотный или микроскопический летательный аппарат. Впервые использован военными службами в годы Второй мировой войны [42]. В настоящее время

Блокчейн

Технология блокчейн - крупнейшее нововведение XXI в., однако основа идеи восходит к началу 1990-х годов. За время разработки данная технология стала децентрализованной системой, где каждая транзакция надёжно и постоянно хранится в цепочке поставок [44]. Рисунок 3 иллюстрирует временную шкалу технологии блокчейн.

1990-2008

С. Хабери и С. Сторнетт работали с первым блокчейном

2012 Переводы

С. Накамото выпустил биткоин Whitepaper

Совершена первая покупка в 10000 биткоинов

2009 Начало

2015 Контракты

Сформирована технология блокчейна R3

2018 Приложения

Обнаружен баг в коде Ethereum Dao exploited

Разработан

Genesis Block.

Открыта платформа Linux

EOS

стал новым протоколом блокчейна

Рисунок 3 - Временная шкала технологии блокчейн

Блокчейн известен как инновация с очень низкой энергоэффективностью. Для приложения в КИО «Орбита» блокчейн может применяться в качестве защиты данных и обмена информацией. Потребление чистой энергии значительно сократит экологические последствия использования технологии. Точное управление условиями работы вычислительных станций на КИО «Орбита» ещё больше повысит популярность и эффективность этого метода связи.

Продвинутая робототехника

Робототехника (продвинутая робототехника) - электрические машины, созданные для автоматизации процессов или поддержки людей с помощью сформированных задач. Применение данной технологии - обычное явление в производстве и складировании [45]. За свою эффективность в обработке материалов, сварке, решении сверхсложных технических задач, проверке и снижении затрат робототехника признана лучшей во всей цепочке поставок [46]. Для того чтобы уменьшить присутствие людей на вредных производственных объектах, большая часть промышленности в космосе будет основана на робототехнике, особенно в различных трудоёмких процессах, в том числе связанных со взаимодействием с химически опасными веществами, а также в условиях открытого космоса.

Виртуальная/дополненная реальность

Виртуальная реальность Ш позволяет потребителям или операторам взаимодействовать с реальными системами и предметами (либо их моделями) в виртуальном трёхмерном пространстве, используя очки и другие приспособления [47]. Дополненная реальность (ДЙ) способна ассимилировать виртуальные 3й-объекты в реальной среде [48]. УЙ и ДЙ известны своим потенциалом в обучении, процессах визуализации продукции и рабочих условий, а также в учёте

имеющегося на складах товара [49]. Для повышения качества продукции и производительности труда взаимосвязь людей на земле с рабочими процессами на КИО «Орбита» может эффективно осуществляться через УЙ и ДЙ.

КИО «Орбита»

как идеальная операционная среда для технологий Индустрии 4.0: перспективы и дальнейшие направления исследования

В данной статье кратко изложен уровень внедрения нескольких ключевых технологий Индустрии 4.0 в настоящее время. В качестве текущих технологических тенденций в цепочке поставок выделены девять технологий: 3й-печать, продвинутая робототехника, искусственный интеллект, автономные транспортные средства, аналитика больших данных, дроны, Интернет вещей, блокчейн и виртуальная/ дополненная реальность.

Для того чтобы расширить имеющиеся знания в описываемой области, исследователи и практики должны сосредоточиться на степени освоения каждой технологии в различных географических местах, особенно в узком смысле - в рамках цепочки поставок, ориентируясь на всех участников данного процесса. Эти задачи могут быть дополнительно проработаны при наличии КИО «Орбита» и ОТС как идеальной с технической точки зрения операционной среды для внедрения большинства новых технологий. Коммуникационные технологии, за которыми следуют ДЙ и УЙ, будут поддерживать взаимодействие человечества с удалённо расположенными системами.

Будущие исследования требуют более углубленного изучения методов принятия решений в рамках Индустрии 4.0 и влияния формируемых внутри неё технологий на процессы трансформации цепочек поставок.

Литература

1. Overcoming Barriers to NextGen Supply Chain Innovation. The MHI Annual Industry Report [Electronic resource]. -Deloitte, 2018. - Mode of access: https://www2.deloitte. com/content/dam/Deloitte/cn/Documents/consumer-business/deloitte-cn-consumer-the-next-generation-sup-ply-chain-en-190517.pdf. - Date of access: 15.03.2020.

2. Lyall, A. The Death of Supply Chain Management / A. Lyall, P. Mercier, S. Gstettner//Harvard Business Review. - 2018. -No. 15. - P. 2-4.

3. Akbari, M. Impact of Additive Manufacturing on the Vietnamese Transportation Industry: An Exploratory Study/M. Akbari, N. Ha // The Asian Journal of Shipping and Logistics. - 2020. -Vol. 36, No. 2. - P. 78-88.

4. Akbari, M. The Changing Business Landscape in Iran: Establishing Outsourcing Best Practices / M. Akbari, J. Hopkins // Operations and Supply Chain Management: An International Journal. - 2016. - Vol. 9, No. 3. - P. 184-197.

5. König, A. The Effect of Logistics Outsourcing on the Supply Chain Vulnerabllity of Shippers: Development of a Conceptual Risk Management Framework/A. König, S. Spinler//International Journal of Logistics Management. - 2016. - Vol. 27, No. 1. - P. 122-141.

6. Akbari, M. Factors Affecting Outsourcing Decisions in Iranian Industries / M. Akbari. - Melbourne: Victoria University, 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Christopher, M. Logistics & Supply Chain Management / M. Christopher. - Pearson UK 2016.

8. Winter, M. Exploring the Integration of Sustainablity and Supply Chain Management/M. Winter, A.M. Knemeyer//International Journal of Physical Distribution & Logistics Management. - 2013. - Vol. 43, No. 1. - P. 18-38.

9. Akbari, M. Corporate Social Responsibility and Corporate Citizenship in Sustainable Supply Chain: A Structured Literature Review/ M. Akbari, R. McClelland // Benchmarking: An International Journal. - 2020. - No. 2. - P. 258-265.

10. Chopra, S. Supply Chain Management: Strategy, Planning, and Operation / S. Chopra, P. Meindl, D.V. Kalra. - Pearson Boston, MA, 2013. - Vol. 232.

11. Schinckus, C. Corporate Social Responsibllity in Sustainable Supply Chain Management: An Econo-Bibliometric Perspective / C. Schinckus, M. Akbari, S. Clarke // Theoretical Economics Letters. - 2019. - Vol. 9, No. 1. - P. 247.

12. Arlbj0rn, J.S. Exploring Supply Chain Innovation/J.S. Arlbj0rn, H. de Haas, K.B. Munksgaard//Logistics Research. - 2011. -Vol. 3, No. 1. - P 3-18.

13. Montgomery, K. A Blueprint for Successful Supply Chain Innovation [Electronic resource] / K. Montgomery // Supply Chain Quarterly. - 2018. - Q. 2. - Mode of access: https:// digital.supplychainquarterly.com/supplychain/q2_2018? pg=38#pg38. - Date of access: 15.03.2020.

14. Waller, M.A. Data Science, Predictive Analytics, and Big Data: A Revolution That Will Transform Supply Chain Design and Management / M.A. Waller, S.E. Fawcett //Journal of Business Logistics. - 2013. - Vol. 34, No. 2. - P. 77-84.

15. Vietnam's Supply Chains Hit by COVID-19: Challenges and Opportunities [Electronic resource] / M. Akbari // The Saigon Times. - 2020. - Mode of access: https://english. thesaigontimes.vn/75455/vietnam%E2%80%99s-supply-chains-hit-by-covid-19-challenges-and-opportunities.html. -Date of access: 15.03.2020.

16. Tjahjono, B. What Does Industry 4.0 Mean to Supply Chain?/ B. Tjahjono [et al.] // Procedia Manufacturing. - 2017. -No. 13. - P. 1175-1182.

17. Oesterreich, T.D. Understanding the Implications of Digitisation and Automation in the Context of Industry 4.0: A Triangulation Approach and Elements of a Research Agenda for the Construction Industry/ T.D. Oesterreich, F. Teute-berg // Computers in Industry. - 2016. - No. 83. - P121-139.

18. Lasi H. Industry 4.0/H. Lasi[et a.]//Business & Information Systems Engineering. - 2014. - Vol. 6, No. 4. - P. 239-242.

19. Lee, J. A Cyber-Physical Systems Architecture for Industry 4.0-Based Manufacturing Systems /J. Lee, B. Bagheri, H.-A. Kao//Manufacturing Letters. - 2015. - No. 3. - P18-23.

20. Piccarozzi, M. Industry 4.0 in Management Studies: A Systematic Literature Review / M. Piccarozzi, B. Aquilani, C Gatti//Sustainability. - 2018. - Vol. 10, No. 10. - 3821 p.

21. Unitsky, A. String Transport Systems: On Earth and in Space: Scient. Publication /A. Unitsky. - Silakrogs: PNB Print, 2019. -560 p.: il.

22. Liu, Y. An Internet-of-Things Solution for Food Safety and Quality Control: A Pilot Project in China / Y. Liu [et al.]//Journal of Industrial Information Integration. - 2016. - No. 3. - IP 1-7.

23. Rüßmann, M. Industry 4.0: The Future of Productivity and Growth in Manufacturing Industries / M. Rüßmann [et al.] // Boston Consulting Group. - 2015. - Vol. 9, No. 1. -P. 54-89.

24. Durach, C.F The Impact of Additive Manufacturing on Supply Chains/C.F. Durach, S. Kurpjuweit, S.M. Wagner//International Journal of Physical Distribution & Logistics Management. - 2017. - Vol. 47, No. 10. - P. 954-971.

25. Dwivedi, G. Analysis of Barriers to Implement Additive Manufacturing Technology in the Indian Automotive Sector /

G. Dwivedi, S.K. Srivastava, R.K. Srivastava // International Journal of Physical Distribution & Logistics Management. -2017. - Vol. 47, No. 10. - P 972-991.

26. Petrick, I.J. 3D Printing Disrupts Manufacturing: How Economies of One Create New Rules of Competition / I.J. Petrick, TW. Simpson //Research-Technology Management. - 2013. -Vol. 56, No. 6. - P12-16.

27. Weller, C. Economic Implications of 3D Printing: Market Structure Models in Light of Additive Manufacturing Revisited / C. Weller, R. Kleer, F.T. Plller // International Journal of Production Economics. - 2015. - No. 164. - P 43-56.

28. Non-Rocket Space Industrialization: Problems, Ideas, Profects: Materials of the II Intern. Scient. and Techn. Conf., Maryina Gorka, 21 June 2019 /Astroengineering Technologies; under total. ed. A. Unitsky. - Minsk: Paradox, 2019. - 240 p.

29. Yang, S.-H. Internet of Things/S.-H. Yang// Wireless Sensor Networks. - Springer, 2014. - P 247-261.

30. Wortmann, F. Internet of Things. /F. Wortmann, K Fluchter// Business & Information Systems Engineering - 2015. - Vol. 57, No. 3. - P. 221-224.

31. Atzori, L. The Internet of Things: A Survey/ L. Atzori, A. Iera, G. Morabito // Computer Networks. - 2010. - Vol. 54, No. 15. -P. 2787-2805.

32. Miles, J. The Potential Application of Artificial Intelligence in Transport/J. Miles, A.J. Walker//IEE Proceedings - Intelligent Transport Systems. - 2006. - Vol. 153, No. 3. - P. 183-198.

33. Shadrin, S.S. Experimental Autonomous Road Vehicle with Logical Artificial Intelligence / S.S. Shadrin, O.O. Varlamov, A.M. Ivanov//Journal of Advanced Transportation. - 2017.

34. Zhuravskaya, M. Forming of the Regional Core Transport Network Taking into Account the Allocation of Alternative Energy Sources Based on Artificial Intelligence Methods / M. Zhuravskaya, V. Tarasyan // Transport Problems. - 2014. Vol. 9, No. 4. - P. 121-130.

35. Min, H. Artificial Intelligence in Supply Chain Management: Theory and Applications / H. Min // International Journal of Logistics: Research and Applications. - 2010. - Vol. 13, No. 1. - P. 13-39.

36. Artificial Intelligence is Poised to Disrupt the Workplace. What Will the Company of the Future Look Like - and How Will People Keep Up? [Electronic resource]. - McKinsey Quarterly, 2017. - Mode of access: https://www.mckinsey. com/business-functions/organization/our-insights/get-ting-ready-for-the-future-of-work#. - Date of access: 15.03.2020.

37. Hagen, P.E. Making AUVs Truly Autonomous / P.E. Hagen, O. Midtgaard, O. Hasvold // OCEANS 2007, Vancouver, October 2007. - IEEE, 2007.

38. Bechtsis, D. Intelligent Autonomous Vehicles in Digital Supply Chains: A Framework for Integrating Innovations Towards Sustainable Value Networks /D. Bechtsis [et al]//Journal of Cleaner Production. - 2018. - No. 181. - P 60-71.

39. Heard, B.R. Sustainability Implications of Connected and Autonomous Vehicles for the Food Supply Chain / B.R. Heard [et al]// Resources, Conservation and Recycling. - 2018. - No. 128. - P. 22-24.

40. Hazen, B.T Back in Business: Operations Research in Support of Big Data Analytics for Operations and Supply Chain Management/B.T. Hazen [et al.]//Annals of Operations Research. - 2018. - Vol. 270, No. 1-2. - P. 201-211.

41. Wang, Y. Big Data Analytics: Understanding Its Capabilities and Potential Benefits for Healthcare Organizations / Y. Wang, L. Kung, T.A. Byrd // Technological Forecasting and Social Change. - 2018. - No. 126. - P. 3-13.

42. Floreano, D. Science, Technology and the Future of Small Autonomous Drones / D. Floreano, R.J. Wood// Nature. -2015. - Vol. 521, No. 7553. - P. 460-466.

43. Nentwich, M. The Vision of Delivery Drones / M. Nentwich, D.M. Horväth // TATuP - Zeitschrift für Technikfolgenabschätzung in Theorie und Praxis. - 2018. - Vol. 27, No. 2. -P. 46-52.

44. Francisco, K. The Supply Chain Has No Clothes: Technology Adoption of Blockchain for Supply Chain Transparency / K Francisco, D. Swanson //Logistics. - 2018. - Vol. 2 No. 1. - P 2.

45. Schneier, M. Literature Review of Mobile Robots for Manufacturing / M. Schneier, R. Bostelman. - U.S. Department of Commerce, National Institute of Standards and Technology, 2015. -17 p.

46. Ganesan, P. Warehouse Management System Using Microprocessor Based Mobile Robotic Approach / P. Ganesan, G. Sajiv, L.M. Leo // Third International Conference on Science Technology Engineering & Management (ICONSTEM), Dubai, 15-16 February 2017. - P 868-872.

47. Steuer, J. Defining Virtual Reality: Dimensions Determining Telepresence/J. Steuer //Journal of Communication. -1992. - Vol. 42, No. 4. - P 73-93.

48. Azuma, R.T A Survey of Augmented Reality / R.T. Azuma // Presence: Teleoperators & Virtual Environments. - 1997. -Vol. 6, No. 4. - P. 355-385.

49. Grajewski D. Immersive and Haptic Educational Simulations of Assembly Workplace Conditions / D. Grajewski [et al]// Procedia Computer Science. - 2015. - No. 75. - P. 359-368.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.