Научная статья на тему 'Появление речи у человека'

Появление речи у человека Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
182
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Появление речи у человека»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПОЯВЛЕНИЕ РЕЧИ У ЧЕЛОВЕКА

1 1 1 Романов Э.В. , Лелецкий А.В. , Лабунин К.А.

1 Романов Эдуард Викторович - студент, кафедра английской филологии, институт иностранных языков;

Лелецкий Александр Владимирович - студент;

Лабунин Кирилл Анатольевич - студент, кафедра зоологии, институт естественных наук и биотехнологии

Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, г. Орёл

Что появилось первым: способность говорить или язык? Разделить это невозможно, как невозможно сказать о ребенке, когда он овладевает языком. Умеет ли он говорить, если произносит только одно слово? А если три слова? И там, и там идет постепенный процесс.

Речь основана на потребности в слушающем, что особенно заметно у маленьких детей: если рядом те, кто его не слушает или иностранцы, малыш будет играть почти молча, а если окружающие могут понять его высказывания, он начнет комментировать игру [1]. Человек использует речь в первую очередь для того, чтобы обратить на что-нибудь внимание другого человека. Взрослые часто невольно комментируют всё, что происходит. Обычно это довольно бесполезные, но очень честные комментарии, типа: "Какой ветер!". Это очень древний, почти инстинктивный тип коммуникации.

Человек присваивает названия всем предметам, которые ему знакомы, и безымянные вещи ускользают из внимания. Пользуясь речью, человек может не знать ни одного из ее правил: как правильно использовать звуки, как составить предложение из слов, как изменить слово, придав ему другую форму. Но все делают это с легкостью. Еще одна черта языка - достраиваемость; вновь увиденное слово можно видоизменить по падежам или временам, можно составить

98

предложение, которого никогда никто не составлял, создать неологизм - и собеседник поймет.

Для речи и развития мозга важны те элементы образа жизни, которые мы унаследовали от предков-гоминидов: приспособляемость, жизнь в группе, всеядность. От всего этого появилась необходимость замечать и осознавать детали окружения, и все их нужно было держать в голове, одновременно удаляя ненужное [1].

Так и появился язык наших предков: начиная с общения жестами, они были вынуждены расширять набор доступных им звуков и сигналов, чтобы использовать орудия труда и делиться ими с соплеменниками, отмечать разные нюансы: какой плод съедобен, а какой нет, из какого камня есть смысл делать орудие, а какой лучше оставить в покое, как правильно по камню ударить, чтобы получился острый край. Постепенно способность издавать эмоциональные возгласы и обращать на них внимание развилась, и понадобилось делать различия между разными типами возгласов, чтобы сосед по племени смог угадать, что имелось в виду. Так сформировались слова, отличающиеся друг от друга незначительно, только фонемами.

Следующий этап - это произвольная речь, когда возгласы не вырываются на эмоциях, а произносятся целенаправленно. Конечно, этот процесс не был простым и быстрым: кто-то легче контролировал произношение, кто-то более умело различал чужие высказывания, в разных группах гоминидов информация передавалась лучше или хуже. Где процесс налаживался более успешно, выживаемость была выше. В итоге говорить научились все.

Умение предков человека говорить ученые восстанавливают по ископаемым останкам. Так, для связной и разборчивой речи нужно, чтобы во рту не было горловых мешков, какие есть у современных обезьян: эти мешки помогают говорить с набитым ртом, но мешают свободному движению языка во рту и созданию разнотипных звуков, а значит - разных значений. Нужен слух, приспособленный к тем частотам, которые доступны артикуляции. Нужен

широкий позвоночный канал, которы позволяет настроить ритм дыхания так, чтобы звуки не перекрывали друга. Нужны развитые зоны мозга, близкие к моторной коре, которые отвечают за речь [2].

Ответить однозначно, когда протолюди начинают говорить, нельзя. Это зависит от того, считать ли речью умение произносить и различать слова, а не сложную систему с синтаксисом. Если да, то речь была уже у гейдельбергского человека, а если нет - речь появляется только у представителей homo sapiens.

Список литературы

1. Александров Ю.И. «Основы психофизиологии». М.: Инфра М., 1997. 432 с.

2. Данилова Н.Н. «Психофизиология». М.: Аспект Пресс, 2000. 373 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.