Научная статья на тему 'ПОЯВЛЕНИЕ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ: ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ'

ПОЯВЛЕНИЕ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ: ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
участники дорожного движения / домашние животные / дорожные знаки / дорожно-транспортное происшествие / зона действия / проезжая часть / причиненный ущерб / road users / domestic animals / road signs / traffic accident / area of action / roadway / damage caused

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гольчевский Виталий Феликсович, Киселевич Игорь Валентинович

В статье рассматриваются особенности обеспечения безопасности дорожного движения при внезапном появлении домашних животных на проезжей части автомобильной дороги. Авторами проведен анализ дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездом на крупнорогатый скот и других крупных домашних животных, рассмотрены правовые сложности в вопросе возмещения причинённого ущерба в результате совершенных правонарушений. Сформулирован ряд мероприятий, направленных на повышения безопасности дорожного движения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гольчевский Виталий Феликсович, Киселевич Игорь Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PETS ON ROADWAYS: THE CHALLENGE OF IMPROVING ROAD SAFETY

The article deals with the peculiarities of ensuring road safety in case of sudden appearance of domestic animals on the roadway. The authors have analyzed the road traffic accidents related to the collision with cattle and other large domestic animals, considered the legal difficulties in the issue of compensation for the damage caused as a result of committed offenses. A number of measures aimed at improving road safety were formulated

Текст научной работы на тему «ПОЯВЛЕНИЕ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ: ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Научная статья УДК 347.9

ПОЯВЛЕНИЕ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ: ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

1 2

Гольчевский Виталий Феликсович , Киселевич Игорь Валентинович

Восточно-Сибирский институт МВД России, Иркутск, Россия Российский университет транспорта (МИИТ), Москва, Россия

1gvf.65@mail.ru

2riss28622@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются особенности обеспечения безопасности дорожного движения при внезапном появлении домашних животных на проезжей части автомобильной дороги. Авторами проведен анализ дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездом на крупнорогатый скот и других крупных домашних животных, рассмотрены правовые сложности в вопросе возмещения причинённого ущерба в результате совершенных правонарушений. Сформулирован ряд мероприятий, направленных на повышения безопасности дорожного движения.

Ключевые слова: участники дорожного движения, домашние животные, дорожные знаки, дорожно-транспортное происшествие, зона действия, проезжая часть, причиненный ущерб.

Для цитирования: Гольчевский В. Ф., Киселевич И. В. Появление домашних животных на автомобильных дорогах: проблема повышения безопасности дорожного движения // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2023. № 4(97). С. 20-26.

PETS ON ROADWAYS: THE CHALLENGE OF IMPROVING ROAD SAFETY

12

Vitaly F. Golchevsky , Igor V. Kiselyevich

1East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia Russian University of Transport (MIIT)

1gvf.65@mail.ru

2riss28622@mail.ru

Annotation. The article deals with the peculiarities of ensuring road safety in case of sudden appearance of domestic animals on the roadway. The authors have analyzed the road traffic accidents related to the collision with cattle and other large domestic animals, considered the legal difficulties in the issue of compensation for the damage caused as a result of committed offenses. A number of measures aimed at improving road safety were formulated.

Keywords: road users, domestic animals, road signs, traffic accident, area of action, roadway, damage caused.

For citation: Golchevsky V. F., Kiselyevich I. V. Pets on roadways: the challenge of improving road safety// Scientific Bulletin of the Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov. 2023. № 4(97). Р. 20-26.

В соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации (далее -ПДД РФ) участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

На наш это очень краткое определение, которое не охватывает довольно широкий круг сопутствующих или непосредственно связанных с дорожной обстановкой событий и факторов, например, домашние и дикие животные. В ПДД РФ есть соответствующие дорожные знаки 1.26 - «Перегон скота» и 1.27 - «Дикие животные», а формулировки кто или что это - такое нет, не говоря уже о более широком круге, часто появляющихся на проезжей части дороги домашних животных. Выше упомянутые дорожные знаки относятся к предупреждающим, они предназначены для доведения водителю информации о приближении к опасному участку дороги, с целью своевременного принятия необходимых мер в зависимости от складывающейся дорожной обстановки. К мероприятиям, предупреждающим о выходе животных на дороги, можно так же отнести и расширение полосы отвода, освещение опасных участков дороги [1, с. 79].

Рассмотрим требования к установке этих дорожных знаков.

Дорожный знак 1.26 - «Перегон скота», устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль скотных дворов, ферм и так далее, а также перед местами постоянного перегона скота через дорогу. Возникает резонный вопрос: а в других местах, не расположенных вблизи животноводческих ферм и скотных дворов, а также мест постоянного перегона, крупнорогатый скот на дорогах не появляется и предупреждать водителя об опасности не надо?

То же самое и со знаком 1.27 - «Дикие животные». Его устанавливают перед участками дорог, проходящими по территории заповедников, охотничьих хозяйств, лесных массивов, и другими участками дорог, если на них возможно появление диких животных, и применяют с табличкой 8.2.1 (Зона действия). Можно с уверенностью сказать, что на территории России практически на каждом километре загородной трассы возможно появление крупнорогатого скота и диких животных. Места перегона крупнорогатого скота располагаются вблизи населенных пунктов, и данное действие происходит под контролем скотника или пастуха, что обеспечивает безопасность для участников дорожного движения. В основном это происходит в европейской части России. Для региона Сибири (Иркутская область, Республика Бурятия, Забайкальский край и т. д.) до настоящего времени характерен свободный выгул скота, особенно в зимний период времени, что усугубляет дорожную обстановку со значительным сокращением светового времени суток и ухудшением видимости по причине метеоусловий. В летний период времени обстановка с аварийностью на дороге по причине выхода на проезжую часть домашних животных не намного лучше - крупнорогатый скот, спасаясь от назойливого гнуса, выходит на проветриваемые дороги.

На протяжении ряда последних лет в России наблюдается серьезное увеличение (почти в два раза) количества дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) с участием животных. Точную оценку масштаба проблемы дать сложно, так как официальная статистика ведется только в некоторых странах Европы [2, с. 70]. Так, в частности, в 2018 и 2019 годах в данных ДТП погибло 40 и 57 человек соответственно, в 2020-м - 102 человека, а в 2021-м - 105 человек. Число погибших при ДТП с животными составляет 2-3 человека на 100 столкновений [3, с. 277]. Происходит и рост количества пострадавших: в 2019 году - 585 человек, в 2020 году - 865, и около тысячи человек получили травмы различной степени тяжести в 2021 году.

Нелучшим образом обстоят дела с рассматриваемым видом ДТП и в ряде других государств. Так, в Республике Казахстан, где сильно развито скотоводство, ежегодно происходит порядка 150 несчастных случаев с участием домашних животных. Отмечается высокий риск ДТП на дорогах вне населенных пунктов, особенно в темное время суток [4, с. 104]. Происходят столкновение транспортного средства с крупным рогатым скотом (далее - КРС) - овцами и лошадьми, пересекающими проезжую часть дороги [5, с. 52].

Эксперты связывают увеличение указанного количества ДТП с популярностью внутреннего автотуризма в период пандемии. Полагаем, что это лишь малая доля,

основная причина - это увеличение популяции диких животных (успешная борьба с браконьерством), строительство автомагистралей, увеличение автомобильного парка на фоне неразработки действенных мер, направленных на улучшение безопасности на дорогах (имеется в виду в данной конкретной ситуации). И далеко не обоснованно зачастую обвинять водителей в совершении ДТП только на основании несоблюдения скоростного режима движения в конкретных условиях. Согласитесь, что остановиться на разрешённой скорости 110 км/час перед выскочившей на дорогу лошадью или диким животным практически невозможно, а ехать по пустой автомагистрали со скоростью 60 км/час и постоянно ждать опасности выхода на дорогу дикого животного по меньшей мере глупо. Более того, для нашей страны характерно наличие огромного количества с большой протяженностью автомобильных дорог лесопромышленного комплекса различных категорий, на которых погибают как мелкие, так и крупные дикие животные. При столкновении с крупным диким животным происходят повреждения транспортного средства, а порой травмирование и гибель находящихся в нем людей [6, с. 65]. Следует отметить, что дикие животные в пределах территории Российской Федерации являются государственной собственностью. В случае признания вины водителя в гибели животного он обязан возместить материальный ущерб.

Особое внимание следует уделить ДТП, связанным с наездом на крупнорогатый скот и других домашних животных. По статистическим данным Госавтоинспекции, только в Иркутской области за 2022 год зарегистрировано 243 таких происшествия, в результате которых погибло 2 человека и 20 получили травмы. Гибель животных в статистическую отчётность не включается. Наезд на крупное животное сопоставим со столкновением с неподвижным препятствием.

Рассмотрим пример одного из последних подобных происшествий.

В вечерний период времени 30 декабря 2022 года на автодороге Иркутск -Жигалово, в районе поселка Усть-Ордынский водитель на автомобиле «Лада Веста» сбил выбежавшую на проезжую часть лошадь. В результате ДТП лошадь погибла на месте, водитель доставлен в ближайшее медицинское учреждение, а автомобиль получил серьезные повреждения (рис. 1).

Рис. 1. Повреждение автомобиля в результате столкновения с домашним животным

В данной ситуации, естественно, встанет вопрос, кто виноват в ДТП и как восстанавливать автомобиль, или, точнее, за чей счет. На первый взгляд, ситуация простая, и на основании ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ) юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Иными словами, водитель

автомобиля должен восстанавливать автомобиль за свой счет и выплатить компенсацию за погибшую лошадь. С другой стороны, как поступить с хозяевами домашнего животного, свободно разгуливающего в ночное время по автомагистрали? Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п. 1 ст. 1064 ГК РФ). В случае причинения вреда животным вследствие ненадлежащего контроля за его поведением возмещение возлагается на владельца животного. Не вдаваясь в глубокие рассуждения, можно сказать с высокой степенью ответственности, что в реальных условиях если найти владельца коровы больших трудов не составит, предположим, по показаниям односельчан, найти владельца лошади практически невозможно, поскольку никто досконально не знает, сколько и какие лошади у хозяина находятся в табуне. Хотя в соответствии со ст. 2.5. Закона Российской Федерации «О ветеринарии»1 животные подлежат индивидуальной или групповой идентификации и их владельцы несут полную ответственность за соблюдение ветеринарно-санитарных правил при содержании и эксплуатации животных, а также обязаны производить регистрацию в ветеринарных учреждениях имеющихся и вновь приобретаемых животных с получением регистрационного номера. В реальной ситуации регистрацию животных проводят единицы, поэтому вероятность попытаться возместить причиненный ущерб автотранспортному средству за счет владельца лошади практически равна нулю.

В рассмотренной дорожной ситуации, связанной с наездом на животных, в определенной степени виноваты все причастные к обеспечению безопасности дорожного движения: водитель не соблюдал скоростной режим, владелец не досмотрел за питомцем, а дорожные службы не обеспечили безопасный переход диких животных или перегон домашнего скота.

Вопросу обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе связанного с наездом на диких и домашних животных, бесспорно, уделяется определенное внимание, но носит оно, можно сказать, избирательный характер. На территории Вологодской области после ДТП, в котором после столкновения с лосем погибли люди, на трассе Вологда - Новая Ладога впервые в стране опробовали электроограждение. Недостаток этих средств заключается в необходимости их частого технического обслуживания и постепенном привыкании к ним животных, что ведет к потери их действенности [7, с. 4]. В Ленинградской области рассмотрена система, которая призвана отпугивать диких животных электрическим током. Система была разработана с учетом путей миграции животных по их основных маршрутам [8, с. 177].

При анализе положений национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» Ф. Н. Зейналов отмечает, что для достижения к 2030 году довольно оптимистического показателя нулевого уровня смертности на дорогах на 100 тысяч населения необходимо решение одной из задач, а именно внедрение новых технологических стандартов обустройства автомобильных дорог, в том числе на основе цифровых технологий, направленных на устранение мест концентрации ДТП [9, с. 170].

На наш взгляд, ситуация с обеспечением безопасности дорожного движения, связанная с наездом на животных, коренным образом в ближайшее время в лучшую сторону не изменится. Нам хотелось бы предложить одно из мероприятий, которое в определенной степени повысит безопасность дорожного движения. Так, одним из способов обеспечения обзорности животного на проезжей части и обочине может послужить нанесение на его ноги полос светоотражающей краской. В частности, в Индии было предложено обклеить животным рога светоотражающей лентой, чтобы коров было лучше видно в темное время суток [10, с. 108].

1 О ветеринарии [Электронный ресурс]: Закон Рос. Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979-1. Доступ из справ.-правовой систтемы «КонсультантПлюс».

В настоящее время в Восточно-Сибирском институте МВД России совместно со специализированными лабораториями разрабатывается состав безопасной для животных краски, и будут проведены соответствующие исследования. Нанесение на крупнорогатый скот соответствующей «разметки» - дешёвое и действенное мероприятие, поскольку, в отличие от индивидуальной или групповой идентификации, позволит сразу наглядно выявить проделанную работу.

1. Селезнева А. В., Карев С. В. Решение проблемы дорожно-транспортных происшествий с участием диких животных // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 2-3. С. 78-82.

2. Гештовт П., Гузней С. ДТП с участием диких животных: закономерности и сравнительный анализ // Наука и инновации. 2023. № 8 (246). С. 70-75.

3. Бурмистрова С. В., Хлестакова Л. А. Анализ российского и зарубежного опыта предотвращения дорожно-транспортных происшествий при участии диких животных // В сборнике: Модернизация российского законодательства в условиях конституционной реформы. Сборник трудов XVII Всероссийских декабрьских юридических чтений в Костроме. Всероссийская научно-практическая конференция. Кострома, 2021. С. 276-281.

4. Печатнова Е. В., Подрезова А. Ю. Выявление основных особенностей аварийности, связанной с наездами на животных // Вестник КемРИПК. 2019. № 1. С. 103-107.

5. Аюпов Ж. А., Аюпова А. Ж. Дорожно-транспортные происшествия с участием животных // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования. 2021. № 1 (4). С. 50-53.

6. Злобина Н. И., Жук А. Ю., Боровлев Ю. А., Бондарев А. Б., Картавцев О. Л., Карпов А. С. Безопасность дорожного движения на лесовозных автомобильных дорогах // Труды Братского государственного университета. Серия: Естественные и инженерные науки. 2022. Т. 1. С. 64-69.

7. Гатиятуллин М. Х., Шайхутдинова Д. Н. Способы снижения дорожных происшествий с участием диких животных // Техника и технология транспорта. 2023. № 3 (30). С. 1-6

8. Ширяшкина Д. Р. Способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах с участием животных с помощью электроизгороди // Молодежь и научно-технический прогресс в дорожной отрасли юга России. Материалы XIV Международной научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 75 - летию победы в Великой Отечественной войне. 2020. С. 175-179.

9. Зейналов Ф. Н. Об основных положениях национального проекта "безопасные и качественные автомобильные дороги" // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В В. Лукьянова. 2020. № 2 (83). С. 168-173.

10. Ставцева А. А., Милина М. Ю., Тарусова М. С., Горенкова С. Е., Васильева В. В. ДТП с участием диких животных // В сборнике: Молодежь и наука: шаг к успеху. Сборник научых статей 3-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок молодых ученных : в 5 т.. 2019. С. 107-110.

1. Selezneva A. V., Karev S. V. Reshenie problemy' dorozhno-transportny'x proisshestvij s uchastiem dikix zhivotny'x // Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. 2019. № 2-3. S. 78-82.

2. Geshtovt P., Guznej S. DTP s uchastiem dikix zhivotny'x: zakonomernosti i sravnitePnyj analiz // Nauka i innovacii. 2023. № 8 (246). S. 70-75.

3. Burmistrova S. V., Xlestakova L. A. Analiz rossijskogo i zarubezhnogo opy'ta predotvrashheniya dorozhno-transportny'x proisshestvij pri uchastii dikix zhivotny'x // V sbornike: Modernizaciya rossijskogo zakonodatel'stva v usloviyax konstitucionnoj reformy'. Sbornik trudov XVII Vserossijskix dekabr'skix yuridicheskix chtenij v Kostrome. Vserossijskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. Kostroma, 2021. S. 276-281.

4. Pechatnova E. V., Podrezova A. Yu. Vy'yavlenie osnovny'x osobennostej avarijnosti, svyazannoj s naezdami na zhivotny'x // Vestnik KemRIPK. 2019. № 1. S. 103-107.

5. Ayupov Zh. A., Ayupova A. Zh. Dorozhno-transportny'e proisshestviya s uchastiem zhivotny'x // Upravlenie deyatel'nost'yu po obespecheniyu bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya: sostoyanie, problemy', puti sovershenstvovaniya. 2021. № 1 (4). S. 50-53.

6. Zlobina N. I., Zhuk A. Yu., Borovlev Yu. A., Bondarev A. B., Kartavcev O. L., Karpov A. S. Bezopasnosf dorozhnogo dvizheniya na lesovozny'x avtomobil'ny'x dorogax // Trudy' Bratskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Estestvenny'e i inzhenerny'e nauki. 2022. T. 1. S. 64-69.

7. Gatiyatullin M. X., Shajxutdinova D. N. Sposoby' snizheniya dorozhny'x proisshestvij s uchastiem dikix zhivotny'x // Texnika i texnologiya transporta. 2023. № 3 (30). S.1-6

8. Shiryashkina D. R. Sposoby' predotvrashheniya dorozhno-transportny'x proisshestvij na avtomobil'ny'x dorogax s uchastiem zhivotny'x s pomoshh'yu e'lektroizgorodi // Molodezh' i nauchno-texnicheskij progress v dorozhnoj otrasli yuga Rossii. Materialy' XIV Mezhdunarodnoj nauchno-texnicheskoj konferencii studentov, aspirantov i molody'x ucheny'x, posvyashhennoj 75 letiyu pobedy' v Velikoj Otechestvennoj vojne. 2020. S. 175-179.

9. Zejnalov F. N. Ob osnovny'x polozheniyax nacional'nogo proekta "bezopasny'e i kachestvenny'e avtomobil'ny'e dorogi" // Nauchny'j vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk>anova. 2020. № 2 (83). S. 168-173.

10. Stavceva A. A., Milina M. Yu., Tarusova M.S., Gorenkova S. E., Vasil'eva V. V. DTP s uchastiem dikix zhivotny'x // V sbornike: Molodezh' i nauka: shag k uspexu. Sbornik nauchy'x statej 3-j Vserossijskoj nauchnoj konferencii perspektivny'x raz-rabotok molody'x uchenny'x : v 5 t.. 2019. S. 107-110.

Информация об авторах

Виталий Феликсович Гольчевский. Преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки. Кандидат технических наук, доцент.

Восточно-Сибирский институт МВД России. 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтов, д. 110.

Игорь Валентинович Киселевич. Заведующий кафедры «Криминалистика и судебная экспертиза». Кандидат юридических наук, доцент. Российский университет транспорта (МИИТ). 127994, Россия, г. Москва, ул. Образцова, д.9, стр. 9.

Information about the authors

Golchevsky Vitaly Feliksovich. Teacher of the Department of Tactical and Special Training. Candidate of Technical Sciences, Associate Professor.

East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 664074, Russia, Irkutsk, Lermontov str., 110 .

Kiselyevich Igor Valentinovich. Head of the Department of «Criminalistics and Forensic Examination». Candidate of Legal Sciences, Associate Professor. Russian University of Transport (MIIT). 127994, Russia, Moscow, Obraztsova str., 9, p. 9.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Авторами внесён равный вклад в написание статьи. The authors have made an equal contribution.

Статья поступила в редакцию 16.10.2023; одобрена после рецензирования 20.11.2023; принята к публикации 01.12.2023.

The article was submitted October 16, 2023; approved after reviewing November 20, 2023; accepted to the writing of the article for publication December 1, 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.