Л.Б. Вардомский
ПОЯС СОСЕДСТВА РОССИИ. РАЗВИТИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА1
Вардомский Леонид Борисович - доктор экономических наук, профессор, руководитель Центра Института экономики РАН.
Г еографической особенностью России является наличие широкого пояса внешнего и внутреннего соседства. Страна граничит с большим числом государств и приграничными являются большинство субъектов РФ. Это определенный ресурс развития страны, основа ее включения во внешнеэкономические процессы. Задача полного использования потенциала соседства стоит как перед Россией в целом, так и перед отдельными регионами2.
Отношения между соседними странами имеют многоплановый характер, разноуровневое измерение. Они фиксируют в себе совпадающие или противоречивые позиции и подходы государств и отчасти их регионов, обусловленные экономическими, политическими, ресурсными и прочими интересами, а также мотивами, продиктованными соображениями национальной безопасности, моральных и культурных ценностей, глобального и регионального позиционирования. Как показывает мировой опыт, отношения между соседями могут находиться в широком диапазоне: от крайне напряженных, исключающих широкое экономическое сотруд-
1. Статья написана в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН № 27 «Фундаментальные исследования пространственного развития Российской Федерации: междисциплинарный синтез».
2. В данной работе развиваются идеи и подходы моего университетского наставника профессора И.М. Маергойза. См. его статью: «Изучение современного экономико-географического положения СССР в связи с особенностями территориальной структуры его народного хозяйства в кн. «Территориальная структура хозяйства». (Новосибирск, 1986).
ничество, до весьма доверительных, сопровождающихся глубокой интеграцией национальных экономик.
Особое место в экономическом сотрудничестве России и ее соседей занимают приграничные регионы. Структура их хозяйства формируется под влиянием встречных интересов, соотношение которых зависит от степени взаимной открытости (регулируемой соответствующими межгосударственными соглашениями и национальным законодательством), экономического, политического, инновационного потенциала стран и регионов пояса соседства. Важны и формы государственной поддержки приграничных регионов. Индикаторами взаимодействия смежных экономик служат объемы и структура торговли, инвестиций и трансграничного движения населения3.
Внешний и внутренний пояса соседства России
Россия непосредственно граничит по суше и морю с 17 странами мира. Число соседей на мировом фоне - цифра уникальная, сопоставимая только с числом соседей у ЕС, если рассматривать его как целое, и Китая. Они весьма различны по уровню развития, динамике и структуре экономики, политическим системам, размерам, населению, по мировому политическому и экономическому весу и т.д.
Влияние экономик соседей на российскую определяется соотношением их масс. В 2008 г. на Россию приходилось 2,1% населения мира, 3,2% -мирового ВВП и 2,3% - мировой торговли товарами. Среди соседей экономически наиболее весомы США и Китай (табл. 1). К соседям можно отнести и весь ЕС, поскольку он представляет единое таможенное, пограничное и, в значительной мере, экономическое пространство. Политически ЕС существенно укрепил Лиссабонский договор. Евросоюз в 2008 г. включал 7,3% населения мира, 22 - мирового ВВП и 38% - международной торговли.
На всех соседей России приходится почти 30% мирового населения, более 40 - мирового ВВП и 28% мировой торговли. С учетом всего ЕС эти цифры возрастают до 36% населения Земли, около 60 - ВВП и 64% - мировой торговли. Помимо экономических и политических тяжеловесов Россия соседствует с группой небольших государств, доля которых по приведенным в табл. 1 показателям не превышает 1%.
3. Подробнее см.: Л.Б. Вардомский «Российское порубежье в условиях глобализации». — М., 2009.
Таблица 1
МЕСТО СОСЕДЕЙ РОССИИ В МИРЕ В 2008 Г. ПО ИЗБРАННЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ
Страны ВВП на душу населения, по ППС, долл. / чел. Доля в мировом ВВП, % Доля в населении мира, % Доля в мировой торговле, % Место в рейтинге глобальной конкурентоспособности WEF в 2009-2010 гг.
Норвегия 55 199 0,4 0,1 0,8 14
Финляндия 36 844 0,3 0,1 0,6 6
Эстония 20 754 0,0 0,0 0,1 35
Латвия 17 801 0,1 0,0 0,1 68
Литва 18 855 0,1 0,1 0,1 53
Польша 17 560 0,9 0,6 1,1 46
Белоруссия 12 344 0,2 0,1 0,2 -
Украина 7634 0,5 0,7 0,5 82
Турция 13 447 1,3 1,1 1,0 61
Грузия 5001 0,0 0,1 0,0 90
Азербайджан 8958 0,1 0,1 0,2 51
Казахстан 11 563 0,2 0,2 0,3 67
Монголия 3537 0,0 0,0 0,0 117
Китай 5943 10,1 19,6 8,1 29
КНДР - - 0,3 - -
Япония 34 501 6,2 1,9 4,7 8
США 47 025 20,0 4,5 10,6 2
Всего соседи - 40,4 29,5 28,4 -
Источники: http://en.wikipedia.org/wiki/list_of_countries_by_.../; http:/gsr.weforum.org/gsr09/
В 2009 г. МВФ оценил ВВП России (ППС) на одного жителя в 14,9 тыс. долл. Это в 3,5 раза меньше, чем у самого зажиточного соседа -Норвегии, но в 4,3 раза больше, чем у наименее благополучной Монголии (9, с. 17-19). По данному показателю Россия уступает половине своих соседей (в 2009 г. - семь из 17), а по конкурентоспособности большинству из них. У Азербайджана, Китая и Турции среднедушевой ВВП ниже, чем у России, но выше индекс конкурентоспособности. Наш рейтинг заметно ухудшил мировой кризис. В 2008 г. Россия по уровню глобальной конкурентоспособности занимала 51-е место. Однако сильный спад (почти на 8% по ВВП за 2009 г.) обнажил слабости российской экономики, что и фиксирует индекс Всемирного экономического форума. Правда, большинство соседей России также испытали серьезный экономический спад.
Значимость соседства с большими странами определяется тем, какими своими территориями они соприкасаются. Так, Россия и США граничат Чукоткой и Аляской, которые в силу слабой освоенности и удаленности от главных экономических центров стран не могут выполнять функции моста их
экономического сотрудничества. Не самыми развитыми районами граничат с Россией Азербайджан, Грузия, Китай, Норвегия, Польша, Финляндия.
Из нынешних 83 субъектов Российской Федерации приграничными являются 48. Из них 19 имеют старые, унаследованные от советского периода, межгосударственные границы, 23 - новые, возникшие вследствие распада СССР. У шести ПР есть как старые, так и новые границы. Только морские границы имеют 10 ПР (из них половина выходит к арктическим морям), 27 - только сухопутные, а 11 - и те, и другие.
Из общей протяженности государственных границ России - 60,4 тыс. км -23 тыс. км составляют сухопутные, к которым выходят 38 субъектов РФ. Из них шесть граничат со странами ЕС, 26 - со странами СНГ и восемь - с Китаем и Монголией. Некоторые из них соседствуют с двумя или тремя странами: Калининградская, Мурманская, Ленинградская, Псковская, Брянская области, Краснодарский край, республики Дагестан и Алтай, Читинская область, Приморский край. Из общей протяженности сухопутных границ 14,9% составляют границы с ЕС, 51,6 - с СНГ (в том числе 13,8% - белорусско-украинский участок, 5,2 - грузино-азербайджанский и 32,6% - казахстанский) и 33,5% - с Китаем и Монголией.
Большинство приграничных регионов России располагается на стыке разных систем на цивилизационных рубежах. Страна граничит с буддистской, исламской и западноевропейской культурно-религиозными системами. Культурными рубежами обычно служат старые политические границы: с Китаем и КНДР на Дальнем Востоке, с Финляндией и Норвегией на СевероЗападе. На других участках пограничного периметра подобного совпадения нет. Так, граница с Монголией не является пороговым культурным рубежом, поскольку к монголо-ламаистской культурной системе близки Бурятия и Тыва. А новые границы с Белоруссией и Украиной проходят по территориям, вполне однородным в этом отношении. На Кавказе Россия граничит со странами, относящимися к разным религиозно-культурным системам, причем самый резкий исламский рубеж местами смещен в глубь России. Граница с Казахстаном является границей с исламским миром формально, тогда как фактически культурный рубеж смещен в глубь этой страны.
На основании официальных данных Росстата, в табл. 2 дается характеристика ПР, имеющих сухопутную и сухопутно-морскую границу по основным показателям в 2008 г. Из них следует, что на эти регионы (всего 39 субъектов РФ) в тот год приходилось: более трети площади России, около 47% населения, почти 40% объемов валовых региональных продуктов (ВРП), более 46% инвестиций в основной капитал и примерно 35% всей внешней торговли. Правда, без учета Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого АО в составе Тюменской области, главных нефте-газодобывающих субъектов, которые сами не граничат с другими странами, доля приграничного пояса в России по ВРП,
экспорту и инвестициям существенно ниже. Из данных 39 регионов, далеко не равных по размерам, площадь не меньше 1% общероссийской, была у семи регионов, население - у 17, ВРП - у 11, экспорт - у семи и импорт -у восьми, инвестиции в основной капитал - у 12.
По численности жителей, важной с точки зрения емкости региональных рынков, приграничные субъекты РФ тоже резко различаются. Краснодарский край - наиболее многолюдный, Республика Алтай - наименее. Регионы, расположенные вдоль российско-казахстанской границы, населяют около 17% россиян, а вдоль такой же по протяженности российско-монгольской и российско-китайской проживают чуть более 5% населения страны.
По плотности населения - 50 человек на км2 и выше - в приграничном поясе РФ выделяются Ленинградская область с Петербургом, Калининградская, Белгородская, Самарская, Краснодарский край, республики Дагестан, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Ингушетия и Чеченская. У десятка северных (в европейской части), дальневосточных и сибирских регионов эта плотность ниже средне-российской. Еще у семи регионов она не превышает 20 человек на 1 км2.
ВРП на душу населения в 35 из 39 приграничных субъектов ниже среднероссийского (241,8 тыс. руб. в 2008 г.), а выше - в Мурманской области, Санкт-Петербурге, Тюменской и Сахалинской областях. Причем у главного производителя углеводородов в России, Тюменской области вместе с ее округами, это превышение составило 4 раза. В то же время у 13 регионов среднедушевой ВРП уступал среднему по стране вдвое и более (1).
Более высокий уровень ВРП на одного жителя характерен для регионов, смежных со странами ЕС, кроме Псковской области. Довольно ровные показатели - у пограничных с Белоруссией и Украиной регионов, но все они в 1,5-2 раза ниже среднероссийского и близки к уровню этих стран и их соседних с Россией областей. Наименее продуктивна экономика регионов, граничащих с Грузией и Азербайджаном (более бедными соседями) и их весьма неблагополучными территориями. Здесь выделяется Краснодарский край, опережающий экономически слабейшую Ингушетию в 4 раза. Резкие различия наблюдаются в группе регионов пограничных с Казахстаном. В Тюменской области душевой продукт в 8,5 раза больше, чем в соседней Курганской и почти в 3 раза превосходит второй ПР по этому показателю - Санкт-Петербург. Даже в южной части Тюменской области (без округов) он выше показателей соседних приграничных областей. На Дальнем Востоке контрасты тоже велики. У регионов, примыкающих к Монголии, душевой ВРП заметно меньше, чем у пограничных с Китаем и, тем более, у морского соседа Японии - Сахалина.
Таблица 2
ДОЛЯ ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ В РОССИИ ПО РЯДУ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В 2008 Г., %
Приграничные регионы Пло- щадь Населе- ние ВРП Экс- порт Им- порт Вложения в основной капитал
Со странами ЕС
Мурманская обл. 0,85 0,59 0,63 0,52 0,14 0,52
Республика Карелия 1,06 0,48 0,34 0,32 0,15 0,26
Ленинградская обл. 0,49 1,15 1,12 2,60 3,41 1,84
Санкт-Петербург 0,01 3,23 4,14 5,32 10,04 4,19
Калининградская обл. 0,09 0,66 0,53 0,16 3,68 0,76
Псковская обл. 0,32 0,49 0,21 0,05 0,35 0,19
Всего данные регионы 2,82 6,60 6,97 8,97 17,77 7,76
С Белоруссией и Украиной
Смоленская обл. 0,29 0,69 0,35 0,15 0,29 0,42
Брянская обл. 0,20 0,92 0,37 0,07 0,40 0,28
Курская обл. 0,18 0,81 0,49 0,20 0,19 0,51
Белгородская обл. 0,16 1,07 0,93 0,85 1,97 1,18
Воронежская обл. 0,31 1,60 0,84 0,22 0,35 1,05
Ростовская обл. 0,59 2,99 1,68 0,84 2,33 2,01
Всего данные регионы 1,73 8,08 4,66 2,33 5,53 5,45
С Азербайджаном и Грузией
Краснодарский край 0,44 3,62 2,53 0,96 1,37 3,67
Карачаево-Черкесская Рес- 0,08 0,30 0,10 0,01 0,03 0,12
публика
Кабардино-Балкарская Рес- 0,07 0,63 0,17 0,00 0,04 0,16
публика
Республика Северная Осетия 0,05 0,49 0,17 0,02 0,03 0,19
Республика Ингушетия 0,02 0,36 0,06 0,01 0,00 0,06
Чеченская Республика 0,09 0,87 0,19 0,00 0,01 0,43
Республика Дагестан 0,29 1,91 0,62 0,06 0,20 0,98
Всего данные регионы 1,04 8,18 3,84 1,06 1,68 5,61
С Казахстаном
Астраханская обл. 0,29 0,71 0,43 0,30 0,09 0,74
Волгоградская обл. 0,66 1,83 1,26 0,94 0,39 0,94
Саратовская обл. 0,59 1,81 0,96 0,52 0,28 0,89
Самарская обл. 0,31 2,23 2,06 2,19 0,77 1,66
Оренбургская обл. 0,72 1,49 1,24 1,03 0,68 1,18
Челябинская обл. 0,52 2,47 1,95 1,80 1,56 2,04
Курганская обл. 0,42 0,67 0,31 0,05 0,15 0,37
Тюменская обл. 8,56 2,40 9,16 13,40 0,73 11,56
В том числе. Юг области 0,93 0,95 1,43 7,85 0,13 1,53
без АО
Омская обл. 0,83 1,42 1,03 0,13 0,28 0,97
Новосибирская обл. 1,04 1,86 1,34 0,35 0,72 1,40
Алтайский край 0,98 1,76 0,78 0,30 0,26 0,63
Всего данные регионы 14,92 18,65 20,52 21,01 5,91 22,38
Продолжение таблицы 2
В том числе без тюменских 7,29 17,20 12,79 15, 46 5,31 12,35
АО
С Китаем, Монголией, Японией
Республика Алтай 0,54 0,15 0,05 0,01 0,02 0,08
Республика Тыва 0,99 0,22 0,07 0,00 0,00 0,04
Республика Бурятия 2,05 0,68 0,37 0,08 0,07 0,27
Забайкальский край 2,53 0,79 0,41 0,05 0,19 0,54
Амурская обл. 2,12 0,61 0,40 0,06 0,16 0,74
Еврейская АО 0,21 0,13 0,08 0,01 0,01 0,09
Хабаровский край 4,61 0,99 0,80 0,39 0,43 0,88
Приморский край 0,96 1 ,40 0,93 0,20 2,27 0,83
Сахалинская обл. 0,51 0,36 0,98 1,93 0,39 1,72
Всего данные регионы 14,52 5,33 4,09 2,73 3,54 5,19
Всего приграничные 35,03 46,84 40,08 36,10 34,43 46,39
регионы
В том числе без тюменских 27,40 45,39 32,35 30,55 33,83 36,36
АО
Источники: Составлено по данным: Регионы России. Социально-экономические показатели. Статистический сборник. 2009. М., Росстат. 2009; Россия в цифрах. Россия, М., Росстат, 2009.
Приграничные регионы занимают особое место во внешних экономических связях страны, концентрируя значительную долю ее торговли с соседними странами. На 12 ПР пришлось более 50% обмена товарами и услугами между Россией и Казахстаном, шесть субъектов, смежных с Украиной, обеспечивают около 20% товарооборота России с этим соседом, а Псковская, Смоленская и Брянская области - около 6% российско-белорусской торговли. Внутри приграничного периметра внешнеторговые связи развиты далеко не одинаково. По экспорту резко выделяется Тюменская область, по импорту -С.-Петербург. Относительно заметен вклад в экспорт страны (более 2%) того же города, Ленинградской, Самарской, Сахалинской и Челябинской областей; в импорт - Ленинградской, Калининградской, Ростовской областей и Приморского края. В то же время вклад 14 ПР в экспорт и десять в импорт России не превышал 0,1%. Наиболее развиты связи у регионов, которые соприкасаются с ЕС, а наименее развиты - у пограничных с Грузией и Азербайджаном республик РФ и у южносибирских, смежных с Монголией.
Порубежье в среднем не особенно привлекательно для инвесторов. Их обычно манят регионы, богатые природными ресурсами либо имеющие емкий рынок сбыта. Для большинства ПР России характерны значительная удаленность от потенциальных инвесторов, малоемкие рынки и неважный инвестиционный климат, в частности из-за слабой инфраструктуры. Более заметный поток инвестиций в основной капитал наблюдается в регионы, граничащие с ЕС.
Рассматриваемые ПР довольно сильно различаются уровнем жизни. Разрыв между ними по среднедушевым денежным доходам населения в 2008 г.
превышал 4 раза, а по уровню безработицы достигал почти 30 раз. Среднероссийский уровень доходов был превышен только пятью регионами. Уровень безработицы ниже среднего по России в том же году был в десяти регионах из 39. Хуже всего социальные показатели у регионов, выходящих к границам с Грузией и Азербайджаном.
Таким образом, в экономическом пространстве России приграничный периметр выглядит весьма неоднородно. Два полюса относительного благополучия - это Петербургский регион (Санкт-Петербург и Ленинградская область), развитие которого опирается на крупный культурный и инновационный потенциал мирового значения, разнообразную экономику и функции контактной транспортной зоны с внешним миром, и Тюменская область -крупнейший производитель и экспортер углеводородов. Оба они относятся к числу главных центров российской экономики. Но если Тюменский регион не столь давно освоен и заселен, то Петербургский - это освоенная, урбанизированная и старопромышленная территория.
Противоположный полюс образуют густонаселенные республики Северного Кавказа, с недостатком финансовых ресурсов развития, инновационных и экспортных потенциалов, удаленные от главных международных коммуникаций России, и республики Алтай и Тыва со сходными чертами экономики, но слабозаселенные. Их приграничное положение совпадает (сочетается) с периферийным положением в экономическом пространстве России.
Остальные регионы находятся между этими полюсами. Большинство из них по совокупности показателей полупериферийные, хотя строгих критериев отнесения региона к этому классу пока не выработано. Социальноэкономические контрасты в российском порубежье определяют пять основных факторов: 1) геоэкономическое положение ПР; 2) креативный потенциал регионального социума и менеджеров; 3) накопленный экономический и культурный потенциал; 4) экспортная и финансовая базы развития; 5) международные связи РФ, осуществляемые через данный ПР.
Таким образом, налицо различия как между странами-соседями, так и регионами российского приграничья. Эти различия взаимосвязаны, что будет показано далее.
Соседи во внешнеэкономических связях России
Соседство весьма важно для внешней торговли. Доля непосредственных соседей в обороте России в 2008 г. превышала 42%, а с учетом всего ЕС и СНГ достигала 89%4. На соседей - членов ЕС - страны Балтии, Польшу, Финляндию и входящую в европейское экономическое пространство Норвегию - при-
4. В разделе рассматриваются сухопутные соседи без КНДР, а из морских — только Япония.
131
ходится сравнительная небольшая часть внешней торговли: 9-10%. Однако ЕС представляет собой единое таможенное пространство, поэтому правильнее рассматривать его в целом, как экономически целостного соседа России.
В 2008 г. на страны ЕС пришлось 52% внешнеторгового оборота страны, в том числе 56,7 - экспорта и 43,7% - импорта, что несколько меньше, чем в 2006 г. (53%), и несколько больше, чем в 2007 г. (51,3%) (3). Во внешнеторговом обмене преобладает традиционная модель: вывоз топливно-энергетических товаров в обмен на продукцию машиностроения, химической и пищевой промышленности. Для торговли с ЕС характерно устойчивое положительное сальдо в пользу России: 92,8 млрд долл. в 2008 г.
Страны ЕС являются крупнейшими инвесторами в России. В первой десятке стран по объемам накопленных прямых иностранных инвестиций на октябрь 2007 г. - шесть были членами ЕС, а все инвестиции оттуда, по данным МЭР РФ, составили 74,7 млрд долл., или 85,1% от их общего накопленного объема. До кризиса ЕС был наиболее привлекательным направлением и для помещения российских капиталов.
Важность европейского рынка определяется его громадной емкостью и тем, что он ближайший сосед к России. Умеренные расстояния при удобной транспортной сети - одна из предпосылок для развертывания экономических взаимосвязей. Кроме того, Россия обращена к ЕС своей наиболее развитой частью. Территориальная структура ее экономики имеет выраженный евро-поцентричный характер.
В результате кризиса ЕС оказался в глубокой рецессии. В 2008 г. его ВВП увеличился менее чем на 1%, а в 2009 г. сократился на 4,2%. По прогнозу Еврокомиссии, общий рост ВВП по ЕС в 2010 г. составит 0,75%, в 2011 г. -1,5% (12, с. 2). В наиболее острой форме кризис проявился в странах Балтии. В 2009 г. падение ВВП в Эстонии составило 14,1%, Латвии - 18,0, Литвы -15,0%. У Финляндии ВВП сократился на 7,8%, Норвегии - на 1,5%. На 4,7% сократился ВВП в Турции, имеющей статус ассоциированного члена Евросоюза. Положительную динамику экономики в 2009 г. из соседей - членов ЕС сохранила только Польша - 1,7% (2).
Рецессия в Европе сокращает спрос на российские товары, включая топливо, что ведет к ухудшению ситуации в нашей экономике. В 2009 г. торговля России со странами ЕС составила 61,7% ее объема за 2008 г. В целом внешнеторговый оборот России за 2009 г. уменьшился на 36,2%, а доля в нем стран ЕС сократилась с 52,1 до 50,3% (3). Сокращение произошло во многом из-за резкого сокращения поставок российского природного газа. В 2009 г. экспорт газа в страны ЕС составил 75,9% от объема предыдущего года (15). В ближайшие годы проводимая в ЕС политика энергосбережения и диверсификации энергоснабжения, в том числе за счет развития альтернативной энергетики, может привести к сокращению потребления российских энерго-
ресурсов и доли Европы в экспорте РФ, поскольку его структуру вряд ли удастся быстро изменить. Это вызовет и сокращение положительного сальдо, поскольку ЕС, вероятно, останется главным поставщиком высокотехнологичной продукции, необходимой для модернизации российской экономики.
Отношения между Россией и ЕС пронизаны противоречиями. С одной стороны, их связывают взаимозависимость и партнерство (особенно в энергетическом секторе), хотя и с элементами асимметрии в пользу ЕС. Его доля в экспорте российских углеводородов в 1,5-2 раза выше, чем доля России в европейском импорте нефти и газа. С другой стороны, ЕС и Россия - соперники в борьбе за свои экономические и политические позиции.
Важным фактором сотрудничества России и ЕС стал проект нового трансъевропейского газопровода «Северный поток», практическая реализация которого началась в 2010 г. Осуществляется подготовка к разработке проекта «Южный поток», строительство его может быть завершено к началу 2015 г. Однако эффективность этих трубопроводных проектов может оказаться ниже ожидаемой из-за сокращения спроса на газ в Европе. Об этом свидетельствует отсрочка активного освоения Штокмановского месторождения, которое должно запитать одну из двух труб «Северного потока» к 2020 г. (13, с. 8).
Страны СНГ, с которыми граничит Россия, - это наиболее развитые Белоруссия, Украина, Азербайджан и Казахстан. Суммарно в 2008 г. на них пришлось более 13% ее внешней торговли. Поскольку со всеми членами СНГ имеется режим свободной торговли и безвизовое (за исключением Туркмении) трансграничное движение населения, весь их массив можно рассматривать как единого соседа. Доля СНГ во внешнеторговом обороте России составила в 2008 г. 14,5% (15 - экспорта и 13,3% - импорта), от них также поступило около 10% иностранных инвестиций.
Совокупный ВВП Содружества (по ППС) составил в 2008 г. 4,3% от мирового, в том числе партнеры России создают чуть более 1% глобального ВВП и вносят примерно такой же вклад в мировую торговлю. Их ограниченный инновационный потенциал Россия не может использовать для модернизации своей экономики. Тем не менее это значительный рынок с населением более 140 млн человек, исторически тесно связанный с Россией. Уровень ее сотрудничества со странами СНГ во многом определяется структурой товарообмена. Многие из этих государств нуждаются в топливе и сырье, но испытывают дефицит товаров, востребованных российским рынком. Доля СНГ в импорте России за 2000-2008 гг. снизилась с 34,2 до 13,3%, а ее положительное сальдо в торговле с членами Содружества увеличилось с 2,2 до 32,2 млрд долл. (15).
Все страны СНГ в той или иной мере проводят политику замещения импорта. Их готовая продукция не находит сбыта на Западе, но они мало что могут предложить и для взаимной торговли. Ее развитие сдерживают также сдвиги в структурах национальной промышленности, терявшей производства
с высокой степенью переработки. Общей тенденцией торговли в СНГ стало повышение его доли в экспорте машин и оборудования при сокращении доли в импорте. Таким образом, ограниченный сбыт техники собственного производства все более замыкается на Содружество, а растущий импорт поступает из развитых стран и Китая. Так, доля СНГ в российском машиностроительном экспорте за 2000-2008 гг. увеличилась с 26,4 до 50%, а в импорте машин и оборудования в Россию - сократилась с 24,5 до 8,4%.
Хотя Россия обращена к странам СНГ своими промышленно развитыми регионами, (не считая южных республик), ее торговые связи с большинством стран СНГ затрудняют транспортные издержки, связанные с большими расстояниями, отсутствием современного оборудования на пунктах пропуска, затратами на транзит в страны, с которыми у России нет общей границы. С другой стороны, важным преимуществом отношений со странами СНГ является безвизовый режим, культурная близость, распространение русского языка. Благодаря этому значительно большее место, чем в сотрудничестве с ЕС и Китаем заняли социальные связи прежде всего трудовая миграция.
Связи России в постсоветском пространстве осуществляются на многосторонней и двусторонней основе. Но все действующие здесь международные организации (СНГ, ЕврАзЭС, Союзное государство), при довольно продолжительной истории, не стали значимым явлением в системе мирового хозяйства. Отношения в рамках этих организаций постоянно осложняли политические и экономические противоречия, неизбежные в условиях формирования идентичности новых независимых государств.
Мировой кризис больно ударил по экспортерам топлива, сырья, черных и цветных металлов, одновременно прибегавших к крупным заимствованиям на мировых кредитных рынках: Казахстану, России, Украине. И затем распространился на другие постсоветские республики. Он сказался на их торговом и платежном балансах, а, следовательно, на состоянии бюджетов, валютных курсах и занятости. У многих стран СНГ в 2009 г. сильно выросла внешняя задолженность. На Украине, по итогам 2009 г., спад составил рекордный для стран СНГ - 15,1%. У Белоруссии и Казахстана рост ВВП сократился, соответственно, до 0,2 и 1,2%. Из соседних с Россией стран СНГ уверенная положительная динамика ВВП сохранилась только в Азербайджане - 9,3%. У Грузии, бывшего партнера по СНГ, спад ВВП равнялся 4,0% (8).
Доля стран СНГ во внешнеторговом обороте России в 2009 г. осталась на уровне 2008 г. - 14,6%. При этом экспорт в страны Содружества сократился в меньшей степени, чем весь экспорт соответственно на 32,9% и 35,5, а импорт из этих стран снизился больше, чем ввоз в целом, на 40,5 и 37,3%. Наиболее сильно сократилась торговля с Украиной: экспорт на 41,5%, а импорт на 43,9, или соответственно в 1,7 и 1,8 раза. Доля Украины в российском обороте в 2009 г. составила 4,9 вместо 5,4% в 2008 г. (3). Такая ситуация была компен-
сирована тем, что спад внешней торговли с другими странами СНГ в 2009 г. был меньше, чем спад торговли в целом.
Для смягчения влияния кризиса на товарообмен, которое проявляется не только в падении спроса и перепроизводстве, но и в расширении встречной практики протекционизма, были созданы Антикризисный фонд и Центр высоких технологий в рамках ЕврАзЭС. В ноябре 2009 г. главы государств подписали документы, запускающие в 2010 г. проект создания таможенного союза в составе Белоруссии, Казахстана и России. В случае успеха он может существенно изменить характер экономических отношений на постсоветском пространстве, а при неудаче ускорит процессы дезинтеграции.
Связи России с восточно-азиатскими соседями росли более высокими темпами, чем на европейском и постсоветском направлениях. За 2000-2008 гг. объем торговли России и Китая увеличился в 9 раз, до 55,9 млрд долл., доля Китая в российском обороте поднялась с 4,4 до 7,6% (10-11, с. 492-495). Динамичное расширение сотрудничества с Китаем опирается на самые высокие среди соседей РФ темпы его экономического роста. Доля Китая в мировом ВВП увеличилась с 6,5 в 1995 г. до 11,5% - в 2008 г.5 (в ближайшие годы приблизится к 15%), а в мировой торговле - с 2,6 до 8,2%.
В структуре экспорта России в Китай, как и в другие страны, ведущее место занимают энергоносители. Доля топливно-энергетических товаров в 2008 г. составила 52,3%, заметно увеличившись по сравнению с 2004 г. (34,5%). Китай представляет собой крупный рынок сбыта российской древесины и лесоматериалов, составивших в 2008 г. 11,7% российского экспорта в страну. Их доля могла быть и выше, если бы не повышение с 2007 г. российских экспортных пошлин на необработанную древесину. Третьей по значимости статьей экспорта в Китай являются удобрения - 7,3% в 2008 г. Еще около 3% составляют химикаты и целлюлоза. Сильно упали доли машинотехнической продукции (с 16,4% в 2005 г. до 4,2% в 2008 г.) и черных металлов (с 11 до 3%)6, (14) что объясняется быстрым ростом производства аналогичных товаров в Китае.
В импорте из Китая преобладают товары массового потребления, при увеличении доли технологически сложной продукции. В 2008 г. около 10% китайских поставок в Россию составили одежда и обувь и примерно 7% -продукты питания. В то же время доля машиностроительной продукции в 2008 г. достигла 54,% (49% в 2005 г.). Китай уже имеет положительное сальдо в торговле с Россией черными металлами и машинами, хотя совсем недавно ситуация была противоположной.
5. http://enwikipedi.org/siki/list_of._countries_by_.../; http:/gxr. weforum. org/gsr09/
6. Расчет по данным Таможенной статистики внешней торговли РФ за 2006 и 2008 гг.
В 2009 г. Китай сохранил сравнительно высокие темпы роста ВВП -8,7%. Сокращение внешней торговли страны, обусловленное мировой рецессией, было компенсировано наращиванием внутреннего спроса.
За 2009 г. по сравнению с 2008 г. объем взаимной торговли снизился на 29,4%. Но при этом доля Китая во внешней торговле России выросла с 7,6% в 2008 г. до 8,4% в 2009 г. (3) В импорте из Китая значительную долю занимают товары, спрос на которые не так сильно пострадал от кредитного «голода» и сокращения доходов населения. Сохранение высоких темпов роста экономики КНР обусловливает сохранение физического объема российского экспорта в эту страну и его наращивание в ближайшие годы.
В 2009 г. активизировалось кредитно-инвестиционное сотрудничество с Китаем, имеющее односторонний характер. По китайским оценкам, инвестиции Китая в России превысили 17 млрд долл., а российские в Китае составили 0,7 млрд долл. (14). Китайский капитал ориентирован на добычу углеводородов, заготовку и переработку леса, сборку бытовой электроники и автомобилей, сферу услуг и транспортную инфраструктуру. Год 2009-й стал рекордным по объемам полученных российскими банками и компаниями китайских кредитов. Так, в феврале 2009 г. наши «Роснефть» и «Транснефть» и китайская нефтегазовая госкорпорация CNPC договорились о строительстве китайского ответвления нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) с завершением в 2010 г. и поставкой за 20 лет около 300 млн т нефти в оплату 25 млрд долл. кредита (5). На фоне сжатия мирового рынка ссудного капитала Россия стала занимать его в КНР. В апреле 2009 г. Эксимбанк Китая (EXIM Bank of China) согласился предоставить ОАО «ВТБ-Лизинг» 240 млн долл. для рефинансирования затрат на покупку 30 буровых установок китайского производства (4). В октябре 2009 г. были подписаны кредитное соглашение Внешэкономбанка с Госбанком развития Китая на сумму 500 млн долл. и базовое соглашение между ВТБ и Сельскохозяйственным банком Китая об открытии кредитной линии в размере 500 млн долл.
Подчеркнем, что Китай представляет в основном связанные кредиты, которые требуют их погашения поставками оговоренной российской продукции, либо закупки китайской техники. В октябре 2009 г. «Газпром» и CNPC подписали рамочное соглашение об основных условиях поставок газа в КНР. Цены на газ должны быть определены в 2010 г. (главная проблема, поскольку для КНР западные цены слишком высоки). Общий объем поставок газа составит около 70 млрд м3 в год, в том числе 30 млрд м3 - по западному направлению через Республику Алтай, а остальное - по восточному через Приморский край7. Несмотря на введенные Россией в последние годы ограничения
7. В ходе российско-китайского форума подписано соглашений на 3,5 млрд долл. (http://www. kreml.org/news/2225923937)
веса провозимого через границу багажа, частоты ее пересечений и запрет иностранцам торговать на рынках, в российско-китайской торговле остается значимой челночная форма. Ее поддерживает преференциальный визовый режим для туристов, облегчающий трансграничное движение граждан вообще. В 2009 г. из соображений защиты внутреннего рынка потребительских товаров и рынка труда ФМС России ужесточила пограничный контроль за китайскими гражданами. Их поток заметно сократился, сузив доходную базу бюджетов приграничных субъектов РФ.
В сентябре 2009 г. президентами РФ и КНР была подписана Программа сотрудничества на 2009-2018 гг. между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и Северо-Востока Китая.
Торговля с другим важным восточным соседом - Японией за 2000-2008 гг. увеличилась в 8,7 раза: с 3,3 до 29 млрд долл. При этом быстрее рос импорт. В 2008 г. отрицательное сальдо России в обмене с Японией составило 8,2 млрд долл. Более 90% ввоза в 2008 г. составила машинотехническая продукция, а 2/3 из нее - автомобили и комплектующие к ним. Российский экспорт в Японию на 62,7% состоял из минерального топлива, на 21,3 - из алюминия, на 4,7% - из древесины (7). Важной статьей экспорта являются и морепродукты, но они попадают в Японию преимущественно по контрабандным схемам, что заметно по расхождениям в официальной внешнеторговой статистике стран. Согласно российским данным, экспорт РФ в Японию в 2008 г. составил 10,4 млрд долл., а согласно японским - страна получила российских товаров на 13,3 млрд долл. (см.: 6, с. 12; 17).
На конец 2008 г. объем инвестиций из Японии в российскую экономику составил 4 млрд долл. Они концентрируются в проектах создания автосборочных производств компаниями «Тойота», «Ниссан» и «Судзуки» и в добыче углеводородов на Сахалине (7). Несомненно, потенциал сотрудничества России и Японии используется далеко не полностью, в том числе из-за пресловутой политической проблемы так называемых «северных территорий».
За 2008-2009 гг. доля Японии во внешней торговле России сократилась с 3,9 до 3,1% (3). Объем взаимной торговли составил при этом только половину от уровня предыдущего года. Значительно более сильный спад в торговле с Японией, чем с Китаем, обусловлен структурными особенностями их экспорта. По сравнению с Китаем в экспорте Японии выше доля инвестиционных товаров, а также комплектующих для сборки в России автомобилей и бытовой электроники, ввоз которых испытал наиболее резкое сокращение в ходе кризиса. Кроме того, свой вклад в уменьшение импорта из обеих стран внесло существенное повышение Россией ввозных пошлин на подержанные и новые автомобили. Импорт же Японией российских товаров снизился еще и потому, что страну в 2009 г. затронул значительный экономический спад - 5,2%.
Объемы торговли России с соседней Монголией при ее скромном потенциале, существенно ниже, чем с ведущими странами Восточной Азии: всего 1,2 млрд долл. Во внешнеторговых связях в 2008 г. резко преобладал экспорт из России - 1098,8 млн долл. против 70,9 млн долл. импорта. В товарной структуре российского экспорта преобладает жидкое топливо - 65,3%. В 2009 г. объем внешнеторгового оборота стран сократился на 38,7%, в том числе российский экспорт уменьшился на 40, а импорт из Монголии на - 11% (3) Сокращение российского экспорта отчасти было обусловлено экономическим спадом в Монголии, составившим 1,6%.
Таким образом, кризис по-разному затронул соседей России. Наиболее сильно он ударил по ее европейским партнером. Это сказалось на сдвигах в географической структуре внешней торговли страны. Доля Европы заметно уменьшилась, а Азии - в той же пропорции возросла. Прямо или косвенно кризис внес существенные изменения в отношения России с большинством соседних стран. После того, как президентом Украины был избран Янукович, принципиально изменились отношения России и Украины, форсируется создание таможенного союза в составе «тройки», заметно улучшилась атмосфера российско-американских отношений, началось строительство «Северного потока», резко выросли объемы российско-китайского экономического сотрудничества, активизировалось российско-турецкое экономическое сотрудничество. Тем не менее в ближайшие годы следует ожидать сохранения тенденции к усилению азиатского вектора в структуре внешнеэкономических связей России.
Новые тенденции в развитии российских порубежных регионов
В период экономического роста 2000-2008 гг. развитие российского по-рубежья определялось: 1) спросом соседних и прочих стран на российское топливо, сырье и товары, производимые непосредственно в приграничных регионах; 2) удобством их геоэкономического положения с точки зрения поставок на российский рынок товаров, в производстве которых используются сырье, материалы и комплектующие из соседних и прочих стран; 3) развитием пограничной, таможенной и транспортной инфраструктуры, обеспечивающей внешнеэкономические связи России и ее регионов; 4) мерами тарифной и нетарифной защиты российского рынка и производителей; 5) государственной поддержкой отдельных регионов посредством реализации федеральных целевых программ. На разных участках приграничного пояса соотношение этих факторов было неодинаковым (см.: 3; с. 1).
Действие фактора соседства особенно заметно в регионах, широко включенных во внешнеэкономические связи, занимающих удобное положение относительно российского и внешних рынков и находящихся на международных транспортных коммуникациях. Приграничные регионы, лежащие на главных маршрутах внешнеэкономических связей России, за годы рыночной 138
трансформации выросли в крупных торговых посредников, что приносит немалый доход и содействует развитию соответствующей инфраструктуры.
Самый мощный товарный и инвестиционный поток связывает Россию со странами ЕС. Поэтому воздействие соседства на структуру экономики было в этот период наиболее сильным у ряда западных регионов, граничащих с ЕС, выражаясь в развитии экспортных и импортозамещающих производств с опорой на завозные материалы и компоненты, логистику, бизнесинфраструктуру. Пока что они сконцентрированы в Калининградской, Ленинградской областях и Петербурге. Соседство не столько со смежными странами ЕС, сколько с Союзом в целом способствует сравнительно динамичной модернизации их промышленности. При ее целенаправленном продолжении она способна изменить профиль России в мировой экономике на базе иностранных технологий и инвестиций. У западных границ уже развернуты сборочные производства, ориентированные на российский рынок и снабжаемые из европейских филиалов глобальных ТНК.
Нельзя также не учитывать особое внимание, уделяемое федеральным центром таким регионам, как Калининградская область и Санкт-Петербург, предоставляемые им преференции. Немалую роль в структурной модернизации северо-западного порубежья играют программы, реализуемые с технической и финансовой помощью ЕС. Там приграничное сотрудничество значительно более инновационно, чем в других местах, где оно носит преимущественно традиционный характер и не содействует позитивным структурным сдвигам в экономике.
Важным элементом развития упомянутых регионов стало развитие транспортной инфраструктуры - морских портов (Усть-Луга, Приморск, Батарейная), пограничных пунктов пропуска, аэропортов, трубопроводов, современного складского хозяйства. В том же направлении развивалась экономика Ростовской области и Краснодарского края, выходящих к Черному морю, но масштабы инвестиций и структурных изменений долгое время были у них заметно меньшими.
Соседство с Китаем способствовало росту ряда сырьевых отраслей, прежде всего производящих необработанную древесину, а также электроэнергию и военную технику. Соседство с Японией сказалось на развитии нефтедобычи на шельфе Сахалина, который стал одним из крупнейших экспортеров России - 9,2 млрд долл. в 2008 г., в основном за счет вывоза 10,8 из 12,9 млн т нефти, добытой в рамках проектов Сахалин-1 и Сахалин-2 с участием японских компаний Мицуи, Мицубиси. В проект Сахалин-3 вошла китайская компания Sinopec, рассматривается и возможность привлечения к сахалинским проектам южнокорейских компаний. Спрос соседей на морепродукты стимулировал их добычу на Дальнем Востоке, а импорт автомобилей - динамичное развитие автобизнеса во многих дальневосточных регионах.
В то же время соседство с Китаем угнетало производство товаров потребления и в целом сдерживало модернизацию экономики восточного порубежья, поскольку интересы этой страны в России лежат, прежде всего, в топливносырьевой сфере. Развитию же импортозамещения на основе промышленной сборки препятствует малая емкость этой части внутреннего рынка, удаленного от европейской России. Ее развитие в основном зависит от экспорта топлива и сырья. Зато все более важную роль для дальневосточного порубежья играли федеральные целевые программы, которые отчасти компенсировали низкую инвестиционную активность частного и иностранного бизнеса.
Особенностью торговых связей России и Монголии является то, что почти на 70% они связаны с поставками из пограничных и ближайших регионов обеих стран (Иркутская обл.). Соседство с Монголией в советское время стимулировало развитие в смежных российских регионах ряда производств на базе животноводческого сырья из этой страны. Ограничения на его поставки, введенные в 1990-е годы, сделали их мощности избыточными. В целом монгольский рынок не оказывает заметного влияния на развитие прилежащих российских регионов из-за ограниченных объемов взаимной торговли (10, с. 266-284).
Сильнее всего на развитие новых приграничных регионов влияло сотрудничество с Казахстаном и Украиной8 (17). Объем торговли между Россией и Казахстаном в 2008 г. был близок к 20 млрд долл. Этот поток следовал через многочисленные пункты пропуска, разбросанные по протяженной сухопутной границе. Хозяйство выходящих к ней регионов развивалось под воздействием спроса третьих стран на углеводороды и металлы. Влияние самого Казахстана на промышленность российских регионов выражено, прежде всего, во взаимных поставках топлива и сырья. Кроме того, Казахстан ввозит из РФ пищевую продукцию, автомобили, лекарства, электротехнику. Российское порубежье весьма важно для Казахстана как транзитное в торговле с Европой.
Российские регионы, смежные с Украиной, заинтересованы в технологической кооперации базовых отраслей экономики, включая машиностроение. В 2008 г. объем взаимной торговли РФ и Украины достиг 40 млрд долл. Эту границу пересекали значительно более мощные товарные и людские потоки, чем российско-казахстанскую. Важным фактором для этих регионов стали торговые войны с Украиной, стимулировавшие выпуск ряда товаров российской стороной. С этим, в частности, связано развитие агросферы в Белгородской, Воронежской и Ростовской областях.
Экономика «прибелорусских» регионов испытывает значительно более слабое воздействие соседства. Отчасти это связано с меньшей барьерностью границы между участниками Союзного государства. Мощный товарный по-
8. Подробнее см. сборник «Приграничные районы в экономике и внешнеэкономическом сотрудничестве стран СНГ». — М., 2009.
ток между странами транзитом проходит российское порубежье. С другой стороны, это обусловлено его экономической слабостью. Российскобелорусское торгово-экономическое взаимодействие замыкается на крупные промышленные регионы РФ - Москву и Подмосковье, Тюменскую, Пермскую, Самарскую, Свердловскую области, Санкт-Петербург и Татарстан.
Соседство с Азербайджаном весьма важно для Республики Дагестан с точки зрения его снабжения электроэнергией, транзита азербайджанских товаров, приграничной торговли, но играет весьма скромную роль в ее экономическом развитии. Соседство же с Грузией ряда северокавказских республик пока следует рассматривать скорее как фактор дополнительного политического и экономического риска. Южные республики России вообще слабо включены во внешнеэкономические связи.
В целом модернизационное влияние соседства со странами СНГ на новое приграничье России лимитируют скромные финансовые и технологические возможности этих стран. Но для российских регионов важен фактор трансграничных социальных контактов. Многие их них до кризиса нуждались в постоянной и сезонной рабочей силе, дефицит которой покрывался за счет трудовых миграций из соседних стран. Сейчас эта проблема потеряла остроту, но в перспективе может вновь возникнуть.
Кризис 2008-2009 гг. в разной степени затронул отдельные участки российского порубежья. Как известно, он начался во внешнеэкономической сфере и затем перекинулся на производственную и инвестиционную деятельность. Наиболее сильно экспорт в 2009 г. по сравнению с 2008 г. сократился у регионов пограничных с Украиной и Белоруссией - более чем наполовину при общем спаде экспорта на 35,8%. У Республики Бурятия, Забайкальского и Приморского краев - регионов пограничных с Китаем и Монголией, объем экспорта заметно вырос. У регионов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов экспорт сократился заметно меньше, чем в целом по России, при максимальном падении импорта. По данным ФТС РФ, у регионов Приволжского и Уральского (многие из них граничат с Казахстаном) спад экспорта был максимальным, но при этом спад импорта у них был меньше, чем импорт страны в целом (на 37,3%).
Сильный промышленный спад в 2009 г. - более 15% (при 10,8% в среднем по РФ) - отмечался в Самарской, Челябинской, Курганской областях, Санкт-Петербурге, Брянской, Астраханской, Волгоградской и Ростовской областях, т.е. в регионах с развитым машиностроением и металлургией. Положительная динамика промышленного производства наблюдалась в Сахалинской, Амурской, Белгородской областях, республиках Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и Северная Осетия. В Белгородской области и республиках Северного Кавказа рост связан с переработкой сельскохозяйственного сырья и производством продуктов питания.
На фоне общего спада бросается в глаза значительный рост инвестиций на Дальнем Востоке (на 30% в рамках Дальневосточного федерального округа). Это результат реализации принятой в ноябре 2007 г. новой федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года». В ней выделена подпрограмма «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в АзиатскоТихоокеанском регионе», ведь город примет саммит АТЭС в 2012 г. Расходы по ней составят 566 млрд руб. (6, с. 5). Они должны дать серьезный импульс Владивостоку, призванному стать фасадом России на Тихом океане. Речь идет о модернизации городского хозяйства и даже о превращении города в образовательный центр мирового уровня.
Намечено также развитие машиностроения. В цехе судоремонтного «Дальзавода» компания «Соллерс - Дальний Восток» с 2010 г. начнет собирать внедорожники «Санянг», грузовики «Исузу» и спецавтомобили «Фиат Дукато». Планирует развернуть автосборку корпорация «Рено-Ниссан». В октябре 2009 г. в Пекине было подписано соглашение о строительстве в Приморье новой верфи, совместного предприятия китайской компании Yantai Raffles и Обьединенной судостроительной корпорации России. В 2009 г. в Приморском крае инвестиции в основной капитал увеличились на 60%.
Другой пункт программы - разработка нефтегазовых месторождений Сахалина и Саха-Якутии с созданием необходимой инфраструктуры. Программа освоения газовых месторождений Дальнего Востока рассчитана до 2030 г. и потребует 2,4 трлн. долл. В 2010 г. завершается первая очередь нефтепровода ВСТО с ответвлением на Китай через Сковородино и нефтяным терминалом в бухте Козмино, где планируется строительство НПЗ. В 2011 г. должен быть введен в эксплуатацию газопровод Сахалин - Хабаровск - Владивосток. После этого начнется прокладка газопровода до тех же центров из Якутии (Чаяндин-ского месторождения). Это позволит не только газифицировать Дальний Восток и повысить его инвестиционную привлекательность, но и создать ряд газохимических производств с ориентацией на рынки соседних стран.
Высокие темпы инвестиций в Амурской области (рост на 35%) связаны не только с освоением ряда рудных месторождений, но и со строительством космодрома.
Устойчивость к кризису ряда дальневосточных регионов объясняется соседством с Китаем, чей экономический рост поддерживает спрос на российское сырье. Таким образом, во внутреннем приграничном поясе следует ожидать ускорения экономического развития восточных регионов. Его факторами станут государственные инвестиции, приток которых начался еще в докризисный период, и усиление роли Китая в экономическом развитии восточных районов России. Доля ЕС во внешнеэкономических связях страны соответственно снизится. В силу отмеченных выше структурных различий
эти изменения в географии внешней торговли не будут сопровождаться существенными сдвигами в ее товарной структуре, а наоборот, приведут к консервации состава экспорта и импорта.
Ускоренный рост восточного сектора порубежья может остановить «перетекание» российской экономики в европейскую часть страны, имевшее место в 1990-х и первой половине 2000-х годов при этом возникнет ряд серьезных проблем, связанных с недостатком рабочей силы.
В целом глобальный кризис активизировал процессы формирования новой географии российской экономики и ее внешних связей, а они потянут за собой проблемы, связанные с межрегиональными и международными миграциями населения. Этот кризис показал, что потенциал «пространственного маневра», заложенный в трансконтинентальном и межцивилизационном, многососедском и вообще многоальтернативном положении России, достаточно велик и его следует широко и эффективно использовать.
Литература
1. Валовой региональный продукт по субъектам РФ за 1998-2008 гг. //
www.bkx.fu/free/doc/new/site/vvp/vrp98-08.xls.
2. ВВП в странах ЕС в 2009 г. htpp://epp.eurostat.ec.europa.eu
3. Внешняя торговля России по основным странам в 2009 г. Статистика внешней торговли. 08.02.2010 // http://www.customs.ru/ru/stats/arhiv-stats-new/popup.php7id 286-632
4. Вслед за ВТБ китайские связанные кредиты получит Банк развития Казахстана // www.derricr.ru/?f=n@id=15660
5. Гринкевич В. Россия и Китай: нефтяная дружба // www.rian/analytics/20090619/ 17487609html
6. Двойнова Т. Путин рассудит, кто в Приморье главный. «Независимая газета», 26.11.09.
7. Инвестиции Японии в российской экономике. 18.05.09 Inforos/http://
inforos.ru/?id=24102
8. Индексы физического объема стран СНГ// Межгосударственный комитет по статистике стран СНГ // www.cisstat.com//
9. Ким А. ВВП: Итоги «нулевых». - Финансы, 2010. - № 15.
10. Мещанинов М. Российско-монгольское приграничное сотрудничество / Приграничные регионы в экономике и внешнеэкономическом сотрудничества стран СНГ. - М., 2009.
11. Россия в цифрах 2009. Росстат. - М., 2009.
12. Сапожков О. Упавший быстрее, быстрее и поднимется // Коммерсантъ, 5.11.09.
13. Черненко Е. Шведы - не стенка. Русский Newsweek, 2009. - № 46.
14. Чичкин А. Фактор близости. Российская бизнес-газета. www.rg.ru/2009/06/23/ bizness.html
15. Экспорт газа из России упал на 13,9%. Голос России 3.02.2010 // www.rus.ruvr.ru/ 2010/02/03/4113100.html
16. Экспортно-импортные операции государств Содружества. Межгосударственный комитет по статистике стран СНГ // www.cisstat.com//
17. Direction of Trade Statistics, Quarterly June // IMF, Wash. 2009.