Камышенков В.Ю.1, Ткачева Юлия Викторовна2
Ассистент, кафедра экономической теории и мировой экономики, 2ассистент, кафедра финансов и кредита, Воронежский государственный аграрный университет
имени К.Д. Глинки
ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
Аннотация
Постоянное развитие и совершенствование экономических отношений на различных уровнях приводят к тому, что успешность бизнеса определяют все новые и новые факторы, положительное проявление которых может обеспечить предприятию финансовую устойчивость и рост, а отрицательное - привести к полному краху. Чтобы избежать несостоятельности и не допустить банкротства, в современных условиях необходима постоянная адаптация предприятия к изменяющимся условиям хозяйствования на базе внедрения передовых научных достижений. Авторами предложен инновационный подход: использование средств электронной коммерции для улучшения структуры и динамики экономических потоков сельскохозяйственных предприятий.
Ключевые слова: экономические потоки, несостоятельность, банкротство, устойчивость, отношения обмена, результативность деятельности, предприятия АПК, электронная коммерция, проблемы государственного регулирования сети Интернет, реализация сельскохозяйственной продукции.
Summary
Development and perfection of economic relations on various levels lead to success of business is defined by new and new factors. Its positive display can provide financial stability and growth of the enterprise, but negative one can lead to full breakdown. In modern conditions constant adaptation of the enterprise to changing conditions of managing is necessary to avoid an insolvency and not to admit bankruptcy. It should be based on introduction of the advanced scientific achievements. Authors offer the innovative approach: using means of electronic commerce for improvement of structure and dynamics of economic flows of the agricultural enterprises.
Keywords: economic flows, insolvency, bankruptcy, stability, exchange relations, productivity of activity, the agrarian and industrial complex enterprises, electronic commerce, problems of state regulation of the Internet, sale of agricultural production.
Нестабильность внешней среды хозяйствования не благоприятствует нормальной деятельности экономических субъектов и зачастую ставит их в крайне неблагоприятные условия. Поэтому в сельском хозяйстве функционируют различные предприятия, среди которых имеются как финансово благополучные и устойчивые, так и финансово несостоятельные.
В соответствии со ст.2 ФЗ от 26 октября 2002 г. № 127 - "О несостоятельности (банкротстве)" «несостоятельность (банкротство) - это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей» [1]. Но важно понимать, что банкротство - это не определенное критическое состояние предприятия, а экономико-правовая категория, отражающая интересы общества по защите требований кредиторов и стимулированию ответственности учредителей за деятельность хозяйствующего субъекта. Прежде всего, это комплексная система мер воздействия на механизм его функционирования в кризисных условиях. Другая категория,
- финансовая несостоятельность, - отражает объективный результат действия экономических законов в сфере денежных отношений на уровне предприятий. При существующей весьма несовершенной системе экономических отношений, определяющей условия перераспределения национального дохода по отраслям, финансовая несостоятельность создает потенциальную угрозу банкротства практически для всех агрофирм.
Несмотря на то, что в основе несостоятельности находятся различные факторы, её проявление связано с финансовыми затруднениями и неплатежеспособностью предприятий. Такие нарушения сами по себе обратимы балансированием денежных и финансовых потоков, в том числе и при привлечении дополнительных источников финансирования. Но мировой финансовый кризис привел к удорожанию капитала и увеличил число неблагополучных субъектов. Вместе с тем, массовое банкротство агрофирм недопустимо из-за стратегической важности задач решаемых на различных уровнях организации экономических отношений [2], а финансовое обеспечение их производственно-коммерческой деятельности должно производиться на условиях предельной результативности вложений.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о необходимости рационализации формирования и использования финансовых и денежных ресурсов предприятий, без которой невозможно обеспечить их устойчивое финансовое состояние.
Несовпадение календарного, фактического и средневзвешенного сроков кругооборота средств в сельском хозяйстве вследствие особенностей производства и реализации продукции приводит к тому, что предприятия оказываются слишком чувствительными к доступности финансовых ресурсов, объем которых в рыночных условиях весьма ограничен.
Товарно-денежные и финансовые потоки опосредствуют финансово-хозяйственную деятельность предприятий, эффективность которой определяется результатом кругооборота средств. В идеале циклическое прохождение капитала через стадии «обращение-производство-обращение» ведет к его приросту. Чем больше таких оборотов и значительнее наращение, тем лучше результат финансового года. В сельском хозяйстве за один год возможен в среднем только один оборот, причем нарастание затрат, которые будут отнесены к активам, при единовременном выходе продукции ведет к значительному колебанию финансового потока и объема рыночного предложения по кварталам.
С экономической точки зрения на предприятии происходят следующие процессы: формируется полная себестоимость продукции с учетом затрат прошлого года, осуществляются продажи или хранение сельскохозяйственной продукции с последующей или частичной её реализацией в следующем периоде. Если продажа не происходит, то готовая продукция отражается в активе бухгалтерского баланса на конец года по фактической себестоимости, с одновременным ростом кредиторской задолженности. Если в результате оборота продукции получена прибыль, то происходит сохранение или рост пассивов предприятия, в противном случае, напротив, их снижение. При оценке финансового состояния предприятия в первых двух случаях можно говорить о хорошем финансовом состоянии, но если реализованная продукция не оплачена, то реального притока денежных средств для последующих расчетов не происходит. В составе оборотных активов в этом случае растет удельный вес дебиторской задолженности, что снижает возможности для финансовых маневров.
Чтобы этого не допустить, многие сельхозпредприятия РФ после уборки урожая зачастую переходят к политике «выжидания высоких цен», формируя высокие переходящие остатки товарных запасов. Такое решение позволяет им сохранить в активах капитализированные ресурсы без одновременного роста убытков на отчетную дату. В результате этого происходит рост финансовых и недополучение денежных ресурсов. Такой технически улучшенный бухгалтерский баланс позволяет получить закономерную отсрочку по обязательным платежам, но уже при проведении осеннее - зимних работ под
урожай будущего года и осуществлении последующих агротехнических мероприятий делает проблему отсутствия денежных средств более острой. Причина в том, что в этих условиях не завершается производственно-коммерческий оборот и не происходит извлечения авансированных в воспроизводственный процесс денежных средств, а значит -и удовлетворения требований кредиторов. Налицо несинхронность финансовых и денежных потоков, формирующая в соответствии с общепринятой точкой зрения финансовую несостоятельность предприятий.
На наш взгляд, несостоятельность предприятий развивается в результате разбалансированности экономических потоков субъекта, содержание которых несколько шире движения денежных и финансовых ресурсов, хотя также имеет стоимостную оценку. Их состав включает условия и причины возникновения движения благ, что дает возможность различать проявления сущности экономических потоков в деятельности предприятий. В их структуре можно выделить: входящие и выходящие; а также основные, дополнительные и случайные. Основные - обслуживают производственно-коммерческую деятельность и отличаются регулярностью, дополнительные - создают для неё условия, а случайные не имеют возобновляемого характера, но оказывают регулирующее воздействие. Их статическим срезом является отчетность предприятия, которая формирует через систему показателей представление о состоянии предприятия. В сельском хозяйстве основные входящие экономические потоки существенно ограничены конкуренцией, демпингом, а дополнительные и случайные не сформированы и не обладают необходимым объемом: например, система страхования и государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей. Более того, постоянные изменения среды деятельности хозяйствующего субъекта приводит к тому, что их состав, качество и структура не отличаются устойчивостью, а преобладание исходящих потоков ведет к финансовым затруднениям и неплатежеспособности, которые являются исходной точкой банкротства. Надеяться на постоянные внешние вливания при рыночных отношениях нельзя, поэтому выживание и развитие сельскохозяйственных предприятий требует предельной эффективности управления экономическими потоками, а в условиях большого количества посредников - и их перераспределения в пользу агрофирм.
Для обеспечения сбалансированности экономических потоков сельскохозяйственных предприятий и снижения опасности их банкротства большое значение имеет развитие организационно-экономических отношений в фазе обмена, в частности, торговли продовольствием внутри своей страны и на мировом рынке на основе использования современных средств коммуникации и электронной коммерции. «Аграрная электронная коммерция» представляет собой взаимосвязь и взаимодействие экономических агентов в сельском хозяйстве и АПК по поводу купли-продажи продукции, работ и/или услуг в процессе организационно-экономических отношений обмена, осуществляемых на основе достижений в сфере высоких технологий посредством глобальной электронной сети Интернет.
Однако, внедрение электронной коммерции, глобальной сети Интернет, информационно-сетевой экономики в сферу аграрных отношений предприятий ограничены, на наш взгляд, по следующим причинам:
1) системный кризис в традиционных преимущественно рыночных формах ведения агробизнеса, не позволяющий наладить эффективное его функционирование;
2) отсутствие активного и эффективного внимания государства к вопросам регулирования сети Интернет и происходящих бизнес-процессов в электронных аграрных отношениях обмена технотронного общества;
3) недоверие со стороны бизнеса и клиентов к системе банковских операций, к самой сети Интернет, и в целом к политике государства;
4) консерватизм во взглядах на признание возможности возникновения нового типа экономики, новой формы экономических аграрных отношений обмена в условиях рыночной экономики, на достоинства ведения электронной коммерции в АПК.
На современном этапе развития экономических отношений рыночная аграрная экономика тесно контактирует с последними достижениями в информационных технологиях, постепенно трансформируясь в такое понятие, как «технотронная аграрная экономика». Информационные технологии в аграрных отношениях обмена прежде всего позволяют преобразовать разрозненные исходные данных в достоверную, оперативную информацию для принятия решений с помощью аппаратных и программных средств, с целью достижения оптимальных рыночных параметров объекта управления в сфере сельского хозяйства и АПК.
Отношения обмена занимают достойное место в системе аграрных отношений, обеспечивая эффективное взаимодействие между непосредственными производителями продукции аграрного сектора и ее потребителями, и являющиеся, по сути, основой современных аграрных отношений, после отношений землепользования. Поэтому использование средств электронной коммерции является инструментом повышения результативности производственно-коммерческой деятельности и улучшения финансового состояния агрофирм. В связи с чем, авторам представляется необходимым массовое внедрение передовых информационных технологий и прямое участие сельхозтоваропроизводителей в системе электронной коммерции. Информационные технологии, на наш взгляд, используемые при информатизации объектов аграрной сферы, позволят обеспечить:
- устойчивое функционирование во время кризисов и динамичное развитие хозяйствующих субъектов АПК как в переходный период, так и в рыночных условиях жесткой конкуренции;
- интеллектуальную, техническую, организационную, экономическую, правовую поддержку функционирования всего АПК;
- своевременное отслеживание формирования и использования средств бюджета, выделяемых на финансирование сельского хозяйства, на федеральном, региональном и местном уровнях на основе актуальной и достоверной информации;
- оправданное с экономической точки зрения и не противоречащее общепризнанным экологическим нормам снижение производственных издержек.
Отставание в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) обесценивает научные и технические достижения АПК России, препятствует как их популяризации, так и превращению в технологии, резко снижает конкурентоспособность не только отдельных предприятий, но и всей страны на рынке сельскохозяйственной продукции, в то время как внедрение теоретического и практического опыта предоставляет ощутимые преимущества практически для всех участников обмена.
С появлением единой информационной среды мировой экономики - Интернет -предприятия АПК получают новые возможности выхода и на мировой рынок: минимальные затраты на размещение коммерческих предложений (в ряде случаев бесплатно); глобальная осведомленность о рыночной конъюнктуре; участие в электронном аграрном рынке. По мере расширения участия России в аграрных отношениях обмена продовольствием, увеличение доходов от налоговых поступлений может стать одним из преимуществ. Электронный рынок несет выгоды, как производителю продукции АПК, так и потребителю этой продукции. Таким образом, большая часть финансового результата остается именно у агрофирм, причем результат достигается не только за счет снижения издержек, но и посредством повышения доходов путем сокращения числа посредников. Все это обеспечивает возможности экономического роста предприятий, обеспеченного их собственными финансовыми ресурсами, выявленными при перераспределении экономических потоков.
Вместе с тем, полагаем, электронная коммерция не является изолированной и в нашем понимании не может быть ограничена отраслью или территориально, поэтому формирование и развитие её структуры в нашей стране не может идти обособлено от мировых тенденций и опыта. По отчетам производителей США, в течение 2007 года через
системы электронной торговли, было продано/куплено продукции на 665 млн долл., что составляло около 33% всего объема операций продажи/купли в сельском хозяйстве. На онлайновую покупку (машин и оборудования, материальных ресурсов для растениеводства и животноводства, офисной и компьютерной техники) пришлось 378 млн дол. На материально-технические ресурсы для растениеводства и животноводства выпало 35% всех операций онлайновой покупки. Через систему электронной коммерции фермеры продали выработанной продукции на 287 млн дол. (191 млн дол. - продукция животноводства, 96 млн дол. - продукция растениеводства)
Электронная коммерция повышает эффективность обмена, благодаря снижению трансакционных издержек, увеличению конкуренции и более прозрачному ведению бизнеса. Возросшая эффективность отражается в снижении цен, более гибкой ценовой политики даже на краткосрочных временных интервалах. А в долгосрочном периоде такое сокращение издержек может привести к понижению уровня инфляции в стране[5].
Следует отметить следующий момент: цены на товары в Сети намного ниже оффлайновых. Вместе с тем, сельскохозяйственные товаропроизводители, участвующие в экономических отношениях электронной коммерции, могут посредством сети Интернет обозначить свою, максимально выгодную им цену на сельскохозяйственные товары и продукцию для привлечения непосредственно конечного потребителя, миную длинную цепь посредников. В результате стоимость продукта, полученного трудом фермера, будет существенно ниже, нежели при участии перекупщиков.
Кроме того, электронная коммерция более устойчива во время кризиса. Например, в четвертом квартале 2008 года выручка онлайн-магазина Amazon (Германия) выросла на 18%, составив $6,7 млрд. Выручка компании в 2008г. увеличилась на 29% и достигла $19,2 млрд, прибыль по операциям - на 28% (до $842 млн), чистая прибыль крупнейшего онлайн-торговца в мире выросла на 36% и составила $645 млн. Рост финансовых показателей обусловлен тем, что онлайн-магазин постоянно следит за тем, чтобы предоставлять потребителям большой выбор товаров, низкие цены и возможности бесплатной доставки. Реализация стратегии электронной коммерции позволит в последующие годы более четко вписаться в глобальный ритм цикличной динамики, обеспечить прохождение кризисных фаз экономических циклов с меньшей амплитудой колебаний, в сравнительно сжатые сроки и с меньшими потерями на повышательной волне шестого Кондратьевского цикла.
Вместе с тем обратной стороной бурного развития электронной коммерции является обеспечении ее безопасности, государственного контроля, отсутствие системы правового регулирования, а значит, в конечном итоге создания нормальных условий для ее функционирования и развития. Интернет - особый продукт, его регулирование затруднено, в большинстве стран отсутствует специальный закон об Интернет. Чрезмерное усердие властей в этом плане может уничтожить свободу Интернет, как информационного пространства.
Как законодательство отдельных стран, так и международные нормы не учитывают в полной мере новое качество и особенности экономических аграрных отношений обмена, складывающихся между участниками в Интернет-пространстве в процессе «производственных» отношений.
Кроме реализации произведенной продукции посредством электронной коммерции предприятия АПК (сельскохозяйственные предприятия) могут осуществлять также технологическое и техническое перевооружение производства, что также повлечет выгоды для обеих взаимодействующих сторон. На сегодняшний день сфера аграрной электронной коммерции как никакая другая сегодня является одной из наиболее привлекательных во всей инфраструктуре, но, к сожалению, сектор АПК в России не в состоянии предъявить достаточный платежеспособный спрос на новые технологии.
В 2000 году сельскохозяйственные организации на территории Российской Федерации не использовали Интернет для реализации продукции [4]. Данный процесс
реализовался только в 2003 году в зерновом производстве. Наиболее активно информационно-коммуникационные технологии начали применяться с 2004 года. Посредством их использования в России реализовывалась продукция в объеме 8-30 % от общего количества реализуемой продукции.
Реализация продукции сельского хозяйства через электронные системы коммуникаций (Интернет) в Воронежской области составляет малую долю во всем объеме [3]. Так, в 2006 году посредством сети было реализовано продукции в объеме 6-8 % от общего количества, а в 2008 году - 18-20 %.
Электронная торговля является привлекательной для мелкого и среднего сельскохозяйственного товаропроизводителя. Примечательно, что в 2006 году объем реализации через систему составил 7-10 % валового сбора, а в 2007-2008 гг. уже 17-27%. Это свидетельствует о том, что малые формы сельхозпредприятий постепенно осознают преимущества ведения электронной коммерции и развивают данную форму экономических отношений в своей деятельности.
В большинстве случаев изменение качества экономических потоков позволит не только повысить платежеспособность, но и преодолеть несостоятельность предприятий, связанную с несправедливостью отношений обмена. При этом, затраты по внедрению или доведению средств электронной коммерции не будут превышать 5% выручки предприятия, что важно при принятии решения о его осуществлении. Более того, их размер может оказаться значительно ниже, из-за присутствия некоторых элементов оборудования на предприятии и наличии квалифицированного персонала, осуществляющего маркетинг на предприятии.
В частности нами были внедрены информационные технологии (компьютерное оборудование с подключение к Интернет) в крестьянском (фермерском) хозяйстве (К(Ф)Х) «Тарасова» Борисоглебского района Воронежской области. Экономический эффект от внедрения, обеспечивший более эффективные отношения обмена хозяйства с партнерами, представляется следующим образом: уровень окупаемости составляет 1,2 года, при разовых расходах на внедрение 44885 руб., ежегодных расходах - 75770 руб. и дополнительных доходах - 112000 руб., а уровень доходности капитальных вложений -
0.8.рубля на 1 рубль вложенных средств.
Чтобы сохранить и увеличить эффект применения средств электронной коммерции и не допустить возникновения и развития финансовой несостоятельности при реализации указанных мероприятий следует учитывать проблемы, связанные с деятельностью электронных торговых площадок (ЭТП). Прежде всего, это разнообразные риски, которые несут продавцы и покупатели, участвуя в работе ЭТП. Покупатели осуществляют покупки, не видя конкретного товара, следовательно, их деятельность во многом основывается на чистом доверии к продавцу, поэтому необходимо контролировать качество продукции. Продавцы, в определенной степени теряют контроль над механизмом ценообразования и сознательно идут на увеличение конкуренции со стороны других производителей продукции, что не полностью исключает спекуляцию и может привести к занижению цен и несостоятельности агентов.
Таким образом, несмотря на существующие проблемы, внедрение электронной коммерции позволяет значительно повысить устойчивость и результативность деятельности предприятий АПК. Но её развитие требует наличия соответствующих инструментов регулирования, прежде всего государственных.
Литература
1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 26 ноября 2002г. №127-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 2002. - №43. - с.10060-10200.
2. Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006г. №264- ФЗ // Российская газета. - 2007 (www.rg.ru)
3. Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru
4. Официальный интернет-портал Министерства Сельского Хозяйства РФ www.mcx.ru
5. Баранов В.А., Развитие сетевых формирований в инновационной экономике / Баранов В.А., Жмуров Д.А. // Менеджмент в России и за рубежом, № 1, 2007, - С. 20-29.
6. The Federal law «About an insolvency (bankruptcy) of the enterprises» from November, 26th 2002. №127-FL // Sobr. Legislations of the Russian Federation. - 2002. - №43. - p.10060-10200.
7. The Federal law «About agriculture development» from December, 29th 2006г. №264 -FL //T he Russian newspaper. - 2007. (www.rg.ru)
8. Federal Agency of the state statistics www.gks.ru
9. The Official Internet portal of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation www.mcx.ru
10. Rams of Century А, Development of network formations in innovative economy / Baranov V.A., Zhmurov D.A. // Management in Russia and abroad, № 1, 2007, - p. 20-29.