ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ (ИЗ ОПЫТА ИЗУЧЕНИЯ РОМАНА А.С. ПУШКИНА "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН" В КОЛЛЕДЖЕ)
МАКУЛБАЕВА А.А.
Высший колледж НАО «ЕНУ им.Л.Н.Гумилёва», кафедра языковых дисциплин
Аннотация. В статье рассматриваются адаптивные методы и приёмы работы с текстами художественного произведения на уроках русской литературы в инклюзивных группах колледжа в системе социализации обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Ключевые слова: читательская грамотность, обучающиеся с особыми образовательными потребностями, адаптивные приёмы организации учебного процесса, особенности методик.
Введение. Одной из ключевых задач в социализации и подготовке к будущей профессии, на наш взгляд, является повышение читательской грамотности обучающихся с особыми образовательными потребностями. О низкой читательской грамотности современных детей бьют тревогу не только в педагогическом сообществе, на это неоднократно обращал внимание и президент страны К.К.Токаев: «...привитие высокой культуры чтения, развитие читательской грамотности должно стать одним из приоритетных направлений образовательного процесса в казахстанских школах.».
Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности способствует успешной адаптации обучающихся с особыми образовательными потребностями в целом к учебному процессу, так как чтение, общение с книгой являются не только источником информации, но и обуславливают понимание содержания учебных материалов и, безусловно, прививают навыки работы с разными видами текстов: извлечение необходимой информации, анализа, сопоставления и использования полученной информации в социальной жизни.
И сегодня, мы знаем, в образовательном ведомстве и во многих учебных заведениях предпринимаются многочисленные меры, направленные на повышение читательской грамотности учащихся всех уровней. Следует отметить, однако, что в современном педагогическом процессе данная проблема, как правило, в основном рассматривается применительно к традиционным школам. В контексте же обучающихся (студентов) с особыми образовательными потребностями вопросы повышения читательской грамотности практически не исследовались. Чем и обьясняется наш научно-методический интерес к данной тематике и, соответственно, попытка рассмотреть возможности общеобразовательной дисциплины «Русская литература» как средства повышения читательской грамотности, способствующей подготовке разносторонне развитого специалиста с широким культурным, историческим кругозором. При этом надо понимать, что изучение русской литературы в колледже в группах с инклюзивным обучением предъявляет особые требования к учебному процессу с разновариативными подходами и специальными методиками, учитывающими индивидуальные особенности и способности каждого студента (разный уровень интеллектуальной и образовательной подготовки, различные медицинские показания, особенности восприятия и социализации, а также индивидуальные ценностные установки и нормы поведения). В группах нашего колледжа определённые трудности были связаны также с разницей в языковой подготовке обучающихся. И при таком многообразии важно не только обеспечить студенту доступ к материалу, но и создать среду, в которой каждый из них сможет включиться в изучение текста и почувствовать его художественную ценность и историческое значение. Также следует отметить, что обучение любой дисциплины в инклюзивной группе колледжа, безусловно, требует соответствия типовой программе и гибкости в организации
занятий. Речь идёт о необходимости адаптировать содержание курса, перестраивая традиционные методы преподавания, делая их доступными для студентов с различными возможностями и потребностями. Это особенно актуально в отношении сложных для восприятия произведений, таких, как роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Александр Сергеевич Пушкин и его роман в стихах "Евгений Онегин" занимают особое место в русской литературе и культуре. Преподавание этого произведения в инклюзивной группе колледжа требует тщательного подхода. Введение адаптивных, дифференцированных заданий и специальных методик для разбора содержания романа позволяет преподавателю преодолеть психологические барьеры, связанные с особенностями группы, и помогает сделать учебный процесс более результативным и интересным для каждого студента.
1. Особенности организации уроков. Поскольку в инклюзивной группе учащиеся имеют разные формы восприятия и различный уровень подготовки, чрезвычайно важно обращать внимание на: Темп уроков: он должен быть плавным и постепенно углубляться, чтобы дать время на осмысление материала. Коммуникацию: выбор доступных форм общения, включая визуальные, аудиальные и текстовые средства. Активное использование интерактивных технологий: учебные презентации: видеоматериалы и аудиозаписи отрывков из романа, позволяющих расширить возможности восприятия текста.
2. Методика преподавания романа «Евгений Онегин» в инклюзивной группе. Адаптация содержания: "Евгений Онегин" — сложное произведение с глубоким содержанием, поэтому важно выбирать ключевые главы и фрагменты, на которых можно сосредоточить внимание, не перегружая учащихся объёмом материала. Начинаем знакомство с произведением, обратившись к основным сюжетным линиям и образам, что позволяет студентам ознакомиться с центральными темами романа, а также понять место данного романа в литературе. Метод ассоциаций: чтобы помочь студентам с особыми образовательными потребностями понять атмосферу произведения, полезно использовать метод ассоциаций. Например, при обсуждении образа Татьяны, предлагаем студентам сравнить её с современными героями или людьми, близкими им по духу или представить Онегина в современном обществе. Это способствует укреплению эмоциональной связи с персонажами. Ролевая игра и инсценировки: метод ролевых игр позволяет студентам глубже понять характеры героев и их поступки. Например, мы попытались инсценировать некоторые фрагменты из романа, распределив роли так, чтобы каждый студент смог хотя бы жестом, небольшим текстом или отдельной репликой, даже символическим действием погрузиться в действие романа А.С.Пушкина. Такой метод помогает задействовать учащихся с разными возможностями восприятия информации.
3. Адаптивные задания и приёмы для инклюзивного изучения романа. Аудио- и видеоматериалы: можно использовать аудиозаписи значимых отрывков из романа, а также фрагменты экранизации произведения с субтитрами для максимального включения студентов в процесс восприятия текста. Дифференцированные задания: составление характеристики героев - кратко охарактеризовать Онегина и Татьяну на основе текста. Причём студенты, которым сложно работать с текстом, пытались создать иллюстрированную презентацию, представляющую каждого героя и его ключевые черты, что, несомненно, поможет закрепить в памяти основные образы. Карточки с вопросами. Для работы с содержанием романа можно использовать карточки с вопросами разного уровня сложности. Это позволит студентам постепенно погружаться в материал, начиная с более простых и конкретных вопросов, и переходя к обсуждению более сложных тем. Таблицы и схемы: создание таблиц, где отражены основные события или черты героев, помогает студентам структурировать материал. Например, таблицу с двумя колонками для описания образов Онегина и Ленского. Работа с иллюстрациями и видео: изображения к произведению позволяют учащимся визуально воспринимать образы героев, костюмы, эпоху. К примеру, просмотр картин, иллюстраций или коротких видеосцен из экранизаций поможет учащимся понять атмосферу и стиль жизни героев. После просмотра обязательно обсуждение с вопросами: "Какой образ
героя оказался наиболее запоминающимся?", "Какая деталь привлекла внимание и почему?" и др. Примеры дифференцированных заданий для характеристики героев романа "Евгений Онегин приведены в Приложении 1).
4. Творческие задания для глубокого понимания текста. Написание "письма" Татьяне: предлагается представить, что обучающийся пишет письмо Татьяне или отвечает на её письмо. Такой формат помог лучше понять эмоциональные состояния героев. Здесь следует подчеркнуть, что подобная форма работы с текстом произведения легче давалась студентам в устной форме, поскольку у многих были проблемы с мелкой моторикой, то есть с каллиграфией... Микро-дискуссии на основе вопросов: с инклюзивной группой очень интересно проходили обсуждения по простым и понятным вопросам: "Почему Онегин отказал Татьяне?", "Могли ли Онегин и Ленский стать друзьями в современных условиях?", «Почему Татьяна в конце романа отказала Онегину, хотя и продолжала его по-прежнему любить?» и др... Несомненно, на уроке по изучению самого значимого произведения поэта большей частью мы использовали традиционные для основной школы приёмы - но благодаря высокой степени эмпатии наших обучающихся, на уроке разворачивалась доверительная среда, и каждый студент мог высказаться, зафиксировать свой ответ либо в составлении плана к главам романа, либо в споре о действиях героев, либо в самостоятельных выводах... И заключительный урок у нас прошёл в форме настоящего «мозгового штурма», что позволило раскрыть образы главных персонажей на новом уровне и прочувствовать по-своему их историю. Причём многие студенты смогли глубоко проникнуться личной драмой Евгения Онегина и Татьяны, что так и высказывались: «Не хотим расставаться с героями», «Жалко, что нет продолжения романа», «Как будто часть души моей ушла вместе с романом» . А студент Егор Кулаков даже увидел финал романа в своём сне и сам попытался «дописать» конец произведения в стиле пушкинской «онегинской строфы» (См. Приложение 2). И таким образом, на уроке достигалась эмоциональная слиянность студентов не только с героями, с автором романа, но и обучающихся между собой, что придавало дополнительную мотивацию для чтения текстов.
Заключение. Адаптация изучаемого материала для инклюзивных групп помогает раскрыть роман "Евгений Онегин" через призму индивидуальных способностей каждого учащегося. Применение дифференцированных заданий, визуальных и аудиальных материалов, ролевых игр и интерактивных упражнений позволяет максимально включить студентов в образовательный процесс, создать атмосферу уважения к уникальности каждого обучающегося, повысить интерес к чтению художественных произведений. Результатом становится не только понимание текста, но и личное развитие студентов, умение оценить культурное наследие, сопоставить его с современностью и почувствовать свою сопричастность к мировой литературе. Таким образом, повышение читательской грамотности обучающихся с особыми образовательными потребностями становится одной из приоритетных задач системы современного профессионального образования, направленных на разностороннюю подготовку технических специалистов.
1. К.К.Токаев. - «4-е заседание Национального совета общественного доверия»., 22.10.20
2. Абросимова М.А. «Методические разработки по повышению интереса учащихся к чтению». - интернет-ресурс «Современный урок», 21.02.2024
3. Антонова И.В. «Приёмы формирования читательской грамотности». - «Первое сентября»,
Приложение 1. Примеры дифференцированных заданий для характеристики героев романа "Евгений Онегин.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ:
16.01.2023
1.Характеристика героя с помощью цитат (Текстовый коллаж). Задание: Подберите и проанализируйте 2-3 цитаты, которые раскрывают характер выбранного героя (например, Онегина, Татьяны или Ленского), добавьте свои комментарии (одним-двумя предложениями), объясняя, что каждая из цитат говорит о герое. Для продвинутых студентов: Подбор цитат можно усложнить, предложив выбрать эпизоды, в которых герой раскрывается с разных сторон (например, Онегин в разговоре с Ленским и Онегин в финальной сцене с Татьяной). Для студентов со слабой подготовкой: готовый шаблон с несколькими заранее подобранными цитатами и задание - дополнить их одним комментарием — "Что этот отрывок говорит о герое?". Таким образом, они смогут сосредоточиться на понимании текста.
2. Составление "паспортов" героев. Задание: Создайте "паспорт" для каждого из главных героев (Онегин, Татьяна, Ленский), используя ключевые сведения о герое (возраст, место жительства, характерные черты, интересы). В "паспорт" также добавьте мини-отзывы от имени других героев: как Онегина видит Ленский, как Ленского видит Татьяна и т.д. Это помогает учащимся понять разные точки зрения на характер каждого персонажа. Для студентов с высоким уровнем подготовки: Добавьте элемент анализа: пусть студенты понаблюдают, какие изменения произошли с героем в процессе развития сюжета и как это отразилось бы в его "паспорте". Для студентов со слабой подготовкой: дать готовые карточки-шаблоны с вопросами ("Какие качества нравятся Татьяне в Онегине?", "Как он выглядит?") и предложить студентам составить краткий "паспорт", отвечая на простые вопросы.
3. Символические портреты героев. Задание: Представьте, что герои романа — это не люди, а предметы или символы. Какой предмет, цвет, животное или природное явление ассоциируется у вас с Онегиным? А с Татьяной? Подумайте, что именно может символизировать каждого героя и объясните, почему вы выбрали этот образ. Пример: Онегин как лед, Татьяна как осенняя луна, Ленский как цветок...
4. Ролевая переписка: "Что бы сказал герой?". Задание: Представьте, что герои романа могли бы общаться друг с другом с помощью сообщений. Как бы они описали себя или друг друга? Подготовьте от имени Онегина, Татьяны и Ленского короткие фразы, которые они могли бы отправить друг другу в переписке. Это может быть смешное или серьёзное послание, но оно должно отражать особенности каждого героя. Например: предложить им составить диалог между героями (Ленский пишет Онегину перед дуэлью, или Татьяна пишет Онегину, не решаясь отправить письмо).
5. Создание комиксов по сценам романа. Задание: создать небольшой комикс по одной из сцен романа (например, дуэль, письмо Татьяны, встреча Онегина и Ленского). В каждом кадре пусть герои выражают свои эмоции или ключевые черты характера через слова и изображения.
6. Игра "Кто Я?" — угадай героя по характеристике. Задание: Каждому студенту дают карточку с кратким описанием героя (например, "Я романтичный поэт, готовый на дуэль ради любви" — Ленский). Остальные студенты должны угадать, кто это, задавая вопросы, на которые можно ответить "да" или "нет".
Приложение 2. Кулаков Егор, Высший колледж ЕНУ им.Л.Н.Гумилёва, группа 1Веб-724
... Она ушла, стоит Евгений Как будто громом поражен В какую бурю ощущений Теперь он сердцем погружен! Но шпор внезапный звон раздался И муж Татьяны показался. И здесь героя моего В минуту, злую для него
Словно водою родниковой Пробило так - всего свело!
— Вы как тут!?-, удивился муж В поместье разорвавший глушь
— Что в доме вы моём забыли Позвольте разузнать мне уж? Евгений помолчал секунду, Перебирая что сказать Нашёлся тут же! Почти сразу!
— Я к вам пришёл! А где вы? Не мог я, к сожалению, знать, а тут, жену вашу, Татьяну,
я уловчился увидать! Как пёстро обольстил Евгений, И слова ведь не дав сказать, Завел за спину руки ловко И продолжает излагать:
— Явился к вам с великой просьбой узнать позвольте, милый друг,
есть ли у вас минутка иль я позже подойду? .Нахмурил брови генерал, Задумчиво он рассуждал:
— Коль вы ко мне явились
что же..., для разговоров время есть одно понять мой мозг не может, что вы забыли только здесь? чего же не остались в холле, оттуда ведь могли позвать иль срочное такое дело что нужно в дом мой проникать? Герой замялся. Что же делать? Сам на себя, навёл беду. Недолго думая, Евгений, Продолжив мыслить находу.
— Позвольте выйдем,
Не хочу, чтоб кто услышал сей позор. Онегин двигался, неспешно, Покидая коридор. И так кружится голова Героя этого романа Завяла там, его судьба Раскрылась, не окрепнув, рана.
— Я., друг мой...
После долгих странствий... Домой вернулся, в Петербург... И поделюся своею тайной я осознал, насколько глуп... Как складно говорил Онегин В груди же все пошло огнём Врал себе Он, врал генералу, Оттого, пошло все дном
Глаза её, Татьяны голос... Он проиграл, он упустил. И сжалась в сердце его ярость, Зашлась обида на себя Что не ему она досталась, Что не его она была. — Как глупо было думать мне, Что значим чем-то от других... Прошу вас, вспомогите мне -Полезным быть, другим и вам. Готов и каюсь в самолюбьи, О чём прошу меня не осудить...