Научная статья на тему 'Диалоговое обучение на уроках русского языка и литературы как способ развития интеллектуальной сферы обучающихся'

Диалоговое обучение на уроках русского языка и литературы как способ развития интеллектуальной сферы обучающихся Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
185
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
диалоговое обучение / интеллектуальное развитие / личностное общение / критическое мышление / dialogue learning / intellectual development / personal communication / critical thinking диалогтік оқыту / зияткерлік даму / жеке қарым-қатынас / сыни ойлау

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Дюсекеева Л.К.

В статье рассматриваются вопросы диалогового обучения, дается его характеристика; отмечается, что диалог как уникальный способ для развития интеллектуальных и эмоциональных свойств личности отличается своей эффективностью для повышения качества преподавания русского языка и литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dialogue learning at the Russian language and literature lessons as a way for developing the students’ intellectual sphere Орыс тілі мен әдебиеті сабақтарында ди-алогтық оқыту оқушылардың зияткерлік саласын дамыту тәсілі ретінде

The article deals with the issues of dialogue learning, shows its characteristics; a dialogue as a unique way for the development of a person’s intellectual and emotional traits, is distinguished by its effectiveness in improving the quality of teaching and learning the Russian language and literature Мақалада диалогтық оқыту мәселелері қарастырылады, оған сипаттама беріледі; диалог тұлғаның зияткерлік және эмоционалды қасиеттерін дамытудың бірегей тәсілі ретінде орыс тілі мен әдебиетін оқыту сапасын арттыруда өзінің тиімділігімен ерекшеленетіні атап өтілді.

Текст научной работы на тему «Диалоговое обучение на уроках русского языка и литературы как способ развития интеллектуальной сферы обучающихся»

УДК 377.5.02:37.016 ГРНТИ 14.33.09

*

s х

<С m о

го £

W

О *

S

1-ч

О

ч о

X

X ш tS t* s

рц

о

ш t-

ДИАЛОГОВОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Андатпа

Мацалада диалогтьщ оцыту мэселелерi ца-растырылады, оган сипаттама берiледi; диалог т^лганын, зияткерлiк жэне эмоционалды цаси-еттерш дамытудын, бiрегей тэсiлi ретiнде орыс тiлi мен эдебиетiн оцыту сапасын арттыруда езшщ тиiмдiлiгiмен ерекшеленетiнi атап етщщ.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы диалогового обучения, дается его характеристика; отмечается, что диалог как уникальный способ для развития интеллектуальных и эмоциональных свойств личности отличается своей эффективностью для повышения качества преподавания русского языка и литературы.

Annotation

The article deals with the issues of dialogue learning, shows its characteristics; a dialogue as a unique way for the development of a person's intellectual and emotional traits, is distinguished by its effectiveness in improving the quality of teaching and learning the Russian language and literature.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих студентам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Достижению данной задачи способствует внедрение новых подходов в учебный процесс. Одним из таких подходов является диалоговое обучение.

Жизнь по природе своей диалогична. Жить -значит участвовать в диалоге: вопрошать, вни-

Дюсекеева Л.К.,

преподаватель русского языка и литературы,

Костанайский политехнический высший колледж, г. Костанай

Нег1зг1 свздер: диалогтЫ оцыту, зияткерлЫ даму, жеке царым-ца-тынас, сыни ойлау.

Ключевые слова: диалоговое обучение, интеллектуальное развитие, личностное общение, критическое мышление.

Keywords: dialogue learning, intellectual development, personal communication, critical thinking.

мать, ответствовать, соглашаться и т.п. В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью: глазами, губами, руками, душой, духом, всем телом, поступками. Он вкладывает всего себя в слово.

М.Бахтин полагает, что доминирующим началом человеческого существования является межличностная коммуникация, то есть «быть - значит общаться» [1, с. 312].

Диалог в обучении, т.е. учебный диалог - своеобразная форма общения. Это взаимодействие между обучающимися, между обучающимися и учителем, между учителем и обучающимися.

Учебный диалог - это не только форма, но и способ отношений. Он позволяет быть услышанным; главное в нем не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. В диалоге осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, сопереживание, со-творчество[2].

Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон (2007)в своей работе показали, что диалог может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении[3, с. 144]

Исследования ученых доказывают, что правильно организованное общение способствует не только коммуникации, но и улучшению процесса обучения. На основе этого заключения Львом Выготским была разработана теория ЗБР (зоны ближайшего развития). В процессе обучения важен не только диалог между учителем и учащимся, но и между учащимися. Именно через такое общение процесс познания происходит более естественно [3, с.144].

Диалоговое обучение — это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (компьютер), с кем-либо (человек). Оно основано на идеологии сотворчества, сотрудничества учителя и обучающегося.

Мерсер в своем исследовании доказал, что беседа - неотъемлемая часть обучения. В своей работе он выделил 3 типа беседы, в которые зачастую вовлекаются обучающиеся субъекты:

• беседа-дебаты, в которой существует принципиальное расхождение во мнениях и каждый приходит к своему решению;

• кумулятивная беседа, в которой каждый принимает и соглашается с тем, что говорят другие участники;

• исследовательская беседа, в которой каждый участник предлагает свою информацию. Идеи каждого расцениваются как эффективные, но подвергаются тщательному оцениванию. Участники группы стремятся достичь согласованности.

По Мерсеру, наиболее продуктивной является исследовательская беседа. Это полноправный диалог, позволяющий задавать друг другу вопросы, обосновывать свои идеи, достигать согласия и получать совместный результат. Каж- К дый участник исследовательской беседы, как учитель, так и учащийся, имеют право на свое собственное мнение. Каждое высказывание ценно и принимается во внимание [3,с.156]. ^

Важное место в своей педагогичес-

о

кой практике на уроках русского языка

г ^

и литературы я отвожу диалоговому обучению. Представляю опыт своей педа- К гогической деятельности в данном на-

Рч

правлении. §

Диалог на уроках русского языка и литературы строится на следующих ли-

X

<с т о

го £

РЧ

О ^

1-4

о ч о

X X ш Е-

к *

к

рц

о

ш Е-

ниях: учитель - студент; студент - группа; студент - студент; студент - компьютер.

В ходе диалога "учитель - студент" обучающиеся следят за ходом размышлений однокурсника, сверяют свои знания с его знаниями, дополняют, при необходимости указывают на ошибку. Диалог между студентом и учителем часто перерастает в диалог между студентами. Например, один из однокурсников говорит: «Я с тобой не согласен», а затем доказывает свою точку зрения. Участников диалога может быть два, может больше. В итоге все учат одного.

На линии "студент - группа" ребята выступают с развернутыми ответами, сообщениями, презентациями. Ребята слушают своего однокурсника, отмечают достоинства выступления (полнота раскрытия темы, связность, наличие примеров, умение комментировать их). Основная задача при этом - не вызубрить правила, а понять их и успешно применить на практике. Ребята задают своему однокурснику вопросы по теме выступления. В результате может возникнуть дискуссия. В итоге один учит всех, а все учат одного и учатся оценивать свою работу и деятельность однокурсников.

На линии "студент - студент" ребята работают как в парах постоянного состава, так и парах сменного состава, причем большинству ребят больше нравится работать в парах сменного состава. За урок некоторые ребята успевают сделать несколько заданий, выполнить работу по нескольким карточкам. Каждый из работающих в паре должен проговорить цепочку своих рассуждений при выполнении задания. Прорабатывается алгоритм, развивается речь, каждый из работающих в паре имеет возможность услышать, увидеть ошибку,

вовремя её исправить, сделать доброе дело для однокурсника.

Для работы на линии "студент - группа" нужно разделить группу на малые группы. Это могут быть группы по 4-5 человек. В группе обязательно должен быть старший группы. Он распределяет обязанности при выполнении задания, координирует работу группы. Необходимо следить за тем, чтобы работой в группе были охвачены все. Все малые группы выполняют задания одного блока или разных. Каждая из групп готовит информацию по своему блоку. После выступления группы ребята из других групп могут дополнять ответы однокурсников, задавать им вопросы (работа на линии "группа - аудитория").

На линии "студент - компьютер" ребята работают с различными ресурсами сети Интернет, создают презентации, буктрейлеры. Для того, чтобы ребята быстро нашли нужную информацию, даются ссылки.

Успешность любой беседы зависит от грамотной постановки вопросов. Постановка вопросов является ключевым навыком, так как при удачной его формулировке он становится эффективным инструментом для преподавания и может поддерживать, улучшать и расширять обучение учащихся [3, с.146].

Обучение обучающихся правильной постановке вопросов является одним из приоритетных направлений в процессе диалогового обучения.

В диалогической беседе вопросы учащихся столь же важны, как и вопросы учителя, и ответы учащихся. Учитель использует вопросы не только для того, чтобы протестировать знания учащихся, но и для того, чтобы предоставить возможность учащимся размышлять, развивать и расширять свое мышление [3, с.147].

^^^^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая

Научиться правильной реакции на вопросы и ответы студентов- задача каждого учителя.

В процессе опроса бывают ситуации, когда обучающиеся дают неверные ответы на вопросы. В такой ситуации ни в коем случае нельзя отрицать ответ обучающегося, используя фразы: «Неверно!», «Неправильно!», «Ты не прав!». Такая схема поведения педагога может привести к тому, что обучающийся начнет бояться высказывать свое мнение, а впоследствии не будет даже пытаться его обозначить. В момент, когда происходит такая ситуация, я использую следующие фразы: «А кто думает по-другому?», «Какие еще будут предположения?».

Назову наиболее оптимальные приемы создания ситуации диалога, способствующие развитию диалога, апробированных на проблемных уроках разного типа:

• Формулировка темы урока или эпиграфа, предусматривающих различные точки зрения, что, в свою очередь, дает возможность обменяться позициями, мнениями, идеями.

• «Ключевой вопрос урока». Ключевые вопросы позволяют организовать поисковую деятельность и активный диалог на протяжении всего учебного занятия.

• «Столкновение цитат». Противоречия, возникающие при обсуждении цитат, служат поводом для организации активного диалога.

• «Диалог с критиком» (по типу «Оспорь или согласись»), что предполагает оппонирование идей, предположений, доказательств, организацию дискуссии.

• «Случайная встреча» (диалог автора с героем, героя и современного читателя, героев из разных произведений),

аука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

что помогает выйти на обобщение, интеграцию и формулировку утверждений, иллюстрирующих или опровергающих тот или иной взгляд, точку зрения.

• «Лингвистический микроскоп» (лингвоанализ ключевого слова, фразы) или работа с датами, что обеспечивает индивидуальную, групповую, коллективную интерпретацию фактов, явлений, текстов.

• «Свободный микрофон» сопровождается выполнением действий, не ограниченных четкой инструкцией.

• «Закончи фразу по-своему» (выдвижение гипотез и предложений).

• Прием сравнения. Сопоставление различных предметов и явлений.

• Особый вид домашнего задания (например, составление вопросов к произведению по типу «Хочу спросить у автора...», подбор эпиграфов, что предполагает использование вопросов на уточнение, пояснение, развитие) и другие.

Диалоговое обучения немыслимо, на мой взгляд, без приемов технологии развития критического мышления: «мозговой штурм», «инсерт», «фишбоун», «ассоциативные ряды», «перекрестная дискуссия», «шесть шляп», «горячий стул», интервью, «кубик Блума», «трех-частный дневник» и другие. к

Остановлюсь на этих приемах на < примере работы с произведением А.С. о Пушкина «Евгений Онегин». он

Например, в начале урока использую ^ приём «Оратор». За одну минуту нужно К убедить своего собеседника в том, что § изучение этой темы просто необходимо. §

При словарной работе интересен м прием «Интервью у слова». Студенты, к разбившись на пары, составляют во- к просы к предложенным словам. Можно о вывести на доску словарные статьи этих н слов, чтобы студенты смогли составить

ü

вопросы, опираясь на них. Один студент выполняет роль слова, а другой -журналист. Журналист задает вопросы «слову», о том, что оно обозначает, какие значения имеет, есть ли у него синонимы, антонимы, как оно появилось в русском языке. Затем пары выступают перед группой с инсценированным интервью. Однокурсники должны угадать, о каком слове идет речь.

Прием «Тонкие и толстые вопросы» — это способ организации взаимоопроса студентов по теме. На уроке техника представляется в виде таблицы, которую студенты заполняют и озвучивают друг другу с целью получения ответов на поставленные вопросы. К примеру, при изучении романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина были заданы студентами такие «толстые» вопросы: объясните, как вы понимаете слова Татьяны: «Но я другому отдана и буду век ему верна»? Почему автор называет Татьяну «русскою душою»? В чем различие между Татьяной и Ольгой? Предположите, что будет, если бы Ленский убил Онегина на дуэли? Что, если бы Ленский не был убит на дуэли?

В процессе анализа текста применяю прием «перекрестной дискуссии». «Защита героя».

^ ст

И - Я хочу оправдать моего героя, его

<С поступки. Было предложено юношам

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о встать на защиту Татьяны, а девушкам

р£ - Евгения.

РЧ

о На уроке звучат различные доводы в

К защиту или обвинение того или героя,

§ происходит столкновение мнений, коло

щ лективный поиск оптимальных выво-

м дов, а это и есть основа формирования

55 активного, творчески мыслящего чело-

^

И века.

о На стадии закрепления учебного ма-н териала на уроках русского языка и литературы считаю наиболее эффектив-

ным прием «Шесть шляп». К примеру, при изучении творчества А.С. Пушкина первая группа, обладатели белой шляпы дают полную характеристику героине романа «Евгений Онегин» (Татьяне Лариной): факты, цифры, события. Вторая группа - обладатели желтой шляпы, раскрывают сильные стороны характера героини, положительные стороны в сложившихся ситуациях. Третья группа, обладатели черной шляпы, критический аналитик, отрицательные стороны в поступках героини. Четвертая группа, обладатели красной шляпы, описывают, какие эмоции испытывает героиня в тех или иных ситуациях, ее чувства, догадки, переживания. Пятая группа -зеленая шляпа - творческое мышление. Творческий подход к решению проблемы - где это можно увидеть в поступках нашей героини? Шестая группа - синяя шляпа - это значение произведения в мировом масштабе, женский идеал в русской литературе XIX века, в чем идеал современной женщины. Это была групповая работа. Можно и по-другому: надевая по очереди каждую шляпу, человек формирует навыки различных способов мышления, т.е. работа может быть и групповая, и индивидуальная.

Не менее интересным является прием «горячий стул». На «горячем стуле» оказываются литературные герои произведения, которые должны ответить на вопросы других представителей.

Например, при изучении творчества А.С. Пушкина Евгению Онегину были заданы вопросы: Господин Онегин, почему вы не могли отказаться от дуэли? Почему вы считали, что ваше супружество с Татьяной будет мукой? («Супружество нам будет мукой...»). Довольны ли Вы тем, как прожили свою жизнь?

Стратегия «фишбоун» позволяет студентам выявить причинно-следствен-

ные связи и мотивы поступков героев произведения. В голове рыбы ставится «толстый вопрос»: Могла ли иначе сложиться судьба Евгения Онегина?.

Аргумент 1: «Скука». Факт 1: «Онегин скучал и в Петербурге, и в деревне, все радости жизни ему рано наскучили».

Аргумент 2: «Душевные метания». Факт 2: «Онегин искал смысл жизни, его душа не знала покоя».

Аргумент 3: «Любовь». Факт 3: «Онегина полюбила Татьяна, но он не ответил на её любовь, а когда полюбил, то было уже слишком поздно».

Аргумент 4: «Убийство». Факт 4: «Онегин убивает на дуэли Ленского, совершая при этом огромную жизненную ошибку».

Аргумент 5: «Лишний человек». Факт 5: «Онегин - это тип молодого дворянина начала XIX века, разочарованного в жизни»

Записав причины и факты, студенты приходят к выводу, что судьба Онегина могла бы сложиться иначе, если бы он принял любовь Татьяны и отказался от поединка с другом. Но разочарование в жизни свело на нет все его положительные устремления. Онегина можно считать глубоко несчастным и одиноким человеком.

Прием «Свободный микрофон» дает возможность узнать, насколько студенты заинтересовались материалом или усвоили его. Суть приема — студенты дают ответы на вопросы. К примеру, назовите пять причин, по которым надо обязательно прочитать роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Такая организация работы чрезвычайно эффективна и современна, отвечает потребностям и обучающихся, и учителя. Активные формы и методы групповой работы опираются на главный принцип диалогического обучения — умение

извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых студенты, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.

Наблюдения показывают: диалоговая форма обучения способствует улучшению процесса обучения, глубокому и осознанному пониманию обучающимися предметного содержания, умению отделять знание от незнания. Практика показывает: благодаря применению технологии диалогового обучения на уроках русского языка и литературы студенты обучаются критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

ЛИТЕРАТУРА

1.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Художественная литература, 1979 - 341 с.

2.Личностно-ориентированные технологии. Технология диалогового обучения [Электронный ресурс] http://nikulina.ucoz.com/load/portfolio/ tekhnologii/Hchnostno_orientirovannye_ tekhnologii_tekhnologija_dialogovogo_ к obuchenija/3-1-0-6 (дата обращения: <с 31.01.2022 г.) о

3.Руководство для учителя (третий öS базовый уровень) [Электронный ресурс] http://perviyuroven.ucoz.ru/_ld/0/1_3_. к

pdf (дата обращения: 31.01.2022 г.) §

о

ш Е-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.