Решетневскуе чтения. 2013
миров, Ж. С. Черненко и др. ; под ред. Н. Н. Смирнова. М. : Транспорт, 1990.
Reference
1. Reglamenty tehnicheskoj jekspluatacii samoleta Tu-154M. T. 3 (A i RJeO). M. : Vozdushnyj transport, 1990.
2. Tehnicheskaja jekspluatacija letatel'nyh apparatov : ucheb. dlja vuzov / N. N. Smirnov, N. I. Vladimirov, Zh. S. Chernenko i dr. ; pod red. N. N. Smirnova. M. : Transport,1990.
© Акзигитов А. Р., Никитин В. Д., 2013
УДК 621.396.932.1
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ НАДЕЖНОСТИ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВЕРТОЛЕТОМ МИ-8
Р. А. Акзигитов, А. Р. Акзигитов, Ю. А. Макаренко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31. E-mail: pnk-sibsau@mail.ru
Повышение эффективности использования по назначению авиационной техники при обеспечении высокой безопасности полетов - главный источник укрепления и роста экономики предприятий гражданской авиации.
Ключевые слова: эффективность, надежность, безопасность, новые методы изучения.
INCREASE OF RELIABILITY OF MI-8 HELICOPTER HYDRAULIC CONTROL SYSTEM
R. A. Akzigitov, A. R. Akzigitov, lu. A. Makarenko
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia. E-mail: pnk-sibsau@mail.ru
Improving the efficiency of the intended use of aircraft while ensuring high safety is the main source of economic growth and strengthening of civil aviation enterprises.
Keywords: efficiency, reliability, security, new methods of study.
Для повышения эффективности использования авиационная техника совершенствуется, растет насыщение летательных аппаратов автоматическими системами управления и регулирования, аналоговыми и цифровыми вычислительными устройствами. Однако при этом возрастают сложность систем авиационной техники, число элементов, узлов, блоков изделий. Каждый из элементов в процессе работы может отказать. И чем больше элементов в изделии, тем будет больше вероятность того, что в полете хотя бы один из этих элементов откажет. А появление отказа определенных изделий в полете может быть причиной предпосылки к летному происшествию или самого происшествия. Таким образом, усложнение авиационной техники для повышения ее эффективности усложняет и проблему повышения ее надежности и безопасности полетов.
По данным ИКАО, около 20...30 % всех авиационных происшествий (АП) происходят из-за отказов авиационной техники, до 14 % АП являются следствием низкого качества технического обслуживания авиационной техники, т. е. происходят по вине инженерно-технического состава авиационных предприятий.
Поэтому в последние годы внимание научных и инженерно-технических работников, занятых реше-
нием задач эксплуатации авиационной техники, обращено к этим проблемам. Успешное их решение позволит существенно улучшить показатели использования вертолетов, надежности работы их систем и изделий, регулярности полетов, исправности и экономичности эксплуатации [1].
Низкую надежность, заложенную при создании изделий авиационной техники, трудно компенсировать даже высоким качеством ее технического обслуживания. При этом возрастают время и трудозатраты на обслуживание авиационной техники, так как при малой ее надежности необходимо увеличивать глубину и частоту контроля ее технического состояния, объемы профилактических и восстановительных работ.
Чтобы обеспечить высокую эффективность гражданской авиации, к авиационной технике предъявляются жесткие требования в отношении ее надежности, качества работы, простоты и трудоемкости ее использования в полете, трудоемкости и времени технического обслуживания и восстановления.
Надежность авиационной техники оценивается с помощью специальных численных критериев. Это позволяет установить ее соответствие требованиям летной и технической эксплуатации, выполнять расчеты потребных ресурсов авиатехники. Это позволяет
Эксплуатация и надежность авиационной техники
заказчику предъявлять разработчикам научно обоснованные (оптимальные) требования к техническим характеристикам создаваемой авиационной техники.
Совершенство любого метода обслуживания и ремонта определяется тем, насколько полно он обеспечивает взаимодействие между объективно существующим процессом изменения технического состояния объекта и процессом его технической эксплуатации, характеризуемым последовательной во времени сменой различных состояний: полета, видов обслуживания и ремонта, хранения, ожидания и т. п.
Традиционный планово-предупредительный метод обслуживания и ремонта, основанный на выполнении профилактических работ определенных объемов через заранее запланированные интервалы времени или наработки независимо от состояния систем и изделий, обеспечивает слабое взаимодействие между указанными процессами.
Более тесную связь между ними, когда состояния процесса эксплуатации назначаются в соответствии с возникающими у объекта техническими состояниями, обеспечивают методы обслуживания и ремонта по состоянию.
Эти методы, как и традиционный метод обслуживания и ремонта по наработке, по своей природе являются также планово-предупредительными. Планируемыми здесь являются лишь объемы работ по техническому диагностированию объектов и периодичность их выполнения. Предупредительный же характер методов обеспечивается путем постоянного наблюдения при эксплуатации за уровнем надежности, а в ряде случаев и техническим состоянием функциональных систем и отдельных изделий с целью своевременного выявления предотказного состояния последних с последующей заменой или восстановлением значений контролируемых параметров до заданных величин [2].
Основным принципом методов обслуживания и ремонта по состоянию является принцип предупреждения отказов функциональных систем самолета и их, отдельных наиболее важных изделий при условии обеспечения максимально возможной наработки их до замены.
Большое разнообразие возможных методов обслуживания и ремонта по состоянию условно можно объединить в две основные группы: с контролем уровня надежности и с контролем параметров объектов эксплуатации. В первом случае задача обслуживания сводится к управлению уровнем надежности определенной совокупности однотипных изделий, а
во втором - к управлению техническим состоянием каждого конкретного изделия. Обслуживание и ремонт по состоянию с контролем уровня надежности заключаются в оперативном сборе, обработке и анализе данных о надежности и эффективности эксплуатации совокупности однотипных изделий и выработке решений о необходимых объемах профилактических работ для всей совокупности изделий или для определенной их группы. Замена каждого из изделий при этих методах производится, как правило, после его отказа, являющегося безопасным для функциональной системы.
В свою очередь, методы обслуживания и ремонта по состоянию с контролем параметров предусматривают непрерывный или периодический контроль и измерение параметров, определяющих техническое состояние функциональных систем и изделий. Решение о замене или восстановлении работоспособности изделий здесь принимается тогда, когда значения контролируемых параметров достигают предкритиче-ского уровня.
Из изложенного следует, что применение новых методов обслуживания и ремонта основывается на глубоком знании характеристик надежности функциональных систем и их изделий, четкой организации информационного обеспечения, широком использовании для оценки технического состояния объективных средств и методов контроля, а также высоком уровне эксплуатационной технологичности конструкций. Также очевидна необходимость глубокого изучения и практического применения основ теории надежности авиатехники эксплуатирующими ее специалистами.
Библиографические ссылки
1. Авиация: Энциклопедия. М. : Большая российская энциклопедия ; гл. ред. Г. П. Свищев. 2008.
2. Когге Ю. К., Майский Р. А. Основы надежности авиационной техники. М. : Машиностроение, 2005.
References
1. Aviacija: Jenciklopedija. M. : Bol'shaja Rossijskaja Jenciklopedija Glavnyj redaktor G. P. Svishhev. 2008.
2. Kogge Ju. K., Majskij R. A. Osnovy nadezhnosti aviacionnoj tehniki. M. : Mashinostroenie, 2005.
© Акзигитов Р. А., Акзигитов А. Р., Макаренко Ю. А., 2013