Научная статья на тему 'Методы экономии топлива на воздушном транспорте'

Методы экономии топлива на воздушном транспорте Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
955
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЭРОНАВИГАЦИОННЫЙ ЗАПАС / AERONAUTICAL SUPPLY / ЭКОНОМИЯ ТОПЛИВА / FUEL SAVING

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Акзигитов А.Р.

Рассматриваются направления повышения экономичности полета посредством экономии топлива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Акзигитов А.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF FUEL SAVING IN AIR TRANSPORT

This article considers ways of increasing the efficiency of flight through fuel savings.

Текст научной работы на тему «Методы экономии топлива на воздушном транспорте»

Эксплуатация и надежность авиационной техники

УДК 621.396.932.1

МЕТОДЫ ЭКОНОМИИ ТОПЛИВА НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ

А. Р. Акзигитов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31. E-mail: pnk-sibsau@mail.ru

Рассматриваются направления повышения экономичности полета посредством экономии топлива.

Ключевые слова: аэронавигационный запас, экономия топлива.

WAYS OF FUEL SAVING IN AIR TRANSPORT

A. R. Akzigitov

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia. E-mail: pnk-sibsau@mail.ru

This article considers ways of increasing the efficiency offlight through fuel savings.

Keywords: aeronautical supply, fuel saving.

Полет - основной производственный процесс на воздушном транспорте, поэтому повышение его экономичности является одной из важных народнохозяйственных задач, поскольку его совершенствование связано с экономией больших материальных и финансовых ресурсов. Решение проблемы повышения экономичности полета ВС ГА, на долю которого приходится основная часть расходования финансовых и материальных ресурсов отрасли ВТ, обеспечивает повышение уровня экономичности эксплуатации на ВТ [1].

Как показывают данные проверок, полеты нередко все еще выполняют с гораздо большим аэронавигационным запасом топлива, чем это необходимо для обеспечения полета. Как известно, наличие дополнительного груза на самолете вызывает необходимость увеличения подъемной силы самолета, которая достигается за счет повышения угла атаки. При этом увеличивается лобовое сопротивление, на преодоление которого требуется дополнительная тяга двигателей и соответствующий ей дополнительный расход топлива [2].

Аэронавигационный запас топлива следует довести до минимального, с учетом оптимального выбора запасного аэродрома и сокращения времени при аэродромных полетах. Развертывание работы по экономии топлива выявило много следующих интересных предложений в коллективах авиатранспортных предприятий [3]:

- выбор наивыгоднейших эшелонов полета и режимов работы двигателей, позволяющих достичь наибольшей экономичности;

- спрямление маршрутов, устранение предпосадочного маневрирования;

- снижение массы бортового снаряжения для увеличения коммерческой загрузки;

- объединение рейсов при неполной загрузке;

- тщательная отработка схемы буксирования и руления в аэропорту;

- сокращение времени работы двигателя на земле;

- разработка четкого графика, определяющего очередность пуска двигателей и взлета самолетов, что

приводит к снижению времени работы двигателей на исполнительном старте, исключает необходимость разводить самолеты, взлетающие на различных скоростях, менять курсы или эшелоны с неизбежным расходованием дополнительного топлива;

- максимальное использование тренажеров, совмещение различных видов аэродромных тренировок, что позволяет сократить непроизводственные полеты;

- усиление учета поступающего и расходуемого топлива и масла с помощью журнала учета во всех службах;

- герметизация топливохранилищ и строительство трубопроводов (вместо автотранспорта), применение вертикальных емкостей в хранилищах аэропорта с меньшей площадью испарения;

- организация прирельсового склада топлива (взамен доставки в аэропорт топлива автоцистернами) и замена разлива открытой струей закрытой;

- ведение лицевого счета экономии каждым экипажем, ежегодные общественные смотры-конкурсы по усилению режима экономии, повышение премии за экономию на 20 % и сокращение премии до 30 % за перерасход топлива и др.

Тэнкеринг - расчет топлива сверх необходимого на полет в зависимости от цены на топливо и увеличившейся взлетной массы.

Библиографические ссылки

1. Вовк В. И., Липин А. В., Саранский Ю. Н. Зональная навигация : учеб. пособие. СПБ. : Академия ГА, 2004. 145 с.

2. Бочкарев В. В., Крыжановский Г. А., Сухих Н. Н. Автоматизированное управление движением авиационного транспорта / под ред. Г. А. Крыжановского. М. : Транспорт, 1999. 298 с.

3. Вычужанин В. Б., Борсоев В. А. Методы повышения достоверности передачи данных по спутниковым каналам связи при УВД с автоматическим зависимым наблюдением // Современные проблемы ра-

Решетневскуе чтения. 2013

диоэлектроники : сб. науч. ст. Краснояр. гос. техн. ун-та. М. : Радио и связь. 2006. С. 446-450.

References

1. Vovk V. I., Lipin A. V., Saranskij Ju. N. Zonal'naja navigacija: uchebnoe posobie. SPB. : Akademija GA, 2004. 145 s.

2. Bochkarev V. V., Kryzhanovskij G. A., Suhih N. N. Avtomatizirovannoe upravlenie dvizheniem aviacionnogo

transporta ; pod red. G. A. Kryzhanovskogo. M. : Transport, 1999. 298 s.

3. Vychuzhanin V. B., Borsoev V. A. Metody povyshenija dostovernosti peredachi dannyh po sputnikovym kanalam svjazi pri UVD s avtomaticheskim zavisimym nabljudeniem // Sovremennye problemy radiojelektroniki : sb. nauch. st. Krasnojar. gos. tehnich. un-ta. M. : Radio i svjaz', 2006. S. 446-450.

© Акзигитов А. Р., 2013

УДК 621.396.932.1

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕГРАЛЬНЫХ СХЕМ В АВИАЦИОННОЙ РАДИОЭЛЕКТРОНИКЕ

А. Р. Акзигитов, В. Д. Никитин

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31. E-mail: pnk-sibsau@mail.ru

Рассматривается преимущество интегральных микросхем при использовании их в сложных авиационных ЭС. Ключевые слова: интегральные микросхемы, аналого-цифровой преобразователь.

APPLICATION OF INTEGRATED CIRCUITS IN AVIONICS

A. R. Akzigitov, V. D. Nikitin

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia. E-mail: pnk-sibsau@mail.ru

This article considers the advantages of integrated circuits when used in complex aircraft ES. Keywords: integrated microcircuits, analog-to-digital converter.

Одной из основных проблем, стоящих перед гражданской авиацией (ГА), является широкое внедрение бортовых и наземных систем навигационного радиотехнического оборудования, обеспечивающих автоматизацию управления воздушным движением (УВД), взлетом и посадкой самолетов и повышающих безопасность и регулярность полетов. Сложность и многообразие задач, решаемых авиационными электронными системами (ЭС), объясняют сложность их аппаратурной реализации, большие массы и объемы аппаратуры, требуют высокой точности и надежности работы авиационных ЭС в реальных условиях эксплуатации. В то же время существует необходимость уменьшения массы и габаритов бортовой электронной аппаратуры.

Решение указанных противоречий состоит в разработке, изготовлении и применении авиационной электронной аппаратуры (ЭА) с широким использованием интегральных микросхем и микрокомпонентов. Практическое решение этой проблемы основывается на совершенствовании методов конструирования авиационной ЭА, опирающихся на использование тонкопленочной и твердотельной технологии многослойных печатных плат, современных магнитных материалов, внедрение функционально-узлового метода проектирования, высокопроизводительных методов производства, стандартизации и унификации авиационной ЭА [1].

Интегральные микросхемы, являясь основной элементной базой микроэлектроники и радиоэлектроники, позволяют реализовать подавляющее большинство аппаратурных функций, обладают высокой температурной стабильностью и технологической однородностью. Стоимость их изготовления постоянно снижается.

Развитие микроэлектроники способствовало появлению малогабаритных, высоконадежных и экономичных устройств вычислительной техники на основе цифровых интегральных схем (ИС). Интегральная схема - это помещенная в единый герметизированный корпус электронная цепь, в которой функции отдельных электронных элементов или их совокупностей выполняют области из проводящих, полупроводниковых и диэлектрических материалов. Транзисторы и диоды, резисторы и соединительные проводники в ИС формируются в течение одной последовательности технологических операций и не могут конструктивно быть отделены друг от друга.

Отличительными особенностями ИС являются многопозиционные методы изготовления электронных цепей или их частей. С точки зрения технологического изготовления более предпочтительными являются схемы, состоящие из минимального количества типов элементов, причем требования к допускам и размерам этих элементов не должны быть жесткими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.