Научная статья на тему 'Повышение уровня конкурентоспособности операторов сотовой связи'

Повышение уровня конкурентоспособности операторов сотовой связи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
685
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МЕТОДЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ОПЕРАТОРЫ СОТОВОЙ СВЯЗИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондарев Виталий Михайлович, Матвеева Елена Евгеньевна

Современные предприятия мобильной связи всё чаще сталкиваются с проблемой высоких требований от клиента, которые складываются из усиленной борьбы между конкурентами, укрепления позиций на данном сегменте рынка и многого другого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бондарев Виталий Михайлович, Матвеева Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение уровня конкурентоспособности операторов сотовой связи»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОПЕРАТОРОВ СОТОВОЙ СВЯЗИ Бондарев В.М.1, Матвеева Е.Е.2

1Бондарев Виталий Михайлович - магистрант;

2Матвеева Елена Евгеньевна - доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой,

кафедра экономики, Смоленский государственный университет, г. Смоленск

Аннотация: современные предприятия мобильной связи всё чаще сталкиваются с проблемой высоких требований от клиента, которые складываются из усиленной борьбы между конкурентами, укрепления позиций на данном сегменте рынка и многого другого.

Ключевые слова: конкурентоспособность, методы конкурентоспособности, конкурентные преимущества, операторы сотовой связи.

УДК 338.51

Последние годы для операторов сотовой связи ознаменовались длительным экономическим простоем. Связано это с перенасыщенностью рынка сотовой связи, так как у большинства абонентов имеется по 2-3 сим-карты различных операторов мобильной связи. В 2018 и в последующих годах предприятия сотовой связи планируют изменить свои бизнес-модели, в основе которых лежит работа с собственной базой клиентов: лояльность абонентов, удержание и развитие.

Главными аспектами конкурентоспособности операторов сотовой связи являются:

-территория покрытия

-разнообразие тарифных планов

-дополнительные услуги

-высококвалифицированные специалисты

Основным макроэкономическим фактором, приводящим к развитию сотовой связи в России, является увеличение ВВП на душу населения. Высокий уровень доходов населения предполагает увеличения спроса на услуги сотовой связи.

Большую часть рынка услуг сотовой связи занимают всего 4 компании, а именно: МТС, Мегафон, Билайн и Теле 2. Именно этим четырём операторам принадлежит 99% всего рынка мобильной связи. Подробнее можно увидеть на рисунке 1.

Рис. 1. Операторы сотовой связи

Лидирующую позицию занимает компания "МТС". По итогам 2018 года компания показала лучший результат с цифрой свыше 78 млн. абонентов.

Второе место заняла компания "Мегафон" с результатом 75,2 млн. абонентов.

Третье место получает компания "Билайн". Абонентская база снизилась на 0,25% и показала результат в 58,1 млн. абонентов.

Замыкает рейтинг "Большой четверки", шведская компания "Теле 2". Число абонентов выросло на 4,2% с итоговым результатом в 42,3 млн. абонентов.

До 2018 года главным методом конкурентоспособности среди операторов сотовой связи являлось снижение цен. Однако из-за снижения выручки в 2017 году, компаниями было принято решение об отказе от демпинговой политики. Такая стратегия положительно сказалась на рынке мобильной связи. Так, к примеру, в 3 -м квартале 2018 года наблюдался рост выручки, тогда как за тот же период 2017 года операторы оказались в минусе[2]. На сегодняшний день, классические услуги сотовой связи становятся все менее востребованными. И не факт, что появление сетей 5G сможет как-то повлиять на данную ситуацию. Операторы сотовой связи осознают это.

А поэтому всерьез взялись за расширение границ отрасли.

Компании начали внедрять конвергентные тарифы, т.е. тарифы, которые помимо услуг сотовой связи, включают в себя дополнительные услуги от одного оператора.

На данный момент самым ярко выраженным сторонником конвергентных тарифов является компания "Билайн". У них имеются конвергентные тарифы, которые включают в себя услуги мобильной связи, домашний интернет и домашнее цифровое ТВ.

Но для начала разберем термины, которые будут в ней использованы.

Выручка - это полная сумма денежных средств, полученная компанией от реализации продукции, услуг, работ за определенный отрезок времени.

Чистая прибыль - это итоговая часть дохода, которая осталась после всех вычетов: на налоги, зарплаты, закупку оборудования, аренду и прочих затрат. Главные финансовые показатели представлены в таблице 1.

Таблица 1. Основные финансовые показатели

МТС МегаФон Билайн

Выручка млрд. руб. 442,9 321,8 327,5

Чистая прибыль млрд. руб. 56 20,52 7,6

Изменение показателя выручки по сравнению с 2017 годом, % 1,7 1,8 19,8

Изменение показателя чистой прибыли / убытка по сравнению с 2017 годом, % 15,6 -29 -63,2

Способами, которые позволяют увеличить уровень конкурентоспособности, являются:

1. Проведение ребрэндинга

2. Слияние компаний сотовой связи

3. Проведение РЯ-компании

4. Расширение и создание новых позиций в ассортименте

Так, например, в 2005 году компания "Билайн" объявила о проведение ребрэндинга [3]. Компания отказалась от синего цвета на сим-карте, так же отказалась и от своей фирменной пчёлки и надписи на фоне сим-карты. Привычный слоган "С нами удобно", компания заменила на - "Билайн-живи на яркой стороне". Помимо всего этого, "Вымпелком" увеличил количество обучающих тренингов, разработал новые более выгодные тарифы, создал различные программы лояльности клиентов и многое другое. После проведения ребрэндинга, "Билайн" вырос на 6,6% .

Таким образом, можно увидеть, что данные мероприятия являются достаточно эффективными, что подтверждает рост компаний.

Ниже будет приведена оценка качества услуг, которые предоставляют операторы сотовой связи. Все данные будут указаны в таблице 2.

Таблица 2. Оценка качества услуг, которые предоставляют операторы сотовой связи

Показатель Билайн МТС Мегафон Теле 2

Значени е Балл Значение Балл Значение Балл Значение Балл

Количество недозвонов, % 15,1 1 0,8 3 0,7 4 1,2 2

Количество разрывов, % 1,2 3 1,4 1 1,3 2 1 4

Уровень помех(низкая разборчивость) во время разговора, % 4,3 1 1,3 2 1,2 3 0,1 4

Количество SMS, которые не дошли до адресата,% 0 4 2,4 1 1,7 2 1,3 3

Время доставки SMS, сек 1,5 2 0,8 4 2,7 1 1,4 3

Средняя скорость мобильной передачи данных, Кбит/с 5085,2 1 10351,0 3 13478,5 4 9713,5 2

Доля неуспешного соединения с сервером,% 1,1 2 0,6 4 3 1 1,2 3

Средняя скорость скачивания, мбит/с 7,6 1 13,1 3 13,8 4 10,2 2

Итого 15 21 21 23

Согласно результатам оценки, лидером по качеству услуг мобильной связи является компания "Теле 2" . По качеству передачи мобильных данных, компания "Билайн" находится на последнем месте.

Для достижения наивысшей позиции, компании "Билайн" необходимо провести ряд улучшений над отстающими факторами, а именно повысить уровень мобильного интернета, улучшить качество голосовых вызовов и т.д.

Для того, чтобы достигнуть поставленной цели, предлагаю разделить клиентов на несколько групп:

1. Благодарные и ценные абоненты

2. Ценные, но на грани ухода к другому оператору

3. Лояльные абоненты, но из среднего и низкого ценового сегмента

4. Не лояльные абоненты из низкого ценового сегмента

Данные мероприятия будут направленны на повышение АЯРи у клиентов, что позволит повысить уровень доходов компании, а так же на снижение оттока клиентов к другим операторам.

Список мероприятий для каждой группы будет предоставлен в таблице 3.

Таблица 3. Список мероприятий для каждой группы

№ группы Задача мероприятия Описание мероприятия

1 Проявить благодарность клиенту, оказать знаки внимания Личный звонок абоненту, предоставление различных бонусов, в виде бесплатных минут, интернет трафика, скидок на различные дополнительные услуги, разработка персональных тарифных планов

2 Удержать клиента Подобрать клиенту тарифный план, который подходит под его ARPU, либо же имеет меньшую стоимость. Данное предложение необходимо осуществлять через личный звонок.

3 Поиск абонентов, которые проявляют недовольства сотовой связью текущего оператора Необходим личный контакт с клиентом, устранение причин недовольства абонента, разработка персональных предложений, чтобы клиент перешел в более высокий ценовой сегмент.

4 Выявление причин низкой активности и проведение программ, которые будут способствовать её повышению Рассылка SMS с предложений подключения полезных дополнительных услуг, бесплатных подписок при пополнении мобильного счёта на определенную сумму.

Ожидается, что проведение данных мероприятий приведёт к повышению АЯРи клиентов, что в дальнейшем приведет к увеличению выручки компании. Так же с помощью вышеперечисленных программ снизиться отток клиентов.

Список литературы

1. Горностаев Ю.М. Перспективные рынки мобильной связи / Ю.М. Горностаев. М.:МЦНТИ, 2000. 203 с.

2. Фомина Т.А. Анализ рынка операторов сотовой связи / Т.А. Фомина // Молодой ученый, 2017. № 18. С. 35-36.

3. Леонов Т.Ю. Тарифное планирование в сетях сотовой связи / Т.Ю. Леонов // Социальная работа, 2016. № 1. С. 45.

ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРЕННИХ КОММУНИКАЦИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА ПРОДВИЖЕНИЯ HR-БРЕНДА Шендрик Е.Ю.

Раздел 1. Теоретические основы формирования бренда компании работодателя

1.1. Основные маркетинговые коммуникации на рынке труда для продвижения бренда компании

Маркетинг труда — один из трендов последних лет становится все более востребованным с каждым годом. При этом не только в зарубежных компаниях, но и в Российской Федерации. До недавнего времени, выбирая место работы, многие обращали внимание в первую очередь на такие факторы, к примеру, как социальный пакет. Но современный рынок сегодня кардинально изменился. Большинство кандидатов внимательно просматривают предложения, выбирая в том, числе и компанию. Поэтому бренд работодателя в первую очередь привлекает потенциальные квалифицированные кадры. Поэтому большинство организаций также беспокоятся о своем имидже. Основная работа ведется в Интернете - на сайтах, в социальных медиа и других площадках различными способами стараются привлечь внимание к своему ИЯ-бренду.

К первым шагам можно отнести эффективные и простые методы.

1. Сайт компании. Это основное представительство в Интернет-пространстве. Здесь компании должны особое внимание уделить информации, вакансиям, размещенных у себя на страницах. Поэтому важно уделить особое внимание разделу «О компании», где будет указана миссия компании, ее цели и задачи на ближайшее время, а также о выстраивании рабочих процессов, ценностях компании, уникальных особенностях. Все это основополагающие и основные шаги для продвижения бренда работодателя. Немаловажный фактор для сайта — мнение действующих сотрудников.

Шендрик Евгений Юрьевич - магистрант, направление: реклама и связи с общественностью, кафедра маркетинга и рекламы, факультет управления, Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.