ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В СФЕРЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
З. Ю. устянина, методист Центра детского творчества Центрального района г. Кемерово
В Центре детского творчества Центрального района г. Кемерово с 2016 по 2018 г. сложился опыт методической работы с педагогическим коллективом по реализации плана проф-ориентационной работы с учащимися и повышению компетентности педагогических работников по этому направлению деятельности образовательного учреждения.
В ЦДТ работу по развитию профориентации учащихся разделили на пять этапов.
На I этапе в срочном порядке выполнили стандартные меры:
• были подготовлены прогнозы о поступлении выпускников в вузы по профилям;
• проведены встречи с родителями выпускников, в том числе совместно с представителями вузов и ПОО;
• составлены планы работы профотрядов в лагерях дневного пребывания детей, рассчитанные на учащихся 7-8-х классов;
• началась модернизация дополнительных общеразвивающих программ с включением содержательных блоков профориентационного содержания;
• прошли внутренний конкурс профессионального мастерства педагогических работников «ПРОФДЕЛО» по методическим разработкам профориентационных занятий и мероприятий и методическая выставка по профориентации;
• педагоги с учащимися приняли участие во всероссийских и областных единых днях профориентации, в том числе в днях открытых дверей вузов.
На II этапе началось глубокое изучение терминологии и нормативной базы. Были проведены педсовет, семинар кадровой школы и педагогические чтения по данной проблеме. Методисты изучили основные теоретические аспекты и транслировали педагогическому коллективу. Ознакомление со статистикой современного дефицита кадров позволило убедить педагогов в актуальности профориентационного обучения, поскольку ряд зарубежных и российских консалтинговых фирм и исследовательских институтов утверждают, что на мировом рынке труда в ближайшем будущем разразится кадровый кризис, будет ощущаться нехватка квалифицированных специалистов. В связи с тем что поколения 1990-х годов были малочисленными, численность людей в возрасте 15-19 лет сократилась за 10 лет (с 2006 по 2016 г.) на 43 %. Поэтому вопросы профориентации актуальны не только в системе образования, но стали приоритетным направлением современных социально-экономических программ развития государства.
Самым сложным на данном этапе было четко определить и разграничить понятия «профориентация», которая рассчитана на учащихся старшего школьного возраста, и «предпрофиль-
ная подготовка», которая может начинаться в дошкольном возрасте в ходе ознакомления детей с различными профессиональными сферами. Были актуализированы и расширены знания педагогов по особенностям возрастной психологии, преодолены некоторые расхождения в понятиях и терминах.
На III этапе были реализованы массовые профориентационные мероприятия:
• тестирование учащихся на выявление их профессиональных предпочтений (готовые программные продукты с различными психологическими тестами);
• участие в днях открытых дверей в вузах и ПОО, сотрудничество с центрами довузовской подготовки, занятия для абитуриентов;
• встречи с профессионалами в различных сферах и участие в их мастер-классах;
• ознакомительные экскурсии на предприятия и в учреждения;
• профконкурсы для учащихся и педагогов, направленные на выявление компетентности педагогического коллектива в вопросах профориентации и на выявление и поддержку учащихся, активно занимающихся самоопределением;
• участие в традиционных и новых областных профильных сменах для учащихся с устойчивыми интересами;
• прохождение профессиональных проб в других учреждениях;
• организация и проведение профессиональных проб в образовательных учреждениях и др.
Однако при анализе итогов был сделан вывод, что сложно просчитать образовательные, развивающие и воспитательные результаты разовых мероприятий. Поэтому коллектив перешел к IV этапу, связанному с модернизацией дополнительных общеразвивающих программ и направленному на повышение качества дополнительного образования посредством профориентации и предпрофильной подготовки учащихся, содействия их профессиональному самоопределению.
На данном этапе были созданы программы профильных отрядов для реализации в лагере дневного пребывания. Для программ, рассчитанных на 18 дней, отбирались темы, которые могли быть реализованы в краткие сроки в виде проектов или в игровой форме. Были составлены планы профориентационных мероприятий и занятий, которые дополняли друг друга и давали представления о профессиях. В сборник программ «Юный ПРОФИ» вошли программы для профильных отрядов: «Юный
инспектор ГИБДД», «Юный художник», «Юный игротехник», «Танцевальный мир».
При модернизации дополнительных обще-развивающих программ было введено понятие «профблок» — циклы тем по профориентации по данному предмету от 9 до 36 часов, которые включили в каждую программу, рассчитанную на учащихся от 14 до 18 лет.
Модернизация программ происходила на всех уровнях:
1) в комплексе основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы в пояснительной записке на уровне цели и задач программы, в содержании и в учебном плане и особенно в планируемых результатах;
2) в комплексе организационно-педагогических условий, в календарном учебном графике при указании форм занятий и перечне форм аттестации и мониторинга;
3) на уровне методического обеспечения программы.
Работая над методическим обеспечением программ, педагогический коллектив создал обширный методический банк разработок дидактических материалов:
• конспекты занятий,
• сценарии мероприятий,
• планы тематических экскурсий,
• иллюстративный и презентационный материал,
• анкеты, тесты, опросники,
• раздаточные материалы к беседам и мастер-классам.
Наконец, на V этапе творческий поиск педагогического коллектива вышел в сферу современных педагогических технологий, которые бы соответствовали целям и задачам профориентацион-ного обучения и принципам профильной школы. Были отобраны методы, технологии и формы работы, наиболее подходящие для профориентации. К игровым технологиям, используемым в предпрофильной подготовке, добавились технологии коллективного творческого дела и опережающего обучения, подходящие для учащихся среднего и старшего школьного возраста. Проанализировав социальные, творческие, научные и производственные отрасли и профессии, описанные в Атласе новых профессий, педагогический коллектив пришел к выводу, что необходимо ориентировать учащихся не просто на определенные профессии, но и на развитие новых навыков и компетенций, требования к которым уже определены:
• клиентоориентированность,
• умение работать с людьми,
• умение работать в условиях неопределенности,
• навыки художественного творчества,
• навыки межотраслевой коммуникации,
• опыт управления проектами,
• мультиязычность и мультикультурность,
• системное и экологическое мышление,
• знания по бережливому производству,
• знания в области робототехники и искусственного интеллекта.
Эти и подобные умения должны стать частью мировоззрения и личных компетенций граждан будущего общества.
Педагоги использовали методы активного обучения, включая проектную деятельность и проблемное обучение, направленные на решение учащимися практических задач, что отвечает глобальным целям и задачам профориентации. Опережающее обучение и дозированное включение новых знаний оказалось наиболее эффективным для профильного обучения, так как позволяет сформировать наиболее полные представления о профессиональных сферах общества.
Среди представлений о различных профессиях, которые формируются у учащихся способами технологии опережающего обучения, можно выделить следующие:
• представления о рабочей форме,
• представления об инструментах и оборудовании,
• представления о рабочем пространстве,
• представления об алгоритмах действий специалистов.
Эти же представления даются учащимся на тематических экскурсиях и на встречах с профессионалами, но этого недостаточно для профессионального самоопределения, поэтому на данном этапе с коллективом была проведена дополнительная методическая работа по определению содержания профессиональной деятельности в различных сферах и составлению профессиограмм. Работая над понятием про-фессиограммы, педагоги внесли изменения в конспекты занятий, сделав их более интересными и насыщенными. Были составлены конспекты занятий на основе профессиограмм учителя, кондитера, клоуна, парикмахера, инспектора ГИБДД, хореографа, артиста танца, дизайнера, журналиста и др.
Результатом деятельности методистов по повышению компетентности педагогического коллектива ЦДТ в сфере профориентации можно считать повышение качества дополнительного образования в учреждении, что под-
тверждается возросшим количеством выпускников ЦДТ, поступающих в вузы и ПОО по профилю предметов, изучаемых в ходе освоения дополнительных общеразвивающих программ. Об этом свидетельствуют и многочисленные победы взрослых и детей:
• золотая медаль в областном конкурсе «Инновации в образовании» за профориентаци-онный социально-педагогический проект первой студии мультипликационных и анимационных фильмов «Несносные гении» для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей с ОВЗ и одаренных детей;
• дипломы II степени на Кузбасском образовательном форуме 2018 г. за профориентацион-ный социально-экологический проект «Необычное в обычном» и методическую разработку прак-тико-ориентированной квест-игры по обучению поведению в чрезвычайных ситуациях «ДЕНЬ БЕЗ КАТАСТРОФ», диплом III степени за экспонат «Пресс-центр «Поколение Next» как профориен-тационная площадка. Методический паспорт профессиональной пробы юного журналиста»;
• диплом II степени областного конкурса «Профориентир — 2017» за «ПРОФСТАРТ» (план-программа профориентационной работы с учащимися образовательных учреждений Центрального района города Кемерово, оказавшимися в трудной жизненной ситуации);
• благодарственные письма городской Летней профильной школы для одаренных учащихся гуманитарного направления;
• медали и дипломы победителей учащихся на областных профильных сменах;
В работе по профориентации коллектив Центра детского творчества столкнулся с общими проблемами учреждений дополнительного образования:
• отсутствие у одной части педагогов педагогического образования, а у другой — производственного опыта;
• невозможность выдавать сертификаты об обучении в учреждении дополнительного образования;
• размытость методических рекомендаций по дидактическому оформлению профориента-ционных проб;
• сложности оформления профориентацион-ных занятий для размещения на сайте дистанционного обучения;
• проблемы социального партнерства и др.
В ходе решения данных проблем и в связи с изменениями в законодательстве РФ были отправлены на профессиональную переподготовку педагогические работники, не имеющие
педагогического образования, методисты планомерно проводили консультационную работу, разрабатывали методические рекомендации для педагогов.
В целях методического обеспечения программ педагоги разрабатывали деловые игры, позволяющие учащимся примерить на себя различные профессиональные роли и воспроизвести ситуацию трудовых отношений, и обучающие занятия, формирующие навыки поиска работы, составления резюме и самопрезентации на современном рынке труда.
Перспективами данной работы в ЦДТ являются создание дополнительных общеразвива-
ющих профориентационных программ с качественно новым содержанием и методическим обеспечением, развитие проектной деятельности педагогов и учащихся по профориентации, работа по организации качественных профессиональных проб не только для выпускников творческих объединений ЦДТ, но и учащихся школ района.
Работа над единой методической темой и едиными практическими задачами не только сплачивает педагогический коллектив, она ведет к повышению качества дополнительного образования и положительно влияет на микроклимат в образовательной организации.
МОНИТОРИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ
Н. В. Осипова, кандидат педагогических наук, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения Кузбасского регионального института развития профессионального образования
Кузбасский региональный институт развития профессионального образования в 20162018 гг. являлся федеральной экспериментальной площадкой Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по теме: «Разработка и апробация модели взаимодействия образовательных организаций разных типов по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников детских домов и обучающихся (на примере Ленинск-Кузнецкого, Осинников-ского и Юргинского городских округов Кемеровской области)».
Участниками рабочей группы были разработаны порядок, алгоритмы взаимодействия образовательных организаций разных типов по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников и обучающихся, критерии и показатели результативности апробации модели взаимодействия субъектов сопровождения; утверждены положения о портфолио и профессиональных пробах, о региональном методическом объединении профконсультантов, индивидуальные планы сопровождения воспитанника и обучающегося; осуществлен подбор диагностического инструментария и проведен
эксперимент в образовательных организациях (участниках площадки), прошла апробацию модель взаимодействия образовательных организаций по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников и обучающихся муниципалитетов и др.
С целью изучения особенностей взаимодействия образовательных организаций разных типов в рамках профориентации и социально-профессиональной адаптации обучающихся, воспитанников с 20 апреля по 20 мая 2018 г. был проведен мониторинг.
В мониторинге приняли участие 34 муниципалитета Кемеровской области (в трех из которых проводилась экспериментальная работа: Ленинск-Кузнецкий, Осинниковский, Юргинский городские округа). Анкеты заполняли ответственные за профориентационную работу в общеобразовательных организациях, в организациях дополнительного образования, а также органи-
«ОБрАЗОВАНИЕ. карьера. общество» № 1 (60) 2019
59