Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ДОВЕРИЯ УЧАЩИХСЯ К ВАКЦИНАЦИИ ОТ COVID-19 НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ИММУНИТЕТ»'

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ДОВЕРИЯ УЧАЩИХСЯ К ВАКЦИНАЦИИ ОТ COVID-19 НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ИММУНИТЕТ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иммунитет / коронавирусная инфекция / COVID-19 / методика преподавания биологии / индивидуально-групповое обучение / immunity / coronavirus infection / COVID-19 / biology teaching methods / individual-group training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.А. Хаустов

В работе представлены результаты оценки готовности учащихся 8-х классов к возможной вакцинации для профилактики коронавирусной инфекции, выявлены причины отрицательного отношения, потенциальных отказов и основные «антипрививочные» аргументы. Предложены подходы и методы выработки мотивационно-ценностной установки доверия к достижениям современной медицины для профилактики массовых заболеваний в рамках уроков биологии при изучении темы «Иммунитет». Сформулированные идеи реализованы в виде авторского проекта, материалы которого предназначены для размещения в свободном доступе и возможного тиражирования. Познавательная деятельность предложенного проекта основана на принципах обучения в малых группах, использования лекции, дискуссий, ролевой игры. Оценка эффективности применения предложенного подхода формирования новых для учащихся убеждений выявила сложности и ограничения, что, в прочем, отражает общую картину отношения граждан российского общества к проблеме вакцинации. Работа призвана поднять дискуссионные вопросы относительно первостепенной роли школьного образования в формировании конструктивных убеждений и критического мышления, борьбы с широко распространенными заблуждениями и мифами, в том числе с целью адекватного и ответственного отношения к своему здоровью и безопасности окружающих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING PUPILS’ CONFIDENCE IN COVID-19 VACCINATION ON BIOLOGY LESSONS STUDYING THE THEME “IMMUNITY”

The paper presents results of determination the readiness of 8th grade pupils for possible vaccination for the prevention of coronavirus infection, identifies the reasons for the negative attitude, potential refusals and the main “anti-vaccination” arguments. The motivational-value attitude approaches and methods to rise the trust in the achievements of modern medicine for the prevention of mass diseases in the framework of biology lessons when studying the theme “Immunity” are proposed. The formulated ideas are implemented in the form of the author’s project, the materials of which are intended for posting in free access and possible replication. The cognitive activity of the proposed project is based on principles of teaching in small groups, the use of lectures, discussions, role-playing game. Evaluation of the proposed approach application effectiveness to the formation of new beliefs for pupils revealed difficulties and limitations, which, among other things, reflects the general picture of the attitude of Russian society citizens to the problem of vaccination. The work is intended to raise controversial questions regarding the primary role of secondary school education in the formation of constructive beliefs and critical thinking, the fight against widespread misconceptions and myths, including with the aim of an adequate and responsible attitude to one’s own health and the safety of people around.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ДОВЕРИЯ УЧАЩИХСЯ К ВАКЦИНАЦИИ ОТ COVID-19 НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ИММУНИТЕТ»»

Учитывая невысокую помехоустойчивость СВЧ-сигналов с амплитудной манипуляцией, их применение ограничено. Они используются для передачи информации по волоконно-оптическим системам связи, а также для передачи телеметрической информации по космическим системам связи.

Таким образом, нами делаются следующие выводы:

1. В статье разработана функциональная схема цифрового канала передачи и приема СВЧ-сигнала с амплитудной манипуляцией OOK и BASK.

2. Разработаны программы оценки помехоустойчивости и эффективности сверхвысокочастотного сигнала с амплитудной манипуляцией в среде Matlab.

3. Расчеты помехоустойчивости приема сигналов с ASK-модуляцией показали, что сигналы с OOK-моду-ляцией обладают более высокой помехоустойчивостью по сравнению с бинарной амплитудной манипуляцией и более просты в реализации.

4. Даны рекомендации по применению этих сигналов в спутниковых системах связи для передачи телеметрической информации с борта космического аппарата на Землю, а также для передачи информации по волоконно-оптическим системам связи.

1. Скляр Б. Цифровая связь. Москва: Издательский дом Вильямс, 2003.

2. Волков Л.Н., Немировский М.С., Шинаков Ю.С. Системы цифровой радиосвязи: базовые методы и характеристики: учебное пособие. Москва: Эко-Трендз, 2005.

3. Беллами Дж. Цифровая телефония: Перевод с английского. Москва: Эко-Трендз, 2004.

4. ДьяконовВ.П. MatlabuS/mul/mkдлярадuоuнженеров.Москва:Профобразование, 2019.

5. Галкин В.А. Цифровая мобильная радиосвязь: учебное пособие для вузов. Москва: Горячая линия-Телеком, 2012.

References

1. Sklyar B. Cifrovaya svyaz'. Moskva: Izdatel'skij dom Vil'yams, 2003.

2. Volkov L.N.,Nemirovskij M.S.,Shinakov Yu.S. Sistemycifrovojradiosvyazi:bazovye metody iharakteristiki: uchebnoe posobie. Moskva: ^Eko-Trendz, 2005.

3. Bellami Dzh. Cifrovaya telefoniya: Perevod s anglijskogo. Moskva: 'Eko-Trendz, 2004.

4. D'yakonovV.P. Matlab iSimulinkdlyaradioinzhenerov. Moskva:Profobrazovanie,2019.

5. Galkin V.A. Cifrovaya mobil'naya radiosvyaz': uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Goryachaya liniya-Telekom, 2012.

Статья поступила в редакцию 11.01.22

УДК 372.857

Khaustov S.A., Cand. of Sciences (Biology), senior researcher, Moscow Region State University (Mytishi, Russia), E-mail: sa.khaustov@mgou.ru

IMPROVING PUPILS' CONFIDENCE IN COVID-19 VACCINATION ON BIOLOGY LESSONS STUDYING THE THEME "IMMUNITY". The paper presents results of determination the readiness of 8th grade pupils for possible vaccination for the prevention of coronavirus infection, identifies the reasons for the negative attitude, potential refusals and the main "anti-vaccination" arguments. The motivational-value attitude approaches and methods to rise the trust in the achievements of modern medicine for the prevention of mass diseases in the framework of biology lessons when studying the theme "Immunity" are proposed. The formulated ideas are implemented in the form of the author's project, the materials of which are intended for posting in free access and possible replication. The cognitive activity of the proposed project is based on principles of teaching in small groups, the use of lectures, discussions, role-playing game. Evaluation of the proposed approach application effectiveness to the formation of new beliefs for pupils revealed difficulties and limitations, which, among other things, reflects the general picture of the attitude of Russian society citizens to the problem of vaccination. The work is intended to raise controversial questions regarding the primary role of secondary school education in the formation of constructive beliefs and critical thinking, the fight against widespread misconceptions and myths, including with the aim of an adequate and responsible attitude to one's own health and the safety of people around.

Key words: immunity, coronavirus infection, COVID-19, biology teaching methods, individual-group training.

С.А. Хаустов, канд. биол. наук, ст. науч. сотр., Московский государственный областной университет, г. Мытищи,

E-mail: sa.khaustov@mgou.ru

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ДОВЕРИЯ УЧАЩИХСЯ К ВАКЦИНАЦИИ ОТ COVID-19 НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ИММУНИТЕТ»

В работе представлены результаты оценки готовности учащихся 8-х классов к возможной вакцинации для профилактики коронавирусной инфекции, выявлены причины отрицательного отношения, потенциальных отказов и основные «антипрививочные» аргументы. Предложены подходы и методы выработки мотивационно-ценностной установки доверия к достижениям современной медицины для профилактики массовых заболеваний в рамках уроков биологии при изучении темы «Иммунитет». Сформулированные идеи реализованы в виде авторского проекта, материалы которого предназначены для размещения в свободном доступе и возможного тиражирования. Познавательная деятельность предложенного проекта основана на принципах обучения в малых группах, использования лекции, дискуссий, ролевой игры. Оценка эффективности применения предложенного подхода формирования новых для учащихся убеждений выявила сложности и ограничения, что, в прочем, отражает общую картину отношения граждан российского общества к проблеме вакцинации. Работа призвана поднять дискуссионные вопросы относительно первостепенной роли школьного образования в формировании конструктивных убеждений и критического мышления, борьбы с широко распространенными заблуждениями и мифами, в том числе с целью адекватного и ответственного отношения к своему здоровью и безопасности окружающих.

Ключевые слова: иммунитет, коронавирусная инфекция, COVID-19, методика преподавания биологии, индивидуально-групповое обучение.

Передача информации в виде цифрового сигнала

0.1 0.2 0.3 0.4 0.5 0.6 Время(с)

Рис. 7. Графики сигналов с OOK модуляцией

Библиографический список

В 2021 году российское общество столкнулось с неожиданной социальной проблемой - в условиях пандемии коронавирусной инфекции, вызванной распространением вируса COVID-19 (coronavirus disease 2019), значительная часть взрослого населения страны выразила либо открытый отказ от вакцинации, либо откладывает принятие решения. По официальным опросам, большинство отказавшихся в качестве причины назвали страх перед долгосрочными последствиями для здоровья от использования новой вакцины, которая не прошла достаточную проверку временем [1]. Известно, что основная причина подобного недоверия и страха, как правило, заключается в незнании или недостаточном понимании процессов и явлений, в данном случае - воздействия компонентов вакцины на организм человека. В результате, создав одну из первых в мире и наиболее эффективных вакцин [2], отечественная система здравоохранения не смогла обеспечить необходимый темп вакцинации, что продолжает приводить к увеличению числа заболевших, росту смертности, появлению и распространению новых штаммов вируса. При этом статистические данные подтверждают, что эффективным способом борьбы с пандемией в большинстве стран оказалась именно массовая добровольная вакцинация граждан [3]. Ранее это было обосновано с помощью методов математического моделирования [4].

Хочется верить, что опыт прививочной кампании взрослого населения будет учтен при использовании вакцины для подростков, активное применение которой запланировано на 2022 год [5]. Как указывают некоторые авторы, один из главных уроков вакцинации - необходимость изменения ментальности населения, становления и развития пропаганды научных знаний, здоровьесбере-гающих технологий [6]. Очевидно, что до начала очередного этапа вакцинации необходимо детально изучить готовность населения, выявить возможные потенциальные препятствия и найти пути их преодоления. Вполне естественно, что работу по информированию подростков (12-17 лет), выработке личной социальной ответственности в условиях пандемии, обсуждению наиболее проблемных вопросов уместно организовать в условиях школы, в том числе на уроках биологии при изучении тем, связанных со здоровьем и функционированием организма человека.

Следует отметить, что программа основного общего образования предполагает изучение понятия «Иммунитет» в курсе биологии в 8 классе. Результатами обучения должны стать усвоение ключевых терминов (типы иммунитета, органы иммунной системы, инфекционный агент, лейкоциты, фагоциты и фагоцитоз, антитела, вакцины и сыворотки, аутоиммунные заболевания), понимание роли отечественных и зарубежных учёных - лауреатов Нобелевской премии в развитии медицины (открытие фагоцитоза И.И. Мечниковым, описание возбудителей опасных инфекционных заболеваний Р. Кохом), общее представление о физиологических механизмах защиты организма (фагоцитоз, синтез антител лимфоцитами, воспаление). В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), обучение должно выработать способность учащихся оценивать влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих [7].

Проверочные вопросы тестов диагностических и экзаменационных работ оценивают качество усвоенного фактического материала: наименования клеток и органов, участвующих в иммунной реакции организма, соотнесение частных примеров различным типам иммунитета, отличия и функциональное значение вакцин и сывороток. Также присутствуют задания на практическое применение полученных знаний: выбор ситуаций, требующих вакцинации (для снижения заболеваемости от гриппа) или введения сыворотки (после укусов ядовитыми животными) [8].

Статистика результатов выполнения итоговых проверочных работ не выявляет особых проблем в решении заданий, связанных с темой «Иммунитет», на основании чего можно сделать вывод об эффективности основного образования в части передачи необходимых знаний учащимся [9]. Однако возникшие социальные проблемы показывают, что задачи системы просвещения по формированию чётких убеждений, связанных со сферой здоровья, выходят на первый план и приобретают особую актуальность. Помимо фактических знаний, необходимо сформировать чёткие элементы функциональной грамотности, определяемой как совокупность умений, позволявших самостоятельно осуществлять полноценную деятельность в окружающем социуме [10]. Доверие к достижениям современной медицины и установка на то, что вакцинация - это одно из важнейших изобретений человечества для сохранения здоровья и борьбы с заболеваниями, должны подтверждаться готовностью продемонстрировать применение этих достижений на собственном примере. Ожидается, что детальное понимание клеточных и молекулярных механизмов воздействия инфекционных агентов и вакцин на организм человека позволит развеять возможные мифы и заблуждения, а также сформировать у учащихся объективные представления. Для решения данных проблем была создана методическая разработка, которая представляет собой авторский проект, реализованный в 8-х классах МБОУ СОШ № 3 г.о. Пу-щино в 2021 году.

Целью данного исследования является формирование в рамках учебного процесса убеждений учащихся, проявляющихся в доверии к вакцинации и достижениям современной медицины в целом.

В работе был использован перечень методов, позволивший исследовать уровень доверия учащихся к вакцинации до начала проекта и по его завершении,

выявить ключевые ограничения и оказать влияние на формирование необходимых убеждений и навыков функциональной грамотности.

1. Исследование убеждений и ценностных установок учащихся 8-х классов по вопросам, связанным с вакцинацией от СО¥Ю-19, с помощью анкетирования.

Изучение уровня доверия в отношении вакцинации учащихся трёх 8-х классов (всего 70 человек) было проведено в форме анкетирования. Для выявления связанных с этим вопросом ключевых убеждений, мотивационных установок, когнитивного опыта проведено исследование готовности учащихся к вакцинации от коронавирусной инфекции и связанных с ней рисков для здоровья. Анкета содержала ряд вопросов и предполагала возможность выбора готовых ответов или предложение собственного варианта (табл. 1).

Таблица 1

Форма опросной анкеты для выявления готовности к вакцинации и оценки опасений учащихся

Вопросы анкеты Вариант ответа да / нет / затрудняюсь ответить

1. Готовы ли вы вакцинироваться от COVID-19 в случае разработки препарата для подростков?

2. Считаете ли вы вакцинацию безопасной?

3. В чём вы видите возможный вред вакцинации:

А) часто возникают осложнения

Б) применение вакцины недостаточно изучено

В) вакцинация может вызвать серьёзную аллергическую реакцию

Г) вакцина всё равно гарантированно не спасает от заболевания

Д) собственный вариант ответа:

Анкетирование с использованием бумажных носителей проводилось независимо в каждом классе с соблюдением принципа анонимности. Вводный инструктаж включал разъяснения относительно исследовательского характера анкетирования, отсутствия возможной связи с медицинскими процедурами для учащихся и просьбу высказать искреннее личное мнение. Помимо входного, проводилось итоговое анкетирование для оценки изменения убеждений о готовности к вакцинации после выполнения проекта.

2. Учебная дискуссия по проблемам вакцинации.

Учебная дискуссия в форме круглого стола была организована на основе вопросов, возникших в процессе анкетирования, для их общего обсуждения.

В задачи учителя на данном этапе урока входит:

1) предоставить каждому учащемуся возможность высказать собственное мнение,

2) задать учащимся проблемные вопросы, заставляющие задуматься об объективности высказываемых фактов,

3) направить дискуссию в русло анализа подтверждённых фактов и критического отношения к информации, полученной из непроверенных источников.

Учитель, выполняя функции модератора дискуссии, должен уверенно владеть материалом по предмету обсуждения и формулировать проблемные вопросы на каждый из аргументов учащихся. К числу подобных вопросов и возможных вариантов ответов могут относиться следующие:

- Как вы думаете, какая вероятность получить осложнения от вакцинации и от заболевания? - Вероятность отличается на несколько порядков.

- Почему нам кажется, что осложнения при вакцинации возникают довольно часто? - Информация о сомнительном единичном случае осложнения оказывается заметнее, чем о миллионах нормальных вакцинаций.

- Предположите, как изменилась заболеваемость и смертность от коро-навируса в странах, где большинство населения прошли вакцинацию? - Уменьшилась в несколько раз (Израиль, Япония).

- Подумайте, почему новые наиболее опасные и вирулентные штаммы коронавируса («дельта» и «омикрон») впервые появились в Индии и ЮАР? -В этих странах минимальный уровень вакцинации населения.

- К каким последствиям приведёт отказ от вакцинации в нашей стране? -Увеличение заболеваемости, смертности, появление новых штаммов.

Поскольку учащиеся обычно довольно неохотно формулируют выводы в пользу вакцинации, учителю необходимо быть готовым самому предложить данные умозаключения. В качестве подтверждения приведенных тезисов уместно заранее подготовить актуальные статистические данные в графической форме, наглядно демонстрирующие обсуждаемые процессы и явления. Подобную информацию легко найти в новостях официальных российских и международных средств массовой информации [11].

3. Проведение урока усвоения новых знаний по теме «Клеточный и гумо-рапътыйижунтгсет».

Основа урока по теме «Клеточный и гуморальный иммунитет» строится на объяснении механизмоп.происходящихвнутриорганизма п ри заражениивирус-ной инфекцией и при введении вакцины с учётом опасений и убеждений учащих-сп,ву|явлеоных при анкетиоовании.

Для первичного знакомства с учебным материалом представляется схе-оаклетмчяогя и ямовжьнмгосмвузитета, уязработмннаядпяданного урока (рис. 1), вводятся новые термины: фагоциты, В-лимфоциты, Т-хэлперы, Т-кил-леры, клетки памяти, антитела, интерферон, интерлейкины, тимус, селезёнка

В данной части урока формулируется большое количество уточняющих воп|зосов, и уеинелюнесбходиоо быаьвотоввизи возн икнояен ию дискуссии, необходимой для окончательного понимания сложных клеточных процессов. В ка-ееснве еаоесралов дояпоаготувкидомашнегозодания ураоимся направляется разработанная в рамках исследования схема изученных процессов и ссылка на оияноиаии сь ссотаНбр

4. Проведение командной ролевой игры для закрепления изученной темы и формирования элементов функциональной грамотности.

Для повышения качества усвоения материала, закрепления знаний, развития функциональной грамотности был разработан комплект материалов и ме-

заражённая убитая

вирус клетка Т-киллер клетка

В—-(Col '

о

К,

фагоцит

антиген-д в-лимфоцит

Г Ч; __ Гв*

У

(3j

антитела

фагоцит

В-лимфоцит,

О ,

интерферон • •

з э ,. интер-Т-хэлпер' лейкины

^ С

Т-супрессор

клетка памяти

клетка памяти

-

US

антитела фагоцит

Рис.1.Схемаэтаповиммунитета(1 -инфицированиеклеткивирусом, 2 - выработка противовирусного иммунитета, 3 - иммунный ответ при повторном заражении)

на основе современныхнаучныхданных[12]с3ате м демонстрируются пуиморы инфицирования коронавирусом клеток различных тканей организма (лёгкие, поч-кх,сердце,ыотг) с сагсдняшеий день статнсдичдсрит

данных возникновения осложнений и летального исхода болезни [13]. В завершающей хадти туока актеныиоуоеср втиманме но том ср^ито, ат^н^^кци^^, сот-даваемая учёными, представляет собой убитый, ослабленный или изменённый вирус [14], подвергающийся разрушению клетками крови, вызывающий необхо-дид^ ямауне0 ^акы^0 не не спосдуие1н орияеитх оекхдшро в|еедныд для здоровья последствиям [15]. Отдельно обсуждается тот факт, что кратковременное пдтышоня томытнасеры, опхяотыь, носдне унлoхннствуe - это вхогглаыьд^н реакция организма на изучаемые процессы иммунного ответа при вакцинации, нал равленная на предотвращение более серьёзных последствий от возможного заражения вирусной инфекцией.

тодика проведения обобщающего урока с вовлечением учащихся в выполнение ролей, соответствующих различным этапам иммунитета. Материал представляет собой распечатанные на листах формата А4 названия и схематические изображения инфекционных агентов, клеток иммунитета, белков, органов иммунной хнcнeеыl (яет. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изображения созданы таким образом, чтобы позволить образно соотнести масштаб и взаимосвязи между изучаемыми биологическими объектами : опразввяиие з^^тичлeйеинов, интетфeоoуавсонритeл специализированными клетками иммунной системы, поглощение инфекционного агента фатохутям, раппншевяе виррсной еаттипытрисвзданй. вакцины. Органы иммунной системы схематически изображены яркими цветами на фоне контуров фрагмента тела человека для демонстрации их локализации в организме.

Рис.2.Схема карточек для проведения обобщающегоурока

Проведение данного элемента урока предполагает использование индивидуально-группового обучения, которое в наибольшей степени способно стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся [17]. Для его реализации требуется распределение учащихся класса на 5 гетерогенных команд по 3-5 человек с разным уровнем знаний по предмету и раздачу карточек с изображением ролей (возможное количество участников 18-25). В табл. 2 представлена основная информация для проведения данного этапа урока.

Таблица 2

Распределение ролей и формирование команд из числа учащихся для проведения ролевой игры

№ п/п Возможное

Название команды Название роли количество

участников

1 Внешние агенты Вирус 1-3

Вакцина 1

Антиген 1

2 Защитные белки организма Интерфероны 1

Интерлейкины 1

Антитела 1-3

3 Клетки защиты Фагоцит 1-2

В-лимфоцит 1

Т-киллер 1-2

Клетка памяти 1

4 Другие клетки Т-хэлпер 1

Т-супрессор 1-2

Клетка организма 1-2

5 Органы кроветворения и Красный костный мозг 1

иммунной системы Селезёнка 1

Тимус 1

Лимфатические узлы 1

На следующем этапе учащимся необходимо воспроизвести последовательность действий, происходящих при иммунном ответе, демонстрируя свою карточку и комментируя действия. В наиболее простом варианте реализуется сценарий действий ролей, представленный в табл. 3.

при вакцинации и последующем проникновении вируса (табл. 4). Дополнительно выдаётся карточка, соответствующая активному компоненту вакцины, происходят некоторые изменения сценария.

Таблица 4

Возможная последовательность дополнительных действий 2 этапа ролевой игры

Роль 1 Роль 2 Комментарии

Вакцина (ослабленный вирус) Клетка Вирус не может заразить клетку, однако происходят все последующие этапы иммунного ответа

Вирус Антитела Вирус не может заразить организм, поскольку его распознают антитела

Фагоцит Вирус, антитела, Т-хэлпер, интерлейкины, интерфероны Фагоцит поглощает вирус, окружённый и «заблокированный» антителами, Т-хэлпер активно выделяет интерфероны и интерлейкины

Обычно данная часть урока проходит довольно динамично и занимает около 25 минут. После её завершения необходимо обсудить впечатления от совместной работы, выбрать и отметить команды, которые наиболее эффективно справились с заданием и «выполнили свои функции» в биологических процессах. Также уместно обратить внимание на то, что демонстрация иммунного ответа при заражении вирусом сопровождалась активным вовлечением большего количества участников, чем ответ на вакцинацию. Затем уместно сформулировать вопрос и поддержать дискуссию о том, чем отличается реакция организма на вирусную частицу и вакцину, какие возможные последствия могут произойти в первом и втором случаях, о том, что научные данные доказывают безвредность вакцинации и её эффективность для предотвращения инфекционных заболеваний.

Как показали результаты входного анкетирования, 70% учащихся уверены, что применение вакцины недостаточно изучено, более 90% - что в результате её применения часто возникают осложнения и только 20% считают вакцинацию безопасной. Около половины испытуемых согласны с утверждениями о возможной серьёзной аллергической реакции и недостаточной эффективности вакцинации в целом. Графические данные результатов опроса приведены на рис. 3.

Большинство учащихся выбрали 2 и более вариантов возможного вреда вакцинации, причём 18% отметили все предложенные пункты анкеты. Кроме того, 11 человек указали собственные варианты ответа, среди которых утверждения о большом количестве летальных исходов после вакцинации и сомнении в

Таблица 3

Возможная последовательность действий 1 этапа ролевой игры

Роль 1 Роль 2 Комментарии

Вирус Интерфероны Вирус попадает в организм. Интерферон замедляет инфицирование и его развитие

Вирус Клетка, Т-киллер Вирус заражает клетку организма, происходит размножение вируса. Т-киллер убивает зараженную клетку

Фагоцит Вирус, антиген Фагоцит поглощает вирус, разрушает его, выводит на свою поверхность элементы оболочки (антигены)

В-лимфоциты, Т-киллер, Т-хэлпер Красный костный мозг, тимус В-лимфоциты, Т-киллер, Т-хэлпер направляются от красного костного мозга к селезёнке и тимусу, где происходит их созревание

В-лимфоцит Селезёнка В-лимфоцит направляется от селезёнки к фагоциту

В-лимфоцит Фагоцит, антиген В-лимфоцит изучает антиген на поверхности фагоцита

Т-хэлпер, Т-киллер Тимус Т-хэлпер, Т-киллер направляются от тимуса к В-лимфоциту

Т-хэлпер В-лимфоцит Т-хелпер выделяет интерлейкины, активирует В-лимфоцит

Антитела В-лимфоцит В-лимфоциты выделяют большое количество антител, способных связываться с антигенами

Т-супрессор Т-киллер Т-супрессор снижает активность Т-киллера, предотвращая уничтожение других клеток организма

Т-супрессор Т-хелпер Т-супрессор снижает активность Т-хелпера, уменьшая тем самым выделение интерлейкинов

Вирус Антитела Вирус повторно попадает в организм, но его распознают антитела

Фагоцит, интерфероны Вирус, антитела Фагоцит поглощает вирус, окружённый и «заблокированный» антителами и интерферонами

Лимфатические узлы В-лимфоцит, клетка памяти В-лимфоцит формирует клетку памяти и направляется в лимфатические узлы

Проведение данного этапа урока требует от учащихся высокого уровня инициативы, сотрудничества, умения применять знания в практической плоскости. Задача учителя в этот момент - не выдавая чётких инструкций каждому участнику, подсказать общий план действий для стимулирования самостоятельной командной деятельности.

Затем команды обмениваются карточками, получают новые роли, классу предлагается самостоятельно продемонстрировать ход действий, происходящий

квалификации медицинского персонала. Варианты ответов о возможных рисках вакцинации (с сохранением формулировок учащихся) представлены ниже:

- Я не доверяю вакцине сейчас, пока число умерших возрастает до 40 000 человек.

- На тестирование вакцины против оспы отводились сотни лет, за 1 год протестироваться - это просто бред!

- В целом это можно объяснить «теорией золотого миллиарда».

ГО

н

ш со н о го о. о ю

XI

со го

часто возникают осложнения

применение

вакцины недостаточно изучено

вакцинация может вызвать

серьёзную аллергическую реакцию

вакцина все другой вариант равно ответа

гарантированно не спасает от заболевания

вакцинацию безопасной

ва риантыответов

Рис. 3. Реыурытатыопровыучащихся об отношении к вакцинации

Врачи бывают неопытные, и я боюсь, что вакцину уколют мне куда-то не

туда.

- Я просто не хочу вакцинироваться.

- Е1р-Ю историям из болвн-ЦЫ про Вре9В97ЦИНЫ.

- У каждого аеакцир ныаарыинтрозыаи.

- Н5ИЗВНСТНб,9ТРруД9Т 40СЛе ВРбЦИННЦИИ ЧереЗДЛИ75ЛЬН01бСр0К.

а Можетпояысетася еимпература.

- 9ун^^нтнг^перат-ра.

- Клучшаисыррау ввыричытольло ослаКжт онаожненвяут забиыивалиы,

^опс^онзт ЬЮЧеПОРОНОТ.

Доскзссоя, о-гснивоврччно для ыЗсрыырснср засивлатгаруч рчкыттоонрчиы, о том числе предложенных учащимися вариантов ответов, проходила на довольно чылобом емрциоозпечсс фово, была прнтложезч! ^з^онои-сз1Нзр.е ааздож-ые ы^т^^р вакцныоцри. ото кывдыосз рух члышас о слуыаях

осложнений после вакцинации от СОУЮ-19, проявлении симптомов ечррсногооаКааев^н^ы^а, сракыах чркоаг^ете^т^^с^гог^^ове^денияпоУl^^ааЧt^.c зачесе чием ичфе кн^в-счивающих овоожчениях впсоньдо гозпиоалззав^.ЭД-акт ы чзбу^зн- диивоснтз аа мчягзе осзчз1е вопятды н^руен^в^ о^тв^нж -оазъ яуы нения самими учащимися с минимальным вовлечением учителя.

Ноогокат сосeечноуонзe, Роовбсносзо -ясри бт-осыт9ЛPИ знe0ной зилк-с-соииволавол [^^^^тл'^^и

Е^г^и сою^5 заоявоемнортюо 9 изР0 с^пр-шсчсзгс узтщнхнз поле-

житольео ловападео-oтеврocри г аакцинации (8,5%), то после его проведения ие чосло увеличилось до 16 (около 23%). Число сомневающихся при этом не и именовосе и оззаазрит Л ыоюеев ко,

Резулвтдынходчтгеанкетв^ва-ря пoо430зт:сoлее 90% учащихся счи-такн,отч яе^зчые осложчежо вранвкакж дбиыльчо часто, большинство уве-

Рис.4.Результатыанкетирования оготовностивакцинациидоипослепроведения дискуссии

рены в вероятности 2 и более возможных негативных последствий вакцинации. Среди предложенных вариантов ответа часто встречаются развёрнутые и эмоциональные формулировки, количественные значения, что показывает высокую степень уверенности в собственных убеждениях и готовность применять определённые аргументы в отстаивании собственной позиции. Подобные выводы были также сделаны при аналогичном опросе студентов и обозначены как аберрации (переоценка собственной компетенции) [18]. Наиболее уместным методом корректировки подобных заблуждений выглядит учебная дискуссия, во время которой возникают критические замечания, предложенные другими учащимися.

В целом для формирования позитивных убеждений необходимо предложить контраргументы на каждый из ложных аргументов учащегося, общее количество которых ожидаемо больше, чем ограниченный перечень в разработанной анкете, что выявилось при организации дискуссии. Попытки воздействия на мировоззрение и убеждения учащихся сталкиваются с достаточно устойчивым противодействием и разнообразной аргументацией, как правило, основанной на мифах и заблуждениях, широко распространенных на сегодняшний день в российском обществе. Только развеяв каждый из выявленных мифов, сняв все виды страхов и сформулировав контраргументы на конкретные сомнения, можно повлиять на убеждения учащихся. Данная задача требует многогранной и масштабной работы.

Часть респондентов опасаются относительно незначительных побочных эффектов (повышения температуры) либо неопределенных вредных последствий. Предположительно, подобные опасения можно развеять относительно быстро (путём использования простых разъяснений о безвредности незначительных симптомовимизерной вероятности случайных осложнений).

Каждый из сформулированных учащимися тезисов был использован для подготовки к последующим обсуждениям. Так, информация о мировом признании эффективности отечественной вакцины «Спутник-У», клинических исследованиях безопасности с привлечением более 40 тысяч добровольцев, опыте получения других вакцин за срок в 1-2 года должна трансформировать ранее сформирован-ныеложныеубеждения.

С другой стороны, собственно проведение анкетирования и обсуждение его результатов демонстрируют учащимся интерес к их взглядам и в определенной степени стимулируют открытость для изменения собственной точки зрения. Вместо навязывания убеждений учащимся предлагается определённый объём новой информации, её осмысление и обсуждение, после чего предлагается оценить, каким образом данная информация может изменить ранее сформированные убеждения.

Кроме того, анкетирование является важным предварительным элементом учебной деятельности, поскольку позволяет учащимся чётко сформулировать свои представления относительно проблемы, а учителю - ознакомиться с убеждениями и заблуждениями, требующими коррекции в процессе последующего

педагогического процесса, преимущественно - при организации дискуссии, успешное проведение которой можно считать «переломным моментом» формирования убеждений в рамках данной методической разработки.

В начальной части учебной дискуссии высказывания учащихся носят эмоционально яркий характер, демонстрируют накопившийся конфликт между сформировавшимися внутренними установками и внешним информационным фоном. Выявляется достаточно сильное влияние социальных сетей и других форм коммуникаций на формирование устойчивых и часто ошибочных убеждений по данному вопросу среди учащихся. Это подтверждается результатами исследований, в соответствии с которыми около 40% жителей России получают информацию об иммунопрофилактике через различные интернет-ресурсы [19], от содержания и качества которой зависит принятие итогового решения о вакцинации. По мере

развития обсуждения в классе напряженность конфликта снижается, на многие спорные вопросы находятся обоснованные ответы, что подтверждает обоснованность выбранного подхода и соответствует результатам, полученным другими авторами. Как отмечается в различных источниках, именно использование учебной дискуссии позволяет развить способность учащихся критически мыслить, видеть различные аспекты озвученной проблемы, ответственно принимать решения на основе собственных убеждений [20].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использование на следующем этапе командной ролевой игры направлено на достижение широкого спектра результатов учебной деятельности: развитие коммуникативных навыков и сотрудничества, подкрепление самостоятельного поиска и творческого применения знаний. Наличие схематических изображений биологических объектов и необходимость перемещения участников для выполнения ролей позволяют задействовать образную и двигательную память для более глубокого усвоения и закрепления материала. Эффективность применения подобных технологий ранее была подтверждена и обоснована для изучения иностранных слов благодаря вовлечению ресурсов моторной коры головного мозга (сенсомоторная тренировка) [21], что предполагает достижение аналогичного эффекта при изучении новых научных терминов.

Проекция командной деятельности учащихся класса на участие большого числа факторов иммунитета, с одной стороны, формирует представление о согласованности и тонкой регуляции процессов организма человека, с другой -развивает навыки сотрудничества внутри коллектива. Сформированная ассоциативная установка «мы сплочённые и сильные, как иммунитет» может оказаться долгосрочным воспитательным мотивом для сотрудничества в процессе образовательного процесса в будущем.

В целом можно сказать, что через более глубокое усвоение теоретических основ биологических процессов и опыт вовлеченного моделирования механизмов иммунитета в форме ролевой игры, обсуждения в ходе дискуссии происходит определённое изменение ценностных установок и отношения к вакцинации. Однако учитывая, что только 10 из 70 учащихся изменили свои убеждения (около 14%), можно заключить, что для более полного достижения поставленной задачи требуется продолжение планомерной работы в данном направлении, поскольку направленное формирование мотивационно-ценностных установок является довольно длительным и сложным процессом.

В определенной степени результаты исследования являются отражением ситуации, происходящей в российском обществе, где план по вакцинации насе-

Библиографический список

ления в первом полугодии 2021 года удалось выполнить примерно на треть (23 миллиона человек вместо 69). Даже вовлечение ресурсов федеральных СМИ для пропаганды вакцинации, всевозможные подарки и лотереи для вакцинированных, ограничения перемещения и посещения общественных мест для непривитых граждан - все эти методы обеспечили примерно 30%-е достижение запланированных результатов [22].

Очевидно, что для достижения поставленных целей необходимо планомерно продолжать работу в школе с использованием различных подходов: демонстрация актуальной статистики распространения коронавирусной инфекции, обсуждение положительного опыта вакцинации конкретных людей (учителей, родителей учащихся), подробное изучение историй создания и применения первых вакцин, в том числе добровольное испытание исследователями вакцин на собственном организме, массовые протесты граждан различных стран на протяжении последних двухсот лет. Как показывают исследования, методы обсуждения, разъяснения, учёта различных мнений оказываются более эффективными в длительной перспективе, чем навязывание мнения, которое не разделяют учащиеся [23]. Эти знания призваны сформировать основанную на научных данных картину мира у будущего поколения активных граждан нашей страны, способных аргументированно распространять имеющиеся знания в ближнем социальном окружении и применять в повседневной жизни.

Применение комплексной методической разработки позволило на достаточно глубоком уровне изучить тему «Клеточный и гуморальный иммунитет», применение игровых индивидуально-групповых форм урока, анкетирования и дискуссии вызвало у учащихся интерес к освоению темы и активное участие на всех этапах изучения. Контроль и проверка знаний показали высокий уровень усвоения материала.

Результаты исследования вынуждают обратить особое внимание на формирование убеждений учащихся, развенчание мифов и заблуждений, активно насаждаемых определенной частью общества, распространенных в информационном поле и активно поддерживаемых в подростковой среде. Использование методов индивидуально-группового обучения, элементов ролевой игры, организации дискуссий для совместного обсуждения наиболее спорных вопросов призваны активизировать самостоятельную познавательную деятельность с целью формирования функциональной грамотности, а именно - умения применять полученные знания в повседневной жизни.

1. Богомягкова Е.С. Отношение россиян к вакцинации от COVID-19: проблемы и противоречия. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021; Т. 29, № S1: 736 - 742.

2. Logunov D.Y., Dolzhikova I.V., Shcheblyakov D.V., Tukhvatulin A.I.et al Gam-COVID-Vac Vaccine Trial Group. Safety and efficacy of an rAd26 and rAd5 vector-based heterologous prime-boost COVID-19 vaccine: an interim analysis of a randomised controlled phase 3 trial in Russia. Lancet (London, England). 2021; № 397(10275): 671 - 681.

3. CDC finds unvaccinated 11 times more likely to die of COVID. By Lauran Neergaard. AP NEWS. 2021. Available at: https://apnews.com/article/science-health-coronavirus-pandemic-rochelle-walensky-centers-for-disease-control-and-prevention-31ddcca6119e018bd826d2a05df7f68b

4. Paltiel A.D., Schwartz J.L., Zheng A., Walensky R.P. Clinical outcomes of a COVID-19 vaccine: implementation over efficacy. Health affairs (ProjectHope). 2021; № 40 (1): 42 - 52.

5. Вакцинация подростков от коронавируса начнется в России до конца года. ТАСС; 2021, 10 декабря. Available at: https://tass.ru/obschestvo/13163897

6. Спасенников Б.А. COVID-19: уроки вакцинации. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2021; № 3: 116 - 125.

7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027

8. Открытый банк заданий ОГЭ. Биология. Available at: https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge#!/tab/173942232-6

9. Рохлов В.С., Петросова РА. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года по биологии. Москва, 2020. Available at: https://doc.fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/2020/Biologiya_mr_2020.pdf

10. Пасечник В.В. Проблема формирования функциональной грамотности при изучении дисциплин естественнонаучного цикла в основной школе. Актуальные проблемы биологической и химической экологии: материалы VII Международной научно-практической конференции. Москва: Московский государственный областной университет, 2021: 548 - 552.

11. COVID-19 Content Portal of Johns Hopkins University. Available at: https://systems.jhu.edu/research/public-health/ncov/

12. Chowdhury M.A., Hossain N., Kashem M.A., Shahid M.A., Alam A. Immune response in COVID-19: A review. Journal of infection and public health. 2020; № 13 (11): 1619 - 1629.

13. Melenotte C., Silvin A., Goubet A.G., Lahmar I. et al. Immune responses during COVID-19 infection. Oncoimmunology. 2020; № 9 (1).

14. Karpinski T.M., Ozarowski M., Seremak-Mrozikiewicz A., Wolski H., Wlodkowic D. The 2020 race towards SARS-CoV-2 specific vaccines. Theranostics. 2021; № 11(4): 1690 - 1702.

15. Адамян Л.В., Филиппов О.С., Харченко Э И. и др. Вакцинация против COVID-19 при беременности безопасна и эффективна (обзор литературы). Проблемы репродукции. 2021; Т. 27, № 5: 13 - 24.

16. Клеточный и гуморальный иммунитет, коронавирус, вакцинация. Биология 8 класс. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=8qYDSMMwN6M

17. Пасечник В.В. Реализация системно-деятельностного подхода в обучении. Педагогическое образование и наука. 2017; № 5: 7 - 10.

18. Рягузова Е.В. Когнитивные аспекты отношения студенческой молодежи к вакцинации от COVID-19. Российский психологический журнал. 2021; Т. 18, № 2: 109 - 121.

19. Орлова Н.В., Федулаев Ю.Н., Филатова М.Н., Орлова С.Ю. Влияние средств массовой информации и социальных сетей на формирование общественного мнения о вакцинации. Педиатрия. Consilium Medicum. 2020; № 4: 17 - 24.

20. Соловьева М.А. Учебная дискуссия как метод преподавания в медицинском вузе. Журнал психиатрии и медицинской психологии. 2019; № 1 (45): 98 - 101.

21. Mathias B., Waibel A., Hartwigsen G., Sureth L., Macedonia M., Mayer K.M., von Kriegstein K. Motor Cortex Causally Contributes to Vocabulary Translation following Sensorimotor-Enriched Training. Journal of Neuroscience. 2021; № 41 (41): 8618 - 8631.

22. Песков сообщил о срыве планов по вакцинации 60% россиян к осени. Ведомости. 2021; 29 июня. Available at: https://www.vedomosti.ru/society/news/2021/06/29/876121-o-srive-planov-po-vaktsinatsii-60-rossiyan-k-oseni

23. Булат РЕ., Строцкая Е.Е., Байчорова Х.С. Особенности восприятия подростками информации о необходимости вакцинации от COVID-19. Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2021; № 3 (52): 41 - 48.

References

1. Bogomyagkova E.S. Otnoshenie rossiyan k vakcinacii ot COVID-19: problemy i protivorechiya. Problemysocial'nojgigieny, zdravoohraneniya iistoriimediciny. 2021; T. 29, № S1: 736 - 742.

2. Logunov D.Y., Dolzhikova I.V., Shcheblyakov D.V., Tukhvatulin A.I.et al Gam-COVID-Vac Vaccine Trial Group. Safety and efficacy of an rAd26 and rAd5 vector-based heterologous prime-boost COVID-19 vaccine: an interim analysis of a randomised controlled phase 3 trial in Russia. Lancet (London, England). 2021; № 397(10275): 671 - 681.

3. CDC finds unvaccinated 11 times more likely to die of COVID. By Lauran Neergaard. AP NEWS. 2021. Available at: https://apnews.com/article/science-health-coronavirus-pandemic-rochelle-walensky-centers-for-disease-control-and-prevention-31ddcca6119e018bd826d2a05df7f68b

4. Paltiel A.D., Schwartz J.L., Zheng A., Walensky R.P. Clinical outcomes of a COVID-19 vaccine: implementation over efficacy. Health affairs (Project Hope). 2021; № 40 (1): 42 - 52.

5. Vakcinaciya podrostkov ot koronavirusa nachnetsya v Rossii do konca goda. TASS; 2021, 10 dekabrya. Available at: https://tass.ru/obschestvo/13163897

6. Spasennikov B.A. COVID-19: uroki vakcinacii. Byulleten' Nacional'nogo nauchno-issledovatel'skogo instituta obschestvennogo zdorov'ya imeni N.A. Semashko. 2021; № 3: 116 - 125.

7. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obschego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva prosvescheniya Rossijskoj Federacii ot 31.05.2021 № 287. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027

8. Otkrytyj bankzadanij OG'E. Biologiya. Available at: https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge#!/tab/173942232-6

9. Rohlov V.S., Petrosova R.A. Metodicheskie rekomendacii dlya uchitelej, podgotovlennye na osnove analiza tipichnyh oshibok uchastnikov EG'E 2020 goda po biologii. Moskva, 2020. Available at: https://doc.fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/2020/Biologiya_mr_2020.pdf

10. Pasechnik V.V. Problema formirovaniya funkcional'noj gramotnosti pri izuchenii disciplin estestvennonauchnogo cikla v osnovnoj shkole. Aktual'nye problemy biologicheskoj i himicheskoj 'ekologii: materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: Moskovskij gosudarstvennyj oblastnoj universitet, 2021: 548 - 552.

11. COVID-19 Content Portal of Johns Hopkins University. Available at: https://systems.jhu.edu/research/public-health/ncov/

12. Chowdhury M.A., Hossain N., Kashem M.A., Shahid M.A., Alam A. Immune response in COVID-19: A review. Journal of infection and public health. 2020; № 13 (11): 1619 - 1629.

13. Melenotte C., Silvin A., Goubet A.G., Lahmar I. et al. Immune responses during COVID-19 infection. Oncoimmunology. 2020; № 9 (1).

14. KarpinskiT.M., Ozarowski M., Seremak-Mrozikiewicz A., Wolski H., Wlodkowic D. The 2020 race towards SARS-CoV-2 specific vaccines. Theranostics. 2021; № 11(4): 1690 - 1702.

15. Adamyan L.V., Filippov O.S., Harchenko 'E I. i dr. Vakcinaciya protiv COVID-19 pri beremennosti bezopasna i 'effektivna (obzor literatury). Problemy reprodukcii. 2021; T. 27, № 5: 13 - 24.

16. Kletochnyj i gumoral'nyj immunitet, koronavirus, vakcinaciya. Biologiya 8 klass. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=8qYDSMMwN6M

17. Pasechnik V.V. Realizaciya sistemno-deyatel'nostnogo podhoda v obuchenii. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2017; № 5: 7 - 10.

18. Ryaguzova E.V. Kognitivnye aspekty otnosheniya studencheskoj molodezhi k vakcinacii ot COVID-19. Rossijskijpsihologicheskijzhurnal. 2021; T. 18, № 2: 109 - 121.

19. Orlova N.V., Fedulaev Yu.N., Filatova M.N., Orlova S.Yu. Vliyanie sredstv massovoj informacii i social'nyh setej na formirovanie obschestvennogo mneniya o vakcinacii. Pediatriya. Consilium Medicum. 2020; № 4: 17 - 24.

20. Solov'eva M.A. Uchebnaya diskussiya kak metod prepodavaniya v medicinskom vuze. Zhurnal psihiatrii i medicinskojpsihologii. 2019; № 1 (45): 98 - 101.

21. Mathias B., Waibel A., Hartwigsen G., Sureth L., Macedonia M., Mayer K.M., von Kriegstein K. Motor Cortex Causally Contributes to Vocabulary Translation following Sensorimotor-Enriched Training. Journal of Neuroscience. 2021; № 41 (41): 8618 - 8631.

22. Peskov soobschil o sryve planov po vakcinacii 60% rossiyan k oseni. Vedomosti. 2021; 29 iyunya. Available at: https://www.vedomosti.ru/society/news/2021/06/29/876121-o-srive-planov-po-vaktsinatsii-60-rossiyan-k-oseni

23. Bulat R.E., Strockaya E.E., Bajchorova H.S. Osobennosti vospriyatiya podrostkami informacii o neobhodimosti vakcinacii ot COVID-19. Psihologo-pedagogicheskie problemy bezopasnosti cheloveka i obschestva. 2021; № 3 (52): 41 - 48.

Статья поступила в редакцию 20.01.22

УДК [796.012.12. +796.012.6]: 796.333

Shvalyova T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Culture, Sports and Life Safety, Khakass State University

n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: shvaleva-t@ mail.ru

Kuznetsova Zh.V, senior teacher, Department of Physical Culture, Sports and Life Safety, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia)

Karpuhina I.V., Cand. of Sciences (Agriculture), senior lecturer, Biology Department, Khakas State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia)

ENDURANCE DEVELOPMENT METHOFOLOGY BASED OF EXERCISE COMPLEXES FOR RUGBY PLAYERS. The article describes a contemporary rugby problem, which is the development of players' endurance. Rugby in Russia is not very popular, so it needs to be additionally investigated. The article analyses theoretical research for development of endurance, existing in scientific literature, discusses types and characters of endurance. Methods of endurance development are stated as essential. The authors have developed four sets of exercises to resolve the stated problem, which are introduced into the pedagogical experiment. The first set of exercises includes exercises related to strength endurance, the second one - with speed endurance, the third one - with coordination endurance, the fourth one - exercises related to general endurance. Therefore, one of the main requirements for the preparedness of rugby players is a high level of development of various types of endurance, specifically general endurance, and special ones: speed-power, power, coordination. In conclusion, the results of the research work are summarized, it showed that application of the suggested complexes of exercises in the training process increased the development of endurance among rugby players in the experimental group higher than in the control group. It can be concluded that these complexes can be used in the training process when preparing rugby players.

Key words: general and special endurance, rugby, means, methods, functional processes, motor abilities, fatigue, physical activity, agility, strength, speed, joint mobility.

Т.А. Швалева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова», г. Абакан,

Е-mail: shvaleva-t@ mail.ru

Ж.В. Кузнецова, ст. преп., ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова», г. Абакан

И.В. Карпухина, канд. с.-х. наук, доц., ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова», г. Абакан

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У РЕГБИСТОВ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСОВ УПРАЖНЕНИЙ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме в спортивной игре регби - развитию выносливости у игроков. Регби - не слишком популярная в России игра, она нуждается в дальнейшем исследовании. В работе дается анализ теоретических исследований на развитие выносливости в научной литературе, рассматриваются виды выносливости и их характеристики. Большое значение уделяется методам развития выносливости. Для решения поставленной проблемы авторы разработали четыре комплекса упражнений, которые внедрены в педагогический эксперимент Каждый комплекс включает упражнения, связанные с силовой выносливостью, в другом комплексе - со скоростной, в третьем - с координационной, следующий содержит упражнения, связанные с общей выносливостью. Поэтому одним из основных требований, предъявляемых к подготовленности регбистов, является высокий уровень развития различных видов выносливости, а именно - общей выносливости и специальной: скоростно-силовой, силовой, координационной. В заключение подводятся итоги исследовательской работы, которая показала, что использование разработанных комплексов упражнений в тренировочном процессе в значительной степени повысило развитие выносливости у игроков-регбистов в экспериментальной группе, нежели в контрольной. Можно сделать вывод, что данные комплексы можно использовать в тренировочном процессе при подготовке игроков-регбистов.

Ключевые слова: общая и специальная выносливость, регби, средства, методы, функциональные процессы, двигательные способности, утомление, физические нагрузки, ловкость, сила, быстрота, подвижность суставов.

Данная статья посвящена одной из увлекательных спортивных игр - регби. К тому же этот вид спорта входит в программу Олимпийских игр. Сейчас в регби играют более чем в ста странах по всему миру, а в ряде государств данный вид спорта признан национальным.

Особое внимание в статье уделяется развитию выносливости. Чтобы играть в регби, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью, силой и выносливостью. Игра в регби требует от занимающихся мак-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.