Научная статья на тему 'Повышение творческой активности у обучающихся'

Повышение творческой активности у обучающихся Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
376
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ТВОРЧЕСТВО / ПЕДАГОГ / ПСИХОЛОГ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сиддикова Санобар Хайдаровна

Статья посвящена повышению творческой активности учащихся. Обоснована роль творческой активности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение творческой активности у обучающихся»

ПОВЫШЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

Сиддикова С.Х.

Сиддикова Санобар Хайдаровна - преподаватель, кафедра педагогики и психологии,

Джизакский государственный педагогический институт, г. Джизак, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена повышению творческой активности учащихся. Обоснована роль творческой активности обучающихся. Ключевые слова: обучающийся, творчество, педагог, психолог.

Творческие моменты - это действия, привносящие нечто новое, продуктивное в реальность. Творчество характеризует собой личностный уровень активности. Известный психолог Л.С. Выготский понимал творчество как необходимое условие существования человека, как все, что выходит за пределы рутины и в чем заключено новое [1, с. 37].

С. Степанов считает, что творчество - психический процесс создания новых ценностей, как продолжение и замена детской игры. Творчество, являясь, по своей сути культурно-историческим явлением имеет и психологический аспект - личностный и процессуальный.

Творчество предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний, умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль активности, компонентов умственной активности, воображения, интуиции, а также потребности личности в самоактуализации своих созидательных возможностей.

Английский ученый Г.Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральным, специфически творческим моментом считалось озарение: интуитивное схватывание искомого результата, но этому предшествует активность личности. Творчество имеет индивидуальный характер проявления целенаправленной деятельности, где ключевую роль играет активность личности. Личность творит себя на протяжении всей человеческой жизни.

Активность личности - инициативное воздействие на окружающую среду, на других людей и себя. Она зависит от мотивов поведения, мировоззрения, ценностных ориентаций, характера и темперамента личности. Активность как деятельное состояние субъекта детерминирована изнутри в сторону его отношения к миру и реализуется в процессах его поведения. Основные психологические факторы, от которых зависит протекание всех этих отдельных процессов: первым таким фактором, как устанавливает психологический анализ, является потребность человека в приспособлении к окружающей среде. Если окружающая жизнь не ставит перед человеком задачи, если привычные и наследственные его реакции вполне уравновешивают его с окружающим миром, тогда нет никакого основания для возникновения творчества. Существо, которое является вполне приспособленным к окружающему миру остается только адаптивным. Поэтому в основе творчества лежит, с одной стороны, неприспособленность, из которой возникают потребности, желания, а, с другой, стремление изменить окружающую среду. Наличие потребностей или стремлений приводит в движение процесс воображения, оживание следов нервных возбуждений, дает материал для его работы.

Деятельность человека представляет собой единство внутренних и внешних проявлений его активности. Проблемы творчества тесно связаны с проблемами основ психологии субъекта. Для характеристики личностной активности необходимо учитывать три стороны этого явления:

1) результативную, т.е. те реальные достижения, которые явились результатом деятельности;

2) содержательную, то есть комплекс нравственных и интеллектуальных побуждений, установок, интересов и мотивов;

3) динамическую, представляющую формальную характеристику выполняемой деятельности по таким ее качествам, как темп, интенсивность, уровень и распределение во времени [2, с. 69].

Итак, существуют две тенденции в понимании творческой активности. В одном случае интеллектуальная активность трактуется как синоним любой умственной деятельности вообще. Другая точка зрения, что активность - это «мера взаимодействия субъекта с объектом».

Интеллектуальная активность - чисто личностное свойство, единство познавательных и мотивационных факторов.

Для формирования творческой активности личности необходимо следующее:

1) проявление творческих способностей в человеке личностно опосредованно, т.е. его психолого-педагогическая «история» развития является своеобразным ключом, открывающим проявление творческой активности, охватывающим все аспекты имеющихся знаний, умений и сложившегося жизненного опыта, т.е. личность проявляет себя в творческой деятельности. Этим определяется взаимосвязь и взаимозависимость особенностей личности и творческих процессов;

2) важнейшим компонентом творческого процесса является интеллектуальная активность человека, проявляющаяся в творческой инициативе.

Таким образом, уровень творческой активности связан с личностными особенностями обучающегося, и зачастую характер протекания психических процессов в нём предопределяет и уровень проявления активности.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. М.: Педагогика, 2000.

2. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2012.

448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.