Научная статья на тему 'Повышение статистической грамотности как важный элемент формирования мировоззрения молодежи'

Повышение статистической грамотности как важный элемент формирования мировоззрения молодежи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

50
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
статистическая информация / статистические показатели / экономическая интерпретация / статистическая грамотность молодежи / элементы статистической грамотности / statistical information / statistical indicators / economic interpretation / statistical literacy of youth / elements of statistical literacy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М. В. Карманов, И. А. Киселева, В. И. Кузнецов, А. М. Трамова

Статья посвящена актуальной теме современности – повышению статистической грамотности молодежи. Формируемые статистикой информационные ресурсы дают представление о происходящих событиях и вырабатывают определенное мировоззрение. Авторы статьи неоднократно обращались в своих публикациях к вопросам места и роли статистики в современном обществе, статистического образования, статистической грамотности, интерпретации статистической информации, проблемам неадекватной статистики, открытости статистической информации. Это позволило им в статье детально рассмотреть вопросы влияния статистической грамотности молодежи на формирование ее мировоззрения. Рассмотрена роль статистической грамотности молодежи в условиях виртуализации информационного пространства и появления в нем фейкового контента. Применяются методы теоретического исследования в форме обобщения, сравнения и специальных аналитических процедур. Материал может быть полезен при интерпретации результатов статистических исследований, составлении учебных планов. В статье приводится обзор литературы, посвященной проблемам статистической грамотности молодежи и негативных последствий неправильного восприятия информации. Отмечается, что молодежь из-за недостаточной статистической грамотности зачастую однозначно воспринимает неофициальную информацию как правильную. Выделяется три элемента статистической грамотности: умение найти достоверную количественную информацию, правильное понимание ее содержания и умение использовать для собственных целей – дополнительных расчетов, аргументации, анализа и т.п. Статистические данные обладают следующими свойствами: наглядность, конкретность, актуальность, официозность. Статистическая информация становится привлекательной для различных манипуляций. Именно в этих условиях возрастает необходимость повышать статистическую грамотность молодежи, которая должна включать три элемента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — М. В. Карманов, И. А. Киселева, В. И. Кузнецов, А. М. Трамова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving statistical literacy as an important element in shaping the worldview of young people

The article is devoted to the current topic of modernity – improving the statistical literacy of young people. The information resources generated by statistics give an idea of the events taking place and form a certain worldview. The authors of the article have repeatedly addressed in their publications the issues of the place and role of statistics in modern society, statistical education, statistical literacy, interpretation of statistical information, problems of inadequate statistics, openness of statistical information. This allowed them to consider in detail in the article the issues of the influence of statistical literacy of young people on the formation of their worldview. The role of statistical literacy of young people in the conditions of virtualization of the information space and the appearance of fake content in it is considered. Methods of theoretical research in the form of generalization, comparison and special analytical procedures are used. The material can be useful in interpreting the results of statistical research, drawing up curricula. The article provides a review of the literature devoted to the problems of statistical literacy of young people and the negative consequences of incorrect perception of information. It is noted that young people, due to insufficient statistical literacy, often unambiguously perceive unofficial information as correct. There are three elements of statistical literacy: the ability to find reliable quantitative information, the correct understanding of its content and the ability to use it for their own purposes – additional calculations, argumentation, analysis, etc. Statistical data have the following properties: visibility, concreteness, relevance, officiousness. Statistical information becomes attractive for various manipulations. It is in these conditions that there is an increasing need to improve the statistical literacy of young people, which should include three elements.

Текст научной работы на тему «Повышение статистической грамотности как важный элемент формирования мировоззрения молодежи»

Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН № 1(111) 2023

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 338.46; 311.1 Научная статья

DOI: 10.35330/1991-6639-2023-1-111-57-62 EDN: DGSJGG

Повышение статистической грамотности как важный элемент формирования мировоззрения молодежи

М. В. Карманов, И. А. Киселева, В. И. Кузнецов, А. М. Трамова

Российский экономический университет им. Плеханова 117997, Россия, Москва, Стремянный переулок, 36

Аннотация. Статья посвящена актуальной теме современности - повышению статистической грамотности молодежи. Формируемые статистикой информационные ресурсы дают представление о происходящих событиях и вырабатывают определенное мировоззрение. Авторы статьи неоднократно обращались в своих публикациях к вопросам места и роли статистики в современном обществе, статистического образования, статистической грамотности, интерпретации статистической информации, проблемам неадекватной статистики, открытости статистической информации. Это позволило им в статье детально рассмотреть вопросы влияния статистической грамотности молодежи на формирование ее мировоззрения. Рассмотрена роль статистической грамотности молодежи в условиях виртуализации информационного пространства и появления в нем фейкового контента. Применяются методы теоретического исследования в форме обобщения, сравнения и специальных аналитических процедур. Материал может быть полезен при интерпретации результатов статистических исследований, составлении учебных планов. В статье приводится обзор литературы, посвященной проблемам статистической грамотности молодежи и негативных последствий неправильного восприятия информации. Отмечается, что молодежь из-за недостаточной статистической грамотности зачастую однозначно воспринимает неофициальную информацию как правильную. Выделяется три элемента статистической грамотности: умение найти достоверную количественную информацию, правильное понимание ее содержания и умение использовать для собственных целей - дополнительных расчетов, аргументации, анализа и т.п. Статистические данные обладают следующими свойствами: наглядность, конкретность, актуальность, официозность. Статистическая информация становится привлекательной для различных манипуляций. Именно в этих условиях возрастает необходимость повышать статистическую грамотность молодежи, которая должна включать три элемента.

Ключевые слова: статистическая информация, статистические показатели, экономическая интерпретация, статистическая грамотность молодежи, элементы статистической грамотности

Поступила 01.02.2023, одобрена после рецензирования 10.02.2023, принята к публикации 16.02.2023

Для цитирования. Карманов М. В., Киселева И. А., Кузнецов В. И., Трамова А. М. Повышение статистической грамотности как важный элемент формирования мировоззрения молодежи // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2023. № 1(111). С. 57-62. DOI: 10.35330/1991-6639-2023-1-111-57-62

Original article

Improving statistical literacy as an important element in shaping the worldview of young people

M.V. Karmanov, I.A. Kiseleva, V.I. Kuznetsov, A.M. Tramova

Plekhanov Russian University of Economics 117997, Russia, Moscow, 36 Stremyanny lane

© Карманов М. В., Киселева И. А., Кузнецов В. И., Трамова А. М., 2023

Abstract. The article is devoted to the current topic of modernity - improving the statistical literacy of young people. The information resources generated by statistics give an idea of the events taking place and form a certain worldview. The authors of the article have repeatedly addressed in their publications the issues of the place and role of statistics in modern society, statistical education, statistical literacy, interpretation of statistical information, problems of inadequate statistics, openness of statistical information. This allowed them to consider in detail in the article the issues of the influence of statistical literacy of young people on the formation of their worldview. The role of statistical literacy of young people in the conditions of virtualization of the information space and the appearance of fake content in it is considered. Methods of theoretical research in the form of generalization, comparison and special analytical procedures are used. The material can be useful in interpreting the results of statistical research, drawing up curricula. The article provides a review of the literature devoted to the problems of statistical literacy of young people and the negative consequences of incorrect perception of information. It is noted that young people, due to insufficient statistical literacy, often unambiguously perceive unofficial information as correct. There are three elements of statistical literacy: the ability to find reliable quantitative information, the correct understanding of its content and the ability to use it for their own purposes - additional calculations, argumentation, analysis, etc. Statistical data have the following properties: visibility, concreteness, relevance, officiousness. Statistical information becomes attractive for various manipulations. It is in these conditions that there is an increasing need to improve the statistical literacy of young people, which should include three elements.

Keywords: statistical information, statistical indicators, economic interpretation, statistical literacy of youth, elements of statistical literacy

Submitted 01.02.2023, approved after reviewing 10.02.2023, accepted for publication 16.02.2023

For citation. Karmanov M.V., Kiseleva I.A., Kuznetsov V.I., Tramova A.M. Improving statistical literacy as an important element in shaping the worldview of young people. News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of RAS. 2023. No. 1(111). Pp. 57-62. DOI: 10.35330/1991-6639-2023-1-111-57-62

Каждый участник процесса жизнедеятельности решает свои собственные стратегические задачи, соответствующие исключительно личным, групповым или государственным интересам.

Не секрет, что после распада Советского Союза в своей новейшей истории Россия предпринимала серьезные, а временами и просто мучительные усилия, направленные на сознательную интеграцию в систему придуманных общечеловеческих ценностей. Среди них были такие популярные идеи, как либерализм, глобализм, толерантность и другие, по сути дела, аморфные и нередко «токсичные» конструкции, разрушающие истинные и фундаментальные основы, на которых строится абсолютно любое государство [1].

Указанные векторы по большей части были ориентированы на молодежь. Объяснение этому было достаточно простым и понятным. Если удастся вырастить новые подрастающие поколения в духе территориальной трансграничности, тотального потребительского духа и патриотического нигилизма, то сама по себе отпадет необходимость вести борьбу за разрушение традиционных национальных ценностей, которые еще не так давно составляли стержень того или иного народа [2].

Рассмотрим критерии патриотизма. Во-первых, патриотизм - это очень сложное и многослойное понятие, которое сводится к укреплению основы страны. Во-вторых, патриотизм не возникает из ничего и не появляется на пустом месте, он формируется как раз за счет дел, направленных на благо страны. И, наконец, в -третьих, исторически существуют внешние угрозы, связанные с сознательным разрушением патриотического настроя населения. И только космополиты способны считать, что искусственно выдуманные «общечеловеческие» ценности должны мгновенно и безоговорочно затмить национальные интересы [3].

Причем угрозы целенаправленного нивелирования патриотизма очень часто приходят извне и сфокусированы на молодом подрастающем поколении, представители которого уже являются не участниками, а все более отдаленными наследниками судьбоносных патриотических событий прошлого. В этой связи могут прилагаться серьезные усилия для информационного воздействия определенного толка, влияющего на формирование определенного мировоззрения современной молодежи.

В составе этого глубоко эшелонированного, логично выстроенного, весьма дорогостоящего и местами достаточно правдоподобного информационного потока важное место отводится статистической информации, позволяющей аргументировать конкретные идеи, вносящие антипатриотические сомнения в мировоззрение молодежи.

В этом контексте широко используются следующие хорошо известные приемы ведения информационных войн:

• массовое тиражирование откровенной статистической лжи, то есть недостоверной информации, не соответствующей действительности [4];

• распространение неоднозначных статистических данных с комментариями и выводами, укладывающимися только в русло строго определенных идейных воззрений [5];

• вброс информационных фейков статистического характера, ориентированных на формирование изначально заданного общественного мнения [6].

В недостоверную информацию может поверить молодежь, которая в своей массе в настоящее время, к сожалению, обладает достаточно низким уровнем статистической грамотности, не позволяющим всем и всегда разобраться с целенаправленной информационной атакой.

Проблемы начинаются уже там, где статистическая грамотность понимается как единство трех взаимосвязанных элементов [7], а именно: умение найти достоверную количественную информацию, правильно понять ее содержание и суметь использовать для собственных целей - дополнительных расчетов, аргументации, анализа и т.п. В настоящее время молодое подрастающее поколение просто не всегда знает, где (в каких источниках) можно получить статистическую информацию, отражающую параметры не виртуального, а реального мира. Многочисленные блоги, социальные сети и иные популярные инструменты содержат массу не только непроверенных, но и откровенно неправильных цифр, которые заведомо подразумевают движение в сторону разрушения исконных национальных ценностей.

Отдельно стоит сказать, что все проблемы молодежи не заканчиваются исключительно поиском объективных и достоверных статистических данных. Зачастую школьное образование порождает неспособность понимания большей части индикаторов, содержащихся в открытом доступе. Ведь чтобы правильно толковать смысл исторических событий и современности, молодым людям необходимо разбираться с количественными характеристиками социально-экономического развития общества, особенно когда им пытаются навязать политический подтекст. Это достаточно трудно сделать в условиях сознательного навязывания внешних и зачастую надуманных ценностей. И здесь сложно сформировать правильное собственное мнение, если не разбираться в содержании многих социальных индикаторов, понимание которых не всегда носит простой и явный характер.

Одновременно с непониманием содержания тех или иных статистических показателей возникает атрофия умения их использовать для собственных нужд. Это приводит к тому, что молодое подрастающее поколение становится беспомощным перед лицом необходимости применения количественных данных для обоснования правоты собственных взглядов или для проведения дополнительных расчетов, подтверждающих доминирование собственных принципов и настроений. Ведь объективно невозможно в качестве веского аргумента привлечь конкретный статистический индикатор, если нет

четкого понимания и осознания его истинного смысла, особенно в контексте формирования мировоззрений молодежи.

Распространение неоднозначных статистических данных с комментариями и выводами, которые укладываются только в русло строго определенных идей, представляет собой одну из наиболее популярных форм информационного воздействия. Например, цифровая аргументация несостоятельности определенных ценностей, а также демонстрация преимущества альтернативных взглядов. Предположим, статистическая популяризация определенного образа жизни, включающего тотальную свободу нравов, как раз направлена на то, чтобы молодые и еще недостаточно опытные люди не могли разобраться в истинной сути массовой пропаганды. Таким образом в сознание детей и подростков внедряются идеи толерантности, трансграничности, наднациональных ценностей, временами попирающих все те устои, которые существовали ранее в жизни многих поколений.

Для объективной оценки взглядов оппонентов требуется на определенном уровне владеть всеми тремя компонентами статистической грамотности. То есть находить в открытом доступе статистические данные. Кроме того, нужно разбираться в методологии, чтобы понимать фактический, а не преподносимый смысл тех или иных показателей, производя при этом самостоятельные дополнительные вычисления и расчеты. Естественно, что это дело непростое и не все представители молодежи в состоянии проделывать подобные операции. В этой связи рост статистической грамотности подрастающих поколений действительно стоит рассматривать в качестве важного фактора формирования правильного мировоззрения.

Особую опасность в настоящее время представляет вброс информационных фейков статистического характера, сознательно направленных на формирование определенного общественного мнения. Логика использования фейков для информационного воздействия на молодежь сводится к простому приему, а именно: вбросить ложные данные, в том числе и статистического плана, чтобы спровоцировать запрограммированный ответ гражданского сообщества.

В этом контексте упор как раз делается на неопытность и эмоциональность подрастающего поколения. Чтобы этого не произошло, необходимо владеть самыми различными элементами статистической грамотности, начиная с понимания адекватности и достоверности тех или иных источников количественной информации и заканчивая практическими навыками осмысления и сопоставления различных индикаторов на предмет их правдоподобия.

Решение подобных задач для молодежи - не пустяк. Прежде всего необходимо отстраниться от любых эмоций с первого взгляда, когда те или иные цифры вызывают гражданские порывы. Чтобы это сделать, потребуется обратиться к самым известным достоверным источникам информации на предмет перепроверки результатов. Возможно, при этом потребуются дополнительные знания и более широкий кругозор, чтобы распознать конкретные манипуляции. Для чего необходимо не только хоть сколько-нибудь представлять истинное положение дел в той или иной сфере общественной деятельности, но и уметь при помощи косвенных индикаторов, простейших сопоставлений находить умышленно допущенные ошибки и искажения.

Легко предположить, что с поставленной задачей справятся не все представители подрастающего поколения. И поэтому статистические фейки всегда могут внести сумятицу в души молодых и еще недостаточно опытных людей, в том числе и по ключевым вопросам воспитания.

В целом требуется отчетливо осознавать, что в настоящее время формирование мировоззрения - это весьма непростой и кропотливый процесс, основанный на должном культурно-образовательном уровне молодежи, одним из важнейших составных элементов которого,

безусловно, является статистическая грамотность [8]. Без учета данной компоненты не только сложно, но и невозможно выстроить воспитание подрастающих поколений, опирающееся не на догматическое восприятие событий настоящего и прошлого, а на логически последовательное и грамотное их обоснование.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Галузина Е. В. Подлинные и «мнимые» ценности Запада в представлении славянофилов // Культурология. 2010. № 2. С. 59-68.

2. Голомазова Т. Н., Шныренков Е. А. Патриотизм в системе ценностных ориентаций молодежи // Вестник МГСУ. 2007. № 2. С. 43-45.

3. Темиров У. Х. Патриотизм как социально-нравственное явление // Вестник науки и образования. 2021. № 17. С. 57-60.

4. Щетинина М. Ю. Статистические данные как средство манипуляции общественным сознанием // В сборнике: Современное государство: проблемы социально-экономического развития. Материалы 5-й международной научно-практической конференции. 2015. С. 93-94.

5. Нуриева С. Д., Чеджемов Г. А. Манипуляция массовым сознанием в современном обществе // Известия Института систем управления СГЭУ. 2017. № 1. С. 81-83.

6. Брусенская Л. А., Куликова Э. Г. Фейк как элемент манипулирования общественным сознанием // Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 5. С. 101-112.

7. Суринов А. Е. Повышение статистической грамотности: опыт российской статистики. Электронный ресурс: http: econorus.org>c2013/files/usoh.doc (Дата обращения 26.05.2022 г.).

8. Тутова А. Б. Статистическая грамотность и общая статистическая культура как необходимый элемент интеллектуального и профессионального развития страны // Вестник кафедры статистики Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова / под общей редакцией Н. А. Садовниковой. 2017. С. 290-292.

Информация об авторах

Карманов Михаил Владимирович, д-р экон. наук, профессор кафедры статистики, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова;

117997, Россия, Москва, Стремянный переулок, 36;

Karmanov.MV@rea.ru

Киселева Ирина Анатольевна, д-р экон. наук, профессор кафедры математических методов в экономике, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова;

117997, Россия, Москва, Стремянный переулок, 36;

Kia1962@list.ru

Кузнецов Владимир Иванович, д-р экон. наук, профессор кафедры статистики, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова;

117997, Россия, Москва, Стремянный переулок, 36;

Kuznetsov.VI@rea.ru

Трамова Азиза Мухамадияевна, д-р экон. наук, доцент, профессор кафедры информатики, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова;

117997, Россия, Москва, Стремянный переулок, 36;

G.tramova@yandex.ru

REFERENCES

1. Galuzina E. V. Genuine and "imaginary" values of the West in the view of the Slavophiles. Kul'turologiya [Culturology]. 2010. No. 2. Pp. 59-68. (In Russian)

2. Golomazov T. N., Shnyrenkov E. A. Patriotism in the system of value orientations of youth. VestnikMGSU [Bulletin of MGSU]. 2007. No. 2. Pp. 43-45. (In Russian)

3. Temirov U.Kh. Patriotism as a social and moral phenomenon. Vestnik nauki i obrazovaniya [Bulletin of science and education]. 2021. No. 17. Pp. 57-60. (In Russian)

4. Shchetinina M.Yu. Statistical data as a means of manipulating public consciousness. In the collection: V sbornike: Sovremennoye gosudarstvo: problemy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya [Modern state: problems of socio-economic development]: Materialy 5-y mezhdunarod-noy nauchno-prakticheskoy konferentsii. 2015. Pp. 93-94. (In Russian)

5. Nurieva S.D., Chedzhemov G.A. Manipulation of mass consciousness in modern society. Izvestiya Instituta sistem upravleniya SGEU [Izvestiya of the Institute of Control Systems SGEU]. 2017. No. 1. Pp. 81-83. (In Russian)

6. Brusenskaya L.A., Kulikova E.G. Fake as an element of manipulation of public consciousness. Gumanitarnyye i sotsial'nyye nauki [Humanitarian and social sciences]. 2018. No. 5. Pp. 101-112. (In Russian)

7. Surinov A.E. Povysheniye statisticheskoy gramotnosti: opyt rossiyskoy statistiki [Improving statistical literacy: the experience of Russian statistics]. Electronic resource: http: econo-rus.org>c2013/files/usoh.doc (Accessed 05/26/2022). (In Russian)

8. Tutova A.B. Statisticheskaya gramotnost' i obshchaya statisticheskaya kul'tura kak ne-obkhodimyy element intellektual'nogo iprofessional'nogo razvitiya strany [Statistical literacy and general statistical culture as an essential element of the country's intellectual and professional development]. Bulletin of the Department of Statistics of the Russian Economic University named after G.V. Plekhanov. Ed. N.A. Sadovnikova. 2017. Pp. 290-292. (In Russian)

Information about the authors

Karmanov Mikhail Vladimirovich, Doctor of Economics, Professor of the Department of Statistics, Plekhanov Russian University of Economics;

117997, Russia, Moscow, 36 Stremyanny lane;

Karmanov.MV@rea.ru

Kiseleva Irina Anatolyevna, Doctor of Economics, Professor of the Department of Mathematical Methods in Economics, Plekhanov Russian University of Economics;

117997, Russia, Moscow, 36 Stremyanny lane;

Kia1962@list.ru

Kuznetsov Vladimir Ivanovich, Doctor of Economics, Professor of the Department of Statistics, Plekhanov Russian University of Economics;

117997, Russia, Moscow, 36 Stremyanny lane;

Kuznetsov.VI@rea.ru

Tramova Aziza Mukhamadiyaevna, Doctor of Economics, Associate professor, Professor of the Department of Informatics, Plekhanov Russian University of Economics;

117997, Russia, Moscow, 36 Stremyanny lane;

G.tramova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.