Вестник Института экономики Российской академии наук
2/2012
Г. САРИБЕГОВ заместитель директора страхового акционерного общества «РЕСО-Гарантия»
ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ ИНСТИТУТА СТРАХОВАНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Обосновывается необходимость активизации и расширения страховой защиты основных сегментов экономики. Рассматриваются ключевые проблемы на рынке страховых услуг, в том числе «страховое мошенничество», предлагаются меры по снижению его уровня. Особое внимание уделено исследованию рисков деятельности страховых компаний. Предлагаются пути повышения экономической устойчивости страховых компаний.
Ключевые слова; институт страхования, рынок страховых услуг, безопасность страхования, риски страхования, страховое мошенничество, страховая защита.
В современных нестабильных экономических условиях возрастает роль института страхования, как для хозяйствующих субъектов различных форм собственности, так и для домохозяйств. Анализ опыта развитых стран показывает, что доля страховых услуг в ВВП составляет от 6-7% до 15-16%, а в России этот показатель не превышает 1,5-2%1. Очевидно, что существует недооценка страхования как одного из важнейших элементов российской финансовой системы, что связано с высокими рисками и неустойчивостью деятельности российских страховых компаний.
Для снижения существующих рисков необходима выработка специальной системы мер и управленческих действий по обеспечению экономической безопасности страховых компаний. Главная особенность рынка страховых услуг связана с возникновением своеобразного «двойного» эффекта. С одной стороны, сама система страхования нуждается в эффективном обеспечении экономической, особенно финансовой безопасности а, с другой, - страхование выступает инструментом снижения рисков в экономической и социальной сферах, содействуя повышению экономической безопасности на микро- и макроуровне.
1 Юлдашев Р.Т., ЦветковаЛ.И. Практика развития страхового бизнеса. М.: Изд. АНКИЛ, 2011.
К ключевым сферам безопасности страхования следует отнести:
- имущественную (в частности, защиту активов компаний);
- информационную (обеспечение защиты сложного комплекса информации, находящейся в распоряжении компаний, физических и юридических лиц);
- физическую безопасность компании (связанная с защитой сотрудников, владеющих важной информацией, связанной с финансовым и личным страхованием);
- безопасность отношений компаний с внешними партнерами;
- безопасность в работе с клиентами (защита от криминала, коррупции, мошенничества);
- безопасность в выполнении договорных, контрактных отношений (как в области госзаказа, так и взаимодействия партнеров).
Анализ рынка страховых услуг показывает, что внешние факторы, оказывающие на него значительное влияние, находятся вне доступности системы управления страховых компаний. В связи с этим получили развитие адаптационные модели страховых организаций и соответствующие инструменты их приспособления к изменению внешней среды.
Важнейшим фактором развития страхового рынка является его цикличность. Природа цикличности страхового рынка имеет определенные особенности в сравнении с классической теорией циклов в экономике. Главное отличие заключается в специфике страховых услуг: во-первых, это изменение цен (фактор андеррайтинга), и, во-вторых, уровень капитализации страховых организаций.
Динамика страховых ставок предопределяет характер страховых циклов. Главным индикатором трансформации циклов является андеррайтинговая прибыль (андеррайтинговая прибыль определяется в процентах к полученной страховой премии).
Следует выделить фазы «низких циклов» и «высоких циклов», причем по разным видам страхования (имущество, жизнь, ответственность и др.) циклы не корреспондируются. В зависимости от вида страхования организация может находиться на разных стадиях цикла. Для преодоления негативных тенденций и угроз в низкой фазе цикла (см. табл. 1) со стороны акционеров может оказываться давление на менеджмент компании для изменения конфигурации структуры организации, особенно в части решений, относящихся к стратегии деятельности.
Особое место в плане оценки возможных угроз безопасности страховых организаций занимает сфера «кредитного страхования». Страхование кредитных рисков имеет своей целью защиту имущественных интересов участников торговой деятельности, осуществляющих операции на условиях отсроченной оплаты. Объектом кредитного страхования выступают коммерческий и экспортный кредиты, а основными рисками
Таблица 1
Особенности низкой фазы цикла страхования
Фаза цикла Характерные особенности Меры по нейтрализации негативных тенденций
Низкая стадия Низкие ставки. Недостаток капитала. Сокращение страховых премий. Увеличение внутренних расходов. Повышение ставок комиссионного вознаграждения. Повышение ставок страховой премии. Ограничение числа рисков (например, установление лимитов при страховании). Усиление андеррайтинговой дисциплины в организации. Изменение целей и видов страхования.
являются коммерческий и политический риски, границы между которыми часто бывают достаточно размытыми, что затрудняет проведение мер по нейтрализации угроз, связанных с ними. При этом необходимо иметь виду, что «кредитное страхование является не просто инструментом передачи кредитного риска страховщику, а должно быть интегрировано в систему кредитного менеджмента самой компании, выступающей страхователем»2.
При оценке кредитных рисков страховщик рассматривает ряд факторов, основными из которых являются: положение компании на рынке; конкурентное окружение компании; характер реализуемой продукции; опыт работы компании; стратегия компании на рынке; кредитная политика; эффективность кредитного менеджмента. Данные факторы могут оказать существенное влияние на кредитный риск и приобретают критические значения, если страховщик устанавливает дискриминационный кредитный лимит. По кредитным рискам наблюдается значительная волатильность потерь по входящим в страховой портфель контрагентам, что приводит, как правило, к значительному отклонению убытков от ожидаемых величин. Данные отклонения сглаживаются при снижении числа контрагентов (в страховом портфеле) и уменьшении корреляции между страховыми случаями.
Анализ практики позволяет выявить следующие особенности деятельности кредитных агентств, позволяющие снижать угрозы безопасности при осуществлении операций по страхованию кредитных рисков:
- страхование ориентировано на защиту имущественных интересов;
- страхование имеет приоритетом при определении цены страхового покрытия потребность в страховой защите (при наличии соответс-
2 Азарченков А.Б. Скрытая угроза финансовой стабильности // Финансовый менеджмент в страховой компании. 2006. №2.
твующих ресурсов), а не реальную цену величины риска и возможность его оценки:
- максимальный объем ответственности, особенно экспортно-кредитных агентов, лимитируется государством.
На современном этапе «страховое мошенничество» является одной из острейших проблем на рынке страховых услуг. Не секрет, что встречаются случаи умышленных обманных действий со стороны страхователей. Однако достаточно большой объем открытой информации, которую потенциальный клиент может получить о той или иной страховой компании, в значительной степени сводит к минимуму возможность умышленного, тем более массового обмана со стороны страхователей. В то же время достаточно распространенным является мошенничество со стороны клиентов. По некоторым экспертным оценкам, до 10% всех страховых выплат осуществляется по мошенническим случаям, в основном это связано со страхованием автотранспорта. К наиболее распространенным случаям мошенничества относятся: имитация угона автомобиля (из всех выплат по транспорту до 40-45% приходится на случаи умышленно-криминального характера); завышение страховой суммы к действительной стоимости страхового объекта; сговор агентов со страхователем; манипуляции с документами страхования; манипуляции в области медицинского страхования.
Исследование зарубежного опыта, в частности США, в области борьбы с мошенничеством в страховании показывает, что выработана достаточно эффективная система мер (табл. 2). По оценке экспертов каждый доллар, вложенный в мероприятия по борьбе со страховым мошенничеством, окупается десятикратно, а иногда и больше.
Современные условия требуют изменения подходов к управлению рисками, в связи с чем анализ ситуаций, связанных со страховыми рисками, приобретает особую актуальность, в том числе разработки Международного центра «Эрнст энд Янг» по оказанию услуг страховым организациям. В частности, указанный центр выделяет десять главных рисков для рынка страхования:
- финансовый кризис (имеет долговременное негативное влияние на страховой рынок);
- риск неэффективных моделей;
- вмешательство регулирующих органов;
- управление циклом андеррайтинга в сегментах бизнеса по видам страхования (в результате возникает множество случаев неплатежеспособности страховых компаний, особенно в сегменте страхования имущества и ответственности);
- геополитические потрясения;
- демографические изменения;
- развивающиеся рынки (возможность резких спадов);
Таблица 2
Основные меры по борьбе со страховым мошенничеством (зарубежный опыт)
Меры по борьбе с мошенничеством Основные решения
Законодательно-правовые мероприятия Ужесточение санкций против мошенничества; квалификация мошенничества как преступления (а не проступка); создание специальных органов по борьбе с мошенничеством (по типу специальных бюро в США); подготовка специалистов; внесение специальной статьи в Уголовный кодекс.
Разработка специальных программ в крупных страховых компаниях по борьбе с мошенничеством и криминалом Система специальных мер, выделение особых подразделений, усиление контрольных мер с использованием служб безопасности компаний.
Разработка информационной базы по сбору и анализу практики страхового мошенничества Создание банка данных, специализированного по мошенничеству на транспорте и по имущественным делам. Формирование единой системы координации действий страховых компаний по выявлению фактов мошенничества. Использование специальных компьютерных технологий.
Тщательная и квалифицированная подготовка договоров страхования Отработка современных форм и методик страхования
Популяризация страхования Достижение большего доверия граждан к страхованию.
- управление каналами продаж (риски, связанные со стремлением бизнеса сокращать расходы);
- юридические риски (неожиданные изменения в отношении форм и субъектов ответственности);
- глобальные катаклизмы (связанные со стратегическими рисками, особенно со стихийными бедствиями).
Приведенный перечень рисков представляется достаточно общим и требует конкретизации к условиям отдельных стран, в частности России. При этом необходимо учитывать, что в настоящее время наиболее актуальными проблемами управления деятельностью страховых компаний являются вопросы повышения рентабельности бизнеса при сохранении имеющейся доли рынка, а также повышение эффективности ключевых бизнес-процессов, необходимость перенастройки системы риск-менеджмента и развития системы управленческого учета. Следует подчеркнуть, что финансовые организации должны более
полно и на постоянной основе раскрывать в своей отчетности существующие риски и сведения о потерях, что соответствует международной практике. В свою очередь регулирующие органы должны следить за тем, чтобы финансовые отчеты компаний включали в себя полную, достоверную информацию о деятельности и представлялись на регулярной основе.
В нашей стране выход из кризиса непосредственно связан с перестройкой многих финансовых институтов регулирования, в том числе связанных со страхованием. Однако на современном этапе, по нашему мнению, нельзя принимать «резких» решений, учитывая «хрупкость» формируемых посткризисных экономических отношений. В частности, это касается введения налоговых и страховых новаций. Так, с 1 января 2010 г. предполагалась замена единого соцналога на страховые выплаты. При этом ставки по ним не должны превышать ставку ЕСН - 26% от Фонда оплаты труда (ФОТ). Однако фактически, как отмечают эксперты, страховые взносы возрастут до 34-35% ФОТ3. Можно дискутировать по данной проблеме, но очевидно, что происходит общее увеличение нагрузки на бизнес.
В свою очередь, в соответствии с Законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (вступил в силу 1 января 2010 г.), расширяется список организаций, которые проверяют и контролируют предпринимателей. Список пополнили Фонд социального страхования (ФСС РФ) и два медицинских: Федеральный фонд медицинского страхования (ФФОМС) и соответствующий территориальный фонд страхования.
Много проблем возникает и с принятием Закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ» (от 1 января 2011 г.)4. Согласно этому закону, пациент сможет выбирать страховую медицинскую организацию, однако помощь он получит лишь в тех медицинских учреждениях, с которыми эта организация заключила договор. При этом страховые компании являются лишь агентами, посредничающими между государством и учреждениями здравоохранения. Страховщик же по закону -Федеральный ФОМС. В соответствии с Законом практически вводится полный тариф оплаты для всех оказанных пациенту медицинских услуг. Однако в законе нет ни слова о стандартах оказания медицинской помощи и о критериях оценки тарифов.
3 Куликов С. Бизнес требует отложить налоговые новации // Независимая газета. 11.10.2009.
4 Вредные законы // Новая газета. 17.10 2011.
На современном этапе в нашей стране страховой защитой охвачены лишь отдельные сегменты экономики. Для активизации рынка страховых услуг, как одного из механизмов улучшения социальных условий, «качества» жизни населения, требуется совершенствование существующей нормативно-правовой базы страхования. Всестороннее развитие современной системы страхования требует создания соответствующих институциональных условий, способствующих достижению финансовой устойчивости страховых организаций, повышению эффективности страхования как инструмента снижения рисков, обеспечения экономической безопасности государства.