УДК: 378.037.1
ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТВИНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ ЗАНЯТИЙ АТЛЕТИЗМОМ
Кандидат педагогических наук, доцент Давыдов О. Ю. Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург Доктор педагогических наук, профессор Дворкин Л. С.
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Будённого, 161
В лонгитудинальных исследованиях приняли участие студенты 1-4 курсов Уральского федерального университета отделения атлетической гимнастики (28 - студенты-юноши и 24 - девушки) и подготовительного отделения (32 - студенты-юноши и 27 - девушки). Установлено, что 30% студентов первого курса отделения атлетической гимнастики и 15% подготовительного отделения достигают «нормативного» показателя физической подготовленности, соответственно, через четыре года - 100 и 20%.
Ключевые слова: атлетическая гимнастика, интегральный уровень развития физических качеств студентов.
Актуальность. Со второй половины ХХ века как в зарубежных странах, так и в России большой популярностью, особенно у молодежи, стали пользоваться занятия атлетической гимнастикой. Как известно, этот вид двигательной деятельности положительно влияет на процесс физической подготовки и физическое развитие лиц различного возраста и пола (А.А. Барабанов, 2001; Д. Вей-дер, 1992; И.Г. Виноградов, 2008; Б. Старр, 2002; Л .С. Дворкин, 2001; А. Доннели, Д. Харрис, 2002 и др.), а также на возможности коррекции различных нарушений морфологического развития (А. С. Власов, 1999; В. И. Ди-куль, А. А. Зиновьева, 1990; А. Ю. Рябов, 1998; С. П. Евсеев, 2005; Ю. И. Винокуров, 2005; Р. А. Корнеев, 2004; В. М. Осьминин, 2006 и др.).
В то же время в системе физического воспитания студентов, особенно технических вузов, опыт системного использования атлетической гимнастики как наиболее действенного средства базовой атлетической подготовки на всем протяжении учебного процесса не явиляется достаточным основанием для организации углубленного исследования данной проблемы и после-
дующего внедрения результатов в вузовскую практику физического воспитания.
Задача исследования. Научно обосновать средства и методы атлетической подготовки студентов технического вуза, направленные на повышение их физической подготовки до базового уровня.
Методика и организация исследования. Для решения данной задачи в период с 2004 по 2008 год был проведен педагогический эксперимент, в котором участвовали одни и те же студенты 1-4 курсов УГТУ-УПИ г. Екатеринбурга поточных групп отделения атлетической гимнастки (28 - студенты-юноши и 24 - девушки) и подготовительного отделения (32 - студенты-юноши и 27 - девушки). Сравнительному анализу были подвергнуты результаты следующего контрольного тестирования: у юношей - подтягивание на перекладине, бег 30 и 1000 м, прыжок в длину с места из исходного положения сидя, наклон вперед; у девушек - бег 30 и 1000 м, прыжок в длину с места, подъем туловища в сед за 30 с, наклон вперед. Определялся как абсолютный результат, так и величина его прироста в межсеместровый период и по окончании курса.
Для расчета интегрального уровня физической подготовленности студентов предложена следующая формула (ИУФП):
т...ь
иуфп^^-,
где SR¡...L - сумма результатов в тестовых (контрольных) упражнениях, показанные лично каждым испытуемым, SR¡...N - сумма нормативных результатов тестовых упражнений. Все показатели меньше 1-0,5 позволяют оценивать ИУФК студентов как ниже норма-
тивных, 1±0,5 - нормативный уровень и выше 1+0,5 -хороший уровень УФК.
Результаты исследования. Занятия атлетической гимнастикой в течение четырех лет обучения в техническом вузе привели к более выраженному приросту уровня развития физических качеств студентов, чем это имело место в подготовительном отделении, студенты которого все эти годы занимались физическим воспитанием по традиционной вузовской программе ОФП. Так, если относительный прирост ИУФП за 4 года составил у юношей отделения атлетической гимнастики - 37,7%, то у их сокурсников подготовительного отделения 11,7%. Однако во всех случаях через четыре года учебы в вузе величина абсолютного прироста результатов в различных контрольных упражнениях весьма отличалась друг от друга. У юношей отделения атлетической гимнастики, как и ожидалось, наиболее высокий прирост результатов за четыре года был зафиксирован при выполнении подтягивания на перекладине (+97%). Юноши подготовительного отделения также за эти четыре года прибавили в развитии силы, но на значительно меньшую величину - 21,3%. К концу четвертого курса занятия атлетической гимнастикой позволили юношам улучшить свой исходный уровень гибкости на 43,4%, что оказалось более чем в два раза выше того, что имело место у их сокурсников подготовительного отделения - 20,6%.
С первого по четвертый курс позитивные изменения такого физического качества, как быстрота стабильно демонстрировали студенты-юноши из отделения атлетической гимнастики. В итоге максимальный показатель в беге на 30 м за четыре года у них вырос на 27,9%, а у студентов-юношей подготовительно отделения - на 10,2%. Во всех случаях менее весомыми были итоговые результаты в беге на 1000 м и прыжке в длину с места. Но и в этих упражнениях юноши отделения атлетической гимнастики достоверно превзошли своих сокурсников из подготовительного отделения (рис.).
Не менее существенные позитивные изменения в общей физической подготовке произошли за четыре года учебы в техническом вузе и в группе девушек. Они во всех тестируемых упражнениях уверенно превзошли результаты, достигнутые за четыре года учебы в вузе в группе девушек подготовительного отделения. Но наиболее выраженный разрыв между ними был зафиксирован в беге на 30 м. Так, если студентки отделения атлетической гимнастики через 4 года пробежали эту дистанцию на 13,7% быстрее исходного результата (сентябрь первого курса), то их сокурсницы из подготовительного отделения лишь на 1,8%.
Не менее впечатляющие итоговые результаты продемонстрировали девушки отделения атлетической гимнастики и в других упражнениях. Так, на четвертом курсе в прыжке в длину с места они улучшили свои исходные показатели на 12,1%, в подъеме туловища - на 22%, при выполнения наклона туловища из и. п. сидя на скамейке - на 31,2%. В то же время они показали в итоге относительно низкие результаты в беге на 1000 м. За четыре года улучшение результатов в этом упражнении составило лишь 4,2%.
Девушки подготовительного отделения за четыре года наиболее успешно освоили такие упражнения, как подъем туловища (прирост составил 10% ) и наклон туловища (+20%). В прыжке в длину с места за четыре года результаты у них возросли только на 5,5%, а в беге на 1000 м изменились весьма незначительно (+0,7%). В итоге интегральный уровень прироста показателей физических качеств за 4 года составил у девушек отделения атлетической гимнастики - 11,6%, а у их сокурсниц подготовительного отделения 7,6%.
Как было доказано, атлетическая подготовка позволяет успешно развивать все физические качества. Однако, как мы уже это выяснили, значимость развития этих качеств у студентов различных курсов и пола имеет различные уровни. У юношей первого и второго курса низкий уровень значимости приобретает развитие
Рис. Показатели прироста уровня развития физических качеств за четыре года учебы в вузе
динамической силы и силовой выносливости, а средний уровень - статической силы, быстроты, общей выносливости, ловкости и гибкости.
У девушек этих же курсов низкий уровень значимости в развитии физических качеств зафиксирован в отношении динамической и статической силы, а в остальных случаях все физические качества имели средний уровень значимости.
На третьем курсе у юношей наиболее высокий уровень значимости в развитии физических качеств был зафиксирован по отношению к быстроте, а в остальных случаях - средний. Девушки третьего курса имели низкий уровень значимости в развитии динамической силы, высокий - силовой выносливости и средний - по остальным показателям.
К четвертому курсу у юношей все большее значение в развитии физических качеств приобретают динамическая сила, быстрота и силовая выносливость, а у девушек - быстрота, силовая выносливость и гибкость. Остальные показатели физических качеств имели средний уровень значимости не зависимо от пола.
Выводы.
1. Системно организованные занятия атлетической гимнастикой на четырех курсах позволяют достичь более устойчивого от семестра к семестру позитивного прироста показателей развития основных физических качеств, чем в группах общей физической подготовки -традиционных для большинства технических и гуманитарных вузов. В развитии физических качеств выявлены следующие сенситивные периоды на восьми семестрах обучения студентов отделения атлетической гимнастики:
быстрота - второй и третий семестры (юноши и девушки);
общая выносливость - пятый семестр (юноши), второй и четвертый семестры (девушки);
скоростно-силовые качества - второй и седьмой семестры (юноши) и третий семестр (девушки);
силовая выносливость - второй семестр (юноши) и четвертый семестр (девушки);
гибкость - второй и шестой семестры (юноши), второй и третий семестры (девушки).
2. Установлено, что 30% студентов первого курса отделения атлетической гимнастики достигают «норма-
тивного» и 20% «хорошего» показателя ИУФП, соответственно студенты подготовительного отделения - 15 и 5%. На четвертом курсе 100% студентов отделения атлетической гимнастики превысили «хороший» показатель ИУФП, а на подготовительном отделении только 20% студентов.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Барабанов, А. А. Современные тенденции развития бодибилдинга и его направлений // Архитектура тела и развитие силы. - 2001. - № 3. - С. 26-28.
2. Вейдер, Джо. Строительство тела по системе Джо Вейде-ра. - М.: Физкультура и спорт, 1992. -112 с.
3. Виноградов, И. Г. Содержание рекреационных занятий атлетизмом со студентами вузов: дис. ... канд. пед. наук: С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург, 2008. - 192 с.
4. Винокуров, Ю. И. Особенности проведения занятий со студентами первого курса средствами атлетической гимнастики с учетом их конституции двигательной моторики: дис. ... канд. пед. наук. - Коломна, 2004. - 179 с.
5. Власов, А. А. Организационно-педагогические основы физического воспитания студентов в высших учебных заведениях: дис. ... канд. пед. наук. - Малаховка, 1980. - 179 с.
6. Дворкин, Л. С. Силовые единоборства. Атлетизм, культуризм, пауэрлифтинг, гиревой спорт. Серия «Хит сезона». - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 384 с.
7. Дикуль, В. И., Зиновьева, А. А. Как стать сильным // Физкультура в школе. - 1990. - № 8. - С. 45-49.
8. Доннели, А., Харрис, Д. Тренинг дома? Нет проблем // Сила и красота. - 2002. - № 3. - С. 71-81.
9. Евсеев, Ю. И. Физическая культура. - 3-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 382 с.
10. Осьминин, В. М. Формирование физической культуры личности у курсантов военных вузов с использованием атлетических видов спорта: дис. ... канд. пед. наук. - Хабаровск, 2005. - 195 с.
11. Рябов, А. Ю. Влияние психорегулирующей тренировки на развитие ценностных ориентаций студентов в процессе занятий атлетической гимнастикой: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 1998. - 165 с.
12. Стар, Б. Бодибилдинг для начинающих (часть 2) // IRON-MAN. - 2002. - № 4. - С. 52-59.
INCREASING THE RESULTATIVENESS OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF STUDENTS OF A HIGHER TECHNICAL EDUCATIONAL INSTITUTION BASED ON PRACTICING ATHLETICS
O. Davidov, Candidate of Pedagogics, Associate Professor
Ural state technical university UPI, Ekatherinburg
L. Dvorkin, Doctor of Pedagogics, Professor
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism
Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161
1-4 year students of the Ural federal university, the department of athletic gymnastics (28 boys and 24 girls correspondingly) and also students of the preparatory department (32 boys and 27 girls correspondingly) took part in longitudinal researches. It was established that 30% of the 1-year students of the athletic gymnastics department
and 15% students of the preparatory department reach «Normative» index of physical preparedness only in four-year period - 100 and 20% correspondingly.
Key word: athletic gymnastics, integral level of the development of students' physical qualities.