Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СТРЕЛЬБЫ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ АГИМ'

ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СТРЕЛЬБЫ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ АГИМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА АУТОГИПНОИДЕОМОТОРНОЙ ПОДГОТОВКИ / СЛАБОСЛЫШАЩИЕ СПОРТСМЕНЫ / ПСИХОМЫШЕЧНАЯ ТРЕНИРОВКА / ПУЛЕВАЯ СТРЕЛЬБА / SELF-SUGGESTION WITH IDEOMOTOR TRAINING MODEL / RIFLE SHOOTING / HEARING-IMPAIRED ACADEMIC SHOOTERS / MENTAL AND PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривцов А.С., Нечушкин Ю.В.

Цель исследования - совершенствование тренировочного и соревновательного процесса стрелков-студентов с нарушением слуха на основе системы аутогипноидеомоторной тренировки (АГИМ). Методика и организация исследования. Объектом исследования является тренировочный и соревновательный процесс стрелков-студентов с нарушением слуха. Предмет исследования связан с изучением и применением системы АГИМ стрелков-студентов с нарушением слуха. В состав рабочей группы для исследования входило 18 слабослышащих студентов, 2 преподавателя кафедры физвоспитания МГТУ им. Н.Э. Баумана, 5 тренеров МГТУ им. Н.Э. Баумана по пулевой стрельбе. Участники были разделены на 2 группы - контрольную и экспериментальную, по 9 человек в каждой. В задачи исследования входило: подбор формул психомышечной тренировки (ПМТ), лежащих в основе АГИМ стрелков-студентов с нарушением слуха; апробация комплекса психорегулирующих упражнений для повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности стрелков-студентов с нарушением слуха. В ходе исследования проводился анализ научно-методической литературы, анализ полученных данных, педагогический и научный эксперимент. Результаты исследования и выводы. Методика АГИМ позволила повысить уровень выступления спортсменов экспериментальной группы на соревнованиях. Они показали средний результат на 4 очка выше, чем спортсмены, не использовавшие приемы ПМТ в контрольной группе. В ходе педагогического эксперимента было установлено, что в результате использования системы АГИМ спортсменами произошла значительная и достоверная стабилизация их ЧСС, обеспечивающая эффективную работу на огневом рубеже как в тренировочной, так и в соревновательной обстановке. На основании вышеприведенных данных делается вывод о том, что предложенная система АГИМ является эффективным средством регуляции поведения, их помехоустойчивости и психических состояний во время тренировок и соревнований у студентов-стрелков с нарушением слуха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кривцов А.С., Нечушкин Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEARING-IMPAIRED ACADEMIC RIFLE SHOOTING SPORT: SELF-SUGGESTION WITH IDEOMOTOR TRAINING MODEL FOR COMPETITIVE PROGRESS

Objective of the study was to test and analyze benefits of a new self-suggestion with ideomotor training model for academic hearing impaired rifle shooting sport. Methods and structure of the study. We sampled for the purposes of the study (run in November 1, 2018 to November 1, 2019) the hearing impaired students (n=18), 2 Physical Education teachers and 5 rifle shooting instructors of the Bauman Moscow State Technical University’s Physical Education Department, including an Honored Master of Sports (n=1), World Class Masters of Sports (n=2), Masters of Sports (MS, n=7) and Candidate Masters of Sports (n=8). The sample was split up into Experimental and Reference Groups (EG, RG) of 9 people each. The sample used air rifles, modern shooting equipment and accessories, SCATT shooting simulators equipped with laptops, and Record-10 targets. The tests were run under control of the coaches and instructors who recorded the training and competitive shooting scores and individual training progress for further analysis. Results and conclusion. The new self-suggestion with ideomotor training model was tested beneficial as verified by the competitive shooting stability progress of 4 points in the EG versus 2 points in the RG; plus the meaningful stabilization of the HR in the EG as a sound basis for progress in trainings and competitions. Based on the experimental data and analysis, we have grounds to recommend the new self-suggestion with ideomotor training model for application in the academic hearing impaired rifle shooting sports for progress in mental control and stress tolerance in trainings and competitions.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СТРЕЛЬБЫ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ АГИМ»

повышение результативности стрельбы студентов с нарушением слуха на основе системы агим

УДК/UDC 37.042

Поступила в редакцию 06.02.2020 г.

А.С. Кривцов1

Кандидат педагогических наук, доцент Ю.В. Нечушкин1

1 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет), Москва

HEARING-IMPAIRED ACADEMIC RIFLE SHOOTING SPORT: SELF-SUGGESTION WITH IDEOMOTOR TRAINING MODEL FOR COMPETITIVE PROGRESS

A.S. Krivtsov1

PhD, Associate Professor Yu.V. Nechushkin1

1 Bauman Moscow State Technical University, Moscow

Информация для связи с автором: krivtsov.alexandr@yandex.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - совершенствование тренировочного и соревновательного процесса стрелков-студентов с нарушением слуха на основе системы аутогипноидеомоторной тренировки (АГИМ).

Методика и организация исследования. Объектом исследования является тренировочный и соревновательный процесс стрелков-студентов с нарушением слуха. Предмет исследования связан с изучением и применением системы АГИМ стрелков-студентов с нарушением слуха. В состав рабочей группы для исследования входило 18 слабослышащих студентов, 2 преподавателя кафедры физвоспитания МГТУ им. Н.Э. Баумана, 5 тренеров МГТУ им. Н.Э. Баумана по пулевой стрельбе. Участники были разделены на 2 группы - контрольную и экспериментальную, по 9 человек в каждой. В задачи исследования входило: подбор формул психомышечной тренировки (ПМТ), лежащих в основе АГИМ стрелков-студентов с нарушением слуха; апробация комплекса психорегулирующих упражнений для повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности стрелков-студентов с нарушением слуха. В ходе исследования проводился анализ научно-методической литературы, анализ полученных данных, педагогический и научный эксперимент.

Результаты исследования и выводы. Методика АГИМ позволила повысить уровень выступления спортсменов экспериментальной группы на соревнованиях. Они показали средний результат на 4 очка выше, чем спортсмены, не использовавшие приемы ПМТ в контрольной группе. В ходе педагогического эксперимента было установлено, что в результате использования системы АГИМ спортсменами произошла значительная и достоверная стабилизация их ЧСС, обеспечивающая эффективную работу на огневом рубеже как в тренировочной, так и в соревновательной обстановке. На основании вышеприведенных данных делается вывод о том, что предложенная система АГИМ является эффективным средством регуляции поведения, их помехоустойчивости и психических состояний во время тренировок и соревнований у студентов-стрелков с нарушением слуха.

Ключевые слова: система аутогипноидеомоторной подготовки, слабослышащие спортсмены, психомышечная тренировка, пулевая стрельба.

Annotation

Objective of the study was to test and analyze benefits of a new self-suggestion with ideomotor training model for academic hearing impaired rifle shooting sport.

Methods and structure of the study. We sampled for the purposes of the study (run in November 1, 2018 to November 1, 2019) the hearing impaired students (n=18), 2 Physical Education teachers and 5 rifle shooting instructors of the Bauman Moscow State Technical University's Physical Education Department, including an Honored Master of Sports (n=1), World Class Masters of Sports (n=2), Masters of Sports (MS, n=7) and Candidate Masters of Sports (n=8). The sample was split up into Experimental and Reference Groups (EG, RG) of 9 people each. The sample used air rifles, modern shooting equipment and accessories, SCATT shooting simulators equipped with laptops, and Record-10 targets. The tests were run under control of the coaches and instructors who recorded the training and competitive shooting scores and individual training progress for further analysis.

Results and conclusion. The new self-suggestion with ideomotor training model was tested beneficial as verified by the competitive shooting stability progress of 4 points in the EG versus 2 points in the RG; plus the meaningful stabilization of the HR in the EG as a sound basis for progress in trainings and competitions. Based on the experimental data and analysis, we have grounds to recommend the new self-suggestion with ideomotor training model for application in the academic hearing impaired rifle shooting sports for progress in mental control and stress tolerance in trainings and competitions.

Keywords: self-suggestion with ideomotor training model, rifle shooting, hearing-impaired academic shooters, mental and physical training.

Введение. Психологическая устойчивость спортсмена напрямую зависит от его уровня подверженности стрессу [6]. На соревнованиях слабослышащие спортсмены, учитывая их особенность воспринимать команды тренера, испытывают психологический стресс [2, 5, 6].

Многие ученые рекомендуют применять для тренировки психологического состояния спортсменов различные системы, но практика применения системы АГИМ спортсменами-студента-

ми с нарушением слуха пока недостаточно изучена, поэтому мы решили взять её за основу нашего исследования [1]

Цель исследования - провести апробацию методики системы аутогипноидеомоторной подготовки для повышения результативности стрельбы в тренировочном и соревновательном процессе стрелков-студентов с нарушением слуха.

Методика и организация исследования. Для проведения исследования применялись: пневматические винтовки,

70

http://www.teoriya.ru

№ 12 • 2020 Декабрь | December

спортивная стрелковая экипировка, стрелковые тренажеры СКАТТ с ноутбуками, мишенные установки Рекорд-10, с помощью которых тренеры и преподаватели фиксировали результативность тренировочных и соревновательных стрельб для дальнейшего анализа в ходе эксперимента.

В состав рабочей группы для исследований, которые проводились с 1 ноября 2018 г. по 1 ноября 2019 г. входило 18 слабослышащих студентов, 2 преподавателя кафедры физво-спитания МГТУ им. Н.Э. Баумана, 5 тренеров МГТУ им. Н.Э. Баумана по пулевой стрельбе. Из них: заслуженных мастеров спорта (ЗМС) - 1 человек, мастера спорта международного класса (МСМК) - 2 человека, мастера спорта (МС) - 7 человек, кандидаты в мастера спорта (КМС) - 8 человек. Участники эксперимента были разделены на 2 группы - контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ), по 9 человек в каждой.

Система аутогипноидеомоторной тренировки (АГИМ) стрелка состоит из ПМТ и тренировки представления идеального выстрела. Прежде чем овладеть системой АГИМ, которая включает в себя компонент саморегуляции, необходимо понять действия двух главных психических механизмов. Первый главный механизм заключается в том, чтобы слова и соответствующие им мысленные образы обрели наибольшую силу, ими надо воздействовать на головной мозг, находящийся на сниженном уровне бодрствования - в дремоте. Следовательно, возникает возможность в таком состоянии воздействовать на вегетативную нервную систему, функции которой, как известно, неподвластны нашему сознательному контролю.

Второй главный механизм в действии самовнушения заключается в умении предельно сосредоточить свое ненапряженное внимание на том, чем занимаешься на данном отрезке времени. Известно, что чем внимательнее мы занимаемся каким-либо делом, тем оно идет успешнее, тем выше его коэффициента полезного действия (КПД). Занятия можно проводить лежа на спине со слегка разведенными ногами. Руки, несколько согнутые в локтевых суставах, положить рядом с туловищем. Голова - на удобной подушке. Второе положение - сидя с опорой о спинку стула или стену. Третье положение, более трудное, но всегда доступное, автор аутогенной тренировки И.Г. Шульц назвал «позой кучера на дрожках».

Для удобства обучения ПМТ все мышцы тела разделены на пять групп: мышцы рук, ног, туловища, шеи и лица [3, 4]. После того как занимающиеся приняли удобную позу и закрыли глаза, экспериментатор начинает медленно, негромко проговаривать формулы ПМТ, а испытуемые повторяют их про себя, сопровождая каждое слово конкретным, ярким мысленным образом.

Формулы успокаивающей части ПМТ: Я расслабляюсь и успокаиваюсь...; Мои руки расслабляются и теплеют...; Мои руки, полностью расслабленные... теплые... неподвижные...; Мои ноги расслабляются и теплеют и т.п. [1].

В зависимости от степени погружения в сноподобное, гипноидное состояние используется слово «приятного» или

Эффективность использования приемов АГИМ у стрелков с нарушенным слухом (стрелки из винтовки)

Показатели До эксперимента После эксперимента

КГ ЭГ КГ ЭГ

Стабильность результатов на тренировках, упражнение ВП-60, очки 577 578 579 582

Стабильность результатов на соревнованиях и контрольных стрельбах, упражнение ВП-60, очки 577 576 579 583

ЧСС, уд /мин 87-97 87-97 86-96 84-86

«глубокого» покоя. В данном случае закладывается в памяти мысленный образ плоскости нужного цвета, которую затем будет нетрудно представить. Формулы могут быть применены также непосредственно перед тренировкой, прямо в положении изготовки для стрельбы, но уже без включения расслабляющей части ПМТ Перед выстрелом спортсмену предлагается произвести его идеомоторно, стараясь, чтобы время, затраченное на мысленное и реальное выполнение выстрела, было примерно равным.

На соревнованиях формулы идеального выстрела могут проговариваться между сериями или группами выстрелов; во время отдыха или психологической «настройки». Пример словесных обозначений, составляющих модель выстрела спортсменов-винтовочников: «Настроение хорошее, хочется работать»; «Действия легки, уверенны»; «Ноги расслаблены»; «Бедро вперед-вверх»; «Левая рука выключена» и т.п.

Практика показывает, что первоначальные формулы идеального выстрела очень быстро претерпевают изменения, главным образом в сторону сокращения их количества и своеобразного уплотнения отдельных элементов в особые блоки.

Так, в процессе тренировок первоначальные 14 формул выстрела сократились до семи: «Левая выключена»; «Правая плотно»; «Палец послушный»; «Мушка тяжёлая»; «Замираю»; «Спуск»; «Контроль».

Для начала было необходимо изучить методику обучения приемам ПМТ

Сеанс ПМТ состоял из трех частей: успокаивающей (одинаковой для всех спортсменов); формул идеального выстрела (разработанных индивидуально для каждого стрелка); мобилизирующей (применялись различные варианты в зависимости от поставленных задач).

Во время эксперимента были зафиксированы следующие показатели, послужившие критериями оценки эффективности использования системы АГИМ: стабильность результатов на тренировках и соревнованиях (средний результат стрельбы в очках); оптимальность частоты сердечных сокращений (ЧСС) в процессе стрельбы.

Результаты исследования и их обсуждение. До и после эксперимента было проведено фоновое тестирование, которое включало в себя указанные выше критерии. Данные показателей внесены в таблице.

Как видно из данных, до эксперимента стабильность результатов на тренировках в КГ и ЭГ была примерно одинаковой - 577 и 578 очков соответственно. После эксперимента можно судить о более положительной динамике результатов в ЭГ, чем в КГ. Спортсмены КГ, тренировавшиеся по стандартной методике, смогли улучшить свой среднетренировочный результат по группе всего на 2 очка. У спортсменов в ЭГ этот показатель увеличился на 4 очка.

Выводы. Методика АГИМ позволила повысить уровень выступления спортсменов экспериментальной группы и на соревнованиях, так как они показали средний результат на 4 очка выше, чем спортсмены, не использовавшие приемы ПМТ в контрольной группе. В ходе педагогического эксперимента было установлено, что в результате использования системы АГИМ спортсменами произошла значительная и достоверная стабилизация их ЧСС, обеспечивающая эффективную работу на огневом рубеже как в тренировочной, так и в соревновательной обстановке.

Литература

1. Алексеев А.В. Система АГИМ: путь к точности: монография / А.В. Алексеев. - М.: Физкультура и спорт, 2004. - 176 с.

2. Козырь К.А. Повышение уровня профессионального мастерства тренеров в стрелковом спорте. В сборнике: Теория и методика подготовки в практической стрельбе, других стрелковых видах спорта и стрелковых дисциплинах в многоборьях: матер. IV Всероссийской науч.-практ. конф. с междунар. участием / К.А. Козырь, Е.С. Палехова. - 2018. - С. 25-29.

№ 12 • 2020 Декабрь | December

http://www.teoriya.ru

3. Кубланов А.М. Динамика биоэлектрической активности мышц, обеспечивающих удержание оружия при изготовке прицеливания в практической стрельбе из карабина у спортсменок юниорского возраста на этапе начальной подготовки / А.М. Кубланов, И.Е. Попова, Е.С. Палехова // В сборнике: Теория и методика подготовки в практической стрельбе, других стрелковых видах спорта и стрелковых дисциплинах в многоборьях материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2017. - С. 24-30.

4. Кубланов А.М. Исследование динамики распределения силы скелетных мышц юниорок 1-го года тренировочного этапа спортивной подготовки в процессе удержания оружия в изготовке прицеливания при выполнении серии прицельных выстрелов по движущейся мишени / А.М. Кубланов, И.Е. Попова, Е.С. Палехова // В сборнике: Теория и методика подготовки в практической стрельбе, других стрелковых видах спорта и стрелковых дисциплинах в многоборьях. - Матер. IV Всероссийской науч.-практ. конф. с междунар. участием. - 2018. -С. 36-42.

5. Палехова Е.С. Тренажер «СКАТТ» в подготовке стрелков. На рубеже XXI века. Год 2004-й / Е.С. Палехова // Научный альманах МГАФК. - Малаховка, 2004. - С. 171-178.

References

1. Alekseev A.V. Sistema AGIM: put k tochnosti [AHIT system: way to accuracy]. Мoscow: Fizkultura i sport publ., 2004. 176 p.

2. Kozyr K.A., Palekhova E.S. Povyshenie urovnya professionalnogo masterstva trenerov v strelkovom sporte ^oach professional skills building in shooting sports]. Teoriya i metodika podgotovki v prak-ticheskoy strelbe, drugikh strelkovykh vidakh sporta i strelkovykh distsiplinakh v mnogoboryakh [Theory and methodology of training in practical shooting, other shooting sports and shooting disciplines in all-around]. Proc. IV nat. res.-pract. conf. with international participation. 2018. pp. 25-29.

3. KublanovA.M.,PopovaI.E., PalekhovaE.S.Dinamikabioelektricheskoy aktivnosti myshts, obespechivayushchikh uderzhanie oruzhiya pri izgotovke pritselivaniya v prakticheskoy strelbe iz karabina u sportsmenok yuniorskogo vozrasta na etape nachalnoy podgotovki [Dynamics of bioelectric activity of muscles used to hold weapon in aiming position in carbine shooting practice in beginner athletes]. Teoriya i metodika podgotovki v prakticheskoy strelbe, drugikh strelkovykh vidakh sporta i strelkovykh distsiplinah v mnogoboryakh [Theory and methodology of training in practical shooting, other shooting sports and shooting disciplines in all-around]. Proc. III nat. res.-pract. conf. with international participation. 2017. pp. 24-30.

4. Kublanov A.M., Popova I.E., Palekhova E.S. Issledovanie dinamiki raspredeleniya sily skeletnykh myshts yuniorok 1-go goda trenirovochnogo etapa sportivnoy podgotovki v protsesse uderzhaniya oruzhiya v izgotovke pritselivaniya pri vypolnenii serii pritselnykh vystrelov po dvizhushcheysya misheni [Study of dynamics of skeletal muscle strength distribution in 1st year junior females when holding the weapon in the aiming position during a series of aimed shots at a moving target]. Teoriya i metodika podgotovki v prakticheskoy strelbe, drugikh strelkovykh vidakh sporta i strelkovykh distsiplinakh v mnogoboryakh [Theory and methodology of training in practical shooting, other shooting sports and shooting disciplines in all-around]. Mater. IV nat. res.-pract. conf. with international participation. 2018. pp. 36-42.

5. Palekhova E.S. Trenazher «SKATT» v podgotovke strelkov. Na rubezhe XXI veka. God 2004-y [SCATT Trainer in shooter training. At the turn of the XXI century. 2004]. Nauchny almanakh MGAFK. Malakhovka, 2004. pp. 171-178.

6. Nikolaev A.P., Pisareva A.V., Apollonova I.A., Muzychenko I.N., Zhang L., Malikova S.G. Development of a method for assessing the effects of chronic stress on the human body (Conference Paper). Journal of Physics: Conference SeriesVolume 1118, Issue 1, 10 December 2018, 012027International Conference Complex Equipment of Quality Control Laboratories 2018; Saint-Petersburg; Russian Federation; 17 July 2018-19 July 2018; code 143285.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ u

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

субкультура футбольных болельщиков на территории россии

М.Б. Фефелов1

Российский государственный социальный университет, Москва УДК/UDC 796.01

Ключевые слова: футбольная субкультура, болельщики, хулиганы.

Введение. Движение болельщиков в России отличается от аналогичного на Западе по составу участников и системе мотивации. Исходно футбольная субкультура оппозиционна по отношению к общей культуре общества, но не конфликтна, так как потенциал конфликта выплескивается на других болельщиков.

Цель исследования - выявление психологических детерминант делинквентного поведения представителей футбольной субкультуры.

Методика и организация исследования. Научная работа проведена в 2005-2010 гг. в сотрудничестве с Управлением охраны общественного порядка ГУ МВД РФ по г. Москве на трибунах спортивных арен Москвы.

Результаты исследования и их обсуждение. В российском национальном околофутбольном обиходе термин «футбольный хулиган» появился сравнительно недавно, некоторые представления определяют их как лиц, совершающих противоправные поступки, обосновывая это фактом своей принадлежности к определенному клубу. Схожесть «обычного» и «футбольного» хулиганства заключена в личностных особенностях: потребность проявить себя, получить поддержку, обеспечить свою безопасность и приятно провести время. Среда болельщиков предоставляет такие возможности, ведь спорт связан с конфликтами, которые оказывают влияние на уровень массового противостояния между городами, регионами, странами.

К концу 90-х гг. ХХ в. для болельщиков основных клубов Российской футбольной Премьер-лиги сформировался фе-

football fan subculture in russia

M.B. Fefelov1

1Russian State Social University, Moscow

Поступила в редакцию 15.10.2020 г.

номен футбольного хулиганизма. Наряду с существующим набором практик появились новые, продиктованные в первую очередь западной моделью.

Представители футбольной субкультуры, склонные к де-виантному поведению, собираются в малые неформальные группы, которые в дальнейшем обретают черты формальных: внутри них складываются позиции, роли, групповые нормы. Группы отличаются организованностью и повышенными требованиями к принятию групповых ценностей, чем в целом у болельщиков. Размеры групп составляют в среднем 15-30 человек, часто объединенных по территориальному принципу. В большинстве это молодежь, социальное и материальное положение - не ниже среднего, так как многие практики требуют вложения денежных средств.

Поведение футбольных хулиганов на поле имеет свои особенности. Они используют другие песни и «кричалки», организуют представления во время матча с использованием пиротехники и шумовой поддержки, организованные столкновения с группами других клубов и с представителями правоохранительных органов.

Выводы. «Хулиганы» - автономное образование внутри фан-движения. Хотя они принимают групповые ценности и нормы болельщиков, они агрессивны, единение по принципу «мы - чувства» создает у них ощущение силы и анонимности, что снижает критику асоциального поведения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использованная литература

1. Фефелов М.Б. Футбольные беспорядки: актуальность и перспектива / М.Б. Фефелов // Ученые записки Росс. гос. соц. ун-та. -2006. Спецвыпуск, № 5. - С. 44.

Информация для связи с автором: fefel@mail.ru

http://www.teoriya.ru

№ 12 • 2020 Декабрь | December

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.