Научная статья на тему 'Повышение реальных доходов населения как финансовый базис минимизации льгот'

Повышение реальных доходов населения как финансовый базис минимизации льгот Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончарова М.В.

Автор, рассматривая в свете роста всей отечественной экономики концепцию денежного финансирования социальных льгот, отмечает динамику личных доходов россиян, занятых в секторе негосударственных предприятий и организаций, работающих в государственных (муниципальных) службах и учреждениях, а также военнослужащих и пенсионеров. Очевидно, что доходы первой из указанных категорий зависят от уровня успешности частного бизнеса в целом, доходы других категорий обусловлены социальной бюджетной политикой государства. В этой связи автор обращает внимание как на макроэкономические составляющие отечественного хозяйства, так и на уровни финансовой обеспеченности конкретных государственных социальных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение реальных доходов населения как финансовый базис минимизации льгот»

Социальное обеспечение

повышение реальных доходов населения как финансовый базис

минимизации льгот*

м.б. юнчарова,

кандидат экономических наук, ведущий инспектор Волгоградского отделения Сбербанка России

Обширное социологическое исследование «Стратификация российского общества» было завершено к началу 2005 г. Институтом общественного проектирования совместно с компанией «РО-МИР-Мониторинг». Анкетой из 200 вопросов было опрошено более 15 тыс. человек в 408 населенных пунктах. В выборку попало 2 800 представителей мегаполисов, 1 400 жителей городов с населением от 500 тыс. до 1 млн жителей, 2 950 жителей средних городов, 2 900 жителей малых городов и 5 100 жителей поселков городского типа и деревень. По нашему мнению, на указанной эмпирической основе может быть достаточно корректно смоделирована социальная стратификация российского населения, отражающая, в частности, реальные доходы жителей страны17:

1. Менеджеры — 7,2 %. В их числе первая подгруппа — 1,8 % — топ-менеджеры, владельцы собственных небольших предприятий и высококвалифицированные специалисты (68 % — мужчины, 32 % — женщины) работают в основном в частном секторе (69 %), главным образом, в компаниях численностью до 500 человек. Заявленный доход

— 25 тыс. руб. в месяц, доход семьи — 35 тыс. руб. 90 % в подгруппе имеют сотовый телефон, 70 %

— компьютер, 60 % — автомобиль. 90 % в подгруппе к предпринимателям относятся хорошо, 88 % утверждают, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики.

Вторая подгруппа — 5,4 % — менеджеры среднего звена управления и работники интеллектуального труда высокой и средней квалификации (по 50 % — мужчин и женщин) работают 50 на

* Окончание. Начало см. в № 20 (224) 2006 г.

17 Гурова Т., Тарусин М. Реальная Россия // Эксперт. 2005. № 19. С. 19 - 35.

50 % в частном и госсекторе. 80 % в организациях численностью до 500 человек, 60 % в организациях численностью до 100 человек. Заявленный доход

— 8 тыс. руб. в месяц, доход семьи — 14 тыс. руб. 71 % в подгруппе имеют сотовый телефон, 44 %

— компьютер, 32 % — автомобиль. 86 % в подгруппе к предпринимателям относятся хорошо, 70 % утверждают, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики;

2. Интеллигенция и служащие — 15 %. В их числе первая подгруппа — 10 % — педагоги, врачи, служащие, работающие в государственном либо в частном секторе хозяйства. 70 % — женщины. Заявленный доход — 5 600 руб. в месяц, доход семьи

— 12 тыс. руб. 59 % в подгруппе имеют сотовый телефон, 32 % — компьютер, 23 % — автомобиль. 89 % в подгруппе к предпринимателям относятся хорошо, 68 % утверждают, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики;

Вторая подгруппа — 5 % — медсестры, санитарки, учителя начальных классов, воспитатели, нянечки детских садов. 75 % подгруппы работают в государственном (муниципальном) секторе, 82 % — женщины. Заявленный доход — 2 100 руб., доход семьи — 6 500 руб. 31 % в подгруппе имеют стиральную машину, 20 % — компьютер, 16 % — автомобиль. 89 % в подгруппе к предпринимателям относятся хорошо, 62 % утверждают, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики.

3. Квалифицированные рабочие — 19 %. В их числе первая подгруппа — 2,7 % населения на 90 % состоит из мужчин, занимающихся высококвалифицированным физическим трудом, переходящим в интеллектуальный. (например,

оператор высокотехнологичного оборудования на производстве). 70 % работают в частном секторе экономики. Заявленный доход — 15 тыс. руб. в месяц. 74 % в подгруппе имеют сотовый телефон, 32 % — компьютер, 34 % — автомобиль. 94 % в подгруппе к предпринимателям относятся хорошо, 81 % утверждают, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики.

Вторая подгруппа — 5,5 % — квалифицированные рабочие промышленности частного сектора. 80 % мужчины, 20 % — женщины. Заявленный доход — 9 тыс. руб. в месяц, доход семьи — 15 тыс. руб. 54 % в подгруппе имеют сотовый телефон, 22 %

— компьютер, 26 % — автомобиль. 87 % в подгруппе к предпринимателям относятся хорошо, 72 % утверждают, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики.

Третья подгруппа — 10,8 % — рабочие промышленности, занятые в госсекторе. Заявленный доход — 5 600 руб. в месяц, доход семьи — 10 тыс. руб. 40 % в подгруппе имеют стиральную машину, 20 % — автомобиль. 86 % в подгруппе к предпринимателям относятся хорошо, 68 % утверждают, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики.

4. Неквалифицированные рабочие — 14,8 %. В их числе первая подгруппа — 10 % населения. 62 % — мужчины, 38 % — женщины. Их профессии

— слесарь, токарь, грузчик, строитель, разнорабочий. 55 % заняты в госсекторе, 45 % — в частном. Заявленный доход — 3 500 руб. в месяц, доход семьи

— 6 500 руб. 26 % в подгруппе имеют стиральную машину, 12 % — автомобиль. 81 % в подгруппе к предпринимателям относятся хорошо, 62 % утверждают, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики.

Вторая подгруппа — 4,8 %. На 60 % состоит из женщин, большинство проживают в сельской местности. 60 % в подгруппе работают в госсекторе,

например в здравоохранении (санитарки, медсестры и др.), среди них же — неквалифицированные сельские работники. Заявленный доход — 1 500 руб. в месяц, доход семьи — 4 700 руб. 10 % в подгруппе утверждают, что им не хватает денег на еду. 18 % имеют стиральную машину. 48 % в подгруппе полагают, что переход к рынку был необходим, 54 % утверждают, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рынка.

5. Безработные и временно работающие — 10 % трудоспособной части российского общества

— это нищие с личным доходом в 800 руб. в месяц. В указанной группе 65 % — женщины. Образование группы низкое — 43 % имеют общее среднее образование, 9 % — ниже среднего, происходят из малообразованных семей — 40 % родителей нынешних безработных имели неполное среднее образование. 42 % — сельчане, лишь 10 % — жители городов-миллионников. В 40 % нищих семей работает 1 человек. 18 % группы утверждают, что им не хватает денег на еду, 41 % — не хватает на одежду. У 19 % семей есть стиральная машина. 80 % нищих хорошо относятся к предпринимателям вообще, 60 % хорошо относятся к крупным предпринимателям, 55 % утверждают, что их знакомые

приспособились к жизни в условиях рыночной

18

экономики .

6. Пенсионеры — 31 % — самый большой социальный слой россиян, более чем в 3 раза лучше обеспечен, чем 10 % российских нищих. В этой группе

— 65 % женщин. Более 1/3 имеют образование ниже среднего, лишь 9 % — высшее образование. Средний личный доход пенсионера—2 300 руб. в месяц. 17 % в подгруппе имеют сотовый телефон, 17 % — стиральную машину, 6 % — автомобиль, 5 % — компьютер, обеспеченность жильем — 24 кв. м на человека. 62 % в подгруппе к предпринимателям относятся хорошо, 40 % утверждают, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики, 45 % считает

Таблица 3

Распределение населения по величине среднедушевых доходов, %19

Доходы населения руб. в месяц 2002 2003 2004 2005 (прогноз)

До 1000 6,6 3,3 2,8 1,3

1 000,1 — 1 500,0 10,4 6,5 5,7 3,3

1 500,1 — 2 000,0 11,7 8,5 7,6 5,0

2 000,1 — 3 000,0 20,9 17,8 16,4 12,8

3 000,1 — 4 000,0 15,3 15,2 14,6 13,1

4 000,1 — 5 000,0 10,5 11,8 11,7 11,6

5 000,1 — 7 000,0 12,0 15,4 16,0 17,7

Свыше 7 000 12,6 21,5 25,2 35,2

18 Гурова Т., Тарусин М. Указ. соч. С. 30.

19 Цены и тарифы в ЖКХ. 2004. № 1. С. 11.; 2005. № 3. С. 11.

— не приспособились. 42 % считает, что переход к рынку был не нужен, 34 % — нужен.

Интересующий нас итог приведенной социальной стратификации таков, что к бедным относится до 15 % населения (5 % — женщины: служащие, воспитатели, медсестры; 10 % — мужчины: неквалифицированные рабочие госсектора) с ежемесячным доходом порядка 3 000 руб.; нищим является 14,5 % населения (4,8 % — женщины: работающие в здравоохранении на селе; 9,7 % — безработные, преимущественно женщины) с ежемесячным доходом порядка 1 030 руб.20. Совершенно особенный слой

— пенсионеры — 31 % населения. Их финансовое положение — ежемесячный доход порядка 2 300 руб.

— практически одинаковое у всех. Это следствие уравнительно-распределительной системы пенсионного обеспечения прошлой социалистической экономики. Кроме того, совершенно однозначен вывод, что нет оснований в стране со 144-миллионным населением иметь 104 млн льготников, и финансовый базис для этого существует.

Не менее важные итоги анализа реальных доходов и текущего настроения социума также состоят в следующем:

1) финансовое благополучие людей, работающих в частном секторе — наибольшее;

2) подавляющее большинство россиян привержены идее предпринимательской деятельности;

3) для активизации предпринимательского процесса необходимо проникновение вглубь страны транспортной и банковской систем;

4) необходимо бюджетное программно-проектное финансовое стимулирование сельскохозяйственного товарного производства, связанного с формированием новых рабочих мест на селе;

5) следует снизить налогообложение прибыли кредитных организаций от долгосрочных активных операций при строительстве жилья, что позволит снизить процент за кредит и цены в этой отрасли;

6) необходима федеральная целевая программа усиленной медицинской поддержки беременности, родовспоможения и первоначального формирования здоровья человека от дня рождения до 5 лет;

7) в срок до 2010 г. следует повышать среднемесячную пенсию ежегодно на 1 тыс. руб. до утроения ее нынешнего размера при последовательной ежегодной отмене льгот на проезд, на лекарственное страхование и санаторное обеспечение, на жилищно-коммунальные услуги и т. д.

20 Гурова Т., Тарусин М. Указ. соч. С. 30.

21 Эксперт. 2005. № 20. С. 81.

Наши утверждения о позитивной динамике реальных доходов российского населения за последние годы не имеют принципиальных противоречий с официальной статистикой, которая отражена в табл. 3.

В целом наша оценка также близка к результатам анализа В. Глазычева (он еще 30 лет назад пытался одним из первых количественно оценить масштабы бедности, нищеты и среднего класса), что в сегодняшней России нищеты и бедности меньше, а среднего класса больше. Всеобщее благоденствие во времена СССР — это легенда, у которой глубокие идеологические и пропагандистские корни21.

Учитывая первый из указанных выше семи итогов анализа реальных доходов населения, надо отдельно выделить позитивную социальную работу частных компаний, ее актуальность и значимость.

Социальная роль частного бизнеса

По нашему мнению, учитывая современную достаточно высокую степень прочности финансовой базы государства, следует окончательно «снять» всю социальную инфраструктуру с хозяйствующих субъектов, которой всегда обладали крупные советские предприятия. Вместе с тем необходима взвешенная государственная политика партнерства в отношении компаний, самостоятельно развивающих прогрессивные социальные технологии для работников и их семей. Такие действия властей позволят в одних ситуациях добиваться максимальной эффективности бюджетных расходов, в других

— исключить их вовсе, однако необходимые задачи социального развития будут решены.

Например, ОАО «ТНК-ВР» создала фонды, в распоряжение которых поступают средства на социальные программы в объеме, определенном в соглашениях с территориальными администрациями. Попечительские советы фондов, состоящие из представителей компании, местной власти и региональных общественных деятелей, запускают финансирование программ и устанавливают объемы денежных средств. Принцип ОАО «Ренова»

— финансировать только те социальные программы, где есть возможность установить публично-правовые отношения, т. е. заключить договор об обязательствах сторон. ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» разработал схему финансирования медсанчасти, которая преобразована в автономную некоммерческую организацию. Услуги этого медицинского учреждения совместно оплачиваются предприятием, властями и фондом

обязательного медицинского страхования. На ОАО «ВСМПО-Ависма» создали систему охраны здоровья сотрудников, предполагающую не только лечение и профилактику заболеваний, но и мотивацию людей к поддержанию здоровья. Весь коллектив предприятия проходит профильные осмотры, и при ухудшении здоровья работники переводятся во вспомогательные подразделения до полного восстановления. В таких подразделениях зарплата ниже, значит, безответственное отношение к собственному здоровью ведет к снижению доходов работника22.

ОАО «Нойзидлер Сыктывкар» заключает с сотрудниками соглашения о долевом участии в строительстве жилых домов. Компания полностью покрывает затраты на подготовительные работы. Возведение жилого дома происходит за счет предприятия, работник впоследствии возмещает расходы из своих доходов. ОАО «ГМК «Норильский никель» реформирует систему управления жилищно-коммунальным хозяйством, осуществляет расселение жителей из ветхого и аварийного жилья. ГМК выкупает квартиры у уезжающих по программе переселения на «материк» и предлагает их нуждающимся в улучшении жилищных условий. На собственные средства ГМК осуществляла ремонт жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства. Система ЖКХ была перестроена таким образом, что в 2005 г. 100 % соответствующих услуг в Норильске оказывали уже частные компании, что, в свою очередь, позволило создать конкурентную среду и повысить качество услуг. При этом расходы на социальные программы осуществляются через управляющую компанию в форме инвестиционных проектов, что повышает их эффективность. Кроме того, ОАО «ГМК «Норильский никель» привлекло консультантов, которые совместно с представителями местной администрации разработали стандарты стоимости образовательных и медицинских услуг для Норильска с учетом специфики края и стратегии поддержки бюджетной инфраструктуры города. Эти стандарты повысили эффективность использования средств городского бюджета23.

ОАО «Лукойл» свою первоначально благотворительную инициативу реформировало в программу развития малого бизнеса. Компания организовала конкурс и предоставила гранты на возрождение народных промыслов. Денежных средств, полученных предпринимателями по грантам, оказалось многим достаточно для организации

22 Шмаров А., Бочков П, Лукаш С. Социальная ответственность бизнеса // Эксперт. 2005. № 10. С. 86.

23 Там же. С. 87 - 88.

нового бизнеса. ОАО «Лукойл» регулярно проводит в Пермском крае конкурсы социальных проектов, направленных на внедрение инновационных механизмов управления социальной сферой. Проекты-победители получают финансовую поддержку компании. Участниками конкурса могут быть как юридические, так и физические лица, а также органы местного самоуправления и учебные заведения. ОАО «СУАЛ» поддерживает инициативы тех, кто принимает участие в решении социальных проблем территорий — в создании объектов инфраструктуры и рабочих мест в малом и среднем бизнесе (химчистки, парикмахерские, салоны бытовых услуг). Для этого организуются конкурсы проектов, победители которых получают финансовые средства на их реализацию. Также ОАО «СУАЛ» с привлечением независимых консультантов провело анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения, молодежной политики на территориях, где работает компания. Выяснилось, что от 10 до 15 % бюджетного дефицита возникает из-за неправильных управленческих решений. Для муниципалитетов была разработана методика формирования бюджетов, проведено обучение муниципальных служащих и внедрена автоматизированная система, позволяющая упорядочить расходование бюджетных средств24.

ОАО «Шатура» отбирает кандидатов на получение за счет компании высшего образования по итогам конкурса школьных аттестатов. С победителем конкурса заключается пятилетний договор: компания обязуется оплачивать обучение, а будущий студент—проходить на предприятии ежегодную практику, которая одновременно служит проверкой качества получаемых им знаний. ОАО «Шатура» не трудоустраивает выпускника, если уровень его знаний недостаточен, а если предприятие решает принять выпускника в штат, он может отказаться от поступления на работу при условии возврата денег за обучение.

ОАО «СУЭК» выдает льготные займы коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям на бизнес, предусматривающий создание рабочих мест для бывших шахтеров. Мэры городов направляют средства ОАО «СУЭК» на поддержку таких проектов. На базе переданных компанией муниципалитету техники и объектов недвижимости в Читинской области было создано предприятие ЖКХ, осуществляющее ремонтные, дорожные и строительные работы. На новые рабочие места пришли 50 % уволенных работников законсервированного угольного разреза. Показатель-

24 Шмаров А., Бочков П., Лукаш С. Указ соч. С. 87 — 88.

но, что ОАО «СУЭК» перенесло центры прибыли и налогообложения в регионы, что многократно увеличило налоговые поступления в муниципальные и региональные бюджеты. Также было разрешено налоговым органам предоставлять местным властям информацию, составляющую налоговую тайну компании. Это позволило продемонстрировать, что сбор доходов находится на уровне 30 — 50 % от потребности территории из-за неправильных подходов к бюджетному планированию, а не из-за

25

нежелания компании платить налоги .

ОАО «Объединенная металлургическая компания» разработало механизм уменьшения дефицита бюджета Выксунского района Нижегородской области. Компания заключила с администрацией области соглашение о том, что налоговые отчисления ОАО «ОМК», превышающие запланированные в консолидированном бюджете области, будут направляться в местный бюджет и расходоваться целевым назначением на решение социальных проблем. Это позволило увеличить бюджет Вык-

сунского района и расширить спектр социальных

26

программ .

Справедлива точка зрения А. Громова, что социальная ответственность бизнеса состоит в том, что он должен делать свое дело — развиваться, создавать рабочие места, конкуренцию на рынке рабочей силы (что приводит к росту зарплат и совокупного спроса), улучшать условия и качество труда. Когда видна прибыль, бизнес без всяких указаний со стороны государства выполняет социальные функции. Там, где предприниматели самостоятельно выстраивают систему социальной работы, формируются очень эффективные социальные технологии. Реалии российских органов власти таковы, что особенно местные власти не имеют возможности приглашать высокопрофессиональных финансистов, аналитиков, специалистов

27

по логистике и менеджменту . В этой связи для ускорения роста реальных доходов населения необходимо партнерство государства и бизнеса.

Развитие финансовой системы страны

В текущий период вопрос построения полнокровной финансовой системы не является первоочередным для российского правительства. В 2006 г. в России все еще нет национального фондового рынка и системы коммерческих банков в том формате, который бы соответствовал уровню

25 Там же.

26 Там же.

27 Громов А. Государство Робин 1уд / Эксперт. 2005. № 10. С. 88.

XXI в. К сожалению, наиболее успешные отечественные компании мобилизацию и оборот капитала осуществляют за рубежом. Такая офшорная финансовая система характерна для ограниченно суверенных развивающихся стран, например для Мексики и Бразилии28.

Мы разделяем позицию Т. Гуровой, что активная политика нашего государства для создания мощной финансовой системы страны в настоящее время особенно необходима, поскольку за предыдущие 15 лет в России уже создано большое количество компаний, готовых к быстрому росту, и теперь им нужны, прежде всего, деньги29. Частный бизнес обеспечивает занятость, которая для населения наиболее востребована как перспектива устойчивого финансового благополучия, поэтому завершение формирования национальной финансовой системы — неотложная задача.

Российские финансовые реформы имеют характерные особенности, которые явно видны в сравнении, например с Казахстаном, что отражено в табл. 4.

Масштаб российской финансовой системы пока не соответствует тому, который необходим для обеспечения ускоренного экономического роста. Капитализация рынка акций, государственных и частных облигаций, активы банковской системы приблизительно равны 1 годовому ВВП России. В Англии, например, где финансовый сектор дает 1/4 ВВП, размер финансовой системы эквивалентен 7 годовым ВВП. Во Франции, Германии, Японии размер финансовой системы превышает годовой ВВП примерно в 6 раз, в США — в 5 раз, в Китае

— в 3, в Бразилии — в 2 раза30.

Активы отечественной банковской системы составили в 2005 г. 42 % ВВП, а за последние 5 лет увеличились лишь на 7 %. Капитализация рынка акций национальных эмитентов выводит Россию только на 20-е место среди фондовых рынков31. В целом, в нашей стране очень мало капитала, ликвидные активы в значительной своей части обращаются на иностранных фондовых рынках.

По расчетам генерального директора ММВБ А. Потемкина, оборот американских депозитарных расписок (офшорных аналогов акций российских эмитентов за рубежом) составил за

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28 Ивантер А. Как создать капитал // Эксперт. 2005. № 1

- 2.С. 60.

29 Громов Т. Нелегкая роль государства в экономике // Эксперт. 2005. № 15. С. 14.

30 Ивантер А. Как создать капитал // Эксперт. 2005. № 1 — 2. С. 61.

31 Там же.

Таблица 4

Основные принципы финансовых реформ в Казахстане и России

Область реформирования Казахстан Россия

Консолидация банковского сектора В 1995 — 1998 гг. была проведена форсированная консолидация сектора, в результате чего количество банков сократилось с 230 до 35. Основным критерием консолидации являлись международные стандарты требований к собственному капиталу. В настоящее время сохраняются высокие барьеры входа в банковский бизнес, что способствует консолидации сектора Жесткие количественные требования к капитализации действующих банков не предъявляются, процедуры слияний и поглощений сложны и не отлажены, в результате на рынке присутствуют несколько сотен недокапитализированных мелких и мельчайших банков

Система страхования депозитов С начала 2000 г. предел гарантированной к возмещению суммы был эквивалентен 30 среднемесячным зарплатам. Вместе с ужесточением закона «О банковской тайне» это привело к росту вкладов населения в 10 раз за последние 5 лет С 2005 г. предел гарантированной к возмещению суммы эквивалентен 10 среднемесячным зарплатам. Законодательство о банковской тайне не разработано. Постоянно расширяется перечень условий и процедур, в рамках которых информация о вкладах может или должна передаваться в силовые структуры и органы финансового мониторинга. Вклады населения растут параллельно росту доходов

Статус основного сберегательного банка Сбербанк Казахстана поэтапно приватизирован. С 2001 г. — полностью частный банк. Все убыточные филиалы ликвидированы. В процентной политике по кредитам и депозитам руководствуется рыночными принципами. Одновременно создана государственная почтово-сбе-регательная система (ПСС), выполняющая инфраструктурную функцию обеспечения доступа населения к финансовым услугам на всей территории страны. Возникающие у ППС убытки покрывает бюджет Около 2/3 акций Сбербанка России принадлежит Центральному банку РФ, переход контроля над Сбербанком от государства к частным владельцам в близкой перспективе не планируется. Дотирование убыточных филиалов и выполнение других нерыночных инфраструктурных функций обеспечивается за счет занижения ставок по депозитам и завышения комиссионных по рыночным операциям

Система финансирования жилья Применяется двухуровневая система финансирования. Верхний уровень — рыночная ипотека с рефинансированием выданных банками стандартных ипотечных кредитов государственной Казахстанской ипотечной компанией. Ориентация на людей с доходом от 500 дол. в месяц — всего 10 — 15 % населения страны. Нижний уровень — накопительная система стройсбережений по немецкому образцу на базе государственного Жилстрой-сбербанка. Обеспечивает получение недотируемых кредитов на приобретение и капремонт жилья по ставкам до 5 % годовых в валюте Принята за основу американская модель рефинансирования ипотечных кредитов государственным Агентством по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК). Ввиду недостатка спроса на дорогие ипотечные кредиты и отсутствия отлаженных процедур секьюритизации таких кредитов банками данная модель поддержки ипотечного рынка практически не развивается

Бюджетный стабилизационный фонд В Национальном фонде накоплено порядка 5 млрд дол. (13,5 % ВВП). Все средства Национального фонда инвестированы в зарубежные государственные ценные бумаги. Фонд разделен на две части — стабилизационный портфель и сберегательный портфель. Стабилизационный портфель формируется на случай падения цен на нефть ниже 19 дол. за баррель. Сберегательный портфель может использоваться после исчерпания стабилизационного портфеля по совместному решению правительства и парламента Законодательно установленный неснижа-емый остаток Стабилизационного фонда — 500 млрд руб. По состоянию на 1 февраля 2005 г. размер Стабилизационного фонда составил 647,2 млрд руб. (3,8 % ВВП). Законодательно оформленные направления и процедуры расходования средств несни-жаемого остатка пока не разработаны. Из средств Стабилизационного фонда досрочно погашается внешний долг, в частности, МВФ и Парижскому клубу кредиторов

2005 г. около 100 млрд дол. США: 80 млрд дол. — биржевой оборот в Нью-Йорке, Лондоне и Франкфурте и 20 млрд дол. — оборот на американском внебиржевом рынке. Это превышает 40 % суммарного годового оборота акций отечественных эмитентов. Сходная ситуация сложилась

и в финансовых системах Мексики, Бразилии, Аргентины, Чили. Кроме того, в 2003 — 2004 гг. свыше 70 % всех привлеченных российскими компаниями средств за счет выпуска акций были получены за рубежом32.

32 Ивантер А. Указ. соч. С. 61.

В 2004 г. была принята новая редакция Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», разрешающая открытие и ведение счетов физических лиц и организаций в иностранных банках, что в будущем, возможно, приведет к трансформации национальной финансовой базы как активных, так и пассивных операций российских банков.

На наш взгляд, в эпоху глобализации — это объективный процесс. Тем более, что такое развитие событий исторически знакомо нашей экономике. К 1914 г. доля нерезидентов в акционерных капиталах предприятий, производящих средства производства, составляла в России около 60 %. Примерно 30 % акций и корпоративных облигаций, более 70 % облигаций городов Российской империи обращались за границей. Современная инфраструктура размещения и оборота ценных бумаг национальных эмитентов, в том числе рас-четно-депозитарные системы, биржи и финансовые компании, ориентированы, прежде всего, на удовлетворение иностранных инвесторов. Однако нельзя не учитывать, что выход на зарубежные рынки заемного финансирования полностью закрыт для мелких и средних компаний, а это очень существенный сегмент нашей экономики.

Справедлива точка зрения А. Ивантера, что в текущий период ускоренную динамику демонстрируют кластеры универсальных и активно кредитующих банков, и что особенно важно — в регионах. Кредитный бум в последние два года все глубже проникает в экономическую жизнь страны, захватывая второй и третий эшелоны производственных компаний. Благополучие указанных банков теснейшим образом связано с развитием производственного сектора экономики и с тем, насколько мощной будет российская финансовая система. На эти банки и должно делать

ставку государство, переходя к селективной политике укрупнения субъектов банковского сектора. Для стимулирования целевых кластеров банков применим обширный арсенал мер, в том числе дифференцированные банковские лицензии: кредитно-депозитные, сберегательные, ипотечные, инвестиционные33. На 1 июля 2005 г. в России насчитывалась 1 281 действующая кредитная организация. По оценкам специалистов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, 93 % российских банков не способны выдать ни одного кредита объемом 10 млн дол. США, не нарушая норматива риска на одного заемщика34.

Весьма важной задачей, помимо встраивания отечественной финансовой системы в глобальный экономический процесс, остается эффективность кредитно-денежной политики. С 1999 г. данный механизм функционирует в режиме неявного «currency board». Очень большая часть рублевой эмиссии производится Банком России под покупку иностранной валюты. Учитывая, что времена золотого и золотоде-визного стандарта давно прошли, и повсюду господствуют кредитные деньги, текущая обеспеченность рубля золотовалютными резервами практически на 85 % свидетельствует о слабости нашей финансовой системы, которая неадекватна необходимости расширенного воспроизводства национального капитала.

Мы считаем обоснованным фактом реальный рост финансового благополучия российского населения в современный период. Россияне в большинстве своем осознали неизбежность и важность денежных отношений в повседневной жизни. Прежние представления о «бесплатности» каких-то льготных товаров или услуг уходят в историю. Также доказанным позитивом хозяйственной жизни является обязательная связь квалифицированного труда и высоких денежных доходов.

33 Ивантер А. Указ. соч. С. 62.

34 Эксперт. 2005. № 36. С. 188, 120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.