2. Кобзарь, А.И. Прикладная математическая статистика / А.И. Кобзарь - М. : Физматлит, 2006. - 816 с.
3. Суханова, С.Ф. Моделирование влияния внешних факторов на показатели биологических систем / С.Ф. Суханова, Г.С. Азаубаева, Т. Л. Лещук // Современные методики учебной и научно-исследовательской работы : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Курган, 2017. - С. 56-59.
4. Исаев, А.П. Моделирование в системе адаптации и управления спортивной подготовкой / А.П. Исаев // Человек. Спорт. Медицина. - 2016. - Т. 16. - № 2. - С. 42-51.
5. Горстко, А.Б. Познакомьтесь с математическим моделированием / А.Б. Горстко. - М. : Знание, 1991. - 160 с.
REFERENCES
1. Seluyanov, V.N. (1991), Modeling in the theory of sport (physical training athletes): textbook for students and postgraduates, State Central Order of Lenin Institute of Physical Culture, Moscow.
2. Kobzar, A.I. (2006), Applied mathematical statistics, Fizmatlit, Moscow.
3. Sukhanova, S.F., Asaubaev, G.S. and Leshchuk, T.L. (2017), "Modeling the influence of external factors on biological systems", Modern methods of academic and scientific research work, materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Kurgan, pp. 56-59.
4. Isaev, A.P. (2016), "Modeling in the system of adaptation and management of sports training", Man. Sport. Medicine, Vol. 16, No 2, pp. 42-51.
5. Gorstko, A.B. (1991), Acquainted with mathematical modeling, Znanie, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.09.2019
УДК 796.011.3
ПОВЫШЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Анатолий Васильевич Малыхин, кандидат технических наук, доцент, Иркутский национальный исследовательский технический университет; Сергей Михайлович Струганов, кандидат педагогических наук, доцент, Дмитрий Анатольевич Гаврилов, преподаватель, Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел России, г. Иркутск; Денис Петрович Отев, преподаватель, Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, г. Санкт-Петербург
Аннотация
В статье поднимается актуальная проблема современного общества, заключающаяся в агитации молодого поколения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, а также в популяризации здорового образа жизни среди студенческой молодежи. В настоящее время в высших учебных заведениях обучающиеся выполняют очень большой объем учебной нагрузки, который ведет к малоподвижному образу жизни, ухудшению функционированию сердечно-сосудистой, дыхательной систем, деятельности органов пищеварения, замедлению обмена веществ и потока крови в ногах, которое приводит к снижению работоспособности всего организма, в особенности мозга.
Ключевые слова: физические упражнения, работоспособность, внимание, память, системы организма, учебная нагрузка, умственное переутомление, двигательная активность, физическая культура и спорт.
INCREASING THE PERFORMANCE OF STUDENTS BY PHYSICAL EDUCATION
MEANS
Anatoly Vasilyevich Malykhin, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Irkutsk National Research Technical University; Sergey Mikhailovich Struganov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Dmitry Anatolyevich Gavrilov, the teacher, East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Irkutsk; Denis Petrovich Otev, the teacher,
Kirov Military Medical Academy, St. Petersburg
Annotation
The article raises the urgent problem of modern society, which consists in agitating the young generation to regular physical education and sports, as well as in promoting a healthy lifestyle among students. Currently, in higher educational institutions, the students perform a very large amount of academic load, which leads to the sedentary lifestyle, impaired functioning of the cardiovascular, respiratory systems, digestive organs, slowing down the metabolism and blood flow in the legs, which leads to decrease in the overall performance of the organism, especially the brain.
Keywords: physical exercises, working capacity, attention, memory, body systems, training load, mental fatigue, physical activity, physical education and sport.
ВВЕДЕНИЕ
Ученые установили, что «по мере выполнения физических упражнений увеличивается питание мозговых клеток человека, устраняется усталость, улучшается обмен веществ» [7, с. 71]. По этому поводу В.К. Петров отмечает, что непродолжительная работа или выполнение физических упражнений в течение 10-15 минут могут увеличить работоспособность человека в два раза, кроме этого, даже в два раза больше, чем при пассивном отдыхе [2, с. 22].
Процесс сохранения следов предметов и явлений в человеческом мозгу психологи называют памятью. При внедрении внешней информации в человеческое сознание большую роль играет внимание, а также может явиться основным условием запоминания, восприятия, размышления, мышления, познания и других умственных процессов человека.
«Сосредоточивание внимания только на одном или на одной и той же проблеме называется концентрацией внимания. Обычно крайняя заинтересованность к чему-либо приводит к концентрации внимания. Сильная концентрация внимания на чем-либо обусловливает результативность. При выполнении человеком какой-либо деятельности концентрация внимания непрерывно продолжается в течение 15-20 минут, после чего необходим непродолжительный перерыв. Такое кратковременное восстановление умственной деятельности обеспечивает условие дальнейшей концентрации внимания» [6, с. 43].
Изучение научных трудов психологов свидетельствует о том, что обучающийся одну третью часть девяносто минутной лекции, семинара проводит без пользы. Поэтому встает вопрос об исправлении подобных ситуаций, в поиске возможностей концентрации их внимания на всем протяжении занятия, что может повлиять в дальнейшем на повышение успеваемости [3, с. 37].
Как известно 600 поперечных мышц в человеческом теле даны человеку как орган выполнения движений, для развития этой системы важна роль физических упражнений. Так как все мышцы, прикрепленные к человеческому скелету, являются двигательными органами, и активно помогают кровеносному потоку крайней сердечной, в особенности венозной системы [1, с. 56]. Движение посылает сигнал от активизированных мышц к серой оболочке мозга - высшей части центральной нервной системы. Как известно, в серой оболочке мозга все органы и системы имеют своих представителей, и через них производится руководство организма на основе сложной единой системы. Серая оболочка мозга в ту же минуту разрабатывает необъятный поток информации и регулирует упорядоченную деятельность организмов. Отсюда можно сделать вывод, что различные виды физических упражнений направлены на обеспечение деятельности человеческого мозга.
Выполнение физических упражнений по снятию усталости на лекции и семинаре как одной из важных форм занятий по физической культуре, а также после их проведения с включением закаливающих процедур способствуют восстановлению организма обучающихся, повышению умственной деятельности и увеличению работоспособности [5, с. 11].
Для проверки гипотезы исследования, о положительном влиянии физических упражнений по снятию усталости у обучающихся, был проведен эксперимент в период
2017-2018 учебного года среди курсантов Восточно-Сибирского института МВД России. Из числа курсантов 1 курса обучения была сформирована экспериментальная группу, а из курсантов 2 курса контрольная группа.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ
Нами была разработана программа, предусматривающая 2 комплекса упражнений, направленных на восстановление деятельности организма, системных органов и мозга обучающихся. Через 40 минут после начала лекций и семинаров курсантам предлагалось выполнять упражнение в течение 4-5 минут, на основе чего было проанализировано влияние упражнений на процесс запоминания и восстановления памяти курсантов, и сделаны выводы. Во время эксперимента полученные результаты по выполнению упражнений по снятию умственной усталости были проанализированы на основе разработанного психологами Р. Римской и С. Римского «опыта определения процессов памяти и воспроизведения» [4, с. 53]. Данный психологический опыт включает в себя 20 двузначных чисел, состоит из «А», «Б», «В» частей.
I. Результаты опыта «А» «запоминание чисел и их воспроизведение». Во время данного опыта дается задание: в течение 5 минут необходимо посмотреть на 20 двузначных чисел, затем, закрыв глаза на 1 минуту, попробовать их запомнить.
Исследование показало, что если контрольная группа курсантов до начала эксперимента запоминала 11,8 числа, то экспериментальная группа - 10,9 числа.
Отсюда экспериментальная группа в течение 5 минут по сравнению с контрольной группой запомнила в среднем на 1 число меньше, что говорит о сравнительно меньшем показателе объема памяти.
После непрерывного выполнения упражнений по снятию усталости в течение 1 месяца показатель запоминания чисел курсантами экспериментальной группы в отличие от курсантов контрольной группы улучшился на 2 числа, что составило 74%.
В конце эксперимента, т.е. после 2 месяцев, средний показатель данного опыта в экспериментальной группе составил 17,88, а в контрольной -13,31. Это свидетельствует о том, что в результате выполнения упражнений по снятию усталости потенциал памяти у курсантов экспериментальной группы достиг 89,4%, т.е. повысился на 34,9%. А потенциал памяти у курсантов контрольной группы за это время увеличился только на 7,5%.
Выполнение упражнений обусловило разницу в процессе запоминаний у курсантов экспериментальной и контрольной групп, о чём можно сделать вывод: выполнение упражнений по снятию усталости в экспериментальной группе, несомненно, влияет на внимание и запоминание обучающихся.
II. Опыт «Б» «запоминание чисел в последовательности и их воспроизведение». Обучающиеся должны посмотреть на 20 двузначных чисел в течение 5 минут, затем, закрыв на 1 минуту глаза, записать их в последовательности в заранее приготовленной таблице.
Цель данного эксперимента заключается в требование от обучающихся максимальной мобилизации умственной деятельности.
Во время проведения эксперимента у курсантов проверялось умение запоминать в строгой последовательности числа. В промежуточном опыте в среднем это запоминание составило 13,3 числа или 66,5%, которое затем увеличилось до 17,5%. В контрольной группе до проведения опыта курсанты запомнили 10,9 числа, в промежуточном срезе эксперимента их умение уменьшилось до 10,7 числа, т.е. в процентном соотношении с 54,5% до 53,5%.
В конце эксперимента курсанты экспериментальной группы запоминали 15,5 числа, что составило 77,5%, в контрольной группе в среднем -11,5 числа, т.е. 57,5%. Отсюда средний показатель запоминания чисел в последовательности у курсантов экспериментальной
группы увеличился на 4 числа по сравнению с до экспериментальным периодом, что составило увеличение на 28,5%.
Показатели опыта «запоминание чисел в последовательности» в контрольной группе курсантов на продолжении всего эксперимента почти не изменились, что связано с тем, что эксперимент проводился в конце учебного года, когда они находились под давлением умственной усталости. Выполнение упражнений по снятию умственной усталости, несомненно, повлияло на курсантов экспериментальной группы.
Таким образом выполнение 2 комплексов упражнений по снятию усталости восстанавливает мозговые клетки курсантов, что влияет на упорядоченное запоминание значений явлений.
Ш.Результаты опыта «В» «запоминание чисел через конкретные действия и их воспроизведение». В данном эксперименте необходимо посмотреть зафиксированные в таблице 20 двузначных чисел в течение 5 минут, затем, закрыв глаза на 1 минуту, запомнить числа, которые делятся на три и которые не делятся на это число, затем записать их в предварительно подготовленную таблицу не зависимо от последовательности.
Поскольку данный опыт требует от курсантов умственной мобилизации для запоминания действий и их воспроизведения, ученые П. Цэрэндондов и О.Л. Подлиняев отличает его от «А», «Б» опыта.
Средний показатель опыта в экспериментальной группе курсантов до проведения опыта по сравнению с контрольной группой равнялся 2,19 числа, умение запоминать -49,7%, т.е. меньше на 10,95%. Средний показатель в промежуточном опыте составил 12,06, больше на 1,18 по сравнению с контрольной группой, умение запоминать числа увеличилось до 60,3%. В конце средний показатель курсантов экспериментальной группы составил 2,74 числа, умение запоминать числа - 69,4%, т.е. увеличился на 13,7% по сравнению с контрольной группой. Средний показатель у курсантов контрольной группы до и в конце эксперимента снизился на 4,95%. Средний показатель двух групп до и в промежуточном периоде опыта В составлял вероятность 95%.
Эксперимент проводился в конце учебного года, изучаемые предметы, учебная нагрузка, методика определения результатов опыта в обеих группах характеризовались адекватностью. Поэтому увеличение показателей процесса внимания, запоминания, возрастание умения запоминания через определенные действия у курсантов экспериментальной группы, несомненно, обусловлено результатом выполнения упражнений по снятию усталости.
ВЫВОДЫ
Исследование показало, что не следует приостанавливать после проведения эксперимента выполнение физических упражнений по снятию усталости, и более того необходимо организовать внедрение их во все высшие учебные заведения, т.е. после 40-45 минут начала занятий в течение 3-5 минут в доступной форме в малом количестве выполнять физические упражнения.
В связи свыше изложенным следует подчеркнуть то, что по мере выполнения упражнений по снятию усталости уменьшаются отрицательные явления в организме человека, связанные с недостатком движений, увеличивается работоспособность, предупреждением рабочей нагрузки, полностью обеспечивается нормальная деятельность органов человека.
В ходе исследования было установлено, что упражнения по снятию усталости необходимо выполнять:
- во время семинара и лабораторных занятий стоя, направленные на группу крупных мышц в течение 2-3 минут;
- во время лекций сидя, направленные на ручные, плечевые, шейно-спинные мышцы в течение 4-5 минут.
Выполнение физических упражнений во время лекций и семинаров способствуют восстановлению нервных клеток мозга, которые положительно влияют на запоминание и воспроизведение, унификация значений действий и явлений, умение запоминать через действия. Для агитации молодого поколения и привлечения их к двигательной активности, большое значение необходимо уделять проведению физкультурных и спортивных мероприятий во внеурочное время, т.к. регулярные занятия физической культурой и спортом способствуют к нормализации всех систем организма, восстановлению и снятию негативных явлений накопившихся в течение дня. Эксперимент показал, что у курсантов, которые принимали участие эксперименте, в последствии повысилась мотивация и желание к регулярные занятиям физическими упражнениями, а вместе с ним и отношение к физической культуре и спорту.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борисенко, О.А. Повышение работоспособности курсантов высших образовательных учреждений МВД путем дополнительных занятий физической культурой / О.А. Борисенко, С.М. Струганов // Физическая культура и спорт в системе профессионального образования: опыт и инновационные технологии физического воспитания : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2015. - С. 39-45.
2. Ефремова, Н.Г. Влияние физических упражнений на умственную деятельность студентов / Н.Г. Ефремова, И.Н. Антонова, С.Б. Маврина // Гуманитарное образование в экономическом вузе : VI международная научно-практическая интернет-конференция. - М., 2017. - URL : http://www.rea.ru/ru/conference/eheu/Pages/conference-papers.aspx (дата обращения : 01.09.2019).
3. Кадаев, В.А. Влияние физических нагрузок и естественносредовых факторов на физическую и умственную работоспособность студентов : дис. ... канд. пед. наук / Кадаев В.А. - Сочи, 1999. - 124 с.
4. Методика проведения занятий по общей физической подготовке в образовательных учреждениях МВД России : учебно-методическое пособие / авт.-сост. С.М. Струганов. - Иркутск : [б.и.], 2015. - 104 с.
5. Подлиняев, О.Л. Эффективная память / О.Л. Подлиняев ; Иркутский гос. ун-т. - Иркутск : [б.и.], 2006. - 201 с.
6. Хойль, Э. Искусство концентрации / Э. Хойль. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. - 208 с.
7. Шаламов, Г.М. Формирование мотиваций и ценностного отношения к физической культуре и спорту в образовательных учреждениях / Г.М. Шаламов, С.М. Струганов // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств : материалы международной научно-практической конференции. - Иркутск, 2014. - С. 430-432.
REFERENCES
1. Borisenko, O.A. and Struganov, S.M. (2015), "Increasing the working capacity of cadets of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs through additional physical education classes", Physical culture and sport in the system of vocational education: experience and innovative technologies of physical education: All-Russian materials. scientific and practical conf., Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Yekaterinburg, pp. 39-45.
2. Efremova, N.G., Antonova, I.N. and Mavrina, S.B. (2017), "The influence of physical exercises on the mental activity of students", Humanitarian education in an economic university: VI international scientific and practical Internet conference, Moscow, available at: http://www.rea.ru/ru/confer-ence/eheu/Pages/conference-papers.aspx.
3. Kadaev, V.A. (1999), The influence of physical activity and environmental factors on the physical and mental performance of students, dissertation, Sochi.
4. Ed. Struganov, S.M. (2015), Methodology for conducting classes on general physical training in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia: teaching aid, Irkutsk.
5. Podlinyaev, O.L. (2006), Effective memory, Irkutsk state university, Irkutsk.
6. Hoyle, E. (2005), The art of concentration, Phoenix, Rostov-on-Don.
7. Shalamov, G.M. and Struganov, S.M. (2014), "Formation of motivation and value attitude to physical culture and sport in educational institutions", Improving the professional and physical training of
cadets and students of educational organizations and employees of law enforcement agencies: materials of an international scientific and practical conference, Irkutsk, pp. 430-432.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.09.2019
УДК 376.23
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА ПРИ ДИСФУНКЦИИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ
Андрей Валентинович Малышев, кандидат технических наук, доцент, Сочинский государственный университет; Роман Валерьевич Козьяков, кандидат психологических наук, доцент, Гжельский государственный университет; Эльдар Асафович Аленуров, кандидат социологических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, Москва; Александр Михайлович Шульгин, старший преподаватель, Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова,
Москва
Аннотация
Регулярные физические нагрузки с элементами спортивно-оздоровительного туризма в группах учащейся молодежи, имеющих отклонения в работе сердечно-сосудистой системы, позволили оптимизировать показатели сердечных сокращений и артериального давления, удалось добиться увеличения объема жизненной емкости легких. Повысились показатели физической подготовленности, показатели скоростно-силовых качеств и общей выносливости. Таким образом, можно говорить о том, что спортивно-оздоровительный туризм является эффективной оздоровительной технологией, показанной при начинающихся дисфункциях сердечно-сосудистой системы в юношеском возрасте.
Ключевые слова: спортивно-оздоровительный туризм, физическая культура, двигательная активность, сердечно-сосудистые заболевания, юношеский возраст.
PHYSICAL REHABILITATION OF BACHELOR-STUDENTS WITH CARDIOVASCULAR SYSTEM MALFUNCTIONS WITH THE MENS OF SPORTS
AND HEALTH TOURISM
Andrey Valentinovich Malyshev, the candidate of technical science, senior lecturer, Sochi State University; Roman Valerievich Kozyakov, the candidate of psychology science, senior lecturer, Gzhel State University, Moscow region; Eldar Asafovich Alenurov, the candidate of sociological science, senior lecturer, Russian State Social University, Moscow; Alexander Mi-khailovich Shulgin, senior teacher, I.M. Sechenov First Moscow State Medical University
Annotation
Regular physical activity with elements of the sports and recreational tourism in groups of the students who have malfunctions of the cardiovascular system, made it possible to optimize the heart rate and blood pressure, and increase in lung capacity was achieved. The indicators of physical fitness, indicators of speed-power qualities and general endurance have been increased. Thus, we can say that sports and recreational tourism is an effective healing technology shown for the incipient cardiovascular dysfunctions at the adolescence age.
Keywords: sports and recreational tourism, physical education, physical activity, cardiovascular diseases, adolescence.
ВВЕДЕНИЕ
Образ жизни современного человека все больше и больше начинает отличаться от образа жизни многих поколений наших предков. При современном образе жизни все чаще возникает недостаток активной мышечной деятельности ввиду отсутствия повседневной