РЫНОК ТРУДА И ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
LABOR MARKET AND ECONOMIC EDUCABLIC AND
BUSINESS
УДК 331.5
ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
ПЕРМСКОГО КРАЯ
INCREASE OF UNEMPLOYED PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL LEVEL AS ECONOMIC GROWTH FACTOR OF PERM REGION
И.В. Царенко I.V. Tsarenko
ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России, 614012, г. Пермь, ул. Карпинского, 125 Perm Institute of the Federal Penitentiary Service, 125 Karpinskogo st., Perm, 614012
E-mail: [email protected]
Аннотация
В данной статье рассматривается ряд проблем, характерных для рынка труда Пермского края, в частности дефицит квалифицированных кадров для наукоемких предприятий региона. Анализ рынка труда Пермского края свидетельствует о наличии количественной и качественной диспропорции. Особенно сильное влияние на экономику региона оказывает качественная диспропорция - предприятиям необходимы специалисты не той профессии и не той квалификации, которые имеют безработные.
Отличительной чертой проводимого в настоящее время переобучения безработных граждан, проводимого службой занятости, является его краткосрочность, затратность и оторванность от нужд реальных предприятий.
В крае выполняется государственный заказ на подготовку кадров для наукоемких производств, но он его мероприятия распространяются только на студентов и молодых специалистов. В статье предлагается для повышения профессионального и образовательного уровня безработных использовать дуальную систему обучения, разработанную и применяемую в Германии. Дуальная система представляет собой комплекс этапов практического и теоретического обучения, разработанных в соответствии с требованиями работодателя.
Abstract
This article discusses of problems specific to the labor market of Perm region, in particular shortage of skilled personnel for high-tech enterprises in the region. The analysis of the labor market of Perm region indicates the presence of quantitative and qualitative imbalances. A particularly strong influence on the economy of the region provides high-quality disparity - businesses required skills of the profession and of the qualifications that are unemployed.
The hallmark of the retraining for the unemployed, conducted by the employment service is its short duration, cost and isolation from the needs of real businesses.
The state order runs for training of personnel for high-tech industries, but he events apply only to students and young professionals.
The article proposes to improve the professional and educational level of the unemployed to use a dual system of education was developed and applied in Germany. The dual system is a set of stages of practical and theoretical training, designed in accordance with the requirements of the employer.
Ключевые слова. Образовательный уровень, рынок труда, диспропорция, работодатель, наукоемкое производство, квалификация, технологические требования. Keywords. Educational level, labour market, disparities, employer, high-tech manufacturing, qualification, and technological requirements.
Введение
Особенностью геополитического положения Пермского края, расположенного на востоке европейской части России, является его богатство полезными ископаемыми, в настоящее время в крае разведано более 1400 месторождений. На территории Пермского края добывается около пятидесяти видов полезных ископаемых: нефть, газ, минеральные соли, золото, алмазы, торф, известняк, калийные и магниевые соли. Ведущие отрасли специализации Пермского края: машиностроение, химия и нефтехимия, металлургия, топливная промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Экономическая специализация региона является очень востребованной на внутреннем и внешнем рынке. Товарная структура экспорта состоит из нефти и продуктов ее перегонки, древесного угля, древесины, минеральных удобрений, а также высокотехнологичной продукции, например, ракетных двигателей, оборудования для нефтедобычи, волоконно-оптические системы.
Согласно данным ряда российских исследований, дефицит квалифицированных кадров является одной из главных причин, мешающих отечественному бизнесу динамично развиваться, а территориям страны планомерно повышать свою инвестиционную привлекательность [Андрюнин, A.B., 2016].
Актуальность темы данной статьи связана с тем, что для использования преимуществ геополитического положения региону необходимо наличие трудовых ресурсов надлежащего количества и качества и современных средств производства. Производство высокотехнологичной продукции, например, авиационных и ракетных двигателей, топливной аппаратуры, нефтепромыслового оборудования, аппаратуры цифровых и волоконно-оптических систем передачи информации, нуждается в высококвалифицированных кадрах.
Анализ рынка труда Пермского края свидетельствует о наличии количественной и качественной диспропорции. Количественная диспропорция - это несоответствие между количеством безработных и количеством имеющихся вакансий. Качественная диспропорция - предприятиям необходимы специалисты не той профессии и не той квалификации, которые имеют безработные.
Цель статьи - рассмотреть повышение профессионального и образовательного уровня безработных граждан как фактор экономического роста Пермского края.
Объект исследования данной статьи - процесс повышения профессионального и образовательного уровня безработных в Пермском крае.
Предмет исследования - общественные отношения, связанные с повышением образовательным уровнем безработных граждан, влияющие на экономический рост Пермского края.
Методы исследования, применяемые в настоящей статье: системный подход, метод сравнительного анализа статистических данных, проблемный подход.
Основные результаты исследования
На территории Пермского края в настоящее время реализуется ряд инвестиционных проектов, для реализации требуются рабочие места [Федеральная служба государственной статистики по Пермскому краю http://permstat.gks.ru]:
«Технополис «Новый Звездный», расположенный на территории поселка Новые Ляды, недалеко от Перми, и состоящий из производственных мощностей ОАО «Протон-ПМ», ОАО «Пермский моторный завод» и ряда других предприятий Специализацией
технолполиса является ракетное и авиационное двигателестроение, высокотехнологичная продукция энергетического машиностроения. Количество работающих 34 696 человек, требуется 3000 рабочих мест [Федеральная служба государственной статистики по Пермскому краю http://permstat.gks.ru] .
Промышленный комплекс «Фотоника» включает более сорока организаций-участников, в том числе производственные предприятия, научно-исследовательские институты, учреждения образования. Базовым предприятием комплекса является ОАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания». С производственной деятельностью «Фотоники» связывается развитие инновационных технологий, выпуск такой продукции, как оптоволокно. В настоящее время на «Фотонике» создано 500 новых рабочих мест.
Машиностроение Пермского края также развивается с использованием наукоемких технологий. На таких предприятиях, как ОАО «Вертолеты России», ОАО «Мотовилихинские заводы» создано 1000 рабочих мест.
В металлургии и химическом производстве, в частности на предприятиях Пермского края ОАО «Корпорация «ВСМПО-АВИСМА», ЗАО «Сибур-Химпром» имеется 800 вакансий. На предприятиях лесопромышленного комплекса создано 800 новых рабочих мест (ОАО «Соликамскбумпром», ОАО «Пиломатериалы»).
По данным службы занятости Пермского края, вакансии работодателей в ноябре 2016 года распределялись следующим образом (рисунок 1) [Федеральная служба государственной статистики по Пермскому краю http://permstat.gks.ru].
- квалифицированные рабочие (31%);
- операторы, аппаратчики, слесари-сборщики (20%);
- специалисты высшего уровня квалификации (17%);
- специалисты среднего уровня квалификации (16%).
- работники сферы обслуживания (11%); неквалифицированные рабочие (5%);
Рис. 1. Квалификационный состав вакансий Пермского края Fig. 1. Qualification structure of jobs in Perm region
Следовательно, наиболее востребованными на рынке труда являются квалифицированные рабочие, операторы, аппаратчики и слесари-сборщики, специалисты высшего и среднего уровня квалификации.
По данным Службы занятости Пермского края, состав безработных по уровню образования приведен на рисунке 2 [Федеральная служба государственной статистики по Пермскому краю http://permstat.gks.ru].
Анализируя состав безработных по уровню образования, отметим, что большая часть безработных имеет начальное профессиональное образование (44%) и общее (33%).
Для преодоления диспропорций на рынке труда, руководство Пермского края осуществляет следующие мероприятия [Федоров В.А., Васильев С.В., 2014].
1. Осуществление государственного заказа на обучение специалистов и научных кадров. Целью реализации государственного заказа являются:
- обеспечение инновационных предприятий Пермского края специалистами;
- рост образовательного потенциала жителей края.
2. Более активное взаимодействие работодателей с учебными заведениями как с целью подготовки специалистов нужной специальности и квалификации, так и с целью оценки качества подготовки выпускников.
3. Реализация проекта «Рабочие кадры «под ключ», призванного обеспечить экономику региона эффективными кадрами рабочих профессий и специальностей, переориентировать систему среднего профессионального образования на подготовку профессионалов, востребованных реальным сектором. В соответствии с решением руководства края, Пермская торгово-промышленная палата помогает работодателям, сделавшим заказ на подготовку кадров, подобрать оптимальных «подрядчиков» из числа учебных заведений региона и осуществляет специальные алгоритмы взаимодействия предприятий с учебными заведениями.
Рассмотренные мероприятия начинают давать положительный эффект, но они направлены они только на работу со студентами и молодыми специалистами, и не затрагивают профессиональную переподготовку остальных безработных граждан.
Отличительной чертой проводимого в настоящее время переобучения безработных граждан, проводимого службой занятости, является его краткосрочность и оторванность от нужд реальных предприятий. Следует отметить, что программы профессионального обучения безработных являются очень затратными для государственной политики занятости и не достаточно эффективными.
По мнению многих специалистов, главным недостатком профессионального образования в нашей стране является оторванность образовательных учреждений от реальных требований рыночной экономики и наукоемких технологий производства, громадный разрыв между знаниями, получаемыми в учебных заведениях и реальными требованиями производства [Воробьева И.М., 2015]. В сложившейся ситуации предлагается изменить технологию профессиональной подготовки работников с учетом положительного опыта Германии, которая имеет высокий экономический и технический потенциал и опыт подготовки компетентных специалистов [Аникеев А. А., Артуров Е. А., 2012].
В Германии на более 50 лет используется дуальная система обучения, представляющая собой комплекс этапов практического и теоретического обучения, разработанных в соответствии с требованиями работодателя [Терещенкова Е.В., 2014].
Дуальная система обучения - это процесс партнерства работодателей с образовательными учреждениями, при котором обучение студентов происходит под конкретные технологические требования предприятия [Тидеманн Б., 2011]. К положительным сторонам дуального обучения кадров относится: практическая направленность, непрерывность и мобильность обучения, разнообразие обучающих методов, освоение современного уровня высокотехнологичных производств.
ш высшее
среднее специальное ■ начальное профессиональное
ш общее
Рис. 2. Состав безработных Пермского края по уровню образования Fig. 2. Composition of the unemployed in Perm region by level of education
Образовательный процесс при осуществлении дуального обучения построен в соответствии со следующим графиком: 2 или 3 дня в неделю обучающиеся знакомятся с теоретической базой выбранной профессии в учебном заведении, а затем 3 или 4 дня проходят практическое обучение на производственных площадках предприятия, на котором в будущем предстоит работать [Югфельд Е.А., 2009].
Преимущество дуального образования для предприятия - это возможность подготовки кадров «под заказ», обеспечив максимальное соответствие всем своим требованиям. При этом предприятие экономит временные и денежные ресурсы на поиск и подбор сотрудников, их переучивание и адаптацию. Предприятие также имеет возможность отобрать для себя лучших студентов, поскольку за время практической стажировки на промышленной площадке предприятия студенты имеют возможность проявить себя. Студентов же такой подход мотивирует учиться с полной отдачей [Кирилловский А.Н., 2007].
Учитывая все положительные стороны дуального обучения, предлагается использовать его для переобучения и повышения квалификации безработных Пермского края. Применительно к повышению образовательного уровня безработных, реализация дуальной модели обучения может выглядеть следующим образом.
1. Переподготовка рабочих путем повышения профессионального уровня безработных до нужной инновационному предприятию квалификации может быть обеспечена только путем интеграции работодателей в процесс подготовки кадров и изменения позиции бизнеса - работодатель меняет пассивную роль потребителя на активную роль заказчика.
2. Для переобучения специалистов среднего звена, которые очень востребованы на предприятиях Пермского края, рекомендуется использовать трехстороннее соглашение между предприятием-работодателем, образовательной организацией и обучающимся. По данному соглашению стороны принимают на себя обязательства по выстраиванию образовательного процесса на основании взаимных интересов. В рамках трехсторонних соглашений бизнес получает возможность корректировки образовательных программ (введение новых специальных дисциплин, изменение формата преподавания, внедрение проектного подхода к обучению и т.д.).
Знания студент получает в учебном заведении, а навыки и компетенции - на том предприятии, где планирует работать в будущем. Все виды практик выстраиваются под бизнес. Таким образом, открывается возможность для повышения качества обучения и сокращения периода последующей адаптации выпускника - будущего сотрудника - к месту работы.
3. Для переобучения специалистов высшего уровня рекомендуется также применять дуальную систему подготовки. По мнению участников дуальной системы ни одно вузовское инженерное образование не способно дать такое знание производства изнутри, как дуальное обучение, что делает его важной ступеньки на пути к успешной карьере.
Для повышения образовательного и квалификационного уровня специалистов высшего уровня хорошо себя зарекомендовали стажировки за рубежом. Стажировки рекомендуются в страны наибольшим количеством инновационных предприятий: Германию, Японию, Израиль, Швецию, Канаду.
Стажировки за рубежом для специалистов высшей квалификации будут способствовать применению передового опыта зарубежных стран в области технологии и организации производства, а также в области организации дуального обучения.
Таким образом, применение дуального обучения для повышения образовательного уровня безработных позволит снизить диспропорции на рынке труда, снизить уровень безработицы в регионе, обеспечить трудовыми ресурсами наукоемких предприятий Пермского края.
Заключение
Мировой опыт свидетельствует, что в настоящее время темпы экономического роста региона определяют следующие факторы:
- темпы развития приоритетных направлений развития науки и техники;
- уровень подготовки и квалификации работников всех уровней;
- степень инновационного развития производства.
Следовательно, повышение профессионального и образовательного уровня безработных уменьшит диспропорции на рынке труда, будет способствовать более ритмичной и эффективной работе промышленных предприятий Пермского края, повышению доходов населения, повышению покупательной активности населения, росту инвестиционной привлекательности региона.
Список литературы References
1. Андрюнин, A.B. Взаимодействие региональных рынков труда: опыт анализа и прогнозирования движения населения и рабочей силы // Проблемы прогнозирования. -2016. - № 2. С.97-107.
Andrunin, A. B. the Interaction of regional labour markets: the experience of analysis and forecasting of population movement and labor // problems of forecasting. -2016. - No. 2. P. 97-107.
2. Аникеев А. А., Артуров Е. А. Современная структура образования в Германии // Alma mater. -2012. - № 3. - C. 67-68.
Anikeev, A.A., Arthur E.A. the Modern structure of the German education // Alma mater. - 2012. - No. 3. - C. 67-68.
3. Воробьева И.М. Опыт дуального образования как возможный путь повышения эффективности профориентации будущих абитуриентов и профессиональной подготовки студентов технических вузов // Молодой ученый. - 2015. - № 11. - С. 1310-1313.
Vorobyev I.M. Experience of dual education as a possible way of improving the efficiency of vocational guidance of future applicants and training students of technical universities // the Young scientist. - 2015. - No. 11. - Pp. 1310-1313.
4. Кирилловский А.Н. Развитие системы среднего профессионального образования объединённой Германии: 90 годы XX - нач. XXI вв: автореф. дис....канд. пед. наук. 2007. [Электрон. ресурс]. [Режим доступа]: http://www.dissercat.com/content/razvitie-sistemy-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-obedinennoi-germanii-90-gody-xx-nach#ixzz2h05twfpG
Kirillov A.N. The development of the system of secondary vocational education of the United Germany: 90 years of the XX - early XXI centuries: Abstr. dis....Cand. PED. Sciences. 2007. [Electron. resource]. Mode of access: http://www.dissercat.com/content/razvitie-sistemy-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-obedinennoi-germanii-90-gody-xx-nach#ixzz2h05twfpG
5. Терещенкова Е.В. Дуальная система образования как основа подготовки специалистов // Концепт. - 2014. - № 04 (апрель). - С. 131-133.
Tereshchenkova E.V. Dual educational system as a basis of training of specialists // Koncept. -2014. No. 04 (April). - Pp. 131-133.
6. Тидеманн Б. Дуальная система - немецкая форма профессионального образования // Образование и наука: Издательство РГППУ. 2011. № 6. С.112-123;
The Tiedemann B. Dual system is the German form of vocational education // Education and science: Publisher rgppu. 2011. No. 6. P. 112-123;
7. Федеральная служба государственной статистики по Пермскому краю [Электронный ресурс], [Режим доступа]:
http://permstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/permstat/ru/statistics/employment
Federal state statistics service in the Perm Krai [Electronic resource], [access Mode]: http://permstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/permstat/ru/statistics/employment
8. Федоров В.А., Васильев С.В. Исходные принципы построения модели подготовки конкурентноспособных рабочих в условиях промышленных предприятий // Образование и наука: Известия УрО РАО. 2014. № 6. С. 56-76.
Fedorov V.A., Vasiliev S.V. basic principles of constructing a model of preparation of competitive workers in industrial enterprises // Education and science: proceedings of the Ural branch of RAO. 2014. No. 6. P. 56-76.
9. Югфельд Е.А. Дуальная система образования как катализатор успешной профессиональной и социальной адаптации будущего специалиста // Образование и наука. 2014. №3(112). С.49-62.;
Urfeld, E.A. Dual system of education as a catalyst for successful professional and social adaptation of future specialists // Education and science. 2014. No. 3(112). P. 49-62.