Научная статья на тему 'Повышениe показателей координационной устойчивости, девочек 13-14 лет, занимающихся в секции волейбола'

Повышениe показателей координационной устойчивости, девочек 13-14 лет, занимающихся в секции волейбола Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
волейбол / секционные занятия / девочки 13-14 лет / общеобразовательная организация / координационные способности. / volleyball / sectional classes / girls 13-14 years old / educational organization / coordination abilities.

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Коновалов Игорь Евгеньевич, Андреев Виктор Викторович, Морозов Александр Игоревич

В процессе совершенствования игровой деятельности, наблюдается постепенное усложнение техники и тактики волейбола, где основную роль несет качественное решение двигательных задач в течение матча коллективом детской команды. Результативность игровой работы непосредственно связана с показателями базовых координационных способностей, а ведущие двигательные качества волейболистов реализуются на основе координационных характеристик. Цель исследования. Совершенствование методики, повышение показателей развития координационных способностей девочек 13-14 лет, занимающихся в секции волейбола, и в рамках практической апробации выявить её эффективность. Организация исследования. Реализация производилась на базе МБОУ «СОШ № 32» г. Казани и МБОУ «СОШ №26» г. Абакана, Россия. Стаж занятий в исследуемых группах, соответствовал 1,5 – 2 года. . Методы: повторный, вариативный, игровой и соревновательный. Результаты исследования и их обсуждение. Для комплексного воздействия на координационные и кондиционные способности использовались в различных вариантах обще-подготовительные и специально-подготовительные двигательные действия, где происходит проявление изучаемых способностей. Полученные результаты позволили определить, что прирост показателей координационных способностей произошел в обеих исследуемых группах, однако в экспериментальной группе информативная величина в тестовых упражнениях оказалась более значительной, с достоверностью различий между констатирующими и контрольными показателями p < 0,05. Научная новизна исследования заключается в том, что в процессе апробации методики получены положительные показатели в развитии координационных способностей девочек 13-14 лет, занимающихся волейболом, тем самым доказан высокий уровень её эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Коновалов Игорь Евгеньевич, Андреев Виктор Викторович, Морозов Александр Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the indicators of coordination stability of 13-14-year-old girls involved in the volleyball section

In the process of improving gaming activities, there is a gradual complication of volleyball techniques and tactics, where the main role is played by the qualitative solution of motor tasks during the match by the children's team. The effectiveness of game work is directly related to the indicators of basic coordination abilities, and the leading motor qualities of volleyball players are realized on the basis of coordination characteristics. The purpose of the study. To improve the methodology, to increase the indicators of the coordination abilities development of girls aged 13-14 years old engaged in the volleyball section, and to identify its effectiveness as part of practical testing. Organization of the research. The implementation was carried out on the basis of MBOU "Secondary school No. 32" in Kazan and MBOU "Secondary School No. 26" in Abaka, Russia.. The length of study in the study groups corresponded to 1.5 – 2 years. The results of the study and their discussion. To solve practical problems in the process of training, the emphasis was placed on the following methods: repeated, variable, game and competitive. For a comprehensive effect on coordination and conditioning abilities, general preparatory and special preparatory motor actions were used in various variants, where the manifestation of the studied abilities takes place. The results obtained allowed us to determine that an increase in the indicators of coordination abilities occurred in both study groups, however, in the experimental group, the informative value in the test exercises turned out to be more significant, with the reliability of the differences between the ascertaining and control indicators p < 0.05. The scientific novelty of the study lies in the fact that in the process of testing the technique, positive indicators were obtained in the coordination abilities development of girls aged 13-14 years engaged in volleyball, thereby proving a high level of its effectiveness.

Текст научной работы на тему «Повышениe показателей координационной устойчивости, девочек 13-14 лет, занимающихся в секции волейбола»

УДК 796.0112.134

Повышена показателей координационной устойчивости, девочек 13-14 лет, занимающихся в секции волейбола

Коновалов И.Е.1, Андреев В.В.2*, Морозов А.И.3

1 Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

г. Казань, Россия ORCID: 0000-0003-2953-1975, igko2006@mail.ru; 2Хакасский государственный университет им, Н.Ф. Катанова

г. Абакан, Россия ORCID:0000-0002-2119-0718, andreev2010-62@mail.ru* 3 Набережночелнинский государственный педагогический университет г. Набережные Челны, Россия ORCID: 0000-0002-1373-0075, sonofgod89@mail.ru

Аннотация: В процессе совершенствования игровой деятельности, наблюдается постепенное усложнение техники и тактики волейбола, где основную роль несет качественное решение двигательных задач в течение матча коллективом детской команды. Результативность игровой работы непосредственно связана с показателями базовых координационных способностей, а ведущие двигательные качества волейболистов реализуются на основе координационных характеристик. Цель исследования. Совершенствование методики, повышение показателей развития координационных способностей девочек 13-14 лет, занимающихся в секции волейбола, и в рамках практической апробации выявить её эффективность. Организация исследования. Реализация производилась на базе МБОУ «СОШ № 32» г. Казани и МБОУ «СОШ №26» г. Абакана, Россия. Стаж занятий в исследуемых группах, соответствовал 1,5 - 2 года. . Методы: повторный, вариативный, игровой и соревновательный. Результаты исследования и их обсуждение. .Для комплексного воздействия на координационные и кондиционные способности использовались в различных вариантах общеподготовительные и специально-подготовительные двигательные действия, где происходит проявление изучаемых способностей. Полученные результаты позволили определить, что прирост показателей координационных способностей произошел в обеих исследуемых группах, однако в экспериментальной группе информативная величина в тестовых упражнениях оказалась более значительной, с достоверностью различий между констатирующими и контрольными показателями p < 0,05. Научная новизна исследования заключается в том, что в процессе апробации методики получены положительные показатели в развитии координационных способностей девочек 13-14 лет, занимающихся волейболом, тем самым доказан высокий уровень её эффективности.

Ключевые слова: волейбол, секционные занятия, девочки 13-14 лет, общеобразовательная организация, координационные способности.

Для цитирования: Коновалов И.Е., Андреев В.В.*, Морозов А.И. Повышение показателей координационной устойчивости, девочек 13-14 лет, занимающихся в секции волейбола. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(1): .

Improving the indicators of coordination stability of 13-14-year-old girls

involved in the volleyball section

Igor E. Konovalov1, Viktor V. Andreev2*, Aleksandr I. Morozov2

1Povolzhsky State University of Physical Culture, Sports and Tourism

Kazan, Russia

ORCID: 0000-0003-2953-1975, igko2006@mail.ru 2N.F. Katanov State University Abakan, Russia ORCID:0000-0002-2119-0718, andreev2010-62@mail.ru* 3Naberezhnye Chelny State Pedagogical University Naberezhnye Chelny, Russia ORCID: 0000-0002-1373-0075, sonofgod89@mail.ru

Abstract: In the process of improving gaming activities, there is a gradual complication of volleyball techniques and tactics, where the main role is played by the qualitative solution of motor tasks during the match by the children's team. The effectiveness of game work is directly related to the indicators of basic coordination abilities, and the leading motor qualities of volleyball players are realized on the basis of coordination characteristics. The purpose of the study. To improve the methodology, to increase the indicators of the coordination abilities development of girls aged 13-14 years old engaged in the volleyball section, and to identify its effectiveness as part of practical testing. Organization of the research. The implementation was carried out on the basis of MBOU "Secondary school No. 32" in Kazan and MBOU "Secondary School No. 26" in Abaka, Russia.. The length of study in the study groups corresponded to 1.5 - 2 years. The results of the study and their discussion. To solve practical problems in the process of training, the emphasis was placed on the following methods: repeated, variable, game and competitive. For a comprehensive effect on coordination and conditioning abilities, general preparatory and special preparatory motor actions were used in various variants, where the manifestation of the studied abilities takes place. The results obtained allowed us to determine that an increase in the indicators of coordination abilities occurred in both study groups, however, in the experimental group, the informative value in the test exercises turned out to be more significant, with the reliability of the differences between the ascertaining and control indicators p < 0.05. The scientific novelty of the study lies in the fact that in the process of testing the technique, positive indicators were obtained in the coordination abilities development of girls aged 13-14 years engaged in volleyball, thereby proving a high level of its effectiveness.

Keywords: volleyball, sectional classes, girls 13-14 years old, educational organization, coordination abilities.

For citation: Igor E. Konovalov, Viktor V. Andreev*, Aleksandr I. Morozov. Improving the indicators of coordination stability of 13-14-year-old girls involved in the volleyball section. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(1): .

Введение

Игра в волейбол характеризуется физическими нагрузками, которые проявляются в виде высоких скоростных и координационных характеристик, зрительным распределением внимания и его быстрым переключением, точной дифференцировкой мышечных усилий, пространственной и временной ориентировкой. Реализация игровой работы, состоящей из технических элементов и тактических комбинационных импровизаций в течение матча, происходит на основе показателей физических качеств юных спортсменов [2].

В процессе совершенствования игровой деятельности наблюдается постепенное усложнение техники и тактики волейбола, где основную роль несет качественное решение двигательных задач в течение матча коллективом детской команды. Поэтому

результативность игровой работы непосредственно связана с показателями базовых координационных способностей, совершенствование которых происходит в процессе тренировочного времени. Наука констатирует, что ведущие двигательные качества волейболистов - специальная выносливость, скоростные и силовые направления реализуются именно на основе координационных характеристик. Таким образом, комплексная двигательная подготовка несет в себе функции накопительного арсенала требуемых игровых навыков, в рамках которых происходит освоение и совершенствование техники волейбола [4].

Повышенный уровень эмоционального возбуждения в процессе игры снижает работу сенсорных анализаторов, вследствие этого происходит снижение координационных показателей с последующими ошибками при выполнении технических элементов. Поэтому наиболее эффективным решением указанной проблемы по повышению показателей координационной устойчивости является целенаправленная тренировочная работа [1,3].

Изучение состояния проблемы позволило констатировать, что основная часть научных трудов посвящена тренировочной деятельности квалифицированных волейболистов, и недостаточности методических разработок, отведенных школьным волейбольным командам, особенно в отношении координационной устойчивости в процессе участия в детских турнирах. В литературе не в полной мере представлены научно-обоснованные технологии, направленные на развитие и совершенствование координационных способностей с учетом гендерных отличий и морфофункциональных особенностей детей, занимающихся в условиях школьной секции. На основании этого, разработка методики, направленной на совершенствование координационных способностей обучающихся, занимающихся в секции волейбола в конкретном регионе, является актуальным решением проблемы.

Цель исследования: теоретически совершенствовать методику повышения показателей развития координационных способностей девочек 13-14 лет, занимающихся в секции волейбола, и в рамках практической апробации на секционных занятиях выявить её эффективность.

Материалы и методы

Реализация исследования производилась на базе МБОУ «СОШ № 32» г. Казани и МБОУ «СОШ №26» г. Абакана, Россия. Экспериментальная группа была сформирована из девочек 13-14 лет в количестве 13 человек, обучающихся в первой, контрольная группа в количестве 12 человек из второй учебной организации. Стаж занятий в обеих исследуемых группах, соответствовал 1,5 - 2 года.

Результаты и обсуждение

В процессе совершенствования методики акцент производился на решение следующих задач:

- для увеличения двигательного опыта постепенно происходило повышение координационной сложности выполняемых элементов;

- двигательная работа постоянно подлежала перестроению в условиях часто изменяющейся обстановки;

- работа производилась для повышения показателей ориентировки в пространстве, времени и точности движений;

- устранялась излишняя напряженность в задействованных мышцах в период выполнения элементов.

Для решения практических задач в процессе тренировочной работы применялись следующие методы: повторный, вариативный, игровой и соревновательный.

При совершенствовании игровых элементов применялся повторный метод, с задачей доводки упражнения до автоматизации в стандартных условиях.

Реализация вариативного метода происходила в вариантах - с изменением условий и строго-нестрогой вариативностью, это:

- строгое выполнение элемента с заданным варьированием;

- разнообразность исходных положений при работе с мячом;

- выполнение элементов после воздействия на вестибулярный аппарат, в виде после кувырков или круговых движений туловища;

- реализация двигательных задач без зрительного контроля.

К методу нестрогой вариативности относились приемы, выполнение которых происходило в нестандартных условиях, которые могут относиться к другим видам спортивной деятельности или совершенствование индивидуальных действий технико-тактического характера.

При выполнении специально-подготовительных упражнений координационного характера подбор арсенала заключался в следующих аспектах:

- подводящие упражнения, помогающие совершенствованию технических и тактических приемов;

- целенаправленные упражнения из специфики волейбола, для развития отдельных видов базовых координационных способностей.

Для комплексного воздействия на координационные и кондиционные способности использовались в различных вариантах обще-подготовительных и специально-

подготовительных двигательных действий на основе игрового и соревновательного методов, где происходит неожиданное проявление изучаемых способностей.

После реализации методики проводилась работа по систематизации полученных результатов, выполнен сравнительный анализ показателей, полученных на констатирующем и контрольном тестировании, выявленные информативные величины обработаны с помощью методов математической статистики. Полученные результаты позволили определить, что прирост показателей координационных способностей произошел в обеих исследуемых группах, однако в экспериментальной группе величина прироста в применяемых тестах оказалась более значительной, с достоверностью различий между констатирующими и контрольными показателями p < 0,05 (табл.).

Таблица

Показатели развития координационных способностей девочек 13-14 лет до и после

педагогического эксперимента (Х±о)

Тесты До После Достоверность различий

Верхняя передача в стену с продвижением (сек) ЭГ 24,9±0,4 18,4±0,3 p < 0,05

КГ 24,7±0,3 22,7±0,3 p > 0,05

Челночный бег 5х10 (сек) ЭГ 10.3±1,1 8,2±1,0 p < 0,05

КГ 10,4±1,2 9,5±1,1 p > 0,05

Броски 5 набивных мячей в обруч (ко-во попаданий) ЭГ 3,2±0,3 4,7±0,3 p < 0,05

КГ 3,2±0,3 3,8±0,4 p < 0,05

Бег с имитацией «елочки» (сек) ЭГ 25,3±0,5 21,2±0,3 p < 0,05

КГ 25,4±0,5 23,9±0,2 p > 0,05

Так, в тесте «Верхняя передача в стену с продвижением вдоль спортивного зала», который использовался для выявления уровня развития ориентировки в пространстве, реагировании на движущийся предмет, дифференцировки мышечных усилий, в экспериментальной группе произошел прирост на 26,2%, в контрольной группе на 8,1%.

Тест «Челночный бег 5х10» применялся с целью выявления уровня развития координационных способностей в комплексном проявлении, в экспериментальной группе выявлен прирост показателя на 20,4%, в контрольной группе на 8,7%.

В тесте «Броски 5 набивных мячей (3 кг) поочередно с попаданием в обруч», который применялся с целью выявления уровня развития дифференцировки мышечных усилий при выполнении скоростно-силового упражнения, в экспериментальной группе произошел прирост - 32,0%, в контрольной группе - 15,8%.

Тест «Бег с имитацией «елочки»» применялся с целью выявления показателей развития координационных способностей в комплексном проявлении, где в экспериментальной группе показатели улучшились на 16,3%, в контрольной группе на

6,0%.

Заключение

Следует констатировать, что изменения, произошедшие в развитии координационных способностей, вследствие воздействия средств волейбола, у исследуемого контингента девочек, входящих в экспериментальную группу, позволили определить, что эффективность предложенной методики является высокой по отношению к традиционному проведению тренировочных секционных занятий в условиях общеобразовательных организаций.

Список литературы

1. Андреев В.В., Коновалов И.Е., Андреев Д.С., Морозов А.И. Методика повышения уровня спортивной работоспособности баскетболистов на основе средств стимулирования и восстановления. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(1): 5-11. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-1-5-11.

2. Андреев В.В., Коновалов И.Е., Андреев Д.С., Морозов А.И. Методика повышения уровня спортивной работоспособности баскетболистов на основе средств стимулирования и восстановления. Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(1): 5-11. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-1-5-11.

3.Немцев О.Б. Место точности движений в структуре физических качеств. Теория и практика физической культуры. 2003; 8: 21-24.

4. Железняк Ю.Д., Шипулин Г.Я., Сердюков О.Э. Тенденции развития классического волейбола на современном этапе. Теория и практика физической культуры. 2004; 4: 30 - 33.

References

1. Viktor V. Andreev V.V., Igor E. Konovalov, Dmitriy S. Andreev, Aleksandr I. Morozov. Methodology of sports working capacity level increase among basketball players on the basis of stimulation and rehabilitation means. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2021; 16(1): 5-11. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-1-5-11 [In Russ., In Engl.].

2. Viktor V. Andreev V.V., Igor E. Konovalov, Dmitriy S. Andreev, Aleksandr I. Morozov. Methodology of sports working capacity level increase among basketball players on the basis of stimulation and rehabilitation means. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2021; 16(1): 5-11. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-1-5-11. [In Russ., In Engl.].

3.Nemtsev O.B. The place of precision of movements in the structure of physical qualities. Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tury = Theory and practice of physical culture. 2003; 8: 21-24 [In Russ., In Engl.].

4. Zheleznyak Yu.D., Shipulin G.Ya., Serdyukov O.E. Trends in the development of classical volleyball at the present stage. Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tury = Theory and practice of physical culture. 2004; 4: 30 - 33 [In Russ., In Engl.].

Статья поступила в редакцию: 20.02.2024

Коновалов Игорь Евгеньевич - доктор педагогических наук, доцент, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 420010, Россия, г. Казань, Деревня Универсиады, дом 36, e-mail: igko2006@mail.ru.

Андреев Виктор Викторович - кандидат педагогических наук, доцент, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 655017, Россия, г. Абакан, проспект им. Ленина, дом 90, e-mail: andreev2010-62@mail. ru

Морозов Александр Игоревич - кандидат педагогических наук, доцент, Набережночелнинский государственный педагогический университет, 423806, Россия, г. Набережные Челны, ул. им. Низаметдинова Р.М., дом 28, e-mail: sonofgod89@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.