Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ 12-13 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО РАЗДЕЛА "БАСКЕТБОЛ"'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ 12-13 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО РАЗДЕЛА "БАСКЕТБОЛ" Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
207
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАСКЕТБОЛ / ШКОЛЬНИКИ 12-13 ЛЕТ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ / МЕТОДИКА / СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Андреев Дмитрий Сергеевич, Фертих Илья Андреевич

Введение. Динамика развития и совершенствования школьного процесса физкультурной деятельности в регионах не находит в себе активных изменений, а реализуется в медленно текущей форме с минимальным приростом положительных показателей. Учитывая состояние развития физической культуры в общеобразовательных организациях, актуальной является проблема разработки с последующей апробацией в рамках педагогического эксперимента отдельной модели по организации физического воспитания в конкретной учебной организации. Цель исследования. Теоретически, выполнить совершенствование методики, направленной на развитие скоростносиловых способностей школьников 12-13 лет на основе реализации программного раздела «баскетбол, и в рамках практической апробации на уроках физической культуры выявить её эффективность. Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 29» г. Абакана. Экспериментальная группа состояла из 25 человек, из них 17 мальчиков и 8 девочек, контрольная группа состояла из 24 школьников, из них 15 мальчиков и 9 девочек. Экспериментальная группа занималась по методике, основанной на применении ряда дополнительных упражнений скоростно-силового характера, присущих игре в баскетбол, контрольная группа - по стандартной программе физического воспитания. Результаты исследования и их обсуждение. Контрольное тестирование позволило выявить значительные изменения в показателях развития скоростно-силовых способностей у школьников экспериментальной группы с достоверностью p < 0,05, хотя продолжительность применения методики являлась незначительной. В контрольной группе изменения показателей между констатирующим и контрольным исследованием оказалось минимальным. Выводы. На основании полученных показателей по окончанию педагогического исследования, доказана эффективность предложенного варианта методики, которая внедрена в учебный процесс общеобразовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Андреев Дмитрий Сергеевич, Фертих Илья Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF SPEED AND STRENGTH ABILITIES OF SCHOOLCHILDREN AGED 12-13 YEARS OLD IN PHYSICAL EDUCATION LESSONS UNDER CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF THE PROGRAM SECTION "BASKETBALL"

Introduction. The dynamics of the development and improvement of the school process of physical activity in the regions does not find active changes, but is implemented in the slow current form with minimal increase in positive indicators. Taking into account the state of development of physical culture in the general education organizations, the problem of developing the separate model for the organization of physical education in the specific educational organization with subsequent testing within the framework of the pedagogical experiment is urgent. The purpose of the study. Theoretically, to improve the methodology aimed at developing the speed and strength abilities of schoolchildren aged 12-13 years old on the basis of the implementation of the program section "basketball, and in the framework of practical testing at physical education lessons to identify its effectiveness. Methodology and organization of the study. The study was conducted on the basis of MBOU "Secondary school No. 29" in Abakan. The experimental group consisted of 25 people, 17 of them boys and 8 girls, the control group consisted of 24 schoolchildren, 15 of them boys and 9 girls. The experimental group was engaged in a method based on the use of a number of additional exercises of a speed-strength nature inherent in the game of basketball, the control group - according to the standard program of physical education. The results of the study and their discussion. Control testing revealed significant changes in the indicators of development of speed and strength abilities in the experimental group of schoolchildren with confidence of p < 0.05, although the duration of the application of the technique was insignificant. In the control group, the changes in indicators between the ascertaining and control studies were minimal. Conclusions. Based on the obtained indicators at the end of the pedagogical research, the effectiveness of the proposed version of the methodology, which is introduced into the educational process of a general education organization, is proved.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ 12-13 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО РАЗДЕЛА "БАСКЕТБОЛ"»

ture, No. 12, pp. 109-111.

2. Filina V.P. and Groshenkov S.S. (1966), Initial training of young athletes, Physical culture and sport, Moscow.

3. Nikitushkin, V.G. (2010), Theory and methodology of youth sports, textbook, Physical culture, Moscow.

Контактная информация: Aleksandrova.va@mail.ru

Статья поступила в редакцию 07.10.2022

УДК 796.012.134

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

ШКОЛЬНИКОВ 12-13 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В

УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО РАЗДЕЛА «БАСКЕТБОЛ»

Дмитрий Сергеевич Андреев, аспирант, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Казань; Илья Андреевич Фертих, учитель физической культуры, Средняя образовательная школа № 29, Абакан

Аннотация

Введение. Динамика развития и совершенствования школьного процесса физкультурной деятельности в регионах не находит в себе активных изменений, а реализуется в медленно текущей форме с минимальным приростом положительных показателей. Учитывая состояние развития физической культуры в общеобразовательных организациях, актуальной является проблема разработки с последующей апробацией в рамках педагогического эксперимента отдельной модели по организации физического воспитания в конкретной учебной организации. Цель исследования. Теоретически, выполнить совершенствование методики, направленной на развитие скоростно-силовых способностей школьников 12-13 лет на основе реализации программного раздела «баскетбол, и в рамках практической апробации на уроках физической культуры выявить её эффективность. Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 29» г. Абакана. Экспериментальная группа состояла из 25 человек, из них 17 мальчиков и 8 девочек, контрольная группа состояла из 24 школьников, из них 15 мальчиков и 9 девочек. Экспериментальная группа занималась по методике, основанной на применении ряда дополнительных упражнений скоростно-силового характера, присущих игре в баскетбол, контрольная группа - по стандартной программе физического воспитания. Результаты исследования и их обсуждение. Контрольное тестирование позволило выявить значительные изменения в показателях развития скоростно-силовых способностей у школьников экспериментальной группы с достоверностью p < 0,05, хотя продолжительность применения методики являлась незначительной. В контрольной группе изменения показателей между констатирующим и контрольным исследованием оказалось минимальным. Выводы. На основании полученных показателей по окончанию педагогического исследования, доказана эффективность предложенного варианта методики, которая внедрена в учебный процесс общеобразовательной организации.

Ключевые слова: баскетбол, школьники 12-13 лет, общеобразовательная организация, ско-ростно-силовые способности, методика, средства развития.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p15-19

FEATURES OF DEVELOPMENT OF SPEED AND STRENGTH ABILITIES OF SCHOOLCHILDREN AGED 12-13 YEARS OLD IN PHYSICAL EDUCATION LESSONS UNDER CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF THE PROGRAM

SECTION "BASKETBALL"

Dmitry Sergeevich Andreev, the post-graduate student, Volga State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan; Ilya Andreevich Fertikh, the teacher of physical culture,

Secondary school No. 29, Abakan

Abstract

Introduction. The dynamics of the development and improvement of the school process of physical activity in the regions does not find active changes, but is implemented in the slow current form with minimal increase in positive indicators. Taking into account the state of development of physical culture in the general education organizations, the problem of developing the separate model for the organization of physical education in the specific educational organization with subsequent testing within the framework of the pedagogical experiment is urgent. The purpose of the study. Theoretically, to improve the methodology aimed at developing the speed and strength abilities of schoolchildren aged 12-13 years old on the basis of the implementation of the program section "basketball, and in the framework of practical testing at physical education lessons to identify its effectiveness. Methodology and organization of the study. The study was conducted on the basis of MBOU "Secondary school No. 29" in Abakan. The experimental group consisted of 25 people, 17 of them boys and 8 girls, the control group consisted of 24 schoolchildren, 15 of them boys and 9 girls. The experimental group was engaged in a method based on the use of a number of additional exercises of a speed-strength nature inherent in the game of basketball, the control group - according to the standard program of physical education. The results of the study and their discussion. Control testing revealed significant changes in the indicators of development of speed and strength abilities in the experimental group of schoolchildren with confidence of p < 0.05, although the duration of the application of the technique was insignificant. In the control group, the changes in indicators between the ascertaining and control studies were minimal. Conclusions. Based on the obtained indicators at the end of the pedagogical research, the effectiveness of the proposed version of the methodology, which is introduced into the educational process of a general education organization, is proved.

Keywords: basketball, schoolchildren aged 12-13, general education organization, speed and strength abilities, methods, means of development.

ВВЕДЕНИЕ

Повышение интереса учащихся общеобразовательных школ к основным урокам физической культуры не только подразумевается и трактуется учебной программой, но и повышенным уровнем запросов населения в постоянных изменениях условий жизненного процесса. Однако динамика развития и совершенствования школьного процесса физкультурной деятельности в регионах не находит в себе активных изменений, а реализуется в медленно текущей форме с минимальным приростом положительных показателей. Это подтверждается наличием хронических заболеваний и низким уровнем состояния двигательной сферы детей с невозможностью сопротивления негативным факторам окружающей среды [1,3].

Учитывая состояние развития физической культуры в общеобразовательных организациях, актуальной является проблема разработки с последующей апробацией в рамках педагогического эксперимента отдельной модели по организации физического воспитания в конкретной учебной организации. После реализации рядом ученых исследований, направленных на повышение интереса к основным занятиям физической культуры, улучшения состояния здоровья и двигательной подготовленности, произошли кардинальные изменения по всем изучаемым направлениям. Анализ рассматриваемой нами проблемы, выявил значительный перечень исследований, направленных на поиск и разработку отдельных моделей и форм организации физкультурной деятельности в учебных организациях различного типа на основе легкой атлетики, гимнастики, борьбы. Однако ученые не в полной мере раскрывают возможности применения в школьных условиях отдельных видов спортивных игр, особенно баскетбола, имеющего специфические технико-тактические характеристики с воздействием на двигательные функции и эмоциональную сферу. При более углубленном изучении указанного вида спортивной игры можно рассматривать, что при выполнении такого рода двигательной работы происходит проявление рада физических способностей - силовых, координационных, скоростных и т.д., кроме этого, происходит формирование необходимых психологических качеств -мыслительной деятельности, смекалки, находчивости, взаимопонимания и взаимовыручки [2, 4, 5].

Цель исследования. Теоретически, выполнить совершенствование методики, направленной на развитие скоростно-силовых способностей школьников 12-13 лет на основе реализации программного раздела «баскетбол, и в рамках практической апробации на уроках физической культуры выявить её эффективность.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Экспериментальное исследование, посвященное проверке эффективности применения методики, направленной на повышение уровня развития скоростно-силовых способностей школьников 12-13 лет средствами игры в баскетбол проводилось на базе МБОУ «СОШ№29» г. Абакана. Экспериментальная группа состояла из 25 человек, из них 17 мальчиков и 8 девочек, контрольная группа состояла из 24 школьников, из них 15 мальчиков и 9 девочек. Экспериментальная группа занималась по методике, основанной на применении ряда дополнительных упражнений скоростно-силового характера, присущих игре в баскетбол, контрольная группа - по стандартной программе физического воспитания, с освоением базовых упражнений баскетбола с нагрузкой, соответствующей среднему уровню подготовки обучающихся. Режим физкультурных занятий соответствовал 3 урокам в неделю, Реализация методики была рассчитана на 24 часа учебных занятий.

МЕТОДИКА

При совершенствовании методики учитывалось, что скоростно-силовые способности можно подвергать развитию в разных вариациях мышечного напряжения и интенсивности двигательной работы при выполнении упражнений с перемещениями тела занимающихся в пространстве и времени. Поэтому главной целью при практической её реализации, явилось увеличение нагрузок в аспекте интенсивности и общего объема, при этом, решая задачи по освоению специальных упражнений, производился акцент на развитие изучаемого двигательного качества. Процесс физкультурных занятий, проходил свою реализацию на основе кругового, повторного, соревновательного и игрового методов и содержал в себе следующий перечень правил:

- реализация направления скоростной подготовки, происходила при увеличении показателей скорости с перемещениями в пространстве и быстроты выполнения специальных элементов игры;

- реализация направления скоростно-силовой подготовки, происходила при двигательной работе с незначительным уровнем сопротивления или без такового;

- реализация скоростно-силовой подготовки, происходила с включением двигательной работы в малочисленных группах (тройках) и в парах.

В рамках применения кругового метода, двигательная работа выполнялась в заданной логической последовательности, с точным определением нагрузочных показателей и временного периода восстановительного отдыха. С применением повторного и соревновательного методов использовались упражнения с отягощением собственного тела, в основном это многообразие прыжковых упражнений и комплексы упражнений, с набивными мячами реализуемые в парах, состоящие из метаний в разных исходных положениях. В период реализации двигательной работы происходило вариативное изменение сопротивлений или отягощений, однако использовался принцип - при снижении интенсивности на 10% и более, выполнение упражнения прекращалось. Игровой метод применялся при проведении подвижных игр с включением основных базовых элементов игры в баскетбол.

На начальном этапе занятий использовалось 2-3 упражнения скоростно-силового характера, однако между выполняемыми подходами включались двигательные действия с передвижениями в пространстве и проявлением способности «быстрота», так как смена видов применяемых упражнений позитивно воздействовала на восстановление организма

после выполнения основного упражнения. В этом случае происходил специфический подбор упражнений, соответствующих между собой с проявлением скоростного и силового направлений. При этом учитывался принцип: эффективность применения упражнений бывает выше при частом включении их в занятия, чем большая нагрузка, применяемая в редкой форме.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По окончанию исследования было проведено контрольное тестирование для определения уровня воздействия методики на изучаемые двигательные способности, которое позволило выявить значительные изменения в показателях у школьников экспериментальной группы с достоверностью р<0,05, хотя продолжительность применения методики являлась незначительной. В контрольной группе изменения показателей между констатирующим и контрольным исследованием оказалось минимальным.

Таблица 1 - Показатели развития скоростно-силовых способностей мальчиков 12-13 лет до и после педагогического эксперимента (Х±а)_

Тесты До После Прирост, % Достов.

Прыжок в длину с места (см) ЭГ 157,8±6,4 173,1±7,5 8,9 р<0,05

КГ 156,7±7,1 160,2±9,4 2,2 р>0,05

Прыжок вверх после трех шагов разбега (см) ЭГ 31.6±3,9 37,7±2,6 16,2 р<0,05

КГ 31,0±4,7 33,2±2,5 6,7 р>0,05

Пробегание отрезка 9 м волейбольной площадки (сек) ЭГ 2,3±0,1 2,0±0,1 13,1 р<0,05

КГ 2,3±0,1 2,2±0,1 4,4 р<0,05

Бросок набивного мяча 1 кг стоя (см) ЭГ 406,4±7,4 439,9±8,6 7,7 р<0,05

КГ 404,6±8,3 407,1±5,8 0,7 р>0,05

Бросок набивного мяча 1 кг в прыжке (см) ЭГ 437,8±11,8 454,9±9,1 8,0 р<0,05

КГ 437,7±10,5 441.0±10,4 0,9 р>0,05

В тесте «Прыжок в длину с места», произошло увеличение в экспериментальной группе у школьников-мальчиков на 8,9%, у девочек на 11,8%. В контрольной группе у первых на 2,2%, у вторых на 3,2%.

В тесте «Прыжок вверх после трех шагов разбега», аналогично, произошло увеличение показателей в экспериментальной группе. Так, у мальчиков результат повысился на 16,2%, у девочек на 22,4%, контрольной группе у первых на 6,7%, у вторых на 3,7%.

В тесте «Пробегание отрезка 9 м волейбольной площадки», в экспериментальной группе у мальчиков прирост показателей составил 13,1%, у девочек 15,4%, в контрольной группе соответственно - на 4,4% и 4,0%.

Таблица 2 - Показатели развития скоростно-силовых способностей девочек 12-13 лет до и после педагогического эксперимента (Х±о)_

Тесты До После Прирост, % Достов.

Прыжок в длину с места (см) ЭГ 136,9±11,4 155,1±8,5 11,8 р<0,05

КГ 138,7±10,1 143,2±9,4 3,2 р>0,05

Прыжок вверх после трех шагов разбега (см) ЭГ 24,6±4,9 31,7±4,6 22,4 р<0,05

КГ 24,0±3,7 24,9±2,5 3,7 р>0,05

Пробегание отрезка 9 м волейбольной площадки (сек) ЭГ 2,6±0,2 2,2±0,1 15,4 р<0,05

КГ 2,5±0,4 2,4±0,2 4,0 р<0,05

Бросок набивного мяча 1 кг стоя (см) ЭГ 376,4±10,4 419,9±8,6 8,2 р<0,05

КГ 377,6±10,3 381,1±10,8 1,0 р>0,05

Бросок набивного мяча 1 кг в прыжке (см) ЭГ 397,8±10,8 414,9±7,1 10,4 р<0,05

КГ 396,7±10,5 402.0±8,4 1,4 р>0,05

В тесте «Бросок набивного мяча весом 1 кг на расстояние из положения стоя», в экспериментальной группе увеличение результатов произошло - у мальчиков на 7,7%, у девочек на 8,2%. В контрольной группе изменения не имеют кардинального значения.

В тесте «Бросок набивного мяча на расстояние в прыжке», увеличение показателей в экспериментальной группе произошло на 8,0% - у мальчиков и 10,4% - у девочек. В

контрольной группе произошли минимальные изменения.

ВЫВОДЫ

Следует констатировать, что современные ученые не в полной мере раскрывают возможности применения в школьных условиях более глубокое изучение отдельных видов спортивных игр, в нашем случае - баскетбола, имеющего специфические технико-тактические характеристики с воздействием на двигательные функции и эмоциональную сферу. В нашем случае, на основании полученных показателей по окончанию педагогического исследования, доказана эффективность предложенного варианта методики, которая внедрена в учебный процесс общеобразовательной организации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев В.В. Сравнительный анализ показателей развития скоростно-силовых способностей девочек 10-11 лет с задержкой психического развития, занимающихся волейболом и их сверстниц, не имеющих отклонений / В.В. Андреев, И.Е. Коновалов, А.И. Морозов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 4 (194). - С. 31-36.

2. Берговина М.Л. Баскетбол: средства и методы обучения: учебное пособие / М.Л. Берго-вина. - Сыктывкар : ИПО СыктГУ, 2011. - 111 с.

3. Медведев И.А. Управление оптимальной двигательной активностью учащихся в режиме дня и физической подготовкой на уроках физической культуры: учебно-методическое пособие / И.А. Медведев. - Красноярск: РИО КГПУ, 2000. - 124 с.

4. Немцева Н.А. Особенности прыжковой деятельности в баскетболе / Н.А. Немцева // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. -2007 . - № 2. - С. 86-94.

5. Нестеровский Д.И. Теория и методика баскетбола : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Д.И. Нестеровский. - 6-е изд., перераб. - Москва : Академия, 2014. - 352 с.

REFERENCES

1. Andreev, V.V., Konovalov, I.E. and Morozov, A.I. (2021) "Comparative analysis of indicators of the development of speed and strength abilities of girls aged 10-11 years with mental retardation, engaged in volleyball and their peers who do not have deviations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (194), pp. 60-65.

2. Bergovina, M.L. (2011), Basketball: means and methods of teaching: textbook, Syktyvkar.

3. Medvedev, I.A. (2000), Management of optimal motor activity of students during the day and physical training at physical culture lessons: an educational and methodological manual, Krasnoyarsk.

4. Nemtseva N.A. (2007), "Features of jumping activity in basketball", Pedagogy, psychology and biomedical problems ofphysical education and sports, No. 2, pp. 86-94.

5. Nesterovsky, D.I. (2014), Theory and methodology of basketball: textbook, Academy, Moscow

Контактная информация: andreev2010-62@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.10.2022

УДК 796.322

КЛАССИФИКАЦИЯ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ С УЧАСТИЕМ ЛИНЕЙНОГО

ИГРОКА В ГАНДБОЛЕ

Инна Юрьевна Анненко, старший преподаватель, Юрий Михайлович Макаров, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

Введение. Проблема эффективного обучения взаимодействиям с линейным игроком не может быть решена в рамках традиционного подхода, не учитывающего ситуационной изменчивости

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.