ПОВЫШЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ НАДЁЖНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В.В. Бурчик, Н.П. Кузьмич
В статье представлено исследование организационно-технологической надёжности строительных организаций, которое показало возможное использование вероятностно-статистических методов и моделей. Под организационно-технологической надёжностью строительного производства принято понимать его способность сохранять параметры функционирования в заданных пределах и получать запланированный результат при данных условиях производства. Организационно-технологическая надёжность строительного производства зависит от большого числа случайных факторов влияния внешней и внутренней среды. В статье рассмотрены методы повышения организационно-технологической надёжности строительного производства. Экономическую оценку эффективности повышения организационно-технологической надёжности строительства можно осуществить сравнением затрат на выполнение такого мероприятия и эффекта от него. Предложены современные направления повышения организационно-технологической надёжности строительства, к которым можно отнести: развитие и совершенствование территориальной и фирменной нормативной базы; внедрение логистики в строительное производство; совершенствование системы управления (менеджмента) качества в строительстве; вариантное проектирование организационно-технологической документации и т.д.
Ключевые слова: вероятностный характер, логистика, организационно-технологическая надёжность, отказ, резервирование, строительство, реконструкция
Стратегические цели, стоящие перед инвестиционно-строительным комплексом заключаются в повышении качества строительной продукции, обеспечении надёжности и безопасности, экономичности зданий и сооружений, устойчивого развития предприятий и организаций строительной сферы. Устойчивое развитие на уровне строительного предприятия базируется на всестороннем учёте требований строительного рынка. Качество формируется на всех стадиях строительства: при проектировании, при производстве строительно-монтажных работ, в процессе эксплуатации. Устойчивость связывают также с эффективностью использования ресурсов, что предполагает экономное расходование ресурсов. Важными элементами устойчивого развития являются кадровая и образовательная составляющие, достигаемые социально-экономической системой за счёт эффективного управления знаниями и в целом интеллектуальными ресурсами и потенциалом. Кроме того, устойчивость строительных предприятий зависит от соответствующей организационно-технологической надёжности строительного производства от-
дельных строительных фирм, отдельных объектов и в целом инвестиционно-строительного комплекса страны.
На организационно-технологической надёжности строительного производства сказывается большое число случайных факторов внешней и внутренней среды, как производственных, так и непроизводственных. Учет воздействия их на строительное производство возможно на основе создания вероятностно-статистических моделей и методов их изучения. Такими факторами могут быть экономические, природно-климатические, технические социальные, факторы, которые как правило, воздействуют не по отдельности, а совместно, что приводит к возникновению синергетического эффекта на строительное производство. Особенно разрушительное воздействие отмечается в последнее время от экономических факторов.
Под организационно-технологической надёжностью строительного производства принято понимать его способность сохранять параметры функционирования в заданных пределах и получать запланированный
результат при данных условиях производства [5].
В свою очередь, организационная надёжность - это способность организационных решений по возведению объектов строительства с заданной вероятностью обеспечить получение запланированного результата функционирования строительного производства в условиях воздействия случайных факторов. В качестве случайных организационных факторов выступают снабжение ресурсами, правила их взаимодействия и необходимые ограничения.
Технологическая надёжность строительного производства представляет собой способность строительных процессов сохранять свои параметры в заданных пределах и условиях строительного производства.
В теории надёжности понятие отказа представляет собой событие, при котором происходят сбои при производстве строительно-монтажных работ. Отказы в строительном производстве возникают в результате воздействия случайных факторов или при их взаимодействии.
При анализе причин сбоев в процессах производства необходимо учитывать их случайный или систематический характер, т.к. случайная причина может быть устранена самостоятельно работником, и для её устранения не требуется остановки процесса. Систематические причины могут привести к значительным потерям от производственного брака, и для их устранения требуется прямое вмешательство в процесс, вплоть до полной остановки строительного производства и глобальной корректировки процесса [1].
Большинство сбоев являются случайными, но организационно-технологическая надёжность строительного производства оценивается статистическими, а критерии и количественные характеристики - вероятностными методами. Отказы в строительном производстве, являются случайными величинами, они могут быть прерывистыми и не-
прерывными и характеризуются функциями распределения вероятностей.
Наиболее характерными отказами при проведении реконструкции зданий и сооружений, кроме отказов сопутствующих новому строительству, необходимо отнести технологические отказы, связанные с работами по демонтажу и усилению конструкций. Кроме того, сюда следует отнести отказы, связанные со стеснёнными условиями производства работ и с риском нарушения инженерных сетей реконструируемого предприятия, а также организационные отказы, связанные с совмещением двух различных технологий (строительного и самого реконструируемого производства). При реконструкции важно распределить во времени и пространстве очерёдность проведения реконструкции участков, цехов и с определением остановки производства или без остановки действующего производства. При этом необходимо учитывать направленность технологических процессов основного производства, от которых зависит правильность моделирования реконструкции действующих предприятий.
Существуют следующие группы технологических процессов[4]:
- с последовательной организационно-технологической схемой производства, где перерабатывают сырьё или полуфабрикаты в конечную продукцию данного подразделения;
- параллельной организационно-технологической схемой производства, где перерабатывают сырьё или полуфабрикаты в конечную продукцию, а на параллельных участках (пролетах) выпускают однородную продукцию;
- с параллельно-последовательной организационно-технологической схемой производства, где в цехах изготавливают неоднородную продукцию, производство которой организованно на последовательных технологических линиях.
Направление движения строительного производства при реконструкции цехов
(участков, пролетов) при этом может совпадать с направлениями основного производства или быть противоположными. При совпадении направления реконструкции цехов (участков, пролетов) с направлением технологического процесса, возникают организационно-технологические перерывы для создания необходимых запасов полуфабрикатов. При обратном направлении реконструкции цехов (участков, пролетов) организационно-технологических перерывов можно избежать. Так как, создание запасов обеспечивается в период реконструкции другого участка. Эти особенности реконструкции необходимо учитывать при разработке организационно-технологических моделей реконструкции (диаграммы Ганта, сетевых графиков).
Как уже выше было сказано, отказы в строительном производстве возникают в результате воздействия случайных факторов. Организационно-технологическую работу строительного производства как системы можно характеризовать вероятностью наступления отказа. В общем случае безотказная работа системы Р(1;) и вероятность возникновение отказа0(1;) это противоположные события, исходя из этого сумма вероятности их наступления равна 1:
0(1) + Р(1) = 1 (1)
Строительное производство, в отличие от технических систем, редко связано с полным прекращением функционирования системы (хотя в настоящее время и встречается). В строительстве наиболее характеры частичные отказы, которые, как правило, устраняются самостоятельно строительными организациями или соответствующими службами саморегулируемых строительных организаций с привлечением консультационных фирм.
В настоящее время существует множество факторов, влияющих на функционирование строительной сферы [3]. Соответственно, многообразие причин возникнове-
ния отказов, случайных производственных факторов определяют разнообразный характер отказов в строительном производстве, которые можно характеризовать по рядам признаков [5].Причины возникновения отказов могут быть следующие: технические, технологические, организационные, управленческие, социальные, природные. В настоящее время надо отметить появление новых причин появления отказов, мы бы их назвали коррупционными, хотя они связаны и с социальными, экономическими и управленческими факторами. Это связано с появлением на первичном рынке недвижимости различных «пирамид», кроме того с банкротством строительных фирм, незаконченными строительством объектами.
В настоящее время основным показателем надёжности системы используют коэффициент готовности Кг, который представляет собой, отношение продолжительности безотказной работы системы (строительного производства) и отказов (частичных отказов) за определённый период времени.
Закономерности распределения отказов теоретически достаточно хорошо изучены к настоящему времени. В строительном производстве рассматривают равномерное распределение отказов, когда случайное событие находится в определённом интервале времени и его появление равновероятно. Хорошо изучены способы расчёта показателей надёжности и способы расчёта параметров потока с учётом надёжности.
Рассмотрим основные методы повышения организационно-технологической надёжности строительного производства.
В конце 80-х годов прошлого века одним из основных методов повышения организационно-технологической надёжности строительного производства считались производственные нормативы, в частности Единые нормы и расценки (ЕНиРы) и Правила проектирования организации строительства. Вторым методом являлось устранение причин отказов. Третьим- резервирование -традиционный метод повышения надёжно-
сти технических систем. И наконец, четвертым -вариантная разработка организационно-технологической документации строительства для сокращения продолжительности строительства или отдельных работ.
В настоящее время уже предложены более совершенные методы повышения организационно-технологической надёжности строительного производства. Такие как применение нормативов, но уже не общих для всего строительного производства, а ориентированных на территориальное и фирменное нормирование. Вариантное проектирование остаётся актуальным, поскольку в условиях минимального количества резервов можно создать условия высокой организационно-технологической надёжности получения строительной продукции. Ещё к методам устранения причин отказов относятся применение логистических методов, внедрение Системы управления качества (системы менеджмента качества) основанной на международных стандартах, резервирование материально-технических и других ресурсов, а также управление рисками.
Основными целями логистики является создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции, достижение максимальной приспособленности предприятий и фирм в изменяющейся рыночной обстановке и получение преимуществ перед конкурентами при минимизации общих логистических затрат [4].
Таким образом, применение логистики позволяет уменьшить вероятность появление части причин возникновения технических, организационных и управленческих отказов. Таких, как низкое качество материалов, деталей конструкций, несвоевременное обеспечение проектной документацией, отсутствие материалов, изделий, конструкций или полуфабрикатов, отсутствие необходимых ресурсов или нарушение сроков их поставки.
Внедрение Системы управления качеством позволит уменьшить потенциальные
отказы по причине устранения брака, переделке некачественно выполненных работ, отсутствие заинтересованности рабочих и специалистов в своевременном и качественном выполнении работ.
Однако при изучении ситуации с внедрением Систем менеджмента качества, выяснилось, что руководители строительных организаций в виду высокого спроса на строительную продукцию не стремятся развивать Систему менеджмента качества, потому в настоящее время методы обеспечения качества в строительстве по существу сводятся к организации контроля. Однако контроль противоречит принципу всеобщей ответственности за качество, следовательно, одним из резервов совершенствования является изменение субъективного отношения работников к своему труду и его результатам. Для решения поставленной задачи необходимо создавать команды по качеству и постепенно вовлекать в них весь персонал предприятия. Основными целями деятельности команд по качеству являются выявление и анализ проблем, установление несоответствий нормам и правилам в работе, особенно в работе по новым технологиям[2].
Резервирование, как одно из направлений повышения организационно-технологической надёжности в организации строительного производства связано с созданием резервов материальных, технических, финансовых и трудовых ресурсов. Это направление напрямую связано с внедрением логистики в строительное производство. Как и прежде резервирование трудовых ресурсов является весьма затруднительным, так как в достаточном количестве высококвалифицированные рабочие-строители отсутствуют, а зарубежные трудовые ресурсы можно использовать в большей степени для неквалифицированного труда. Необходимо также отметить, что при поиске резервирования временных показателей организационно-технологической надёжности при разработке календарных планов, зачастую забывают о резерве, который заложен во многих догово-
рах подряда. Окончание строительства во многих договорах обозначается кварталом, который имеет продолжительность 90 суток, при этом упорно разыскивают и рассчитывают резервы в отдельно взятых работах строительства объектов.
В настоящее время получило развитие ещё одно направления повышение надёжно-
сти строительного производства - это управление рисками.
Схему повышения организационно-технологической надёжности строительного производства в общем виде можно показать следующей моделью (рисунок).
Схема повышения организационно-технологической надёжности строительства
Экономическую оценку эффективности повышения организационно-
технологической надёжности строительства (ликвидации отказов) можно осуществить сравнением затрат на выполнение такого мероприятия и эффекта от него [5]:
кэ _ Спр.о/См (2)
где кэ - коэффициент экономической эффективности от мероприятий по повышению надёжности (ликвидации отказа); Сот -стоимость предотвращённого ущерба от устранимого отказа и полученной строительной продукции за период отказа; См -затраты, на ликвидацию причины возникновения отказа или уменьшению её влияния.
Определение минимума математического ожидания затрат, связанных с возможными отказами в период строительства (Я) можно произвести по методике [6]:
Я = С+ У«У (3)
где С - сметная стоимость объекта; У -вероятность возникновения ущерба от возможного отказа; У - затраты вызванные на ликвидацию причин возникновения отказа.
Стоимость устранения последствий отказа (Сус) с учётом вероятностей событий определяется:
Сус = Рв-Ул.о. + Сс.п.(1) (4)
где Рв - вероятность возникновения отказа; Yл.о - затраты на ликвидацию отказа; Сс.п.(1) - стоимость возможно произведённой продукции за время отказа.
Таким образом, к основным направлениям повышения организационно-технологической надёжности строительства в настоящее время можно отнести:
-развитие и совершенствование территориальной и фирменной нормативной базы, а также вариантное проектирование организационно-технологической документации;
-внедрение логистики в строительное производство;
-совершенствование Системы управления (менеджмента) качества в строительстве;
- резервирование материально-технических и трудовых ресурсов;
- управление рисками.
Литература
1. Каблашова, И.В. Реализация направлений обеспечения качества организации процессов производства/ И. В. Каблашова, А.А. Цуканова// Организатор производства. - 2013. - № 1 (56). - С. 58 - 63.
2. Кузьмич, Н.П. Обоснование методологии формирования устойчивого развития строительных предприятий на основе системы менеджмента качества / Н.П. Кузьмич // Сегодня и завтра российской экономики. -2013. - № 59-60. - С. 111-116.
3. Кузьмич, Н.П. Потенциал конкурентоспособности строительных организаций в современных условиях /Н.П.Кузьмич//Перспективы науки. - 2012. -№7(34). - С.90- 94.
4. Сборщиков, С.Б. Организация и факторы ценообразования системы логистики в строительстве / С.Б. Сборщиков, Е.Е. Ермолаев. - М.: Издательство «Стройинформиз-дат», 2012. - 200 с.
5. Седых, Ю.И. Организационно-технологическая надёжность жилищно-гражданского строительства / Ю.И. Седых, В.М. Лазебник. - М.: Стройиздат, 1989. - 396 с.
6. Тамразян, А.Г. Снижение рисков в строительстве при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера /А. Г. Тамразян, С.Н. Булгаков, И.А. Рахман, А.Ю. Степанов. Под общ. ред. Тамразяна А.Г. -М.: Издательство АСВ, 2012. - 304 с.
Бурчик Владимир Владимирович, кандидат экономических наук, доцент кафедры строительного производства и конструкций, Дальневосточный государственный аграрный университет (г. Благовещенск, Российская Федерация), [email protected]
Кузьмич Наталья Павловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры геодезии и землеустройства Дальневосточный государственный аграрный университет (г. Благовещенск Российская Федерация), [email protected]
RAISING THE ORGANIZATIONAL AND TECHNOLOGICAL RELIABILITY OF CONSTRUCTION INDUSTRY IN THE CONTEXT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF BUILDING COMPANIES
V.V. Burchik, Far Eastern State Agrarian University, Blagoveshchensk, Russian Federation, [email protected]
N.P. Kuzmich, Far Eastern State Agrarian University, Blagoveshchensk, Russian Federation, [email protected]
The article presents a study of organizational and technological reliability of building companies, which has demonstrated the possible use of probabilistic and statistical methods and models. The organizational and technological reliability of construction industry is typically understood
as its ability to keep its operating parameters within the specified limits and achieve the planned results under given conditions of production. The organizational and technological reliability of construction industry depends upon a large number of random factors associated with external and internal environment influence. The article describes the methods of enhancing the organizational and technological reliability of construction industry. The effectiveness of raising the organizational and technological reliability of construction can be economically evaluated by comparing the costs of construction activities and their effects. The modern ways of raising the organizational and technological reliability of construction have been proposed, which include: 1) the development and improvement of territorial and corporate regulatory frameworks; 2) the implementation of logistics in construction industry; 3) the enhancement of the quality management system in construction industry; 4) the trial design of organizational and technological documentation; etc
Key words: probabilistic nature, logistics, organizational and technological reliability, rejection, redundancy, construction, reconstruction.
References
1. Kablashova I.V., Tsukanova A.A. Realizacija napravlenij obespechenija kachestva organi-zacii processov proizvodstva [The implementation of the areas of ensuring the organizational quality of production processes]. Organizator proizvodstva [Organizer of Production]. 2013. № 1 (56). PP. 58-63.
2. Kuzmich N.P. Obosnovanie metodologii formirovanija ustojchivogo razvitija stroitel'nyh predprijatij na osnove sistemy menedzhmenta kachestva [Substantiating the methodogy of sustainable development of construction companies on the basis of quality management system]. Segodnja i zavtra rossijskoj jekonomiki [The Russian Economy Today and Tomorrow]. 2013. № 59-60. PP. 111-116.
3. Kuzmich N.P. Potencial konkurentosposobnosti stroitel'nyh organizacij v sovremennyh uslovijah [The competitiveness potential of construction companies in present conditions]. Perspek-tivy nauki [Perspectives of Science]. 2012. №7 (34). PP. 90-94.
4. Sborschikov S.B., Ermolaev E.E. Organizacija i faktory cenoobrazovanija sistemy logistiki v stroitel'stve [The organization and factors of pricing in the system of construction logistics]. Moscow: Publishing House «Stroiinformizdat», 2012. 200 p.
5. Sedykh Y.I., Lazebnik V.M. Organizacionno-tehnologicheskaja nadjozhnost' zhilishhno-grazhdanskogo stroitel'stva [Organizational and technological reliability of housing and civil construction]. Moscow: Stroiizdat, 1989. 396 p.
6. Tamrazyan A.G., Bulgakov S.N., Rakhman I.A., Stepanov A.Y. Snizhenie riskov v stroitel'stve pri chrezvychajnyh situacijah prirodnogo i tehnogennogo haraktera [The reduction of construction risks in emergencies of natural and man-made origin]. Moscow: ASP Publishing House, 2012. 304 p.