Научная статья на тему 'Оценка эффективности и показатели надежности технических средств на железной дороге'

Оценка эффективности и показатели надежности технических средств на железной дороге Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
650
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАДЁЖНОСТЬ / ОЦЕНКА / ТРУДОЁМКОСТЬ / БЕЗОТКАЗНОСТЬ / ДОЛГОВЕЧНОСТЬ / КРИТЕРИЙ / ПРЕДЕЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Джаймагамбетов Д. Х.

В данной статье рассмотрена оценка эффективности и показатели надёжности технических средств на железной дороге. На современном этапе с каждым днём растёт потребность повышения технологии эксплуатационной надёжности. В этом вопросе требуется выбрать оптимальную технологическую и организационную оценку эффективности и показатели по техническим требованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Джаймагамбетов Д. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of efficiency and reliability of technical means on the railroad

This article describes the evaluation of the effectiveness and reliability of technical means on the railroad. At the present stage the need of improvement of technology operational reliability is growing every day. In this issue, we need to choose optimal technological and organizational efficiency evaluation and indicators for technical requirements.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности и показатели надежности технических средств на железной дороге»

УДК 629.4-027.45

Д. Х. Джаймагамбетов

магистрант, Павлодарский государственный университет имени С. Торайгырова, г. Павлодар e-mail: [email protected]

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И ПОКАЗАТЕЛИ НАДЕЖНОСТИ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ

В данной статье рассмотрена оценка эффективности и показатели надёжности технических средств на железной дороге. На современном этапе с каждым днём растёт потребность повышения технологии эксплуатационной надёжности. В этом вопросе требуется выбрать оптимальную технологическую и организационную оценку эффективности и показатели по техническим требованиям.

Ключевые слова: надёжность, оценка, трудоёмкость, безотказность, долговечность, критерий, предельное состояние.

ВВЕДЕНИЕ

Надёжность - это свойство объекта сохранять во времени в определенных предельных значениях общих параметров, которые характеризуют исполнение выполнять определённые функции в конкретных режимах и условиях использования, технического обслуживания, модернизации и реставрации, а также проведения ремонта, хранения и транспортирования [1, с. 25].

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Оценка показателей организационно-технической надёжности даёт возможность установить степень эффективного применения элементов строительства железной дороги. Для правильной оценки надёжности применяются технические организационные коэффициенты, которые могут характеризовать:

- соотношение между временем работы и временем простоя процесса строительного подразделения (коэффициенты готовности, вынужденного простоя, профилактики);

- частоту профилактических мероприятий по предупреждению отказов;

- влияние надёжности элементов строительной организации на надёжность производства строительной деятельности (функционирование строительной системы), надёжность выполнения программы строительно-монтажных работ (коэффициент значимости, относительный коэффициент отказов);

- надёжность (коэффициент надежности и др.) [2, с.18].

Трудоёмкость строительной системы транспортных объектов повышает

количество последовательно взаимосвязанных элементов (рабочих бригад, транспортных средств, машин и т.д.), что по теории надёжности уменьшает надёжность целой системы пропорционально геометрической прогрессии числа элементов. При этом фактическая надёжность действующих строительных систем выше, хотя количество последовательно взаимосвязанных элементов намного больше ста [3, с. 68].

Это подчёркивает надобность изучения специфики систем производства строительной деятельности, разнообразных технологических организационных сбоев в них, нрава дестабилизирующих факторов и принципов взаимосвязи между ними.

Специфическими особенностями строительной деятельности являются:

- длительное время производственного цикла пространственного выделения фронта работ в зависимости от состава и структуры производственной ячейки;

- большой вариант организационных и технологических процессов, взаимосвязи ресурсов и методов производства работ, природных условий и т.д.

Все данные обстоятельства имеют свойство не зависеть от принятой системы управления, но в огромной степени влияют на её эффективные свойства. Также следует заметить, что на эффективность технической и организационной надёжности систем строительства железных дорог имеет влияние объединение в процессе производства не только технических (здания, машины, материалы), но и социологических систем (рабочие, специалисты и т.д.) [4, с. 22].

Взаимосвязь данных систем между собой и с внешней средой носит вероятностный нрав, это значительно может влиять на оценку технологической и организационной надёжности строительной деятельности.

Необходимо оценивать воздействие случайных факторов и предвидеть их наступление. Воздействие случайных факторов в большей мере может выражаться в том, что при самом различном сочетании случайных величин и при разнообразной их природе совокупное воздействие, в итоге, может выражаться в основном следующим образом: фактическая продолжительность работ и фактические затраты ресурсов на выполнение этих работ отклоняются от значений, принятых в исходных планах и графиках.

Применение метода резервирования для подъёма надёжности.

Надлежит охарактеризовать применение метода резервирования при восстановлении.

Чрезвычайные ситуации на железных дорогах приводят к трудоёмким процессам при восстановительных строительных работах. Если имеет место резервный фонд машин, конструкций, бригад, то при чрезвычайных ситуациях восстановительный процесс облегчается.

Эффективность технологической и организационной надёжности строительства железных дорог, прежде всего, базируется на комплексном подходе к определению эффективности элементов системы в целом, на моделировании и учете связей между объектами строительства при его проектировании, эксплуатации и воздействии, количественной оценке организационных и технологических факторов технологической и организационной надёжности, на учёте характера вероятностного транспортного строительства, на оценке и контроле промежуточных решений в процессе строительства и эксплуатации объекта.

Внедрение их наступает поэтапно. На первом этапе внедряются мероприятия с малыми затратами на их выполнение, затем более сложные, которые требуют

массовых расходов материальных и трудовых ресурсов, времени на их осуществление. Любое из намеченных мероприятий по устранению причин отказов оценивают с точки зрения целесообразности экономической деятельности. Поэтому термин «надёжность систем строительства транспортных объектов» следует использовать к итогу деятельности системы.

Надёжность итога иллюстрирует качество функционирования системы, которое может быть определено количественно.

При сопоставлении двух вариантов технологического процесса устанавливают минимальный объем производства, при котором расходы могут быть в равной пропорциональности. Из сопоставленных вариантов используют именно более экономичный, то есть вариант с наименьшей себестоимостью.

Для строительного производства многие из них не характерны, а те, которые могут оценить строительное производство, должны быть переосмыслены, с точки зрения, особенностей строительного производства.

Не реально оценить надёжность строительного производства каким-либо одним количественным показателем из рассмотренных нормальных циклов производства работ, надлежит иметь совокупность таких показателей.

Подобными показателями могут быть:

- вероятность безотказной работы;

- среднее время между отказами;

- интенсивность отказов и их частота;

- коэффициенты надежности.

Для оценки эффективности производственной деятельности объекта железнодорожного транспорта, его элементы при помощи соответственных коэффициентов должны быть переведены в эталонные. То есть по которым на основании статистической информации должны определяться, а дальше нормироваться показатели надёжности и безопасности объекта.

Железнодорожную систему требуется формировать только при рассмотрении взаимодействия надёжности, безопасности и стоимости жизненного цикла, а также определения и достижения их оптимального сочетания для этой системы.

Процедура оценки надёжности строительства может быть представлена логической моделью.

В процессе проектирования организации строительства объектов, представляющего собой сложную вероятностную систему, одним из важных условий принятия целесообразных решений является системный подход. Это следует учитывать при рассмотрении различных параметров и характеристик проектирования строительства, изготовления конструкций, их транспортировки, возведения зданий и сооружений, в том числе и показателей надёжности.

Для классификации отказа технического средства следует принимать во внимание задержки, как первого, так и последующих поездов (пассажирских, пригородных и грузовых) допущенных по причине данного отказа.

В число факторов, оказывающих существенное влияние на безотказность оборудования, входят:

- период применения;

- условия применения.

Критерий предельного состояния - это признак или совокупность признаков предельного состояния объекта, установленные нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документацией.

В зависимости от условий эксплуатации для одного и того же объекта могут быть установлены два и более критериев предельного состояния

Объект имеет свойство переходить в предельное состояние, оставаясь работоспособным, если, например, его дальнейшее применение по назначению будет являться недопустимым по требованиям безопасности, экономичности и эффективности.

Критерии надежности - это признак, по которому может оцениваться надёжность производства строительного хозяйства.

Безотказность - это свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или наработки (ГОСТ 27.002-89) [5, с. 24].

Долговечность - это свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.

Предельное состояние - это состояние объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация может быть недопустимой или нецелесообразной, либо восстановление его рабочего состояния нецелесообразно или невозможно.

ВЫВОДЫ

Таким образом, следует сделать вывод, что надёжность - это свойство технического устройства сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, необходимых для выполнения требуемых функций в заданных режимах и условиях применения. Понятие надежности тесно связано с понятием отказа. Отказ - представляет собой событие, после появления которого, значения выходных характеристик устройства выходят за пределы допустимых границ. Главное назначение отказоустойчивости заключается в способности устройства скрывать от пользователя отказ отдельных его элементов. Устройства могут приобретать отказоустойчивость ещё на проектированном этапе. Именно, от интенсивности наступления опасных отказов устройств напрямую зависит безопасность движения поездов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Косенко, С. А. Железнодорожный путь. Учебно-методическое пособие. - Алматы : КазАТК, 2013. - 177 с.

2 Зальцман, М. Д., Цыганков, С. Г. Охрана труда в транспортном строительстве. - Алматы : КазАТК, 2013. - 392 с.

3 Исмагулова, С. О., Косенко, С. А., Еспаева, Г. А. и др. Основы проектирования транспортных устройств и сооружений. - Алматы : КазАТК, 2013. - 302 с.

4 Саканов, К. Т., Козионов, В. А. Проектирование и основание фундаментов водопропускных труб. - Павлодар : Кереку, 2014. - 143 с.

5 ГОСТ 27.002-89. Надёжность в технике. Основные понятия. Термины и определения.

Материал поступил в редакцию 11.05.16.

Д. Х. Джаймагамбетов

Тем1р жолда техникальщ к^ралдардыц тшмдтн багалау жене сешмдшж керсетк1штер1

Павлодарский государственный университет имени С. Торайгырова, г. Павлодар

Материал 11.05.16 баспаFа тYстi.

D. H. Jaimagambetov

Assessment of efficiency and reliability of technical means on the railroad

S. Тоraighyrov Pavlodar State university, Pavlodar Material received on 11.05.16.

Бул мацалада memip жол техникальщ куралдарды тшмдшт мен сетмдшгт багалау сипаттайды. Щазiргi кезецде, кун вткен сайын технология жедел сешмдшгт арттыру цажетттн арттырады. Бул мэселе ci3 техникалыц талаптарды тшмдшт мен втмдшг оцтайлы технологиялыц жэне уйымдыц багалау тацдау ушт кeлeдi.

This article describes the evaluation of the effectiveness and reliability of technical means on the railroad. At the present stage the need of improvement of technology operational reliability is growing every day. In this issue, we need to choose optimal technological and organizational efficiency evaluation and indicators for technical requirements.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.