7. Гимпельсон В., Капелюшников Р. Институциональные особенности российской экономики. Нестандартная занятость и российский рынок труда // Вопросы экономики. 2006. - № 1. С. 122-143.
8. Дзарасов С. Российский кризис: истоки и уроки // Вопросы экономики. 2009. № 5. С. 69-85.
9. Кучерова Е. Кризис - время для собственного развития // Управление персоналом. 2009. - № 5 (207). С. 36-40.
10. Материалы статкомитета СНГ. Затраты на содержание рабочей силы в странах Содружества // Общество и экономика. 2009. № 3. С. 158-191.
УДК 336.2
Писарева А.С., асп. СКАГС
ПОВЫШЕНИЕ НАЛОГОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ АКТУАЛЬНОСТЬ В УВЕЛИЧЕНИИ УРОВНЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
В статье рассматривается состояние современной налоговой культуры, подчеркивается ее актуальность и необходимость совершенствования.
Ключевые слова: налоговые отношения, налоговое законодательство, бюджетная система, эффективность, уплата сборов.
На современном этапе развития экономики России все большее значение приобретает необходимость повышения налоговой культуры российских граждан, в связи с чем, налоговая культура - это уже не только знание законодательства о налогах и сборах, но и понимание того, куда и сколько налогов потратило государство для обеспечения благосостояния его граждан.
Термин «налоговая культура» в научной литературе представлен недостаточно, что привлекает внимание ученых. Из наиболее полных определений можно привести следующее: налоговая культура является частью общенациональной культуры страны, связанной с деятельностью участников налоговых отношений, отражающей уровень знания и соблюдения налогового законодательства, правильность исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов, сборов и иных обязательных платежей, знание своих прав, исполнение своих обязанностей, складывающаяся из понимания всеми гражданами важности для государства и общества уплаты налогов [1].
Фактор налоговой культуры в первую очередь влияет на уровень собираемости налогов. Он определяет и эффективность деятельности
налоговых органов. Уровень налоговой культуры измеряется степенью знания налогового законодательства и умением добросовестно выполнять свой гражданский долг по уплате налогов. Развитие теневой экономики и ее масштабов определяется в том числе и уровнем налоговой культуры страны. Некоторые специалисты высказывают мнение о незначительном уровне налоговой культуры в России (например, Т. Сты-рова, директор Палаты налоговых консультантов России) [2].
В начале 70-х гг. теневой сектор советской экономики составлял около 4 % национальной экономики. В 90-е гг. произошел резкий скачок: начиная с 25,7-34,9% ВВП в 1990-1993 гг. до 35,3-43,5% ВВП в 1994-1995гг. [3]. В последние годы экспертные оценки доли теневой составляющей в российском ВВП варьируются в огромном диапазоне - от 20 до 80%. Некоторые исследователи полагают, что по удельному весу теневой экономики в ВВП Россия сопоставима с латиноамериканскими странами, где этот показатель превышает 90% (напр. Исправников В.О.), другие приводят более оптимистические оценки, 20% [4].. По мнению начальника Академии экономической безопасности МВД России А. Хабибулина, масштабы теневой экономической деятельности гораздо больше тех оценок, которые в настоящее время являются наиболее распространенными (40 - 45 %) [5].
Показателен опрос россиян, проведенный Фондом «Общественное мнение», когда опрашиваемые отвечали на вопрос: «Перед какими из бед и опасностей Вы чувствуете себя незащищенными?». Верхнюю часть списка людских опасений (забравших от 24 до 44% голосов) составили социальные услуги за которые отвечает государство [6]..
На этой почве тотального недоверия, сложившегося в обществе именно вокруг недоверия граждан государству, естественно, налоговая дисциплина не может иметь высокую степень развития. В результате, по статистическим данным, в России из почти 3 млн. юридических лиц лишь около 15% платят налоги добросовестно и в срок. Российский произвол в сфере уплаты налогов подтверждает хотя бы тот факт, что по данным Госкомстата, уровень налогообложения в розничной торговле и в машиностроении отличается в пять раз [7]..
Таким образом, говорить о добросовестном выполнении гражданского долга по уплате налогов затруднительно, если не опрометчиво. Отсюда - цепочка: низкая в стране налоговая культура определяет малую эффективность работы налоговых органов, которая вызывает слабую собираемость налогов, что приводит к невысокому качеству жизни граждан и, как следствие, возникает привычка субъектов экономической деятельности надеяться на себя при слабой социальной полити-
ке государства, что в конечном итоге связано с внутренней угрозой экономической безопасности.
Хозяйственная практика последнего десятилетия наглядно показывает, что наиболее распространенным вариантом теневой деятельности субъектов предпринимательства в России является «налогосбере-гающая» деятельность, основанная на уклонении от уплаты налогов, одной из причин которой и является низкая налоговая культура.
Под «налогосберегающей» деятельностью понимается как законное уклонение от уплаты налогов, называемое «оптимизацией» налогообложения, так и незаконное, которое не просто противоречит Конституционным основам государства, но и приводит к социальной незащищенности российских граждан. Оптимизация налогообложения, в принципе, это не уклонение от него, а уменьшение размеров налоговых обязательств посредством правомерных действий, с применением разрешенных или нерегулируемых законодательством способов. Уклонение от уплаты налогов, согласно Уголовному кодексу Российской Федерации, представляет собой форму, при которой налогоплательщики умышленно уменьшают размер налоговых обязательств путем нарушения законодательства. Уход от налогов, как правило, осуществляется в виде:
- уклонения от постановки на учет в налоговом органе (незаконное ведение предпринимательской деятельности);
- лжепредпринимательства, которое предполагает создание и официальную государственную регистрацию специальных предприятий, не имеющих намерения заниматься законной хозяйственной деятельностью и призванных в дальнейшем использовать разнообразные налогосберегающие схемы. Они чаще всего искусственно включаются в процесс товародвижения в качестве дополнительных посредников. Их цель заключается в том, чтобы посредством ценовых манипуляций принять на себя основную налоговую нагрузку на пути продвижения товара от производителя к потребителю. Сами налоги в данном случае в бюджет не перечисляются, а лжепредпринимательские фирмы, зачастую, даже в ходе оперативно-розыскных мероприятий найти нельзя: по юридическому адресу они отсутствуют, должностные лица и учредители по адресам регистрации не проживают, при допросах устанавливается, что они отношения к деятельности данных фирм не имеют (например, паспорт был утерян), либо организации переводятся в другой регион Российской Федерации, что еще более затрудняет поиски, и т.д.;
- неполной или несвоевременной уплаты налогов, фальсификации налоговых документов и искажения налогооблагаемой базы, получения
необоснованных налоговых льгот, искусственного завышение хозяйственных расходов с целью уменьшения налогооблагаемой прибыли;
- использования технологии двойного ценообразования, когда при заключении сделок стороны договариваются об установлении фактической и номинальной (т.е. указываемой в договоре) цены, занижая последнюю с целью уменьшения выручки от реализации товаров и соответственно налогооблагаемой базы;
- ускоренной амортизации, через организацию бартерных, компенсационных, клиринговых сделок, и, конечно же, посредством применения различных теневых схем начисления заработной платы («чер-ноналовых», страховых, дивидендных, вексельных и др.) и т.д.
Как свидетельствует практика, налогосберегающая деятельность обычно дополняется другими вариантами теневого хозяйственного поведения, среди которых видное место занимает «отмывание»1 денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем. Среди разнообразных способов такого отмывания наибольшей популярностью (и не только у отечественных предпринимателей) пользу-
2 3
ются взносы «черного нала». 2 и другого «грязного»3 имущества в уставный капитал легальных предприятий, открытие банковских счетов с получением банковских карточек и сертификатов, приобретение акций, облигаций, векселей и страховых полисов и т.д. Распространенным вариантом является также покупка легального, «белого» товара у самого себя за «черный нал», «проводимый» через кассу и зачисляемый на расчетный счет предприятия, официально принадлежащего собственнику «грязных» денег. Последний вариант «отмывания» во многом раскрывает причину существования у нас большого количества очень дорогих, но полупустых ресторанов и магазинов, всевозможных <<У.1.Р. клубов», «элитных» фитнес-центров и автосервисов. В процессе теневой деятельности многие фирмы одновременно с отмыванием грязного имущества выводят «в тень» легальные средства. Обычно это происходит через так называемую «обналичку»4, проводимую с помощью специальных подставных фирм, занимающихся «околобанковским» лжепредпринимательством.
1 «отмывание» денег, имущества - узаконивание происхождения (авторск.)
2 «черный нал» - наличные денежные средства, полученные незаконным путем (авторск.)
3 «грязное» имущество, деньги - имущество и деньги, приобретенные незаконным путем (авторск.)
4 «обналичка» - перевод денежных средств, находящихся в безналичной форме, в наличную незаконными способами (авторск.)
Процесс отмывания противоправных доходов, пройдя этап развития организованной преступности, постепенно трансформировался в высокодоходное и эффективное криминальное производство, скрытое от большинства форм социального контроля, став по сути третьей по величине индустрией в мире по объемам оборотного капитала. Более двух третей криминальных средств легализуются в форме инвестиций в высокоприбыльные отрасли экономики. Легализованные доходы после ряда преобразований снова становятся финансовой основой транснациональной организованной преступности, международного терроризма и коррупции. Таким образом, противодействие легализации (отмыванию денег) - одно из наиболее актуальных направлений борьбы с организованной преступностью и всеми видами квалифицированных корыстных преступлений, что признано как на международном уровне, так и в России [8].
Среди основных причин использования схем «ухода от налогов» обычно называют несовершенство налогового законодательства, завышенные ставки и чрезмерную жесткость налогообложения, большое количество налогов, их целевую размытость и обезличенность, обложение всех видов доходов, наличие двойного налогообложения, невысокие штрафные санкции за нарушение налогового законодательства и т.д. Нам представляется, что также одной из основных причин, является незначительный уровень налоговой культуры российских предпринимателей и простых граждан.
Все причины, подталкивающие налогоплательщиков к уклонению от уплаты налогов, можно свести в четыре группы:
1. Экономические причины. Они характеризуются финансовым состоянием налогоплательщика и общей экономической конъюнктурой. Если финансовое положение налогоплательщика стабильно, то он вряд ли по финансовым мотивам станет уклоняться от уплаты налогов, а при нестабильности финансового положения или угрозе банкротства неуплата налога может стать единственным средством существования. В условиях нестабильности экономической конъюнктуры достаточно трудно установить повсеместный контроль за налогообложением.
2. Политические причины. Проявление налогового пресса как инструмента экономической политики заключается и в том, что государство повышает ставки налогов или вводит новые налоги в целях развития отдельных отраслей экономики или повышения благосостояния определенных групп населения, что вызывает негативные последствия у других групп населения или тех отраслей, которые не получают дотаций со стороны государства и появляются не только корыстные ин-
тересы, но и стремление сократить расходы данных отраслей за счет ухода от налогового бремени.
3. Правовые причины. Сложность, непостоянство и несовершенство налоговой системы препятствуют эффективности как налогового исчисления, так и налогового контроля.
4. Моральные (психологические) причины порождаются характером налоговых законов. По норме закона, налог является обязательным для всех без исключения, но на практике налоговое законодательство посредством льгот таковым не является. Данное обстоятельство вызывает чувство несправедливости и, как следствие, понижения налоговой культуры.
Для выполнения своих функций по удовлетворению нужд и потребностей населения государству необходимо поступление налогов в бюджет. Исходя из этого, минимальным размером налоговой нагрузки является сумма расходов государства на исполнение своих обязательных функций. Институт налогов в западноевропейских странах имеет гораздо более длительную историю существования и развития, нежели в России . Высокая налоговая культура этих стран проявляется в том, что плата налогов здесь считается даже предметом гордости налогоплательщиков. Налоговая культура воспитывается с детства.
В России же, до перехода к рыночным отношениям существовала специфическая налоговая культура, сформированная под воздействием социалистических институтов. От граждан фактически не зависела уплата налогов, они взимались принудительно, поэтому уплата налогов не осознавалась как обязанность, и отношение к ней было индифферентным. Сейчас необходимо формировать и развивать налоговую культуру в соответствии с рыночными институтами.
По некоторым источникам, в России «утаивается » от налогообложения до 40% доходов. Поэтому парадигма «налоги — это основа благосостояния государства и общества» не воспринимается россиянами как общечеловеческая ценность. Люди не понимают, для чего их принуждают платить налоги и лишают слишком большой части заработка. По результатам социологического исследования на вопрос «Нужны ли нам налоги?» всего 62% респондентов ответили утвердительно, при этом 55% опрошенных считают, что уклонение от уплаты налогов является благом, остальные 45% назвали это преступлением [9]. В результате анкетирования можно утверждать, что необходимо развивать налоговую культуру российских граждан.
В России неуплата налогов не влияет на деловую репутацию субъектов предпринимательской деятельности. Именно поэтому российский бизнес ориентирован на получение максимальной прибыли в
краткосрочной перспективе, а стратегическое развитие предприятий, инвестиционные вливания, развитие производства и долгосрочное планирование хозяйственный менталитет вечно «голодного» российского бизнесмена осуществлять не позволяет.
Воспитать налоговую культуру предпринимателя можно лишь при условии, что понятие о деловой репутации станет в России таким же, как и в развитых странах с устоявшимся кодексом чести. Налоговая грамотность и формирование налоговой культуры — это одни из наиболее важных условий для того, чтобы экономические реформы привели к намеченным целям.
Существенным фактором стабилизации налоговых поступлений в бюджет является доверие к властям, понимание и одобрение политики распределения налогов. Налогоплательщик должен быть уверенным в том, что его средства будут израсходованы в интересах общества, на благо каждого гражданина, в т.ч. и его самого. Например, в США налогоплательщик имеет право подать иск властям штата, если становится очевидной нецелесообразность расходования бюджетных денег на тот или иной проект. Бюджет России остается далеким от прозрачности для граждан, что порождает недоверие и дает основания для уклонения от уплаты налогов.
По результатам социологического опроса, проведенного во время III Всероссийского налогового форума Советом по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики при Торгово-промышленной палате РФ, ни один респондент не ответил положительно на вопрос «Отвечает ли нынешняя налоговая система в целом потребностям стимулирования развития отечественного предпринимательства?». 73% опрошенных ответили на данный вопрос отрицательно, 22% признали, что не во всем, а остальные 5% затруднились ответить [10].
Задача Российского Правительства - не только повышать уровень правового сознания налогоплательщиков, но и формировать налоговую культуру. При выполнении поставленной задачи, будет сформирована единая система государственного финансового контроля, будет создан общественный контроль за деятельностью органов государственной власти по управлению средствами госбюджета и механизм общественной поддержки государственных усилий по совершенствованию бюджетно-финансовой сферы [11].
Пока налогоплательщик — с одной стороны, и налоговые органы — с другой, не поймут, что они — партнеры, и у первых не появится уверенность, что собранные средства действительно идут на благоустройство города, строительство дорог, научные разработки, развитие
образования, медицины, ликвидацию стихийных бедствий, содержание армии, флота, милиции, едва ли следует ожидать рост добровольности уплаты налогов. Взаимоотношения налогоплательщика и инспектора в своей основе должны иметь устоявшуюся налоговую культуру и такие понятия как «налоговая консультация», «налоговые льготы» и «налоговый компромисс». Формирование налоговой культуры населения невозможно без роста культуры и профессионализма работников налоговых органов.
Выстраивание оптимальных отношений между государством и налогоплательщиками - сложнейшая задача, решение которой возможно в нескольких направлениях.
Во-первых, требуется создание необходимой инфраструктуры (качественного законодательства, соответствующего целям и задачам организации деятельности налоговых органов).
Во-вторых, необходимо обязательное изучение фундаментальных знаний о налогах, полученных на протяжении веков финансовой наукой, и просвещение населения.
В-третьих, для изменения налогоплательщиками типа поведения, необходимо восстановить разорванную связь между уплатой налогов и получением выгод от потребления общественных благ [12].
Таким образом, для уменьшения фактов уклонения от налогообложения, государству необходимо выделить следующие приоритетные направления повышения налоговой культуры.
В рамках упрощения налогового законодательства необходимо усилить стимулирующую и перераспределительную функции налоговой системы, создать комфортные условия обслуживания налогоплательщиков.
Для повышений эффективности взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками необходимо создать условия для повышения налоговой информированности субъектов предпринимательской деятельности и граждан, расширение «спектра услуг» (например, организацию технологии бесконтактной сверки расчетов с бюджетом).
В целях повышения информированности граждан важны развитие налогового консультирования граждан, регулярное использование каналов СМИ, пропаганда налоговой культуры, дисциплины и ответственности.
Качество исполнения налоговых процедур может быть достигнуто при помощи разработки и внедрения стандартов обслуживания налогоплательщиков и административных регламентов в налоговых органах (большая часть работы в данном направлении Федеральной налоговой службой уже реализуется), введение механизмов противодей-
ствия коррупции, рост профессионализма и усиление мотивации работников налоговых органов, повышение в ходе бюджетной реформы эффективности и прозрачности расходования средств налогоплательщиков, улучшение качества социального обеспечения.
Еще одним направлением в развитии налоговой культуры можно выделить повышение имиджа и престижа работы в налоговых органах.
Проведение всех вышеназванных мероприятий будет способствовать достижению финансовой стабильности государства и обеспечению экономической безопасности страны. Высокий уровень налоговой культуры и дисциплины должны стать основой нового уровня сотрудничества государства и налогоплательщиков. Менталитет россиян, при повышении налоговой культуры, как и ценностные ориентации, изменятся, и понятие «ухода от налогов» в скором времени будет рассматриваться как основная причина потери деловой репутации и имиджа.
Литература
1. Леонова Е.Д., Чухнина Г.Я. Налоговая культура как важный элемент совершенствования налоговой системы России // Налоги и налогообложение. 2008. №9. С. 47.
2. Михайлова И. Безубыточная технология // Российская газета. 2007. 09.10. №624.
3. Страхов С. Мировой опыт борьбы с коррупцией // Власть. 2006. №12. С.94.
4. Овсянников Г. 3,5 трлн. руб., или 20% ВВП, составляет теневая экономика России // Торговая газета. 2005. 20 мая. №33-34.
5. www.mvd.ru/press/interview/4556.
6. www.ru/journal/travmp/97-10-13.
7. Коробова Л.А. Налоги как инструмент обеспечения экономической безопасности России: Дис. ... канд. экон. наук. - М.: РАГС при Президенте РФ, 2004. С.133.
8. Зимин О.В., Болотский Б.С. Противодействие легализации преступных доходов: проблемы совершенствования законодательства // Налоговая политика и практика. 2007. №6(54). С.20.
9. Калинкин О.Г. Совершенствование налогового администрирования в интересах ускорения социально-экономического развития РФ: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М.: РАГС при Президенте РФ, 2007. С.19.
10. www.allbusiness.ru/NewsAM/NewsAMShow.asp?id=793527
11. Канатик Н. Плати и контролируй // Российская газета - Бизнес от 06.12.2006. №4243.
12. Гончаренко Л.И., Осетрова Н.И. О новой дисциплине: современные тенденции в формировании налоговой культуры // Налоги и налогообложение. 2007. №11. С.55.