Научная статья на тему 'Повышение мотивации студентов к изучению истории педагогики как проблема современного педагогического образования'

Повышение мотивации студентов к изучению истории педагогики как проблема современного педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / ИСТОРИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ИСТОРИКОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ / ПЕДАГОГИКА ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / HISTORY OF PEDAGOGY / HISTORICAL SELF-AWARENESS / HISTORICAL-PEDAGOGICAL COMPONENT / TEACHER EDUCATION / MOTIVATION OF STUDENTS / THE PEDAGOGY OF THE FIRST THIRD PART OF THE 20 TH CENTURY / EXPERIMENTAL PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романов Алексей Алексеевич

Автор рассматривает общие подходы к повышению качества обучения студентов, вопросы мотивации и повышения интереса к изучению истории педагогики; вопросы, которые находятся в стадии обсуждения научной общественностью. Новые интерпретации историко-педагогических данных связаны с развитием педагогики в первой трети ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increasing Students' Motivation to Studying the History of Pedagogy as an Important Problem of Contemporary Teacher Education

General approaches to increasing student motivation and interest to studying historical-pedagogical courses are under discussion. New interpretation of historical-pedagogical data related to the development of pedagogy in the first third part of the 20 th century are presented.

Текст научной работы на тему «Повышение мотивации студентов к изучению истории педагогики как проблема современного педагогического образования»

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автор рассматривает общие подходы к повышению качества обучения студентов, вопросы мотивации и повышения интереса к изучению истории педагогики; вопросы, которые находятся в стадии обсуждения научной общественностью. Новые интерпретации историко-педагогических данных связаны с развитием педагогики в первой трети ХХ века.

В современных условиях затянувшийся системный кризис общественного устройства неизбежно ведет и общественные науки к глубоким содержательным изменениям. Педагогика в попытках расшифровать посланные из будущего матрицы воспитания нового человека все более нуждается в глубоком осмыслении накопленного тысячелетиями историко-педагоги-ческого знания, хотя и оно уже не может ответить в полной мере на появившиеся к началу ХХ! столетия вопросы.

Отечественные ученые сходятся во мнении, что одной из причин кризисного состояния педагогики является отсутствие исторического самосознания. В то время как современные педагогические проблемы могут быть поняты и объяснимы лишь через «восхождение» к истории педагоги-

А.А. Романов

Ключевые слова:

история педагогики,

историческое

самосознание,

историко-

педагогический

компонент,

педагогическое

образование,

мотивация студентов,

педагогика первой

трети ХХ века,

экспериментальная

педагогика.

ки, обладающей не только безусловной самоценностью, но и заключающей в себе огромный эвристический и прогностический потенциал при решении актуальных проблем теории и практики образования. Историко-педагогическое знание является основой современной и будущей педагогической культуры. Только история педагогики дает образцы «идеальных педагогических героев». Знаковым событием стал Указ Президента РФ, провозгласивший 2012 год - Годом российской истории.

Продолжающееся в последний более чем двадцатилетний период реформирование высшей школы так и не установило место историко-педагогических дисциплин в системе педагогического образования. Переход на уровневую систему высшего образования лишь добавил вопросов в определении их роли в формировании профессионально-педагогической компетентности будущих учителей, психологов или социальных работников. Поэтому споры, которые ведутся уже не одно столетие, а ведь все известные деятели педагогического образования говорили о необходимости историко-педагогических знаний, продолжаются и сейчас, но лишь на другом уровне осмысления. Приведем, например, слова Л.С. Выготского: «Правильное соотношение сил и научных задач установилось бы тогда, если бы научная компетенция была следующим образом распределена между отдельными педагогическими дисциплинами: 1) история воспитательных систем, 2) история педагогических идей, 3) теоретическая педагогика, 4) экспериментальная педагогика, которую поспешно и ложно отождествляют с педагогической психологией, пользующейся экспериментом; и, наконец, 5) педагогическая психология, которая должна существовать как особая наука, и совершенно напрасно некоторые авторы говорят о превращении педагогики в педагогическую психологию» [3, с. 45].

В преподавании историко-педагогических дисциплин важно даже не количество выделяемых часов (явно недостаточных) или специфика подбора материала в зависимости от специальности, а общие подходы в решении задач того или иного учебного курса, ориентированные, прежде всего, на мотивацию, повышение интереса студентов к изучаемому материалу.

Особую роль в решении этой проблемы играет понимание студентами универсальности историко-педагогических знаний, значимости истории образования и педагогической мысли как междисциплинарной науки, охватывающей, фактически, всю социокультурную дина-

мику общества, в мировоззренческой и профессиональной подготовке специалиста. История педагогики позволяет почувствовать резонансное звучание разных эпох, удивиться актуальности продуцированных ими идей, осознать масштаб деятельности великих просветителей, выявить и проследить традиции в образовании.

Только через освоение историко-педагогического знания можно представить в целостном виде процесс развития идей о природе человека и назначении педагогики, о базовых моделях отношений в образовательно-воспитательном процессе в виде определенной парадигмы (авторитарная, гуманная, личностная, когнитивная, технократическая, гуманитарная, эзотерическая, полифоническая педагогики; педагогика авторитета, манипуляции и поддержки, ненасилия, сотрудничества) и мн.др.

Всегда активно дискутируются проблемы развивающегося человека, природы его сознания и базовых ценностей в разные исторические эпохи, в разных цивилизациях и культурах. Студентам интересны исторические параллели, особенно при обсуждении каких-либо инвариантных идей. Рассматривая развитие аспектов педагогической антропологии, они узнают, например, что в кризисное время начала ХХ века в понимании содержания антропологического фундамента педагогики происходила дифференциация педагогических течений.

Через столетие, опять же в очень непростое время, заметны попытки обоснования необходимости антропологической образовательной парадигмы с её ценностными ориентациями на развитие сущностных сил человека во всём многообразии его связей с внутренним и внешним миром. Одновременно делается вывод, что вряд ли может существовать одна спасительная образовательная парадигма, как не может быть и самого надежного воспитательного метода.

Важнейшей проблемой остается осознание предмета истории педагогики как исторически развивающейся педагогической реальности, порождаемой духовной и предметно-практической деятельностью. Большой трудностью для студентов является ознакомление с категорией «пространство-время», поэтому их нужно учить историческому видению, способности путешествовать по цивилизациям и эпохам, понимать, что далекое может быть совсем рядом, оно понятно, противоречиво, интересно. Более того, необходимо формировать понимание того, что невозможно без истории педагогики решать педагогические задачи сегодняшнего дня.

Наиболее эффективны в мотивации студентов творческие задания, рефераты, курсовые и другие исследовательские работы. Обращенные к историко-педагогической тематике, они направлены на решение следующих исследовательских задач: научную реабилитацию, переоценку имен, идей и трудов почти забытых отечественных педагогов и психологов (К.Н. Вентцель, А.П. Нечаев, Г.И. Челпанов и др.). Установление значимости для развития педагогики идей известных деятелей физиологии и медицины (В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, И.А. Сикорский и др.). Здесь же мы говорим о возвращении в научный оборот наследия многих выдающихся педагогов и психологов, деятелей образования, идеи которых расходились с идеологическими установками советского периода. Важным является также соотнесение культурно-исторических смыслов, закладываемых в образовательные программы разных стран и в разные исторические периоды.

В качестве пояснения вновь обратимся к началу ХХ века, рассмотрев феномен экспериментальной педагогики. В то время на фоне общего экономического развития России прослеживается подъем общественно-педагогического движения, сопровождавшийся развитием педагогической мысли, с одной стороны, и попытками воплощения педагогических идей в практику, с другой. Широкое распространение получают идеи экспериментального изучения процессов воспитания.

Сторонники эксперимента ставили перед собой задачу "путем точного наблюдения проверить старые взгляды, пересмотреть установившуюся систему воспитания, изучить при помощи инструментальных методов применяемые в школе способы обучения и таким путем прийти на помощь педагогам". При этом они исходили из того, что фундаментом для построения научной педагогики должны служить точные данные из психологии, физиологии, гигиены и других наук о человеке. Фактически, это была дальнейшая продуктивная разработка идеи педагогической антропологии К.Д. Ушинского, ставившая российскую педагогику в ряд ведущих мировых научно-педагогических школ [16, с. 177-179].

Заметным явлением в мировой науке того времени являлась экспериментальная педагогика Германии, где выдающуюся роль играли В.А. Лай и Э. Мёйман, поддерживающие тесные связи с лидером российской экспериментальной педагогики А.П. Нечаевым.

В советский период направление экспериментальной педагогики

и ее деятели оценивались крайне отрицательно. В одном из самых распространенных учебников по истории педагогики, используемых до сих пор в вузах [9], студенты видят, что об экспериментальной педагогике России вообще ничего не говорится. В.А. Лай преподносится как сторонник педагогики «действия», причем в искаженном виде: он встал на реакционные позиции и воспевал германский национализм [9, с. 121-122]. Об Э. Мёймане также даются предвзятые и поверхностные суждения: он «выступил со статьями шовинистического и расистского характера» [9, с. 123-124].

Студенты находят и более жесткие оценки анализируемых работ педагогов, характерные для 1930-х годов, особенно после постановления «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Например, о В.А. Лае говорится, что он «один из представителей буржуазной, т.н. экспериментальной педагогики, основные положения и методы которой в большинстве случаев мало отличаются от принципов и методов разоблаченной постановлением ЦК ВКП(б) от 4^П 1936 лженауки педологии... На эти позиции Лай встал еще до широкого распространения в Германии гнусных фашистских расистских «теорий» и поэтому с полным правом может быть назван одним из предшественников фашистской педагогики и педологии» [10].

Важно, чтобы студенты правильно объясняли причины появления тех или иных оценок, видели последствия их применения в конкретных условиях.

Многоаспектным направлением студенческих исследований может стать изучение последствий тех или иных педагогических реформ, оценка отрицательного опыта непродуманных инноваций в образовании. Так, отказ от воспитательной функции школы в конце ХХ века через двадцать лет ярко проявился в отторжении молодежью традиционных ценностей в начале XXI века. Поэтому приходится говорить о необратимых изменениях социально-психологического портрета современного молодого человека в России, являющихся прямым следствием упущений в воспитательной политике. Возрождение российской образовательной системы может происходить только с учетом произошедших изменений психологии молодых людей, а не при их игнорировании и замалчивании. При этом исторический опыт в состоянии подсказать педагогам путь воспроизводства культуры и человека-гражданина обновлённой России.

Интересует молодежь тематика взаимосвязи политической и пе-

дагогической жизни страны. В этом плане особенно познавательна и поучительна, на наш взгляд, история педагогики начала и, особенно 20-х годов, ХХ века. В тот период ряд отечественных ученых, представлявших разные течения педагогической мысли, условно может быть объединен идейным неприятием принципа партийности школы и системы воспитания.

Исследования последних лет подтвердили, что научно-исследовательская работа и изучение первоисточников являются эффективным средством повышения мотивации студентов к изучению историко-пе-дагогических дисциплин.

В педагогическом образовании необходима, прежде всего, интеграция философского, исторического, историко-педагогического и педагогического знания для получения интегрального результата (философ, историк, педагог должны дополнять друг друга, выстраивая целостный образ Сократа, Платона, Аристотеля и т.п.). Историко-педагогический компонент может (и должен) использоваться на всех этапах педагогического образования. История педагогики для педагога содержит такую же широкую палитру смыслов, как и образование в целом для человека образовывающегося.

литература

1. Богуславский М.В. ХХ век российского образования. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 336 с.

2. Богуславский М., Корнетов Г. «Мы» и «они» в зеркале западной педагогики 20-30-х годов // Учительская газета. - 1992. - 27 окт.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

4. ЗеньковскийВ.В. История русской философии. - М.: Академический Проект, Раритет, 2001. - 880 с.

5. Ильин И.А. Яд партийности // Педагогическое наследие русского зарубежья. 20-е годы: Кн. для учителя. М., 1993. - С. 36-38.

6. КалашниковА.Г. Очерки марксистской педагогики. Т. 1. Социология воспитания. - М., 1929.

7. Каптерев П.Ф. О школьном самоуправлении // Педагогическая мысль.- 1921.-№ 1-4.

8. Каптерев П.Ф. Педагогика и политика // Педагогическая мысль.-1921.-№ 9-12.

9. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педа-

гогики: Учебник для студентов пед. ин-тов. - 5-е изд., доп. и перераб.

- М.: Просвещение, 1982. - 447 с.

10. Лай, Вильгельм Август: режим доступа http://ru.wikipedia.org/ wiki.

11. Лай В.А. Экспериментальная дидактика. - С.-Пб., 1914.

12. Лай В.А. Экспериментальная педагогика. - М.-Л., 1927.

13. Мёйман Э. Лекции по экспериментальной педагогике. Часть III.

- М., 1910.

14. Мёйман Э. Лекции по экспериментальной педагогике. Часть 1.

- М., 1911.

15. Научный Архив (НА) РАО. - Ф. 1. - Оп. 1. - Ед.хр. 175. - Л. 2.

16. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начало ХХ века. - М.: Педагогика, 1991. - 448 с.

17. Проблемы научной педагогики: Сб. первый. Педагогика и ее методология. - М., 1928.

18. Программы сельской начальной школы (1 - IV группы). - М.-Л., 1931.

19. Романов А.А. Опытно-экспериментальная педагогика первой трети XX века. - М.: Школа, 1997. - 304 с.

20. Рубинштейн М.М. Педагогическая психология в связи с общей педагогикой. - М., 1927.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.