Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ПАЦИЕНТА К ПРОВЕДЕНИЮ ГИГИЕНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ВРАЧОМ-СТОМАТОЛОГОМ'

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ПАЦИЕНТА К ПРОВЕДЕНИЮ ГИГИЕНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ВРАЧОМ-СТОМАТОЛОГОМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
83
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / МОТИВАЦИИ / ПАРОДОНТОЛОГ / ПАЦИЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Расулова М.М.

В последние десятилетия задача по повышению эффективности профилактики и лечения начальных форм воспалительных заболеваний пародонта приобретает большую значимость. Большинство врачей-стоматологов на пародонтологическом приеме, наряду с добросовестными, легко идущими на контакт пациентами, сталкивается со значительным процентом лиц, поведение которых наносит вред их собственному здоровью. Для специалиста все более необходимым становится распознавание причин и движущих сил поведения его пациентов. Из-за отсутствия достаточных знаний в области социально-медицинской проблематики, воздействие на пациента не всегда оказывается эффективным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Расулова М.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE PATIENT'S MOTIVATION TO CARRY OUT HYGIENIC MEASURES BY THE DENTIST

In recent decades, the task of improving the effectiveness of prevention and treatment of initial forms of inflammatory periodontal diseases has become increasingly important. Most dentists at periodontal appointments, along with conscientious, easy-going patients, are faced with a significant percentage of individuals whose behavior is harmful to their own health. It becomes increasingly necessary for the specialist to recognize the causes and driving forces behind the behavior of his patients. Due to the lack of sufficient knowledge in the field of social and medical issues, the impact on the patient is not always effective.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ПАЦИЕНТА К ПРОВЕДЕНИЮ ГИГИЕНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ВРАЧОМ-СТОМАТОЛОГОМ»

УДК.: 616.314.9-003-079.2

Расулова М.М. ассистент

кафедра пропедевтики стоматологических заболеваний Андижанский государственный медицинский институт

Узбекистан, Андижан

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ПАЦИЕНТА К ПРОВЕДЕНИЮ ГИГИЕНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ВРАЧОМ-СТОМАТОЛОГОМ

Резюме. В последние десятилетия задача по повышению эффективности профилактики и лечения начальных форм воспалительных заболеваний пародонта приобретает большую значимость. Большинство врачей-стоматологов на пародонтологическом приеме, наряду с добросовестными, легко идущими на контакт пациентами, сталкивается со значительным процентом лиц, поведение которых наносит вред их собственному здоровью. Для специалиста все более необходимым становится распознавание причин и движущих сил поведения его пациентов. Из-за отсутствия достаточных знаний в области социально-медицинской проблематики, воздействие на пациента не всегда оказывается эффективным.

Ключевые слова. Педагогические аспекты, мотивации, пародонтолог, пациент.

Rasulova M.M. assistant

department of propaedeutics of dental diseases Andijan State Medical Institute

Andijan city

INCREASING THE PATIENT'S MOTIVATION TO CARRY OUT HYGIENIC MEASURES BY THE DENTIST

Summary. In recent decades, the task of improving the effectiveness of prevention and treatment of initial forms of inflammatory periodontal diseases has become increasingly important. Most dentists at periodontal appointments, along with conscientious, easy-going patients, are faced with a significant percentage of individuals whose behavior is harmful to their own health. It becomes increasingly necessary for the specialist to recognize the causes and driving forces behind the behavior of his patients. Due to the lack of sufficient knowledge in the field of social and medical issues, the impact on the patient is not always effective.

Keywords. Pedagogical aspects, motivation, periodontist, patient.

Актуальность

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время врачи-стоматологи повсеместно сталкиваются с проблемой низкой заинтересованности пациентов в выполнении рекомендаций по гигиене рта, приему необходимых препаратов, выполнении рекомендаций по питанию[1]. В комплексе мероприятий, предотвращающих возникновение кариеса зубов и заболеваний пародонта, сохраняющих и укрепляющих здоровье человека, ведущее место занимает правильно организованная и регулярная гигиена полости рта (ПГПР)[2]. По мнению ведущих пародонтологов, ПГПР является первым шагом в комплексе лечебных мероприятий при ХГП и одним из важных моментов системы профилактики кариеса зубов и воспалительных заболеваний пародонта [6]. Она должна быть главенствующим мероприятием в работе врача -стоматолога терапевтического профиля, одним из основных методов лечения воспалительных заболеваний тканей пародонта[4]. Кроме того, ПГПР — профилактическая составляющая «различной» стоматологической помощи, на выполнение которой следует отводить при плановой санации полости рта не менее 60 минут врачебного приема [5,7].

Цель исследования: изучить особенности мотивации пародонтологических пациентов к проведению гигиенических мероприятий врачом-стоматологом, а также разработать стратегию повышения мотивации к первичной и вторичной профилактике заболеваний пародонта.

1.Рассмотреть специфику образовательной деятельности врача -стоматолога, направленную на повышение мотивации пациента к проведению гигиенических мероприятий.

2.В ходе эксперимента определить специфику мотивации пародонтологических пациентов к проведению гигиенических мероприятий в предоперационный период.

Материалы и методы исследования.

Методы исследования - анкетирование врачей и пациентов, опрос, эмпатическая беседа, интервью, педагогический эксперимент, стратегическое планирование.

Термин «мотивация» является междисциплинарным понятием. Мотивация - это процесс, определяющий движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения. Главным звеном мотивации является побуждение - поведенческое проявление удовлетворения своих потребностей. Для эффективной мотивации пациента врачу необходимо проявлять желание и уверенность в собственной квалификации. Специфика обучающей деятельности врача-стоматолога, направлена на повышение мотивации пациента к выполнению гигиенических мероприятий.

Педагогами и психологами были разработаны практичные и эффективные подходы, облегчающие налаживание контакта с пациентом: начинать общение необходимо с искреннего приветствия пациента; при общении стоит использовать простые и понятные слова; необходимо направлять разговор в русло, поддерживающее интерес пациента; необходимо демонстрировать внимание к словам пациента, так как такая тактика способствует получению нужной реакции и анализу индивидуальных привычек. Работая со стоматологическими пациентами нам необходимо создавать комфортную атмосферу во время приема, нельзя открыто возражать пациенту и допускать обвинений в его адрес. При выполнение пациентом гигиенических процедур по уходу за зубами необходимо его хвалить и вызывать в нем положительные чувства. За один визит не рекомендуется давать слишком много информации. При проведение диагностических мероприятий рекомендуется демонстрировать и объяснять все этапы пациенту. Язык общения должен быть доступным. Условия для первой консультации должны быть оптимальными.

Мотивация пациента как система внутренних и внешних мотивов, заставляющих человека поступать определенным образом, особенно при пародонтологическом лечении является необходимым условием для достижения результата.

Врач-стоматолог в процессе общения с пациентом может осуществлять образовательную деятельность, направленную на повышение мотивации пациента к проведению гигиенических мероприятий в полости рта. Необходима разработка специальной стратегии повышения мотивации пациентов к первичной и вторичной профилактике заболеваний пародонта, основанной на прин-ципиальной подготовке к ее реализации врача-стоматолога.

Нами была составлена оригинальная анкета для определения уровня и специфики мотивации пародонтологических пациентов к проведению гигиенических мероприятий врачом-стоматологом. Было проведено анкетирование 80 пациентов от 18 до 47 лет, потенциально нуждающихся в лечении заболеваний пародонта. Пациенты были поделены на группы по полу и возрасту. Анкетирование проводилось врачом-стоматологом во время 1 -го посещения.

В задачи исследования входил опрос врачей пародонтологов для выявления у них необходимых знаний по мотивированию и сопровождению пациентов на приеме. Также мы хотели понять, имеют ли они четкую стратегию по повышению мотивации пациентов к первичной и вторичной профилактике заболеваний пародонта.

Результаты исследования. Анализ результатов анкетирования предусматривал оценку положительных ответов на вопросы в 0 баллов, а отрицательные -1 балл. Далее баллы суммировались в итоговую оценку. В

ходе интерпретации полученных результатов обследованных, набравших менее 4 баллов, относили в группу с уровнем мотивации «выше среднего», от 5-8 баллов в группу со «средним уровнем», от 9-12 баллов в группу с уровнем мотивации «ниже среднего», от 13-16 баллов в группу с «низким уровнем» мотивации к стоматологическому лечению. Ответы пациентов на специальные, а также скрытые мотивационные вопросы, позволили врачу в непринужденной форме выявить пациентов, имеющих разный уровень мотивации к первичной и вторичной профилактике заболеваний пародонта, а так же к проведению гигиенических мероприятий. В группе пациентов с низкой мотивацией главным фактором обращения в клинику была необходимость проведения терапевтического лечения, при этом они также нуждались в лечении заболеваний пародонта.

Чуть меньше половины пациентов 43% имеют низкий уровень мотивации к уходу за полостью рта, почти одинаковый уровень мотивации испытывают пациенты со средним 29% и ниже среднего 27% уровня мотивации.

По окончанию курса лечения у пародонтолога, уровень пациентов с низкой мотивацией по ходу за зубами увеличился на 41%, также увеличился уровень мотивации пациентов с низким и средним уровнем мотивации соответственно до 33 и 35%.

Уровень мотивации врачей как врачей педагогов в 48% низок, средний уровень демонстрируют 31% врачей. Высоким уровнем мотивации владеют только 7% врачей стоматологов.

Выводы

Проведенное определение уровня и специфики мотивации пародонтологических пациентов к проведению гигиенических мероприятий врачом-стоматологом показало, что большинство пациентов 43% обладали недостаточным уровнем мотивированности к проведению гигиенических мероприятий, что негативно влияет на успех лечения. После проведения «Стратегии повышения мотивации пациентов к лечению и профилактике заболеваний пародонта» количество пациентов с низким уровнем мотивации сократилось до 2%.

Большинство опрошенных нами врачей пародонтологов 48%, оценили свой уровень готовности к психолого-педагогическому сопровождению пациентов как недостаточно высокий и хотели бы иметь дополнительную информацию по этой проблеме.

Использованные источники:

1. Вагнер, В. Д. Оценка эффективности профилактических мероприятий и профессиональной гигиены при лечении заболеваний пародонта/В. Д. Вагнер, З. Э. Ревазова // Вестник Национального медико-хирургического центра им. Н. И. Пирогова. - 2015. - Т. 10, № 3. - С. 95-102.

2. Зубкова, А. А. Социально-личностное развитие студентов медицинского вуза как педагогическое явление/А. А. Зубкова, Л. А. Ячменева //

Образовательный процесс: поиск эффективных форм и механизмов: сб. трудов Всероссийской научно-учебной конференции с международным участием, посвященной 82 годовщине КГМУ/под ред. В. А. Ла-заренко [и др.]. - 2017. - С. 245-249.

3. Ekstrand, K. Опыт проведения индивидуализированных программ профилактики кариеса зубов в Дании и России/K. Ekstrand, I. Kuzmina // Dental forum. - 2017. - № 4 (67). - С. 82-83.

4. Клинико-лабораторное обоснование применения лечебно-профилактической десенситивной зубной пасты с фторидом натрия молодыми пациентами/Т. М. Еловикова, Е. Ю. Ермишина, А. С. Кощеев, А. С. Приходкин // Проблемы стоматологии. - 2018. - Т. 14, № 2. - С. 5-11.

5. Еловикова, Т. М. Анализ самооценки стоматологического здоровья и стоматологической активности будущих врачей/Т. М. Еловикова, Н. С. Абрамова, А. С. Кощеев // Материалы XXIV Международного юбилейного симпозиума «Инновационные технологии в стоматологии», посвященного 60-летию стоматологического факультета Омского государственного медицинского университета: сборник статей/отв. ред. Г. И. Скрипкина. -2017. - С. 155-156.

6. Развитие системы оценки качества освоения компетенций при изучении пародонтологии на кафедре терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний УГМУ/Т. М. Еловикова, С. С. Григорьев, А. Ю. Степанова, М. Р. Улыбин // Вестник Уральского государственного медицинского университета. - 2019. - № 2. - С. 46-49.

7. Еловикова, Т. М. Формирование навыков научно -исследовательской работы студентов по терапевтической стоматологии/Т. М. Еловикова, С. С. Григорьев, Д. В. Сорокоумова // Актуальные вопросы стоматологии: сборник III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием/под ред. Л. М. Железнова. - 2019. - С. 89-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.